ПРОСТРАНСТВО СМЫСЛОВ И «ХАОС АВРОРЫ» ВАЛЕРИЯ СКОБЁЛКИНА: КОМПОЗИЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
Е.В. Гордеева, В.М. Скобёлкин
Аннотация. Музыкальный текст симфонического произведения в структурно-смысловом ракурсе обнаруживает определенные закономерности и уникальные особенности. В современных оркестровых опусах они ярко прослеживаются и выявляются. В многослойном полисемантическом контексте взаимодействуют составные, синтезирующие компоненты, фактурные образования, структурные модели, интонационно-ритмические рисунки, риторические, орнаментальные фигуры, аффектные знаки, мотивная символика, семантические формулы и т.п. На примере симфонической элегии «Хаос Авроры» современного уфимского композитора Валерия Скобёлкина рассматриваются указанные свойства, а также значение и смысл музыкально-текстовых структур, понятийные, ситуативно-сюжетные, содержательные характеристики. На основе теории музыкального текста, методов практической семантики, семантического анализа осуществляется попытка найти соответствие, взаимосвязь композиторских (авторских) знаковых структур и интерпретаторских (исполнительских, исследовательских) концептуальных значений-смыслообразов. Музыкальный текст произведений разных эпох и стилей содержит типичные и оригинальные структурные взаимодействия. В данной статье ракурс исследовательского внимания сосредоточен на выявлении композиционных и содержательных структур, инновационных, новаторских свойств, базирующихся в традиционной, на первый взгляд, многострочной партитуре. Пространство смыслов, заполняющее симфоническую ткань рассматриваемого опуса, встраивается в эпику современной акустической экспрессии звукосостояний, в оркестровку, передающую игру мыслеобразов.
Ключевые слова: современная композиция, акустическое пространство, музыкальный текст, композиционные структуры, содержательно-смысловые структуры, сюжетно-ситуативные знаки, интонационно-ритмические обороты, фактурные формулы, семантический контекст, художественно-эпические картины, пространство смыслов
Конфликт интересов. Авторы заявляют о наличии личного конфликта интересов.
Для цитирования: Гордеева Е.В., Скобёлкин В.М. Пространство смыслов и «Хаос Авроры» Валерия Скобёлкина: композиционно-содержательные структуры // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 9–24. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-9-24.
КОМПОЗИТОРСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. ТАРИВЕРДИЕВА В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ
Н.В. Хоробрых
Аннотация. В отечественном музыкознании начала XXI в. наблюдается повышение интереса к композиторскому творчеству советского и российского композитора Микаэла Леоновича Таривердиева. В большей степени эта тенденция проявляется в отношении киномузыки, камерно-вокальных и музыкально-театральных сочинений. Исследователи подчеркивают уникальность музыкального стиля, выраженную, прежде всего, в музыкальной интонации. Примечательно, что М. Таривердиев начинал свой творческий путь в 1950-е гг. созданием как вокальных, так и инструментальных сочинений, но больше внимания было уделено музыке со словом, в то время как инструментальные, в том числе и органные произведения М. Таривердиева, нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении. Первый биограф композитора – А.М. Цукер – завершает монографию упоминанием о Концерте для скрипки с оркестром. Это произведение М. Таривердиева явилось естественной вехой раннего композиторского периода, после которого он создал еще два инструментальных концерта, симфонию для органа, трио и несколько органных концертов. В историографическом ключе представлена и обобщена панорама тематики и проблематики изучения творчества М. Таривердиева в отечественном музыкознании. Определена лакуна в области исследования инструментальных сочинений композитора, приведены аргументы в пользу необходимости целостного взгляда на инструментальную, в том числе, органную область творчества, а также дана исследовательская перспектива дальнейшего изучения музыки М. Таривердиева.
Ключевые слова: Микаэл Леонович Таривердиев, инструментальная музыка, органная музыка, инструментальный концерт, музыкальная интонация
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хоробрых Н.В. Композиторское наследие М. Таривердиева в аспекте изучения его инструментальных сочинений // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 25–32.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-25-32.
КАМЕРНЫЕ СИМФОНИИ ЭДИСОНА ДЕНИСОВА: ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Ню Цзинцзин
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием научных работ, посвященных жанрово-стилевым особенностям камерных симфоний Э. Денисова. В работе предпринимается попытка охарактеризовать трактовку симфонического жанра и индивидуального оркестрового стиля композитора. Методом исследования стал целостный, в том числе сравнительный анализ элементов музыкального языка и методов работы с материалом (изменение свойств и качеств звучностей, включая колорит, плотность, объем, продолжительность, динамику, интонационный состав), техники композиции (синтез свободной серийности и сонорики, имитационно-канонической и контрапунктической техник), образно-смыслового содержания указанных сочинений (образно-смысловым ядром художественных концепций произведений Денисова на протяжении всего творческого пути служили понятия света и красоты). Результатами исследования стала характеристика свойств и качеств звучностей как элементов музыкального языка Денисова, методов изложения и развития материала, особенностей формообразования камерных симфоний. Эти сочинения представляют собой новое стилистическое направление развития жанра – лирическую симфонию в сонорной технике. Композитор разрабатывает собственный словарь музыкального языка в условиях сонорного оркестрового письма. Оригинальной жанровой особенностью симфонии такого типа становится сосуществование концертности, тембровой красочности и разнообразия колорита звучания, с одной стороны, и проникновенной лирики, интимного высказывания, монологичности, углубленности во внутренний мир, психологической насыщенности – с другой.
Ключевые слова: Эдисон Денисов, камерная симфония, оркестровое произведение, жанр, стиль, техника композиции, концепция, свет
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ню Цзинцзин. Камерные симфонии Эдисона Денисова: жанрово-стилевые особенности // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 33–41.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-33-41.
ТРАКТОВКА МИФА ОБ ОРФЕЕ В МОНООПЕРЕ Д. КУРЛЯНДСКОГО «ЭВРИДИКА»
Т.А. Беляева
Аннотация. Рассматривается моноопера Д. Курляндского «Эвридика» (2019), которая продолжает череду откликов мастеров академической и неакадемической традиции на легендарный сюжет. Написанная на стихи А. Родионовой моноопера открывает сложный внутренний мир женщины, потерявшей свою память, привычные способы взаимодействия с окружающей действительностью. С древним мифом повествование связано крайне отдаленно: в поисках себя Эвридика ощущает лишь незримое присутствие Орфея. Средствами абсурдистской поэзии Родионова обращается к области подсознания, через смутные ассоциации и многочисленные символы раскрывая болезненные страхи, переживания героини, мучительные поиски собственного Я. При сохранении поэтического текста Курляндский серьезно усиливает психоэмоциональное воздействие и усугубляет проявления крайнего индивидуализма, депрессии и фобий. Этому способствует объединение ресурсов и приемов 1) электронной музыки (высокочастотные свистящие электронные соноры – noize-звучания, возникающие в качестве фона; постоянно присутствующий стационарный шум (белый шум); программа live electronics, для которой партия исполнительницы записывается заранее в студийных условиях для дальнейшего взаимодействия с голосом певицы во время спектакля); 2) музыки акустической (фортепиано выполняет здесь две функции: камертона, помогающего солистке удержаться в рамках темперированного строя; кроме того, на нем исполняется самостоятельная пьеса с эффектом непроявленной музыки). Вокальная партия развертывается как свободный физиологический процесс, независимый от конкретной звуковысотной организации и рождает особый неосонорный стиль композитора. Обращение к мифу позволило авторам постановки поднять острые проблемы современного европейского общества, связанные с поиском смысла жизни, тотального отчуждения, самоидентификации личности, а также коснуться мотива «погибельности» Эвридики для Орфея (взгляд на нее – это путь в безвестность Орфея как Творца).
Ключевые слова: современная опера, моноопера, Дмитрий Курляндский, Анастасия Родионова, миф, Эвридика, Орфей, «Эвридика»
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Беляева Т.А. Трактовка мифа об Орфее в моноопере Д. Курляндского «Эвридика» //Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 42–49.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-42-49.
«ПЕРСИДСКАЯ ТЕМА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX–ХХ вв.
Д.А. Рахимова, Е.А. Гущина, Т.С. Орлова, В.С. Гаврилова Аслан
Аннотация. В статье речь идет о претворении «персидской темы» в русской и западноевропейской художественной культуре на протяжении ХIХ–ХХ вв. Выявлены причины обращения творческими личностями к данной стране, указаны традиции использования персидских мотивов. В частности, на данный процесс оказали определенное влияние эстетические принципы романтизма, заключающиеся в особом интересе к национальным и инонациональным темам и сюжетам. Кроме того, в качестве причин названы и военно-политические события, происходящие в странах Востока: крымско-турецкая и русско-персидская война на территории Кавказа. Отсюда отмечается повышенный интерес писателей, художников, музыкантов к истории, культуре и искусству таких восточных стран, как Индия, Китай, Персия, а также Кавказ. В произведениях композиторов прослеживается художественно-образное, жанровое, мелодическое преломление этой темы. Обращается внимание на тот факт, что в отечественной музыке традиция использования персидских мотивов идет от М.И. Глинки, а из западноевропейских композиторов одним из первых, кто обратился к данной теме, был И. Штраус (сын). Проанализированы различные аспекты обращения к исследуемой теме, отдельное внимание уделено смежным видам искусств (в частности, литературе и поэзии), сделан вывод о том, что восточная тема отражает новые средства выразительности, несвойственные европейской музыке определенного периода времени.
Ключевые слова: персидские темы, русская музыка, ориентализм, жанры вокальной и инструментальной музыки
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Рахимова Д.А., Гущина Е.А., Орлова Т.С., Гаврилова Аслан В.С. «Персидская тема» в произведениях европейских композиторов XIX–ХХ вв. // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 50–56.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-50-56.
«ЗВУК И СИМВОЛ». О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВИКТОРА ЦУКЕРКАНДЛЯ
А.С. Молчанов
Аннотация. В статье осмысливаются основные теоретические положения первого тома монографии австрийского музыковеда Виктора Цукеркандля «Звук и символ» (1956). Обращение к данному изданию продиктовано тем, что, во-первых, Цукеркандль поднимает глобальные теоретические вопросы организации музыки, обращаясь к таким категориям, как пространство и время, проблема музыкального движения, особенностям восприятия музыки; а во-вторых, тем, что несмотря на уже достаточную временную дистанцию, теоретические положения трудов Цукеркандля остаются малоизученными. В ходе анализа основных четырех частей монографии, посвященных соответственно музыкальному звуку, проблемам движения, времени и пространства, автор статьи акцентирует внимание на формировании в теоретических воззрениях Цукеркандля особого взгляда на музыку как на форму познания мира, где музыкальные переживания даются в наиболее доступном виде и освещают ту сторону явлений, которая с позиции современного человека предстает обычно скрытой. При этом определяющими для ученого оказываются три источника: теория Г. Шенкера, гештальтпсихология и немецкая феноменология, через которые он выходит в смежные области знания, в психологический и культурно-философский контекст проблематики, размышляя о законах слышания и постижения музыки в соответствии с природой самого человека. Ограничивающим фактором концепции Цукеркандля выступает ориентация исключительно на тональную музыку, не затрагивающую целый спектр композиционных новаций второй половины ХХ в., что также относится к избранному аналитическому материалу исследования. С точки зрения исторического контекста эта монография стоит вровень с другими значимыми работами середины прошлого столетия такими, как «Эмоции и смысл в музыке», «Музыка. Искусство и идеи» Леонардо Б. Мейера, разрабатывавшего теорию гештальта и прагматиков, а также трудов культурологического типа, как «Древо музыки» Г. Орлова.
Ключевые слова: Виктор Цукеркандль, музыкальное движение, музыкальное пространство и время, музыкальный звук, музыкальная феноменология, гештальтпсихология, теория Г. Шенкера
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Молчанов А.С. «Звук и символ». О теоретической концепции Виктора Цукеркандля // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С 57–66.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-57-66.
СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ И АРХЕТИПИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ В МУЗЫКОЗНАНИИ: СООТНОШЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ
Н.П. Коляденко
Аннотация. В статье рассматриваются методы «психомузыкознания», реализующие герменевтически- интерпретативную стратегию понимания музыкальных смыслов, – синестетический и архетипический. Поставлена цель – рассмотреть их соотношение и выявить элементы интеграции в процессе интерпретации музыкальных текстов. Отмечается связь синестезий и архетипов с глубинным невербальным дологическим мышлением и с эйдосами как первичными принципами в платоновской традиции. Подчеркивается различие в специфике предмета каждого из методов. Направленность межчувственного ассоциирования в синестетическом подходе на фактурно-фонический уровень текста создает фиксирование интрамузыкальной семантики. Близость же архетипического метода к теории музыкального содержания выявляет экстрамузыкальную семантику музыкальных образов. Вместе с тем в статье прослеживаются некоторые пути интеграции двух методов в процессе музыкального анализа. Показано, что в синестетической интерпретации музыкальных текстов, реализующей герменевтические принципы Г. Гадамера (составление проективной синестетической модели творчества композитора, процедуры межчувственной фиксации музыкального звучания в произведениях К. Дебюсси, И. Стравинского, О. Мессиана), присутствует архетипическая составляющая. Продемонстрированы описанные в музыковедческих работах многообразные способы участия межчувственных ассоциаций в применении архетипического метода: установление архетипических метасюжетов, анализ семантики ситуационных, коммуникативных, природных архетипов. В качестве наиболее показательных примеров приводится фиксация глубинных межмодальностных координат музыкально-языковых средств воплощения архетипических образов – ладовых и фактурных архетипов. Сделан вывод, что интеграция двух герменевтически-интерпретативных методов обозначает возможные векторы дальнейшего развития музыкальной науки.
Ключевые слова: герменевтически-интерпретативное направление, синестетический, архетипический методы, интеграция
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Коляденко Н.П. Синестетический и архетипический методы в музыкознании: соотношение и интеграция // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 67–76.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-67-76.
СОНАТА, ор. 28 С. РАХМАНИНОВА: АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В.В. Будников
Аннотация. Статья посвящена анализу символического содержания Первой фортепианной сонаты С. Рахманинова. Предлагается, опираясь на учение К. Юнга, отнести творчество Рахманинова к визионерскому типу, способному воплотить в музыке сферу архетипической образности. Рассматриваются причины, по которым композитор не опубликовал программу сонаты. Показывается возможность интерпретации сонаты в архетипическом контексте. Вскрываются глубинные связи русского символизма и аналитической психологии К. Юнга. Оценивается влияние идей Э. Метнера на творчество А. Белого и К. Юнга, в частности, положений трансцендентализма И. Канта, которые сформировали «ноуменальную» трактовку «живого символа» и архетипа. Предлагается для фиксации внутреннего содержания символа использовать структуру архетипа, интерпретируемого в статье в юнговской системе понятий. Критически осмысливается озвученная К. Игумновым программа сонаты. Предлагается финал сонаты трактовать визионерски (архетипически), как экспликацию архетипа Духа (активного творческого начала), в том числе через юнговское представление о «первопереживании». Для этого осуществляется анализ риторических фигур и символов, использованных в финале. Композиция сонаты отражает поиск ответа на насущный вопрос о смысле бытия человека.
Ключевые слова: архетипический аспект, Соната ор. 28 Рахманинова, риторическая фигура, визионерский тип творчества, музыкальный архетип, живой символ
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Будников В.В. Соната, ор. 28 С. Рахманинова: архетипический аспект // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 77–86.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-77-86.
ОПЕРЫ КОМПОЗИТОРОВ БУРЯТИИ, ТУВЫ И ЯКУТИИ: БЫТОВАНИЕ ЖАНРА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Л.Л. Пыльнева
Аннотация. Рассмотрены проблемы бытования национальных опер в Бурятии, Туве и Якутии. Определено, что только небольшая часть написанных и поставленных в 1940–1960-е гг. сочинений удержалась в современном репертуаре, в том числе «Нюргун Боотур» М.Н. Жиркова – Г.И. Литинского, «Лоокут и Нюргусун» Г.А. Григоряна, «Энхэ-Булат батор» М.П. Фролова. Цель статьи – выявить причины редкой исполняемости театральных сочинений бурятских, тувинских и якутских авторов. В результате анализа обнаружено, что на творчество композиторов – создателей произведений повлияли как общероссийские культурные процессы, так и специфика регионального искусства. Соответственно и перспективы постановки опер в республиках и за их пределами определяются этими двумя факторами: принципиальны общие процессы изменения взглядов и потребностей социума, приводящие к снижению актуальности сочинений прошлого; препятствием является утрата или недостаточное владение некоторыми исполнительскими техниками и стилями, заимствованными из традиционных культур. Пути преодоления исполнительского кризиса лежат в возможном переосмыслении наиболее показательных опер как целостного комплекса, включающего актуализацию содержания и новизну режиссерских и исполнительских решений. Это бы позволило поставить в сибирских республиках ряд интересных сочинений, как, например, «Колыбельная песня» З.К. Степанова, «Неугасимое пламя» Н.С. Берестова, «Прозрение» Б.Б. Ямпилова, коллективная тувинская опера «Мөнге аялга».
Ключевые слова: оперы сибирских композиторов, композиторы Бурятии, композиторы Тувы, композиторы Якутии, музыкальный театр Сибири, кризис жанра оперы
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Пыльнева Л.Л. Оперы композиторов Бурятии, Тувы и Якутии: бытование жанра в прошлом и настоящем // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 87–95.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-87-95.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ХРОНИКА К.М. ГОЛОДНИКОВА В «ТОБОЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ»
О.А. Светлова
Аннотация. В истории сибирской музыкальной журналистики последней трети XIX в. немало фигур, которых не принято относить к когорте выдающихся ее деятелей. Тем не менее, их сохраненное наследие требует изучения на современном этапе регионального музыковедения, что, в свою очередь, позволяет расширить представление о культурных реалиях сибирских центров. Объектом рассмотрения настоящей статьи является массив публикаций Капитона Михайловича Голодникова (за период 1872–1891 гг.) – историка, краеведа, автора и редактора неофициальной части «Тобольских губернских ведомостей», о деятельности которого и его роли в судьбе газеты сложилось неоднозначное мнение в современной гуманитарной науке. Отмечается, что в условиях, диктуемых программой правительственного издания, К.М. Голодников в 1877 г. возобновил информирование читателей о культурных событиях Тобольска – концертах, спектаклях, литературно-музыкальных вечерах, общественных гуляньях с музыкой, празднованиях государственных дат. Материалы размещались в рубрике «Местная хроника», что обусловило жанровые черты публикаций. Их преобладающее большинство относится к выполненным по композиционному клише информационным заметкам о концертах, отчетам и отзывам о спектаклях местного общества любителей драматического искусства. Сделан вывод о том, что Голодников, не обладающий знаниями в области музыкального искусства, не мог выступать в газете в качестве музыкально-театрального рецензента и критика. В то же время его простые публикации, благодаря фиксации полных концертных программ и спектаклей, имен артистов и меценатов, способствуют воссозданию хроники культурных событий и звуковой атмосферы Тобольска того времени.
Ключевые слова: музыкальная журналистика, музыкально-театральная хроника, К.М. Голодников, Тобольск, Тобольские губернские ведомости
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Светлова О.А. Музыкально-театральная хроника К.М. Голодникова в «Тобольских губернских ведомостях» // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 96–104.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-96-104.
ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗОВ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ МУСТАФО БАФОЕВА
Е.И. Мустафина
Аннотация. Целью статьи является рассмотрение произведений современного узбекского композитора Мустафо Бафоева о Великом шелковом пути, созданных на рубеже ХХ–ХХI вв. в аспекте воплощения исторических образов и возрождения духовных ценностей культурного наследия Востока в их взаимодействии с культурой Запада. Это шоу-балет «Великий шелковый путь» для фортепиано, народных инструментов, голоса и синтезатора (1995), концерт «Шелковый путь в моем воображении» для виолончели, струнного квинтета, ударных и фортепиано (2002) и 10 поэм «Великий шелковый путь» для фортепиано (2008). Каждое из этих сочинений является самодостаточным и в то же время они образуют триаду, обозначенную автором статьи как масштабно-целостная идейно-творческая художественная концепция. В процессе рассмотрения данных опусов решаются задачи индивидуального воплощения образов Великого шелкового пути и факторы общности, позволяющие охватить произведения разных жанров как составляющие компоненты единого макроцикла. На основе анализа выявлены особенности музыкальных выразительных средств, формообразования, отражающие черты национального стиля и мышления композитора. Высказанные ценные мысли композитора способствовали научному обобщению основных теоретических положений данной статьи и позволили прийти к выводам, в которых утверждается позиция композитора в его индивидуальной интерпретации воплощения образов Великого шелкового пути как неотъемлемой части узбекской национальной и мировой музыкальной культуры в целом.
Ключевые слова: Великий шелковый путь, воплощение образа, идейная концепция, композиционные технологии, средства музыкальной выразительности, шоу-балет, концерт, поэма
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мустафина, Е.И. Воплощение образов Великого шелкового пути в творчестве Мустафо Бафоева // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 105–112.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-105–112.
ТРАДИЦИЯ УСТОД-ШОГИРД КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В АКАДЕМИИ МАКОМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Л.А. Абдурашидова
Аннотация. В статье привлекается внимание к актуальной и недостаточно исследованной теме восстановления и реализации в современном музыкальном образовании Таджикистана традиционной системы обучения устод-шогирд («учитель – ученик»), которая на протяжении столетий являлась ведущим принципом обучения в мусульманских культурах Центральной Азии. Автор рассматривает проблемность функционирования системы устод-шогирд в период последних десятилетий ХХ в. в сфере бытования классической музыки устной традиции Шашмаком, фокусируя внимание на ее возрождении в частной школе – Академии макома Республики Таджикистан (г. Душанбе). Изыскания автора показали отсутствие в современную эпоху опыта, аналогичного данному в странах распространения системы макомата – Таджикистане и Узбекистане. Это мотивирует необходимость анализа и описания восстановленной и обновленной традиции устод-шогирд как основы учебного процесса в Академии макома, созданной в 2003 г. профессором, кандидатом искусствоведения, народным артистом Республики Таджикистан Абдували Абдулмаджидовичем Абдурашидовым. Новизна статьи заключается в том, что специфика сохранения и передачи традиционных знаний и умений в Академии макома и творческие перспективы распространения этой системы в современном музыкальном процессе рассматриваются впервые.
Ключевые слова: система устод-шогирд, традиционное музыкальное образование, Академия макома, аруз, танбур, Шашмаком
Конфликт интересов. Автор заявляет о наличии конфликта интересов (родственные отношения).
Для цитирования: Абдурашидова Л.А. Традиция устод-шогирд как ведущий принцип обучения в Академии макома Республики Таджикистан // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 113–122.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-113-122.
ЖАНР КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Шао Минян, А.М. Петрова
Аннотация. Рассматривается разностороннее развитие современной китайской художественной песни и ее роль в массовой музыкальной культуре страны. Изучается историческая эволюция жанра, анализируется разнообразие стилей и композиторских решений, а также особенности региональных разновидностей, вербальный и музыкальный тексты в контексте влияния на них элементов западноевропейской традиции. Подробно иследуется влияние художественной песни на разностороннее развитие китайского музыкального искусства и образования. Выявляется роль жанра в процессе повышения конкурентоспособности национального музыкального рынка, его значение в области композиторской музыки и роли в процессе популяризации культуры Китая. Отмечается ключевое значение первых китайских музыкантов, заложивших основы современной стратегии развития музыкального образования и вместе с тем песенных жанров. В XX в. художественная песня вышла на новый уровень развития, обусловленный представленной китайским композиторам свободой творческих ориентиров. Вхождение жанра в контекст современной массовой музыкальной культуры обеспечило художественной песне актуальность и конкурентную способность среди других песенных жанров.
Ключевые слова: современная китайская художественная песня, плюралистическое развитие, стилистическое разнообразие, музыкальная индустрия, межкультурные контакты
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шао Минян, Петрова А.М. Жанр китайской художественной песни и его влияние на развитие современной музыкальной культуры // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 123–129.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-123-129.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Чэнь Юехань
Аннотация. Изучаются исторические корни формирования китайской фольклорной вокальной традиции. Данная тема актуализирует вопрос сохранения нематериального песенного наследия китайского народа. Одной из проблем становится недостаточное знание тех факторов, которые и в будущем помогут развивать фольклорную традицию, национальный стиль вокальной музыки. Цель исследования – акцентировать и проанализировать отдельные факторы, которые формируют китайский вокальный стиль. Среди методов исследования – культурно-исторический, лингвистический анализ, классификация, обобщение, абстрагирование и наблюдение. Анализируется специфика вокального фольклора, бытующего в трудовой, досуговой и иной деятельности китайского народа, с характерными для фольклора анонимностью авторства, вариативностью, устными методами передачи. Обозначаются основные виды китайской народной песни, среди которых песни общей тематики, полевые, пастушьи, трудовые, праздничные. Затрагивается проблема преподавания китайского песенного фольклора с учетом непростых фонетических особенностей языка. Отмечается важность сохранения, развития и передачи от поколения к поколению традиционной вокальной культуры ради укрепления чувства национальной идентичности, формирования уникального (и положительного) образа Китая в глазах представителей международного сообщества.
Ключевые слова: фольклор, китайские народные песни, национальная музыка, фонетика вокала, китайская фонетика
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чэнь Юехань. Факторы формирования китайского национального стиля вокальной музыки // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 130–136.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-130-136.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВУКОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ ВАН ЦЗЯНЬЧЖУНА «ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ ЛИ ЦИНЧЖАО»
М.Г. Долгушина, Ван Цзюньтан
Аннотация. Целью статьи стал анализ звуковысотной организации музыкального материала в вокальном цикле китайского композитора Ван Цзяньчжуна «Пять стихотворений Ли Цинчжао». Это известное в Китае и показательное для стиля композитора произведение впервые рассматривается в предложенном ракурсе, что предопределяет актуальность и новизну исследования. Авторами использовались общепринятые для российского музыкознания методы анализа современной гармонии. Кратко охарактеризована структура цикла и особенности его литературного первоисточника – стихотворений в жанре цы поэтессы Ли Цинчжао, жившей в эпоху династии Сун. Основное внимание уделено анализу музыкального языка. Установлено, что во всех песнях цикла наблюдается свойственное стилю Ван Цзяньчжуна соединение национальных черт с элементами современной композиторской техники. Репрезентантом национального, как правило, является вокальная партия, опирающаяся на пентатонику, европейские черты сосредоточены в партии фортепианного сопровождения. Выявлены содержащиеся в цикле интересные находки в области звуковысотной организации, связанные со специфическим использованием тональности, разнообразным применением ладовых структур, усложнением аккордов, оригинальными фактурными решениями. Сделан вывод, что всем приемам композитор сообщает не только звукоорганизационный, но и образно-драматургический смысл. Музыка Ван Цзяньчжуна убедительно передает движение чувств героини цикла от светлой грусти до глубокого отчаяния.
Ключевые слова: вокальный цикл, Ван Цзяньчжун, композитор, лад, аккорд, гармония, структура
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Для цитирования: Долгушина М.Г., Ван Цзюньтан. Организация звукового пространства в вокальном цикле Ван Цзяньчжуна «Пять стихотворений Ли Цинчжао» // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 137–145.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-137-145.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СЮИТАХ ВАН ЛИСАНЯ
О.В. Усова, Жэнь Вэйхуа
Аннотация. Рассмотрена детская фортепианная сюита «Бумажные украшения на окне» Ван Лисаня. Являясь одним из самых известных как в Китае, так и за его пределами композитором и пианистом, Ван Лисань создал большое количество сочинений для фортепиано разных жанров. В последние годы его творчество активно изучается в русскоязычном музыковедении. Среди его сочинений особое значение имеет детская музыка, которая органично соответствовала его профессиональной деятельности и личным качествам. Ярким опусом для детей Ван Лисаня стала его сюита для фортепиано «Бумажные украшения на окне». Она является примером гармоничного сочетания китайских и европейских музыкальных традиций. Обращаясь к жанру детской сюиты, Ван Лисань воплощает в ней традиционное искусство цзяньчжи, представляющее собой вырезание из бумаги различных фигур. Композитор успешно создает яркие национальные образы, представленные сквозь призму детского восприятия. Подобные сочинения видятся полезными для обучения юных музыкантов в России, расширяющими музыкальный кругозор, позволяющими познакомиться с культурными и музыкальными традициями разных стан, новыми музыкальными и исполнительскими решениями.
Ключевые слова: фортепианное искусство Китая, Ван Лисань, детская китайская музыка, детская сюита, творчество китайских композиторов, фортепиано в Китае
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Усова О.В., Жэнь Вэйхуа. Национальные традиции в детских фортепианных сюитах Ван Лисаня // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 146–152.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-146-152.
ПРОБЛЕМЫ СКРИПИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
У Юйчжэнь, Н.В. Санникова
Аннотация. За полтора столетия скрипичное искусство в Китае прошло стремительный путь развития от первого знакомства с инструментом до выдвижения на мировую сцену целой плеяды китайских исполнителей-виртуозов. Процесс освоения скрипки не отличался ровностью и переживал периоды форсирования и застоя, что было обусловлено различными историческими и социокультурными обстоятельствами, которые сформировали особый профиль китайского скрипичного искусства, в том числе в образовательном аспекте. Весьма репрезентативным в его характеристике становится понятие «китаизация», вот уже на протяжении почти столетия прочно входящее в научный обиход и отражающее взаимонаправленный процесс усвоения западного академического опыта и, переосмыслив и обогатив его национальными чертами и ценностями, трансляции лучших достижений китайского скрипичного искусства (композиторского, исполнительского) в мировом культурном пространстве. Профессиональное образование является одним из фундаментальных факторов в развитии скрипичной музыки в Китае, между тем в этой области обнаруживаются проблемы, которые обозначаются в статье. Анализ исторических особенностей скрипичного образования в Китае, а также ныне распространенных образовательных моделей и систем приводит к выводам о необходимости преодоления тотального доминирования западной музыкальной культуры и усиления процессов китаизации скрипки.
Ключевые слова: китаизация скрипки, скрипичное образование, скрипка в Китае, высшее музыкальное образование, национальный скрипичный репертуар
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: У Юйчжэнь, Санникова Н.В. Проблемы скрипичного образования в Китае // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 153–161.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-153-161.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.П. Демидова
Аннотация. Музыкотерапия, как один из методов психокоррекции поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста, становится все востребованнее. Изучение этого метода имеет более, чем 100-летний период наблюдений и анализа таких выдающихся ученых, как В.М. Бехтерев, А.А. Осипова, Е.А. Медведева и др. Несмотря на это, данная тема не перестает нуждаться в освещении и популяризации. Современные условия жизни с ее стремительно меняющейся технической составляющей диктуют новые подходы к решению психологических проблем детей. Модели психотерапевтических занятий, предложенные в статье, имеют практическое подтверждение. Несколько лет работы автора, как композитора и музыканта, совместно с психологами на базе одного из детских психоневрологических диспансеров Новосибирска доказали перспективность метода индивидуальной и групповой музыкотерапии. Рассматриваются предпосылки к различного рода психоэмоциональным проблемам детей и даются схемы практических музыкотерапевтических занятий, которые легко варьируются, что позволяет музыканту, работающему с психологом, адаптировать музыкальный материал в соответствии со своим профессиональным уровнем. Важным качеством схематичности предложенных занятий является свобода музыкотерапевта в творческом подходе в решении главной задачи, требующей тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка и как следствие выстраивания успешной стратегии психокоррекции.
Ключевые слова: музыкотерапия, дошкольный возраст, психокоррекция, пассивная форма занятий, активная форма занятий
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Демидова Е.П. Музыкотерапия в процессе психокоррекции детей дошкольного возраста // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 162–174.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-162-174.
ФЕНОМЕН «OTYKEN»: К ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЙ ЭТНО-ПОП-МУЗЫКИ
Ю.В. Антипова
Аннотация. Проблемы сохранения и трансляции опыта традиционных музыкальных культур являются краеугольными: в современных цивилизационных условиях они зачастую исчезают, трансформируясь в новые формы массового (популярного) искусства. Творчество красноярской группы «Otyken», участники которой (чулымцы, кеты, селькупы, хакасы, долганы) заявляют о принадлежности к культурным традициям коренных малочисленных этносов Сибири, рассматривается как образец глобального рынка мировой этно-поп-музыки и сегмент World Music. Актуальность исследования связана с выяснением стратегий представления этнического в поп-музыке: нивелирование (преодоление) локальных свойств фольклорной музыки, что обусловлено в случае с «Otyken» практически утратой многих традиций (в частности, чулымских); симбиоз маркеров этничности различных музыкальных культур мира; применение технологий и маркетинговых стратегий шоу-бизнеса; создание «продукта», объединяющего ресурсы музыки, танца, магии слова, стилизованных национальных костюмов. Доказывается, что отчетливое понимание проблем сохранения культуры вымирающих северных этносов с их в высшей степени актуальными для современного общества экологическими принципами существования может сопровождаться уникальной тактикой моделирования фольклорных элементов, воссоздания новой квазиэтнической «матрицы», треки которой далеки от реальных фольклорных образцов, но удовлетворяют запросам миллионов слушателей «Otyken» по всему миру.
Ключевые слова: World Music, этника, этно-поп, Otyken
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Антипова Ю.В. Феномен «Otyken»: к изучению мировой этно-поп-музыки // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 175–188.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-175-188.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
А.В. Харлов
Аннотация. В статье рассмотрен феномен виртуального инструментария с позиции современного подхода к традиционному музицированию. Автор поднимает проблему разработки и применения подобной технологии в этномузыкологии и современной композиторской практике. Цель работы – введение в научный обиход этномузыкологов соответствующей терминологии, а также попытка легитимирования в качестве объекта изучения фольклористами традиционных инструментов, созданных при помощи современных технологий программной виртуализации. Поставлена задача расширения сферы бытования подобного традиционного инструментария, в связи с чем освещается техническая спецификация различных типов синтеза звука, позволяющих создавать клоны академических инструментов. Приведены примеры использования виртуального инструментария, показаны возможности эмпирического метода обучения мастеровым наигрышам без предварительных навыков. Даны элементарные основы управления midi-клавиатурой фортепианного типа как простейшего управляющего контроллера. Рассматриваются особенности музицирования на «жалейке Харлова», в создании которой автор принимал участие, предлагаются практические рекомендации по освоению подобного инструмента. Описано применение мастеровых звуковых формул-орнаментов при двуручном способе музицирования, раскрыта роль каждой руки в случае исполнения одноголосной мелодии. Отмечается возможность ансамблевой игры виртуальной копии и академических инструментов в привычном темперированном строе, что затруднительно в случае применения оригинального аэрофона, звукоряд которого лишь условно можно назвать темперированным. Раскрыты алгоритмы студийного семплирования и симуляции фонической стороны оригинального традиционного звукового поля, включающего в себя категорию естественного акустического окружения как части традиционного музицирования. В данном исследовании использован междисциплинарный комплексно-исследовательский метод, опирающийся на разработки отечественных специалистов по проблемам акустики, а также на многолетний опыт изучения электронного инструментария автором.
Ключевые слова: виртуальные традиционные инструменты, семплерные библиотеки, принципы синтеза звука, фольклор, традиционная музыкальная культура
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Харлов А.В. Виртуальные традиционные музыкальные инструменты // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 189–196.
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-189-196.