Вестник музыкальной науки Т. 9 № 4 2021

ОБ ИСТОКАХ РОМАНТИЧЕСКОГО ПИАНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИЙ, ор. 67 И.Н. ГУММЕЛЯ)

И.Р. Хананов, Е.К. Карелина

Аннотация. Статья посвящена некоторым аспектам фортепианного творчества Иоганна Непомука Гуммеля (1778–1837). Фигура крупнейшего представителя раннего романтизма в недостаточной степени освещена в отечественном музыкознании, традиционно рассматривается среди так называемых композиторов «второго эшелона». В статье приводятся некоторые факты, подтверждающие значительность И.Н. Гуммеля в музыкальной Европе начала XIX в. На основании методологической позиции, рассматривающей фактурные формулы фортепианного нотного текста как условные коды, обусловливающие двигательную культуру музыканта-пианиста, фактура осмысляется как одно из существенных отражений пианизма эпохи, становясь объектом специального исследования. Вводится понятие телесносенсорного плана сочинения, характеризующее совокупность двигательных элементов, последовательно воплощаемых пианистом в ходе исполнения. На материале цикла Прелюдий, op. 67 И.Н. Гуммеля авторами была поставлена цель выявить особенности фортепианного письма, демонстрирующие переходный характер пианизма начала XIX в., а также наметить в первом приближении предвосхищение И.Н. Гуммелем фортепианного стиля Ф. Шопена. Промежуточными результатами исследования можно считать подтверждение необходимости введения И.Н. Гуммеля в контекст развития романтического пианизма в существенно более подробном варианте, нежели это происходило в отечественном музыкознании до настоящего времени, и, в связи с этим, пересмотра революционного характера достижений композиторов-романтиков в области фортепианного исполнительства.

Ключевые слова: романтический пианизм, И.Н. Гуммель, прелюдии, телесно-сенсорный план, фортепианная фактура
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хананов, И.Р., Карелина, Е.К. Об истоках романтического пианизма (на примере Прелюдий, ор. 67 И.Н. Гуммеля) // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 5–16.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-5-16.

 

ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА ФРИДЕРИКА ШОПЕНА

О.С. Моторина, С.Г. Войткевич

Аннотация. Статья посвящена малоизученной сфере творчества Фридерика Шопена – вокальному искусству. Пианист-виртуоз, «поэт фортепиано», Шопен является автором 19 песен, созданных в период с 1829 по 1847 г. Все они написаны на стихи польских поэтов и отражают круг образов, воплощающих темы Родины, любви, одиночества, смерти. Рассматриваются особенности отражения личных переживаний композитора и устанавливаются смысловые корреляты между автобиографическими событиями и текстами песен. Переживания о судьбе Польши нашли отражение в наиболее трагических вокальных образцах. Большое влияние оказали сердечные переживания и чувства, которые в разные годы композитор испытывал к соотечественницам: Констанции Гладковской, Марии Водзиньской и Дельфине Потоцкой. На основе анализа доступных источников рассматривается история создания, образно-интонационный строй произведений, гармонические особенности, жанровые истоки. Определяются три группы вокального наследия, устанавливается их жанровая атрибуция и рассматриваются примеры каждой из них: песня в куплетной форме, баллада и сценка-диалог. Обнаруживаются мелодические и ладогармонические параллели между вокальными и инструментальными произведениями Шопена. Отмечаются специфические черты песенного творчества Шопена на примере польских песен.

Ключевые слова: Фридерик Шопен, вокальная лирика, песня, Стефан Витвицкий, Польша
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Моторина, О.С., Войткевич, С.Г. Вокальная лирика Фридерика Шопена // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 17–31.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4- 17-31.

 

ПРОЯВЛЕНИЕ АВТОБИОГРАФИЧНОСТИ В «ЖИЗНИ ГЕРОЯ» Р. ШТРАУСА

Ю.Л. Фиденко

Аннотация. Статья посвящена анализу симфонической поэмы Р. Штрауса «Жизнь героя», до сих пор не получившей должного освещения в отечественном музыкознании. Цель исследования – выявление особенностей авторской самоидентификации в музыке немецкого композитора. Научная новизна состоит в распознавании параметров автобиографичности музыкального текста в контексте комплексного анализа. В статье отмечено, что Р. Штраус сам сочинил автобиографическую программу и назвал героем своего сочинения себя. Авторские словесные пояснения в партитуре являются важными компонентами художественного целого. Последовательно анализируются основные образные линии, интонационная и тембровая драматургия, тематические связи в «Жизни героя». В процессе анализа удалось обнаружить у Р. Штрауса приметы моделирования своего портрета в мелодическом, ладотональном, ритмическом, жанровом и инструментальном облике темы главного героя симфонической поэмы. Информация о герое передается в музыке также через образы его окружения и ситуативную реакцию персонажа. В результате исследования автор приходит к выводу, что программный замысел, яркие образы-портреты и драматургия позволяют трактовать симфоническую поэму как произведение, в котором отчетливо выражены признаки авторской персонификации. Потенциальный арсенал художественных ресурсов музыки Р. Штрауса направлен на показ автора в разных статусах и формах своего присутствия.

Ключевые слова: автобиографичность в музыке, Р. Штраус, «Жизнь героя», симфоническая поэма Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Фиденко, Ю.Л. Проявление автобиографичности в «Жизни героя» Р. Штрауса // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 32–40.
DOI: 10.24412/2308- 1031-2021-4-32-40.

 

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕРОЕВ ОПЕРЫ Ф. БУЗОНИ «АРЛЕКИН, ИЛИ ОКНА»

У Сянцзэ

Аннотация. В статье рассматривается оперное творчество Ф. Бузони, представленное одной из ярчайших творческих работ композитора – оперой «Арлекин, или Окна». Автором проделан подробный анализ композиции и музыкальных характеристик героев оперы «Арлекин», отмечены неоклассицистские и романтические тенденции в отношении использования музыкального языка, форм и характеристик героев произведения. Став «новым словом» в творчестве композитора, опера «Арлекин» оказала влияние на пути развития оперного жанра в XX в. Тем не менее, спустя более чем столетие с того дня, когда данное произведение увидело свет, в научной литературе так и не появилось ни одного подробного исследования, касающегося музыкального языка, композиции, оперной драматургии, а также певческо-исполнительских приемов оперы. Автор надеется, что работа в обозначенном направлении позволит существенно расширить представления о творческом почерке композитора, внесет элементы новизны в проблему музыкального театра минувшей эпохи. Завершая свое исследование, автор приходит к мысли, что в опере «Арлекин» Ф. Бузони прибегает к характерному для оперы-буффа строению сцен и номеров, делая акцент на свободном оформлении сценического материала, естественности диалогов, подвижности инструментального сопровождения, которая оттеняется естественностью драматической речи, ярко выраженной танцевальностью и использованием речитативов-скороговорок.

Ключевые слова: Ф. Бузони, опера «Арлекино», неоклассицизм, опера-буффа, лейтмотив
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: У Сянцзэ. Особенности композиции и музыкальных характеристик героев оперы Ф. Бузони «Арлекин, или Окна» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 41–50.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-41-50.

 

FESTIVAL INTERNATIONAL D’ART LYRIQUE D’AIX-EN-PROVENCE В КОНТЕКСТЕ ВЕДУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Л.В. Гаврилова

Аннотация. Статья посвящена одному из крупнейших европейских музыкально-театральных фестивалей d’Art Lyrique d’Aix-en-Provence, который ежегодно проводится на юге Франции. В ней представлена его краткая история, начиная с 1948 г. по настоящее время. По мнению автора, она тесно связана с художественными устремлениями его руководителей – Габриэля Дюссюрже, Бернарда Лефорта, Луи Эрло, Стефана Лисснера, Бернара Фоккруля. Благодаря их деятельности, каждый новый этап развития фестиваля органично встраивался в контекст ведущих тенденций современного музыкального театра, выявляя одновременно и насущные проблемы театральной практики. Одну из самых острых обозначил новый художественный руководитель фестиваля Пьер Оди (с 2019 г.): «ставить по музыке» или «против музыки». Предпринятый исторический обзор позволил охарактеризовать главные черты фестиваля: многоаспектность программ, привлечение к участию крупнейших деятелей современного музыкально-театрального искусства – режиссеров, дирижеров, певцов, что привело к использованию на сценических площадках самых современных новаций, включая мультимедийный театр. Одному из спектаклей, ставшему главным событием фестиваля 2019 г., в статье уделяется особое внимание – это «Реквием» В.А. Моцарта в постановке Ромео Кастеллуччи под управлением Рафаэля Пишона. Акцентируется концептуальное содержание спектакля, выявляются фрагменты других сочинений, включенных в партитуру. Сценическая версия рассматривается как явление хорового театра, находящегося в русле актуальных тенденций современного искусства, связанных с визуализацией несценической музыки.

Ключевые слова: фестиваль, d’Art Lyrique d’Aix-en-Provence, современный музыкальный театр, Ромео Кастеллуччи, хоровой театр
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаврилова, Л.В. Festival International d’Art Lyrique d’Aix-en-Provence в контексте ведущих тенденций современного музыкального театра // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 51–59.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-51-59.

 

НЬЮ-ЙОРКСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ХХ в. И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИТОРА ЭРЛА БРАУНА

С.А. Козловская

Аннотация. В данной статье рассматривается деятельность одного из ярких представителей авангарда второй волны, композитора Эрла Брауна в контексте нью-йоркской композиторской школы и других творческих объединений, возникших в Нью-Йорке в 1950-х гг. на фоне принципов экспериментального направления разных видов искусства. На основе анализа документальных и научных зарубежных источников автор описывает особенности творческого метода авангардного искусства, выделяя такие принципы, как взаимодействие изобразительных средств с предметами окружающего мира, интеграция скульптуры с природными стихиями, алеаторическое построение танца и идеи абстракционизма в музыке. В работе показан опыт деятельности композиторов в создании электронной музыки, который позволил выделить ряд отличительных особенностей в творчестве Э. Брауна раннего периода. Это его особый интерес к джазу; сочетание в произведениях импровизационного подхода с рационально-логическим; разработка новых видов нотации музыки; отход от крайностей экспериментальных установок и сохранение внутреннего эмоционально насыщенного звукового эталона. В этом контексте отмечается особая роль цикла «Фолио» как яркой экспериментальной работы в разработке принципов мобильной формы и графических методов письма. В завершении дается общая оценка деятельности Брауна и нью-йоркских школ, находившихся в тесных связях идейного содержания, выдвинувших Нью-Йорк в лидеры мирового искусства ХХ в.

Ключевые слова: авангард, нью-йоркская школа, абстрактный экспрессионизм, современное искусство, Эрл Браун, алеаторика, открытая форма, перфоманс
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Козловская, С.А. Нью-йоркские творческие школы ХХ в. и деятельность композитора Эрла Брауна // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 60–70.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-60-70.

 

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ХАЗРАТА ИНАЙЯТ-ХАНА В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ЕГО СЫНА – ХИДАЙЯТА ИНАЙЯТ-ХАНА

М.Н. Дрожжина, С.А. Овчинников

Аннотация. Настоящая статья представляет собой попытку выявить взаимосвязь музыкально-эстетических воззрений индийского суфия Хазрата Инайят-Хана (по благословению своего наставника с помощью музыки «соединявшего Восток и Запад», проповедуя суфизм жителям Европы) с композиторскими опусами его сына – Хидайята Инайят-Хана. В результате анализа основных положений, в книге Хазрата Инайят-Хана «Мистицизм звука», выделены и последовательно изложены два аспекта, ориентированных на проблематику данной статьи. Первый вытекает из предварительного вывода философа, о звуке как начале творения мира, второй посвящен проблеме гармонии. Закономерно, что стремление к объединению Востока и Запада философ не реализовал непосредственно в сочинениях, так как признавал различие в понимании музыкальной гармонии Западом и Востоком. Однако эту цель сумел воплотить его сын, получивший образование в Парижской консерватории. В статье подчеркивается: специфика музыкального языка композитора обусловлена закономерностями взаимодействия традиционной восточной монодии (в творчестве Хидайята Инайят-Хана представленной рагой) с европейской многоголосной жанровой системой. Обозначены уровни проявления связи с суфийской традицией, пребывание внутри которой обусловило уникальность его опусов. На примере «Монотонии» для струнных, посвященной героически погибшей в 1944 г. сестре композитора, показано обращение к теме, фокусирующей «вибрации» человека независимо от принадлежности к Востоку или Западу.

Ключевые слова: Хазрат Инайят-Хан, Хидайят Инайят-Хан, Пирзади Нурунниса Инайят-Хан, суфизм, музыкально-мистические воззрения, синтез раги с европейским многоголосием, композитор, Восток–Запад, «Монотония»
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дрожжина, М.Н., Овчинников, С.А. Развитие музыкально-эстетических воззрений Хазрата Инайят-Хана в композиторском творчестве его сына – Хидайята Инайят-Хана // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 71–83.
DOI: 10.24412/2308- 1031-2021-4-71-83.

 

ТВОРЧЕСТВО С.Г. ТОСИНА: ПОИСКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ И НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Л.Л. Пыльнева

Аннотация. Статья посвящена анализу творческих устремлений одного из современных композиторов Сибири – Сергея Геннадьевича Тосина (р. 1953). Целью исследования стало обозначить основные направления его работы, связанные с расширением понятий «программность», «музыкальный инструмент» и «музыкальный звук». Выявлено, что программы в представлении композитора превращаются в подробные вербальные комментарии и предписания, касающиеся как особенностей интерпретации, так и детализированного разъяснения замысла и технологии решения. В ряде партитур вербальный текст, обращенный к потенциальному исполнителю, полностью заменяет музыкальный, превращая суть опуса в описание творческой идеи, которую необходимо воплотить по принципу перформанса, хэппенинга. Понятие «музыкальный инструмент» выходит далеко за пределы академического искусства, обогащаясь широким спектром инструментов различного генезиса: от традиционных до бытовых (например, молоток, пила, наковальня, детская механическая игрушка, кастрюля). «Музыкальный звук» вбирает в свою сферу нетемперированные звуки, крик, шепот, всевозможные механические шумы, природные звуки. Расширение области средств музыкальной (и немузыкальной) выразительности потребовало от композитора поиска приемов стабилизации. Одним из них стала работа с весьма четко заданными музыкальными формами, другим – установление «звуковой точки», «звуковой оси», то есть опоры, возвращение к которой происходит постоянно. Рассмотрены показательные произведения в различных жанрах: опусы для солирующих инструментов («Вариацииинтермедии на трезвучие ре-мажор», «Quaternion», «Apokriph», «Plagioklasis»), оркестровые партитуры («Aescis»), хоровые сочинения («Magical Tour», «Concerto non acсademia»), опусы для произвольных составов (Musica da camera № 3, 4, 5).

Ключевые слова: Сергей Тосин, творчество современных композиторов, композиторы Новосибирска, музыкальный звук, программная музыка
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Пыльнева, Л.Л. Творчество С.Г. Тосина: поиски музыкальных и немузыкальных решений // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 84–95.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-84-95.

 

ГРАВИТАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В ФОРТЕПИАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ И ИНТОНАЦИОННАЯ ПЛАСТИКА

В.В. Будников

Аннотация. В статье анализируются исполнительские гравитационные (весовые) представления, формируемые в процессе интонационного осмысления пианистом композиторского текста. Весовое ощущение, по мнению автора статьи, является внутренним регулятором пластики пианиста и центральной категорией методической системы выдающегося фортепианного педагога второй половины ХХ в. В.И. Слонима. Его взгляды, как думается, основываются на западноевропейской традиции, нашедшей свое целостное пластическое выражение в методике К.А. Мартинсена, и на актерской пластике системы К.С. Станиславского. Слоним обогатил методику актуальным для пианизма понятием пластической «лепки» интонации, в которой «вес» понимается как проекция интонационных (ладовых) тяготений. Задача статьи – обозначить глубинную взаимосвязь пластических представлений исполнителя и интонационного мышления композитора, отраженного в фактурном оформлении музыкального образа. Весовые ощущения в рассматриваемой методике, обладая свойством пластически «обобщать» двигательное многообразие, ориентируются исключительно на конкретные интонации и «тождественны» им. Приблизиться к прояснению глубинного полисенсорного механизма возможно через призму гипотезы Б.Л. Яворского, связывающего рецепцию гравитации и ладовое тяготение в музыке, с привлечением синестетического подхода, который позволяет выявить взаимообусловленность весовых ощущений исполнительского аппарата и музыкальной интонации. Исполнительская (пластическая) интонация в методике Слонима формируется двумя основными рабочими приемами: «Плечо» и «Певучесть». Исследуя их воздействие на формирование исполнительского текста, удается обнаружить «проприоцептивный» синестетический механизм (гравитационно-кинестетический) и проследить его влияние на пластику пианиста в процессе интонирования.

Ключевые слова: новосибирская фортепианная школа, В.И. Слоним, фортепианная методика, исполнительский аппарат пианиста, слухо-проприоцептивная синестезия, пластическая «лепка» интонации, весовые ощущения пианиста
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Будников, В.В. Гравитационные ощущения в фортепианном исполнительстве и интонационная пластика // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 96–109.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-96-109.

 

ЭЛЬВИРА ДЕ ИДАЛЬГО: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ «В ИНТЕРЬЕРЕ» ЭПОХИ

М.В. Холодова, Д.Х. Есаян, Д.В. Косенкова

Аннотация. В центре внимания предлагаемой статьи – личность Эльвиры де Идальго, выдающейся испанской оперной певицы, которая блистала на всех именитых театральных сценах первой трети XX в. с лучшими голосами современности – Ф. Шаляпиным, Т. Руффо, Э. Карузо, М. Баттистини и др. Когда сольная карьера была завершена, певица переключилась на педагогическую деятельность, где выступила в роли «Пигмалиона», создав свою «Галатею» – неподражаемую Марию Каллас. Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что творческая биография оперной дивы из Арагона еще не становилась объектом научного внимания в отечественном музыкознании. Данная публикация призвана восполнить этот несправедливый пробел. На основе анализа различных зарубежных источников авторами предпринята попытка систематизировать разрозненную информацию и реконструировать этапы профессионального становления, плодотворной творческой деятельности талантливой испанской певицы, завоевавшей всемирное признание и любовь публики. Предполагается, что материалы работы позволят сформировать более полное представление о личности Эльвиры де Идальго, осмыслить ее место и роль в истории развития оперного искусства первой половины XX в.

Ключевые слова: Эльвира де Идальго, испанские оперные певцы, оперное искусство XX века, Мария Каллас
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Холодова, М.В., Есаян, Д.Х., Косенкова, Д.В. Эльвира де Идальго: творческий портрет «в интерьере» эпохи // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 110–117.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-110-117.

 

ЗАПИСКИ РЕЖИССЕРА. КОНТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕКТАКЛЯ «ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА» ЖАКА ОФФЕНБАХА

В.А. Вавилов

Аннотация. В статье режиссер делится своим видением особенностей постановки музыкального спектакля, в основе сюжета которого лежит пародия. Ироническая пародия высшего качества является основой этой комедии. Пародия в оперетте – легком комедийном жанре музыкального театра – особенно удавалась основоположнику этого жанра Жаку Оффенбаху. В современном театре, где идет постоянный поиск новых оригинальных форм представления классических произведений, необходимо быть внимательным к авторскому замыслу. Оперетта в этом смысле является тем жанром, который неохотно принимает сценографический авангард. Здесь режиссер максимально подчиняется замыслу композитора, и успешность спектакля зависит от яркости и тонкости передачи музыкального языка, совершенства воплощения художественного замысла, а не от наличия спецэффектов. Автором статьи представлено описание канвы собственного режиссерского проекта постановки оперетты Жака Оффенбаха «Елена Прекрасная». Оригинальные декорации и костюмы, эффекты, создаваемые на сцене с помощью цифровых и медиатехнологий, призваны высветить подробности и глубину сатирических и лирических образов этого уникального произведения. Необычная трактовка места и времени действия, многослойность событий и сюжетов в спектакле – действенная полифония – возможная благодаря музыкальной драматургии, заложенной гениальным композитором, при воплощении режиссерского замысла сделает эту постановку увлекательной и интересной для современного зрителя.

Ключевые слова: режиссерский взгляд, «реанимация» Оффенбаха, театр в театре, современная сценография
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Вавилов, В.А. Записки режиссера. Контуры будущего спектакля «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 118–126.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-118-126.

 

МУЗЫКАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ ПАУЛЯ НАТОРПА

Го Шаоин

Аннотация. Статья посвящена творчеству совершенно незнакомого российскому музыкознанию (искусствознанию) немецкого философа и композитора Пауля Наторпа. Сочетание в одном лице философа и музыканта – явление довольно редкое. Из немногочисленных примеров (Ф. Ницше, А. Скрябин) можно сделать вывод о том, что один вид деятельности неизбежно преобладает над другим, а потому достижения в одной области оказываются более весомыми, нежели в другой. Тем не менее, влияние одной сферы на другую заметно и накладывает отпечаток на характер идей и творческих замыслов. На примере нескольких камерно-инструментальных сочинений композитора, ставших известными благодаря энтузиазму архивистов Общества любителей музыки в Вене, сделана попытка представить особенности творческого почерка композитора «второго ряда», интересного тем, что он был также главой нового философского течения в Германии начала ХХ в. Основную часть творческого наследия Пауля Наторпа составляют камерные произведения, в том числе около 100 художественных песен, некоторые из них сгруппированы в циклы, разнообразные камерные ансамбли, большое количество разножанровых пьес для фортепиано, два хора. Рассматриваются особенности тематизма его сочинений, его связи с романтической и классической музыкальной традицией.

Ключевые слова: камерная музыка, поздний романтизм, немецкая музыка, Пауль Наторп, камерные сонаты, фортепианное трио, композитор-философ
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Го Шаоин. Музыкально-философские искания Пауля Наторпа // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 127–136.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-127-136.

 

РОЛЬ ЭМОТИВНОСТИ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Е.А. Приходовская

Аннотация. В статье рассматривается эмотивность как основной механизм исполнения музыкального произведения, вследствие чего ведущими становятся понятия эмотивного плана произведения и эмотива (самостоятельная интонационная формула) как его ключевой «строительной единицы». Предлагается тезис о соответствии эмотивного плана и музыкальной формы произведения, что позволяет «прочитывать» закономерности эмотивного плана исходя из наблюдаемой формальной конструкции. В качестве примера анализируется эмотивный план пьесы для фортепиано П.И. Чайковского «Думка», включающий три эмотивных «массива». Дается определение эмотива как основной конструктивной единицы эмотивного плана произведения. Рассматривается прогрессия от монотембрового инструмента – фортепиано – через синтетические вокальные жанры к хоровым произведениям. Акцентируется, что понимание эмотивного плана, состоящего из множества подчиненных единиц, музыкального произведения упрощается посредством фактурных преобразований, помогающих увидеть различные модификации музыкальной формы. Примерами служат также романс С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне» и такие хоровые полотна, как «Carmina Burana» Карла Орфа и «Перезвоны» В. Гаврилина.

Ключевые слова: эмотив, эмотивный план, драматургия, музыкальная форма
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Приходовская, Е.А. Роль эмотивности в исполнении музыкального произведения // Вестник музыкальной науки, 2021. Т. 9, № 4. С. 137–143.
DOI: 10.24412/2308- 1031-2021-4-137-143.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ МАНЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКЕ

Ю.В. Антипова

Аннотация. Актуальность проблемы изучения явлений массовой музыки связана с глобальной экспансией этого пласта искусства, не только удовлетворяющего жизненные, социальные, эстетические потребности огромного количества людей, но и переворачивающего базовые представления о культурных ценностях, художественной значимости произведения искусства (все чаще – «продукта»). Цель исследования – представить многообразие исполнительских манер в отечественной массовой музыке современности с позиции проявления основных тенденций, мировоззренческих установок, настроений в обществе и обозначить изменения, произошедшие в нашей общественной жизни и социокультурном пространстве за несколько последних десятилетий. В опоре на наработки отечественных ученых рубежа XX–ХХI вв. (О. Дольская, Т. Чередниченко, М. Шугуров), которые обнаруживают в явлениях и тенденциях массовой музыки проявления эпохи постмодерна, межпластовых пересечений и обозначают специфику российской музыкальной культуры, автор представляет исполнительские манеры как отражение общего состояния современной культуры (посткультуры), характеризующееся как «пространство свалки» (А. Дугин), многовекторный поиск идентичности. Подводятся некоторые итоги наблюдений за наиболее популярными типами исполнительских манер (рэповая речитация, «пение» исполнителей без вокальных данных, пение высокими мужскими голосами, нарочито невнятное артикулирование, тяга к имитированию чужих манер и др.) и нынешним периодом их сосуществования и китчевого смешения, что позволяет сделать вывод об отсутствии единой направленности духовных и художественных поисков, неясной концепции устроения нашего сознания.

Ключевые слова: исполнительские манеры, массовая музыка, поп-музыка, эстрада
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Антипова, Ю.В. Исполнительские манеры в современной российской эстрадной музыке // Вестник музыкальной науки, 2021. Т. 9, № 4. С. 144–154.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-144-154. 

 

КАТЕГОРИЯ «ДЖАЗОВЫЙ СТИЛЬ». К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ДЖАЗОВОГО ИНВАРИАНТА

К.О. Гладков

Аннотация. В статье акцентируется внимание на вопросах изучения категории «стиль» в джазовом музыкознании – джазологии. Опираясь на теоретические установки таких исследователей, как А. Лосев и А. Хасаншин, автор предлагает к рассмотрению стилевую модель (как некую абстракцию) в виде тернарной структуры, включающей внешний концептуальный и внутренний стилистический компоненты, а также уровень, отвечающий за формирование индивидуального варианта стиля в сознании реципиента. Для проекции стилевой модели в сферу джазовой культуры музицирования привлечены аргументы ряда западных джазологов (Й. Ван Праага, И. Берендта, А. Одера и др.) и теоретические положения работ авторитетного российского критика и исследователя джаза Е. Барбана. На этой базовой основе разработаны сущностные признаки джазового инварианта стиля, которые проявляются во взаимодействии концептуально-эстетического аспекта джазовой музыки и ее музыкального синтаксиса. Инвариантная модель стиля джаза представлена в виде графического изображения. Приводится характеристика каждого уровня этой модели. Дана попытка раскрыть диффузную природу джазового искусства, сочетающего в себе культурный генетический код двух цивилизаций – западной и африканской. Систематизированы (в опоре на наблюдения Р. Столяра) типологические принципы идиоматики джаза как определенного типа музыкального творчества. В центре особого внимания находится категория «свинг», признанная многими исследователями джаза в качестве сущностного параметра. В статье также осмысляется культурологический аспект джазового музицирования, сопряженного с особой философией этого искусства, наделенного специфической психоэнергетической эмоцией.

Ключевые слова: джаз, стиль, стилевая модель, инвариант джазового стиля, джазовое исполнительство, история джаза, свинг, стилистика джаза, джазовая импровизация
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гладков, К.О. Категория «джазовый стиль». К определению понятия джазового инварианта // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 155–163.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-155-163.

 

ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ЦЕРКОВНОМУ ПЕНИЮ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРАЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX в.

Л.А. Густова-Рунцо

Аннотация. Массовое обучение в сельских школах церковному пению в Российской империи началось в рамках реформы начального образования, которая была заявлена в 1864 г. в «Положении о начальных народных училищах». Обучение народных масс церковному пению представляло собой, по словам князя Владимира Федоровича Одоевского, «могущественнейший рычаг» религиозно-нравственного образования народа, которым занималось Министерство народного просвещения. В Северо-Западном крае Российской империи, где с 1839 г. уничтожались следы унии, а православные приходы и православные литургические традиции восстанавливались и укреплялись, обучение народа церковному пению стало тем самым «могущественнейшим рычагом», которое способствовало религиозно-нравственному и эстетическому воспитанию народа. Практика обучения церковному пению в сельских школах Северо-Западного края Российской империи в XIX в. явилась мощным стимулом возникновения церковных хоров и унификации сельско-приходской литургической певческой практики с ее великороссийским аналогом. В статье на основе анализа церковно-приходских летописей и епархиальной периодической печати обозначается ведущее значение обучения церковному пению для развития православной певческой практики сельско-приходского вида. На основе принципа историзма в статье раскрыт контекст бытования белорусской православной певческой практики в Киевской митрополии в XVI–XVIII вв. и Северо-Западном крае Российской империи в XIX – начале XX в. Применяя источниковедческий и текстологический методы автор вводит в научный обиход ценные факты о становлении белорусской православной литургической певческой практики сельскоприходского вида в период упразднения унии и унификации православного богослужения с его российским аналогом.

Ключевые слова: обучение, церковный, православный, пение, сельская школа, хор, Северо-Западный край, Российская империя, белорусы
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Густова-Рунцо, Л.А. Практика обучения церковному пению в сельских школах Северо-Западного края Российской империи в XIX в. // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 164–172.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-164-172.

 

МУЗЫКА В ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВАХ: О ПРАЗДНОВАНИИ 300-летия ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В КРАСНОЯРСКЕ

Н.В. Перепич

Аннотация. В данной статье рассматривается содержание ряда мероприятий и хронология празднования трехсотлетия царствования дома Романовых в г. Красноярске. Исследование основано на изучении архивных материалов из фондов Государственного архива Красноярского края, красноярской периодики: в частности, газет «Енисейские губернские ведомости» и «Енисейская мысль». Основной целью работы, не осуществлявшейся ранее и содержащей факты, публикуемые впервые, явилось установление малоизвестных данных о юбилейных торжествах в Красноярске, соответственно чему были определены задачи: ознакомление с информацией, сведение ее в хронологическом порядке, выявление в мероприятиях роли разных видов искусства, преимущественно, музыкального. В числе примененных методов исследования – архивный поиск и отбор документов, номеров газет, также целью обусловлена необходимость исторического подхода и использования приемов музыковедческого анализа. Актуальность исследования подкрепляется неослабевающим интересом научного сообщества к российской истории, истории династии Романовых, а также пристальным вниманием общественности в 2013 г. к юбилейной дате 400-летия воцарения Романовых. В результате работы была установлена важность и большое распространение музыкального компонента в торжествах, следование общероссийским тенденциям в выборе репертуара, приоритет в программах сочинений небольшого масштаба, переложений, нередко с варьированием исполнительского состава.

Ключевые слова: дом Романовых, трехсотлетие дома Романовых, г. Красноярск, славильная музыка, кантата
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Перепич, Н.В. Музыка в юбилейных торжествах: о праздновании 300-летия царствования дома Романовых в Красноярске // Вестник музыкальной науки, 2021. Т. 9, № 4. С. 173–182.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-173-182.

 

ЛИ ЦЗИНЬХУЭЙ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сюй Иньчэнь

Аннотация. Статья посвящена педагогической деятельности Ли Цзиньхуэя (1891–1967) в сфере музыкального образования в Китае. Нетрудно обнаружить, что в истории есть выдающиеся педагоги, чье влияние на развитие образовательных процессов трудно переоценить, их методика стала образцом для всех, и, что более важно, именно их педагогическая деятельность внесла новаторский вклад в развитие музыкального образования. Среди них особое место занимает Ли Цзиньхуэй, чья деятельность в этой сфере приходится на начало ХХ в., когда китайское общество, культура и образование претерпевали серьезные изменения. Цель статьи – выявление роли Ли Цзиньхуэя в формировании системы современного китайского музыкального образования. При помощи исторического метода исследования автором анализируются идеи, положенные в основу педагогических экспериментов Ли Цзиньхуэя. Внимание сосредоточено на особенностях его философии музыкального образования, изложенных в различных документальных источниках, а также средствах педагогической деятельности. В статье подчеркивается, что идеи Ли Цзиньхуэя о необходимости сочетания западноевропейской и китайской музыки, обязательного включения обучения музыке в систему общего образования, ориентации на индивидуальные способности учеников явились определяющими для формирования современного китайского музыкального образования. Привлечение внимания к роли Ли Цзиньхуэя в этом процессе поможет познанию характеристик системы китайского музыкального образования сегодня, заполнит одну из лакун в отечественных представлениях об истории мирового музыкального образования.

Ключевые слова: Ли Цзиньхуэй, китайское музыкальное образование, западная музыка, китайская традиционная музыка, педагогическая деятельность
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сюй Иньчэнь. Ли Цзиньхуэй и его роль в формировании системы современного китайского музыкального образования // Вестник музыкальной науки, 2021. Т. 9, № 4. С. 183–190. DOI 10.24412/2308-1031-2021-4-183-190.

 

РОЛЬ ЧЭНЬ ЧЖИ В СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ В КИТАЕ

Ся Тянь, О.А. Светлова

Аннотация. Данная статья посвящена творческой деятельности выдающегося китайского гитариста Чэнь Чжи (陈志). Впервые в отечественном музыкознании поднимается вопрос становления современного гитарного искусства в Китае, прошедшего трудный, но интенсивный путь развития. Чэнь Чжи является основоположником классической гитарной школы в Китае, воспитавшим блестящую плеяду учеников мирового уровня. В статье освещаются вехи творческого пути мастера, приводятся биографические данные, очерчивается роль Чэнь Чжи как первого педагога по классу гитары, основателя гитарных коллективов и обществ, учредителя конкурсов, ведущего обучающих радио- и телепрограмм в Китае. Авторы обращаются к работе Чэнь Чжи «Мои чувства и опыт обучения», в которой учитель поэтапно излагает собственный опыт профессионального роста и педагогического мастерства, что позволяет глубже проникнуть в процесс формирования его методики. Учитывая экспериментаторский и эволюционный характер педагогики Чэнь Чжи, которую демонстрируют его ученики разных поколений, сделан вывод о том, что этапы творческого становления китайского педагога-гитариста в целом являются отражением процесса формирования профессиональной школы классической гитары в Китае.

Ключевые слова: Чэнь Чжи, 陈志, гитара, Китай, исполнительское искусство, «我的教学感 受和心得» Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ся Тянь, Светлова, О.А. Роль Чэнь Чжи в становлении школы классической гитары в Китае // Вестник музыкальной науки, 2021. Т. 9, № 4. С. 191–201.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-191-201.

 

ОПЫТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В БАЛЕТЕ «ЛЕГЕНДА О ЛЕБЕДИНОМ ОЗЕРЕ И ГАДКОМ УТЕНКЕ»

У Лиян

Аннотация. В статье представлен искусствоведческий анализ балета «Легенда о Лебедином озере и Гадком Утенке» Н. Касаткиной и В. Василёва, осуществляемый под знаком межкультурной коммуникации. Автор констатирует, что соединение в пространстве синтетического художественного текста элементов трех разных культур – датской (сказка Х.-К. Андерсена), норвежской (музыка Э. Грига) и русской (балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского) инициировало тип коммуникативного воздействия, в рамках которого пластическая речь занимает доминирующее положение по отношению к музыкальной и словесной речи. Несмотря на ряд формальных моментов, которые, казалось бы, оправдывают подобный синтез – Э. Григ и П.И. Чайковский не только были современниками, но и хорошо знали творчество друг друга, будучи дружны между собой; история балета Чайковского имеет точки соприкосновения с историей о Гадком Утенке; Григ знал и любил творчество Андерсена, обратившись к стихам датского сказочника в своем вокальном цикле «Мелодии сердца», op. 5; Чайковский посвятил Григу написанную им в 1888 г. увертюру-фантазию «Гамлет» f-moll, ор. 67 – в действительности постановка современных авторов несет на себе приметы «давно минувших дней». Речь идет о возврате к балету дивертисментного типа, о музыкальной эклектике, в том числе об искажении этической направленности бессмертного творения Х.-Г. Андерсена и сведении сути сказочной истории к радости продления рода.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, этический момент текста, балет «Легенда о Лебедином озере и Гадком Утенке»
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: У Лиян. Опыт межкультурной коммуникации в балете «Легенда о Лебедином озере и Гадком Утенке» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 202– 213.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-202-213.

 Вестник музыкальной науки Т. 9 № 4 2021
Вестник музыкальной науки Т. 9 № 4 2021
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.