Вестник музыкальной науки Т.8 №3 2020

ДИАЛОГ КАК ФЕНОМЕН ЖАНРОВОГО ИНТОНИРОВАНИЯ (К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ СЛОЖНОГО ДИАЛОГИЧЕСКОГО ЗНАКА)

Г.А. Демешко

Аннотация. В статье рассматривается специфика жанров сонатно-циклического генеза как особой сферы диалогики, акцентируемой понятием «сложный жанр». Подчеркивается, что его основу составляют определенный тип «интонационного сопереживания», соотносимый автором с интонацией-репрезентантом этого жанра – диалогемой и дальнейшая «программа» развертывания диалогических процедур. Главенство качественных показателей сложности (цикличность интонационно сопереживаемых межсмысловых взаимодействий) над количественными (цикл как показ некоего множественного объекта) позволяет отделить сложный жанр от прочих и рассматривать в русле культурно открытого текста. Понимание диалога как духовно-нравственной координаты вскрывает аналогию между сложным жанром и концепцией М. Бахтина. Бахтинскому: человек – это «говорящее бытие», музыка противопоставляет: человек – интонируемое бытие. Соответственно, высшей смысловой формой диалога (по Бахтину – это «непрямое говорение», не «язык», а некое языковое сознание) в музыке становится непрямое интонационное «говорение» как сгусток диалогического сознания. Подобное интонирование реализуется через сложившиеся структуры сонатно-циклического диалога и формы внутримузыкального общения, но не сводимо к ним. В статье показано, как «над» предписаниями текста и диалогическими структурами сонатного аллегро возникает смысловая неодномерность интонирования, составляющая суть интонации сложного жанра. Диалогема автором рассматривается с точки зрения формы, которая представляет собой сложное, развернутое во времени отношение интонационно-тематических зависимостей и несет заряд вопросно-ответных отношений и содержания, представляющего собой «квант» сложной диалогической рефлексии, включающий в себя моменты переживания разобщенности сознаний и понимания чужого как своего. Продолжением классической модели сложного жанра (поздние опусы Л. Бетховена, несущие в себе бахтинский заряд) становятся новые неклассические его образцы. Диалогика развернутой, часто недискретной формы связана в них с многоэтапностью процедур осмысления непонятного, что близко герменевтическому истолкованию.

Ключевые слова: сложный жанр, соната-цикл, диалогема, сонатно-симфонический цикл, язык жанра, интонационное сопереживание, тематические отношения, диалогический вопрос, диалогический ответ. 
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Демешко, Г.А. Диалог как феномен жанрового интонирования (к вопросу о генезисе сложного диалогического знака). Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3.С. 5–13.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10040.

 

ИОАХИМ БУРМЕЙСТЕР: ТРИ ВЕРСИИ УЧЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНO-РИТОРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

А.А. Мальцева, А.В. Полонова

Аннотация. В контексте актуальной тенденции современного музыкознания, связанной с изучением музыкально-теоретических источников как фундамента исторически информированной музыкальной аналитики, авторы данной статьи обращаются к трем теоретическим трудам магистра и кантора города Ростока Иоахима Бурмейстера – Hypomnematum musicæ poeticæ, Musica αυτοσχεδιαστική и Musica poetica, изданным на латинском языке в 1599, 1601 и 1606 гг. соответственно. В статье прослеживается история переводов в XX в. на английский, немецкий и французский языки наиболее известного трактата Бурмейстера Musica poetica, который, однако, не переведен на русский язык; отмечается интерес к наследию этого педагога и ученого в отечественном и зарубежном музыкознании. В центре внимания авторов статьи – развитие идеи аналогизации вербальных и музыкальных фигур, выразившееся в трех версиях учения Бурмейстера о музыкально-риторических фигурах. В опоре на компаративный и комплексный методы исследования авторы обосновывают идею о том, что поиски Бурмейстера в области музыкальной терминологии находились в постоянном движении, и его Figurenlehre, как показывает анализ глав о фигурах из трех трактатов, не может рассматриваться в качестве константной теоретической догмы. Сопоставление принципов изложения материала и структурной организации трех названных изданий, являющихся по сути тремя версиями воплощения единого замысла, показало движение к более рациональному расположению разделов учения о композиции, верность принципу «от простого к сложному», а также особую роль наглядности и практической ориентированности в труде Musica αυτοσχεδιαστική.

Ключевые слова: Иоахим Бурмейстер, немецкое Барокко, музыкальная риторика, Figurenlehre, учение о музыкально-риторических фигурах, музыкальная поэтика, учение о композиции, трактаты о музыке. 
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мальцева, А.А., Полонова А.В. Иоахим Бурмейстер: три версии учения о музыкальнo-риторических фигурах. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 14–28.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10041.

 

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ЗАПИСИ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

П.С. Антонов

Аннотация. Статья содержит обзор фонозаписей песнопений Русской православной церкви, осуществленных в начале XX в. Исследование проведено на основании отдельных сохранившихся каталогов, опубликованных записей и архивных материалов. В первой части работы рассматривается начальный этап грамзаписи духовной музыки на территории Российской империи, а также вопрос взаимоотношения церковных властей и звукозаписывающих компаний. Основное содержание данного раздела составляет перечень коллективов, ансамблей и солистов, искусство которых было зафиксировано на первые звуковые носители с 1901 по 1916 гг. В этом процессе участвовали как зарубежные, так и отечественные фирмы в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Полтаве. Краткие характеристики даны хорам и священнослужителям, чьи записи сохранились до наших дней. Вторая часть посвящена рассмотрению церковно-певческого репертуара, записанного на пластинки. Список представленных композиторов весьма разнообразен по уровню и направленности. Наряду с наиболее популярными Д. Бортнянским, П. Турчаниновым и А. Архангельским, в него вошел широкий круг авторов преимущественно петербургской и московской школ, в том числе мало исполняемых ныне. Особое внимание уделено техническим проблемам, связанным с несовершенством техники той эпохи. На основании полученных сведений сделаны выводы о духовной музыке, которой отдавали предпочтение наиболее известные исполнители дореволюционной России.

Ключевые слова: церковное пение, архивные записи, граммофонные пластинки, дореволюционные духовные хоры, православные песнопения.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Антонов, П.С. Дореволюционные записи православной духовной музыки. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 29–40.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-
10043.

 

«РОМАНТИЧЕСКОЕ» И ЕГО МОДИФИКАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ в.

Г.А. Еременко

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы изучения музыкального романтизма в российском музыкознании. Кратко охарактеризованы основные публикации по теме от середины ХХ в. до рубежа нового тысячелетия, представлены подходы и результаты исследования. Дано разграничение понятий романтизма как стиля в музыке и «романтического» как типа творческого мышления. Затронут вопрос соотношения понятий «реализм – романтизм», «классическое – романтическое». Акцентирована суть «романтического» как способности творческой личности к моделированию новых стратегий художественного поиска. Эвристическая функция романтического мышления позволяет признать его универсальность, оценить ведущую роль в развитии переходных этапов культуры. В опоре на накопленный в музыкознании опыт наблюдений и оценок предложена классификация основных признаков «романтического» как типа мышления. Представлены художественно-эстетическая природа образов и принципы драматургии, особенности формообразования и мелодизма. Систематизация опирается на содержательно-стилистический подход, дополненный в развертывании темы новыми методами семантического, психологического, культурологического исследования. Особый аспект рассмотрения проблемы связан с показом влияния «романтического» типа мышления на музыкальные стили первой половины ХХ в., прежде всего, экспрессионизм и неоклассицизм. Дана попытка выявить в антиромантической позиции этих модернистских течений глубинную связь с сутью «романтического» как способа сохранения духовно-идеальных ценностей в искусстве и конкретно-чувственных форм их передачи. В заключительном разделе статьи представлены движения постромантизма и неоромантизма в музыкальном искусстве ХХ в. как двух форм сохранения и обновления стилистических моделей и «генетического фонда» романтизма.

Ключевые слова: романтический стиль в музыке, «романтическое» как тип мышления, антиромантизм, модернизм, экспрессионизм, неоклассицизм, постромантизм, неоромантизм.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Еременко, Г.А. «Романтическое» и его модификации в музыкальном искусстве ХХ в. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 41–55. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10044.

 

ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ «РОМАНТИЧЕСКОЙ СОНАТЫ» b-moll, ор. 53, № 1 Н.К. МЕТНЕРА

Е.О. Предвечнова

Аннотация. Статья посвящена семантическому анализу и интерпретации «Романтической сонаты» b-moll, ор. 53, № 1 Н.К. Метнера. На базе монографий М.Г. Арановского и Л.Н. Шаймухаметовой (музыкальная семантика), трудов Е.Г. Гуренко, Л.П. Казанцевой (искусство интерпретации), работ Е.Б. Долинской, Д.В. Житомирского и др. (сонатное творчество Н.К. Метнера), представлена трактовка содержания, рассмотрены структурно-семантические особенности жанрового инварианта «Романтической сонаты». Аксиологический ракурс исследования выявляется на основе трудов М.М. Бахтина и высказываний Н.К. Метнера, изложенных в книгах «Муза и мода», «Повседневная работа пианиста и композитора». В статье впервые проведен анализ-интерпретация «Романтической сонаты» на пяти этапах семантики: программности, структурно-жанрового инварианта, композиции, тематизма, исполнительской интерпретации символических образов. Раскрыта специфика символической программности сонаты, обусловленная заглавиями частей и романтическими идеалами Н.К. Метнера. На основе семантического анализа-интерпретации автором статьи определена концепция сонаты – «Человек теургический», выраженная в образах-символах времени и вечности, хаоса и порядка, автора и героя. Изучена семантика композиции и тематизма Сонаты, которая позволила выявить специфику музыкального мышления Н.К. Метнера (поэмность, симфоничность, импровизационность и др.). Проанализированы особенности исполнительской интерпретации «Романтической сонаты», обусловленные влиянием стиля композиторов-романтиков и идеалами эпохи Серебряного века.

Ключевые слова: Н.К. Метнер, романтическая соната, интерпретация, семантика, символический образ, структурно-семантический жанровый инвариант.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Предвечнова, Е.О. Особенности семантики и интерпретации «Романтической сонаты» b-moll, ор. 53, № 1 Н.К. Метнера. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 56–65.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10045.

 

ЛЕЙТТЕМБР АЛЬТА В ТРАКТОВКЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ОБРАЗА

С.О. Караева

Аннотация. История применения тембра альта в оркестре имеет долгий путь: от функции дублирования до сольных партий, требующих высоких профессиональных качеств исполнителя. Активное применение специфического тембра альта и его особой красочности в оркестровом звучании берет начало в творчестве композиторов-романтиков. Возможности тембра альта – безграничны. Его красками можно передать различные градации настроения героя, его отношение к окружающей действительности и реакцию на события, изобразить обстановку действия, звуковые и шумовые эффекты. Тематизм и синтез стилей и жанров эпохи романтизма открыл новые грани и краски этого тембра, близкого человеческому голосу. При этом каждый композитор привносит свой вклад в развитие партии альта в оркестре, используя различные варианты технических приемов игры, экспериментируя в области сочетания альта с тембрами других инструментов. В данной статье приведены наиболее яркие примеры применения альтового тембра в симфонических произведениях композиторов-романтиков: сольные эпизоды, сочетание тембра альта с другими инструментами симфонического оркестра, а также применение альта в качестве лейттембра.

Ключевые слова: лейттембр, альтовое искусство, романтизм, программный симфонизм, Г. Берлиоз.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Караева, С.О. Лейттембр альта в трактовке романтического образа. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 66–73.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10046.

 

СЭМЮЭЛ БАРБЕР – АМЕРИКАНСКИЙ НАСЛЕДНИК МУЗЫКАЛЬНОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

А.С. Кривцова

Аннотация. XX в. принес существенные изменения во все области искусства: «новое» стало синонимом «хорошего», а «традиционное» – эквивалентом «старомодности». Несмотря на это, история музыки прошлого столетия знает немало композиторов, чье творчество было отмечено сильным влиянием европейского музыкального наследия предшествующих столетий и, в первую очередь, постепенно уходящей традиции романтизма. В Соединенных Штатах Америки ее влияние в рамках музыкальной культуры оказалось не менее сильным, чем в Европе. Многие композиторы этой страны вопреки всеобщему порицанию продолжали творить в русле романтической традиции, что подразумевало ориентацию на модели европейской музыки XIX столетия, но в их собственной, индивидуальной интерпретации. В современной американской научной литературе эти композиторы часто объединяются в категорию «неоромантики». Среди наиболее крупных и авторитетных представителей американских неоромантиков исследователи выделяют Сэмюэла Барбера (1910–1981), начало композиторской карьеры которого пришлось на период расцвета этого направления в музыке США. В настоящей статье представлена краткая характеристика композиторского стиля Барбера, несколько наиболее характерных его сочинений рассмотрены на предмет наличия «романтического следа». Также поднимается вопрос о том, каким Барбер выглядел в глазах собственных современников и чем обусловлено столь сильное влияние романтизма на его творчество.

Ключевые слова: романтизм, музыка XX века, американские композиторы, неоромантизм, постромантизм, С. Барбер, симфоническая музыка, Адажио для струнных.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кривцова, А.С. Сэмюэл Барбер – американский наследник музыкальной романтической традиции. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 74–83.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10047.

 

МЕЛОДИКА СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ТЕРМЕНВОКСА Л. КАВИНОЙ «МОНОЛОГ» 

Е.Н. Пирязева

Аннотация. Ряд инновационных процессов, происходивших в искусстве ХХ в., повлиял на создание новой музыкальной системы и способствовал поиску новых путей обогащения выразительных возможностей музыки. Среди множества таких путей отметим создание электромузыкальных инструментов, освоение которых отразилось на возникновении новых звуковых объектов и переосмыслении принципов музыкального языка. В настоящей статье предложены результаты изучения мелодики сочинения, созданного для электромузыкального инструмента терменвокс. Цель статьи – выявить специфические черты мелодики в произведении для терменвокса соло «Монолог» Лидии Кавиной. В задачи входило проанализировать мелодику рассматриваемого сочинения с позиций функциональности музыкальной темы, линейных функций мелодики на основе тоновой опорности и неопорности и особенности исполнения на терменвоксе. Гипотеза: в мелодике «Монолога» для терменвокса соло Л. Кавиной взаимодействуют признаки речевой интонации, «встречного ритма», преломленные сквозь призму особенностей исполнения на электромузыкальном инструменте. Методология представлена системным подходом, методами целостного, структурного, компаративного анализа, что позволяет разносторонне проанализировать сочинение «Монолог» Л. Кавиной, расширив контекст исследования. Новизна состоит в обращении к ранее не изученному произведению для терменвокса, написанному в конце ХХ в., с целью анализа его мелодики. В результате исследования удалось установить, что кантиленность мелодики «Монолога» для терменвокса соло Л. Кавиной обусловлена выявленными в процессе анализа признаками речевой интонации и «встречного ритма» (Е.А. Ручьевская), особенностями игры на электроинструменте.

Ключевые слова: терменвокс, мелодика, электромузыкальные инструменты, композиция, музыкальный синтаксис, музыкальное искусство ХХ в., встречный ритм, речевой ритм, речевая интонация в музыке, Лидия Кавина.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Пирязева, Е.Н. Мелодика сочинения для терменвокса Л. Кавиной «Монолог». Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 84–92.
DOI: 10.24411/2308-1031-
2020-10048.

 

СТАНОВЛЕНИЕ АСКЕТИЧНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ДРЕВНЕКАНОНИЧЕСКОГО ВИДА

Л.А. Густова-Рунцо

Аннотация. Исполнительские стили православной литургической певческой практики – аскетичный и репрезентативный – складывались на протяжении восьми столетий. Автор представляет особенности формирования исторически приоритетного аскетичного монодийного исполнительского стиля литургической певческой практики древнеканонического вида в древнебелорусской ойкумене Киевской митрополии. Исполнительские стили певческой практики имеют этнические особенности, связанные с региональной спецификой произношения, просодии, темпоритма речи. Учитывая этот фактор, автор применяет понятие «древнебелорусский» к тому пласту культуры, который в науке принято называть древнерусским. Высказывая почтение многочисленным поколениям церковных музыкантов древности – дьякам, псаломщикам певчим, чьими трудами закладывались основы профессиональной музыкальной культуры, и которые имели разную национальную принадлежность, мы обозначаем тот регион Православной церкви, где они жили и трудились. В статье определяется интонационный прототип древнебелорусской литургической певческой практики, а также те интонационные традиции, которые повлияли на формирование самобытной древней музыкальной культуры. Применяя компаративный метод музыковедческого анализа, автор сравнивает характерные особенности древнего знаменного распева литургической певческой практики и раннетрадиционного народно-песенного творчества, выявляет их общие и особенные черты и показывает их генетическое родство. Также в статье даны морфологические характеристики певческой практики православной традиции. 

Ключевые слова: православный, литургическая певческая практика, древнеканонический, раннетрадиционная певческая практика, типы, виды, исполнительские стили.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Густова-Рунцо, Л.А. Становление аскетичного исполнительского стиля белорусской православной литургической певческой практики древнеканонического вида. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 93–103.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10049.

 

О ЛАДО-ЗВУКОРЯДНОЙ СТРУКТУРЕ МОНОДИИ 

С.П. Галицкая

Аннотация. Звукоряд как феномен имеет место практически во всех музыкальных произведениях любого типа – композиторских письменных и традиционных устных, причем служит одной из ведущих структурных характеристик. В контексте обозначенной в названии статьи проблемы предлагается краткая характеристика монодии как способа музыкального мышления, связанного, в частности, с такими явлениями, как однолинейность и мономелодийность (термины автора). В статье речь идет о способах формирования суммарных (общих) звукорядов монодийных образцов, подчеркивается принципиальная множественность звукорядов, отмечаются ведущие их свойства – общее количество звуков, интервальный состав, способы обнаружения различного количества и качества опорных (устойчивых) тонов, а также так называемых ладо-звукорядных звеньев и ладо-звукорядных опорных комплексов. На основе всего обозначенного структурируется весьма существенный принцип звукорядной составности. По ходу изложения автор стремится теоретически обосновать свои соображения. Предлагаемые наблюдения демонстрируются на примере ладо-звукорядного анализа известной узбекской традиционной песни «Ойдек тўлибдир» («Как полная луна»), рассматривается ее звукорядная структура с обозначенных в статье точек зрения. 

Ключевые слова: монодия, анализ, звукоряд, ладообразование, формообразование.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Галицкая, С.П. О ладо-звукорядной структуре монодии. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 104–114.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10042.

 

О ЖАНРЕ ЯЛЛА И ЕГО НОСИТЕЛЯХ

Н.М. Тургунова

Аннотация. Ферганская долина Республики Узбекистан имеет многовековые культурные традиции. В общественно-культурной жизни местного населения с древности вошло в традицию проведение массовых народных праздников таких, как «Праздник тюльпанов», «Навруз», «Праздник цветов», «Праздник урожая», семейных торжеств и других обычаев и обрядов. По-мнению ученых, при проведении праздников и обрядов важное место занимало синкретное художественное искусство, состоящее из триединства поэзии (слова), музыки и танца. На таких мероприятиях творческий талант женщин-музыкантов находил широкое применение. С распространением на этой территории исламской религии произошли качественные изменения в культурной жизни народа, оказавшие влияние и на устное музыкальное творчество женщин. В кругу женщин вошло в обычай исполнение различных танцев и игр с движениями под ритмичные хлопки ладоней или удары дойры. Сопровождаемые веселыми танцами древние песенные жанры ныне обрели новое содержание и новую жизнь и окончательно сформировались в виде популярных в наши дни жанров лапар, кошук и ялла. Эти образцы песенных жанров, которые исполнялись на семейных обрядах и праздниках, являлись яркими выразителями характера и внутреннего мира женщин, обеспечивали содержательность и увлекательность этих мероприятий. В процессе проведения мероприятий, тесно связанных с общественно-культурной жизнью женщин, наряду с развитием творческих традиций, была подготовлена благодатная почва также для появления искусства яллачи – профессиональных женщин-музыкантов. Они, опираясь на женский фольклор и, в особенности, на свадебные песни «Ёр-ёр», выработали свою интонационно-семантическую систему, ибо такого рода обрядовые песни, начиная с далеких времен до настоящего времени, не теряют своей ценности и значения, и потому занимают прочное место в женском исполнительском репертуаре, составляя фундаментальную основу женского интонационного словаря. В данной статье освещаются некоторые классификационные признаки, формы строения, тематика и интонационная основа фольклорного жанра ялла, а также его традиционные формы бытования среди женщин Ферганской долины Узбекистана. Благодаря искусству яллачи – профессиональных женщин-музыкантов – данный жанр обрел качественно новые черты и получил широкое распространение по всей республике.

Ключевые слова: музыка, танец, музыкально-поэтические жанры, творчество, традиции исполнения, ялла, яллачи, семейное торжество, дойра.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Тургунова, Н.М. О жанре ялла и его носителях. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 115–121.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10050.

 

КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ У ЦЗУЦЗЯНА

М.Ю. Дубровская, Чжао Юн

Аннотация. В статье раскрываются малоисследованные в российском и китайском музыкознании грани многолетнего уникального межкультурного диалога СССР и КНР, повлиявшие на процессы динамичного освоения молодыми китайскими композиторами богатейшего опыта работы с традиционным, в том числе восточным музыкальным материалом, накопленным русско-советской композиторской школой. На конкретных примерах выявляется одна из проблем научных трудов последнего времени: замалчивание или преуменьшение заслуг «русских учителей» в пользу западных влияний в истории освоения новоевропейского профессионализма в Китае середины ХХ в. У Цзуцзян стал первым китайским композитором, получившим высшее образование в Московской консерватории. Принципы его работы с образцами музыкального фольклора, народным инструментарием требуют глубокого осмысления с учетом композиторской деятельности русских (советских) авторов, в 1930-е гг. бережно воплощавших в своем творчестве феномены традиционного музыкального наследия советского Востока. Результаты выявления подробностей формирования композиторского «я» знаменитого в КНР музыканта будут способствовать восстановлению подлинной истории его творческого становления. Раскрытие механизмов выдающихся достижений У Цзуцзяна в создании национально-характерного облика музыки поможет познанию особенностей китайского пути освоения музыкального академизма, дополнит общую характеристику универсальных и самобытных тенденций в развитии китайской композиторской школы.

Ключевые слова: китайско-российское музыкальное взаимодействие, У Цзуцзян, творческое становление, влияние опыта российско-советской композиторской школы.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дубровская, М.Ю., Чжао, Юн. Китайско-российское музыкальное взаимодействие и творческое становление У Цзуцзяна. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 122–131.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10051.

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНЕСТЕЗИИ И ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА ИСКУССТВ: ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

С.В. Конанчук

Аннотация. В статье представлен обзор III Международной научной конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика», которая проходила 5–6 марта 2020 г. в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова при поддержке Голландского института в Санкт-Петербурге. Выявлена актуальность прошедшего научного мероприятия, которая определена востребованностью тематики конференции и применением междисциплинарных подходов к исследованию обширной сферы художественной культуры. Отмечается, что научная конференция была направлена на исследование одной из фундаментальных проблем искусствоведения, философии, эстетики, филологии, культурологии, теории культуры, педагогики – феномена синтеза искусств и лежащей в его основе синестезии, проблемы становления и развития новых видов и форм искусства. Проблематика международной конференции включала также вопросы, связанные с процессами влияния виртуальной реальности на трансформацию форм современного гуманитарного знания и на процессы становления новых форм чувственности, обусловленные усилением явлений синтеза и синестезии в современной художественной культуре.

Ключевые слова: междисциплинарные исследования, художественная культура, синтез искусств, синестезия, музыкальное искусство.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Конанчук, С.В. Междисциплинарные исследования синестезии и проблемы синтеза искусств: обзор международной научной конференции. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 132–139.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10052.

 

СИНЕСТЕТИЧНОСТЬ В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.И. ТЕПЛЯКОВА

Т.И. Позднякова, С.Н. Лосева

Аннотация. Цель статьи связана с выявлением синестетичности в вокально-хоровом творчестве иркутского композитора А.И. Теплякова. Отмечается, что музыкальная одаренность композитора определяется особыми свойствами воздействия синестезии, взаимосвязанной с нарушением у незрячего композитора координации отдельных ощущений сенсорной системы. Решаются задачи, связанные с рассмотрением основных подходов в исследовании вокально-хорового творчества композитора и уровней перспективной синестетической модели сознания А.И. Теплякова. Рассмотрение обнаруженных уровней в перспективной синестетической модели сознания А.И. Теплякова позволяет проследить особенности его музыкальной одаренности. На первом уровне в синестетической проективной модели (уровне мышления) происходит компенсация зрительного анализатора на способность к интеллектуальному постижению мира. С творческим подходом и интуицией связывается уровень предмышления. Ретроспективный характер мышления А.И. Теплякова активизируется на уровне «подвалы сознания» (воспоминания), связанном с архетипами личного и коллективного бессознательного. Телесно-перцептивный уровень в перспективной синестетической модели сознания взаимодействует с музыкальным мышлением А.И. Теплякова на основе функционирования общесоматического состояния человека. Метауровень как отражение космического сознания или метафизических образов представлен в творчестве А.И. Теплякова православной верой в Бога, в высшие духовные силы. Результаты анализа дают возможность расширить понимание как указанных синестетических процессов в целом, так и конкретно вокально-хорового творчества А.И. Теплякова.

Ключевые слова: синестетичность, музыкальная одаренность, слухо-зрительная синестезия, межчувственные ассоциации.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Позднякова, Т.И., Лосева, С.Н. Синестетичность в вокально-хоровом творчестве А.И. Теплякова. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 140–146.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10053.

 

ЖИВОПИСНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ КОМПОЗИТОРА В.М. ЮРОВСКОГО: АНАЛИЗ СИМФОНИЧЕСКИХ КАРТИН «РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ»

Е.Б. Евстратова

Аннотация. Интеграционные процессы в искусствознании ярко отразились на новейших исследованиях в области синтеза изобразительного искусства и музыки, посвященных изучению взаимосвязи между визуальным источником и программным замыслом, созданным на его основе. Статья посвящена анализу художественного содержания симфонических картин «Русские художники» В.М. Юровского, премьера которых состоялась несколько лет назад. Они представляют собой своеобразную живописно-музыкальную галерею, созданную на основе выдающихся работ русских художников конца XIX – начала XX в. Впервые в научной литературе это произведение рассматривается в рамках целостного исследования, включающего в себя сравнительный анализ сюжетно-образных параллелей в контексте взаимосвязи с музыкальной драматургией и стилевыми особенностями. «Русские художники» характеризуются как яркая романтическая музыкальная иллюстрация, отражающая чувственно-эмоциональное содержание и национальные черты произведения живописи. Отмечается, что симфонизм Юровского не отличается новаторством, но обладает несомненными художественными достоинствами, среди которых выделяются мелодическая красота, богатая фактура и выразительность музыкальных образов. Обращается внимание на оригинальность программного замысла композитора и важность значения этого произведения с точки зрения истории русской музыки и синтеза искусств.

Ключевые слова: русские художники, композитор Владимир Юровский, живопись, музыка, синтез искусств, художественное содержание, романтизм.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Евстратова, Е.Б. Живописно-музыкальный романтизм композитора В.М. Юровского: анализ симфонических картин «Русские художники». Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 147–153.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10054.

 

МЕТАМОДЕРНИЗМ, «НЕОКЛАССИКИ» И СУДЬБЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

О.П. Сайгушкина

Аннотация. В статье освещаются некоторые сущностные признаки метамодернизма как нового течения в культуре современного общества. На основе традиционных методов, сложившихся в музыкознании, анализируются отдельные направления развития музыкального искусства, в частности, деятельность композиторов-«неоклассиков». Актуальность такого исследования определяется тем, что расширение границ этого явления и усиление его влияния становится заметным фактором не только в массовой музыкальной культуре, но и в творчестве композиторов и исполнителей, относящих себя к академическому направлению. Осознание особенностей метамодернизма и его проявлений необходимо для выявления отличий и своеобразия каждой из этих областей с тем, чтобы не допустить снижения критериев, на которые ориентируется академическое музыкальное искусство. Особое внимание следует уделить воспитанию молодых музыкантов-исполнителей и композиторов, которые не всегда способны адекватно оценить художественную значимость новых направлений. Материалы научных работ, электронных ресурсов, аудио- и видеозаписи изучены и обобщены с помощью методов комплексного и системного подхода. В результате создается более полная картина современного состояния музыкальной жизни, дающая возможность сделать следующие шаги в исследовании этого направления.

Ключевые слова: метамодернизм, неоклассики, академическая музыка, фортепианное исполнительство.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сайгушкина, О.П. Метамодернизм, «неоклассики» и судьбы академического фортепианного исполнительства. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 154–162.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10055.

 

Е.Б. ЛИСЯНСКАЯ И ЕЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Ю.Н. Милейко

Аннотация. В статье собраны и впервые публикуются уникальные материалы о жизни, педагогической работе и авторской программе заслуженного учителя России Е.Б. Лисянской. В конце 80-х гг. XX в. ее новаторская разработка курса «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ получил широкое распространение и большой резонанс в стране. Жанровый принцип изложения материала кардинально отличался от общепринятого хронологического. Впоследствии на основе методических рекомендаций Е.Б. Лисянской томским педагогом З.Ф. Куртовой опубликованы «Поурочные планы 1–4 годов обучения». Описан контекст программы, которая возникла и сформировалась в период развития идей «педагогики сотрудничества» и методики преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе, разработанной и внедренной Д.Б. Кабалевским. Отмечено влияние педагогических приемов Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева. Кроме того, приведен тезисный план программы по годам обучения. Отдельное внимание уделено вопросу контроля знаний, который является уникальным в силу того, что был создан Евгенией Борисовной и применяется педагогами ДМШ им. И.О. Дунаевского до сих пор.

Ключевые слова: Евгения Борисовна Лисянская, ДМШ им. И.О. Дунаевского, учебная программа, музыкальная литература, педагогика сотрудничества.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Милейко, Ю.Н. Е.Б. Лисянская и ее учебная программа по дисциплине «Музыкальная литература». Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 163–170.
DOI:
10.24411/2308-1031-2020-10059.

 

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВО

Н.Г. Фенина, Т.С. Ценер

Аннотация. Статья посвящена разработке модели формирования коммуникативной компетенции у студентов художественного вуза. Рассмотрены и подробно описаны составляющие данной модели: среда обучения, личностные и профессиональные качества педагога и личностные качества студентов, осознанное отношение студентов к развитию коммуникативной компетентности, деятельность педагога как режиссера учебного процесса, творческое учебное взаимодействие по парадигме: педагог – студенты в учебном процессе, активные методы, приемы и формы обучения: от диалога до спектакля. Изучение многоаспектности проблемы проводилось с учетом требований ФГОС ВО. Для успешной реализации модели используются опубликованные авторами учебные пособия. Анализируются результаты анкет студентов Новосибирской государственной консерватории с целью выяснения их отношения к компонентам предложенной модели формирования коммуникативной компетенции. Даны авторские определения основным понятиям, исследуемым в работе. Обосновывается выбор методики обучения иностранному языку студентов-музыкантов с целью формирования у них коммуникативной компетенции. Использование спектакля как формы творческой учебной деятельности, максимально соответствующей специфике художественного вуза, и поэтапная его подготовка признается оптимальным вариантом формирования коммуникативной компетенции у студентов-музыкантов в соответствии с ФГОС ВО.

Ключевые слова: художественный вуз, формирование коммуникативной компетенции, творческое учебное взаимодействие, деятельность педагога, режиссура учебного процесса, анкетирование, образовательные стандарты, высшее образование, модель.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Фенина, Н.Г., Ценер, Т.С. Модель формирования коммуникативной компетенции у студентов художественного вуза на занятиях по иностранному языку в соответствии с ФГОС ВО. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 171–184.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10056.

 

«ПИКОВАЯ ДАМА» ПУШКИНА–ЧАЙКОВСКОГО В ПРОСТРАНСТВЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И РЕИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Юй Ян

Аннотация. В статье представлен искусствоведческий анализ ряда работ отечественных режиссеров, в фокусе творческого интереса которых находится «Пиковая дама» Пушкина–Чайковского. Опираясь на методы интерпретации и реинтерпретации, автор останавливается на таких художественных образцах, как фильм-балет «Три карты», созданный по мотивам повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» на музыку К. Молчанова (1983), опера «Пиковая дама» в постановке Ш. Херхайма и М. Янсонса (Амстердам, 2016) и Х. Нойенфельса и М. Янсонса (Зальцбург, 2018), а также игровое кино С. Подгаевского («Пиковая дама. Черный обряд»), П. Лунгина («Дама пик»), А. Домогарова-младшего («Пиковая дама. Зазеркалье»), выпущенное в прокат в период с 2015 по 2018 гг. Выявляя в каждом из указанных произведений наличие таких визуальных символов, как вода и зеркало, автор ставит перед собой задачу разобраться в том, насколько их очевидное присутствие в обозначенных художественных образцах дает возможность квалифицировать их либо с позиции интерпретации, либо – реинтерпретации первоисточника.

Ключевые слова: интерпретация, реинтерпретация, «Пиковая дама», Ш. Херхайм, «Три карты», К. Молчанов, «Дама пик», П. Лунгин, кинематограф.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Юй Ян. «Пиковая дама» Пушкина–Чайковского в пространстве визуальной культуры: интерпретация и реинтерпретация. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 185–195.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10057.

 

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ БУРЯТ И ТУВИНЦЕВ

Е.К. Карелина, Н.И. Дмитриева, М.М. Бадыргы

Аннотация. Музыкальные традиции являются культурным достоянием коренных этносов

Сибири. Например, буряты славятся искусством сказительства (улигеров), тувинцы – искусством горлового пения (хоомея). При этом в научной литературе отсутствуют специальные исследования по освоению этих этномузыкальных традиций детьми. Актуальность и новизна исследования состоит в том, что детские музыкальные практики бурят и тувинцев впервые рассматриваются в культурологическом дискурсе. Целью исследования был определен анализ форм детских музыкальных практик в контексте функционирования этнических традиций бурят и тувинцев. Авторы использовали системный метод в сочетании со структурно-типологическим, структурно-функциональным, включенного наблюдения и анкетирования. Сравниваются культурные практики передачи и усвоения этномузыкальных традиций детьми в условиях традиционной культуры и на современном этапе. Акцентировано внимание на характерных жанрах и видах этномузыкального творчества: бурятских улигере и круговом танце ёхор, тувинском горловом пении хоомей. Отмечены инновационные формы детских культурных практик в XX–XXI вв., связанные с вхождением традиционных видов народного творчества в сферу школьного музыкального образования, концертной жизни, массовой культуры. Новые формы детских культурных практик свидетельствуют о трансформационных процессах, происходящих в структуре этнической традиции. В некоторых случаях способ устной передачи традиции от народного мастера к юному музыканту сохраняется. Авторы полагают, что предложенный подход к рассмотрению детских культурных практик может быть использован в качестве инструмента в культурологических исследованиях этномузыкальных традиций.

Ключевые слова: культурология, детские музыкальные практики, передача этнокультурных традиций, буряты, тувинцы.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Карелина, Е.К., Дмитриева, Н.И., Бадыргы, М.М. Детские музыкальные практики в этнокультурных традициях бурят и тувинцев. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 196–207.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10058.

 Вестник музыкальной науки Т.8 №3 2020
Вестник музыкальной науки Т.8 №3 2020
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.