Выпуск №4 (6) 2014

СОДЕРЖАНИЕ >>>

Полнотекстовый вариант выпуска

Аннотации и ключевые слова

Зубова О. В.

Жанровые разновидности танцев в итальянских танцевальных трактатах XV века

Первые трактаты о танце появились в Италии в XV веке. Их авторы – Доменико да Пьяченца, Антонио Корнацано и Гульельмо Эбрео да Пезаро. Эти руководства, отражающие любительскую практику высших слоев общества, состоят из двух разделов – теоретического и практического (конкретные хореографические описания и музыка) и содержат информацию всего о двух видах танца – о бас-дансе и балло. Музыкальное сопровождение выписано только для балло, бас-дансы могли исполняться под любые известные бас-дансовые мелодии подходящей длины. В балло же музыка и танец неотделимы друг от друга, они часто сочинялись одним человеком. Внутри одной композиции возможны неоднократные смены метра. Всего используется четыре вида метра, называемого в танце мизурой: бассаданца, квадернария, сальтарелло и пива. Названия мизур (все, кроме квадернарии) совпадают с именами популярных танцев того времени. Таким образом, в недрах балло скрыто несколько танцевальных жанров.

У всех балло есть собственные названия. Некоторые балло имеют сюжет или пантомиму. Появившись как индивидуализированные музыкально-хореографические композиции, балло вместе с соответствующими мелодиями переходят из трактата в трактат, приобретая новые хореографические черты у разных авторов и закрепляясь как определенный тип. Постепенно имена танцев становятся нарицательными и, по меньшей мере с точки зрения хореографии, внутри балло утверждаются жанровые разновидности, такие как «Giove» («Юпитер»), «Leoncello», «Mercanzia», «Belriguardo» и другие.

Ключевые слова: ренессансные танцы, балло, бас-данс, Доменико, Корнацано, Гульельмо Эбрео, мизура.

Zubova O.

Genre variations of dancing in the Italian dance treatises of the XV century 

The first dance manuals appeared in Italy in the XVth century, written by Domenico da Piacenza, Antonio Cornazano and Guglielmo Ebreo da Pesaro. Those dance instruction books show only the amateur practice of nobles. They all consist of general overview of the art of dance and practical guidance. The treatises contain information only on 2 types of the dance: bassadanza and ballo, and music only for ballo. Probably any bassadanza could be performed to any bassadanza ‘tune’ of suitable size. On the contrary, music and choreography of ballo are indivisible and often composed by one person. The metre changes within a composition one or more times. The names of the metres (bassadanza, saltarello, quadernaria and piva) coincide with the names of popular dances of epoch (excepting quadernaria). Therefore, a few different dances in fact are hidden in the ballo.

Each ballo has a title, some have a theme or even an element of pantomime. Any ballo appeared as a unique individual musical-choreographic composition. Subsequently ballo choreographies with applicable melodies travel from one treatise to another, acquiring new choreographic features and forming the independent types of dance. Gradually the names of the dances become common and ballo gets various genre types, e.g. «Giove», «Leoncello», «Mercanzia», «Belriguardo».

Keywords: Renaissance dances, Ballo, bass, dance, Domenico, Cornazano, Guglielmo Ebreo, mizura.

Гервер Л. Л.

Инганно как инструмент канонической техники 

Система сольмизации и оперирование тремя гексахордами (натуральным, твердым и мягким) давали композитору возможность изменять структуру soggetti в ричеркарах, фантазиях и других полифонических жанрах посредством техники инганно: тема повторяется без сохранения интервальных шагов, но с неизменными названиями слогов гексахорда.

В канонах же применение инганно приводит к транспозиции отдельных сегментов пропосты при перенесении их в риспосту: точное соответствие между голосами канона сохраняется только на уровне слогов.

Ключевые слова: инганно, система сольмизации, структура soggetti.

Gerver L.

The inganno as a canonic technique tool 

The system of the solmization and handling of three hexachords (natural, hard and soft), offered the composer the opportunity to modify the structure of soggetti in ricercars, fantasias and other genres of poliphony through the technique of inganno: a theme is repeating without the conservation the interval steps, but with invariable names of the hexachord syllables.

In the canons, the application of inganno leads to a transposition of separate segments of a proposta when transferring them in a risposta: exact correspondence between voices of a canon remains only at the level of syllables.

Keywords: inganno, solmizate, structure soggetti.

Григорьева М. А.

К проблеме ладовой специфики в музыке Джезуальдо. 

Гармония переходной – от Возрождения к Барокко – эпохи проблемна для понимания. В ней сочетаются признаки модальности и тональности в ее ранней, специфической, стадии. В статье определяются признаки того и другого, их связь, некоррелятивное взаимодействие, не дихотомия, но амбивалентность. Все это находит отражение в творчестве Карло Джезуальдо, в его ярко индивидуальном преломлении. Автор на основе теоретического обоснования показывает сложный мир гармонии композитора на примере Мадригала из 6-й книги «Tu piangi o Filli mio».

Ключевые слова: модальность, тональность, прототональность, Возрождение, Джезуальдо, мадригал.

Grigorieva M.

On the Problem of Modal Specificity in the Music by Gesualdo 

The harmony of the era of transition from Renaissance to Baroque poses a problem for understanding. It combines the features of modality and tonality at its early specific stage. The article identifies the signs of both of them, their relationship, non-correlative interaction, not a dichotomy, but ambivalence. All that is seen in Carlo Gesualdo’s works in his flake interpretation. The author shows the complicated world of the composer’s harmony as exemplified by the Tu piangi, o Filli mio madrigal from Book 6 on the basis of a theoretical substantiation.

Keywords: Modality; tonality; pro-tonality; Renaissance; Gesualdo; madrigal. 

Рымко Г. А.

О взаимодействии слова и музыки в вокальных композициях раннего барокко 

Вокальная музыка раннего барокко имеет тесные связи с музыкой Ренессанса. Однако жанры, формы и техники письма, перешедшие по наследству от прошлой эпохи, заметно эволюционируют. Каково при этом соотношение музыки и слова: словесный текст, как и раньше, играет основополагающую роль в композиции, или же он отходит на второй план (вследствие активизации музыкальных средств)? По-видимому, роль текста в барочной музыке всё еще остается достаточно весомой. Это можно подтвердить, обратившись к конкретным художественным образцам.

Ключевые слова: вокальная музыка, раннее барокко, форма, жанр, музыка и слово, тексто-музыкальная форма.

Rymko G.

On the interaction of words and music in the early Baroque vocal compositions 

Vocal music of the early Baroque has a close relationship with the music of the Renaissance. However, genres, forms and techniques of composition as inheritance from the past era, significantly evolved. What is the correlation of music and words: verbal text as before, plays a fundamental role in the composition, or it fades into the background (because of the activation of musical resources)? Apparently, the role of text in baroque music still remains quite significant. This can be confirmed by analysis of specific examples of the art.

Keywords: vocal music, early Baroque, form, genre, music and words, textual-musical form.

Шепеленко Н. Б.

Оратория «Иеффай» Дж. Кариссими: становление жанрового инварианта 

В данной статье предлагается опыт исследования формирования жанра оратории в эпоху барокко. В вводной части работы дается характеристика социального контекста эпохи, отношения двух основополагающих концептов Бог – Человек, которые ложатся впоследствии в основу жанрового инварианта оратории. Центральное внимание уделяется разбору оратории «Иеффай» Дж. Кариссими с драматургической, семантической композиционно-структурной позиций. Достаточно детально анализируются хоры, за которыми закрепляются функции: хор-рассказчик, хор-действие, хор-морализатор, хор-комментатор, хор-эмблема, а также главнейший элемент жанрового инварианта оратории – речитатив, где формируются основные типы: нарративный, специфизированный, экспрессивный. В статье определяются основные жанровые типы оратории: эпический, основным репрезентом которого является наличие историка или и рассказчика – произносителя слова (logos); драматический – где жанровыми условиями драмы выступают три обязательных начала: конфликт, единое действие, и, наконец, «драматический узел»; трагический тип оратории который олицетворяет собой некий духовный максимум (коллективное начало, элемент соборности). В выводах даются устойчивые признаки жанрового инварианта оратории (в основе Человек Веры – homo credens) которые сформировались в ораториях Дж.  Кариссими в частности в оратории «Иеффай».

Ключевые слова: оратория, жанровый инвариант, Дж. Кариссими, аффект, антиномия, коммуникативный принцип, концепт, жанровый тип, музыкально-риторическая фигура.

Shepelenko N.

The oratorio «Jephthah» J. Carissimi: becoming genre invariant.

In this article, we propose the study of the formation of the genre of the oratorio in the Baroque era. In the introductory part of the paper describes the social context of the era, relations between the two fundamental concepts of God – People who lie later in the basis of genre invariant oratorios. Central attention is paid to the analysis of the oratorio «Jephthah» J. Carissimi with dramatic, semantic compositional and structural positions. A fairly detailed analysis of the choruses, which are fixed functions: choir-the narrator, chorus effect, choir-moralization, choir-commentator, choir-the emblem, as well as the most important element of the genre invariant oratorio – recitative, which formed the main types: narrative, specificially, expressive. The article identifies the main genre types oratorios: the epic main representam an historian or word (logos); drama – genre where the terms of drama are three mandatory beginning: conflict, single action, and, finally, «drama node; a tragic type oratorios which represents a kind of spiritual high (collective beginning, the element of unity). The findings are stable characteristics of the genre invariant oratorio (based on People of Faith – homo credens) formed in the oratorios J. Carissimi in particular in the oratorio «Jephthah».

Keywords: oratorio genre invariant, J. Carissimi, affect, antinomy, communicative, principle, concept, genre type, the musical-rhetorical figure.

Мальцева А. А.

Зарождение теории музыкальной риторики: Иоахим Бурмейстер и тенденции образования в Германии XVI столетия 

Статья посвящена исследованию тенденций образовательных процессов в Германии реформационного периода как факторов, повлиявших на рождение на рубеже XVI–XVII столетий феномена теории музыкальной риторики. В качестве основания для выводов автор исследует роль учебной дисциплины риторики в образовательном процессе латинских школ и гимназий лютеранской Германии XVI века. Для этого автор привлекает перечни дисциплин, изучаемых в Вюртембергской латинской школе и Страсбургской гимназии. Отдельное внимание уделяется осмыслению гуманистических и реформационных мотивов обучения древним языкам (латинскому, греческому и ивриту), риторике, грамматике, синтаксису и этимологии. Центральное место в статье отводится автору первого трактата о музыкальной риторике, теоретику музыкального Барокко Иоахиму Бурмейстеру и особенностям учебного плана Иоганнесшуле города Люнебурга, в которой ему довелось обучаться.

Ключевые слова: музыкальная риторика, музыкально-риторические фигуры, Барокко, Бурмейстер, латинские школы, лютеранство.

Maltseva A.

The genesis of the theory of musical rhetoric: Joachim Burmeister and trends of education in Germany, XVI century 

The article is devoted to research of the educational processes trends in the German Reformation period as the factors that influenced the birth of a phenomenon theory of musical rhetoric at the turn of XVI-XVII centuries. As the basis for the conclusion the author researches the role of rhetoric as a discipline in the educational process of the Latin grammar schools and gymnasiums of the Lutheran Germany of the XVI century. To do this, the author examines the list of subjects studied in Württemberg Latin school and the Strasbourg school. Special attention is paid to understanding of the humanistic and Reformation motives of ancient languages teaching (Latin, Greek, Hebrew), rhetoric, grammar, syntax and etymology. The article is especially focused at the author of the first treatise on musical rhetoric, music theorist Baroque Joachim Burmeister and features of the school curriculum at St. Johann city of Lüneburg, where he studied.

Keywords: Musical rhetoric, musical-rhetorical figures, Baroque, Burmeister, Latin school, Lutheranism.

Варламова Е. Г.

Из доклассической истории симфонии: Антонио Бриоски 

Статья посвящена творчеству Антонио Бриоски – итальянского композитора первой половины XVIII века, принадлежащего к так называемой миланской школе. Автор статьи показывает, как в условиях миланской симфонической школы происходило зарождение доклассической симфонии. Доказывается, что А. Бриоски наряду с Дж. Б. Саммартини (одним из основателей миланской симфонической школы) стоял у истоков этого жанра. Наследие А. Бриоски включает около 50 симфоний, хранящихся в фондах библиотек разных стран в виде партий. В статье рассматриваются особенности его симфоний: исполнительский состав, строение цикла, формообразование, а также некоторые композиционные и стилистические черты. На основе аналитической работы с текстами сочинений А. Бриоски делаются выводы о том, как происходило формирование черт, присущих классической симфонии на композиционном, стилевом, фактурном и др. уровнях. Выявлены самобытные признаки, обусловленные творческим подходом А. Бриоски к трехчастному циклу миланской симфонии. Инструментальные сочинения А. Бриоски, относящегося к числу малоизвестных композиторов предклассической эпохи, являют собой уникальный материал для изучения истории жанра симфонии – в стадии его зарождения и формирования.

Ключевые слова: миланская композиторская школа, Джованни Баттиста Саммартини, Антонио Бриоски, «новый стиль» («nuovo stile»), доклассическая симфония, сонатная форма.

Varlamova E.

From the preclassical history of the symphony: Antonio Brioschi 

The article is devoted to creativity Antonio Briosco — Italian composer of the first half of the XVIII century, which belonged to the so-called Milanese school. The author shows how in conditions of the Milan symphonic school arised preclassical symphony. It is proved that A. Brioschi along with G. B. Sammartini (one of the founders of Milanese symphonic school) was in the forefront of this genre. The heritage of A. Brioschi includes about 50 symphonies, stored in the libraries of different countries as parties. The article studies the peculiarities of his symphonies: memberschip of the interpreters, structure of the cycle, morphogenesis, some compositional and stylistic features. The author conducted analytical work with music texts of A. Brioschi. As a result, conclusions were drawn regarding the formation of characteristic features of the classical symphony on a level of the composition, the style, texture and others. It was also revealed distinctive features caused creative approach of A. Brioschi to the three-part cycle of the Milanese symphony. A. Brioschi belongs to the number of little-known composers of the preclassical era. However, his works provide a unique material for studying the history of the genre of the symphony – at the stage of its origin and formation.

Keywords: Milanese composition school, Giovanni Battista Sammartini, Antonio Brioschi, «new style» («nuovo stile»), preclassical symphony, sonata form.

Гончаренко С. С.

Об одном принципе доклассического формообразования в поздних квартетах Бетховена 

В статье исследуется принцип метроритмических преобразований стабильного звуковысотного комплекса. Кратко характеризуются этапы его использования в западноевропейской музыке Ренессанса и барокко: в мотетах, в мессах-парафразах, в сюитах и полифонических циклах. В статье указывается, что обращение Бетховена к доклассическим принципам формообразования связано с альянсом ритмического варьирования как способа горизонтального продвижения музыкальной мысли и полифонии.

Автор анализирует отдельные части струнных квартетов Бетховена, созданных в 1824–1826 годы. В статье показаны динамические функции ритмического варьирования как приема тематического развития (ор. 130, 132, 132) и формообразования (ор. 132, 133). Специальное внимание уделяется вопросу о тематической организации в Большой фуге B dur ор. 133. Из последования двойных фуг, темы которых построены на одном звуковысотном комплексе, образуется слитно-циклическая композиция с чертами вариационности и зеркальной симметрии. Рассматривается аклассичность выразительных средств в Увертюре Большой фуги в условиях классической тональной системы.

В синтезе принципов доклассической полифонии, сонатной формы, сонатного цикла композитор находит новые ресурсы, создает уникальные концепции, перебрасывая мосты из прошлого в будущее музыкального искусства.

Ключевые слова: доклассические принципы формообразования, полифония, метроритмическое варьирование, стабильный звуковысотный комплекс, Бетховен, поздние квартеты, тематическое развитие.

Goncharenko S.

On a principle of pre-classic formation in the late quartets of Beethoven

The article deals with the principle of metro-rhythmical transformations of stable pitch complex. Such stages of its use in Western European music of the Renaissance and Baroque as motets, masses-paraphrase, suites and polyphonic cycles are summarized. The article indicates that Beethoven’s addressing the pre-classic principles of morphogenesis is associated with the rhythmic variation alliance (as a way of horizontal promotion of musical thought) and polyphony.

The author analyzes some parts of Beethoven’s string quartets created in 1824-1826. The article shows the dynamic features of rhythmic variation as a method of thematic development (op. 130, 132, 132) and musical formation (op.132, 133). Special attention is paid to the question of thematic organization in the Great Fugue in B flat major op. 133. From the double fugues succession (themes of the fugues are built on the same pitch complex) a conjoint-circular composition is formed with traits of variations and mirror symmetry. Aclassicality of expressive means in the Overture of the Great Fugue is discussed in the context of classical tonal system.

In the synthesis of principles of pre-classic polyphony, Sonata form, and Sonata cycle the composer finds new resources, creates a unique concept, throwing bridges from the past to the future of musical art.

Keywords: pre-classic principles of the musical formation, polyphony, metro-rhythmical variation, stable sound complex, Beethoven’s late quartets, thematic development.

Еременко Г. А.

Музыкальные коды Ренессанса в творчестве И. Ф. Стравинского 

В статье представлено творчество И. Ф. Стравинского позднего периода. Композитор сохраняет метод «работы по моделям», обращаясь к библейским и литургическим текстам, традициям церковного пения, риторическим фигурам, числовой символике для раскрытия замысла, использует технику канонов и контрапунктической полифонии. Выбор в качестве «первоисточника» письма доклассической музыки обусловлен стремлением сохранить установки предшествующего неоклассического этапа эволюции – опору на универсальные законы организации формы. Стравинский пользуется музыкальными кодами Ренессанса, т. е. правилами старинной музыки, регулирующими его творческий процесс, и ведет поиск способов их обновления с учетом открытий современности. Он разрабатывает авторский метод полифонической композиции – «тональную серийность», включающую приемы 12-ступенной техники, неомодальность и аккордово-гармонический принцип организации. В статье показаны особенности ее применения в значительных сочинениях Стравинского 1950–1960-х годов.

Ключевые слова:     Ренессанс, библейская тематика, полифония, контрапункт, серийная техника

Eremenko G.

The music codes of Renaissance in the work of I. F. Stravinsky 

This article presents the work of I. F. Stravinsky of the later period. The composer saves the method of “work on models”, referring to the biblical and liturgical texts, traditions of  the church singing, rhetorical figures, numerical symbolism for disclosure the conception, uses the technique of canons and contrapuntal polyphony. The choice of pre-classical writing is motivated by the aim to preserve the focus of the previous neoclassical stage of the evolution on foundation of the universal laws of form organization. Stravinsky uses the music codes of the Renaissance, i.e. rules of ancient music regulating his creative process, and he searches the ways to update them taking into account the discoveries of modernity.  He develops the author’s method of polyphonic composition – “tonal seriality” including devices of a 12-stage technique, neomodality and chord-harmonic principle of organization. The article describes the features of its using in major compositions by Stravinsky of 1950-1960.

Keywords: Renaissance, biblical themes, polyphony, counterpoint, serial technique.

Недоспасова А. П.

Итальянский и французский стили в творчестве И. С. Баха: проблемы исполнительской реализации 

Современные тенденции трактовки музыкальных текстов сквозь призму эпохи, в которую они были созданы, рождают дискуссии со сложившимися в XIX–XX вв. исполнительскими принципами, чуждыми идеям историзма, актуальными в наши дни. Итальянский концерт и Французская увертюра И. С. Баха принадлежат к сочинениям, отразившим сосуществование национальных стилей в западноевропейской музыке эпохи Барокко. Развиваясь независимо и параллельно, итальянский и французский стили демонстрировали различия художественных вкусов, обусловленные спецификой способов выражения эмоций (жанровые предпочтения) и особенностями музыкальной речи (фразировка, артикуляция, ритм).

И. С. Бах, тщательно изучивший особенности итальянской и французской музыки, был знаком с тем, что итальянцы и французы не только по-разному записывали музыку, но и по-разному интерпретировали текст. В этом контексте на примере избранных сочинений рассматриваются вопросы реализации орнаментики, ритма, артикуляции, фразировки, темповых характеристик.

Иностранные музыкальные элементы стали частью собственного неповторимого почерка И. С. Баха, благодаря этому искусство обогатилось непревзойденными сочинениями, открывшими дорогу новым стилевым перспективам в музыкальном творчестве.

Ключевые слова: И. С. Бах, французский и итальянский стили, вопросы интерпретации барочных музыкальных текстов.

Nedospasova A.
Italian and French styles in J. S. Bach’s creative work: problems of performer’s implementation Current trends of interpreting musical texts through a prism of an era when they were created, give rise to discussions on the performing principles developed in XIX–XX centuries, alien to the up-to-date ideas of historicism. The Italian concert and the French overture of Bach belong to the compositions which reflected coexistence of national styles in the West European music of Baroque era. Developing independently and in parallel, the Italian and French styles showed the differences in art tastes caused by specifics of the ways to express emotions (genre preferences) and features of the musical speech (phrasing, articulation, rhythm).J. S. Bach who carefully studied features of Italian and French music knew that Italians and French not only differently wrote down music, but also differently interpreted the text. In this context, on the example of chosen compositions, the questions of realization of embellishment, rhythm, articulation, phrasing, tempo characteristics are considered.

Foreign musical elements became a part of Bach’s own unique style. It has enriched art with the unsurpassed compositions which opened the road to new style prospects in musical creativity.

Keywords: J. S. Bach, French and Italian styles, interpretation of Baroque musical texts.

Тюваев И. Б.

Некоторые аспекты стиля вокальных жанров ранней музыки и исполнительская практика 

В конце ХХ века возросла требовательность к подлинному, так называемому аутентичному исполнению, правильному толкованию стиля музыки, отделенному от нас огромным временным пластом в 300-400 лет. Аутентичное исполнение, отвергая произвол по отношению к нотному тексту, вместе с тем отнюдь не означает рабского подчинения ему. В статье под ним подразумевается скорее целостное осмысление произведения, базирующееся на основательном, прежде всего, стилистическом анализе всех его компонентов.  Работа касается, прежде всего, особенностей вокального стиля ранней музыки. В ней обобщены знания, необходимые профессионалу на первоначальном этапе изучения стилистики исполнения ранней музыки. Представлен ряд факторов, которые могут помочь найти технические ключи к проблеме стиля. Среди них: контроль дыхания; правильное произношение слов на любом языке; разграничение духовного, светского и придворного репертуара; понимание особенностей полифонии того времени; правильная фразировка; верное использование приема вибрато; подбор качественного ансамбля высоких голосов, в частности – контр-теноров.  Статья сопровождается комментариями работы автора над исполнением «Мессы папы Марчелло» Палестрины в качестве художественного руководителя вокального ансамбля Новосибирской государственной филармонии «Маркеловы голоса». Приводятся примеры наиболее точных, с точки зрения автора, исполнителей ранней вокальной музыки. Работа проиллюстрирована таблицей, в которой представлены в хронологическом порядке различные виды раннего вокального репертуара вплоть до ХVII века и отмечены те стилистические факторы, которые необходимо обязательно учитывать при их исполнении.

Ключевые слова: Барокко, Возрождение, стиль вокальной музыки, аутентичность, Палестрина, Монтеверди.

Tyuvayev I.

Some aspects of the vocal style in early music and the performance practice 

In the late XX century there appeared new demands to the so called “authentic” performance, correct interpretation of the musical style separated from us by an enormous time layer of 300-400 years. Declining willful interpretation of musical notation, the authentic performance does not presuppose blind submission to it.  The author of the article rather considers authentic performance as an integral conceptualization based on the stylistic analysis of all the components. The article focuses mostly on the vocal style in early music. It describes some factors that can help to pick up the key to the problem of style. Among them are breath control; correct pronunciation in any language; distinction between spiritual, secular and courtly repertoire; understanding of the special features of the polyphony of the time; proper phrasing; correct use of the vibrato technique; recruitment of the high voices of excellent quality, especially countertenors. The article contains some examples from the author’s practical work as the artistic director of the ensemble “Markell’s voices”, namely on “Papa Marcello Messa” by Palestrina.    The author points out the most accurate performers of early music. The survey is illustrated by the chronological table representing the early vocal repertoire till the XVII century with the comments on the stylistic factors that are crucial for performers.

Keywords: Baroque, Renaissance, vocal music style, authenticity, Palestrina, Monteverdi.

Лесовиченко А. М.

Западная медиевистическая проблематика в трудах советских музыковедов 

Статья посвящена осмыслению логики развития музыкальной медиевистики в нашей стране. Основное внимание уделяется советскому периоду, когда по идеологическим причинам изучение религиозно ориентированного средневекового музыкального творчества не поощрялось. Отмечается особое значение трудов М. А. Сапонова.

Ключевые слова: западное Средневековье, древнерусская музыка, менестрели, знаточество, концептуалистика.

Lesovichenko А.

Problems of Western medieval studies in the works of Soviet musicologists 

The article is dedicated to the reflection on development of musical medieval studies in this country, especially in the USSR, when the study of religious medieval music was discouraged by the Soviet ideology. Contribution of M. Saponov’s work to the field is especially marked out.

Keywords: Western Middle Ages, Old Russian Music, Minstrels, Connoisseurship, Conceptualistic Method.

Курленя К. М., Шнайдер Ю. П.

Неизвестные страницы истории советского балета 

В статье на основе архивных документов – Протоколов заседаний Художественного совета при ГАТОБе – впервые вводимых в научный обиход музыкознания, рассматриваются начальные этапы становления советского балета. Классифицируется и анализируется сюжетика балетных либретто, переданных для рассмотрения в Художественный совет. Намечаются основные темы, тенденции и подходы к формированию жанрового своеобразия в соответствии с необходимостью воплощения актуальной в те годы революционной социалистической проблематики в балетном спектакле. Отдельно отмечается организационная и художественно-аналитическая миссия И. И. Соллертинского, который был постоянным членом Художественного совета, а также неоднократно выполнял функции «главного секретаря» на его заседаниях.

Ключевые слова: Художественный совет при ГАТОБе, Соллертинский, балет, либретто.

Kurlenya K., Shnaider Yu.

Unknown pages of the Soviet ballet history 

In the article on the basis of archival documents such as Minutes of the Meetings of the Arts Council at the S.M. Kirov Leningrad State Academic Theatre of Opera and Ballet (GATOB) which were introduced into scientific use of musicology for the first time, the initial stages of the Soviet ballet formation are considered. Plotting of ballet libretto submitted to the Arts Council for consideration is classified and analyzed.  Major themes, trends and approaches for creating genre identity in accordance with the necessity of implementing the revolutionary socialist range of issues in ballet performance urgent in those years are outlined. Organizational, artistic and analytical mission of I. Sollertinsky, who was a permanent member of the Arts Council and repeatedly chaired its meetings, is particularly emphasized.

Keywords: Arts Council at GATOB, Sollertinsky, ballet, libretto.

Шиндин Б. А.

А. М. Кац – профессор Новосибирской консерватории: к 90-летию со дня рождения 

Статья посвящена юбилею А. М. Каца – выдающегося дирижера и талантливого педагога, отдавшего консерватории 45 лет своей жизни. Здесь он создал класс симфонического дирижирования, в котором учились такие известные дирижеры, как Василий Синайский, Вольдемар Нельсон и др. Еще одна сфера деятельности Маэстро была определена задачей воспитания высокопрофессиональных музыкантов. В основе его педагогической системы лежала идея возможно раннего включения студента в ситуацию профессионального оркестрового музицирования. Работая с консерваторской молодежью, А. М. Кац готовил музыкантов для «своего» филармонического оркестра. Этот опыт был результативен и для учебного процесса, и для будущей деятельности выпускников консерватории.

Ключевые слова: Кац, дирижер, педагог, юбилей, консерватория, оркестровый факультет, система воспитания музыкантов.

Shindin B.

A. Katz – professor of Novosibirsk Conservatory: on the occasion of 90th birthday anniversary 

The article is devoted to the anniversary of the A. M. Katz, a distinguished conductor and talented teacher, who gave Conservatory 45 years of his life. Here he created a class symphonic conducting, where he studied with such renowned conductors as Vassily Sinaisky, Waldemar Nelson and others Another activity Maestro was determined by the task of bringing professional musicians. At the heart of its pedagogical system was based on the idea earliest possible inclusion of the student in the situation of professional orchestral musicians. Working with Conservatory youth, A. M. Katz was preparing musicians for «his» Philharmonic orchestra. This experience was successful and for the educational process, and for the future graduates of the Conservatory.
Keywords: Katz, conductor, teacher, anniversary, Conservatory, faculty of orchestral studies, the education of musicians.