Вестник музыкальной науки 1 (15) 2017

Жанна Алийевна Лавелина

Кафедра теории музыки НГК: традиции и современность

Статья создана по материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки в системе российского музыкального образования: история и современность» (12–14 октября 2016 г.), посвященной 60-летию Новосибирской консерватории. Кафедра теории музыки НГК – ровесница консерватории – по праву считается одной из фундаментальных структур вуза. Ее первоначальный состав укомплектовывался выпускниками, приехавшими из Москвы, Ленинграда, Киева, Львова, Минска, Ташкента и других городов. Среди ее основателей – известный музыковед, ученый Юзеф Гейманович Кон, сформировавший музыкально-теоретическую школу высокого класса. Его ученики (профессора Л. В. Александрова, Г. А. Демешко, А. Г. Михайленко, Т. С. Сорокина) также внесли весомый вклад в развитие вуза. Сегодняшний состав кафедры в большинстве своем – выпускники НГК: четыре доктора и девять кандидатов искусствоведения. Деятельность всех членов направлена на сохранение и развитие традиций школы теоретического музыкознания, заложенной педагогами, стоявшими у истоков кафедры теории музыки.

Ключевые слова: Новосибирская консерватория, кафедра теории музыки, Ю. Г. Кон, научная проблематика, Т. С. Сорокина.

 

Марина Юзефовна Дубровская

Восточные и западные горизонты четвертьвековой деятельности кафедры этномузыкознания

В статье предметно рассматривается история возникновения и развития важных сфер многовекторной научно-педагогической деятельности педагогов, студентов, аспирантов, магистрантов и докторантов кафедры этномузыкознания, основанной в Новосибирской консерватории в 1990 г. Под восточными горизонтами подразумеваются многолетние музыкально-востоковедные исследования, нацеленные на малоизученные феномены традиционного и композиторского творчества народов Зарубежного Востока. Впервые представляемый хронологический список востоковедческих дипломных и диссертационных работ, выполненных на кафедре этномузыкознания с 1992 по 2014 гг. аргументирует весомость реализации данной проблематики. Западные горизонты научной работы коллектива обусловлены насущной необходимостью раздвижения амбитуса «сибирского» до общероссийских масштабов в проводимых изысканиях, когда под «Западом» воспринималась европейская часть России, – метрополия сибирских переселенцев. Необозримость перспектив данного вектора исследований продемонстрирована на примере изысканий автора в сфере музыкального наследия коренных народов Крыма, в частности, крымских караимов. Актуализирует работу в данном направлении отсутствие качественной фиксации представителями российской фольклористики образцов, репрезентирующих сохранившиеся в живом бытовании жанры караимского музыкального фольклора. В этой связи применение на новом этническом материале новейших аналитических методик, разработанных специалистами кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, безусловно, сможет открыть новые исследовательские перспективы отечественной музыкальной тюркологии.

Ключевые слова: Новосибирская консерватория, кафедра этномузыкознания, востоковедческие квалификационные работы, наследие крымских караимов.

 

Людмила Павловна Робустова

Кафедра музыкального образования
и просвещения: история, традиции, тенденции нового времени

Статья посвящена вопросам формирования, становления и развития кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки от истоков до наших дней. В ней отражены сущностные процессы и явления, связанные с основной деятельностью – подготовкой педагогов-музыкантов. Раскрыта ситуация, которая обусловила необходимость универсализации обучения студентов разных специальностей. Идея создания смежно-профилированной кафедры, т. е. дающей правильное направление деятельности студентам всех факультетов, возникла не сразу, а созревала постепенно на протяжении более чем десятилетней истории существования консерватории. Открытие в 1969 г. кафедры создало оптимальные условия для поэтапного обучения в соответствии с квалификационными требованиями подготовки педагогов-музыкантов. Тогда же были сформулированы основополагающие принципы и подходы, определены формы и методы работы педагогов и студентов, которые на сегодняшний день также актуальны. Однако традиции не только сохраняются, но развиваются и видоизменяются, что является непременным условием их существования на новых исторических этапах. Статья раскрывает особенности развития кафедры, в деятельности которой выделяются несколько периодов. Автор сосредоточивает внимание на первых годах (1969–1971), далее рассматриваются 1970, 1980, 1990 и 2000-е гг. Параллельно историческим сведениям и событиям анализируются происходящие процессы, ставятся и рассматриваются проблемы, обусловленные современными перестроечными тенденциями, показывается деятельность многих педагогов кафедры и вуза, достижения и вклад которых имеет большое значение для консерватории.

Ключевые слова: кафедра, педагогическая подготовка, педагогическая практика, педагогическая квалификация, педагог-музыкант, традиции, новаторство, преемственность поколений, музыкальная педагогика, методика.

 

Наталья Владимировна Леонова

Музыкально-этнографические традиции сибирских переселенцев: из истории изучения
в Новосибирской консерватории

В статье рассматриваются квалификационные работы студентов-музыковедов Новосибирской консерватории, выполненные на материале записанного в Сибири музыкального фольклора некоренных для региона народов. Основная задача – показать историю становления этномузыкологического направления в научной работе студентов, что подготовило формирование одного из важнейших современных разделов в области изучения традиционной музыкальной культуры Сибири. Автор анализирует состав научных руководителей дипломных исследований, начиная с А. М. Айзенштадта и Т. А. Роменской; характеризует особенности проведения на сибирском материале основных форм и методов этномузыкологической работы, таких как полевые исследования, обработка и первичное описание отобранного материала, использование метода сравнительного изучения; выделяет период 1980-х гг., связанный с практическим освоением студентами особенностей аутентичного фольклорного пения; обращает внимание на период 1990-х гг., на протяжении которого, благодаря образованию специальной кафедры этномузыкознания  и открытию в Новосибирской консерватории совета по защите диссертаций, резко повышаются требования к уровню выполнения квалификационных работ, наиболее перспективные из которых развиваются в диссертационные исследования.

К статье прилагаются хронологические списки дипломных и диссертационных работ, выполненных в Новосибирской консерватории.

Ключевые слова: Новосибирская консерватория, научная деятельность, квалификационные работы, этномузыкознание, сибирские переселенцы.

 

Галина Борисовна Сыченко

Изучение музыкальных культур коренных народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирской консерватории

В статье рассматривается история изучения музыкальных культур коренных народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирской консерватории. Дается периодизация и краткая характеристика каждого из выделенных этапов. Основной фактологический материал – выполняемые студентами, магистрантами, аспирантами и докторантами квалификационные работы, а также преподавателями и сотрудниками научные проекты, что обосновывается спецификой вузовской науки.

Выделено четыре этапа. Начальный продолжался примерно четверть века. Музыкальная культура сибирских народов изучалась с позиций методологии классического музыкознания. Работы студентов были немногочисленны. Лишь в конце периода появляются работы фольклористической направленности.

Первый этап (1983–1992) связан с работой в консерватории Ю. И. Шейкина. Основные результаты: подготовка выпускников – исследователей ТМК коренных народов Сибири, создание материальной базы, установление регулярной экспедиционной деятельности, создание фонограммархива, развитие этномузыкологического подхода в изучении, установление связей с Сибирским отделением Академии наук СССР.

Второй этап (1992–2009) связан с организацией кафедры этномузыкознания и деятельностью В. В. Мазепуса. В это время в НГК действует коллектив исследователей, проводится интенсивная собирательская деятельность, создаются оригинальные научные концепции и методы исследования, выполняются многочисленные научные проекты, укрепляются связи с СО РАН и другими научными центрами, развиваются разнообразные международные связи, читаются спецкурсы и факультативы, воспитывается третье поколение этномузыковедов-сибиреведов, готовятся квалифицированные научные кадры для национальных регионов.

Третий этап (2009–2016) характеризуется, с одной стороны, выходом ряда крупных публикаций и многочисленных статей преподавателей кафедр этномузыкознания и образования и просвещения, ведущих углубленные исследования песенных, эпических и обрядовых традиций, с другой – сокращением учебных курсов и организационных структур, связанных с исследованием музыки сибирских народов, резким сокращением числа студентов и аспирантов, занимающихся изучением музыки коренных народов и постепенным затуханием экспедиционной деятельности.

Ключевые слова: коренные народы Сибири и Дальнего Востока, традиционная музыкальная культура, история изучения, периодизация.

 

Борис Александрович Шиндин

Формирование музыкальной медиевистики
в Новосибирской консерватории

Статья посвящена процессам становления в НГК научного направления «Музыкальная медиевистика», рассмотренных в многообразных ракурсах. Среди них научная и экспедиционная деятельность Отдела редких книг и рукописей ГПНТБ, Древлехранилища Пушкинского дома, соответствующих кафедр Новосибирской и Ленинградской консерваторий. Особое влияние на процессы оказали известные ученые такие, как Д. С. Лихачёв, А. М. Панченко. Главной фигурой, способствующей становлению сибирской музыкальной медиевистики, стал М. В. Бражников, создавший известную школу музыковедов-древников.

Ключевые слова: музыкальная медиевистика, археографические экспедиции, Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ, Древлехранилище Пушкинского дома, Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, М. В. Бражников.

 

Ольга Александровна Светлова

О новом направлении в музыкальной медиевистике Новосибирской консерватории

В статье рассматриваются особенности формирования и развития научного направления в рамках новосибирской медиевистической школы, связанного с изучением певческих традиций сибирского старообрядчества. Определяются благоприятные исторические, географические, конфессиональные факторы, способствовавшие возникновению данного направления. Автор акцентирует внимание на развитии научного интереса новосибирских музыковедов к живой традиции древнерусского пения, существующей в сибирском старообрядчестве. Ее активное изучение началось в 1990-е гг. студентами и аспирантами Новосибирской консерватории под руководством исследователя-медиевиста, заведующего кафедрой истории музыки Б. А. Шиндина – ученика и последователя выдающегося отечественного ученого М. В. Бражникова. За масштабной экспедиционной работой последовало обобщение научных результатов в виде дипломных работ и диссертационных исследований учеников Б. А. Шиндина, подготовка и публикация научных и учебно-методических трудов, организация конференций, а также совместные с Хором певчих старообрядческих приходов Сибири творческие мероприятия. Исследование традиций старообрядчества в течение последних двадцати лет стало одним из ведущих направлений научной деятельности Новосибирской консерватории в рамках приоритетной комплексной темы «Музыкальная культура Сибири».

Ключевые слова: музыкальная медиевистика, старообрядчество, Новосибирская консерватория, профессор Б. А. Шиндин, музыкальная культура Сибири.

 

Татьяна Генриховна Казанцева

Музыкально-археографические экспедиции Новосибирской консерватории: итоги и перспективы

В статье рассматривается экспедиционная деятельность музыковедов-медиевистов Новосибирской консерватории, которая насчитывает почти полвека. В истории полевых исследований живой богослужебной певческой практики сибирского старообрядчества выделяется несколько периодов. Первый период (середина 1960-х – начало 1990-х гг.) характеризуется участием студентов НГК в комплексных экспедициях молодой сибирской археографии. Второй (1992–2003 гг.) – отмечен наибольшей интенсивностью собирательской деятельности, целенаправленным изучением устных певческих традиций старообрядцев разных согласий обширного региона, появлением значительного числа научных исследований. Третий период (от 2003 г. до настоящего времени) можно определить как этап окончательного сложения традиций полевых музыкально-археографических исследований, которые носят исключительно комплексный характер, проводятся в тесном контакте с представителями исторической и филологической наук.

В результате многолетней полевой работы сформировано фактически полное представление о богослужебно-певческой культуре сибирского старообрядчества в ее типологическом единстве и локальном разнообразии, составлена «карта» распространения локальных традиций, установлена история их формирования, проанализированы причины возникновения локальных вариантов трактовки знаменного распева. Перспективными в настоящее время являются пролонгированные исследования отдельных локальных традиций. Этот подход позволит перейти от описания состояния традиций в конкретный исторический момент к анализу процессов их эволюции или трансформации.

Ключевые слова: полевая музыкальная археография, старообрядчество Сибири, знаменная монодия, устные локальные традиции.

 

Борис Александрович Шиндин,
Анастасия Александровна Мальцева 
Об изучении музыки Возрождения и Барокко в Новосибирской консерватории

 

В статье говорится о том, что музыкальная культура Возрождения и Барокко была и остается предметом пристального научного внимания музыковедов Новосибирской консерватории. Авторы статьи анализируют тематику докладов конференций, посвященных старинной музыке («Старинная музыка» (1969, 1979), «Европейская музыка доклассической эпохи (к 300-летию И. С. Баха и Г. Ф. Генделя)» (1985) и «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы теории, истории и практики» (2014)), дипломных работ и диссертаций. Затронуты также публикации преподавателей консерватории: монографии, учебные пособия, статьи, в особенности, в изданиях Новосибирской консерватории («Научно-методические записки», «Сибирский музыкальный альманах», «Вестник музыкальной науки»). В статье отмечены особенное внимание в 1970–1980-е гг. к наследию И. С. Баха, неугасающий интерес преподавателей и студентов консерватории к музыкальной культуре Ренессанса и Барокко, результативность разработки этой проблематики в XXI в.

Ключевые слова: Новосибирская государственная консерватория, Барокко, Возрождение, старинная музыка.

 

Галина Анатольевна Ерёменко

Современная музыка в учебно-образовательном процессе Новосибирской консерватории

В статье представлены учебные дисциплины в вузовском музыкальном образовании, связанные с изучением музыки ХХ в. Материал освещен в историко-хронологическом аспекте, с учетом региональных особенностей организации учебного процесса. В обрисовке дисциплин музыкально-исторического цикла внимание уделяется их роли в образовании музыковедов и музыкантов-исполнителей. Характеризуются задачи и содержание учебных курсов, особенности освоения студентами современной музыки на разных временных этапах. Показана динамика изучения музыкального искусства ХХ в. в классе по специальности студентов теоретико-композиторского факультета, тематика дипломных работ. Кратко представлена разработка проблем современного композиторского творчества в научной работе преподавателей Новосибирской консерватории.

В изложении использованы сведения из личного архива автора статьи, в течение долгих лет преподававшего дисциплины по проблемам современного музыкального искусства.

Ключевые слова: современная музыка, образование, учебный процесс, дисциплина, музыкант-исполнитель, музыковед, композитор, дипломная работа, диссертация.

 

Николай Сергеевич Бажанов

Курс «История фортепианного исполнительского искусства» в Новосибирской консерватории

Статья посвящена истории чтения курса «Фортепианное исполнительство» в Новосибирской консерватории за 60 лет. Три этапа истории этого курса связаны с именами лекторов: Е. М. Зингера, Н. И. Мельниковой, Н. С. Бажанова. История чтения отдельных курсов оказывается на периферии общей истории вуза. Такую историю труднее восстановить, поскольку это не история отделов вуза с их документальной базой, а история мастерства и личных профессиональных качеств самого лектора. Курс «История фортепианного исполнительства» в Новосибирской консерватории принадлежит общей истории исполнительского музыкознании России.

Ключевые слова: история фортепианного исполнительства, курс истории фортепианного исполнительского искусства, Новосибирская консерватория, Р. В. Геника, Е. М. Зингер, Н. И. Мельникова, медиакурс, электронный учебник, хрестоматия.

 

Екатерина Константиновна Карелина

Роль Новосибирской консерватории
в формировании творческой интеллигенции Тувы

Статья посвящена значению Новосибирской консерватории в процессе формирования творческой интеллигенции Тувы. Собраны сведения о выпускниках разных поколений различных факультетов консерватории, работавших в республике и ставших активными участниками развития музыкальной культуры Тувы. Рассматривается влияние исполнительских, композиторской и музыковедческой школ Новосибирской консерватории на профессиональный рост академических видов музыкального исполнительского искусства, развитие авторского творчества и музыкознания в Туве. Наиболее активным периодом взаимодействия консерватории с тувинской музыкальной культурой стали 1970–1980-е гг.

Ключевые слова: Новосибирская консерватория, Тува, творческие кадры, музыкальная культура.

 Вестник музыкальной науки 1 (15) 2017
Вестник музыкальной науки 1 (15) 2017
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.