Вестник музыкальной науки 1 (19) 2018

Шиндин Борис Александрович

Русская музыкальная культура ХVIII столетия как объект исследования

Статья посвящена историческим аспектам изучения отечественной музыки ХVIII столетия. В силу ряда обстоятельств этот пласт культуры, практически не исследованный в ХIХ в., стал объектом внимания музыковедов только в ХХ в. В немногочисленных работах первой половины столетия только наметились подходы к системному описанию нарождающейся культуры нового времени. Эти подходы в полной мере были реализованы во второй половине столетия в трудах Т. Н. Ливановой, Ю. В. Келдыша, Б. В. Доброхотова, С. С. Скребкова, М. Г. Рыцаревой, Т. Ф. Владышевской, Е. М. Левашёва и др. В 1972 г. началась публикация «Памятников русского музыкального искусства»: изданы партитуры опер В. А. Пашкевича, Д. С. Бортнянского, М. М. Соколовского, Е. И. Фомина, русская вокальная лирика ХVIII в., в том числе сборник Г. Н. Теплова «Между делом безделье». Описанию культуры ХVIII в. посвящены второй и третий тома издаваемой в 1980-е гг. «Истории русской музыки».

Изучение музыкальных проблем ХVIII столетия происходило в контуре трехуровневой системе: открытии новых и уточнении уже известных источников, их введении в научный обиход путем публикация музыкальных памятников и посредством изысканий исследователей. Идеальное сочетание перечисленных факторов привело к блестящим результатам. Ни ранее, ни позднее отечественная музыкальная культура ХVIII в. не получила столь целостного и проблемного освещения. Важно отметить, что исследования музыковедов культурных традиций ХVIII в. явились естественной частью общего для гуманитарной науки процесса.

Ключевые слова: музыкальная культура ХVIII в., смена парадигмы, Барокко, Возрождение, литературоведение, пространственные искусства, музыковедение, Памятники музыкального искусства.

 

Шумилина Ольга Анатольевна

Мифы о Максиме Березовском причины появления и пути преодоления

Статья приурочена к 240-й годовщине со дня смерти Максима Березовского – одного из немногих документально подтвержденных фактов биографии композитора. Рассматриваются и опровергаются неправдивые сведения о жизни и творчестве Березовского, глубоко укоренившиеся в историографии и принимаемые всеми за подлинные биографические сведения. Исследование основано на изучении прижизненных документальных материалов, что дало возможность для опровержения ошибочных сведений и реконструкции настоящих событий творческой биографии Березовского. Указаны причины, по которым эти события в дальнейшем подверглись свободной интерпретации, что и послужило отправной точкой к появлению мифов. Опровергаются: 1) служба Березовского в Придворной певческой капелле; 2) отсутствие у Березовского работы и средств к существованию в период, последовавший после возвращения из Италии в 1773 г.; 3) самоубийство из-за неустроенности, невостребованности, отсутствия достойной работы и денег; 4) создание концерта «Не отвержи мене во время старости» при тяжелых жизненных обстоятельствах, незадолго до самоубийства; 5) стереотипное мнение о том, что все свои концерты Березовский писал в манере концерта «Не отвержи…» и что всем известный нотный текст этого концерта является подлинным.

Ключевые слова: Максим Березовский, события биографии, прижизненные документы, миф, мифотворчество.

 

Серегина Наталья Семеновна

Перевод либретто оратории Г. Ф. Генделя  Alexander’s Feast» (HWV 75 «Пир Александра») И. С. Федосеева

Ода Джона Драйдена «Alexander’s Feast or The Power of Music» («Пиршество Александра, или Сила музыки») (1697) – одно из самых известных стихотворений английского поэта. В 1736 г. Г. Ф. Гендель создал на текст его оды ораторию. В России перевод оды Драйдена впервые осуществлен А. Х. Востоковым (1804), затем А. Ф. Мерзляковым (1806). Третий перевод того же первоисточника сделан В. А. Жуковским в июне 1812 г. В 1977 г. появился перевод Э. Шустера для антологии «Библиотека всемирной литературы» (т. 41). Оратория Генделя была исполнена 18.06.2009 г. в Санкт-Петербурге. В аннотации к концерту был опубликован перевод либретто оратории Ф. Г. Генделя И. С. Федосеева. В статье дан краткий анализ этих переводов и приведен последний как возникший в русле генделевской традиции. Перевод оды Драйдена, выполненный Иваном Сергеевичем Федосеевым, должен занять в ряду исторически этапных переводов на русский язык этого произведения достойное место как поэтическое сочинение, выразившее взгляд музыканта высокого класса.

Ключевые слова: Г. Ф. Гендель, «Alexander’s Feast» (HWV 75), А. Востоков, А. Мерзляков, В. Жуковский, И. Федосеев.

 

Подоляк Мария Сергеевна

К вопросу музыкальной реконструкции «Комедии притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого: кант «О, горе мне, грешнику сущу» как часть спектакля

В данной статье представлен сюжет к реконструкции спектакля по школьной пьесе Симеона Полоцкого «Комедия притчи о блудном сыне» на материале канта «О, горе мне, грешнику сущу». Затрагивается тема связи первой школьной комедии Симеона Полоцкого, приуготовительной к Великому посту «Недели о блудном сыне» и канта «О, горе мне, грешнику сущу», принадлежавшему, по преданию, перу современника Симеона Полоцкого, Димитрию Ростовскому. Три разновеликих произведения имеют текстологические и тематические пересечения, в случае с театральной комедией и «Неделей о блудном сыне» обнаруживаются и хронологические параллели. В ходе подготовки исследования были обнаружены три ранее не опубликованные редакции канта XVIII и XIX вв. На основе пяти редакций канта «О, горе мне, грешнику сущу» из песенных сборников конца XVII–XIX вв. были выявлены особенности мелодики, структуры текста и рифмовки канта, обозначена линия трансформации мелодики, развивавшейся в течение трех веков. По мнению автора, обращение к канту «О, горе мне, грешнику сущу» оправдано, однако вопрос о том, какая именно редакция канта больше подойдет для реконструкции «Комедии притчи о блудном сыне», остается открытым.

 

Ключевые слова: Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский, комедия, блудный сын, реконструкция спектакля, канты.

 

Царёва Евгения Сергеевна

Становление академического инструментального исполнительства в Енисейской губернии и традиции музыкального европейского Барокко

В статье на основе исторических источников освещаются пути и формы проникновения в инструментально-исполнительскую сферу Красноярья музыкального языка Барокко, составляющего важнейшую ветвь общеевропейского академического искусства. Если распространение элементов новых традиций в духовной и отчасти бытовой песенной среде в Красноярье не было отделено «столетними дистанциями» от аналогичных процессов в метрополии России и хронологически началось во время расцвета стиля Барокко в отечественном искусстве, то местное инструментальное исполнительство значительно отставало и долгое время оставалось в фольклорной стихии. Первое знакомство с инструментальными традициями Барокко на красноярской земле состоялось еще в XVIII столетии посредством иностранных ссыльных и военнопленных, однако, для их укоренения в местной культурной почве потребовалось несколько веков. Становление академического исполнительского искусства в Красноярье получает мощный стимул с учреждением Енисейской губернии в 1822 г., интенсивным развитием городов и изменением их социальной структуры в пользу увеличения числа образованного населения, заинтересованного в потреблении общеевропейских художественных ценностей. Тем не менее, сочинения эпохи Барокко в репертуаре местных инструменталистов еще долгое время составляют «пропущенную фазу». Первое целенаправленное обращение красноярских музыкантов к наследию западноевропейского барокко приходится на начало советского периода в истории Енисейской губернии (1920–1921 гг.) и, одновременно, на первую крупную кульминацию всего предшествующего развития академических традиций в музыкальной культуре региона.

Ключевые слова: региональная музыкальная культура, академические традиции, инструментальное исполнительство, Барокко, Енисейская губерния, Красноярск.

 

Стемпняк Збигнев

Богословский и риторический контекст слов  и музыки в сольных концертах Барокко (на примере избранных композиций для низкого баса Иоганна Валентина Медера)

В настоящей статье автор, певец обладающий низким басом, подвергает анализу два произведения, написанные для баса соло и инструментального ансамбля: Jubilate Deo omnis terra и Gott, hilf mir denn das Wasser geht mir bis an die Seele, Иоганна Валентина Медера.

Главной целью было провести теологическую эгзегезу библейских словесных текстов (Псалмы 69 и 100), затем проанализировать корреляцию риторических фигур, применяемых в музыке, со словесным содержанием концертa, так как драматургия словесного текста выражается в музыкальном пласту произведения.

Сознательная интерпретация музыкального произведения, по мнению автора и других исследователей, должна опираться на глубокое понимание литературного текста, а в случае религиозного текста также его теологической экзегезы. Это знание должно вести к способности заметить отражение драматургии слова в музыкальном слое композиции. Исполнитель музыки Барокко, готовя произведения давних мастеров, должен ознакомиться также с риторическими фигурами, подчеркивающими драматургию словесного текста.

Подробный анализ избранных произведений Медера показал, что в музыкальной риторике Барокко применяются разные методы выражения эмоций, экспресии, отчерчивания значения слов. Музыкой пишутся образы, которые несут определенные слова. Очень важное риторическое значение имеют соответственно примененная пауза, повторение короткой фразы, музыкального отрывка или данного словa, а впоследствии количество повторений, употребление определенной тональности и смена тональности данного произведения. На риторику и символический смысл указывает также определенный метр и его смены.

И. В. Медер – композитор, певец, органист, кантор, был всесторонне образованным теологом. Используя в музыке риторические фигуры, образованные в эпохе Барокко, мастерски показал теологическую истину в библейских текстах Книги Псалмов.

Ключевые слова: музыка, древняя музыка, бас, Барокко, Библия, Книга Псалмов, теология, экзегеза.

 

Зайцева Лилия Александровна

Династия Куперенов. Фигуры и факты

Статья рассказывает о династии французских музыкантов XVII–XVIII столетий Куперенов. Собрав информацию из разных иностранных источников, в частности, английских и французских, автор впервые воссоздает полную картину возникновения династии Куперенов, начиная с ее основателя и до последнего представителя. На сегодняшний день отечественная музыковедческая литература не обладает полной и подробной информацией по заявленной теме. Статья основана на авторских переводах, в которых преследовалась попытка дополнить имеющиеся в отечественном музыкознании сведения об одной из крупнейших династий. Автором предложен метод хронологизации событий, который позволяет поэтапно проследить судьбы музыкантов рода Куперенов. В статье затрагиваются вопросы о происхождении фамилии французского семейства, географическое местоположение, сфера деятельности, творчество, окружение и быт музыкантов. Кроме того, автором используются любопытные сведения из жизни французского королевского двора под управлением Людовика XIV и уникальный цитатный материал современников эпохи. Автор находит интересные параллели между двумя великими династиями Куперенов и Бахов, которые существовали в один и тот же промежуток времени. Династия Куперенов, несомненно, является открытием новой страницы в отечественном музыковедении, что позволяет существенно расширить рамки рассматриваемой исторической эпохи.

Ключевые слова: Куперен, династия, Сен-Жерве, орган.

 

Смирнова Татьяна Вячеславовна

Сорочинская Татьяна Сергеевна

Итальянская соната в середине XVII в. (на материале инструментального собрания Бьяджо Марини, op. 22)

Актуальность обращения к заявленной теме обусловлена необходимостью конкретизировать сложившиеся представления о ведущем жанре инструментальной музыки Барокко – итальянской сонате – на раннем этапе его развития. Материалом исследования послужила коллекция инструментальной ансамблевой музыки одного из лидирующих музыкантов первой половины XVII в. Бьяджо Марини “Per ogni sorte di stromento musicale diversi generi di sonate, da chiesa, e da camera, a due, tre & a quattro <…> Opera 22”. Объектом исследования стали вошедшие в собрание 25 композиций   балетти, сарабанды, куранты, синфонии, сонаты и пассакалья, предметом исследования – их жанровые и композиционно-стилистические особенности. Обращение к этапному в истории жанра сонаты инструментальному собранию Марини, согласно общепринятой в музыковедческих кругах позиции, позволило не только составить панораму распространенных в музыкальной практике середины XVII в. инструментальных жанров и форм, нередко скрывающихся под общим названием «соната», но также уточнить часто используемые в современном музыкознании наименования «sonate da chiesa» и «sonate da camera» в отношении явлений инструментализма изучаемого периода.

Ключевые слова: соната, итальянская инструментальная музыка XVII века, Барокко, Бьяджо Марини.

 

Кауссе Ольга Гильермовна

«100 духовных концертов» Л. Виаданы: Ренессанс или Барокко

Статья посвящена популярному жанру Нового времени – концерту, возникшему на стыке двух эпох: Ренессанса и Барокко. Исследование базируется, прежде всего, на опусах Л. Виадана, а также на произведениях его современников (О. Векки, Дж. Габриели, Т. Л. де Виктории, Я. Свелинка), поскольку огромную роль в его развитии сыграл этот итальянский композитор «переломно-переходного» периода.

В статье предпринята попытка анализа жанра сквозь призму эпохи и стиля, а также осуществлен подробный разбор нескольких концертов из знаменитого сборника Л. Виаданы «Сто духовных концертов». Он опирается на методологию как отечественных, так и зарубежных ученых (специалистов в области ренессансной и барочной музыки). При этом учитываются две точки зрения (аутентичная и современная) и сочетаются два подхода (исторический и аналитический). Предметами исследования стали концерты Виаданы из трех разных книг, для различных исполнительских составов и с разными литургическими источниками.

В статье рассматриваются определенные аспекты данного явления. Дается краткое описание характерных признаков жанра в начале XVII столетия, а также представлены некоторые итоги изучения концертов Л. Виаданы.

Ключевые слова: Л. Виадана, концерт, Барокко, Ренессанс, форма, стиль.

 

Кириенко Ирина Вячеславовна

Лысенко Светлана Юрьевна

Программная музыка французских клавесинистов: к вопросу о методах анализа музыкальных произведений Барокко

В данной статье затрагивается актуальная проблема изучения программных инструментальных произведений эпохи Барокко в аспекте взаимодействия музыки с другими видами искусств. В связи с определенными трудностями анализа программной музыки эпохи Барокко авторами статьи предпринята попытка привлечения комплексной методологии. Актуальным для раскодирования музыкального содержания сочинений Барокко, по мнению авторов, является обращение к семантическому анализу музыкальных произведений, который открывает новые возможности для рассмотрения универсальных общехудожественных приемов изображения и выражения, накопленных эпохой Барокко в процессе активного взаимодействия искусств. Вместе с тем авторы предлагают использовать элементы метода синестетического анализа, который основывается на способности художественного мышления к межчувственным ассоциациям и позволяет выявить такие характеристики музыкального образа, которые находятся на пересечении различных чувственных модальностей. Благодаря такому системному свойству, как синестетичность, художественное мышление обладает объемностью, целостностью, «подключая» к звуковым компонентам музыкального образа визуальные, пластические, тактильные, гравитационные характеристики и интегрируя на глубинном уровне восприятия общие языковые элементы различных видов искусства – жест, цвет, точку, звук, контур и др.

На примере программного сочинения Ф. Куперена «Привлекательная» авторами предложено использование комплексной методологии в изучении программных сочинений музыки прошлых эпох. Высказывается предположение о том, что анализ музыкальных произведений в данном аспекте помогает более полно и объемно раскрыть смысл музыкального текста.

Ключевые слова: программная музыка Барокко, взаимодействие искусств, семантический анализ, синестетический анализ.

 

Карман Елена Витальевна

Версовые антемы Орландо Гиббонса

Статья посвящена жанру антема версового типа в творчестве Орландо Гиббонса. Прослеживается его развитие на рубеже XVI–XVII столетий в соответствии с общеевропейской тенденцией к усилению концертных качеств музыкальных композиций. Результатом анализа взаимодействия вербальной основы и архитектоники произведений, фактурных закономерностей, интонационно-тематического соотношения разделов стало выделение особенностей версового антема Гиббонса как репрезентанта стилистики раннего Барокко. Композитор использует сложившуюся модель жанра, обновляя ее изнутри. В группе антемов традиционного плана выявлены равномасштабные сольно-хоровые разделы, повторение в хоровых эпизодах вербального текста и интонационно-мелодического материала версового высказывания в новом фактурном изложении. Вслед за Бердом развивается тенденция к значительному масштабному преобладанию сольных участков, обогащенных чертами речитативного и ариозного пения с умеренным использованием виртуозных оборотов, и сокращению хоровых. Обращение к репризным (рефренным) композициям свидетельствует о претворении закономерностей песенного формообразования. Возросшее до восьми количество солистов позволяет отражать смысл словесного текста, используя разные комбинации голосов, зачастую с логикой последовательного прибавления солирующих партий; наряду с подвижным хоровым составом с включением приемов внутренней ансамблировки, вводится контрастный материал в смежные версовые / хоровые разделы.

Ключевые слова: англиканская музыка, версовый антем, Орландо Гиббонс, Барокко, композиция.

 

Кошелева Мария Александровна

«Любовь, приобретенная кровью и злодейством, или Нерон» Г. Ф. Генделя: об особенностях сюжетосложения

На фоне общего ренессанса барочной музыки, который начался в конце XX столетия, творчество Г. Ф. Генделя занимает одно из главных мест. Большинство его оперных сочинений высоко оценены музыкальными критиками и не случайно на сегодняшний день Гендель является одним из самых исполняемых композиторов далекой эпохи.

В данной статье предпринята попытка привлечь внимание к раннему оперному творению Г. Ф. Генделя, написанному в начале творческого пути для гамбургского театра «Gansemarkt». К сожалению, партитура полностью утрачена, но имеется либретто, благодаря которому, мы можем ознакомиться с поэтическим текстом и получить некоторые представления об этой опере. Помимо сведений об истории создания произведения, в рамках статьи главным образом выявляются особенности его сюжетосложения. Известно, что данное либретто послужило причиной весьма неоднозначной оценки оперы исследователями. И одним из факторов негативного настроя критиков стала его драматургия.

В либретто обнаруживается две сюжетно-драматургические линии, со свойственными им сюжетными мотивами: историко-политическая и любовная. Любопытно, что драматургической логикой и завершенностью обладает лишь первая. Вторая, являясь ведущей, стала «слабым звеном» в сюжетосложении. Статья раскрывает все эти особенности, выявляя достоинства и недостатки данного либретто.

Ключевые слова: Гамбургский музыкальный театр, опера Барокко, Гендель, Нерон, сюжетосложение, либреттология.

 

Бочкова Татьяна Рудольфовна

Органная соната эпохи Барокко: к истории появления жанра

В статье рассматриваются первые образцы клавирной сонаты конца XVII – первой половины XVIII в., непосредственно предназначавшиеся или подразумевавшие исполнение на органе. Здесь речь идет о вариативности выбора клавишного инструментария, определяемого «трендом» эпохи и подчеркиваемое названием сборников, «оттолкнувшихся» от одного из первых собраний подобно рода, который вышел в Париже в 1531 г. Это изданные П. Аттеньяном «Tabulatures pour le jeu des Orgues, Espinettes et Manicordions» («Табулатуры для игры на органах, спинетах и клавикордах»).

Эта традиция, распространенная во всех европейских странах, наиболее устойчиво проявила себя в Италии и закрепилась здесь очень прочно, поэтому особое внимание в статье уделяется именно итальянским образцам. В частности, своеобразному трактату-хрестоматии Адриано Банкьери «L’Organo suonarino» и собранию Джулио Чезаре Аррести «Sonate da organo di varii autori», которое считается одной из первых коллекций сонат (понимаемых как одночастные полифонические пьесы и представляющих собой популярные жанры эпохи – канцоны различного типа, ричеркары, каприччио) с однозначным указанием их исполнения на органе.

На примере этих собраний анализируются варианты интерпретации жанра в его изначальной мобильности, связанные с трактовкой понятия «соната» в барочной композиторской практике.

Ключевые слова: Барокко, органная соната, жанр, Дж. Ч. Аррести, А. Банкьери.

 

Опалей Елена Николаевна

Барочные традиции в духовном творчестве  И. Ф. Стравинского: на примере второй части «Симфонии псалмов»

В центре внимания данной статьи – барочные традиции второй части «Симфонии псалмов» И. Ф. Стравинского. В этом сочинении композитор соединяет традиционные черты полифонического письма и стиля великого немецкого композитора И. С. Баха, а также концентрирует новые идеи, которые проявились в его последующих духовных сочинениях, связанных с религиозной тематикой. В многогранном духовном творчестве Стравинского этот опус занимает особое место: «Симфония псалмов» является «своеобразным конспектом по мировой истории духовной музыки». Центральная часть цикла представляет обращение автора к страницам баховского письма. В качестве жанрового прообраза второй части композитором выбрана полифоническая форма – фуга на две темы: инструментальную и вокальную. В статье рассматриваются причины обращения композитора к полифоническим традициям строгого стиля, в том числе его особое отношение к творческому стилю Баха, а также интерес к полифонии как науке и как структуре. Стравинский использовал широкий круг приемов классической полифонии, а также целый ряд различных структурных единиц, которые позволили создать уникальное произведение на основе барочной жанрово-стилистической модели.

Ключевые слова: И. Ф. Стравинский, «Симфония псалмов», вторая часть, фуга на две темы, полифония.

 

Миклухо Елена Олеговна

Современный английский композитор Джон Тавенер о музыке Возрождения и Барокко

Современный английский композитор Джон Тавенер (1944–2013) является потомком известного композитора и органиста эпохи Возрождения Джона Тавернера (1490–1545). Творчество Тавенера, произведения которого были отмечены И. Ф. Стравинским и высоко оценены Бенджамином Бриттеном, – замечательное явление современной музыки. Основной идеей Джона Тавенера был духовный поиск и возвращение к живым традициям в музыке, которые, по его мнению, утратил Запад. В своей музыке композитор обращается к традициям различных религий, культур, исторических эпох. Пройдя сложный путь духовных исканий, Джон Тавенер принял православие в Русской православной церкви в Лондоне. Период творчества композитора, длиною более 20 лет (с конца 70-x до конца 90-х гг. XX в.), связан преимущественно с обращением к православным традициям, древнерусской, русской, греческой, византийской культура

 Вестник музыкальной науки 1 (19) 2018
Вестник музыкальной науки 1 (19) 2018
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.