Шиндин Б. А.
О некоторых итогах и перспективах работы над комплексной темой научных исследований «Музыкальная культура Сибири»
Статья посвящена перспективам работы над актуальной для сибирского музыкознания комплексной темой научных исследований. В качестве основополагающей автор выдвигает идею выработки целостной концепции развития сибирской музыкальной культуры. Представленная многообразными явлениями традиционной и академической сферы, в концептуальном ключе она может быть рассмотрена с точки зрения такого понятия, как «региональная культура».
Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, коллективная монография, методология музыкознания, региональная культура, европеизация искусства.
Дубровская М. Ю.
К методологии исследования традиционной музыкальной культуры в аспекте религиозного синкретизма
Статья посвящена методологическим проблемам современного этномузыкознания, связанным с исследованием проявлений религиозного синкретизма в сакральной музыкальной обрядности азиатских культур буддийского пространства. Материалом служат неисследованные явления музыкального синкрезиса в современном бытовании японского синто. Реконструкция их истоков в эзотерических ритуалах сюгэндо, буддизма и несторианства демонстрирует вектор тысячелетних взаимодействий мировых религий с автохтонными культами Евразии.
Ключевые слова: музыкальная синтология, обрядность, буддизм, религиозный синкретизм, традиционная музыкальная культура Японии.
Исмагилова Е. И.
Исполнительские комментарии как источник информации о музыкальном фольклоре народов Сибири
Статья посвящена проблеме полевой фиксации музыкального фольклора на современном этапе его существования. Рассматривается значение рассказов исполнителей о различных аспектах традиционной культуры для получения целостного представления о фольклорно-этнографическом контексте бытования песенных образцов. Статья содержит примеры подобных комментариев, записанные от представителей коренных (алтайцы) и переселенческих (чуваши, белорусы, русские) этносов Сибири.
Ключевые слова: полевая фольклористика, музыкальный фольклор, традиционная культура коренных и переселенческих этносов Сибири.
Кан-оол А. Х.
Исполнительские особенности народных песен эрзинских тувинцев: к проблеме исследования
Статья посвящена проблеме исполнительства песенной традиции эрзинских тувинцев. На основе исследований по исполнительству, анализа полевых материалов и наблюдений автор предлагает предварительную типологию исполнительства. Выявлены пять типов исполнителей, дана каждой категории подробная характеристика манере исполнения песен и определен преобладающий тип. Обозначенные направления исполнительского аспекта песенной традиции являются перспективными, поскольку они привлекают внимание к проблемам аутентичности, сохранения традиционного репертуара и его обновления.
Ключевые слова: эрзинские тувинцы, исполнительство, певцы-исполнители, манера исполнения, традиционный фольклор, песенная традиция, типология, социокультурный аспект, традиционный репертуар, аутентичность.
Золотухина А. В.
Сахюусан, даалга, сагаан шухэртэ: опыт анализа бурятской ламаистской службы (г. Новосибирск)
В статье содержится комплексное описание бурятской ламаистской службы, включающей ритуалы сахюусан, даалга, саган шухэртэ. Анализ основывается на разработанной ранее автором статьи методологии, опирающейся на аутентичную музыкальную теорию и современное этномузыкознание.
Ключевые слова: буддизм, ламаистская служба, Сахюусан, Даалга, Сагаан Шухэртэ, дон, та, ян.
Карнаухова В. А.
«Шубертиана» А. Ф. Мурова: диалог в форме транскрипции
В статье рассматриваются особенности партитуры «Шубертианы» крупного отечественного композитора А. Ф. Мурова. Задуманная автором как оркестровая транскрипция вокального цикла Ф. Шуберта «Зимний путь» и вписываясь в контекст шубертианской традиции, сформировавшейся в отечественной музыке второй половины ХХ века, партитура А. Ф. Мурова отличается подчеркнутым ощущением трагизма, авторским переосмыслением шубертовской лирики в философском ключе.
Ключевые слова: «Шубертиана», жанр, транскрипция, традиция, интерпретация, диалог, авторство, концепция, оркестровый стиль.
Гончаренко С. С.
Транскрипции как область творчества новосибирских композиторов
Автор излагает основные положения современной теории транскрипции – специфического вида творческой деятельности музыкантов-исполнителей и композиторов, предлагает оригинальную систематику видов транскрипций. В статье содержится обзор транскрипций, созданных в 1970 – 2000-е годы новосибирскими композиторами А. Муровым, Ю. Шибановым. Ю. Юкечевым, С. Тосиным, С. Кравцовым и другими. Техника транскрипции (адаптация, редукция, амплификация) показана на примере оркестровых транскрипций А. Попова.
Ключевые слова: транскрипция, аранжировка, оркестровать, жанр, трансформация, фактура, тембр, адаптация, редукция, амплификация.
Пыльнева Л. Л.
Проблема «школы» в творчестве композиторов Бурятии, Тувы и Якутии
Понятие «композиторская школа» стало универсалией отечественного музыкознания. Творчество композиторов любого региона может быть рассмотрено в рамках данного понятия. В статье анализируются опусы композиторов Бурятии, Тывы и Якутии. Выявлена специфика национального, которая представляет собой систему признаков: семантику интонаций и жанров, мировоззрения и проблематику, отраженные в произведениях.
Ключевые слова: композиторская школа; музыкальная культура Бурятии, Тувы, Якутии; творчество сибирских композиторов.
Молчанов А. С.
Категоризационные аспекты композиторского мышления (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина)
Статья посвящена вопросам музыкальной категоризации. Особое внимание уделено процессу кодирования, переводу немузыкальной информации в систему нотной записи с последующей ее репрезентацией. Данный процесс рассмотрен на примере Концерта-симфонии для баяна с оркестром «Aescis» новосибирского композитора Сергея Тосина.
Ключевые слова: музыкальное мышление, категоризация, код, стереотип, «непосредственная информация», техника композиции, музыкальная серия, символ.
Медведев Д. А.
Концерты для баяна сибирских композиторов: проблемы изучения
В статье излагается история жанра баянного концерта в сибирском регионе, приводятся факторы, повлиявшие на его развитие. Речь идет о концертах (В. Денбского, З. Бляхера, О. Проститова и других композиторов), созданных в период конца 1940-х – начала 2010-х годов. Автор ставит задачу системного изучения концертов, музыкального тематизма, композиции, тембровой драматургии. Автор приводит краткий анализ Концерта для баяна и струнного оркестра «Arcangelo» (2002) С. Тосина. В приложении дается Хронологическая таблица.
Ключевые слова: сибирские композиторы, концерт для баяна, баянное исполнительство, баянный репертуар.
Ларионова А. С.
К проблеме создания учебно-методического пособия по якутскому музыкальному фольклору
Для повышения уровня музыкального образования и расширения поля знания профессионального музыканта необходимо вводить курсы по музыкальной культуре народов Сибири, в том числе якутов. В этом отношении актуальным становится разработка учебно-методических пособий, которые должны содержать курсы лекций, охватывающие все разнообразие музыкального фольклора народа саха, тестовые, контрольные и экзаменационные задания.
Ключевые слова: региональная специфика, музыкальное образование, национальная культура, фольклор, стиль, жанр, курс лекций.
Монгуш У. О.
Музыкальные термины тувинского языка в образовательной практике
Статья посвящена терминологической проблеме в разных сферах музыкальной культуры Тувы: педагогической, исполнительской, а также в методических работах преподавателей Кызылского колледжа искусств. Опираясь на учебники музыки композитора-песенника А. С. Танова, автор ссылается на документ, который хранится в научном архиве Тувинского института гуманитарных исследований, ныне публикуемый впервые.
Ключевые слова: музыкально-педагогическая практика, языковая ситуация в Туве, музыкальные понятия и термины, музыкальная культура Тувы.
Берлянчик М. М.
Кафедра струнных инструментов Новосибирской консерватории (из истории музыкального образования в Сибири)
Рассматривается процесс становления новосибирской смычковой школы и ее известные достижения. Раскрыты индивидуальные особенности педагогического мастерства преподавателей, тематика научно-методических работ.
Ключевые слова: смычковая педагогическая школа, методологические основы, принципы обучения и воспитания исполнителя.
Морозова Н. Е.
Поколение пианистов г. Иркутска 60-х годов XX столетия: творческий портрет в интерьере времени
В статье показано, как характерные черты социально- культурной атмосферы России 60-х годов проявляются в жизни Иркутска. Обозначены региональные традиции фортепианного исполнительства, которым следуют музыканты профессиональных учебных заведений. Выделены основные черты исполнительской деятельности пианистов Иркутска, описаны новые формы концертов в прямом эфире на иркутском телевидении, инновационные подходы к фортепианному репертуару. Обзорно определен исполнительский стиль ведущих пианистов, более подробно охарактеризована концертная деятельность Д. И. Баскова.
Ключевые слова: фортепианное исполнительство, поколение, преемственность, музыкальная инфраструктура, исполнительский стиль, исполнительские акции, интерпретация, интонация, индивидуальные творческие притязания.
Карелина Е. К.
Самодеятельное творчество как объект музыковедческого исследования
В статье рассматриваются проблемы изучения самодеятельного композиторского творчества, актуальные для музыкальных культур многих регионов России. На материале тувинской музыки предлагается типология авторского творчества. Феномен самодеятельного творчества требует междисциплинарного подхода и выработки специальной методологии исследования.
Ключевые слова: композиторское творчество, художественная самодеятельность, музыковедение, типология творчества, методология.
Балакина Е. И.
«Закон о начале» как методологическая основа современных гуманитарных культурологический исследований Сибири
В статье раскрывается актуальная для современных исследований Сибири проблема изучения региона как особой культурно-исторической целостности. На основе открытий синергетики и смежных наук автор формулирует «закон о начале» как эффективный методологический подход к осмыслению сущности феномена Сибири в системе культуры.
Ключевые слова: культура Сибири, «закон о начале», синергетика, аттрактор, гуманитарные науки, целостность, Сибирь как феномен культуры.
Дмитриенко А. Н.
Встреча эпического героя с противником: модели поведения соперников в бурятских улигерах
Статья посвящена выявлению в эпических сказаниях бурят моделей поведения богатыря и его врага – мангадхая – во время битвы. Эпизод битвы рассмотрен в трех аспектах: вербальном, действенном, психологическом. Автор считает, что модель поведения персонажей указывает на такие духовные ценности бурятского народа, как: мирная спокойная жизнь на родной земле, благополучие рода, слава и авторитет в народе, любовь к другу и ненависть к врагу.
Ключевые слова: бурятский эпос, улигер, богатырь, мангадхай, борьба, модель поведения, духовные ценности.
Царёва Е. С.
Музыкально-просветительская деятельность военнопленных Первой мировой войны в Сибири (на примере Красноярска)
В статье рассматривается музыкально-просветительская деятельность военнопленных Первой мировой войны в Сибири с 1914 по начало 1920-х годов. Опираясь на ряд неопубликованных источников, автор сосредоточил свое внимание на событиях музыкальной жизни Красноярска этих лет, вместе с тем результаты анализа научных исследований позволяют говорить о схожей музыкальной ситуации во многих других городах сибирского региона.
Ключевые слова: военнопленные Первой мировой войны, Сибирь, музыкальная жизнь, музыкальная культура.
Прыгун Е. В.
Страницы музыкальной культуры Красноярска XIX века
В XIX веке Красноярск активно развивался в качестве административного и промышленного центра. Купцы и промышленники в содружестве с городской интеллигенцией принимали участие в культурной жизни города в свободное время. В 1886 году в городе было создано Общество любителей музыки и литературы. Одним из его руководителей был выпускник Петербургской консерватории С. М. Безносиков. Он стал организатором и дирижером первого симфонического оркестра в Красноярске, состоявшего из 26 местных музыкантов. Оркестр исполнял части из симфоний, увертюры, а также арии и сцены из опер. С появлением концертного зала гастролеры стали активно посещать город.
Ключевые слова: городская музыкальная культура, классическая музыка, симфонический оркестр, дирижер, гастролеры, любители музыки.
Стрижова И. П.
Традиции и современное искусство. Творчество С. М. Меньшикова
Творчество Новосибирского художника С. М. Меньшикова (р. 1957) посвящено современному бытию человека в контексте культурных традиций прошлого. Он стремится выявить смысл жизни, взаимосвязь человека с предметным миром, историей.
При разработке своего художественного языка он опирался на опыт отечественного и зарубежного искусства, на традиции искусства Византии. С. Меньшиков работает в жанре сюжетной композиции, портрета, пейзажа, натюрморта. Использует технику живописи масляной краской или акрилом.
Ключевые слова: искусство, живопись, Сибирь, современность, традиции, Византия.

Вестник музыкальной науки 1 (1) 2013