Выпуск №3 (9) 2015

СОДЕРЖАНИЕ >>>

Полнотекстовый вариант выпуска

Аннотации и ключевые слова

Ежов В. С.

Эстетика патриотизма славян

Глубокие перемены в культуре располагают к размышлению о прошлом и будущем для осознания настоящего. Возрождение новой России обостряет исследовательский интерес к мудрости прошлой славянской культуры. Необходимо создать новую модель функций современной культуры, опираясь на исторический и культурно-сравнительный методы познания. Авторское исследование раскрывает эстетическую целостность диалога традиционной и современной культур.

Ключевые слова: духовность, культура, ценность, образование, эстетика, патриотическое воспитание,  личность, ментальность, гражданская ответственность Ключевые слова:

Ежов Виктор Семёнович – доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории СИБГУТИ, профессор Международной славянской академии (ЗСО)

Ezhov V.

Esthetics of the Slavs’ patriotism

Deep changes happening in the culture leed to reflection on the past and the future to understand the present. Revival of new Russia aggravates research interest in wisdom of the past Slavic culture. It is necessary to create a new model of modern cultural functions, leaning on historical and cultural comparative knowledge methods. Author’s research opens esthetic integrity of a dialogue between traditional and modern cultures.

Keywords: spirituality, culture, value, education, aesthetics, patriotic education, personality, mentality, civic responsibility

Victor Ezhov – Dr. of Philosophy, Prof. of the Philosophy and History Department at the State University of Telecommunication and Information Sciences, Prof. of International Slavic Academy (Siberian branch).

Плавская Е. Л.

Музыкальное образование и просвещение

российских старообрядцев начала XX века

Искусство знаменного распева как древнерусского, так и старообрядческого периодов является профессиональным, т. е. имеет систему специального обучения. Одной из важнейших задач, возникающих перед исследователем этой культуры, является изучение вопросов музыкального образования.

Процесс обучения знаменному пению в старообрядческий период в основном наследует практике древнерусского периода. Сведения об организации образования в старообрядческой среде впервые появляются в начале ХХ в. Значительное внимание к образовательной сфере, постепенно получавшее все большее распространение, вызывало необходимость, во-первых, обсуждения проблем образования на страницах газет и журналов, во-вторых, издания учебных пособий; и, в-третьих, создания системы образовательных учреждений и разработки специальных программ для обучения знаменному пению.

Источниками, позволяющими исследовать состояние музыкально-образовательной сферы старообрядческого общества, становятся периодические издания и печатные музыкально-теоретические руководства тех лет. Именно они запечатлели процесс формирования новых подходов к обучению знаменному пению.

Из общего массива старообрядческой периодики лишь небольшое число изданий обращалось к вопросам музыкальной культуры. В первую очередь следует отметить журналы «Церковное пение» и «Церковь». К концу ХIХ – началу XX вв. относится и массовое появление печатных музыкально-теоретических руководств. Одно за другим выходят в свет такие пособия для изучения знаменного распева, как азбуки И. Фортова (1884),  М. Д. Озорнова (1901), Ф. Борнукова, Л. Ф. Калашникова (1908, 1911), Л. В. Быстрова (1911). Что касается усовершенствования методики преподавания знаменного распева, то оно воспринималось как средство улучшения не только грамотности певцов в области крюковой нотации, но и как способ возрождения этой самобытной части древнерусского искусства.

Таким образом, появление новых учебных пособий и разработка методики обучения, создание образовательных учреждений в значительной степени повысили уровень музыкального знания в старообрядческой среде.

Ключевые слова: музыкальное образование старообрядцев, педагогика и просветительство, музыкально-теоретические руководства, старообрядческая периодика.

Плавская Елена Леонидовна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и политологии Новосибирского государственного технического университета.

E-мail: plav@inbox.ru

Plavskaya E.

Music education and enlightenment of Russian Old Believers in the beginning of XX century

The art of znamenny chant of both the Old Russian and the Old Believers periods is of professional character, i.e. it has a system of special education. One of the major problems faced by the researcher of this culture is to study the issues of musical education.

The process of chant singing training in the Old Believers period essentially inherits the practice of ancient Russian period. Information about the organization of education in the Old Believers’ environment first appeared in the early XX century. Considerable attention to the educational sphere gradually becomes more widespread, causing the need, firstly, to discuss the problems of education in the pages of newspapers and magazines, secondly, the publication of textbooks; and, thirdly, establishing a system of educational institutions and the development of special programs for chant singing training.

Periodicals and printed music-theoretical tutorials of those years become sources that allow exploring of the state of musical and educational sectors of the Old Believers community. They have captured the process of forming new approaches to chant singing learning.

Of the total numbers of Old Believers periodicals only a small number of publications address the issue of musical culture. Firstly, we should note such magazines as «Church singing» and «Church». The mass appearance of printed music-theoretical tutorials belongs to the end of XIX – beginning of XX centuries. The ABCs of I. Fortov (1884), M.D. Ozornov (1901), F. Bornukov, L.F. Kalashnikov (1908, 1911), L.V. Bystrov (1911) were published one after another. With regard to the improvement of znamenny chant teaching methods, it was perceived not only as a means of improving the singers’ literacy in hook notation, but also as a way to revive this part of the original ancient Russian art.

Thus, the emergence of new teaching materials and the development of teaching methods, the creation of educational institutions have substantially raised the level of musical knowledge in the Old Believer environment.

Keywords: music education of old believers, pedagogics and enlightenment, the music-theoretical tutorials, the old believers’ periodicals.

Elena Plavskaya – PhD in Arts History, Associate Professor of the History and Political Science Department at the Novosibirsk State Technical University.

E-мail: plav@inbox.ru

Веретенникова Д. В., Казанцева Т. Г.

Старообрядческий покаянный стих «О Каине и Авеле»: музыкально-поэтическая структура

В статье рассматривается музыкально-поэтическая организация покаянного стиха «О Каине и Авеле», являющегося ранее не учтенным в исследовательской литературе вариантом широко известного текста на тот же сюжет. Анализируется текст стиха, зафиксированный в старообрядческой рукописи невменной нотации второй половины XIX века. Анализ вербального и музыкального текстов позволил установить, что их структуры достаточно автономны и обладают имманентными качествами. Поэтика вербального текста демонстрирует черты структур древнерусской поэзии – былинного (сказового), псаломского, молитвословного стиха. Музыкальная структура представляет собой centon-композицию, состоящую из мелодических формул (мелострок), в основе которых лежат попевки знаменного распева шестого гласа. Вместе с тем, наблюдается взаимодействие двух текстов. Музыкальная организация влияет на вербальную в конструктивном плане, деля текст на соизмеримые отрезки, тем самым отчетливо проявляя в нем признаки поэтической структуры. В свою очередь, поэтическая организация обусловливает логику развертывания напева и целенаправленное обновление попевочного материала. Эти и другие характеристики композиционной организации стиха позволяют отнести его к авторским образцам поздней традиции покаянной лирики.

Ключевые слова: покаянные стихи, знаменный распев, попевка, литургическая поэзия, centon-композиция, старообрядчество.

Веретенникова Дарья Васильевна – студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Е-mail: dariaveretennikova@rambler.ru

Казанцева Татьяна Генриховна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Е-mail: kerzak2002@mail.ru

Veretennikova D., Kazantseva T.

The Old Believers penitential verse «Cain and Abel»: musical and poetic structure

The article examines the musical and poetic organization of the penitential verse «Cain and Abel», an unaccounted in research literature version of a well-known text of the same subject. The text of this verse fixed in an Old Believers handwritten copy of the second half of the XIX century is analyzed. Analysis of the verbal and musical texts shows that their structures are sufficiently autonomous and have inherent qualities. The poetics of the verbal text demonstrates the features of the structures typical for Old Russian poetry — epic, psalms, eucologe verse. The musical structure represents a centon-composition consisting of melodic formulas, which are based on the melodic formula of znamenny chant of sixth modus. However, interaction between the two texts is observed. The musical architecture affects the verbal organization in a constructive manner, dividing the text into commensurate segments, clearly showing the signs of poetic structure in it. In turn, the poetical structure determines logic of the melody development and purposeful renovation of melodic formulas. These and other characteristics of the composite organization of the verse enable to refer it to author’s specimens of late tradition of penitential poetry.

Keywords: verse of repentance, znamennyi chant, melodic formula, liturgical poetry, centon-composition, the Old Believers.

Daria Veretennikova – Student at the Theoretical Composition Department of the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka.

Е-mail: dariaveretennikova@rambler.ru

Tatiana Kazantseva – PhD in Arts History, Associate Professor of the History of Music Department at the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka

Е-mail: kerzak2002@mail.ru

Миклухо Е. О.

По системе Шекспира

В статье рассматриваются исторические параллели развития и взаимодействие русской и английской музыкальных культур. Несмотря на географическую и политическую удаленность России и Англии, они имеют много общего. Наиболее важным сближающим их фактором является любовь к певческому и хоровому искусству. В России певческое искусство стало основой профессиональной музыки.

Современный английский композитор Джон Тавенер (1944–2013), творчество которого высоко ценили И. Ф. Стравинский и Бенджамин Бриттен, написал среди прочих огромное количество произведений для хора. В своих произведениях композитор обращается к традициям Древнерусской музыкальной культуры, к знаменному распеву; он также знаком с ранним русским многоголосием и призывает изучать его. Джон Тавенер подчеркивает самобытность распевов и музыкальной системы Древней Руси, принявшей музыкальную систему Византии в Х веке и преобразовавшей ее.

Обращение современных, в том числе и западных, композиторов к музыкальному наследию Древней Руси, показывает, что Древнерусская музыкальная культура – не закрытая и непонятная область музыковедения, – а живая традиция, лежащая в основе русского музыкального искусства, которое любимо в России и за рубежом.

Ключевые слова: эпоха Возрождения, полифония, раннее русское многоголосие, хоровая музыка, Джон Тавенер, знаменный распев

Миклухо Елена Олеговна (Санкт-Петербург, Россия) – соискатель ученой степени кандидата искусствоведения (музыкальное искусство), Российский институт истории искусств.

E-mail: emkl@mail.ru

Miklukho E.

According to the system of Shakespeare

The article examines the historical parallels of development and interaction of the Russian and English musical cultures. In spite the geographical and political remoteness of Russia and England, they have a lot in common. The most important factor that brings them closer is love to singing and choral art. In Russia the art of singing has become the basis of professional music.

Contemporary English composer John Tavener (1944–2013), whose work was appreciated by Stravinsky and Benjamin Britten, wrote among others a huge number of pieces for chorus. In his works, the composer refers to the traditions of ancient Russian musical culture, to the Znamenny chant; he is also familiar with the early Russian polyphony, and encourages studying it. John Tavener emphasizes originality of the chants and music of ancient Russia, who has adopted a system of Byzantine music in the 10th century and transformed it.

Referencing to the music heritage of ancient Russia by the contemporary Western composers shows that the ancient Russian music culture is not a closed and incomprehensible field of musicology but a living tradition that underlies Russian musical art, which is loved in Russia and abroad.

Keywords: the Renaissance, polyphony, early Russian polyphony, choral music, John Tavener, Znamennyi chant

Elena Miklukho (St. Petersburg, Russia) candidate for PhD in Arts History, Russian Institute of Art History.

E-mail: emkl@mail.ru

Фиденко Ю. Л.

Песенный литургический гимн и ситуация новой коммуникации в современной мессе (на примере католических приходов Сибири и Дальнего Востока)

В статье рассматриваются песнопения, использующиеся в современной культовой практике католических приходов азиатской части России – Сибири и Дальнего Востока. Значительное переосмысление культового репертуара в отдельных регионах обусловлено реформами Второго Ватиканского собора (1962–1965), позволившими использование в службе национального языка и разнообразного музыкального материала. Актуальность статьи обусловлена отсутствием исследований о современной русскоязычной гимнографии.

Автор отмечает, что особую энергетику постсоборной культовой практике придает коллективное исполнение гимнов как способа включенности каждого присутствующего в богослужебное действо. Трактовка верующих как активного участника литургических событий привела к возникновению новой внутрижанровой модификации духовных песнопений. В связи со значительными изменениями, которые произошли в гимнотеке в ХХ в., автор вводит понятие «песенный литургический гимн». Данная жанровая разновидность обладает индивидуальными чертами, вместе с тем обнаруживая теснейшую генетическую связь с многовековой гимнической традицией.

Анализ гимнов «Когда вы соберетесь» и «Вести ангельской внемли» показывает, что ассимиляция песенного стиля в храмовый контекст приводит к значительному переосмыслению гимнографии. Отличительной приметой песенного литургического гимна становятся возвышенная поэтическая лексика, стопная организация стиха, поступенная линеарность, стандартные кадансовые формулы, куплетная архитектоника.

Автор делает вывод, что в связи с новыми требованиями Святого Престола и обновленным «форматом» культовой практики в ХХ столетии возрастает диалогический потенциал богослужения и формируется приоритетное качество литургической музыки – коммуникативность.

Ключевые слова: Месса, Второй Ватиканский Собор, католичество, церковная музыка, литургический гимн, литургическая коммуникация

Фиденко Юлия Леонидовна – музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Дальневосточной государственной академии искусств (г. Владивосток); докторант кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.

E-mail: jufid@mail.ru

Fidenko Ju.

Song liturgical hymn and a new communication situation in the modern Mass (on the example of the Catholic parishes in Siberia and the Far East)

The article studies chants used in modern religious practices of Catholic parishes of the Asian part of Russia – Siberia and the Far East. Modification of religious repertoire in several regions is caused by reforms of The Second Vatican Council, which allowed using the national language and various music during the service. Actuality of the article is due to absence of research of modern Russian hymnography.

The author notes how collective singing of hymns brings in specific energetics and includes each parishioner into the liturgical service. Active participation of parishioners in the service has caused the emergence of a new genre of chants. Due to the changes in hymns of the XX centuries, the author introduces the concept of а “song liturgical hymn”. This genre has a variety of individual features, however, it shows a close genetic relationship with a long tradition of hymn.

Analysis of the hymns «When you gather» and «Hark! The Herald Angels Sing» shows that the assimilation of song styles into the service leads to a significant reorganization of hymnography. The sublime poetic lexicon, literature versification, standard cadence formulas and couplet forms become the distinctive feature of the song liturgical hymn.

The author concludes that the reforms of Vatican and cult practice renovation in XX century increase dialogical potential of the service and form communicability, a new top quality of liturgical music.

Keywords: Mass, Second Vatican Council, Catholicism, church music, liturgical hymn, liturgical communication

Julia Fidenko – musicologist, PhD in Arts History, Associate Professor of the Music History Department at the Far East State Academy of Arts, Vladivostok; doctoral student of the Music History Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire.

E-mail: jufid@mail.ru

Вавилов С. П.

Музыкально-просветительская деятельность римско-католической конфессии Томска на рубеже XIX–XX века

Статья посвящена музыкальной деятельности представителей римско-католической конфессии в Томске. Особенностью Томска на рубеже XIX–XX века было активное участие польских католиков в развитии музыкального образования в городе.

Проанализирована деятельность польских музыкантов, приведены сведения о концертной жизни Томска с участием польских музыкантов-гастролеров. Приведены ранее не публиковавшиеся сведения о представителях польских семей Томашинских, Соболевских, Залеских, внесших существенный вклад в музыкальную культуру Томска.

Вавилов Станислав Платонович – кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Томского Национального политехнического университета.

Е-mail: baron@tpu.ru

Vavilov S.

Musical education by the Roman Catholic denomination in Tomsk at the turn of the XIX–XX century

The article is devoted to the music of the Roman Catholic Church in Tomsk. Participation of Polish Catholics in the development of musical education in the city was a feature of the city at the turn of the XIX century.

The author examines the activities of Polish musicians and provides information about the concert life of Tomsk featuring Polish touring musicians. The article provides previously unpublished information about representatives of Polish families of Tomaљinskih, Sobolevskih, Zaleskih, who made a significant contribution to the musical culture of the city.

Key words: denomination, confession, Catholic, Tomsk, touring musician, Catholic Church, pianist.

Stanislav Vavilov – PhD in Technology, Associate Professor at the Management Systems Optimization Dept. of the Computer Science Institute of the Tomsk National Polytechnic University.

Е-mail: baron@tpu.ru

Вавилов С. П., Ткаленко Я. В.

Конфессиональные традиции

и оперная сцена Томска 1900–1920 годов

В статье приведены результаты анализа деятельности оперных трупп, работавших в Томске в 1900–1920-х годах. Рассмотрен репертуар ведущих оперных антреприз. Авторами статьи сделан вывод о том, что оперная сцена города Томска являлась существенной частью музыкальной культуры города.

Собранные материалы свидетельствуют об огромном влиянии интернациональной оперной музыки на межконфессиональную жизнь общества того времени. В Томске звучала музыка более чем тридцати оперных композиторов. Было поставлено более шестидесяти оперных спектаклей.

Рассмотрены аспекты отношения представителей различных конфессий к оперным спектаклям. Приведены сведения о работе в Томске известных оперных певцов И. И. Березнеговского и В. С. Клопотовской.

Статья иллюстрирована редкими иллюстрациями из частных собраний.

Ключевые слова: опера, оркестр, антрепренер, дирижер, Томск, конфессия.

Вавилов Станислав Платонович – кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Томского Национального политехнического университета.

Е-mail: baron@tpu.ru

Ткаленко Ярослав Владимирович – художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра.

Vavilov S., Tkalenko Ya.

Confessional traditions

and the opera stage of Tomsk in 1900–1920s

The article shows the results of analysis of the opera companies operated in Tomsk in the 1900–1920s. The repertoire of the leading opera enterprises is considered. The authors have concluded that the opera scene of Tomsk was an essential part of the town’s musical culture.

The collected data show an enormous influence of international opera music on interdenominational society of that time. The music by more than thirty opera composers could be heard in Tomsk. More than 60 opera performances were put on stage.

The aspects of different denominations representatives’ relation to opera performances are considered. Information on the work of Tomsk famous opera singers I. Bereznegovsky and V. Klopotovskaya is provided.

The article is illustrated with rare images from private collections.

Keywords: opera, orchestra, entrepreneur, conductor, Tomsk, denomenation.

Stanislav Vavilov – PhD in Technology, Associate Professor at the Management Systems Optimization Dept. of the Computer Science Institute of the Tomsk National Polytechnic University.

Е-mail: baron@tpu.ru

Yaroslav Tkalenko – Art Director and Chief Conductor of the Tomsk Academic Symphony Orchestra

Пыльнева Л. Л.

Буддизм в культуре Бурятии: современное состояние

В статье рассматривается состояние буддизма в современной культуре Бурятии. Отмечена контекстная ситуация бытования названной конфессии, ее взаимодействие с другими конфессиями и верованиями на территории республики. Указана географическая неоднородность распространения верований. Названы ритуалы, в которых взаимовлияния различных религиозных систем достаточно заметны. Приводятся примеры сложного комплекса воззрений, отражающего современное состояние буддизма в республике, в академическом музыкальном искусстве, живописи и литературе. Упоминается отрицательное влияние политики 1920–1980-х годов на религиозные концепции, а также на возможность развивать архитектуру, живопись, орнаментику, скульптуру, определяемую дацанским искусством. Описан рубеж XX–XXI веков как период возрождения старых традиций и реставрации памятников (ряда дацанских комплексов, ступ, субурганов), а также возведения новых. Сделан вывод об известной общности культурных процессов на обозначенной территории и о привлекательности буддийского учения для широких слоев населения.

Ключевые слова: буддизм, современная культура Бурятии, бурятское искусство.

Пыльнева Лада Леонидовна, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки НГК им. М. И. Глинки.

E-mail: pylneva@mail.ru

Pylneva L.

Buddhism in the culture of Buryatia: current state

The article discusses the state of Buddhism in the modern culture of Buryatia. Contextual situation of different confessions existence, its interaction with other religions in the republic is marked. The geographic spread of the heterogeneity of culture is noted. The rituals in which the interaction between different religious systems quite noticeable are named. There are examples of a complex of beliefs, reflecting the current state of Buddhism in the country, in the academic art of music, painting, and literature. The negative impact of the policy of the 1920–1980s for religious concepts, as well as the opportunity to develop the architecture, painting, ornamentation, and sculpture defined by Datsan art are referenced. The boundary of the XX–XXI centuries is described as a period of old traditions revival and recovery of monuments (some of Datsan complexes, stupas, suburgans) with the construction of new ones. It is concluded that cultural processes in the designated area are of a common character and the Buddhist teachings are attractive for the general public.

Keywords: Buddhism, modern culture of Buryatia, buryat art.

Lada Pylneva – D.A., Associate Professor at the Department of Music Theory of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire.

E-mail: pylneva@mail.ru

Карнаухова  В. А.

Духовные традиции в хоровой музыке Макса Регера

Статья посвящена традициям, заложенным в хоровых партитурах немецкого композитора рубежа XIX–XX столетий Макса Регера. Его хоровое творчество, почти неизвестное в России, представляет интерес с точки зрения продолжения жанровых традиций немецкой хоровой музыки и их переосмысления в ХХ веке. Последнее, в частности, актуально по отношению к жанру Реквиема. В первую очередь в статье рассматриваются Хоральные кантаты композитора, написанные к основным праздникам церковного евангелического года и отразившие традиции Хоральных кантат Баха. В статье отмечается, что в этих сочинениях Регеру удалось предвидеть многие открытия ХХ века, в частности, принцип полифонии стилевых пластов. Огромный интерес с точки зрения «памяти жанра» и воплощения духовных традиций немецкой хоровой музыки представляют также два последних хоровых сочинения Регера – кантаты «Отшельник» и Hebbel-реквием. Оба этих произведения написаны на тексты немецких поэтов-романтиков и продолжают линию кантат свободного построения, существующую в хоровом наследии Регера. Особое внимание посвящено последней из названных партитур – кантате «Реквием» на стихи Геббеля, в которой отразились традиции жанра заупокойной мессы, идущие еще от Г. Шютца. В тексте отмечается особая связь партитуры Регера с «Реквиемом» Моцарта и «Немецким реквиемом» И. Брамса, а также говорится об аллюзиях на протестантские хоралы, выступающие в произведении Регера в качестве музыкальных символов.

Ключевые слова: хоровая партитура, память жанра, хорал, традиция, романтическое бахианство, символика, стиль.

Карнаухова Вероника Александровна – Университет Российской академии образования, Нижегородский филиал, доцент межфакультетской кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат искусствоведения.

Е-mail: kevs@mts-nn.ru

Karnauhova V.

Spiritual traditions in Max Reger’s choral music

The article is dedicated to the traditions put into the choral scores of Max Reger, German composer of the XIX-XX centuries. His choral creative work is almost unknown in Russia and of great importance from the point of view of following up the genre traditions of German choral music and their reconsideration in the ХХ century. The latter is particularly relevant when speaking about the genre of Requiem. First of all the article considers the composer’s choral scores written for the most prominent religious holidays of evangelical year that reflected traditions of Bach’s Choral cantatas. The article demonstrates that in these musical pieces Reger succeeded in foreseeing many discoveries of the ХХ century, in particular, the principle of style levels’ polyphony. The cantatas ‘The Hermit’ and Hebbel-requiem, the last two choral pieces written by Reger, are of great interest in the context of «genre memory» and implementation of spiritual traditions of German choral music. Both of these pieces were written for the lyrics of German romantic poets and follow the line of free construction cantatas that exists in Reger’s choral heritage. Special attention is paid to the last of the above mentioned scores – cantata ‘Requiem’ to Gebbel’s lyrics, where requiem mass traditions, began by Shutz, were reflected. Special connection of Reger’s score with Mozart’s ‘Requiem’ and Brams’ ‘German Requiem’ is noted in the text, and the allusions to the protestant chorales, acting as music symbols in Reger’s compositions, are also mentioned.

Key words: choral score, genre memory, chorale, tradition, romantic Bach tradition, symbolism, style.

Veronika Karnauhova – PhD in Arts History, Associate Professor at the Interfaculty Chair of Humanitarian Subjects of the University of Russian Academy of Education, Nizhniy Novgorod branch.

Е-mail: kevs@mts-nn.ru

Урванцева О. А.

Воплощение духовной темы в творчестве А. Мурова

Автор статьи рассматривает особенности воплощения духовной темы в музыке русских композиторов периода 60–90-х годов прошлого столетия на примере творчества А. Мурова. Выявляется специфика выбора и трактовки духовных текстов, жанров, стилевых аллюзий, музыкального языка. Отмечается активность проявления авторской позиции в трактовке литургических жанров.

Ключевые слова: духовно-концертная музыка, нравственная проповедь, обиходная музыка, Новое направление, религиозная концепция симфонии.

Урванцева Ольга Александровна – доктор искусствоведения, доцент Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки; профессор МаГК.

E-mail: postik2006@mail.ru

Urvantseva O.

The incarnation of the spiritual theme in A. Murov’s music

The author of article considers the peculiarities of incarnation of the spiritual theme in Russian composers’ music of 1960-90s on the example of Murov’s work. The specific features of choosing and interpretation of spiritual texts, genres, the style’s allusion, musical language are noted. The article describes the author’s position actively revealed in the interpretation of spiritual genres.

Keywords: spiritual concert music, moral sermon, church music, New Trend, religious conception of symphony.

Olga Urvantseva – Doctor of Arts, Assistant Professor at the Department of Music History and Theory of the Magnitogorsk State Conservatory (Academy) named after M. I. Glinka, professor of MaSC,.

E-mail: postik2006@mail.ru

Павлючик С. К.

«Альпийская симфония» Рихарда Штрауса:

к 100-летию создания

Статья посвящена характеристике последнего крупного симфонического произведения Р. Штрауса, которое, в отличие от симфонических поэм, не получило в отечественном музыкознании должной оценки и анализа. Автор пытается доказать, что симфония является итогом симфонического творчества композитора и, шире, всего европейского симфонизма XIX века, включая Бетховена, Берлиоза, Листа, Вагнера и Брамса. Содержание симфонии сюжетно и повествует о восхождении на горную вершину и спуск в пределах одних суток. Структура симфонии состоит из 22 разделов,  озаглавленных композитором.  Одночастная симфония представляет собой сонатную форму с медленным вступлением и заключением, на которую накладываются закономерности четырехчастного симфонического цикла. Конкретный тип программного романтического симфонизма обусловил яркость образов и чередование живописно-картинных эпизодов. Но за внешней описательностью стоит четкая логика и символика этапов человеческой жизни, включающая рост личности, преодоление препятствий, достижение вершин, обретение мудрости и постепенное угасание. Это позволяет трактовать симфонию как философское произведение, соединяющее эмблематику Пути Жизни с символикой времен суток и четырех стихий. Автором статьи последовательно характеризуются разделы симфонии, анализируется интонационная и тембровая драматургия, тональный план и тематические связи.

Ключевые слова: романтический симфонизм, итог, одночастность, этапы человеческой жизни, символика, философское произведение.

Павлючик Сергей Константинович  –  преподаватель Новосибирского областного колледжа культуры и искусств.

E-mail: serj.pavlyuchik @ yandex. ru

Pavlyuchik S.

“An Alpine Symphony” by Richard Strauss:

on the 100th anniversary of composition

This article is devoted to the characteristic of the last large symphonic work of R. Strauss which, unlike symphonic poems, didn’t receive its due assessment and analysis in domestic musicology. The author  tries to prove that this symphony is the result of symphonic creativity of the composer and, more widely, all European symphonic style of the XIX century, including Beethoven, Berlioz, Liszt, Wagner and Brahms. The plot of the symphony is the ascension to mountain top and descent within one day. The structure of the symphony consists of 22 sections entitled by the composer. The single-movement symphony represents a sonatas form with the slow introduction and conclusion on which regularities of a four-movement symphonic cycle are imposed. The concrete type of program romantic symphonism caused brightness of images and alternation of picturesque and picture episodes. But behind the outside descriptive there is the accurate logic and symbolics of the stages of human life including the personal growth, overcoming of obstacles, achievement of tops, finding of wisdom and gradual fading. It allows to treat the symphony as the philosophical work connecting the Way of Life emblems to symbolics of times of days and four elements. The author of this article consistently characterizes sections of the symphony, analyses the intonational and timbre dramatic composition, the tonal plan and thematic communications.

Keywords: romantic symphonism, result, single-movement, stages of human life, symbolics, philosophical work.

Sergey Pavlyuchik  –  a teacher of the Novosibirsk Regional College of Culture and Arts.

E-mail: serj.pavlyuchik @ yandex. ru

Хаверкамп М.

Визуализация слухового восприятия: взаимосвязи, концепции, синестезия. (Перевод с англ. Е. Н. Стариковой)

В данной статье рассматриваются особенности визуализации на примере «Гигантских шагов» Джона Колтрэйна – Михал Леви и визуальной композиции Джоханнеса Деуча по Второй симфонии Густава Малера. Автор приходит к выводу, что истинное постижение союза музыки и визуализации возможно интуитивным путем посредством различных способов. Соединение визуализаций со слуховыми ощущениями должно происходить на основе пересечений чувствований в процессе соединения элементарных форм, иконического сцепления объектов и сцен, а также аналогизации символического содержания. В статье также раскрывается значение визуализаций для мультисенсорных художественных работ и мультимедийных композиций будущего.

Ключевые слова: визуализация, пересечение чувствований, синестезия, элементарные формы, корреляции.

Хаверкамп М., доктор технических наук, Кёльн (ФРГ).

Старикова Елена Николаевна – аспирант (II год обучения) Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Е-mail: tosha.starickov@yandex.ru

Haverkamp M.

Visualization of auditory perception: relationships,

concepts, synesthesia. (Translated by E. Starikova)

This article discusses the features of the visualization on the example of «Giant Steps» by John Coltrane — Michel Levy and visual composition by Johannes Deutsch on Gustav Mahler’s Second Symphony. The author concludes that the true comprehension of the union of music and visualization is possible intuitively via a variety of methods. Combination of visualizations and auditory sensations is to be based on the feelings intersecting in the process of the elementary forms merging, iconic connections of objects and scenes, and symbolic content analogizing. The article also reveals the importance of visualization for multisensory artwork and multimedia compositions of the future.

Keywords: visualization, feelings intersection, synesthesia, elementary form, correlation.

Haverkamp M., Doctor of Technical Sciences, Cologne (Germany).

Elena Starikova – postgraduate student (II year) at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire.

Е-mail: tosha.starickov@yandex.ru