KLANGTYPEN ALTER MUSIK BEOBACHTUNGEN AN WERKEN VON HEINRICH SCHÜTZ
M. Heinemann (translation by E. Smyka, A. Maltseva)
Abstract. Heinrich Schütz’s work often contains turns of phrase that do not conform to contemporary music theory. Even Christoph Bernhard finally resigned himself to the attempt to trace conspicuous dissonances back to familiar turns of phrase; in his “Resolutiones tonorum dissonantium”, he stated that the ear could accept chordal combinations even if they were incompatible with the rules of strict counterpoint. This introduces sound itself as a criterion of evaluation, but also admits it as a compositional intention. This article uses a number of examples to show how Heinrich Schütz conceives such new sounds and, especially in the late work of the Passions, subordinates compositional technique entirely to expression. Examples from such works by Heinrich Schütz as Symphoniae sacrae I, Symphoniae sacrae II, Kleine Geistliche Konzerte, Passions according to Matthew and Luke demonstrate that counterpoint and voice leading follow a concept in which sound is understood as the starting point of a composer’s work.
Keywords: Heinrich Schütz, Baroque, sound types, music analysis, sacred music
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Heinemann, M. (2023), “Klangtypen Alter Musik. Beobachtungen an Werken von Heinrich Schütz”, in E. Smyka, A. Maltseva (trans.), Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 5–30.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-5-30.
Ю.В. Москвина
Аннотация. Статья посвящена мессам малоизвестного ныне, но значимого для своего времени немецкого композитора Людвига Дазера (ок. 1525–1589). Он оказался в тени славы более именитых коллег по Баварской придворной капелле – Людвига Зенфля и Орландо ди Лассо, тем не менее сохранившиеся сочинения Дазера доказывают, что в отношении композиторского мастерства он отнюдь не проигрывает известным авторам. Цель исследования – показать на примере трех месс Дазера («Ave Maria», «Praeter rerum seriem» и «Pater noster») некоторые наиболее характерные для него приемы композиторского письма. В статье применен метод комплексного музыкального анализа, затрагивающего, прежде всего, аспекты мелодии, метроритма, полифонической фактуры. При рассмотрении сочинений на основе cantus prius factus необходим также компаративный метод исследования, с помощью которого выявляются особенности работы с первоисточником. Детальное изучение месс Людвига Дазера показывает, что он мастерски владел как приемами письма, ставшими в его время уже классическими (канон, cantus firmus) и даже несколько устаревшими (политекстовый и поликантусный принципы), так и техниками, характеризующими его эпоху (парафраза и пародия в условиях сквозного имитационного письма). В настоящее время историческая значимость дазеровского наследия справедливым образом признается рядом исследователей и исполнителей старинной музыки. Ключевые слова: Людвиг Дазер, техники композиции, месса, парафраза, пародия, канон, cantus firmus, сквозное имитационное письмо
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Москвина Ю.В. Между традициями старых мастеров и манерой письма современников. К вопросу о техниках композиции в мессах Людвига Дазера // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 31–46.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-31-46.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФИГУРЫ ИОГАННА НУЦИЯ И ИХ ГЕНЕЗИС
А.А. Мальцева
Аннотация. Так называемое «учение о музыкальных фигурах» (Figurenlehre) долгое время было принято связывать с лютеранской культурой. В статье речь идет о перечне музыкальных фигур католического автора, аббата-цистерцианца Иоганна Нуция (ок. 1556–1620). Его список фигур представлен в трактате Musices poeticæ sive de compositione cantus (1613). Опираясь на гипотезу немецкого исследователя Мартина Рунке о том, что Нуций в труде транслирует идеи своего учителя по композиции в Гёрлице саксонца Иоганна Винклера, автор исследует в трактате Нуция музыкальные примеры фигур, степень полноты их фиксации, панораму имен композиторов, привлекая найденные немецким музыковедом Томасом Наппом в Ратсархиве Гёрлица данные каталога музыкальных произведений, датированного 19 сентября 1593 г. В результате в статье подтверждается вероятность лютеранских истоков учения католика Нуция. На новом витке возвращаясь к общепринятой мысли о лютеранском происхождении Figurenlehre, уходящего своими корнями в 70-е гг. XVI столетия, автор предостерегает не умалять теоретическую значимость списков музыкальных фигур католической линии, принадлежащих Афанасию Кирхеру, Томашу Бальтазару Яновке, Маурицию Фогту и Майнраду Шписсу.
Ключевые слова: Иоганн Нуций, musica poetica, Барокко, учение о композиции, музыкальная риторика, музыкально-риторические фигуры, перечень музыкальных фигур, Figurenlehren, католицизм
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мальцева А.А. Музыкальные фигуры Иоганна Нуция и их генезис // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 47–59.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-47-59.
М.Е. Гирфанова
Аннотация. В статье рассматривается функционирование трехголосной канонической секвенции в интермедиях фуг «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. Трехголосная каноническая секвенция представлена здесь специфично, поэтому автор статьи прибегает для обозначения данного явления к понятию «структура». Устанавливается происхождение структуры. В трудах крупнейших немецких теоретиков музыки того времени, Ф.В. Марпурга и И.Ф. Кирнбергера, упоминается вид бесконечного канона, частью которого она является. Предпринимается краткий экскурс в историю этого вида канона с анализом образцов. Константными для него остаются квинта как основополагающий интервал вступления и модуляция по квинтовому кругу (в самых ранних образцах – транспозиция). В ряде современных исследований за каноном закрепляется название «per tonos» («по тонам»), восходящее к обозначению одного из канонов «Музыкального приношения» Баха, принадлежащего к этому виду. В статье показывается технология, имеющая место в «Хорошо темперированном клавире», материал, используемый для мелодических элементов структуры, претворение структуры в фуге. Выводы о данном полифоническом приеме могут найти практическое применение при работе над учебной фугой. Перспективным видится расширение области исследования, с обращением к другим фугам Баха, как и к фугам его современников и более поздних авторов.
Ключевые слова: каноническая секвенция, канон, И.С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», фуга, интермедия, И.Ф. Кирнбергер
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гирфанова М.Е. Особенности использования трехголосной канонической секвенции в фугах «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 60–73.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-60-73.
PLANTE JOHANN SEBASTIAN BACH SEINE LETZTE FUGE AUS SEINER KUNST DER FUGE BWV 1080 ALS QUADRUPELFUGE?
O. Büsing (translation by A. Maltseva)
Abstract. The main theme of the Art of Fugue by Johann Sebastian Bach may be based on motifs from Dietrich Buxtehude’s organ work “Mit Fried und Freud I drive back there” (Mit Fried und Freud fahr ich dahin). This main theme is used as the first theme in the final fugue of the Art of Fugue, the Fuga a tre soggetti, in a 'concentrated version', and in the process of production of the triple thematic complex of this fragment Bach probably had the combination of B-A-C-H (third theme) with the head theme this fugue priority; only then was the second topic added. The thematic quadruple complex claimed by Martin Gustav Nottebohm in 1881 with the basic theme of the Art of the Fugue and the real first theme of the Fuga a tre soggetti is aesthetically wrong and, as a fourfold counterpoint, technically wrong. Completing a fragment in Bach’s style is nonsensical, but an artistic reflexion on this fragment using modern compositional stylistic devices is possible, as it is done, for example, in Fantasia Contrappuntistica for two pianos by Ferruccio Busoni and ad fugam for solo clarinet and chamber orchestra by Walter Steffens.
Keywords: Johann Sebastian Bach, Art of Fugue, main theme, Fuga a tre soggetti, Nottebohm’s quadruple complex, Nottebohm’s complex wrong
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Büsing, O. (2023), “Plante Johann Sebastian Bach seine Letzte Fuge aus seiner Kunst der Fuge BWV 1080 als Quadrupelfuge?”, in A. Maltseva (trans.), Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 74–90.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-74-90.
ГОТФРИД КИРХГОФ И ЕГО «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»
А.А. Бардин
Аннотация. Настоящая статья посвящена фундаментальному сочинению выдающегося немецкого композитора эпохи высокого Барокко Готфрида Кирхгофа (1685–1746), органиста и музыкального директора церкви Св. Марии в г. Галле, современника и друга И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Это «L’A.B.C. Musical» («Музыкальная азбука, содержащая прелюдии и фуги во всех тональностях для органа или клавесина»), долгое время считавшаяся утраченной и обнаруженная в начале XXI в. в России. Целью статьи является сведение воедино необходимых для исполнителя данных о жизни и творческом пути композитора, замысле и содержании цикла, почерпнутых из различных источников как проверенных временем зарубежных, так и новейших отечественных, среди которых необходимо особо отметить исследования петербургских музыковедов: доктора искусствоведения, профессора Анатолия Павловича Милки, обнаружившего «Музыкальную азбуку» в библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, и кандидата искусствоведения Максима Анатольевича Серебренникова, выдвинувшего гипотезу о том, что найденное издание, пребывавшее в указанной библиотеке со второй половины XIX в., не представляет полифонический цикл Готфрида Кирхгофа полностью. Новые открытия, возможно, еще ждут нас.
Ключевые слова: Готфрид Кирхгоф, Музыкальная азбука, Барокко, генерал-бас, Анатолий Павлович Милка, Максим Анатольевич Серебренников
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бардин А.А. Готфрид Кирхгоф и его «Музыкальная азбука» // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 91–96.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-91-96.
АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ. ВЗГЛЯД НА СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
С.В. Бакуто
Аннотация. Статья посвящена Арканджело Корелли – композитору и скрипачу итальянского Барокко. Его имя вошло в историю западноевропейского искусства как создателя римской скрипичной школы. Творчество Корелли было сконцентрировано на жанрах инструментальной музыки – кончерто гроссо, трио-сонате, сонате для скрипки и basso continuo. Указывая имена, дарованные ему при жизни, – «Арканджело», «Болонец», «Аркомело Аримантео» знаменитые персоны того времени неизменно добавляли к ним хвалебные эпитеты: «итальянский Орфей скрипки» – Георг Муффат (Georg Muffat), «известный профессор скрипки» – Джованни Марио Крешимбени (Giovanni Mario Crescimbeni), «величайший мастер композиции» – Джеймс Драммонд (James Drummond), тем самым, ставя Корелли в один ряд с известными музыкантами эпохи seicento. Изучение творческой биографии «символа итальянской музыки» (Е. Кривицкая) актуально в свете углубления представлений об итальянской музыкальной традиции. Рост международных исследований, посвященных Корелли и активно начатый с 70-х гг. XX в., продолжается и поныне. В юбилейную веху 370-летия со дня рождения музыканта важно обозначить проблему своевременности обновления страниц жизнеописания с учетом открытых для музыкальной общественности современных сведений. На основе перевода и изучения иноязычных источников, слабо освещенных в отечественной научной среде, в статье представлена фактологическая информация о жизни и творчестве композитора и актуализируются те немногие сведения, которые были распространены в советском музыкознании. При этом методологически приоритетным для хода исследования становится принцип историзма. Выявлены основные вехи биографии Корелли, их взаимосвязь и соотношение с предшествующими взглядами на объект исследования. Обнаруженные данные позволяют расширить представление о масштабе личности барочного композитора и полнее продемонстрировать художественный контекст времени.
Ключевые слова: Арканджело Корелли, кончерто гроссо, итальянское Барокко, болонская скрипичная школа, римская скрипичная школа, Болонская академия, Академия Аркадии, Фузиньяно
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бакуто С.В. Арканджело Корелли. Взгляд на страницы биографии // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 97–106.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-97-106.
ОБРАЗ ВЕНЕЦИИ В БАРКАРОЛАХ ФРАНЦУЗСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XVIII в.
А.В. Мерзлова-Горбач, Е.В. Панкина
Аннотация. В статье систематизируются источники, содержащие информацию о понятиях «баркарола» и «canzone da battello». Уточняется этимология слова «баркарола», рассматриваются различные варианты его происхождения. В истории музыки существует немало примеров отождествления жанра с образом конкретной страны. В таких случаях жанр воплощает собирательное представление о национальной культуре. Во французской музыке XVIII в. актуализируются итальянская музыкальная стилистика и итальянские жанры, развивается своего рода «мода» на итальянскую культуру. В данном культурном контексте становится востребованным жанр баркаролы, воплотивший для французских композиторов и аудитории образ Венеции. Первые известные баркаролы появились в операх французских композиторов XVIII в. На материале немногочисленных образцов, а также сборника Ж.-Ж. Руссо «Canzoni da batello. Chansons italiennes» («Лодочные песни. Итальянские мелодии», 1753), рассматриваются стилистические особенности жанра баркаролы XVIII в. Выдвигается предположение о том, что на ранних этапах освоения жанра во французской музыкальной культуре определяющим фактором было отождествление понятия баркаролы с образом Венеции.
Ключевые слова: баркарола, canzoni da battello, Венеция, Ж.-Ж. Руссо, песни венецианских гондольеров
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мерзлова-Горбач А.В., Панкина Е.В. Образ Венеции в баркаролах французских композиторов XVIII в. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 107– 118.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-107-118.
РОЛЬ НЕМЕЦКИХ КОМПОЗИТОРОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДАНИИ XVIII в.
Е.А. Хонякина
Аннотация. В отечественном музыкознании история музыкальной культуры Дании XVIII в. крайне мало освещена. Настоящая статья призвана частично восполнить эту лакуну. В научный обиход вводятся фрагменты трудов датских исследователей, в опоре на которые автор предлагает обзор деятельности немецких композиторов, работавших в Дании в тот период. Отмечается, что развитие датско-немецких отношений обусловлено культурно-лингвистическим родством, территориальными и историческими связями. На фоне единичного и чуждого скандинавам итальянского влияния (безусловно, свою роль сыграли первые оперы на датском языке Дж. Сарти) немецкое обрело в XVIII в. широкий размах, благодаря чему Дания стала лидером в сфере культуры среди стран североевропейского региона. В статье рассматривается деятельность музыкальных обществ, Giethus-концерты, творчество И. Шульца, Х. Цинка, Ф. Кунцена. Особое внимание уделяется движению «Хольгер Фейде» как первому открытому датско-немецкому противостоянию в конце XVIII в. и комической опере Ф. Кунцена «Хольгер Датчанин». Сделаны выводы о том, что благодаря немецким композиторам и музыкантам в Дании закладывались основы для развития композиторской школы и становления национальных идей в музыкальном искусстве, прежде всего через обращение к датским сюжетам и образам.
Ключевые слова: музыка Дании, датская композиторская школа, XVIII век, датско-немецкие связи, Хольгер Фейде, Хольгер Датчанин
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хонякина Е.А. Роль немецких композиторов в музыкальной культуре Дании XVIII в. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 119–130.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-119-130.
Л.В. Гаврилова
Аннотация. Статья посвящена ренессансу барочной музыки в современной литургической практике. Автор акцентирует внимание на возродившейся в европейских церквях и соборах традиции включения месс и кантат композиторов Барокко в воскресные и праздничные богослужения. В качестве доказательства приводятся различные программки: Thomaskirche (Лейпциг), Hofmusikkapelle (Вена), Кirche St. Augustin (Вена) и др. На примере Шестой кантаты из «Рождественской оратории» И.С. Баха, которая исполнялась в Берлине в Domkirche 6 января 2014 г., выстраивается схема композиции и делается вывод о том, что части кантаты рассредоточены в конкретных разделах литургии. Начальный и заключительный номера обрамляют ее, обозначая вход и уход священнослужителей. Ряд номеров звучит во время причащения, сопровождая важнейший акт богослужения. Центральным моментом становится чтение строк Евангелия от Матфея с последующим исполнением пяти номеров кантаты, которые, по выражению А. Швейцера, являются «музыкальной поэмой на евангельские тексты». Автор подчеркивает, что благодаря включению в литургию музыки великого немецкого кантора богослужение приобретает мощную силу эмоционально-художественного воздействия на прихожан.
Ключевые слова: музыка Барокко, литургическая практика, И.С. Бах, Рождественская оратория, кантата
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаврилова Л.В. Ренессанс барочной музыки в современной литургической практике (на примере исполнения Шестой кантаты из «Рождественской оратории» И.С. Баха) // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С.131–141.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-131-141.
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕТОД НЕКЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Н.П. Коляденко, Т.А. Корнелюк
Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена насущностью герменевтической проблематики в современном отечественном искусствоведении. Цель статьи – рассмотреть особенности герменевтической рефлексии как метода неклассического музыкознания. Гносеологический аспект герменевтической рефлексии ставит перед исследователями ряд вопросов, связанных с определением самого метода и его инструментария. Исследовательская история таких понятий, как «текст», «понимание», «интерпретация», «значение», в отечественной музыкальной науке насчитывает не один десяток лет. Однако этап неклассического музыкознания выводит осмысление этих понятий на новый виток исследовательской рефлексии. В статье обозначается проблематика дискуссионности термина «понимание», опирающегося на холический, диалогический, исторический процессы, и соотношение понятий «герменевтический круг» и «герменевтическая спираль». Междисциплинарная основа метода, включающая интеграцию знаний искусствоведения, философии, филологии и др., неизбежно приводит к интерпретативному типу исследовательской рефлексии, основанному на доминанте индивидуально-личностного исследовательского видения. Герменевтическое переосмысление и расширение музыкального смысла рассматривается через фокус внимания на структурно-композиционном уровне музыкального текста на примере музыкальной формы Второй баллады Ф. Шопена. В качестве импульсов, лежащих за пределами музыкальной структуры и наделяющих последнюю смыслами, приводятся межчувственные ассоциации в синестетическом методе интерпретации музыкальных текстов, для которого значимыми становятся этапы герменевтической рефлексии и процедуры герменевтического круга-спирали.
Ключевые слова: неклассическое музыкознание, герменевтическая рефлексия, холический принцип, герменевтическая спираль, текст, понимание, интерпретация, интерпретативный тип исследовательской рефлексии
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Коляденко Н.П., Корнелюк Т.А. Герменевтическая рефлексия как метод неклассического музыкознания: методологические размышления // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С.142–151.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-142-151.
СТАНОВЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ КИТАЯ: ПЕРСОНАЛИИ
Лян Чэньи, Н.С. Бажанов
Аннотация. В статье рассматривается первый исторический этап – становление китайской фортепианной школы. В этом процессе участвовали музыканты трех контингентов, китайские пианисты, российские и западноевропейские исполнители. Описание и анализ персоналий китайских пианистов первой половины XX в. позволяют обнаружить закономерности становления и развития китайской фортепианной школы. Список пианистов, способствующих становлению китайской фортепианной школы, открывает Б.С. Захаров. Современники и ученики отмечали, что Борис Захаров во время ведения своих уроков предпочитал говорить мало и больше показывать игровые приемы за фортепиано. Большое значение русский пианист-педагог придавал тренировке пальцевой, двигательной технике будущих фортепианных исполнителей. Вместе с Б.С. Захаровым в Китае работали российские пианисты А. Черепнин, А. Татулян, Т. Кравченко, из Италии приехала М. Пачи. Позднее к ним присоединились ученики профессора Московской консерватории А. Зилоти – С. Аксаков, З. Прибыткова, Б. Лазарев, Е. Левитин. В биографических сведениях иностранных пианистов, работавших на территории Китая, в деятельности китайских пианистов отражаются глубинные закономерности существования не только китайской фортепианной школы, но и более важной общей системы – китайской фортепианной культуры. Состав системы фортепианной культуры образуют следующие элементы: композиторское творчество; фортепианная нотная литература; архивы текстовые; государственные учебные заведения; исполнители пианисты; фортепианные конкурсы; любители фортепианной музыки; концертные залы; фортепианные фабрики.
Ключевые слова: китайская фортепианная школа, китайская фортепианная культура, Сяо Юмэй, Б.С. Захаров, Дин Шаньдэ
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Лян Чэньи, Бажанов Н.С. Становление фортепианной школы Китая: Персоналии // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С.152–161.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-152-161.
КВАРТЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ: К ПРОБЛЕМЕ ОТРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
А.М. Петрова
Аннотация. В статье рассматривается проблема воплощения национально-характерного содержания и тематики в квартетном творчестве китайских композиторов от периода становления – в первой половине ХХ в., по 2000-е гг. В контексте культурно-исторических этапов выявляются методы композиторской работы в наиболее художественно значимых сочинениях национальных авторов. На этапе становления квартета в системе китайской композиторской скрипичной школы в приоритете оставались вариантно-вариационный метод развития материала и цитирование национального тематизма. При этом в отдельных сочинениях обнаруживаются оригинальные способы работы с традиционным материалом. Авторы пересматривают подход к китайской ладовой и метроритмической системе отдельных региональных традиций, что показано на примере Струнного квартета фа-мажор, ор. 10 № 1 Ма Сыцуна (1938) и Струнного квартета соль мажор Цюй Вэя (1960). В период Культурной революции произошло вынужденное возвращение к методам этапа становления жанра в китайской академической музыкальной культуре. Однако и в этот период национальные авторы сумели создать художественно значимые и популярные до настоящего времени квартеты (Струнный квартет «Седая девушка» Чжу Цзяньэр и Ши Юнкана (1972)). В период «реформ и открытости» – после 1976 г., китайские композиторы вновь смогли обратиться к стилям и техникам ХХ в., развивавшимся в Европе и США. Свобода художественного творчества позволила найти индивидуальные способы воплощения национального содержания, философских воззрений и тематики.
Ключевые слова: струнный квартет, метод цитирования, вариантно-вариационный метод, Ма Сыцун, Цюй Вэй, Чжу Цзяньэр, Ши Юнкан, Ло Чжунжун, Чжоу Лун, Лян Лэй
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Петрова А.М. Квартетное творчество китайских композиторов: К проблеме отражения национального содержания // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 162–174.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-162-174.
ИЗ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ САКСОФОНА В КИТАЕ
Чжан Шо
Аннотация. Данная статья посвящена изучению истоков появления саксофона в Китае во второй половине XIX в. Критическому осмыслению подвергаются сведения, представленные в отечественных работах, находящихся в русле заявленной проблематики. На основе анализа и систематизации разрозненных источников характеризуются общественно-политические и социокультурные условия внедрения саксофона в музыкальную жизнь Китая. В научный обиход вводятся данные зарубежных работ, раскрывающие малоизвестные русскоязычной аудитории факты, связанные с процессом ассимиляции «голоса Сакса» в Поднебесной и личностями, благодаря которым инструмент «прижился» на специфической культурной почве. Показано, что данные процессы связаны с «движением вестернизации», охватившим все сферы общества Китая, начиная со второй половины XIX в. Важную функцию в популяризации саксофона имела деятельность приезжих европейцев. Ключевую роль в дальнейшем сыграли военно-политические реформы, происходящие в Поднебесной, результатом которых явилась модернизация армии по западному образцу. Это привело к переформированию военных оркестров, в состав которых, наряду с другими европейскими инструментами, вошел саксофон, что стало одним из факторов последующего укоренения инструмента в музыкальной инфраструктуре Китая XX в.
Ключевые слова: саксофон, музыкальная культура Китая XIX века, Али-Бен-Су-Алле, Чжан Чжидун, Юань Шикай, военный духовой оркестр
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чжан Шо. Из истории появления саксофона в Китае // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 175–183.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-175-183.
ЛЕНИНГРАДСКИЕ МУЗЫКАНТЫ В ТАШКЕНТЕ И НОВОСИБИРСКЕ (1940–1950-е гг.)
М.Ю. Дубровская, Е.Е. Тарасевич
Аннотация. В статье рассматривается эпохальное значение деятельности лучших ленинградских музыкантов, академических коллективов и учреждений для формирования в местах их эвакуации в годы Великой Отечественной войны новой академической музыкальной среды, многочисленных кадров высокопрофессиональных исполнителей и музыковедов. Характеризуется степень участия ведущих ленинградских специалистов-музыкантов в учебно-творческой деятельности музыкальных вузов Ташкента и Новосибирска как фактор процесса взаимообогащения национальных культур СССР. Приводятся малоизвестные факты премьерных исполнений Седьмой «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича, состоявшихся в тыловых Ташкенте (УзССР) и Новосибирске в 1942 г. Обстоятельства активнейшей музыкально-просветительской деятельности эвакуированного в сибирскую столицу оркестра Ленинградской филармонии под руководством выдающегося лектора, самобытного оратора и публициста, профессора И.И. Соллертинского восстановлены авторами статьи впервые в опоре на неопубликованные архивные материалы фонда Музейной лаборатории Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Амплитуда исторически сложившегося человеческого и профессионального взаимодействия профессуры и студентов трех выдающихся консерваторий в отдаленных друг от друга культурных центрах Советского Союза демонстрирует поразительную преемственность и плодотворность научно-педагогических школ и традиций, сформировавшихся в системе советского высшего музыкального образования.
Ключевые слова: Ленинградская консерватория, Ташкентская консерватория, Новосибирская консерватория, Д.Д. Шостакович, Седьмая симфония, Ленинградская филармония, премьерное исполнение, И.И. Соллертинский
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дубровская М.Ю., Тарасевич Е.Е. Ленинградские музыканты в Ташкенте и Новосибирске (1940–1950-е гг.) // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 184–192.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-184-192.
ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ ДЛЯ ГИТАРЫ ДМИТРИЯ БОРОДАЕВА
Е.Ю. Финкельштейн, А.Е. Старкова
Аннотация. В отечественном репертуаре для шестиструнной гитары особое внимание привлекают произведения, написанные композиторами, обладающими искусством исполнительства на этом инструменте. Владение автором музыки техническими средствами инструмента становится важным фактором для улучшения гитарного исполнительства и роста уровня качества его репертуара. Рассмотрен вопрос создания композиций для гитары виртуозами и профессиональными композиторами, не играющими на гитаре. Обозначена проблема сложности шестиструнной гитары, обусловленной ее имманентными свойствами. Приведены примеры творчества гитаристов, пишущих музыку для своего инструмента: Александра Иванова-Крамского, Никиты Кошкина. Дан краткий обзор творческой биографии Дмитрия Бородаева. Исследованы четыре миниатюры автора в контексте литературы для гитары, их содержание, выразительные и технические средства. Выявлено, что осмысление композитором библейских образов и сюжетов происходит в современном ключе. Определено, что в цикле без участия возможностей русской песни формируется музыкальная ткань с ярко выраженными чертами национальной традиции, для чего использованы выразительные средства инструмента. Показано, что Этюды-картины Бородаева воплощают приметы эстетики постмодернизма. Исполнительские особенности цикла, не содержащего неразрешимых технических сложностей, во многом определяются высоким уровнем мастерства его творца.
Ключевые слова: шестиструнная гитара, репертуар для шестиструнной гитары, отечественная гитарная музыка, инструментоведение, композитор, исполнительство на гитаре, Бородаев, Этюды-картины
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Финкельштейн Е.Ю., Старкова А.Е. Этюды-картины для гитары Дмитрия Бородаева // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 193–202.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-193-202.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
А.А. Андреев
Аннотация. Наибольшую актуальность бессознательное и его взаимосвязь с сознанием приобрели в XIX в., когда известные ученые и писатели стали посвящать данной теме научные труды и художественные произведения. Эта тема по-прежнему остается востребованной среди многих фундаментальных и прикладных наук, в художественном творчестве, образовании, средствах массовой информации, модной индустрии. Познание бессознательного необходимо и в плане понимания многих социокультурных проблем и явлений, существующих в современном мире. Поэтому обращение к трудам таких классиков в области социальной философии и психологии, как К.Г. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяр, Х. Ортега-и-Гассет становится необходимым для исследования взаимосвязи сознательного и бессознательного в современной культуре. Обращение к данным авторам помогает понять, что бессознательное способно проявлять себя в обществе через симулякры, стереотипы, ложные потребности и массовые интересы. Выясняется негативное действие бессознательного, которое состоит в том, что помимо традиционных направлений в культуре оно стимулирует развитие и нетрадиционных, обнаруживающих себя в различных формах и учениях, требующих научного осмысления. В итоге автор приходит к выводу, что диалектическое взаимодействие сознательного и бессознательного в культуре имеет эволюционный характер и направлено на развитие сознательности человека, общества и самой культуры.
Ключевые слова: сознательное, сознание, бессознательное, культура, современная культура, массовая культура, общество, паранаука
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Андреев А.А. Сознательное и бессознательное в современной культуре // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 203–212.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-203-212.
БЕТХОВЕНСКИЙ ЮБИЛЕЙ В КРАСНОДАРЕ (1927): МИФОТВОРЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ?
С.В. Аникиенко
Аннотация. История музыкальной культуры Кубани 1920-х гг. до сих пор изобилует значительными лакунами. Причина этого кроется в отсутствии архивных документов того времени. Ценные сведения, во многом позволяющие реконструировать события музыкальной жизни региона, содержатся в материалах периодической печати исследуемого периода. К числу наиболее важных событий музыкальной жизни Советского Союза конца 1920-х гг. относятся грандиозные музыкальные праздники, посвященные 100-летию со дня смерти Л. Бетховена. Отметили юбилей и в Краснодаре. Преподавателями и учащимися местного музыкального техникума был исполнен ряд сочинений композитора, в том числе все симфонии (9-я симфония исполнялась дважды). Этот факт музыкальной истории до сих пор еще не нашел своего изучения в отечественном музыкознании. Представленный в статье региональный вариант празднования 100-летнего юбилея со дня смерти Бетховена во многом обусловливает актуальность исследования в связи с его краеведческой направленностью. Применение автором источниковедческих и биографических методов исследования позволяет значительно расширить поле наблюдений за культурными процессами в стране и сделать вывод о преемственности традиций музыкального исполнительства произведений Бетховена на Кубани с конца XIX столетия, а также об интегрированности кубанской региональной музыкальной культуры в общероссийское культурное пространство.
Ключевые слова: Л. Бетховен, Кубань, Краснодарский музыкальный техникум, К.А. Воут, Г.Ф. Тамлер
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Аникиенко С.В. Бетховенский юбилей в Краснодаре (1927): Мифотворчество советской эпохи или продолжение традиций? // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 213–219.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-213-219.
«РАМПА И ЖИЗНЬ» КАК ОБРАЗЕЦ РУССКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ЖУРНАЛА НАЧАЛА ХХ в.
Г.Ю. Эрцэнгель
Аннотация. Специфической особенностью русской музыкальной специализированной периодики начала ХХ в. является универсальность изданий. Хотя журналам этого времени и присущи характерные типологические черты, круг затрагиваемых вопросов выходит далеко за их рамки. Так, в театральных изданиях помимо материалов, непосредственно касающихся развития драматического театра, публикуются статьи о театре музыкальном (опера, балет, оперетта), рецензии на симфонические и камерные концертные программы, развернутые биографические очерки композиторов, помещается информация о живописи и архитектуре. К наиболее характерным изданиям начала ХХ в. относится театральный журнал «Рампа и жизнь», издававшийся в Москве с 1909 по 1918 г. Значительная часть его публикаций посвящена отражению музыкальной культуры, причем не только отечественной, но и западноевропейской. Это позволяет вычленить материалы такого типа в отдельный объект научного рассмотрения. Предложенный ракурс исследования выявляет новые черты в русской музыкальной критике начала ХХ в. Дается классификация опубликованных материалов. Делается вывод, что этому изданию присущи все характерные черты русского театрального журнала начала ХХ в.
Ключевые слова: специализированные периодические издания, Рампа и жизнь, Л.Г. Мунштейн, музыкальная культура
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Эрцэнгель Г.Ю. «Рампа и жизнь» как образец русского театрального журнала начала ХХ в. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 220–226.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-220-226.
Н.С. Мурашова
Аннотация. Статья посвящена такому аспекту читательской практики, как читательские интересы и предпочтения студентов. Ее цель – выявить способы чтения, читательский репертуар и определить место чтения в структуре студенческого досуга. Материалом исследования послужили данные, полученные в ходе анкетирования и бесед со студентами 1–3 курсов направлений подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» и «Социально-культурная деятельность» Новосибирского государственного педагогического университета. Затем эти данные были сопоставлены с опубликованными результатами аналогичных исследований на базе российских вузов за последние 10 лет, что позволило определить тенденции, характерные для читательской практики современного российского студенчества в целом, и выявить некоторые особенности, присущие исследуемой фокус-группе. В контексте общероссийской практики прослеживается тенденция все более активного вовлечения чтения в досуговую практику молодежи. Трансформационные процессы в современном чтении, главным образом, обусловлены распространением электронных форматов чтения. Доминирование массовой литературы и ограниченного числа жанров в последнее 5-летие сменилось выраженным жанровым разнообразием произведений как массовой, так и элитарной литературы. Самыми читаемыми в студенческой среде авторами являются М.А. Булгаков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Э.М. Ремарк и Дж. Сэлинджер; далее следуют Дж. Роулинг, Дж. Остин, Э. Бронте, Дж. Оруэлл, О. Уайльд, М. Петросян и М.А. Шолохов. Среди студентов НГПУ вниманием также пользуется азиатская литература. Результаты исследования представляют интерес в изучении динамики читательской практики студенчества, отражающей общественные интересы и картину мира современной молодежи. Также они могут быть использованы в разработке программ популяризации чтения, нацеленных на формирование homo legens.
Ключевые слова: читательская практика, читательские интересы, студенчество, молодежное чтение, популярность чтения, печатные и электронные книги, аудиокниги, литературные жанры, авторы литературных произведений
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мурашова Н.С. Читательские интересы студентов Новосибирского государственного педагогического университета в контексте общероссийской практики молодежного чтения // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 227–241.
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-227-241.