Выпуск № 2 (16) 2017

СОДЕРЖАНИЕ >>>

Аннотации и ключевые слова

Г. А. Ерёменко

«Новобрачные с Эйфелевой башни»:
идея «нового театра» Жана Кокто

В статье представлены установки театра поэтического абсурда в пьесе французского драматурга Ж. Кокто «Новобрачные с Эйфелевой башни». Ее премьера в 1921 г. стала важной вехой в поисках ХХ в. современных сценических форм. В Предисловии к публикации пьесы Кокто ратует за театральную игру со зрителями для обсуждения серьезных тем. Опережая Брехта, Кокто формирует эстетику театра новой условности, указывает на действенность эффектов остранения в показе реального мира путем системы зрительных и слуховых подмен достоверности, включения фантазии и воображения зрителей. Использование всех средств комического искусства – от каламбуров буффонады до парадоксов сюрреализма, непривычная трактовка функций слова, пластики, музыки и их неожиданные сочетания – позволяет драматургу открыть глубинную суть явлений, вернуть значение обыденным вещам. В статье дана характеристика персонажей и ситуаций пьесы Кокто как способов создания новой театральности. Сделана попытка обрисовать черты постановочного облика спектакля, особенности разговорных мизансцен и хореографических эпизодов с музыкой композиторов группы «Шесть». Кокто предвосхитил будущее французского театра и внес в него оригинальную авторскую ноту.

Ключевые слова: Кокто, поэтический театр, условность, буффонада, остранение, сюрреализм.

G. A. Eryomenko

Les mariés de la tour Eiffel:
the idea of
new theatre by Jean Cocteau

The article presents the attitude of the poetic theater of the absurd in the play which was written by Jean Cocteau “The bride and groom with Eiffel tower”. It premiered in 1921 and it was an important milestone in the search of modern stage forms for the twentieth century. In the preface to the publication of a play Cocteau formed public opinion for theatrical games with the audience to discuss serious topics. Ahead Brecht, Cocteau creates a new aesthetics of theatre conventions and indicates the effectiveness of effects of distancing in the show the real world through the system visual and auditory substitution of certainty, the inclusion of fantasy andthe imagination of the audience. Exploit of all tools of comic art paradoxes from puns to slapstick surrealism, unusual interpretation of functions of the word, plastic arts, music and unexpected combinations, allow the playwright to open the deep essence of phenomena, to return a value the everyday things. There are the characteristics of the characters and situations of plays Cocteau in the article as ways to create new theatricality. There is also given an attempt to describe the features of the appearance of a staged performance, features the spoken scenes with music and dance episodes composers of the “Six”. Cocteau anticipated future French theatre and made the original note.

Keywords: Cocteau, poetic theater, convention, buffoonery, estrangement, surrealism.

Е. Н. Опалей

«ДУХОВНЫЙ ТЕАТР» В КАНТАТЕ «ВАВИЛОН» И. Ф. СТРАВИНСКОГО

В центре внимания данной статьи – жанровые особенности кантаты «Вавилон» И. Ф. Стравинского, которая соединяет в себе черты предыдущих театральных опусов и концентрирует новые идеи, интенсивно прорастающие в последующем пласте духовных сочинений композитора. Именно в этом кантата положила начало зарождению крупных вокально-оркестровых сочинений автора, связанных с религиозной сферой, и стала переходным звеном, где наметился процесс поисков музыкального языка, соответствующего новому тематическому направлению творчества композитора.

В многоступенчатом духовном творчестве Стравинского этот опус занимает особое место: с одной стороны, он является продолжением религиозной темы, положенной в Мессе, духовных хорах, «Симфонии псалмов», с другой – с «Вавилона» начинается история кантатного жанра, ставшего основным в позднем периоде творчества.

В качестве текстового источника Стравинский избрал историю о Вавилонской башне, лингвистический фактор в данном случае оказал важное влияние. Строение кантаты связано с фабульным типом программности – все части соединены друг с другом как этапы единого сценического действия. Библейский сюжет выступает канвой, намечая характер и направление развития музыкальных образов.

Известная библейская притча в произведении Стравинского нашла музыкально-драматургическое решение. Композитор обнаружил в ветхозаветном тексте сочетание различных повествовательных форм и дал соответствующее музыкальное воплощение каждой из них. На первый план выступает слово, которое приближает кантату «Вавилон» к литературно-музыкальной композиции. Основное повествование ведется от лица Рассказчика, а прямая речь Бога воплощена в хоровом звучании.

Предназначенность духовного произведения обусловливает его особую ситуацию функционирования, обособленную во времени и в пространственном отношении. В духовной кантате «Вавилон», созданной для концертного исполнения, происходит отстранение художника от зрительской аудитории. В этом сочинении ярко выраженная дистанция позволяет говорить о моделировании светского жанра.

Ключевые слова: И. Ф. Стравинский, кантата «Вавилон», духовная музыка, библейский текст, условный театр.

E. N. Opaley

“Spiritual theatre” of the cantata “Babylon” by Stravinsky

The focus of this article – genre features the cantata “Babylon” by I. F. Stravinsky, which combines features of the previous theatrical works and concentrates new ideas, intensive sprouting in the subsequent formation of the spiritual works of the composer. In this cantata was the beginning of the emergence of major vocal-orchestral works of the author related to the religious sphere and became a transitional link, where there has been a process of exploration of the musical language, corresponding to the new thematic direction of the composer.

In a multi-stage spiritual works of Stravinsky, this piece occupies a special place: on the one hand it is a continuation of the religious themes placed in the mass, spiritual choirs, “Symphony of Psalms”; with another – that of “Babylon” begins the story of the cantata genre, which became a major in the late works of Stravinsky.

As a text source, Stravinsky chose the story of the tower of Babel, linguistic factor in this case had an important impact. The structure of the cantata is due to the fable type question of programness – all the parts are connected to each other as stages in a single stage action. Bible story acts as a canvas, outlining the nature and direction of development of musical images.

The famous biblical parable into a work of Stravinsky found the musical-dramatic decision. The composer found in the old Testament text, the combination of different narrative forms, and found the corresponding musical embodiment of each of them. To the fore is the word that brings the cantata “Babylon” to the literary-musical composition. The main narrative is the Narrator and the direct speech of God embodied in the choral sound.

The relevance of the spiritual works is responsible for its special situation operation, separate in time and spatially. In the spiritual cantata “Babylon”, created for a concert performance, the removal of the artist from the audience. In this work, a pronounced distance suggests the modeling of the secular genre.

Keywords: Igor Stravinsky, cantata “Babylon”, sacred music, biblical text, in the conventional sense.

И. Г. Яськевич

ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ОПЕРЕ.
ЛИБРЕТТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье констатируются заметные изменения в содержании и поэтике либретто современной отечественной оперы (последних 25–30 лет), обусловленные сменой культурной парадигмы, распространением тенденций постмодернизма на все сферы культуры и художественного творчества. Обозначаются основные типические черты нового либретто, в том числе повествовательность, принимающая форму монологичности, фрагментарность структуры, нарушение логики линейного развития сюжета, интертекстуальность. Важным для понимания смысла современной оперы является выявление нового типа героя, который часто представлен антигероем, персонажем с «размытой» этической структурой, покалеченной психикой, девиантом. В качестве материала для наблюдений в статье берутся образцы отечественной оперы, среди которых обнаруживаются три, представляющих собой монологи-исповеди психически нездоровых мужчин: «Жизнь с идиотом» А. Шнитке (по рассказу Вик. Ерофеева), «Лолита» Р. Щедрина (по роману В. Набокова), «Дня не было, числа тоже…» А. Кротова (по повести «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя). В результате либреттологического анализа этих опер выявляются, с одной стороны, разность подхода к воплощению литературного материала, обусловленная авторским отношением, с другой – определенные черты сходства в выборе темы, сюжета, трактовке образа главного героя, а также в драматургии, структуре, способах построения текста, соединении в нем различных дискурсов. Высказывается предположение, что обращения оперных либреттистов и композиторов к жанру «записок сумасшедшего» неслучайны и есть основания говорить об этом явлении как об определенной тенденции в развитии современной оперы.

Ключевые слова: современная опера, постмодернизм, либретто, записки сумасшедшего, А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Кротов.

I. G. Yaskevich

Notes of a madman in a modern Russian opera.
Librettology aspect

The article stated significant changes in the content and poetics of libretto of contemporary Russian Opera (last 25–30 years) due to the change of cultural paradigm, the spread of trends of postmodernism on all areas of culture and artistic creativity. Identify the main typical features of the new libretto, including: narrative taking the form of monological, divisibility of the structure, breaking the logic of storyline, intertextuality. Important for understanding the modern sense of the opera is the identification of a new type of hero, who is often the anti-hero, deviant, a character with “vague” ethic, the crippled mentality. As the material for observations in the article are taken models national Russian Opera, among which three represented monologues-confessions of madmen are found: “Life with an idiot” by A. Schnitke (from a story by V. Yerofeyev), “Lolita” by R. Shchedrin (based on the novel by V. Nabokov), “The day was not, date too…” by A. Krotov (based on the novel “Notes of a madman” by N. Gogol). As a result, the analysis in the librettology’s aspect of these operas are revealed, on the one hand, since the thrust of the approach to the embodiment of the literary material due to an author attitude, on the other – certain similarities in choice of theme, plot, treatment of the image of the protagonist, also in dramatic composition, the structure, methods of constructing text, the connections of the various discourses. It is suggested that the treatment of the Opera’s librettists and composers to the genre of “Notes of a madman” is not accidental and there is reason to talk about this phenomenon as a particular trend in the development of modern Opera.

Keywords: modern opera, postmodernism, libretto, notes of a madman, A. Schnitke, R. Shchedrin, A. Krotov.

А. Л. Хохлова

ТИПОЛОГИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ФРЕЙМОВ В МУЗЫКЕ

С точки зрения когнитивного истолкования характерных свойств внутреннего мира произведений музыкального искусства, природы их художественных образов особое значение приобретает фреймовый анализ музыкального текста. Он обеспечивает понимание языка музыки и ее речи в пространстве культуры, создает возможность глубокого исследования стилевых, жанровых, структурных, драматургических, акустических и других закономерностей музыкального искусства в контексте репрезентации информации о мире в сознании человека.

Представление семантики музыкального текста как иерархии фреймов (гномический, герменевтический, символический, семический, проайретический) способствует раскрытию закономерностей взаимосвязи его смыслового континуума со знаковым полем культуры. Фреймовая организация музыкально-теоретических знаний в единстве с закономерностями человеческой жизни представляет собой некую ментальную матрицу, с помощью которой оцениваются произведения искусства, выявляются связи между музыкальным и другими видами искусства, осуществляется понимание специфики и сущности музыки, раскрывается содержание музыкального произведения, осмысляется его целостность. Восприятие реального акустического звучания сочинений разных эпох осуществляется, прежде всего, через сопоставление содержащихся  в памяти смысловых элементов предложенных фреймов, каждый из которых связан с конкретной музыкальной универсалией как определенным концептуальным объектом памяти и знаниями, получаемыми из мира действительности. В результате музыкальное произведение интерпретируется не только в контексте композиторской или слушательской (исполнительской) концепции, но и в контексте возможного проникновения в глубины человеческого сознания.

Ключевые слова: когнитология, фрейм, семантика, музыкальный текст, интерпретация.

A. L. Khokhlova

Typology of semantic frames in music

From the perspective of cognitive interpretation of the characteristic properties of the inner world of works of musical art, the nature of their artistic images particularly important to frame analysis of the musical text. It provides an understanding of the language of music and its voice in the culture space, creates the possibility of in-depth study of style, genre, structure, dramatic, acoustic and other regularities of musical art in the context of the representation of information about the world in human consciousness. Presentation of the semantics of the musical text as a frame hierarchy (gnomic, hermeneutic, symbolic, semiotic, proayretichesky) promotes disclosure laws of its semantic relationship continuum with significant field of culture. Framing the organization of musical-theoretical knowledge in unity with the laws of human life is a kind of mental matrix, through which valued works of art, revealed the links between music and other art forms, made understanding the specifics and the essence of music, reveals the content of a musical work, conceptualized its integrity. The perception of a real acoustic sound works from different eras is carried out primarily through comparison contained in the memory of the semantic elements of the proposed frames, each of which is associated with a particular musical universals like certain conceptual object memory and knowledge derived from the world of reality. As a result, music is interpreted not only in the context of the composer or the listening (executive) of the concept, but also in the context of possible penetration into the depths of human consciousness.

Keywords: cognitive science, frame, semantics, musical text, interpretation.

А. П. Недоспасова

«Времен связующая нить». Киномузыка М. Таривердиева в концертных программах ансамбля
«Insula Magica»

Композитор М. Таривердиев известен, прежде всего, как автор музыки к кинофильмам. Его песни и инструментальная музыка из кинолент стали классикой советской музыки 60–70 гг. XX в. Авторский стиль М. Таривердиева во многом был вдохновлен идеалами доклассического музыкального искусства – эпохами ренессанса, барокко, рококо, о чем говорил и сам композитор. Неслучайно в начале XXI в. его произведения стали основой концертных программ ансамбля ранней музыки Новосибирской государственной филармонии «Insula Magica». В статье дана характеристика стилевых особенностей музыки М. Таривердиева, в частности, вокальных произведений, созданных в так называемый мадригальный период. Автор статьи, участник проекта, описывает процесс работы над созданием концепции программ, прочно вошедших в репертуар ансамбля «Insula Magica», анализирует их содержание, стилистические и смысловые взаимосвязи с реальными образцами сочинений композиторов прошлого.

Ключевые слова: Микаэл Таривердиев, киномузыка, мадригал, барокко, ренессанс, «Insula Magica», «Предчувствие любви».

A. P. Nedospasova

“Times a binding thread”. Film music by M. Tariverdiev in the concert programs of the ensemble “Insula Magica”

The composer M. Tariverdiev is known, first of all, as the author of music to movies. Its songs and instrumental music from movies became classics of the Soviet music of 60–70 of the 20th century. Author’s style of M. Tariverdiev was in many respects inspired by ideals of preclassical musical art – eras of the Renaissance, baroque, rococo what also the composer spoke about. Not casually at the beginning of the 21st century of his work became a basis of concert programs of ensemble of early music of the Novosibirsk state philharmonic society “Insula Magica”. In article the characteristic of style features of music of M. Tariverdiev, in particular, of the vocal works created by the composer during the so-called period of madrigal is given. The author of article, the participant of the project, describes process of work on creation of the concept of the programs which strongly entered the repertoire of “Insula Magica” ensemble, analyzes their contents, stylistic and semantic interrelations with real samples of compositions of composers of the past.

Keywords: Mikael Tariverdiev, film music, madrigal, Baroque, Renaissance, “Insula Magica”, “Premonition of love”.

Н. В. Леонова

Создание информационной базы «Музыкальная культура Сибири»: завершение проекта

Информационная система «Музыкальная культура Сибири», созданная научным коллективом Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и технической поддержке Новосибирского государственного технического университета (Лаборатория информационных технологий), инициирована необходимостью накопления и организации информации для изучения столь сложного и разнородного объекта, каким является современная музыкальная культура огромного Сибирского региона. ИС МКС представляет собой комплексный ресурс, объединяющий данные о традиционной, академической и массовой музыкальной культуре Сибири. В этом отношении ИС МКС не имеет аналогов среди разработанных отечественными музыковедами баз данных.

При создании концептуальной модели, определении общих принципов организации и формировании структуры ИС МКС разработчики ориентировались на тип многоуровневой иерархической, пополняемой базы данных. В ее структуре предусмотрено максимально возможное число составляющих блоков. Внутренняя иерархия материалов по музыкальной культуре Сибири представлена в ИС в виде отдельных блоков и организована по принципу древовидной структуры. Родительские блоки (Академическая МКС, Традиционная МКС, Массовая МКС) включают в себя дочерние категории, которые? в свою очередь, имеют дополнительное ветвление (до пяти уровней в отдельных блоках).

Содержательные разделы ИС МКС представлены разными видами контента: текстовые материалы и документы, графические (главным образом, фотоисточники), аудио- и видеоматериалы. Сформированный сетевой пользовательский интерфейс обладает большим набором сервисных функций для пользователей. Результаты работы над проектом освещались в докладах на научных конференциях и отражены в публикациях.

Функционирующая многоуровневая мультимедийная пополняемая база данных «Музыкальная культура Сибири» с web-интерфейсом и набором сервисных функций для коллективного пользования доступна в сети Интернет по адресу: www.media-nsglinka.ru.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, информационная система, традиционная, академическая и массовая музыкальная культура.

N. V. Leonova

Create a database of “Musical culture of Siberia”:
the completion of the project

The research group from the Novosibirsk Conservatoire have completed work on the project supported by the Russian Foundation for Humanities. The aim of the project was the creation of information system “Musical culture of Siberia” (IS MCS). The project was realize with technical assistance of the Laboratory of Information Technologies of the Novosibirsk State Technical University. Currently existing information resources of the music profile are specialized, subject-specific content in them, as a rule,limited either academic or traditional material. A database of mass music have the popular character. IS MCS is anunique integrated resource, it combines all three musical styles, in this lies its uniqueness.

The conceptual model, the general principles of the organization and structure of IS MCS reproduce the type of multi-level hierarchical growing database.

The structure of the system includes a large number of blocks, which organized in a tree-like structure. Basic units (Academic music, Traditional music, Mass music) at the following levels are divided into smaller categories. IS sections contain different types of files: texts and documents, graphic (mostly photographic sources), audio, and video. The network user interface has a large set of service functions that are available on mobile and portable devices too.

A functioning multi-level multimedia database “Musical culture of Siberia” with a web-interface and a set of service functions to collective use available on the Internet at: www.media-nsglinka.ru.

Keywords: musical culture of Siberia, information system, traditional, academic professional and mass music culture.

 

П. А. Мичков

ИЗ ИСТОРИИ ВИДЕОФОНДА НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

В статье рассматривается история формирования видеофонда Новосибирской консерватории. Анализируются этапы становления и развития его структуры , имеющей деление на два раздела: общедоступные материалы и закрытый фонд. Освещаются технологические решения, принятые во время модернизации медиатеки, обосновываются принципы выбора формата видеоданных. Выбор формата кодирования видеоматериалов осуществлялся поэтапно. Основанием для перехода на следующий этап была необходимость смены формата по технологическим причинам. По мере постепенного перехода на принцип предоставления доступа к фонду на основе технологии «клиент-сервер» было решено перейти на иной формат, предназначенный для просмотра видео в браузере. Указываются особенности предоставления доступа к видеозаписям по технологии «клиент-сервер»: возможность полноценного доступа к фонду вне зависимости от режима работы медиатеки. Серверы функционируют в течение 24 ч, 7 дней в неделю. Преподаватели, студенты и сотрудники консерватории, находясь в здании вуза, могут осуществить просмотр видео в любое удобное время, за исключением технологических периодов для проведения профилактических работ на оборудовании во время летних и зимних каникул.

Ключевые слова: видеотека, видеофонд консерватории, информационные технологии, музыкальная информация, архивные видеозаписи, документалистика, медиатека.

P. A. Michkov

From the history of the video foundation at the Novosibirsk Conservatoire

The article discusses the history of the formation of the Novosibirsk Conservatory video fund. Analyzes the stages of formation and development of the structure of the fund, which has a division into two sections: public and private video materials fund. Highlights the technological solutions adopted during the modernization of the library, settle principe select the video format. Selecting video encoding format was implemented in stages. The reason for the transition to the next stage was the need to change the format for technological reasons. With the gradual transition to the principle of access to the fund based on the “client-server” technology, it was decided to switch to a different format for viewing video directly in the browser. The article specifies characteristics of access to the “client-server” videos on technology: the possibility of full access to the fund, regardless of the mode library. Servers operated for 24 hours, 7 days a week. Teachers, students and staff of the conservatory, while in high school building, can carry video viewing at any time, except for the technological periods for maintenance work on equipment during the summer and winter vacations.

Keywords: video library, video library of the conservatory, information technology, music information, archival videotapes, documentary, media library.

И. В. Иванченко, С. Ю. Шершов

РАЗНОВИДНОСТИ ПРОГРАММНОЙ СРЕДЫ
В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Статья посвящена обзору и анализу программной продукции различных фирм производителей в сфере музыкального искусства. Выявлены качественные отличия программного обеспечения, связанные с использованием различных функций, наличием определенных способностей, удобством управления. Для того, чтобы упорядочить все имеющееся программное обеспечение в музыкальной индустрии, мы решили распределить его по нескольким функциональным блокам. Первый, самый большой и основной – это программы записи и редактирования звука, второй – программы генерации звуков и третий – это вспомогательные программы утилиты и плагины. Рассмотрены некоторые известные программы с графическим изображением интерфейса, пользующиеся популярностью в музыкальной среде, определены их назначение, функционал и область использования. Приведен краткий обзор нового и современного программного обеспечения практически в каждой области применения. Все сведения могут оказать существенное влияние на творческую деятельность звукорежиссеров и музыкантов-исполнителей, аранжировщиков и композиторов.

Ключевые слова: программное обеспечение, обработка звука, звукозапись, плагины, утилиты, секвенсор, аудиоредактор, нотный редактор, цифровая рабочая звуковая станция (digital audio workstation, DAW), автоаранжировщик.

I. V. Ivanchenko, S. Y. Shershov

The variety of environments in the music industry

The article is devoted to an overview and analysis of software products of different manufacturers in the field of musical art. Revealed qualitative differences between software associated with the use of different functions, the presence of certain abilities, ease of operation. In order to somehow organize all of the currently available software in the music industry, we decided to distribute it in several large functional blocks. First, the biggest and the main unit is recording program and sound editing, the second program generating sounds and the third is a helper utility apps and plugins. In this article, we reviewed some well-known programs with a graphic interface, which is popular in the musical environment, determined their purpose, functionality and use. The article also provides a brief overview of the new and modern software in almost every field of application. We hope that all the information given in this article can certainly have a significant impact not only on the creative work of sound designers, but also musicians, performers, arrangers and composers.

Keywords: software, audio processing, sound recorder, plugins, utilities, software, sequencer, audio editor, music editor, working digital audio workstation (digital audio workstation, DAW), autorunremover.

Н. С. Сушкевич

КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА: О СМЫСЛАХ АЛГОРИТМОВ

В статье затрагиваются методологические проблемы компьютеризации музыкального искусства, обсуждается различие понятий компьютерная, электронная, электроакустическая музыка. Изучение теории и практики компьютерной музыки является приоритетом музыкальной информатики, поскольку выбор параметров структурной и звуковысотной организации, ритмических и тембровых характеристик музыкальной композиции в значительной степени обусловлен возможностями электронных средств. На основе изучения ряда отечественных и зарубежных источников представлены различные точки зрения относительно целей сочинения музыки с использованием математических алгоритмов. Обращается внимание, что впервые в истории успешные опыты по программированию мелодий были осуществлены в 1959 г. советским кибернетиком Р. Х. Зариповым, им же написаны две крупные монографии (1971, 1983). Целью своей работы он называл изучение механизма интуиции, психических процессов, лежащих в основе композиторско-творческой деятельности. На основе изучения современного зарубежного опыта (Дж. Беннет, Г. Лой, Б. Якоб) можно сделать вывод, что одной из главных целей компьютерного творчества для них является моделирование музыкальной композиции посредством алгоритмов, извлеченных из реального хаоса, и организованных по принципам самоподобия и масштабируемых инвариантов. Идея о самоорганизации материи по принципу самоподобия выдвигается создателями синергетики. В музыке самоподобие ассоциируется с полифоническими приемами (стретты фуг), сериальной техникой. Одним из приоритетных направлений в экспериментальной музыке становится использование метода формализации параметров музыкальной композиции на основе представления модели фракталов с целью дальнейшего их преобразования в соответствии с индивидуальными вкусами композитора, интуитивными представлениями о красоте и гармонии.

Ключевые слова: музыкальная информатика, компьютерная музыка, электронная музыка, кибернетика, синергетика, фрактал.

N. S. Sushkevich

Computer Music: on algorithms meanings

The article touches upon the methodological problems of computerization of musical art, discusses the difference between the concepts of computer, electronic, electro-acoustic music. The author stresses the fact that information technology in music mainly focuses on the study of the theory and practice of computer music since the choice of the parameters of the structural and pitch organization, the rhythmic and timbre characteristics of the musical composition to a great extend depend on the capabilities of electronic media. Based on the study of a number of national and foreign sources, various points of view are presented regarding the purposes of composing music using mathematical algorithms. The author points out that for the first time in history successful experiments on melody programming were carried out in 1959 by the Soviet cybernetics Rudolf Zaripov, who also wrote two major works (1971, 1983). He stated that the purpose of his work was to study the mechanism of intuition, the mental processes underlying the compositional and creative activity. Based on the study of modern foreign experience (Bennet, Loy, Jacob), we can conclude that one of the main goals of computer creativity for them is modelling a musical composition with the help of algorithms extracted from real chaos and organized according to the principles of self-similarity and scalable invariants.  It was the creators of synergetics that advanced the idea of self-organization of matter on the principle of self-similarity. In music, self-similarity is associated with polyphonic techniques (stretts in fugue), serial technique. One of the priority areas in experimental music is the use of the method of formalizing the parameters of the musical composition based on the representation of the fractal model with the aim of further transforming them in accordance with the individual tastes of the composer, intuitive notions of beauty and harmony.

Keywords: information technology in music, computer music, electonic music, cybernetics, synergetics, fractal.

Н. В. Поморцева

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУТА МУЗЫКИ КемГИК

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации образовательного процесса высшего учебного заведения. В данной статье рассматриваются формы использования мультимедийных технологий в лекционно-практической деятельности преподавателей Института музыки Кемеровского государственного института культуры, а также отмечаются положительные и отрицательные стороны современных тенденций компьютеризации системы образования.

Ключевые слова: Институт музыки, интерактивная доска, Кемеровский государственный институт культуры, компьютерные технологии, мультимедийные технологии, образовательный процесс, электронная образовательная среда обучения, электронный учебник.

N. V. Pomorceva

Multimedia technologies in the educational process
of the Institute of music KemSIC

Using multimedia technologies opens new possibilities in organization of educational process in higher educational establishments. This article discusses the use of multimedia technologies in the theoretical-practical activities of the Institute for music teachers in Kemerovo State Institute of culture, and also notes the positive and negative aspects of the current trends of the computerization of the system of education.

Key words: Institute of music, interactive whiteboard, Kemerovo State Institute of culture, computer technology, multimedia technology, education, electronic education, e-learning tutorial environment.

Л. Л. Штуден

Друг моего детства, Луиджи

Предлагаемое эссе не есть ни научная статья, ни музыковедческое исследование в чистом виде. Это дань любви и признательности немецкому музыкальному гению со стороны человека, на жизнь которого он повлиял самым решительным образом. Попутно в эссе делается попытка проследить основные вехи эволюции музыки Бетховена через вершинные его творения.

Ключевые слова: Бетховен, Луиджи, симфонии, эволюция творчества, немецкая музыка.

L. L. Shtuden

My childhood friend, Luigi

Suggested essay is neither a scientific paper nor a musicological study in pure form. It is a tribute to the love and gratitude of the German musical genius from the man whose life he has affected in the strongest terms. Along the way, in the essay attempts to trace the major milestones of the evolution of the music of Beethoven through the vertex of his creation.

Keywords: Beethoven, Luigi, symphony, evolution of art, German music.

Р. С. Столяр

МИЛТОН БЭББИТ: КОГО ЗАБОТИТ, СЛУШАЕШЬ ЛИ ТЫ?

Материал представляет собой перевод на русский язык статьи американского композитора Милтона Бэббита «Кого заботит, слушаешь ли ты?», впервые опубликованной в 1958 г. в журнале High Fidelity. Бэббит излагает в этой статье свой взгляд на статус современного композитора, настаивая на том, что творчество композитора-экспериментатора должно быть приравнено к исследовательской деятельности ученого, а мнения о его работах вправе излагать лишь специалисты; любые оценки современной композиции со стороны неподготовленного слушателя, по мнению Бэббита, выглядят не иначе как абсурдно. В предисловии к переводу оригинального текста Бэббита кратко излагается история публикации статьи, полемика вокруг ее заголовка, а также анализируется ее историческое значение и подчеркивается ее актуальность.

Ключевые слова: Милтон Бэббит, сериализм, композиция, критика.

R. S. Stolyar

Milton Babbitt: Who Care If You Listen?

The material is a Russian translation of the legendary Milton Babbit’s article “Who Cares If You Listen?” originally published in High Fidelity music magazine in 1958. Babbit’s article is focused on status of a contemporary composer whose activity, according to author’s statement, should be considered as an activity equal to a complex scientific research, and his works shouldn’t be jugged by non-specialists. An introduction to Babbit’s original text briefly describes the story of its publishing, polemics around its title, and its significant role in the history of modern music.

Keywords: Milton Babbitt, serialism, music composition, criticism.