Вестник музыкальной науки Т. 10 № 2 2022

МОЙ ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МИРОНОВИЧ АЙЗЕНШТАДТ

С.А. Айзенштадт

Аннотация. Статья представляет собой мемуарный очерк, посвященный крупному музыковеду, ученому-первопроходцу, одному из основоположников изучения музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока России, педагогу и композитору Александру Мироновичу Айзенштадту (1922–2009). Статья основана на личных воспоминаниях и изысканиях ее автора – пианиста и музыковеда С.А. Айзенштадта, сына Александра Мироновича. Рассмотрены основные периоды богатого непростыми событиями жизненного пути А.М. Айзенштадта, начавшегося в Витебске и завершившегося в Ярославле. Изложена история его научных поисков, развернувшихся во время пребывания на Дальнем Востоке, открывших начинающему ученому, преподавателю Хабаровского музыкального училища неведомую ему ранее музыкальную культуру – фольклор коренных народов Приамурья. Определившееся главное направление последующих исследований наиболее результативно продолжилось и реализовалось в статьях и диссертации в период работы в Новосибирской консерватории. Автором представлены также достижения А.М. Айзенштадта в сфере композиторского творчества, активизировавшегося после переезда в Краснодар и затем в Ярославль. Статья содержит ранее не публиковавшиеся сведения из биографии А.М. Айзенштадта. Для иллюстраций использованы фотографии из семейного архива.

Ключевые слова: Айзенштадт, Новосибирская консерватория, музыкальный фольклор, Сибирь, Дальний Восток России, нанайцы, эвенки
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Айзенштадт А.М. Мой отец Александр Миронович Айзенштадт // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 7–17.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-7-17

 

НОВОСИБИРСКИЙ ПЕРИОД НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.М. АЙЗЕНШТАДТА

Н.В. Леонова

Аннотация. Александр Миронович Айзенштадт – музыковед и фольклорист, работал в Новосибирской консерватории с 1957 по 1974 г. На этапе становления научной работы в музыкальном вузе он играл определяющую роль в изучении традиционной музыки Сибири. В Новосибирске он сформировался как исследователь, его труды получили признание у отечественных специалистов. Однако некоторые стороны его фольклористической деятельности до сих пор недостаточно документированы. В частности, это относится к такой важной сфере, как экспедиционная работа. Автор статьи на основе изучения архивных и опубликованных источников устанавливает хронологический перечень фольклорных экспедиций, организованных при участии А.М. Айзенштадта, начиная с конца 1950-х гг. и до его отъезда из Новосибирска. Собраны сведения о территориях, избранных для записи музыкального фольклора как русского населения региона, так и коренных его жителей: эвенков, кетов, селькупов, хакасов. Информация поможет паспортизировать ранние экспедиционные коллекции, хранящиеся в фонде «Архив традиционной музыки». Отдельного внимания заслуживает вопрос о попытках создания на рубеже 1960–1970-х гг. в Новосибирской консерватории структурных подразделений, призванных способствовать развитию деятельности по изучению музыкальной культуры Сибири.

Ключевые слова: этномузыкознание, традиционный фольклор Сибири, полевые исследования, А.М. Айзенштадт, Новосибирская консерватория Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Леонова Н.В. Новосибирский период научной деятельности А.М. Айзенштадта // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 18–25.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-18-25.

 


ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА БУРЯТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ

О.В. Новикова

Аннотация. В статье обсуждаются подходы к жанровой классификации бурятского фольклора, ставшие следствием различных методологических позиций авторов исследований и сборников фольклорных материалов. Отмечается заметная в ряде работ установка на рассмотрение бурятского народа как консолидированной общности, обладающей единой культурой. В контексте этнической неоднородности бурят подчеркивается значимость изучения конкретных этнолокальных традиций, максимально подробного описания отдельных жанров, публикации полных фольклорных текстов с указанием мест фиксации и информантов. Все это позволит выявить целостные жаровые системы фольклора отдельных этнолокальных групп бурят. При этом музыкально-фольклорные жанры следует рассматривать в контексте целостной системы бурятской традиционной культуры, включающей как музыкальные, так и немузыкальные жанровые традиции. Необходимо учитывать отражающую внутрикультурные жанровые противопоставления этническую терминологию, а также исторические изменения в традиционной культуре. Данный подход наблюдается в исследованиях новосибирских авторов, его результативность проиллюстрирована на примере описания западно-бурятской идинской (боханско-осинской) и восточно-бурятской хоринской (еравнинской) фольклорно-жанровых систем.

Ключевые слова: бурятский фольклор, бурятская фольклористика, бурятоведение, жанровая типология фольклора, бурятская народная музыка Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Новикова О.В. Жанровая система бурятского музыкального фольклора: к вопросу о методологии изучения // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 26– 35.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-26-35.

 

БЫЛИННЫЕ НАПЕВЫ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ СЕВЕРО-ВОСТОКА СИБИРИ

А.С. Яковлева

Аннотация. Статья посвящена напевам былин в фольклоре локальных групп русских старожилов Северо-Востока Сибири: русскоустьинской и марковской. Тема является актуальной, так как в жанровой иерархии музыкального фольклора русских старожилов данного региона эпическая сфера занимала ведущее положение и представляет собой уникальное, но вместе с тем малоизученное в области этномузыкознания явление. Цель настоящего исследования – определить особенности организации былинных напевов. Для этого был выполнен сравнительный анализ образцов с точки зрения формы стиха и напева, количественно-слогового состава и объема музыкального времени. В результате исследования было выявлено, что существенным отличительным признаком марковской и русскоустьинской групп напевов оказался принцип соотношения количественно-слогового состава и объема музыкального времени. Так, в марковских образцах важную роль в организации произведения играет регуляция продолжительности слогов в зависимости от их количества в строке, приводящая к соблюдению одинаковой музыкальной протяженности строк и / или строф. В русскоустьинских записях подобной закономерности не обнаружено. Таким образом, несмотря на родственную близость локальных групп, единое происхождение большинства былинных сюжетов и даже наличие одинаковых по сюжету былин в песенном репертуаре соседствующих фольклорных традиций, существуют признаки, отличающие марковские записи былинных напевов от русскоустьинских.

Ключевые слова: Северо-Восток Сибири, русские старожилы, эпический фольклор, былины, ритмическая организация напевов
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Яковлева А.С. Былинные напевы русских старожилов Северо-Востока Сибири // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 36–44.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-36-44.

 

РУКОПИСНЫЙ АРХИВ ЭДУАРДА АЛЕКСЕЕВА. К ВОПРОСУ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ

А.Д. Халтанова

Аннотация. В статье рассматривается вопрос систематизации рукописного архива Эдуарда Ефимовича Алексеева. Необходимость постановки вопроса связана с тем, что материалы фондообразователя Алексеева раскрывают разные виды творческой и научной деятельности ученого-музыковеда: исследовательская, собирательская, композиторская. Следует также отметить, что собирательская и исследовательская деятельность ученого охватывает фольклор разных народов бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Целью исследования является определение характера и типа систематизации архивных материалов Алексеева, с помощью методов систематизации Федерального архивного агентства и рукописного фонда М.Н. Жиркова, хранящегося в рукописном фонде Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). В работе используется метод описания для формирования общего представления о значимости архивных материалов Алексеева, представленные самим фондообразователем в папочной системе. Метод систематизации применяется для презентации документов по виду деятельности ученого. В работе также рассматривается систематизация рукописного фонда первого композитора Якутии, собирателя и исследователя якутского фольклора М.Н. Жиркова. На основе методических рекомендаций Федерального архивного агентства представляются разные варианты систематизации документов Э.Е. Алексеева. В результате исследования автор предлагает вариант систематизации бумажных материалов Алексеева с максимальных сохранением «папочной системы» фондообразователя.

Ключевые слова: рукописи, рукописный архив, Эдуард Ефимович Алексеев, систематизация рукописного архива, фольклористика
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Халтанова А.Д. Рукописный архив Эдуарда Алексеева. К вопросу систематизации документов // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 45–52.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-45-52.

 

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ШИНДИН. ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

О.А. Светлова

Аннотация. Статья посвящена обзору научных направлений исследований выдающегося музыковеда, выпускника и педагога Новосибирской консерватории, доктора искусствоведения, профессора Бориса Александровича Шиндина и приурочена к 80-летию со дня его рождения. Изучив и систематизировав его обширное наследие, автор ставит задачу выявить и рассмотреть главные темы его научного творчества для воссоздания многогранного облика ученого, внесшего существенный вклад в музыкальную медиевистику и музыкальное сибиреведение. Отмечается значительное влияние на становление профессиональных интересов Б.А. Шиндина тенденций периода «Археографического открытия Сибири» и знаменитых его учителей – новосибирского фольклориста и историка А.М. Айзенштадта и основоположника русской школы медиевистики М.В. Бражникова. В период конца 1960-х – 1970-е гг. исследования музыковеда посвящены теории демественного роспева, его кандидатская диссертация стала первым специальным трудом по данной теме. Другой фундаментальной темой является жанровая типология древнерусского певческого искусства, разрабатываемая с середины 1980-х гг. и в полной мере реализованная в докторской диссертации 2004 г. В рамках направления музыкальной медиевистики Б.А. Шиндин становится первым музыковедом-древником, кто с 1980-х гг. совместно с новосибирскими специалистами технических наук развивает тему электронно-вычислительных технологий применительно к памятникам древнерусской музыкальной письменности, что в итоге приводит к созданию электронной азбуки для нотолинейной реконструкции знаменного роспева. В работах профессора формируется особое направление по изучению певческих традиций сибирского старообрядчества, которое получает активное развитие в научной деятельности его учеников в 1990–2000-х гг., что способствует становлению новосибирской медиевистической школы Б.А. Шиндина. Наконец, как ученый-сибиряк, Борис Александрович сыграл важную роль в развитии комплексной темы Новосибирской консерватории «Музыкальная культура Сибири» в качестве исследователя, инициатора и организатора крупных региональных научных и издательских проектов, в том числе информационной системы «Музыкальная культура Сибири». В заключении подчеркивается, что круг научных интересов Б.А. Шиндина всегда был связан с историей отечественной музыкальной культуры, и сам он является примером служения русской музыкальной науке.

Ключевые слова: Шиндин Борис Александрович, М.В. Бражников, музыкальная медиевистика, старообрядчество, музыкальная культура Сибири, Новосибирская консерватория
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Светлова О.А. Борис Александрович Шиндин. Главные темы научного творчества // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 53–65.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-53-65.

 

ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА СО СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ: АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА Б.А. ШИНДИНА

Н.С. Мурашова

Аннотация. В статье обобщены методические подходы профессора Новосибирской консерватории Б.А. Шиндина по изучению древнерусского певческого искусства со студентами вузов. Их применение в современной педагогической практике позволит осмыслить специфику освоения музыки средневековой Руси, что благоприятно скажется на результативности обучения музыкально-историческим дисциплинам. Овладение древнерусским певческим искусством осложняют отсутствие слушательского отношения к его памятникам и эстетическая дистанция из-за необычного интонационного строения. Важнейшей задачей является формирование у обучающихся аналитической и слуховой культуры в отношении музыкальных произведений русского средневековья, что поможет осмыслить их художественные особенности в контексте стилистической эволюции. Представлены организационные и содержательные аспекты раздела курса «История отечественной музыки», посвященного освоению древнерусского певческого искусства. Охарактеризованы методические аспекты изучения следующих тем: история исследования древнерусского певческого искусства, задачи, принципы, методы и источники исследования, общая характеристика, периодизация, эволюция, стилевые разновидности, сравнительное изучение русского и европейского музыкального Средневековья. Методологическую основу педагогической системы Б.А. Шиндина составлял культурологический подход, что находит выражение в обнаружении контекстных связей певческого искусства с культурно-историческими событиями, иконописью, литературой. Проблемы музыкально-исторической эволюции осмысливались в русле концепций Н.И. Конрада, Д.С. Лихачева, Б.В. Асафьева; базировались на представлениях о существовании переходных периодов в развитии художественной культуры, о культурных коммуникациях и невозможности абсолютной культурной замкнутости. Шиндин предлагал рассматривать древнерусское певческое искусство извне (с позиций современного художественного мышления) и изнутри (с позиций художественного сознания Средневековья). Такой угол зрения позволяет осмыслить специфику древнерусской музыки и пути ее актуализации, формирует важное для студента-музыканта личностное отношение к материалу, функционирующему в особом художественно-эстетическом контексте внутри непривычной системы интонационного мышления со своими ладовыми, ритмическими и композиционными особенностями.

Ключевые слова: авторская методика Б.А. Шиндина, древнерусское певческое искусство, курс «История отечественной музыки», принципы изучения средневековой музыки, культурологический подход в обучении
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мурашова Н.С. Принципы изучения древнерусского певческого искусства со студентами музыкальных вузов: Авторская методика Б.А. Шиндина // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 66–79.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-66–79.

 

ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ СЕМЕЙСКОГО МАСТЕРА И.И. СЛЕПЕНКОВА

Т.Г. Казанцева

Аннотация. Статья посвящена певческим рукописям безлинейной нотации, созданным старообрядцем семейским из с. Куйтун Бурятии И.И. Слепенковым и ныне хранящимся в фондах Института истории СО РАН (Новосибирск) и Института монголоведения, буддологии и тибетологии (Улан-Удэ). Три рукописи атрибутируются мастеру на основе писцовых и владельческих записей, четвертая – на основе сходства палеографических признаков. Кодикологический анализ рукописей позволил установить время их написания в период последней трети XIX – первой четверти XX в. Оформление рукописей выдержано в традиции гуслицкой школы книжного письма, сформировавшейся в конце XVIII в. в Подмосковном центре беглопоповского старообрядчества. Характер оформления рукописей и профессиональный почерк писца не претерпели изменений на протяжении всего времени работы мастера над созданием певческих книг. По структуре и составу две из них являются типовыми Ирмологием и Демественником, третья – сборником избранных песнопений, созданным по заказу Л.А. Толстова. Аналогичным сборником непостоянного состава является раздел дополнений в Ирмологии. Четвертая рукопись – покаянный стих «О последнем времени», неоднократно встречающийся в певческой книжности семейских. Отмечается, что И.И. Слепенков часто включал свои в сборники редкие песнопения, например, Херувимскую песнь и задостойник Пасхе болгарского распева. Излюбленным песнопением мастера являлся степенный антифон 4-го гласа демественного распева, который он поместил в раннюю и позднюю рукописи в разных вариантах нотации.

Ключевые слова: знаменный распев, старообрядцы-семейские, певческие рукописи, старообрядческие школы книжного письма, И.И. Слепенков
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Казанцева Т.Г. Певческие рукописи семейского мастера И.И. Слепенкова // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 80–95.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-80-95.

 

ПРОУЧКА «КТО ТЯ МОЖЕТ УБЕЖАТИ…» В ПЕВЧЕСКИХ АЗБУКАХ XVII в.

Н.С. Серегина

Аннотация. Предметом анализа данной статьи является азбучная проучка «Кто тя можетъ убежати…». Истоки исследования связаны с описанием Н.А. Огарковой альбома М.И. Глинки, в котором содержится запись В.В. Стасова: «Кто тя можетъ убежати смертный часъ». Определяется происхождение текстовой строки: атрибуция текста показывает, что он входит в текст учебного напева – в азбуках певческих нотаций XVII–XX вв. Литературный источник находится в фольклорной драме о царе Ироде. Констатируется, что данный текст в певческих азбуках нотирован знаменной и нотолинейной нотацией по ступеням звукоряда. Автор выявляет данный азбучный текст в ряде списков XVII–XIX вв., находящихся в РГБ в фондах Д.В. Разумовского, В.Ф. Одоевского и др., приводит упоминание о нем в исследовательской литературе. Оставляя за рамками статьи подробный анализ материала, автор резюмирует, что нотация показывает учебный напев не как схему последовательности тонов, но как интонационную целостность строк. Разные невменные варианты напева отражают его глубокий внутренний смысл.

Ключевые слова: М.И. Глинка, В.В. Стасов, Н.А. Огаркова, певческие азбуки, действо о царе Ироде
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Серегина Н.С. Проучка «Кто тя может убежати…» в певческих азбуках XVII в. // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 96–101.
DOI: 10.24412/2308- 1031-2022-2-96-101.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КАНОН И СТИЛЕВЫЕ ТЕЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ХЕРУВИМСКОЙ ПЕСНИ)

Т.Ф. Владышевская

Аннотация. В настоящей статье автор актуализирует проблему художественного канона в древнерусском церковно-певческом искусстве. Каноничность художественного мышления русского Средневековья проявлялась во множестве взаимосвязанных элементов богослужебного искусства, в певческой системе осмогласия, системе подобнов и др. Теологическая концепция богодухновенного пения определяла эстетические критерии певческого искусства. Задачей роспевщиков было воспроизведение небесных архетипов, воссоздание ангелогласного пения. В качестве материала автором избрана Херувимская песнь знаменного роспева как музыкальный центр Литургии верных, в котором выражен смысл ангелогласного пения. В работе проводятся смысловые параллели песнопения с иконой «Литургия. Иже Херувимы» XVI в. Монодия Херувимской песни отличается от традиционного осмогласия знаменного роспева мелизматикой без цезур между текстовыми синтагмами, отсутствием тайнозамкненных попевок и фит. Автор прослеживает изменение распева Херувимской песни в стилевом развитии, рассматривая троестрочное XVI в., четырехголосную партесную гармонизацию знаменного песнопения второй половины XVII в., отмечая наличие местных, монастырских, авторских сочинений. В результате сделан вывод о стилевой специфике древнерусского церковно-певческого искусства и его самостоятельном пути развития на основе канонических традиций.

Ключевые слова: древнерусское певческое искусство, художественный канон, Херувимская песнь, знаменный роспев
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Владышевская Т.Ф. Художественный канон и стилевые течения древнерусского певческого искусства (на примере Херувимской песни) // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 102–111.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-102-111.

 

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПОЗДНЕГО РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI–XVII вв.)

Г.А. Пожидаева

Аннотация. Статья раскрывает возможности стилистического подхода для определения региональной принадлежности церковных песнопений XVI–XVII вв. Метод основан на изучении автором стиля монастырского пения северной и среднерусской традиций, поскольку монастырские напевы являются показателем местных традиций. Проекция стилистических особенностей монастырского пения на пение приходских храмов позволяет обнаружить их общие или различные черты и на этом основании атрибутировать региональное происхождение конкретных песнопений. На примере задостойника Успения Пресвятой Богородицы «Побеждаются естества уставы» демественного распева показана общность его музыкально-стилистических норм с нормами северной монастырской школы: только поступенное движение напева, замедленный пунктирный ритм, ограниченный круг кокиз узкого диапазона, их широкое варьирование по ритму, ладу и интонации, повторность, секундовая ладопеременность микроладов. Напев задостойника отличается от демественного распева основной традиции. В результате исследования автор доказывает, что создание успенского задостойника относится к северной школе, центром которой был Великий Новгород. Создание песнопения мастерами новгородской певческой школы при храме св. Софии, предназначенного для кафедрального богослужения, вероятно, можно отнести ко времени не позднее второй трети XVI в.

Ключевые слова: стилистический метод, певческое искусство позднего русского Средневековья, демественный распев, региональные традиции
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Пожидаева Г.А. Стилистический подход в изучении региональных традиций позднего русского Средневековья (XVI–XVII вв.) // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 112–118.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-112-118.

 

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ХОРА И СОЛИСТОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ

О.Е. Шелудякова

Аннотация. В статье изучаются сочинения для хора a capella с одним или более солирующими голосами, созданные в России в XVIII–XX вв. Об актуальности темы данной работы свидетельствует недостаточная разработанность теории и истории сольного исполнительства в отечественной богослужебной музыке. С древних веков и до сего времени вопрос о специфике солирования в церковном хоре является крайне дискуссионным, и исследований, специально посвященных данному вопросу, не существует. Целью работы стало выявление жанровой специфики сольного исполнительства в клиросной практике на примере произведений для солистов и хора русской православной традиции. Проанализированы возможные подходы к типологии древнерусских певческих жанров, особое внимание уделено концепции жанрового анализа древнерусских песнопений, разработанной Б.А. Шиндиным. Кратко намечены возможные подходы к типологии хоровых сочинений с солистами (по масштабу и функции сольных эпизодов в форме сочинения в целом, по характеру взаимодействия сольных и хоровых партий, по количеству солистов и пр.). В результате анализа песнопений для солистов и хора выделены жанры, получившие в сольно-хоровой литературе наибольшее распространение, а также жанры, в которых роль солистов проявлялась особенно заметно: антифоны, псалмы, ектении и пр. Сделан вывод, что изначально музыкальная составляющая как певческого служения, так и в целом церковного пения была полностью подчинена догматической, богослужебной стороне. Однако в сочинениях для солистов и хора XVIII–XX вв. в качестве солистов стали приглашаться профессиональные вокалисты, а солирующий голос явился ярким выразителем авторского мировоззрения и авторского стиля.

Ключевые слова: музыкальный жанр, русская православная традиция, хоровое искусство, сольное исполнительство, православное богослужение
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шелудякова О.Е. Жанровые особенности сочинений для хора и солистов русской православной традиции // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 119–128.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-119-128.

 

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ в.

С.А. Козловская

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена открытой (мобильной) формы, широко применяемого в композиторском творчестве ХХ–ХХI вв. Представлены теоретические взгляды на данное явление зарубежных и отечественных искусствоведов, философов, эстетиков, культурологов и композиторов, основанные на индивидуальном понимании феномена открытости в художественном произведении. Сквозь призму анализа различных подходов выявляются специфические взгляды на данное явление: отражение эстетики номинализма у Т. Адорно, особого вида музыкального сообщения в контексте понятия открытого произведения у У. Эко, специфической музыкальной трактовки открытой композиции в связи с техниками алеаторики и минимализма у М. Переверзевой и В. Ценовой, психологический аспект восприятия открытой формы в работах Е. Ручьевской и С. Гончаренко, содержательный уровень открытости и связанная с ним проблематика в работе Н. Горюхиной, а также комментарии композиторов. Автор приходит к выводу, что понятия «открытой» и «мобильной формы» не поддаются конкретному определению, однако исследователи сходятся во мнении на таких общих ее параметрах, как незавершенность, свобода выбора, множественность прочтения и интерпретации исходного авторского текста, импровизационность и т.д. В связи с открытой формой обозначаются проблемы художественной целостности, неразрешенности конфликта, качества исполнительской интерпретация, психологии восприятия, которые являются результатом процесса музыкального мышления.

Ключевые слова: открытая форма, мобильная форма, алеаторика, музыкальный авангард, композиция
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Козловская С.А. К вопросу изучения феномена открытой формы в музыкальном искусстве ХХ в. // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 129–139.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-129-139.

 

ГОРОД КАК МЕТАФОРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: СМЫСЛОВЫЕ КОНТЕКСТЫ «ГОРОДСКИХ» МУЗЫКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ РУБЕЖА XX–XXI в.

А.В. Ванчугов

Аннотация. С древних времен сложилось толкование Города как нечто большего, чем населенный пункт с рядом географических и хозяйственно-экономических характеристик. В Священном Писании, мифах, трудах философов, творчестве мастеров искусств Город нередко выступал формой представления о мироздании, духовных исканиях человека, идеалистических моделях мироустройства, социальных и культурных устоев. Постижение смыслов через иносказание о Городе становилось особым творческим и интеллектуальным процессом, освещение которого актуально с точки зрения развития урбанистических теорий и продолжения исследований в области музыкального содержания, поскольку интерес современных композиторов к городской тематике все возрастает. Как показало исследование, будучи предметом метафоры, Город способен к отражению самых животрепещущих тем прошлого и современности. Актуальность статьи обусловлена необходимостью обозначить ключевые вехи истории иносказательных представлений о Городе в различных теософских, философских и художественных практиках, что позволит рассмотреть проблему комплексно и выработать типологию метафор в музыкальном искусстве. Изучение многосоставной темы «Город как метафора» предполагает вовлечение исследовательских взглядов, сложившихся в нескольких областях гуманитарного знания. Методологическая база основывается на историческом подходе, позволяющем поступательно рассмотреть вехи и обнаружить скрытые коннотативные значения в культурном наследии прошедших эпох. В результате становится возможным понимание основных «точек» развития глобального исторического процесса наращивания урбанистических иносказаний.

Ключевые слова: Город, метафора, Библия, Средневековье, Ренессанс, Новое время, философия, теология, искусство, литература
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ванчугов А.В. Город как метафора в исторической ретроспективе: Смысловые контексты «городских» музыкальных сочинений рубежа XX–XXI в. // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 140–152.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-140-152.

 

МАРГАРИТА ЗЕЛЁНАЯ. ПОЭМА «ВЕРУЮ» ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО И СТРУННЫХ: ПРЕТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ТЕМЫ

И.В. Алексеева

Аннотация. В центре статьи находится новейшее и неизвестное российскому слушателю и исследователю сочинение нашего современника и соотечественника композитора Маргариты Зелёной. Автор излагает результаты изучения поэмы «Верую» для скрипки и ансамбля струнных, посвященной духовной теме – одной их актуальных в конце XX – начале XXI в. Аналитический экскурс проводится в опоре на теорию музыкального текста. При этом в роли смысловых структур выступают заимствованные композитором фрагменты трех молитв: еврейской, православной и госпел. Возникшие в разное время, в разном культурном пространстве и хранящие генетическую память о национальных истоках, они вступают в диалог и управляют процессами смыслопорождения текста. Выявляются принципы работы композитора с «чужим словом» в направленности на создание уникального художественного мира сочинения. Исследуются структурно-смысловые модификации текста молитв, организующих музыкальную материю поэмы. Их переосмысление и компоновка приводят к формированию индивидуальной концепции, в центре которой находится концепт веры в духовное единение народов мира. При этом движение в прошлое помогает постижению настоящего, а заимствование «чужого» открывает путь «возвращения к себе».

Ключевые слова: поэма, духовная тема, молитвы, ансамбль, интертекст, драматургия
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Алексеева И.В. Маргарита Зелёная. Поэма «Верую» для скрипки соло и струнных: Претворение духовной темы // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 153–161.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-153-161.

 

КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО КОМПОЗИТОРА ГО ВЭНЬЦЗИНА

Ма Шухао

Аннотация. В статье рассматриваются сочинения китайского композитора Го Вэньцзина, импульсом к созданию которых послужили литературные источники. Отмечено особое внимание Го Вэньцзина к классической и современной национальной литературе: поэтическим опусам Ли Бо, Хуан Тинцзяня, Си Чуаня, Чжан Цзи, прозе Ло Гуанчжуна, Лу Синя, Лао Шэ, а также к традиционным легендам. Это позволило композитору вкладывать в свои сочинения этические и эстетические постулаты, характерные для китайской культуры, а также опираться на семантически значимые элементы традиционного искусства. Апелляция к национальному языку дала возможность внедрить специфику речевой интонации в академические сочинения, расширив диапазон звукорядов и усилив экспрессивный потенциал музыкальной ткани. Введение приемов и методов пекинской и сычуаньской оперы позволило внести специфический колорит в произведения данного жанра, а включение традиционного инструментария в ансамбли и оркестры помогло обогатить палитру красок академических составов. Среди ярких опусов – оперы «Записки сумасшедшего», «Поэт Ли Бо», «Беседка Фэньи», «Рикша», концерт «Дикая трава», камерно-инструментальное сочинение «Поздняя весна», «Трудна дорога в Шу» для хора и симфонического оркестра.

Ключевые слова: Го Вэньцзин, творчество китайских композиторов, литературные первоисточники, китайская литература, национальная культура
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ма Шухао. Китайская литература в произведениях современного композитора Го Вэньцзина // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 162–174.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-162-174.

 

ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ПЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИРИИ

М.Н. Дрожжина, М. Алхамви

Аннотация. Настоящая статья посвящена одной из актуальнейших проблем музыкальной науки и художественной практики – проблеме сохранения традиционного устно-профессионального наследия в условиях современного музыкального образования. Она рассматривается в историческом контексте, формирующем представление о процессе становления государственного высшего музыкального образования в Сирии. Отмечается роль советских и российских педагогов в обозначенном процессе. На конкретном примере из сирийской музыкальной культуры – Высшей школы музыки столицы – Дамаска (подкрепленном сравнениями и фактами из практики других учебных заведений), подчеркнута важность сохранения системы учитель-ученик, позволяющей развивать традицию, обеспечивать ее полнокровное функционирование. Задействованные в работе исторический и педагогический аспекты способствовали формированию представлений о поисках в сфере взаимодействия образовательных систем Запада и Востока. В статье показано как независимо друг от друга певцы-педагоги, передающие устно-профессиональную традицию в условиях современного музыкального образования, нередко приходят к мысли о необходимости решения двух кардинальных проблем: сохранения устного характера обучения и преодоление тенденции к застылости форм и методов через освоение методики, предоставленной взаимодействием с западными (академическими) методами работы над постановкой голоса и общей музыкальной подготовкой. К числу нерешенных относится проблема методического обеспечения учебного процесса, что обусловлено объективными факторами. Авторы делают вывод о наличии универсальных и специфических тенденций, характерных для настоящего этапа освоения устной профессиональной вокальной традиции в русле современного образования. К универсальным отнесены различные подходы к сохранению типа эстафеты передачи традиции (устность обучения), к специфическим – применение методики, заимствованной из академического западного вокального и общего музыкального образования (Дамаск) и коллективное преподавание традиционного пения (Алеппо).

Ключевые слова: Сирия, Дамаск, Высшая школа музыки, Алеппо, Сабах Фахри, профессиональное пение устной традиции, система учитель-ученик, учебный процесс
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дрожжина М.Н., Алхамви М. Традиционное искусство пения в контексте современного музыкального образования Сирии // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 175–186.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-175-186.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ КИТАЙСКОЙ ПИАНИСТКИ ЮДЖИ ВАНГ НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ СОЧИНЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ

Жуань Вэньшэн

Аннотация. В настоящей статье анализируется исполнительский стиль выдающейся китайской пианистки Юджи Ванг на примере некоторых сочинений композиторов-романтиков. Автор обращается к подробному изучению исполнения китайской пианисткой таких сочинений, как Концерт для фортепиано № 3 русского композитора Сергея Рахманинова и Концерт № 2 Иоганнеса Брамса. В частности, отмечается, что ее исполнительская интерпретация концертов Рахманинова и Брамса звучит вполне оригинально, с авторской индивидуальностью. Демонстрируя недюжинную силу и мощь, невероятную собранность и предельную концентрацию энергии, китайская пианистка, одновременно предстает исполненной свободы и артистизма. В числе ее почитателей – Майкл Тилсон Томас, Клаудио Аббадо, Марта Аргерих, Даниэль Баренбойм, Кирилл Петренко и др. Не меньший интерес китайская пианистка вызывает и у российской публики. Свидетельство тому – интервью Юджи Ванг с Ириной Никитиной, которое транслировалось по каналу «Культура» в рамках передачи «Энигма». Несмотря на то что творчество Юджи Ванг, по ее словам, спонтанно, она с одинаковым мастерством играет все, за что ни берется. К русской музыке пианистка пришла через знакомство с русским балетом. Записи балетных постановок во множестве хранила ее мама – профессиональная танцовщица. Потому, считает Юджа Ванг, ее любовь к русской музыке началась с самого детства. Ее хорошее владение русским репертуаром связывается с принадлежностью китайской пианистки к русской фортепианной школе. Учителем Юджи Ванг был американский пианист Гэри Граффман – ученик В. Горовица.

Ключевые слова: китайская пианистка, Юджа Ванг, жанр концерта, блестящий пианизм, исполнительский стиль, виртуозность, романтизм
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Жуань Вэньшэн. Исполнительский стиль китайской пианистки Юджи Ванг на примере некоторых сочинений композиторов-романтиков // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 187–195.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-187-195.

 

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА БУДДИЗМА В ТУВЕ

Ч.О. Адыгбай, Е.К. Карелина

Аннотация. В данной работе авторами зафиксирована информация о звуковой культуре в буддийской традиции. Ценный материал был передан нам носителем духовной традиции буддийской школы гелуг – тибетским монахом, ламой геше Лобсанг Тхуптеном (1966– 2021). Он прожил в Туве 26 лет, как духовный наставник внес весомый вклад в развитие буддийской традиции региона. Звуковой мир буддизма глубок и неисчерпаем, но он остается до сих пор малоизученным, в связи с табуированностью целого пласта знаний, это во многом определяет актуальность данного исследования. Цель нашей статьи – выявление особенностей звуковой культуры буддизма в Туве. Для раскрытия темы применялся оптимальный комплекс исследовательских методов по истории, религиоведению, культурологии и этномузыкознанию. Некоторые из ранее опубликованных сведений по музыкальной составляющей буддизма в Туве ныне нами уточнены и переосмыслены. Буддизм оказал огромное влияние на традиционную культуру тувинцев. Многие элементы обрядовой практики и художественного канона прочно вошли в культуру, переплетаясь с обычаями и этническими традициями. Буддизм признает за феноменом звука исключительное значение в мироздании. В буддийском мире весьма значима роль звукового восприятия в образовании и воспитании. Музыка рассматривается как необходимый элемент ритуала, овладение которым входит в обязательную систему обучения. Звучание инструментов храмовой службы выполняет магически-охранительную функцию. Тексты буддийских молитв и приблизительный интонационный рисунок зафиксированы по типу невменной нотации (янг). В полной мере буддийская традиция в Туве пока не восстановлена, что отражается и в ее музыкальной составляющей. Перспективные исследования заявленной нами темы не могут вестись в узкоспециальной области этномузыкознания, но требуют комплексного междисциплинарного подхода. Надеемся, что нам удалось сделать первый шаг в этом направлении.

Ключевые слова: звук, культура, буддизм, Тува
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Адыгбай Ч.О., Карелина Е.К. Звуковая культура буддизма в Туве // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 196–206.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-196-206.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ В КНР

Фэн Цзунжэнь

Аннотация. Статья посвящена исследованию основных форм институционализации культурных индустрий и стадий развития культурной политики в Китайской Народной Республике в рамках креативной экономики. Проблемы развития художественной культуры в контексте становления культурных индустрий в Китае еще не стали предметом углубленного культурологического анализа. Поэтому с использованием общенаучного метода выполнен культурологический анализ механизмов и направлений институционализации художественной культуры в качестве главного ресурса становления культурных индустрий в КНР, исследован методологический потенциал институционализма в исследовании художественной культуры. Показано, что проблематика, связанная с формами институционализации культурных индустрий в КНР, вплотную соприкасается с вопросом природы креативности и творчества, который не получил определенного отклика в научной среде. В заключении делается вывод о том, что на сегодняшний день выделяют такие направления институционализации художественной культуры, как стратегия стандартизации производства, стратегия имитации, стратегия сотрудничества или коллаборации, стратегия торговли, развитие кластеров, креативные сообщества. С учетом этих обстоятельств рассмотренный подход является востребованным наукой, так как подразумевает изучение художественной культуры не только в динамике, но и в статике, противоречивости и изменчивости.

Ключевые слова: институционализм, художественная культура, культурные индустрии, креативность, стратегия, культурный продукт
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Фэн Цзунжэнь. Основные формы институционализации культурных индустрий в КНР // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 207–214.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-207-214.

 Вестник музыкальной науки Т. 10 № 2 2022
Вестник музыкальной науки Т. 10 № 2 2022
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.