Выпуск №1 (3) 2014

СОДЕРЖАНИЕ >>>

Полнотекстовый вариант выпуска

Аннотации, ключевые слова, сведения об авторах

Ерёменко Галина Анатольевна

Современная музыка:
новые техники или иное восприятие?

Современную музыку отличает склонность к экспериментам. Но в отличие от авангарда она не только обновляет сонорными эффектами музыкальный язык и открывает новые техники организации формы. Главная цель новейших поисков – расшатывание стереотипов восприятия и критериев оценки творчества с позиций меняющихся представлений о пространстве и времени.

Пересмотру подвергается также классико-романтический арсенал музыки в интертекстуальных композициях, реконструируются в технике minimal-art ритуальные формы культуры в целях преодоления функции искусства как «высказывания автора», картинно-чувственного «отражения жизни».

Новые формы арт-деятельности (перформанс, хэппенинг) стремятся к освобождению в человеке интуиции, к стимуляции игрового поведения, воображения, восприимчивости необычного.

Ключевые слова: современная музыка, авангард, концептуализм, звуковые структуры, минимализм, интертекстуальность.

Ерёменко Галина Анатольевна – кандидат искусствоведения, профессор НГК. Е-mail: erema49@mail.ru

Eremenko Galina Anatolievna

Contemporary music:
new technics or different perception?

Contemporarymusic tendsto experiments. But, unlike avant-guard, it novelizes the musical language with sonorant effects and reveals the new technics of form organization. The main target of the newest researches is staggering the stereotypes of perception and criteria of art estimation from the point of view of changing ideas about time and space.

The classical-romantic music arsenal in intertextual compositions is also being reconsidered, the ritual forms of culture are being reconstructed in the minimal-art technique due to breaking such function of art as “author’s statements”, picture-sensual “life reflection”.

The new forms of art activity (performance, happening) tend to reveal intuition, stimulate play behavior, imagination, susceptibility of the queerness.

Keywords: сontemporarymusic, avant-garde, conceptualart, sonorism, minimalism, intertextuality, perception.

Eremenko Galina Anatolievna is a professor of musicology at Novosibirsk Conservatory. Е-mail: erema49@mail.ru

Молчанов Андрей Сергеевич

Остинато как жанр

В статье рассматривается остинато в музыке как жанровое явление. Автор обращается к группе произведений с названием остинато и пытается выявить их характерные жанровые признаки. В ходе анализа обозначается генетическая структура остинато, а также рассматривается его эволюция на современном этапе развития музыкального искусства. Миграция остинато в жанр рассматривается как тенденция современного искусства. В статье выделяются две группы произведений реализующих остинато в таком качестве. Первая основана на преломлении жанров академической традиции, а вторая связана с композицией статического типа, развивавшейся в минимализме. На примере анализа произведений М. Брауна и С. Тен-Холта автор показывает возможности конкретного художественного преломления указанного явления в разных стилевых условиях. Сделанные аналитические наблюдения позволяют констатировать развитие остинато в современном музыкальном искусстве как определенной жанровой модели, обобщающей смысловые горизонты целостной музыкальной композиции.

Ключевые слова: остинато, жанр, музыкальная форма, повтор в музыке, тип музыкальной композиции.

Молчанов Андрей Сергеевич – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки НГК. E-mail: mas-composer@mail.ru

Molchanov Andrey S.

The ostinato as genre

Article is devoted to studying ostinato in music as genre phenomenon. The author addresses to group of works where ostinato is in heading and tries to reveal characteristic genre signs of this phenomenon. During the analysis the author designates genetic structure ostinato, and also evolution at the present stage of development of musical art considers it. Migration ostinato in a genre the researcher considers as a tendency of the modern art. In article the author allocates two groups of works realizing ostinato in such quality. The first is group which is based on refraction of genres of the academic tradition. The second group is connected with the composition of static type developing in minimalism. On the example of the analysis of works of  M. Brown and  S. Ten-Holt the author shows possibilities of concrete art refraction of the specified phenomenon in different style conditions. The made analytical supervision allow the author to state existence in modern musical art of a certain genre model ostinato, complete musical composition generalizing the semantic horizons.

Keywords: ostinato, a genre, a musical form, repetition in music, type of musical composition.

Molchanov Andrey S. Candidate of Arts (PhD) and  an associate professor of the Music Theory department. The  Novosibirsk state conservatory by named M. I. Glinka.E-mail: mas-composer@mail.ru

Юферова Ольга Александровна

Нотный текст загадочных канонов:

код или шифр?

Предметом изучения в статье выступает феномен музыкального кода, который рассматривается на материале произведений, относящихся к особому жанру старинной музыки – загадочным канонам. Автор рассматривает код как необходимое условие музыкальной коммуникации, формирующий область нормативной информации, общезначимых смыслов и охватывающий различные параметры организации произведения. Изучая загадочные каноны в контексте проблемы музыкального кода автор ставит своей целью выявить в нотном тексте данных сочинений компонентов кода, позволяющих произвести адекватную дешифровку старинных образцов. Задачи работы заключаются в следующем: 1) изучить художественный контекст, условия бытования загадочных канонов в музыкальном искусстве прошлого; 2) выявить информацию кода в нотном тексте загадочных канонов; 3) наметить тенденции использования компонентов кода в процессе развития жанра загадочного канона. При изучении загадочных канонов обнаружилось, что для музыкантов прошлого информация об их реконструкции, как правило, принадлежала коду. Сокращенная запись оригинальных образцов, ключи «До», отсутствующие пояснения об интервальном вступлении голосов, исполнительском составе и т. п. были, в большинстве случаев, известны, и являлись нередко свидетельством устной передачи знаний о дешифровке. При этом заметим, что частью кода представали и многие письменные указания композиторов, как правило, на латинском языке, и информирующие, к примеру, о способах полифонического преобразования темы, количестве голосов, времени их вступления. Однако, постепенно, в связи с отходом композиторов от общезначимых письменных обозначений, индивидуализацией смыслового, композиционного решений загадочных канонов происходит вытеснение кодифицированной информации. Нехватка знаний для реконструкции канонов приводит к неоднозначности результатов, возможности восстановления исходного текста в нескольких вариантах (например, расшифровки загадочных канонов И. С. Баха А. Милкой, Л. Решетняк). Для современного сознания воспринимающего, утратившего код музыкального искусства прошлого, загадочные каноны предстают шифром, сферой тайнописи.

Ключевые слова: канон, код, шифр, старинная музыка, реконструкция.

Юферова Ольга Александровна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Е-mail: olya2113@yandex.ru

Yuferova Olga Aleksandrovna

Musical text of mysterious canons:

code or cipher?

The subject of studies in this article is the phenomenon of code in music art, which is considered on the musical material of particular genre of ancient music – mysterious canons. The author studies the code as a necessary condition of musical communication, forming the area of regulatory information of all meaningful senses and covering the different parameters of musical work organization.

When the author studied the mysterious canons in context of music code problem, his aim was to find in the noted text of given compositions the components of code, which allow to fulfill adequate deciphering of ancient samples. The objectives of the article are the following: 1) to explore the artistic context, the conditions of existence of the mysterious canons in the ancient music art; 2) to find the information of code in the noted text of mysterious canons; 3) to point out the trends in use of code components in the process of the development of genre of a mysterious canon. While studying the mysterious canons the author understood, that the information about the reconstruction of mysterious canons for musicians of the ancient music art , as a rule, belonged to the code. The shorthand entry of original samples, keys «Do», absent explanations about the interval entry of votes, performing cast, etc., were known, in the most cases,, and were often the evidence of the oral transmission of knowledge about the decoding. Let’s notehere , that many written instructions of composers, as a rule, in Latin, and informing, for example, about the modes of polyphonic conversions, the number of votes, the time of their accession were also a part of the code. However, gradually, the composers refusal from the regulatory written explanations, individualization of sense of compositional decisions in the mysterious canons we can find displacement of codified information. Lack of knowledge for the reconstruction of canons leads to ambiguity of the results, to possibility of restoration of the original text in several versions (for example, decipher mysterious canons I. S. Bach by A. Milka, L. Reshetnyak). For the modern mind of the perceiver, who has lost the code of ancient music art, mysterious canons appear as a cipher, the sphere of cryptography.

Keywords: canon, code, cipher, ancient music, reconstruction.

Yuferova Olga Aleksandrovna – associate Prof. of theory of musicchair M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire (Academy).  Е-mail: olya2113@yandex.ru

Дубровская Марина Юзефовна

Кризисные эпохи в становлении музыкального наследия японцев
(к постановке проблемы)

В статье  впервые представлены результаты исследования феномена  переходных / кризисных эпох (ПЭ) в  длительном историческом  процессе становления  музыкального наследия японцев. В опоре на подходы российской исторической науки осуществляется описание места и функций ПЭ в истории японской музыки, предлагается опыт их классификации и типологизации. Рассмотрение предмета в исторической ретроспективе позволяет сделать вывод о кульминационном значении ПЭ в формировании магистральных явлений национальной музыкальной традиции Японии. Прослежено доминирующее значение в их возникновении аккультурации – заимствования континентальных музыкально–художественных ценностей, которые впоследствии адаптировались в национальном искусстве.  В целях классификации и разграничения явлений определяются два типа ПЭ, исторически сложившиеся в японской музыкальной культуре. Четыре первые из них, которые условно обозначаются в качестве «кризисных» ПЭ предшествуют четырем другим ПЭ – «новой классике». Показано, как в повторяющихся  сменах-чередованиях соседних единораздельных ПЭ постепенно вызревают самобытные жанрово-стилевые и ладоинтонационные характеристики японской музыки прошлого и настоящего.

Ключевые слова: история музыкальной культуры Японии, аккультурация, переходные/кризисные эпохи, классификация, жанры, ладообразование.

Дубровская Марина Юзефовна – доктор искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания НГК (академии) им. М. И. Глинки. Е-mail:  m-dubrovskaya53@mail.ru

Dubrovskaya Marina Yuzefovna

Crisis epochs in the formation of the musical heritage of the Japanese
(to the formulation of the problem)

This article presents the results of the first research of the phenomenon of transitional / crisis epochs (TE) in a long historical process of formation of the musical heritage of the Japanese. Basing on the approaches of the Russian historical science it is carried out the description of the position and functions of TE in the history of Japanese music, the experience of their classification and typology is proposed.  The consideration of the subject in the historical retrospective allows to make a conclusion about climax importance of TE in the formation of the arterial events of the national musical traditions of Japan. A dominant role of acculturation in their genesis was traced – such as  borrowing continental musical and artistic values, which later adapted in the national art. For the purposes of classification and differentiation of the phenomena it was defined two types of TE, historically established in Japanese music culture. The first four of them which are conventionally denoted as the «crisis ones» come before four other TE – «new classics». It was shown  how  original genre and stylistic features and mode-intonational characteristics of Japanese music of the past and present were gradually ripening through repeated shifts-alternations of neighboring uni-separated TE.

Keywords: history of musical culture of Japan, acculturation, transitional / crisis epochs, classification, genres, mode formation.

Dubrovskaya Marina Yuzefovna – Doctor of Arts, Professor of the Department of  Ethnomusicology  of  Novosibirsk  State Conservatory (Academy) of  M. I. Glinka. Е-mail:  m-dubrovskaya53@mail.ru

Коробейников Сергей Савельевич

Стилевой диалог

в органных фугах Макса Регера

Статья посвящена процессам стилевых взаимодействий в сочинениях немецкого композитора рубежа XIX–XX веков М. Регера. В его творчестве отчетливы проявления стилевого диалога между позднеромантическими и барочными элементами самого разного типа. Наиболее наглядно это проявляется в органных фугах. Форма фуги, имеющая для композитора основополагающее значение, по своей природе предрасполагала к внедрению в ее тематический материал, приемы развития и композиционный принципы элементов стиля барокко. Для Регера проявления барокко были связаны прежде всего с творчеством Баха. Бахианские и позднеромантические взаимодействия выявляют принципиальные моменты близости этих двух стилевых систем. Подобные процессы стилевой диалогичности автор статьи находит и в творчестве ряда отечественных композиторов конца XX века и видит в них «договаривание» тех же тенденций, которые питали творчество Регера и других необарочно настроенных композиторов XIX века.

Ключевые слова: стилевой диалог, фуга, Бах, ретроспективизм, стилевой дуализм, стилизация.

Коробейников Сергей Савельевич. Новосибирский государственный театральный институт; декан актерского факультета, кандидат искусствоведения, доцент.

Korobeinikov Sergej

Stylistic dialogue

in organ fugues of Max Reger

Article deals with processes style interactions in the works of the German composer turn of the XIX–XX centuries M. Reger. In his work distinct manifestation of style dialogue between late-romantic and baroque elements of different type. This is most obvious in organ fugues. Fugue form, which is of fundamental importance for the composer, inherently predisposed to introduce in its thematic material, methods of development and principles of the composite elements of the Baroque style. For Reger baroque manifestations are associated primarily with the work of Bach. Interaction of Bach’s and late-romantic elements reveals fundamental aspects of the proximity of these two stylistic systems. Similar processes stylistic dialogicality author finds in the works of a number of domestic composers of the late XX century. He sees them as consummation of the same trends that fueled the creativity Reger and other similar minded composers of the XIX century.

Keywords:  Stylistic dialogue, Fugue, Bach, retrospectivism, stylistic dualism, stylization.

Korobeinikov Sergej. Novosibirsk State Theatre Institute; Dean of the faculty of acting; PhD in Art History; assistant professor.

 

Демешко Галина Андреевна

Смысловые контексты опусной музыки

рубежа XX–XXI веков

(к постановке вопроса)

В статье затрагивается вопрос результативности процессов обновления, тесно связанный с сохранением смысловой природы музыки. Подчеркивается, что в широчайшем звуковом диапазоне современной музыки порой теряется голос ее самого серьезного (с точки зрения качественного измерения смыслов) пласта.

Поиск новых содержательных структур в сфере музыкальной практики всегда сопровождался переосмыслением теоретических установок на понятие «музыкальный язык». Сегодня этот процесс носит особенно острый характер, всё более смещая акцент со знаково-лингвистического – на антропологическое понимание природы музыкального смыслообразования. В этом контексте интонирование предстает как показатель человеческого присутствия в музыке, как фактор ее «языковости», а не система информативно устойчивых единиц текста.

Автор считает, что подлинно «языковыми» свойствами наделены лишь те новейшие музыкальные опусы, которые несут в себе скрытый потенциал к рождению «психотекста» – результативного смыслового образования, возникающего в сознании перципиента на основе соучастного, многомерного и всегда индивидуального интонационного «познания» музыки.

Качественным показателем результативности поисковых процессов в этой сфере становится обращенность музыки к универсальному жизненному опыту человека с европейским типом ментальноспш Расширение «антропологических» регистров интонирования в произведениях последних десятилетий легко резонирует с античным (гуманистическим) корнем его сознания. В статье рассматриваются представляющие этот регистр новые звуковые (мультифонизм) и деятельностные (музицирующие, артификационные и т. д.) формы интонирования, развернутые на мультимедийную практику XX–XXI вв.

Другой, христианский корень европейской ментальности корреспондирует с возвышенно-ценностной интонационной энергетикой так называемого неоканонического искусства (сфера «новой сакральности»). Важнейшие смыслообразующие параметры этого направления, тесно связанные с мифологизирующими культурными тенденциями последних десятилетий, также очерчены в настоящей статье и обозначены понятием «контонация» контонирование (con – вместе, tonare – произносить), что означает вместе, коллективно произносить).

Ключевые слова: музыкальный язык, интонация, контонация, психотекст, авторский опус, музыкальная коммуникация, мультифонизм, неоканонизм, «новая сакральность».

Демешко Галина Андреевна – доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.

Demeshko Galina Andreevna

Music semantic contexts

of the boundary of XX–XXI centuries

(To the question)

The article addresses the question about the effectiveness of processes of renovation, which is closely linked to the preservation of semantic nature of the music. Author emphasizes that in a wide range of the contemporary music its most serious (in terms of quality measurement of the meanings) reservoir often lost its voice.

In the field of the musical practice a search for the new content structures always accompanied by the reinterpretation of the theoretical orientations to the concept «musical language». This process is particularly acute today, the focus has shifted from symbolic-linguistic to anthropological understanding of the nature of musical formation of meanings. In this context, the intonation appears as an indicator of the human presence in the music and as a factor of its «language», not a system of the informative-resistant texts particles.

The author considers that true «language» are those latest musical opus which carry the hidden potential to the birth of the «psihotext» – the efficient meaningful formation which arises in the mind of the percipient after multidimensional and always individual intonation knowledge about music.

Treatment music to the universal European mentality human experience becomes a quality indicator of the effectiveness of the search process in this area. The extension of the «anthropological» intoning registers in the latest art works easily resonates with the ancient (humanistic) root of its mind. The article considers the new sound (multifonizm) and activity (playing music, artification, etc) intoning forms, which introduce this register and deployed in the multimedia practice of the XX–XXI centuries.

The another, Christian, root of the European mentality corresponds to the value of intonation sublimely energy of the so-called neokanonic art (new sphere of sacredness). The most important meaning parameters of this direction which are closely connected with the mythologized culture trends of the recent decades indicated in this article with the concept «contonation», which means together, collectively pronounce.

Keywords: musical language, intonation, kontonation, psichotext, author’s opus, musical communication, multifonizm, neokanonic, «new sacredness».

Demeshko Galina Andreevna, doctor of Arts, professor of the Department of music theory. Novosibirsk State Conservatoire (academy) named after M. I. Glinka,

 

Антипова Юлия Владимировна

«Свое» и «чужое»

в творчестве новосибирского композитора

Андрея Попова

Сочинения новосибирского композитора Андрея Попова – Концерт-аллюзия «Как поживаешь, старушка Вена?» для двух фортепиано с оркестром на темы из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса (1993) и переизложение цикла «Времена года» П. Чайковского (2008) – рассматриваются с точки зрения музыкально-текстовых заимствований (свое / чужое), проблемы стилевых диалогов, ретростилистики, лирически-ностальгийных настроений постмодернизма.

Идея с аллюзией Вены как города-метафоры позволила объединить множество тем композиторов, которые в разное время творили в Вене. Театральность на уровне музыкальной драматургии и сценического воплощения сочетается с тонкой интеллектуальной задачей последовательно провести тематический материал из оперетты И. Штрауса и произведений Й. Гайдна, В. Моцарта, И. Брамса, А. Шёнберга, А. Веберна и др. Цикл «Времена года» стал опытом перепрочтения, нового понимания популярного классического произведения посредством оригинального минициклирования пьес, их переоркестровки.

Ключевые слова: Андрей Попов, Иоганн Штраус, Чайковский, аллюзия, попурри, перепрочтение, постмодернизм.

Антипова Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Автор работ по проблемам искусства академической традиции и массовой культуры. E-mail: antikostin@mail.ru

Antipova Yuliya

One’s and Others’

in creative work of Novosibirsk composer Andrei Popov

Artworks of Novosibirsk composer Andrei Popov – Concert-allusion «How are you, old woman Vienna?» for two pianos and orchestra based on themes from operetta «The bat» by Johann Strauss (1993) and transposition of P. Tchaikovsky’s cycle «The seasons» (2008) – are examined from viewpoints of  music and text loans (one’s-others’), inter-style dialogues, retro-stylistics, lyrical-nostalgic attitudes of postmodernism.

The idea of Vienna allusive presentation as metaphoric city made it possible to combine the plurality of musical themes by composers who lived and created in Vienna. Theatricality on the level of musical dramaturgy and scenic embodiment goes together with delicate intellectual task of consequent performing thematic materials from J. Strauss’ operetta along with works by J. Haydn, W. Mozart, J. Brahms, A. Schoenberg, A. Webern et al. «The seasons» cycle has become an experience of re-reading and new understanding of popular classic composition through original mini-cycling of the pieces and their re-orchestration.

Keywords: Andrei Popov, Johann Strauss, Tchaikovsky, allusion, potpourri, rereading, postmodernism.

Antipova Yuliya, Candidate of Musicology, associate professor of Department of The  Music History at Novosibirsk State Conservatoire (Academy). She is an author of works in the sphere of classical music and mass culture. E-mail: antikostin@mail.ru

Синельникова Ольга Владимировна

Инструментальная музыка

Родиона Щедрина «from afar»

Статья посвящена характеристике стиля Родиона Щедрина начала XXI столетия. Синтезирующие и ретроспективные тенденции, потребность философского обобщения, повышенная диалогичность, драматические образы – общие черты творчества композитора последних лет. В инструментальной музыке Щедрина начала XXI века появляется символический образ эха («echo»). В этом заключается авторское преломление признаков позднего стиля композитора. Аналогия с эффектом эха влечет за собой стремление осмыслить свою жизнь и творчество издалека («from afar»), погрузиться в прошлое, вспомнить прожитые годы. В отдельных сочинениях Щедрина (Концерта № 6 «Concerto lontano» для фортепиано и струнного оркестра, «Concerto parlando» для скрипки и трубы со струнным оркестром, Концерт для гобоя с оркестром, Концерт для фортепиано и виолончели с оркестром «Романтическое приношение») символы «echo» и «from afar» являются не только ассоциативными образами, но и приобретают значение драматургического принципа, который распространяется на все уровни композиции. Вторая половина статьи посвящена анализу Концерта № 6 «Concerto lontano» для фортепиано и струнного оркестра (2003) Р. Щедрина как яркого примера воплощения принципа «from afar».

Ключевые слова: творчество Родиона Щедрина, поздний стиль, синтез, диалог, ретроспективные тенденции, издалека.

Синельникова Ольга Владимировна – доцент, заведующая кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Е-mail: sinel1@narod.ru

Sinelnikova Olga Vladimirovna

Rodion Shchedrin’s

instrumental music «from afar»

The article is devoted to Rodion Shchedrin’s style of beginning of the XXI century. Synthesizing and retrospective tendencies, philosophical generalization, dialogism, dramatic images – common features of the composer in the last years. The symbol-image echo («echo») was appears in Shchedrin’s instrumental music of early XXI century. It’s author’s refraction of the late composer’s style. Echo effect symbolizes the reflection of composer’s life and work from afar, the memories of past years. Symbols «echo» and «from afar» become the meaning of dramatic principle, that extends to all levels of the music forms. It’s works: Concert № 6 “Concerto lontano” for piano and string orchestra, «Concerto parlando» for violin, trumpet and string orchestra, Oboe Concerto for oboe and orchestra, Double Concerto „Romantic Offering“ for piano, violoncello and orchestra. The second half of the article is devoted to analysis of the Concerto № 6 «Concerto lontano» for piano and string orchestra (2003) as a bright example of embodiment of the principle «from afar».

Keywords: Rodion Shchedrin’s creative works, late style, synthesis, dialogue, retrospective tendencies, from afar, echo.

Sinelnikova Olga Vladimirovna – Doctor of the art, Assistant Professor of Music Theory, Head of the Chair of orchestral and instrumental performance Kemerovo State University Culture and Arts. Е-mail: sinel1@narod.ru

 

Покровская Надежда Николаевна

Арфа в творчестве М. И. Глинки

В статье исследуется арфовое творчество М. Глинки, истоки которого автор видит в любительском музицировании русского просвещенного дворянства. Изменения в применении инструмента не только как сольного и аккомпанирующего, но и как ансамблевого и оркестрового обуславливается расширением знакомств Глинки среди арфистов-профессионалов России и Европы. Усложненная фактура последних арфовых опусов Глинки говорит о его изучении возможностей арфы системы С. Эрара с двойным движением педалей (б double movement) и концертного репертуара для этой арфы западноевропейских композиторов.

Ключевые слова: арфа, русский любительский репертуар, творчество Глинки, исполнительская деятельность Н. Девитте, К. Шульца.

Покровская Надежда Николаевна, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Pokrovskaya Nadezda N.

The harp in the M. I. Glinka’s artworks

The article studies M. I. Glinka’s art creativity, the origins of which the author sees in amateur music-making enlightened Russian nobility. Changes in the application of the tool not only as a solo and accompanying, but also as an ensemble and orchestral expansion are caused by Glinka’s familiarity with harpists professionals in Russia and Europe. Complicated texture of the harp last opus by Glinka says about his explore the possibilities of the harp systems S. Erara with б double movement and concert repertoire for this harp by Western composers.

Keywords: Harp, Russian amateur repertoire, Glinka’s artworks, N. Devitte and K. Schultz performing activity.

Pokrovskaya Nadezda N., Doctor of Arts, Professor of the Novosibirsk State Conservatory named after M. I. Glinka.

Недоспасова Анна Павловна

Шведский полонез из Тобольска. Опыт реконструкции барочной партитуры

Инструментальный манускрипт, составленный в Тобольске в 1715 г., недавно найден в Швеции, в нем зафиксированы фрагменты партитур западноевропейского светского репертуара рубежа XVII–XVIII вв. Статья посвящена реконструкции танца, состоящего из трех туров, под названием «Полонез, Пропорцио и Саррас», автором которого является составитель сборника, офицер и гобоист шведской армии Г. Блидстрём. Как и другие пьесы манускрипта, в соответствии с устно-письменными традициями составления партитур эпохи Барокко, танец представлен только мелодией. Оценить художественные достоинства произведения можно путем реконструкции недостающих элементов партитуры: линии баса, тонально-гармонических координат, исполнительских параметров – тембрового, жанрового и артикуляционного облика пьесы.

Ключевые слова: Тобольский манускрипт, реконструкция, basso continuo, барокко, шведская инструментальная музыка.

Недоспасова Анна Павловна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории (академия) им. М. И. Глинки. E-mail:  anedospasova@yandex.ru

Nedospasova Anna

Swedish Polones from Tobolsk. Experience of the Baroque Score Reconstructing.

Rare instrumental manuscript from 1715 drawn up in Tobolsk is stored in Skara, Sweden. It contains fragments of secular West-European baroque repertoire at the turn of the XVII–XVIII cc. The article described the process of reconstructing «Polones, Proportion, Sarras» were composed by Gustaf Blidsrtoem, author-compiler of Tobolsky manuscript. He was one of Swedish military musicians, officer and oboist. Examples of oral-written tradition as well as many pieces in Baroque time that dances are submitted only by melodies. Using extrapolation method we added missing elements of the score: basso continuo, second solo voice building on tradition principles. The value of this kind of reconstruction is to understand the task of understanding intonation value context of compositions found in the unique musical monument.

Keywords: Tobolsky manuscript, reconstruction, basso continuo, Baroque, Swedish instrumental music.

Nedospasova Anna – Docent of Piano Dep. in Novosibirsk Glinka music academy, Cand. of Arts, soloist of «Insula Magica» Early Music Ensemble. E-mail: anedospasova@yandex.ru

Решетова Наталья Михайловна,

Робустова Людмила Павловна

Кукольные театры Сибири:

музыкально-краеведческий экскурс

Кукольный театр, будь то профессиональный или любительский, – явление распространенное, но не изученное в музыкознании. Его спектакли тесно связаны с музыкой, звуком, словом, которым принадлежит значительная содержательно-смысловая нагрузка. Кукольный театр особенно важен для детской аудитории, поскольку несет в себе эстетическую, этическую и познавательно-воспитательную функции.

Театр кукол имеет давнюю историю и широко распространен в Сибири. Первый профессиональный кукольный театр появился в Новосибирске, в 1934 году, а далее – Иркутск, Чита, Омск, Красноярск, Барнаул, Новокузнецк. До конца 60-х годов ХХ века были открыты театры в Томске, Кемерове, Улан-Удэ. Сегодня в каждом крупном городе региона имеется хотя бы один профессиональный кукольный театр.

Для кукольного театра музыку писали такие крупные композиторы Сибири, как – Г. Иванов, С. Королёв, Г. Гоберник, В. Натанзон, А. Дериев и др. Наряду с авторской музыкой в настоящее время к кукольным спектаклям активно используются музыкальные подборки из произведений композиторов-классиков. В качестве экспериментальной работы можно выделить деятельность иркутского театра кукол «Редкая птица». В нем используется музыкальная импровизация как основной метод озвучивания спектакля.

Статья отражает разнообразие творческих подходов в деятельности театров Сибири. Особая роль принадлежит авторам, которые создают особый музыкальный мир детского кукольного спектакля. Он тесно связан с культурной жизнью региона и особенностями воспитания детей средствами кукольного театра.

Ключевые слова: кукольный театр в Сибири, музыка в театре кукол, сибирские композиторы.

Решетова Наталья Михайловна, аспирант Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки. Е-mail: theoretic-natali@mail.ru

Робустова Людмила Павловна, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент; член Общества теории музыки; член Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Е-mail: Robus2004@yandex.ru

Reshetova Natalia Mihailovna,

Robustova Lyudmila Pavlovna

Puppet theaters Siberia:

musical excursion of local lore

Puppet theater, whether professional or amateur – a widespread phenomenon, but not studied in musicology. His performances are closely connected with music, sound, word, which owns a large content- semantic load. Puppet theater is especially important for children’s audience, as bears aesthetic, ethical and informative and educational functions.

Puppet theater has a long history and is widely distributed in Siberia. First professional puppet theater appeared in Novosibirsk, in 1934, and more – Irkutsk, Chita, Omsk, Krasnoyarsk, Barnaul, Novokuznetsk. Until the end of the 60s of the twentieth century theaters were opened in Tomsk, Kemerovo, Ulan- Ude. Today, every major city in the region have at least one professional puppet theater.

Puppet theater music composers wrote such major Siberia as – G. Ivanov, S. Korolev, G. Gobernik, V. Natanzon, A. Deriev, etc. Along with the author’s music now to puppet shows are widely used musical selections from the works classical composers. As experimental work can distinguish the work of Irkutsk Puppet Theatre «Rare bird». It uses musical improvisation as a primary method of scoring performance.

The article reflects a variety of creative approaches to theater activity in Siberia. A special role belongs to the authors who create custom music world children’s puppet show. It is closely linked with the cultural life of the region and features parenting means puppet theater.

Keywords: puppet theater in Siberia, music in the puppet theater, Siberian composers.

Reshetova Natalia Mihailovna, graduate student Novosibirsk State Conservatoire (Academy) named after MI Glinka. Е-mail: theoretic-natali@mail.ru .

Robustova Lyudmila Pavlovna, head of the Department of music education and education of Novosibirsk state Conservatoire (Academy) named M. I. Glinka, PhD, associate Professor; member of the Society for music theory; member of Scientific Council on problems of history of music education. Е-mail: Robus2004@yandex.ru

 

Гончаренко Светлана Сергеевна

Первые страницы органной сибирианы:

о Сюите для органа А. П. Новикова

Статья посвящена первому произведению для органа, написанному в Сибири – Сюите в трех частях А. П. Новикова (1909–1979) – одного из пионеров строительства музыкальной культуры в сибирском регионе. Сочинение посвящено дочери композитора Е. Волковой, которая впервые исполнила его в Большом зале Новосибирской консерватории в декабре 1971 года. Автор статьи сравнивает композиционный план двух версий сочинения, показывает типичные черты стиля А. П. Новикова – принцип программности, картинное сопоставление частей, монтажную технику, тематизм, близкий современной русской сибирской песне.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, органная сюита, «Сибирские страницы», песенный тематизм, современный сибирский фольклор, монтажный принцип.

Гончаренко Светлана Сергеевна – профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академия) им. М. И. Глинки. Е-mail: lalumiere@ngs.ru

Goncharenko Svetlana Sergejevna

The first pages of organ Siberiana:

about Suite for organ by A.P. Novikov

The article is devoted to the first product for the organ, written in Siberia – Suite in three parts by A. P. Novikov (1909–1979) – one of the pioneers in the construction of musical culture in the Siberian region. The work was written for the daughter of the composer E. Volkova, who first performed it in the Large hall of the Novosibirsk Conservatory in December 1971. The author of the article compares two composite version: initial and final, indicates the typical features of the Novikov style – the principle of programmability, picture mapping parts, mounting technique, themes, close to modern Russian Siberian song.

Keywords: musical culture of Siberia, organ Suite, «Siberian pages», modern Siberian folklore, song, themes, mounting principle.

Goncharenko Svetlana Sergejevna is Professor of the Music Theory Department (Novosibirsk state conservatoire (academia) named after M. I. Glinka). E-mail: lalumiere@ngs.ru

Мичков Павел Александрович

Медиатека Новосибирской консерватории

В статье рассматривается история формирования фондов аудио- и видеоресурсов Новосибирской консерватории. Прослеживаются этапы организации справочно-поискового аппарата медиатеки. Излагаются принципы формирования структуры  информационного архива. В качестве иллюстраций приводятся редкие образцы грамзаписей и другие ранние материалы, на которых представлены произведения классической музыки в исполнении преподавателей консерватории – Г. Пеккера, В. Слонима, З. Тамаркиной, А. Барон, М. Богуславского. Сохранились редкие грампластинки с записями исполнений солистов Новосибирского академического театра оперы и балета, Новосибирского фортепианного трио и другие.

Ключевые слова: медиатека Новосибирской консерватории, фонотека, видеотека.

Мичков Павел Александрович – аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, руководитель отдела информационных и медиаресурсов НГК. E-mail: michkovpa@mail.ru

 

Michkov Pavel

Media library of Novosibirsk state conservatory

The article considers the history of formation of funds audio-and video resources of Novosibirsk conservatory. Stages of the organization of the help and search device of a media library are traced. The principles of formation of structure of information archive are stated. Rare samples are given as illustrations grammzapisy and other early materials on which works of classical music performed by teachers of conservatory – G. Pekker, V. Slonim, Z. Tamarkina, A. Baron, M. Boguslavsky are presented. Rare phonograph records with records of executions of soloists of Novosibirsk academic opera and ballet theater, the Novosibirsk piano trio and others remained.

Keywords: media library of Novosibirsk State Conservatory, record library, video library.

Michkov Pavel – Post-graduate student in Novosibirsk State Conservatory, head of department information and media resources of NSC. E-mail: michkovpa@mail.ru

 

 

Гоц Тамара Анатольевна

Значение теоретической подготовки для формирования профессиональных навыков студентов-вокалистов

В статье рассматриваются вопросы, связанные с освоением сложных интонационно-стилевых моделей в музыки XX века в курсе сольфеджио для студентов вокального факультета вуза. Отмечается необходимость использования ряда аналитических приемов, предваряющих исполнение одноголосных образцов. К числу этих приемов можно отнести определение элементов различных звуковысотных систем в структуре каждого отдельного номера и использование техники переключения тонально-слуховой и исполнительской настройки для правильного озвучивания материала.

Ключевые слова: сольфеджио для вокалистов, развитие музыкального слуха, совершенствование методов обучения сольфдежио.

Гоц Тамара Анатольевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. E-mail: gotz_ta@mail.ru

Gotz Tamara A.

Value of the theoretical preparation for the formation of professional skills for vocalist students

This paper discusses issues related to the learning of complex intonational-stylistic models in music of the XX century in Solfeggio course for students of the vocal faculty of the university. The necessity of using a range of analytical techniques that precede the performance of monophonic samples is being marked. List of these techniques includes the identifying elements of various pitch systems in the structure of each sample and the use of technology of tonal-aural and performance tuning switch for the proper sounding of the material.

Keywords: solfege for vocalists, development of the musical hearing, improvement of solfege teaching methods.

Gotz Tamara A. is a Ph.D., Associate Professor of Music Theory in Glinka Novosibirsk State Conservatory (Academy).  E-mail: gotz_ta@mail.ru