Коляденко Н. П., Шмелькова А. В.
Пластичность как общеэстетическое и музыкальное явление
Статья посвящена рассмотрению межвидовой эстетической характеристики пластичности. Привлечение философского контекста и синестетического (межчувственного) подхода позволяет сформировать пластически-музыкальный код, с помощью которого возможен анализ «скульптурных» образов в музыке. Проявление пластичности показано на примерах из сочинений К. Дебюсси и С. Слонимского.
Ключевые слова: пластичность, межвидовая эстетическая характеристика, интра-музыкальная семантика, синестетичность, музыкальное пространство.
Панкина Е. В., Сараева С. В.
Полифония песен миннезингеров
Статья посвящена раннему светскому многоголосию в Германии. На материале 2-4-голосных песен Освальда фон Волькенштейна и Зальцбургского монаха рассматриваются основные техники полифонического письма поздних миннезингеров. Отмечается совмещение разновременных техник – от простого органума до имитационного письма. Появление политекстовых песен связывается с особенностями жанра Wechsel.
Ключевые слова: миннезанг, светская полифония, органум, дискант, гокет, имитация.
Карман Е. В., Панкина Е. В.
Тексты псалмов в антемах Уильяма Берга
Статья посвящена вопросу претворения текстов книги Псалтырь в антемах Уильяма Берда. Отмечается, что композитор опирался на разные английские переводы Библии, преимущественно на метризованные обработки текстов псалмов. Основными методами работы с текстами-первоисточниками являются поэтизация и прозаизация, приемами – метроритмизация, комбинаторика сегментов текста, синонимичная замена слов, сокращение.
Ключевые слова: Уильям Берд, антем, Псалтырь, метрическая и прозаическая переработка.
Гусева Е. С.
К проблеме бинарности в музыковедческом мышлении (на примере научных текстов новосибирских исследователей)
В статье предпринимается попытка осмыслить феномен бинарности как свойство композиторского и музыковедческого мышления. В поле внимания включаются научные тексты отечественных музыковедов, в том числе – сибирских исследователей. В процессе анализа текстов в методолого-гноселогическом ключе выделяются три формы проявления бинарного архетипа мышления. Делается наблюдение о бинарном изоморфизме музыковедческого мышления и бинарного характера исследуемого музыкального материала.
Ключевые слова: бинарность, бинарные оппозиции, музыковедческое мышление, бинарный изоморфизм.
Смирнова Н. В.
In nomine Кристофера Тая
Статья посвящена специфически английскому жанру In nomine и особенностям его трактовки в творчестве одного из ведущих композиторов английского музыкального Возрождения ‑ Кристофера Тая. На материале In nomines Тая, рассматриваемых в русле магистральных поисков XVI века, отмечаются некоторые характерные композиционно-стилистические черты пьес данного жанра и особенности его функционирования.
Ключевые слова: Кристофер Тай, Джон Тавернер, Тюдор, In nomine, пародия, инципит, инструментальная музыка.
Антипова Ю. В.
Интеграционные процессы в современной концертной практике (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»)
В статье на примере Гала-концерта форума «Интерра-2011» обсуждается специфика современной концертной практики в контексте общекультурных интеграционных процессов. Автором выделяются три уровня интеграции: создание целого из множества фрагментов разных текстов по принципу «переключения» телевизионных каналов, череды клипов; сближение языковых средств классической (академической), народной и «легкой» (массовой) музыки; наконец, синтез искусств – музыки, танца, визуализации, декламации, сэнд-арта.
Ключевые слова: интеграция, постмодернизм, массовая культура, Интерра.
Дайнеко Т. В.
Зимние календарные песни белорусов Сибири и Дальнего Востока: проблемы изучения
Статья посвящена некоторым проблемам изучения зимнего календарно-обрядового цикла белорусов – сибирских переселенцев. Основой статьи стал анализ нескольких источников, как опубликованных – филологических и музыковедческих, – так и архивных. В связи с проблемой этнической идентификации фольклора затрагиваются вопросы качества собирательской работы, особенности издательских и исследовательских подходов при публикации фольклорных материалов в прошлом и в настоящее время. Наиболее перспективным для академического издания фольклора признается текстологический анализ фольклорных образцов, публикация их на основе расшифровки звукозаписей.
Ключевые слова: фольклор белорусов-переселенцев Сибири и Дальнего Востока, зимний календарный фольклор, собирание фольклора, публикации фольклора, этническая идентификация, текстологический анализ, аудиозаписи фольклора.
Монгуш А. Д.-Б.
К вопросам ладовой функциональности тувинских народных песен
Статья посвящена рассмотрению ладофункционального облика звуковысотных структур тувинских народных песен в системе закономерностей монодийной музыки. На основе исследования песенного фольклора обобщаются наблюдения по местоположению главной опоры в звукоряде; отмечается преобладание полиопорных ладовых структур; рассматриваются интервальные соотношения между ладовыми опорами. Эти положения апробируются на базе анализа нескольких примеров тувинских протяжных песен.
Ключевые слова: тувинские народные песни, ладовая функциональность, полиопорность, ладоопорный комплекс, монодия.
Леонова Н. В.
40 лет спустя… Из истории экспедиционного проекта «По сибирскому тракту»
Статья написана на основе, главным образом, архивных источников и посвящена крупнейшему фольклорно-этнографическому экспедиционному проекту, осуществленному на территории Новосибирской области в начале 1970-х годов под руководством М. Н. Мельникова. Основное внимание автор уделяет характеристике современного состояния записанных участниками экспедиции фольклорных материалов.
Ключевые слова: сибирская фольклористика, полевые исследования, фольклорные архивы.
Першина М. В.
Житие Герасима Вощикова и традиции севернорусской агиографии
В статье анализируется житие старообрядческого подвижника Герасима Вощикова, составленное в начале XX в. северодвинским писателем Симеоном Гавриловым. Изучение жития в контексте севернорусской агиографии позволило сделать вывод о том, что старообрядческий автор ориентировался не только на каноны агиографического жанра, но и на местные фольклорные традиции.
Ключевые слова: Русский Север, старообрядцы, книжная культура, древнерусские традиции, авторские приемы, агиография, житие, святость.
Мурашова Н. С.
Вклад старообрядцев в сохранение и развитие духовного стиха
В статье раскрывается ключевая роль старообрядцев в сохранении жанровой системы духовного стиха, сложившейся в древнерусский период, и ее актуализации в Новое время. Выявляются основные каналы передачи старообрядцами традиций внебогослужебного духовного пения. Характеризуется вклад старообрядцев в собирание и изучение духовных стихов.
Ключевые слова: духовный стих, старообрядцы, каналы коммуникации, рукописные и печатные сборники, концерты, электронные ресурсы
Ермакова (Потапова) Н. Д.
Исполнительские традиции Хора певчих старообрядческих приходов Сибири
В результате сравнительного анализа традиций Хора певчих старообрядческих приходов Сибири и Морозовского хора устанавливается специфика исполнительской манеры сибирского коллектива на разных этапах его концертной деятельности.
Ключевые слова: богослужебное пение старообрядцев Сибири, концертная деятельность, исполнительская традиция.
Шульц И. Р., Ярыгин А. В.
Колокола Музея колокольного звона Сибирского центра колокольного искусства
Статья посвящена описанию коллекции Музея колокольного звона в Новосибирске, а именно колоколов, составляющих музейную экспозицию «Церковные колокола Сибири». По каждому колоколу приведены историческая справка, особенности изготовления и сохранности внешнего вида, декоративный орнамент и наличие надписей. Большая часть описываемых колоколов поступили в музей в 2011–2012 годах. Колокола условно разделены на несколько групп, с целью разработки экспозиционного плана на современном этапе.
Ключевые слова: музей, церковный колокол, экспозиция, искусство, литье, декор, патина, звонница, Сибирь.
Давлатова С. Д.
Роль музыки в суфийских обрядах
В статье исследуется роль музыки в мистическом направлении ислама – суфизме. На примере двух главных суфийских обрядов – зикр и самоъ – анализируются музыкальная практика и вопросы эволюции.
Ключевые слова: суфизм, музыка, обряд, зикр, самоъ.
Булева М. Н.
Городская песня Позднего болгарского возрождения и специфика музыкального мышления болгар во второй половине ХІХ века
Болгарская городская музыкальная культура начала активно развиваться с 40-х годов ХІХ века – начала Позднeго болгарского возрождения. Большая часть возрожденческих городских песен (которые обычно делятся на революционные, любовные и школьные) – это подтекстованные чужестранные мелодии, которые имеют черты тональной организации. Кроме того, в рамках городской культуры появляется и личное творчество, на основе которого можно проследить процессы усвоения нового музыкального мышления. Очень часто мелодии городских песен (которые распространялись главным образом в устной форме) претерпевали воздействие модальной организации традиционной народной песни. Поэтому болгарская городская песенная культура является интересным объектом для музыкально-теоретических и музыкально-психологических исследований.
Ключевые слова. Болгарская городская музыкальная культура, возрожденческая городская песня, тональная и модальная организация, музыкальное мышление
Максимова А. М.
Становление японского симфонизма в восточноазиатском контексте
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа путей становления композиторских школ стран Дальнего Востока: Китая, Кореи и Японии. Выявляются общие моменты и индивидуальные особенности данного процесса.
Ключевые слова: Восточноазиатский симфонизм, Японская композиторская школа, Китай, Корея, пути взаимодействия и взаимовлияния.
Баркова Н. А.
О претворении традиций национальной композиторской школы Тувы в симфонической поэме «Степь» О. Кургек
Национальная композиторская школа Тувы представлена несколькими поколениями композиторов, Оксана Кургек является представителем младшего поколения. Симфоническая поэма «Степь» синтезирует ведущие образно-содержательные сферы симфонических поэм ее предшественников. Это нашло отражение в композиционной и драматургической стороне произведения, что демонстрируют проявление традиций композиторской школы Тувы.
Ключевые слова: Тува, национальная композиторская школа, традиция, симфоническая поэма.
Покровская Н. Н.
Музыка для арфы новосибирских композиторов
Арфа в творчестве композиторов Новосибирска появилась с середины 60-х годов ХХ века в симфонических произведениях А. Мурова, Ю. Шибанова, затем в опере Г. Иванова «Алкина песня», в музыке для театра Г. Гоберника. Органично и оригинально писали камерную музыку и миниатюры для арфы соло Ю. Ащепков, С. Кравцов, Н. Гирунян.
Ключевые слова: Музыка, арфа, новосибирские композиторы.
Штуден Лев
Лекарство от простуды.
Памяти Б. В. Асафьева. Эссе.
