Вестник музыкальной науки Т. 9 № 2 2021

КАНОН В КОНТЕКСТЕ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ XX в.

Г.А. Демешко

Аннотация. В статье рассматривается феномен тотального обращения к канону в музыке ХХ в. Отмечается разнообразие технических, функциональных и смысловых аспектовего использования. Важнейшее из направлений новой и новейшей канонической практики представлено образцами инженерно-выверенной, «строгой» трактовки канона, которое и становится главным объектом авторского наблюдения. Подчеркивается, что это направление резонирует, с одной стороны, с рационально-конструктивными тенденциями в культуре ХХ в., с другой – с канонической практикой старых мастеров. Автор исследует определенный массив таких канонов в творчестве А. Веберна, Р. Щедрина, К. Караева, А. Шнитке, показывает сходство их техники с контрапунктическими секретами «нидерландцев» и мастеров ритмической полифонии XIV – начала XV вв. Особое внимание уделяется традиции так называемых зашифрованных («загадочных») канонов. Акцентируется их подспудное «инженерное» родство с определенными образцами конструктивно-выверенных современных канонов. При этом «свернутой» одноголосной записи старинных загадочных канонов, выводимых исполнителями в двух-, многоголосную форму-канон, в канонической практике ХХ в. соответствует нечто зеркальное: многоголосно зафиксированная («развернутая») форма-канон, без труда поддающаяся процедуре зашифровки («свертыванию»). Ю. Холопов называет ее «реканонизацией» и наглядно демонстрирует на примере II части Вариаций Веберна, ор. 27. Искусство сочинения математически точно просчитанной композиции, столь ярко запечатлевшей себя в технике канона, – факт культуры ушедшего столетия и тесно связанный с ним стиль музыкального мышления.

Ключевые слова: канон, каноническая техника, загадочный канон, контрапунктическая техника, нидерландская школа, новая венская школа, реканонизация, структурирование формы, сериализм, нелинейная конфигурация голосов.
Конфликт интересов.Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Демешко, Г.А. Канон в контексте рационалистических тенденций XX в. // Вестник музыкальной науки. 2021.Т. 9, № 2. С. 5–15.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-5-15.

 

ФЕНОМЕН КОДА В СВЕТЕ НАУКИ О МУЗЫКЕ

О.А. Юферова

Аннотация. Феномен кода – весьма актуальная и неисследованная проблема в музыкознании. Присутствующий в музыкальном искусстве со времени его возникновения код начал привлекать внимание исследователей лишь в ХХ столетии. Его обнаружение произошло в связи с ослаблением, а в ряде случаев и потерей коммуникативных функций внутри самого музыкального искусства. Так, произведение, призванное передать слушателю заложенное композитором «сообщение», оказывается зачастую коммуникативно несостоятельным. Можно констатировать, что в современном музыкальном мире образовался своеобразный разрыв между тем содержанием, которое вкладывает в сочинение композитор, и той информацией, которую извлекает из него слушатель. Потеря коммуникативных связей трактется нами, прежде всего, как отсутствие кода – необходимого условия для осуществления коммуникации любого типа, в том числе музыкального. Целью статьи является изучение различных суждений о музыкальном коде в научной литературе и попытка приблизиться к пониманию данного явления. Изучение кода производится в опоре на семиотический метод исследования. В результате анализа музыковедческих трудов обнаруживаются неоднозначные, порой даже противоречивые его трактовки, не лишенные метафоричности. Рассмотрение данного феномена происходит в тесной связи с такими понятиями, как знак, язык, содержание, информация. Изучение феномена кода в музыке обладает несомненным научным потенциалом. Автор отмечает, что понятие музыкального кода имеет ряд преимуществ по сравнению с термином музыкальный «язык». Исследование кода способно дать более глубокие представления о механизмах и способах коммуникативных процессов в музыке. Его изучение дает возможность решения ряда вопросов, связанных с восприятием и пониманием музыкального произведения, соотношением в нем нормативной и специализированной информации, взаимосвязи смысла и значения в процессе порождения и функционирования музыкальных текстов.

Ключевые слова: код, семиотика, коммуникация, сообщение, знак, язык.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Юферова, О.А. Феномен кода в свете науки о музыке // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 16–27.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-16-27.

 

МОТЕТЫ И.С. БАХА: СПЕЦИФИКА ФОРМЫ МУЗЫКИ «ПО ОСОБОМУ ПОВОДУ»

А.А. Митрофанова

Аннотация. Мотеты И.С. Баха – наиболее сложные сочинения в своем роде – являются
одной из вершин западноевропейского искусства. Черты традиций прошлого и религиозное осмысление жанра в них выходят за рамки обусловленности музыкальными традициями. При этом, исходя из понимания жанра, следует, что созданные Бахом мотеты согласуются с традициями эпохи, как и осознанное применение термина. Однако каждый из мотетов представляет собой уникальное произведение, имеющее индивидуальную композиционную форму. С одной стороны, это связано с жанровым многообразием эпохи Барокко в тенденции времени «in mixto genere», с другой – их принадлежностью к духовной музыке «по особому поводу». В связи с утерей многих рукописей мотетов остаются вопросы, связанные с атрибуцией и историей создания, в некоторой степени их разрешению способствует изучение стилистических качеств и свойств жанра. В ходе рассмотрения возможных категорий мотета XVII–XVIII вв. выявлена авторская концепция И.С. Баха. В согласии с характерными чертами старого мотетного стиля мотеты композитора сохранили связь с канонами контрапунктических имитаций и текстовых традиций, объединяя их с новыми структурными и стилистическими элементами. Проявление немецких жанровых истоков мотетного письма взаимодействует с ключевыми аспектами лютеранского вероучения. На форму произведений оказали влияние нерегламентированные текстовые композиции. Каждый из мотетов стал примером личного авторского прочтения источников, воплощенных в музыке «по особому поводу».

Ключевые слова: мотет И.С. Баха, немецкий мотет, стиль мотета, жанр мотета, Doppelchörigkeit Motette, Evangelien motette, Madrigalische Motette, Kirchenliedmotette, Thüringische Motette, немецкая духовная музыка.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Митрофанова, А.А. Мотеты И.С. Баха: специфика формы музыки «по особому поводу» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 28–39.
DOI:
10.24412/2308-1031-2021-2-28-39.

 

«ИГРА СО СТИЛЕМ» В ВОСЬМОЙ СИМФОНИИ БЕТХОВЕНА: ПРОЗРЕНИЯ В ВЕК ДВАДЦАТЫЙ

Г.А. Еременко

Аннотация. В статье представлены некоторые черты стиля Восьмой симфонии Л. ван Бетховена: особенности трактовки цикла, приемов развития тематического материала, его оркестрового решения. Камерные масштабы, дивертисментный характер музыки, опора на нормы венского классицизма сочетаются в ней со смелыми находками в сфере гармонического языка, инструментовки, метроритмического преобразования музыкального тематизма. Высокое мастерство композиционной техники письма значительно опережает (согласно аналитическим наблюдениям музыковедов) общепринятые законы эпохи, что позволяет признать Восьмую симфонию Бетховена (наряду с Седьмой) высшим достижением жанрового мышления композитора, предвосхищением новаторских принципов концертного симфонизма ХХ в. Современники Бетховена и большинство слушателей XIX столетия не смогли по достоинству оценить музыку предпоследней симфонии великого венского классика из-за иронической игры в галантный стиль, остроумной стилизации черт раннеклассического стиля – обобщенного характера музыкальных тем, намеренной «старомодности» некоторых гармонических оборотов, применения приемов инструментовки в духе звучания парадных военных или садово-парковых оркестров. Бетховен осуществил в своем роде эксперимент, предложив сочетание музыкальных норм прошлого с показом виртуозных возможностей музицирования в опоре на действенные принципы симфонического метода мышления. Этот подход композитора продиктован поисками «позднего стиля» и предвосхищает технику «работы с моделью» композиторов ХХ в.

Ключевые слова: Восьмая симфония Бетховена, жанровый симфонизм, галантный стиль, новаторские приемы, ритмическое варьирование, гармонический язык, инструментовка, стилизация, концертный симфонизм.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Еременко, Г.А. «Игра со стилем» в Восьмой симфонии Бетховена: прозрения в век двадцатый // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 40–47.
DOI:
10.24412/2308-1031-2021-2-40-47.

 

ФЕРРУЧЧО БУЗОНИ – ИНТЕРПРЕТАТОР БЕТХОВЕНА

Б.Б. Бородин

Аннотация. Музыкант-мыслитель Ферруччо Бузони (1866–1924) является одной из ключевых фигур в фортепианном исполнительстве рубежа XIX–XX вв. Поэтому изучение его подхода к творчеству Л. ван Бетховена представляется актуальным для истории и теории исполнительского искусства. Произведения Бетховена занимали видное место в исполнительском репертуаре и редакторской деятельности пианиста, становились предметом анализа и размышлений в его печатных работах. Взгляд Бузони на творчество Бетховена базируется на общей эстетической теории, изложенной им в трактате «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (1907). Музыка рассматривается в нем как единое, молодое и свободное от условий материи искусство, близкое явлениям природы. Его дух неизменен, а формы и средства выражения преходящи. Будущее музыки принадлежит «юной классичности» (junge Klaßizität), призванной объединить достижения предшествующих эпох в прочных и прекрасных формах, ее прообразом является музыка Моцарта. У Бетховена наиболее важны его моменты приближения к «абсолютной музыке», свободной от внемузыкального содержания, конвенциональных форм и особенностей инструментов. Исходя из этих установок, Бузони предпочитает поздние произведения Бетховена и критикует средний период его творчества, в котором видит эксплуатацию найденных ранее приемов.

Ключевые слова: история фортепианного искусства, Ферруччо Бузони, литературное наследие, Людвиг ван Бетховен, «юная классичность», абсолютная музыка.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бородин, Б.Б. Ферруччо Бузони – интерпретатор Бетховена // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 48–61.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-48-61.

 

АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЛИСТА И ОРКЕСТРА В КОНЦЕРТЕ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 5 Л. ван БЕТХОВЕНА

И.В. Калатай, А.П. Недоспасова

Аннотация. В настоящей статье анализируются ключевые моменты взаимодействия солиста, дирижера и оркестра на примере Концерта № 5 для фортепиано с оркестром Л. ван Бетховена. Подчеркивается значимость этого сочинения в историческом развитии жанра. Его новаторские композиционные черты и идейно-образная содержательность способствовали утверждению профессии дирижера и возникновению нового ракурса – дирижера-интерпретатора. Освещаются вопросы создания целостной интерпретации данного концерта в равноправном творческом союзе солиста, дирижера и оркестра. В опоре на исполнительский опыт авторов настоящей статьи обозначены проблемы, возникающие в практической работе над партитурой с ансамблевой, артикуляционной, психологической точек зрения. Дифференциация видов проблем позволяет прокомментировать их причины, обозначить сходные в своем принципе виды трудностей и предложить способы успешной реализации этих фрагментов партитуры концерта.

Ключевые слова: Бетховен, взаимодействие солиста и оркестра, хаммерклавир, фортепианные концерты, Даниэль Баренбойм.
Конфликт интересов: Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Калатай, И.В., Недоспасова, А.П. Аспекты взаимодействия солиста и оркестра в Концерте для фортепиано № 5 Л. ван Бетховена // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 62–71.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-62-71.

 

PEROTINUS MAGNUS AND MODEST MUSORGSKIJ – AN UNUSUAL COMPARISON

O. Büsing, A.A. Maltseva (trans.)

Аннотация. For the period from the middle of the15th century up to the last third of the 19th century, the principle of “real voices” reigned supreme for artificial/artistic composing in Europe; that is, the composed voices of a musical movement had to evince adequate separation (no paraphony in parallel unisons, octaves, or fifths). To make a more differentiated method of observation / scrutiny of the transition from early Gregorian voice unity and elaborated contrapuntal voicing in the 15th century possible, the concept of the melodic path/track is introduced, with the help of which one-track Gregorian, plural tracks, partly paraphonic, but not yet really polyphonic writing, and polytracking contrapuntal writing in actual polyphony can be distinguished from each other. Before and after the period of strict polyphony under consideration, oscillations between paraphony (extended single voices with melodic tracks led in parallel) and contrasting counterpoint is now used as an artistic principle. Thus a Conductus out of the vicinity of Perotinus is compared with the first Promenade from Musorgskij's Pictures at an Exhibition, as such oscillation takes place in both works. Let us call this artistic principle also employed in customary Russian liturgical music regular oscillation: the oscillation between contrasting principles of voice leading. Thus a bridge is constructed across 650 years of musical history in which – above and beyond all differences – common denominators of principles can be demonstrated.

Keywords: paraphony, melodic track, real voicing, real oscillation as artistic principle.
Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Büsing, O. (2021), “Perotinus Magnus and Modest Musorgskij – an unusual comparison”, in A.A. Maltseva (trans.), Journal of Musical Science, vol. 9, no. 2, pp. 72–90.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-72-90.

 

ОБРАЗ ФОРТЕПИАНО В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ОСКОЛКОВА

Г.П. Овсянкина

Аннотация. Статья посвящена характеристике фортепианного творчества современного петербургского композитора С.А. Осколкова (1952 г.р.). Отмечается, что в нем присутствуют две образные и жанровые линии: лирической философской миниатюры и масштабной виртуозной композиции, в центре которой восемь сонат. Одна из центральных тем фортепианного творчества С.А. Осколкова обусловлена рефлексией искусства Серебряного века. Это подтверждает анализ циклов Пять постлюдий, Четыре «ReMiнисценции» «Достижение истины» и Пять прелюдий. Среди традиций, ставших творческим импульсом, романтизм и символизм. От Шумана и Листа исходит склонность к посвящениям, тонким аллюзиям музыкального языка высоко чтимых композиторов – лирических героев Осколкова, скрытых программ. В сонатах Осколкова особенно убедительны связи с творчеством Скрябина. Проводятся параллели на эстетическом, композиционно-выразительном уровнях. В заключении статьи сделан вывод: через все творчество Осколкова прошел образ романтического фортепиано с элементами скрябинского символизма. Но Осколков не обращается к открытым романтическим аллюзиям, к цитированию. Это скрытые связи, завуалированные фактурными новациями последней трети ХХ в., ностальгия по великому искусству прошлого, как недосягаемой мечте.

Ключевые слова: фортепианный романтизм, традиции Скрябина, трактовка сонаты, постлюдия, интровертное мышление, контролируемая алеаторика, современная фактурная организация. 
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Овсянкина, Г.П. Образ фортепиано в творчестве Сергея Осколкова // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 91–98. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-91-98.

 

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МОНООПЕРЕ АРТЕМА АНАНЬЕВА «КВАДРАТУРА КРУГА» (2013)

Т.А. Беляева

Аннотация. Активное развитие монооперы в наши дни убедительно доказывает востребованность и жизнеспособность жанра, а формирующиеся новые модели и традиции, отличающие его от образцов так называемой советской монооперы 1960–1970-х гг., обусловливают актуальность темы исследования. В опоре на работы А.В. Денисова и Е.А. Приходовской рассматриваются особенности развития оперного жанра в музыкальном искусстве на современном этапе, а обращение к статьям и высказываниям автора обсуждаемой монооперы А. Ананьева позволяет обосновать ее драматургические, стилистические особенности, но главное характер многочисленных микстовых процессов. Целью исследования становится обоснование того стремления монооперы, что ведет к тесному взаимодействию с другими жанрами и все более уводит ее от оперности в общепринятом понимании. Стремление композиторов реализовать ставшие классическими «установки» монооперы (предельная концентрация на личности героя, выведение на первый план подсознательных реакций, изучение помутненного сознания) приводит их к новым формам выражения идей: трагедия Я, обретающая общечеловеческий масштаб, концептуализация мотива «поиска пути» заставляют прибегать к средствам полижанрового синтеза. Все это рождает мобильное, но изощренное использование средств, влияющих на наращивание смыслов. Целостный анализ оперы как метод исследования позволяет констатировать тот факт, что моноопера убедительно доказывает свою состоятельность, и делать выводы о значительном потенциале жанра.

Ключевые слова: моноопера, современная российская моноопера, жанровое взаимодействие, полижанровый синтез, «Квадратура круга», Артем Ананьев.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Беляева, Т.А. Особенности жанрового взаимодействия в моноопере Артема Ананьева «Квадратура круга» (2013) // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 99–112.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-99-112.

 

РАПСОДИЯ К. ДЕБЮССИ ДЛЯ САКСОФОНА С ОРКЕСТРОМ В СВЕТЕ ЭПИСТОЛЯРНОГО НАСЛЕДИЯ КОМПОЗИТОРА

М.В. Холодова, В.В. Шкуренко

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена одному из репертуарных сочинений французского мастера XX в. К. Дебюсси – Рапсодии для саксофона с оркестром, еще не получившей всестороннего осмысления в отечественном музыкознании. На основе анализа эпистолярного наследия композитора с привлечением ряда зарубежных источников реконструируется история создания и дальнейшей судьбы единственного саксофонного опуса К. Дебюсси. Выяснено, что судьба эта во многом драматична – свою заказанную пьесу саксофонистка-любительница Э. Холл терпеливо ждала долгих 17 лет, и по разным, не до конца известным причинам, Рапсодия находилась в «черновом» виде до самой смерти мастера. В ходе исследования делается вывод, что несмотря на перипетии личного характера, сочинение корреспондирует с «окружающими» его опусами на образном, интонационно-тематическом уровнях (в частности, с циклом «Море»), репрезентирует художественно-стилевые доминанты творчества композитора. Предполагается, что материалы работы позволят сформировать более полное представление о малоизвестной русскому читателю странице творческой биографии К. Дебюсси, связанной с Рапсодией, ставшей в XX–XXI вв. визитной карточкой саксофонистов во всем мире.

Ключевые слова: Клод Дебюсси, Элизабет Холл, произведения для саксофона, французская музыка XX века.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Холодова, М.В., Шкуренко, В.В. Рапсодия К. Дебюсси для саксофона с оркестром в свете эпистолярного наследия композитора // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 113–121.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-113-121.

 

РАПСОДИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА И САКСОФОНА КЛОДА ДЕБЮССИ В РЕДАКЦИИ ВИНСЕНТА ДАВИДА

В.А. Михно

Аннотация. Рапсодия для оркестра и саксофона, заказанная Клоду Дебюсси американской саксофонисткой Элизой Холл, была представлена в виде эскиза партитуры издателю Жаку Дюрану в 1904 г. и завершена близким другом композитора Жаном Роже-Дюкасом в 1918 г. Незавершенность произведения, умеренное использование саксофона и техническая сложность фортепианной партии издания Дюрана стали причиной его непопулярности у исполнителей. Появившаяся в первой трети XX в. версия Эрнеста Ансерме с расширенной ролью саксофона получила противоречивые отзывы и критику, и в настоящее время оркестры чаще исполняют версию Роже-Дюкаса. В случаях исполнения Рапсодии с фортепиано, наоборот, популярностью пользуются переложения, в которых саксофону отводится большая роль в изложении музыкального материала. Они активно создаются, начиная с последней трети XX в. Материалом статьи стала редакция французского саксофониста Винсента Давида (издательство Editions Henry Lemoine, Париж, 2001). Приводятся сведения об истории создания Рапсодии Клодом Дебюсси, сравнительный анализ оркестровой партитуры и переложения для саксофона и фортепиано Жана Роже-Дюкаса издания Жака Дюрана, переложения для саксофона и фортепиано Винсента Давида. В результате анализа редакций выявляются способы работы, которые применяет Давид для увеличения роли саксофона в изложении музыкального материала.

Ключевые слова: рапсодия, редакция, переложение, саксофон.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Михно, В.А. Рапсодия для оркестра и саксофона Клода Дебюсси в редакции Винсента Давида // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 122–132.
DOI:
10.24412/2308-1031-2021-2-122-132.

 

ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ АРФЫ В РЕПЕРТУАРЕ РУССКИХ АРФИСТОВ

Н.Н. Покровская

Аннотация. На протяжении 300 лет особенности развития искусства игры на арфе во Франции отражались на манере игры и репертуаре русских арфистов. С середины XVIII в., в эпоху классицизма и становления эстетики романтизма, шел бурный подъем арфового искусства Франции, ставшей к началу XIX столетия лидером в этой области музыки. Русские арфисты, признавая роль парижской школы, сумели преодолеть зависимость от ее влияния, создав оригинальную манеру игры на арфе. Изменения в постановочных принципах не сказались на судьбе репертуара, написанного для арфы системы Гохбрукера. Он был создан великими французскими арфистами Я.К. Крумпхольтцем, Ж.Б. Кардоном, Ф.Ж. Надерманом, Р.Н.Ш. Бокса и сохранил свою художественную ценность доныне. Кризис парижской школы середины XIX в. отразился на арфовом искусстве и Европы, и России. Арфа опустилась до роли салонного, женского инструмента, а музыка для нее – до уровня любительского аккомпанемента. Из сольного, виртуозного инструмента она стала инструментом оркестровым, оркестровой краской для имитации звучания гитары, лютни, мандолины. Преодоление кризиса связано с именем А. Хассельманса, создателя современной парижской арфовой школы. Он воспитал плеяду арфистов – виртуозов и композиторов – Г. Ренье, М. Турнье, Л. Ласкин, П. Жаме. Их мастерство стало эталоном исполнительства на арфе системы С. Эрара, а сочинения вошли в золотой фонд концертного репертуара арфистов. Их творческие достижения способствовали пробуждению интереса к арфе у профессиональных композиторов: К. Сен-Санса, Г. Форе, К. Дебюсси, М. Равеля, «Шестерки», чьи опусы постоянно звучат на концертных площадках мира (в том числе в России) и входят в программы международных арфовых конкурсов.

Ключевые слова: Франция, парижская арфовая школа, Я.К. Крумпхольтц, Р.Н.Ш. Бокса, Россия, московская арфовая школа, репертуар Великопостных сезонов, музыкальный импрессионизм, «Шестерка», современный арфовый репертуар.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Покровская, Н.Н. Французская музыка для арфы в репертуаре русских арфистов // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 133–141.
DOI: 10.24412/2308-
1031-2021-2-133-141.

 

«СИБИРСКИЕ» СПИСКИ СЛУЖБЫ СВЯТИТЕЛЮ ФИЛИППУ, МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ И ВОПРОС О ЧИСЛЕ ЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕДАКЦИЙ

Д.В. Казанцева

Аннотация. Гимнографический комплекс, посвященный святителю Филиппу митрополиту Московскому и всея Руси, представляет собой довольно сложную систему в связи с многообразием существующих списков службы. В настоящей статье рассматриваются нотированные списки песнопений службы святителю Филиппу, обнаруженные в фондах Государственного архива в г. Тобольске и ГПНТБ СО РАН (собрание М.Н. Тихомирова), дается краткая археографическая характеристика включающих их рукописей. Основной раздел статьи посвящен вопросу о числе музыкальных редакций службы святителю Филиппу на материале музыкально-текстологического анализа шести ранних списков из вышеназванных сибирских собраний, а также из фондов РНБ (собрания Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, Капеллы) и РГБ (собрание Д.В. Разумовского), датируемых в пределах второй половины XVII – начала XVIII вв. Материалом для музыкального анализа стали четыре песнопения, имеющихся во всех списках – славники стихир на «Господи воззвах», на стиховне и на литии великой вечерни и стихира по 50-м псалме утрени. В ходе исследования были выявлены два самостоятельных музыкальных произведения – условно «Московская служба» и «Соловецкая служба», каждое из которых имеет певческие редакции и / или варианты, а также две особые редакции.

Ключевые слова: святитель Филипп митрополит Московский, знаменный распев, гимнографический комплекс, песнопения, певческие редакции.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Казанцева, Д.В. «Сибирские» списки службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому и вопрос о числе ее музыкальных редакций // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 142–154.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-142-154.

 

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ»: КОНТЕКСТЫ ВОСПРИЯТИЯ СИМВОЛОВ И АРХЕТИПОВ САКРАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

И.П. Кладова

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению актуальных проблем русской православной духовной музыки на основе психологического архетипического анализа музыкального литургического текста и историко-культурного контекста. Исследуются особенности содержания, воплощения и восприятия символов и архетипов сакрального времени русских духовных песнопений на примере цикла «Всенощного бдения» П.И. Чайковского. Понятия архетипа и символа рассматриваются комплексно с позиции анализа философии, богословских трудов, эпистолярного наследия композитора, психологии, музыкознания. Обосновывается применение архетипического метода в контексте осмысления литургического хорового творчества. Изучается специфика содержания, восприятие православных символов, архетипов и особенности структурно-семантической организации духовно-концертного жанра «Всенощного бдения», созданного П.И. Чайковским. На примере сочинения композитора выделяется сакральный концептуальный архетип и символ «бесконечного времени-вечности», выражающий православные представления «ангелогласного», «богодухновенного» пения. Отмечается роль концептуальных архетипов сакрального времени, гласового пения как основы православного литургического мышления, участвующих в формировании богослужебного канонического цикла, оказавшего влияние на творчество П.И. Чайковского. Особо рассматриваются духовный, трансцендентный и имманентный характер восприятия-мышления (по В.В. Медушевскому), который проявляется на разных уровнях воплощения сакрального, континуального «времени-дления». Анализируются сакральные образы-эталоны, «этосы гласов», основные метроритмические свойства архетипа «бесконечного времени-вечности» в духовных песнопениях композитора (О. Шпенглер, П. Флоренский).

Ключевые слова: русская духовная музыка, литургическое творчество, православная культура, П.И. Чайковский, Всенощное бдение, восприятие музыки, архетипический анализ текста, контекста, концептуальный архетип, символ времени-вечности, музыкально-семантическое содержание.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кладова, И.П. П.И. Чайковский. «Всенощное бдение»: контексты восприятия символов и архетипов сакрального времени // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 155–168.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-155-168.

 

АСПЕКТЫ ДИЕГЕЗИСА В ПОНИМАНИИ СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВИДЕОИГР

А.А. Некрасов

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи структуры музыкального содержания видеоигр через призму диегезиса. Несмотря на ассоциации, которые вызывает слово «видеоигры», данный вид искусства обладает свойствами как визуального объекта, так и звукового. В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что музыка видеоигр является важной областью музыкального искусства и составляет значительную часть слухового опыта современного человека (зачастую именно через музыкальное сопровождение той или иной игры он знакомится с существующими в музыкальном искусстве стилями и техниками композиции). Но, несмотря на большое значение музыкального ряда в игровом процессе, осмысление данного измерения видеоигровой индустрии стало самостоятельной отраслью музыкознания сравнительно недавно – в первую очередь в тех странах, где существует разграничение между профессиями кинокомпозитора, композитора академического и композитора игровой индустрии. Результаты изученных работ на поставленную тему позволяют нам прежде всего определить вклад и ограничения кинематографических и нарратологических теорий в понимании роли музыкального сопровождения в видеоиграх. Тем не менее, игровая природа требует нового, дополнительного теоретического подхода, который будет направлять исследования в этой области.

Ключевые слова: видеоигры, музыкальное сопровождение, диегезис, музыкальное содержание, недиегетическая интерактивная музыка, адаптивная музыка, диегетическая музыка. 
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Некрасов, А.А. Аспекты диегезиса в понимании структуры музыкального содержания современных видеоигр // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 169–175. 
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-169-175.

 

ИСТОРИЯ СИБИРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКИ И ЖУРНАЛИСТИКИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

О.А. Светлова

Аннотация. В настоящей статье история сибирской музыкальной критики и журналистики заявляется в качестве самостоятельного объекта критиковедческого изучения. Ставится цель обозначить основные проблемные аспекты исследования, среди которых главным является специфика сибирской музыкальной критики и журналистики, периодизация ее развития в русле этого общероссийского художественного явления. Автор обращает внимание на существующее до сих пор противоречие между богатейшим сибирским музыкально-критическим наследием, представленным в периодических изданиях историко-культурных центров Сибири – Тобольска, Томска, Омска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска – и все еще недостаточной и неравноценной степенью его изученности в ракурсе «критика сквозь призму культуры». Констатируется отсутствие панорамного исследования в области истории российской и региональной музыкальной критики и журналистики, равно как и исследования местных периодических изданий, сыгравших свою главную роль в становлении музыкально-критической деятельности. Намечается ряд вопросов, решение которых позволит выявить тенденции развития музыкально-критического наследия в сибирской периодике, нетипичные для европейской критики региональные факторы, проследить динамику развития жанровой системы музыкально-критических публикаций. Подчеркивается актуальность работы, состоящая в острой необходимости изучения региональной музыкально-критической журналистики как исторического феномена, выступающего зеркалом культурного уровня социума, не только фиксирующего, но транслирующего и регулирующего нравственно-эстетические ценности определенной исторической эпохи.

Ключевые слова: музыкальная критика и журналистика, критиковедение, музыкальная культура Сибири, региональная периодика.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Светлова, О.А. История сибирской музыкальной критики и журналистики в региональной периодике: к постановке проблемы // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 176–183.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-176-183.

 

НОВОСИБИРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА КАК СФОРМИРОВАВШИЙСЯ ФЕНОМЕН

М.Н. Дрожжина, В.В. Дитенбир

Аннотация. На основе предварительного теоретического осмысления феномена вокальной школы предпринята попытка обоснования гипотезы: к настоящему моменту в Новосибирске сформировалась вокальная исполнительская школа в ее региональном варианте, обладающая следующими необходимыми параметрами: вокальное исполнительство локализовано в региональном культурном пространстве; оно развивается в русле собственной художественной, хронологической и педагогической парадигмы, обеспеченной преемственностью традиций; происходит успешная трансляция достижений за пределы региона. Историко-теоретический анализ условий становления феномена, а именно: строительство в молодом культурном и научно-промышленном центре крупнейшего в стране оперного театра с очень большой сценой и залом; формирование педагогической составляющей (открытие консерватории с кафедрой сольного пения, обеспеченной высокопрофессиональными кадрами) в суровых для вокальной деятельности климатических условиях, позволил сделать выводы о состоятельности заявленной гипотезы. Показано, что специфика и взаимообусловленность обозначенных выше критериев обеспечивают неповторимость новосибирской вокальной школы. Для нее характерны опора на традиции отечественных вокальных школ, нацеленность на преодоление проблем, связанных с региональной спецификой (негативного климатического фактора и особенностей сцены и зала новосибирского театра). Показателем сформированности новосибирской региональной вокальной школы являются трансляция и признание ее достижений за пределами Новосибирска.

Ключевые слова: региональная вокальная школа, вокальное исполнительство, Сибирь, Новосибирская консерватория, кафедра сольного пения, Новосибирский оперный театр.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дрожжина, М.Н., Дитенбир, В.В. Новосибирская региональная вокальная школа как сформировавшийся феномен // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 184–196.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-184-196.

 

ВЛИЯНИЕ ТОНА НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ

Цзэн Цян

Аннотация. Вокальное искусство – это искусство сочетания музыки и языка. Песни создаются на основе языка, и художественная концепция, характеры, мысли и чувства в них также должны быть выражены с помощью языка. Язык – это основа пения, пение – это сублимация языка, и положение языка в вокальной музыке самоочевидно. Вопрос о тонах в китайском языке имеет огромное значение: тон в китайском языке является фонематическим, так что изменение высоты тона (или контура тона) слова может резко изменить его значение. Китайские художественные песни – один из ярких примеров трансформаций, происходящих в китайском языке на протяжении XX в., поскольку в них, как в зеркале, отражаются не только региональные трансформации, связанные с диалектными особенностями, но и стороннее западное влияние композиторских практик. Целью данной статьи является изучение тональных различий между кантонским и мандаринским диалектом в китайском языке. Разные регионы, разная географическая среда, разные гуманитарные науки и языковые привычки будут иметь разные певческие голоса. Автор приходит к выводу, что различия в тоне играют огромную роль при прослушивании, так как определяют семантику и стилистику китайских художественных песен.

Ключевые слова: тон в китайском языке, китайские художественные песни, стилистика китайских песен, семантика китайских песен, западное влияние.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Цзэн Цян. Влияние тона на региональные стилистические особенности китайской художественной песни // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 197–207.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-197-207.

 

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВОННИЦ КАЛИНИНГРАДСКОЙ МИТРОПОЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

С.Г. Тосин

Аннотация. В Калининградской области русское православие не имеет давних духовных традиций. Ранее, до 1945 г., ее территория являлась частью Восточной Пруссии, где официальной религией было лютеранство. Православная церковь здесь стала укореняться только в постсоветский период. Это выделяет данную область среди прочих российских. Выяснить, отразилась ли такая культово-обрядовая специфика региона на русском колокольном инструментарии, – главная цель настоящей работы. Ученые-колоколоведы еще не исследовали Калининградскую область, и данная статья пока единственная в своем роде. Поэтому в числе первых задач рассматриваются: а) православные подколокольные сооружения; б) конструктивно-технические особенности местных епархиальных звонниц. В ходе исследования выяснилось, что при храмах Калининградской митрополии функционируют не все типы русских архитектурно-подколокольных строений. Здесь представлены палатные и наземные звонницы, а также многоугольные колокольни, но отсутствуют настенные звонницы и круглые колокольни. Качество звонницы во многом зависит от местоположения колоколов на ярусе звона и обустройства ее механической трансмиссионной системы. Исследования местных инструментов показали, что далеко не везде соблюдаются правила их обвеса колоколами, также не везде грамотно применяются методы их снабжения традиционными техническими устройствами. Такое встречается в России повсеместно, не только в Калининградской области. И вообще, на наш взгляд, между звонничным инструментарием данного региона и других российских территорий больше общего, чем различий. Похоже, что ставшие стандартными конструктивно-технические решения, свойственные сегодня звонницам коренной России, тиражируются и в ее Прибалтийском регионе. При этом так же, как и там, здесь каждая из них обладает индивидуальностью. А это означает, что колокольно-звонный инструментарий Калининградской митрополии обладает свойством, характерным для русско-православной звонницы вообще, – конструктивной многовариантностью.

Ключевые слова: звонница, колокольня, колокол, колокольный звон, звонарь.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Тосин, С.Г. Конструктивные особенности звонниц Калининградской митрополии Русской православной церкви // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 208–217.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-208-217.

 

СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ТУВЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ТРАДИЦИЙ ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «КОШКУН ХООМЕЙ»)

М.М. Бадыргы, Е.К. Карелина

Аннотация. В статье освещается деятельность органов исполнительной власти Республики Тыва по вопросам сохранения, развития традиций тувинского горлового пения (хоомей), в том числе государственные документы, институциональные результаты, общественные инициативы. Бурное развитие искусства горлового пения в современной Туве ставит проблему адекватности проводимой культурной политики. Специальное внимание уделяется начатому в 2014 г. проекту «Кошкун хоомей», еще не получившему научного осмысления. Проект представляет собой проведение ряда конкурсов среди исполнителей тувинского хоомея в муниципальных образованиях Тувы – кожуунах (районах). Исследование опирается на культурологические подходы. Целью статьи является многосторонний анализ проводимых мероприятий, с выявлением положительных сторон данной практики, а также недостатков для дальнейшего совершенствования государственной культурной политики в Республике Тыва. Анализ публикаций в СМИ по данной тематике, результаты опроса организаторов и участников, учет мнения населения позволили сделать общий вывод об эффективности принимаемых Правительством Республики Тыва мер. При этом специалистами отмечены настораживающие тенденции, грозящие потерей аутентичности и нивелировкой локальной специфики в развитии тувинского хоомея. Делается вывод о необходимости совершенствования проводимой в Туве культурной политики с опорой ее на научные основания.

Ключевые слова: культурная политика, Республика Тыва, тувинское горловое пение хөөмей, хоомеисты, «Кошкун хоомей», конкурсы.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бадыргы, М.М., Карелина, Е.К. Современная культурная политика Тувы по сохранению традиций горлового пения (на примере проекта «Кошкун хоомей») // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 218–232.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-218-232.

 Вестник музыкальной науки Т. 9 № 2 2021
Вестник музыкальной науки Т. 9 № 2 2021
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.