Выпуск № 3 (17) 2017

СОДЕРЖАНИЕ >>>

Аннотации и ключевые слова

Панкина Елена Валериевна

Формирование мадригальной композиции в поздних собраниях фроттол

Статья посвящена раннему этапу истории итальянского мадригала XVI в., а именно вопросу модификации фроттольных форм в последних опубликованных песенных собраниях Оттавиано Петруччи (1514), Андреа Антико (1520), Джованни Джакомо Пазоти и Валерио Дорико (1526, 1531). Отмечается обращение наиболее крупных фроттолистов (Марко Кара, Бартоломео Тромбончино, Джакомо Фольяно, Костанцо Феста) к жанру мадригала, в 1500–1520-е гг. тесно сопряженному с песенной музыкальной стилистикой. Выделены два типа композиционной организации выявленных в песенных книгах раннемадригальных образцов: 1) основанные на стабильной текстомузыкальной строфе; 2) являющиеся результатом достаточно свободной комбинаторики строк. В ряде сочинений поэтический текст в целом свободного строения, но с чертами некоторой регулярности, положен на полностью сквозную музыкальную композицию. По степени ослабевания качеств фроттольных форм обозначены два направления: 1) композиции, не соответствующие определенному песенному типу, но полностью отвечающие параметрам песенной поэзии и музыкальной организации; 2) композиции, в целом основанные на сквозном принципе, но с рудиментарными чертами песенности в виде спорадических повторов отдельных фрагментов, участков вербального текста с парной рифмовкой и т. п. К основным результатам исследования относятся выводы о формировании музыкального мадригала уже в первом десятилетии XVI в. и о сложности процессов взаимодействия композиционных принципов повторности и обновления на раннем этапе развития мадригала Чинквеченто.

Ключевые слова: фроттола, мадригал, композиционная организация, Оттавиано Петруччи, Андреа Антико, Джованни Джакомо Пазоти, Валерио Дорико.

Pankina Elena Valerievna

The formation of Madrigal composition in the later frottol сollections

The article is dedicated to the early period of history of the Italian madrigal of the XVI century specifically to the issue of modification of frottola forms in the last published song collections by Ottaviano Petrucci (1514), Andrea Antico (1520), Giovanni Giacomo Pasoti and Valerio Dorico (1526, 1531). It is mentioned about usage of madrigal genre, closely connected with the song music stylistics within 1500–1520, by greater frottola composers (Marco Cara, Bartolomeo Tromboncino, Giacomo Fogliano, Costanzo Festa). There are two types of the composition structure of early madrigal samples, which were discovered in song books: 1) based on the stable text and music fit; 2) being a result of a quite free line combinatorics. A poetic text in a range of compositions, being generally of a free structure but with the characteristics of some regularity, covers totally through-composed musical composition. Due to the degree of weakening of frottola forms’ traits there are two directions: 1) compositions not corresponding to the certain song type, but corresponding completely to the characteristics of the song poetry and music structure; 2) compositions basically based on the through-composed principle, but with rudimentary characteristics of melodiousness in the form of sporadic repetitions of separate fragments, parts of verbal texts with a paired rhyme and so on. The main results of the research include the conclusions on the formation of a musical madrigal in the first decade of the XVI century and difficulty of the processes of interaction of compositional principles of repetition and renewal at the early stage of development of Cinquecento madrigal.

Key words: Frottola, madrigal, composition structure, Ottaviano Petrucci, Andrea Antico, Giovanni Giacomo Pasoti, Valerio Dorico.

Такахаси Кэнъитиро

Восточные элементы в музыкальной теории русского авангарда: о «свободной музыке» Н. Кульбина

В данной статье рассматриваются восточные элементы в манифесте русского музыкального авангарда «Свободное искусство как основа жизни» Н. Кульбина. В его первой части, касающейся искусства вообще, можно выделить следующие положения, которые перекликаются с основными понятиями восточной философии: 1) антиномия гармонии и диссонанса; 2) соответствия между видами искусства и между макрокосмом и микрокосмом; 3) примитивизм.

Во второй части манифеста, затрагивающей вопросы музыки, Кульбин вводит понятие «музыка природы, свободная музыка», в которой отражены три вышеприведенных главных положения. Это понятие характерно для восточных стран, таких как Индия, Китай, Япония. Из понятия «музыка природы» естественно вытекают понятия «малые интервалы» и «цветная музыка», которые также перекликаются с восточной музыкой. Но «свободная музыка» не ограничивается только этими двумя проявлениями. В манифесте А. Лурье, который был одним из самых верных последователей Кульбина, восточное искусство оценивается выше, чем западное. В его же произведениях можно заметить перекличку с восточной музыкой: например, в особом применении ферматы и «разорванной» системе нотации.

Таким образом, синтез Запада и Востока, который отмечался в европейской музыке середины ХХ в., появился уже в 1910-х гг. в русском музыкальном авангарде и на теоретическом, и на творческом уровнях.

Ключевые слова: русский музыкальный авангард, Восток, синтез искусств, свободная музыка, Н. Кульбин, А. Лурье.

Takahashi Kenichiro

Eastern elementsin the musical theory of the Russian avant-garde: on “free music” of N. Kulbin

This article examines the eastern elements in N. Kulbin’s manifesto of the Russian musical avant-garde “Free art as the basis of life”. In its first part, relating to art in general, we can distinguish the following three main points that echo the basic concepts of Eastern philosophy: 1) the antinomy of harmony and dissonance; 2) the correspondence between art forms and between the macrocosm and the microcosm; 3) primitivism.

In the second part of the manifesto, which deals with music, Kulbin introduces the concept of “music of nature, free music”, which reflects the three above main points. This concept is typical for eastern countries, such as India, China and Japan. From the concept of “music of natur”» naturally follow the concepts of “small intervals” and “color music”, which also echo with the eastern music. But “free music” is not limited to these two types of embodiment. In the manifesto of A. Lourié, who was one of the most loyal followers of Kulbin, eastern art is judged higher than the western one, and also in his works one can see an echo of eastern music: for example, in the special use of fermata and “torn” system of notations.

Thus, the synthesis of the West and the East which occurred in European music of the mid-20th century appeared already in the 1910s in the Russian musical avant-garde both on the theoretical and creative levels.

Key words: Russian musical avant-garde, East, synthesis of arts, free music, N. Kulbin, A. Lourié.

 

Мацуи Аки

Развитие выразительности и исполнительского мастерства в курсе «Создание мюзикла»: возможности рубрикативной системы оценки

В данной статье рассматривается разработанная автором система оценки по рубрикам, введенная в курс «Создание мюзикла» в рамках подготовки музыкальных педагогов. Существующая система оценки была недостаточно объективна и прозрачна, что побудило автора задуматься над ее улучшением. В ходе исследования система оценки по рубрикам, заимствованная из американской высшей школы, была усовершенствована и адаптирована применительно к курсу «Создание мюзикла». Благодаря введенной системе оценки студенты смогли глубже понять суть исполнительского мастерства и умения быть выразительным, важность работы в команде и сотрудничества в процессе творчества.

Ключевые слова: создание музыкального спектакля, система оценки по рубрикам, оценка деятельности.

Matsui Aki

Development of expressiveness and performing skills
by the “Musical production” course: the possibilities of rubric evaluation system

In this article the author representatives a new evaluation system – the rubric evaluation, introduced into the “Musical production” study course for the Department of the Early Music Education. The previous evaluation system was not sufficiently objective and transparent, so this fact has prompted the author to improve it. As a part of the study, the evaluation system, which borrowed from the American higher education institutions, was improved and adapted by the author in relation to the “Musical production” study course. Owing to the introduced evaluation system, students became able to understand the essence of the performing skills and the ability to be expressive, the importance of the teamwork and cooperation in the creativity process deeper.

Key words: musical production, rubric evaluation, grade evaluation.

Шиндин Борис Александрович

60–80-е годы ХХ столетия как кульминационный этап деятельности СО СК России

В статье творчество СО СК 60–70-х гг. ХХ столетия рассматривается в контексте системных отношений, отраженных в известной триаде «композитор – исполнитель – слушатель». Это время формирования творческого потенциала Союза, представленного разными поколениями музыкантов, время освоения сибирскими композиторами жанрового и стилевого пространства современной музыки. Ситуации творческого подъема благоприятствовали контакты композиторов с творческими коллективами города. В силу разных причин наиболее проблемными следует считать отношения композиторов (исполнителей) со слушателями. Изложенные в статье положения позволяют выделять 60–80-е гг. ХХ столетия в кульминационный период истории организации.

Ключевые слова: Сибирская организация Союза композиторов, система «композитор – исполнитель – слушатель», жанровое и стилевое многообразие музыки.

Shindin Boris Alexandrovich

60–80 years of the ХХ century as the culminating phase of activity of the Siberian Union of composers of Russia

In the article the creativity of the Union of composers of the 60–70-ies of XX century is considered in the context of the system of relations, reflected in the famous triad “composer – performer – listener”. This is the formation of the creative potential of the Union, represented by different generations of musicians, the time of development of Siberian composers genre and style space modern music. A situation of creative recovery thanks to the composers contacts with creative groups of the city. Due to various reasons the most problematic, should be considered the attitude of the composers (the performers) with the audience. Set out in article provisions highlight the 60-80-ies of XX century in the culminating period in the history of the organization.

Key words: Siberian Union of composers, “composer – performer – listener”, genre and stylistic diversity of the music.

Толкачев Владимир Николаевич

Технология музыкальной выразительности

Перед вами начальные главы концептуальной работы под названием «Технология музыкальной выразительности», в которой сделана еще одна попытка исследования проблемы музыкальной интерпретации с точки зрения специфики ее восприятия исполнителем. Методом структурного анализа автор исследует традиционные аспекты музыкальной формы, не как следствие привычной образно-чувственной рефлексии, а как изолированные объекты звуковых интенсивностей различного порядка в том виде, в котором это запечатлено в исполнительских ощущениях. Это попытка предельной формализации компонентов музыкальной формы, придания более высокой ценности технологии музыкального воспроизводства, доказавшим свою действенность на практике, позволившей достигать высоких художественных результатов почти независимо от уровня музыкальных способностей. Отличие используемого метода от практикуемого традиционной методикой состоит в том, что работа с музыкальной формой осуществляется на более глубоком, «молекулярном» уровне, чем это допускает исполнительская технология традиционной школы. В частности, термин «музыкальный текст» рассматривается здесь не в традиционно-эмпирическом контексте, а имеет семиотический смысл и определяет семантические отношения между знаками (нотами) и их объектами (звуками); а также роль, которую понятие «знак» играет в отношениях между ним и тем, кто им пользуется, что вынуждает по-новому взглянуть на содержание и значение исполнительского интеллекта, а также личность самого исполнителя, в том числе и на особенности его социального статуса.

Ключевые слова: искусственно завышенная значимость, музыкальная идея в восприятии исполнителя, проблема интеллекта, исполнитель и автор, ручной труд, музыкальная эмоциональность.

Tolkachev Vladimir Nikolaevich

Technology of musical expression

Before you see the start of Chapter conceptual work called “Technology of musical expression” which made another attempt to study the problems of musical interpretation from the point of view of the specificity of its perception by the performer. Method of structural analysis the author explores traditional aspects of musical form, not as a consequence of the usual imagery and sensory reflection, but as isolated objects of various sound intensities of the order in the form in which it is depicted in the performing sensations. This attempt to limit the formalization of the components of musical form, giving higher values of the technology of music reproduction which proved their effectiveness in practice allowing to achieve the highest artistic results almost regardless of the level of musical ability. Unlike the method used practiced traditional methods, is that using a musical form is more deep, “molecular” level, than is allowed by the technology of performing traditional school. In particular the term “musical text” is regarded here not in the traditional, empirical context, and has a semiotic meaning and defines semantic relations between the signs (notes) and their objects (sounds) as well as the role that the concept of “sign” plays in the relationship between him and those who uses it, forcing a new look at the content and meaning of the performing of the intellect and the personality of the performer, including features of its social status.

Key words: artificially inflated significance, the musical idea in the perception of the performer, the problem of intelligence, artist and author, manual labour, musical emotion.

Мурзина Лада Николаевна

Недоспасова Анна Павловна

Жанрово-стилистические и образно-содержательные аспекты фортепианной сюиты А. Молчанова «На cибирских просторах»

Статья посвящена творчеству сибирского композитора Андрея Молчанова и его фортепианной сюите «На cибирских просторах» (2013). Представитель молодого поколения cибирской композиторской школы А. Молчанов воплотил в сюите образы родины, мир русской природы в ее связи с историческим прошлым нашего народа. Опора на отечественную тематику отчетливо прослеживается в творчестве А. Молчанова, среди его сочинений в этом ряду вокальный цикл на стихи российских поэтов «Молюсь за Русь» (2010), «Русские напевы» для кларнета и фортепиано (2007), вокальные циклы на стихи русских поэтов.

После экспериментов XX в. современные композиторы возвращаются к основам классического музыкального искусства. Одним из примеров этому служит творчество А. Молчанова и рассматриваемая в публикации сюита. Уважительное, бережное отношение композитора к традициям проявилось в том, что в его сочинениях присутствует диалог ушедших эпох и современности, которую мы слышим в присущих музыкальному языку сюиты «На cибирских просторах» чертах неоромантизма, неофольклоризма, постмодернизма.

В статье дается краткий анализ каждой из четырех частей сюиты, представлены эскизы их образных картин со слов самого композитора, высказанных в личных беседах с первой исполнительницей этого сочинения Ладой Мурзиной. Обращение к произведению, пока не знакомому рецензентам и критикам, показало присущий автору сюиты мелодизм, яркость художественных образов, его приверженность к классическим формам, жанрам, актуальным и значимым для современников темам, художественным идеям.

Ключевые слова: Андрей Молчанов, сибирская композиторская школа, Новосибирская консерватория, русский национальный колорит, традиции и современность, фортепианная сюита.

Murzina Lada Nikolaevna

Nedospasova Anna Pavlovna

Genre and stylistic, figurative and substantial aspects
of piano suite by A. Molchanov “On the Siberian open spaces”

Article is devoted to works of the Siberian composer Andrey Molchanov and his piano suite “On the Siberian Open Spaces” (2013). The representative of the younger generation of the Siberian composer school, A. Molchanov embodied in the suite images of the homeland, the world of the Russian nature in its communication with the historical past of our people. The support on domestic subject is distinctly traced in A. Molchanov’s creativity, among compositions in this row there is a vocal cycle on verses of the Russian poets “Pray for Russia” (2010), “The Russian tunes” for a clarinet and a piano (2007), vocal cycles on verses of the Russian poets.

After the experiments of the 20th century modern composers come back to bases of classical musical art. To one of examples of it serve A. Molchanov’s creativity and the suite considered in the publication. Valid and careful attitude of the composer to traditions was shown that at his compositions there is a dialogue of the left eras and the present which we hear in lines of neo-romanticism, neo-folklor, post-modern inherent in musical language of the suite “On the Siberian Open Spaces”.

In article the short analysis of each of four parts of the suite is given, the sketches of figurative pictures characterized by the composer in personal meeting with the first performer of this composition Lada Murzina are submitted. The addressing the work yet familiar to reviewers and critics showed melodic originality inherent in the composer, brightness of artistic images, his commitment to the classical forms, genres urgent and subjects, the art ideas, significant for contemporaries.

Key words: Andrey Molchanov, Siberian composer school, Novosibirsk conservatory, Russian national color, traditions and present, piano suite.

 

Дубровская Марина Юзефовна

К изучению музыкального наследия крымских караимов: коллекция Анатолия Хаджи

Исследование состояния международной и отечественной караистики и современного бытования музыкального наследия коренных народов Крыма, в первую очередь, малочисленного тюркоязычного этноса – караимов – показывает, с одной стороны, наличие определенного интереса к данной научной проблематике, с другой – караимской песенной традиции в Крыму посвящено совершенно незначительное число научных работ и публикаций. Острота проблемы изучения традиционной крымско-караимской музыкальной культуры требует неотложных усилий по его сбору, каталогизации, нотации и научному описанию. Уже на начальном этапе данной работы автору статьи, совместно с правлением караимского общества «Кардашлар» (г. Евпатория), удалось обнаружить не исследованную и не описанную ранее коллекцию песенного фольклора крымских караимов, составленную А. В. Хаджи из 50 песен, напетых выдающейся исполнительницей Анной Балджи.

Ключевые слова: караистика, изучение крымско-караимского песенного фольклора, коллекция Анатолия Хаджи, Анна Балджи.

Dubrovskaya Marina Yuzefovna

Study the musical heritage of the Crimean Karaites:
a collection of Anatoly Haji

A study of the state of international and domestic quaristice and the modern existence of the musical heritage of indigenous peoples of Crimea: first minorities of Turkic – speaking ethnic group – the Karaites shows, on the one hand, the presence of a certain interest to the given scientific problem. On the other hand Karaite song tradition in the Crimea devoted to the quite small number of scientific works and publications. The severity of the problem of studying of traditional Crimean Karaites musical culture requires urgent efforts to collecting, cataloging, notation, and scientific description. Already at the initial stage of this work the author together with the Board of  Karaite society Kardashlar (Evpatoria) managed to find earlier collection of song folklore of 50 songs by the Karaites of Crimea, made by A. V. Haji which has not been investigated and described. These songs were sung by outstanding performer Anne Baldji.

Key words: Karaistics, the study of the Crimean Karaites song folklore, the collection of Anatoly Haji, Anna Baldji.

Новикова Ольга Владимировна

Проблемы нотации музыки бурятского эпоса (на материале улигера «Тохонойн ганса Тqqлэн» Буры Барнакова)

В статье обсуждаются методологические подходы к нотированию улигера «Тохонойн ганса Тqqлэн», записанного от западно-бурятского сказителя Буры Барнакова в 1961 г. Наибольшую трудность для исследователя составляет расшифровка звуковысотной организации сказания, что обусловлено множественностью высотных контуров ладовых ступеней, а также явлением зонности ладозвукорядов, характерным для ладовой организации сибирских музыкальных культур.

Деление звукового потока на дискретные системно-значимые события и первоначальная звуковысотно-ритмическая сегментация музыкального материала представляют собой сложную многоэтапную процедуру, подразумевающую использование слуховых методов расшифровки и возможностей программы Speech Analyzer Летнего института лингвистики, а затем – проверку слуховых результатов в процессе дистрибутивного анализа по методике универсально-грамматического подхода В. В. Мазепуса.

Использование слуховых, аппаратных и аналитических методов позволяет проследить процессуальное становление лада на протяжении всего сказания, а также вскрыть инвариантную структуру, которую воспроизводит исполнитель, порождая все многообразие внешне наблюдаемых звуковых явлений.

Ключевые слова: бурятский фольклор, музыка эпоса, лады народной музыки.

Novikova Olga Vladimirovna

Problems of musical notation of the Buryat’s epos (on the material of uligerTokhonoyn gansа Tqqlen” of Bura Barnakov)

In article methodological approaches to a musical transcription of an uliger “Tokhonoyn gansа Tqqlen”, written from the West Buryat storyteller Bura Barnakov in 1961 are discussed. The greatest difficulty for the researcher is made by decryption of the melodic organization of the epic, which is due to the multiplicity of the pitch contours of the modal steps and a wide range of a modal step’s, what characteristic of the organization of Siberian musical cultures.

Division of a sound flow into the discrete system and significant events and original melodic-rhythmic segmentation of musical material represents the difficult multi-stage procedure implying using of acoustical methods of decryption and the capabilities of the Speech Analyzer program of Summer institute of linguistics, and then check of acoustical results in the course of the distributive analysis by a technique of universal-grammatical approach of V. V. Mazepus.

Using of acoustical, hardware and analytical methods allows you to show the procedural formation of modal system throughout the whole composition and to identify the invariant structure, which reproduces the storyteller, giving rise to a variety of externally observable sound-out phenomena.

Key words: Buryat folklore, music of epos, the modal system of folk music.

Кондратьева Наталья Михайловна

Копытов Роман Борисович

Опыт нотирования поющихся скотоводческих заговоров сут-хольских тувинцев

В статье дается описание подготовленного к изданию нотного сборника, содержащего 57 образцов скотоводческих заговоров – важного продуктивного обрядового жанра, репрезентирующих одну из малоизученных западно-тувинских локальных традиций. Характеризуется материал сборника, собранный в экспедициях 1984 и 2005 гг.

Описывается многоэтапная процедура слуховой нотации с ее последующей компьютерной проверкой, осуществляемой с помощью программы Летнего института лингвистики Speech Analyzer. Обсуждаются принципы аналитической нотации сборника, включающие не только общепринятые подходы, известные по трудам Е. В. Гиппиуса и Э. Е. Алексеева, но и новые разработки Н. М. Кондратьевой. Последние касаются фиксации значимых для сибирской музыки высотных контуров – тонких звуковысотных изменений, происходящих на ступенях звукоряда.

Оговариваются фиксация в нотировках наиболее ярких сегментных тембров – однократной начальной и непредельной тремолирующей глоттализации в терминах артикуляционной классификации этномузыкальных тембров В. В. Мазепуса, а также использование в подтекстовке – фонетической транскрипции пропеваемого текста – знаков международного фонетического алфавита.

В качестве примеров приводятся пять образцов сут-хольских заговоров – три заговора козы sшку алзыр/чучуулаар, один заговор овцы хой алзыр/тоотпалаар и один заговор коровы инек алзыр, спетые четырьмя информантами 1929, 1933 и 1939 годов рождения, жительницами сел Суг-Аксы и Кызыл-Тайга Сут-Хольского района Республики Тыва.

Ключевые слова: сут-хольские тувинцы, скотоводческие заговоры, нотный сборник, принципы нотации.

Kondratieva Natalya Mikhailovna

Kopytov Roman Borisovich

Notation experience of singing pastoral cattle
incantations by Sut-Khols Tuvas

The paper presents prepared for edition musical collection that contains 57 examples of the important productive ritualistic genre – cattle incantations, representing one of poorly explored local traditions in west Tuva. The material has been collected during expeditions in 1984 and 2005 years. The paper contains information about collectors, performers, villages where the incantations were recorded, and about distribution of the fixed incantations over  types of animals.

Multi-stage procedure of auditory notation is described together with its succeeding computer verification using the Speech Analyzer code of Summer Institute of Linguistic. The principles of analytical notations, based on the accepted approaches by E. V. Gippius and E. E. Alekseev as well as on the new workouts by N. M. Kondratieva, are discussed. The latter are related to revealing subtle changes of pitches that happens on the pitch scales. This is an important phenomenon of the pitch contours of Sibirian music.

The paper discuss fixation of the most bright segment timbres,  which are the single initial and the incomplete tremolating glottalization in terms of articulatory classification of etnomusic timbres by V. V. Mazepus. The International Phonetic Alphabet is used for phonetic transcription of the singing text.

As the examples, five samples of the Sut-Hol’s incantations are given namely, three incantations for a goat eoshku alzyr/chuchuulaar, one incantation for a sheep hoi alzyr/toorpalaar and one cow incantation, inek alzyr sung by four informants, inhabitants by Sug-Aksy and Kyzyl-Taiga villages, Sut-Hol’s district, Tuva Republik. The performers were born in 1929, 1933 and 1939 years.

Key words: Sut-Hol’s Tuvans, cattle incantations, musical collection, principles of notation.

Сыченко Галина Борисовна

К проблеме нотирования традиционной музыки: хqqмей эрзинских тувинцев

В статье рассматривается проблема нотирования сыгыта – одного из наиболее распространенных стилей горлового пения тувинцев в связи с научными и дидактическими задачами. В качестве примера для анализа взят образец, принадлежащий к эрзинской локальной традиции. Автор статьи разбивает все задачи на две группы. Первая заключается в определении общей композиции образца, строения текста и мелодии, слогоритмической структуры. В данном случае образец имеет рондообразную структуру АВА1СА2, где роль рефрена (А) выполняют припевные хёмейные слова. Именно в рефрен вкраплены вставки-вокализации, исполненные сыгытом (наиболее высоким стилем горлового пения).

Вторая группа задач специфична для горлового пения, имеющего многопластовую фактуру бурдонного типа. Сравнение подходов к нотированию стиля сыгыт, содержащихся в монографиях А. Н. Аксёнова и З. К. Кыргыс, приводит автора к выводу о необходимости фиксации артикуляции в вокализациях, что раньше не делалось.

Подробный анализ вербального текста показывает, что он выполняет различные функции. Смысловые функции проявляются в содержании двух эпизодов, связанных с такими фольклорными жанрами, как песенная поэзия кожамык (эпизод B) и скороговорка дzрген чугаа (эпизод C). Исполнительские функции связаны в большей степени с рефреном. Припевные слова выполняют функцию настройки перед вокализацией, что определяет характер используемых тут гласных (неогубленное «е» или огубленное «o»); гласные и сонанты вокализации подбираются исходя из генерируемого ими тона мелодии, выдержанной в модусе ангемитонной пентатоники. Многие элементы текста выполняют также конструктивные функции (начала и окончания разделов).

В качестве итогового обобщения предлагается авторский вариант нотации рассматриваемого образца.

Ключевые слова: тувинцы, горловое пение, сыгыт, текст, нотация, композиция, структура.

Sychenko Galina Borisovna

The problem of notation traditional music Khqqmey of the Erzin tuvans

The article considers the problem of notation of sygyt – one of the most common styles of Tuvan throat singing khöömey in connection with research and didactic tasks. A piece belonging to the Erzin local tradition is chosen as an example for the analysis. The author divides all tasks into two groups. The first is to determine the general composition of the piece, the structure of text and melody, syllable structure. In this case, the sample has rondeau like structure АВА1СА2, where the refrain (A) consists of special meaningless words typical for the khöömey (üwej, uwajaj, üwöjöj etc.). Refrain includes also insets of vocalizations performed by the sygyt – the most high style of throat singing.

The second group of tasks is specific for the throat singing, having a multipart texture of bourdon type. A comparison of approaches to notation of the sygyt contained in the monographs by A. N. Aksёnov and Z. K. Kyrgys, leads the author to the conclusion about the necessity of fixing the articulation in the vocalizations that had not been done before.

Detailed verbal analysis of the text shows that it performs different functions. The semantic functions are manifested in the content of two episodes connected with such genres as folk song poetry kozhamyk (episode B) and patter dürgen chugaa (episode C). Performing functions associated with a greater degree of refrain. Refrain words serve for setting before vocalization, which determines the character of vowels used here (unrounded «e» or rounded «ö»). Vowels and sonants in the vocalizations are selected on the basis of melodic ton’s pitch they generate. Melody as such is designed following the anhemitonic pentatonic scale. By this reason only 7-9, 11 and 12 overtones are used. Many elements of the text also perform a constructive function (for example, they mark the beginnings and endings).

As a result and final generalization the author’s variant of the notation of the piece considered is proposed.

Key words: Tuvans, throat singing, sygyt, text, notation, composition, structure.

 

Леонова Наталья Владимировна

Фольклорные традиции старообрядцев Васюганья: источники и методы изучения

В центре внимания автора статьи находятся проблемы источниковедения и методологии исследования традиционной музыки сибирских переселенцев, которые он конкретизирует в связи с рассмотрением музыкального фольклора особой этно-конфессиональной группы – старообрядцев, проживающих в северо-восточных районах Новосибирской области.

Автор характеризует выявленные опубликованные и архивные источники, сформированные в процессе экспедиционной деятельности разных собирателей, уделяя первостепенное внимание аудиоматериалам, имеющимся в Архиве традиционной музыки Новосибирской консерватории. В результате анализа формулируется вывод о репрезентативности экспедиционных звукозаписей для проведения исследования двух локальных сельских фольклорных традиций старообрядцев – бергульской и платоновской. Этот вывод базируется на том, что в имеющихся материалах качественно зафиксированы жанровый состав, структурно-типологические и исполнительские (певческие) особенности данных традиций.

Состояние источниковой базы позволило автору определить последовательность и методы исследования фольклорных традиций старообрядцев Васюганья. В качестве этапов изучения выделены аналитическое описание отдельных локальных традиций и проведение структурно-типологического исследования; установление особенностей локальных жанровых систем; сравнительное изучение двух локальных традиций сибирского бытования; рассмотрение сибирских традиций в контексте исходных песенных комплексов северо-западных районов Европейской России и смежных территорий Белоруссии и прибалтийских стран.

Ключевые слова: традиционный фольклор, старообрядцы Западной Сибири, аудиоматериалы, методы изучения.

Leonova Natalia Vladimirovna

Folklore traditions of Old Believers of the Vasyugan land: sources and methods of study

The article focuses on sources and methodology of the study of the traditional music of Siberian immigrants, she considers on the musical folklore of a particular ethno-confessional group – Old Believers residing in the North-Eastern districts of the Novosibirsk region.

The author characterizes the published and archival sources, collected in the expeditions during the 1970–2010 years of various collectors and stored in the Archive of traditional music in Novosibirsk conservatory. These materials are representative for the study of two local folk traditions of Old Believers – from Bergul and Platonovka, because they contain all the necessary information about genres, the musical-typological and singing features of these traditions.

The quality of the sources allowes the author to define the sequence and ways of stading of the Old Believers folklore traditions of the Vasyugan land. The study of these materials involves the following steps: the analytical description of some local traditions and structures-and-typological research; the establishment of local systems of genres; comparative study of two local traditions of Siberian existence. The final stage involves researching the Siberian traditions in the context of the original song complex of the North-Western regions of European Russia and adjacent territories of Belarus and the Baltic countries.

Key words: traditional folklore, the Old Believers of Western Siberia, sound files, study methods.

 

Казанцева Татьяна Генриховна

Традиции литургического пения старообрядцев-семейских «большого прихода» Улан-Удэ (по архивным материалам забайкальской экспедиции 1999 г.)

В статье в научный оборот вводятся новые источники, отражающие локальную традицию богослужебного пения семейских – старообрядцев, переселенных в Забайкалье из Польши в последней трети XVIII в. Анализируемый материал получен в ходе музыкально-археографической экспедиции 1999 г. и представляет собой аудио- и дневниковые записи беседы с уставщиком «Большого прихода» Улан-Удэ И. Т. Алексеевым. На основе полученной информации с привлечением ранее известных сведений о певческой культуре семейских устанавливается полный репертуар литургических текстов, бытовавших в богослужебной практике  старообрядцев Улан-Удэ, а также основные формы литургического чтения и пения. Особое внимание уделяется устной версии напевов, бытующих в данной локальной традиции. Выявление индивидуальных особенностей было осуществлено на примере одного из песнопений. Сравнивались два устных варианта напева, записанные от старообрядцев Улан-Удэ и с. Бичура, а также его письменный инвариант. В ходе сравнительного анализа, помимо расхождений между письменной и устными версиями, была установлена близость напевов, существующих в двух семейских общинах разных согласий, географически значительно удаленных друг от друга. Это, в свою очередь, привело к выводу о сложении принятого у семейских устного варианта напева еще до переселения «польских» старообрядцев в Забайкалье.

Ключевые слова: старообрядцы семейские, локальная традиция богослужебного пения, знаменный распев, напевка.

Kazantseva Tatyana Genrikhovna

The Traditions of Liturgical Singing of Semeiskie Old Believers of “The Grand Parish” in Ulan-Ude
(on the Basis of Archive Materials of Transbaikalian Expedition in 1999)

The article puts into scientific circulation new sources which reflect the local tradition of liturgical singing of Semeiskie – Old Believers relocated to Transbaikalian region from Poland in the last third of the XVIII century. The analyzed material was obtained during a musical-archaeographical expedition in 1999 and represents audiotapes and diary records of the conversations with the psalm-reader of “The Grand Parish” in Ulan-Ude, I. T. Alekseev. On the basis of the obtained information with the involvement of previously known facts on the culture of Semeiskie the full repertory of liturgical texts used in the practice of Old Believers from Ulan-Ude and the main forms of liturgical reading and singing. Special attention is paid to the oral version of chants used in the local tradition.  Identifying of individual characteristics was carried out on the example of one of the chants. Two oral versions of the chant recorded in Ulan-Ude and Bichura, as well as its written invariant, were compared. During the comparative analysis in addition to the differences between the oral and the written versions, the proximity of the chants existing in two Semeiskie communities of diffenent denominations geographically far from each other was found. This, to its turn, led us to the conclusion about creation of the oral version of the chant accepted by Semeiskie before the relocation of “Polish” Old Believers to Transbaikalian region.

Key words: Semeiskie Old Believers, local tradition of liturgical singing, Znamenny chant, napevka.

Штуден Лев Леонидович

Друг моего детства, Луиджи

Предлагаемое эссе не есть ни научная статья, ни музыковедческое исследование в чистом виде. Это дань любви и признательности немецкому музыкальному гению со стороны человека, на жизнь которого он повлиял самым решительным образом. Попутно в эссе делается попытка проследить основные вехи эволюции музыки Бетховена через вершинные его творения.

Ключевые слова: Бетховен, Луиджи, симфонии, эволюция творчества, немецкая музыка.

Shtuden Lev Leonidovich

My childhood friend, Luigi

Suggested essay is neither a scientific paper nor a musicological study in pure form. It is a tribute to the love and gratitude of the German musical genius from the man whose life he has affected in the strongest terms. Along the way, in the essay attempts to trace the major milestones of the evolution of the music of Beethoven through the vertex of his creation.

Key words: Beethoven, Luigi, symphony, evolution of art, German music.