Выпуск № 2 (20) 2018

СОДЕРЖАНИЕ >>>

Аннотации и ключевые слова
Дубровская Марина Юзефовна,
Максимова Анастасия Михайловна
О японском опыте формирования жанровой системы композиторского творчества

В статье раскрываются малоисследованные аспекты проблемы освоения Японией новоевропейского типа композиторского творчества, актуальные в современном музыкальном востоковедении. С привлечением жанрового подхода авторами осуществляется изучение специфики становления в Японии 1900–1930-х гг. жанровой системы академического профессионализма. Анализируются основные процессы и тенденции исторического возникновения в Японии академических жанров – песни, романса, оперы, симфонии, симфонической поэмы – по линии общее – особенное – единичное. При рассмотрении обозначенных жанров сквозь призму типологических закономерностей становления жанровой системы композиторского творчества выявляется: на первом этапе доминирует песня-романс, что характеризует общие признаки процесса, однако обработка народных песен для голоса и фортепиано не стала превалирующим жанром и это классифицируется как признак особенного; единичный штрих в истории становления японской оперы: театральным организмом для ее «пересадки» на японскую почву выступил популярнейший традиционный театр Кабуки, кроме того, в качестве особенного оценивается предпочтение оперы музыкальной драме на раннем этапе жанрового становления японского композиторского творчества; о явлениях специфического, особенного в развитии японского симфонизма свидетельствует создание уже на раннем этапе симфонии и симфонической поэмы. Полученные результаты – преобладание в раннем национальном композиторском творчестве феноменов особенного и единичного – позволяют признать наличие самобытного японского пути освоения европейской жанровой системы. Они же аргументируют доминирование творческой деятельности основоположника японской композиторской школы Ямады Косаку на первых этапах этого процесса.

Ключевые слова: жанровый подход, японское композиторское творчество, Ямада Косаку, романс, симфонизм, опера, общее, особенное, единичное.

Dubrovskaya Marina Yuzefovna,
Maksimova Anastasiya MikhailovnaAbout the Japanese experience in the formation of the genre system of works by composer

The article reveals the little-studied aspects of the problem of Japan’s development of the new European type of composing, relevant in modern musical Orientalism. With the involvement of genre approach, the authors study the specificity of formation of the genre system of academic professionalism in Japan in the 1900–1930-ies. The authors analyze the main processes and trends of the historical emergence of academic genres in Japan – songs, romance, Opera, Symphony, symphonic poem – by line general – special – single. When considering the designated genres through the prism of typological regularities of formation of genre system of composing, it is revealed: the first stage is dominated by the song-romance, which characterizes the general signs of the process, but the processing of folk songs for voice and piano has not become the prevailing genre and it is classified as a sign of special; a single touch in the history of the Japanese Opera: the most popular traditional Kabuki theatre acted as a theatrical organism for its «transplantation» to Japanese soil, in addition, the preference for Opera for musical drama at an early stage of genre formation of Japanese composer’s creativity is assessed as special; the creation of a Symphony and symphonic poem at an early stage testifies to the phenomena of a specific, special in the development of Japanese symphonism. The obtained results – the prevalence of early national composers’ creativity phenomena of special and single – allow to recognize the presence of the distinctive Japanese way of development of the European genre system. They also argue the dominance of the creative activity of the founder of the Japanese school of composers Yamada Kosaku at the first stages of this process.

Keywords: genre approach, Japanese composer’s work, Yamada Kosaku, romance, Symphony, Opera, general, special, single.

Коляденко Нина Павловна

Синергетический подход в интерпретации музыкальных текстов

В статье рассматривается роль синергетического подхода в актуализации в современном музыкознании методов «постнеклассической» рациональности. Показывается, что синергетические понятия нелинейности открытых систем, взаимодействия в них неустойчивости и устойчивости, порядка и динамического хаоса, точек «ветвления решений», «малых резонансных воздействий», «аттракторов» становятся инструментом постижения процессов смыслопорождения в музыке как временном искусстве. Анализируются особенности нелинейных систем, воплощенные в «открытых», «разомкнутых» формах «неклассического звукового пространства» ХХ в. – отсутствие жесткой детерминированности, спонтанность, непредсказуемость, возможность возникновения многомерных смыслов. На примере интерпретации прелюдии К. Дебюсси «Затонувший собор» выявляется роль протоинтонации-аттрактора и фонового тематизма в вероятностном нелинейном процессе становления открытой формы, реализующем неантропоцентрическую позицию автора.

Осмысливается значение синергетического аппарата для прослеживания процессов кристаллизации «неклассической» логики формообразования в романтическом искусстве, стилей и направлений «неклассического звукового пространства» ХХ в. Демонстрируется интеграция синергетической методологии с постмодернистскими процедурами деконструкции, актуальная для анализа синтетических художественных текстов «постнеклассического» пространства. Наряду с авторским подходом, представлены варианты синергетической интерпретации музыкальных текстов, выполненные его учениками – С. Лысенко, Е. Приходовской, И. Шапошниковым, О. Ярош.

Ключевые слова: постнеклассическая рациональность, синергетика, интерпретация, нелинейное развитие, ветвление решений, аттрактор.

Kolyadenko Nina Pavlovna

Synergetic approach in musical texts interpretation

The article discusses the role of synergetic approach in actualizing “post-non-classical” rationality methods in modern musicology. It is revealed that synergetic non-linearity concepts of open systems, the interaction of their volatility and stability, order and dynamic chaos, “solutions branching” points, “small resonant effects”, “attractors” – all of these are the instruments of comprehending the processes of sense-creating in music as temporal art. Peculiarities of nonlinear systems are analyzed, embodied in «open», “unlocked” forms of “non-classical sound space” of the XX century – the lack of strict determinism, spontaneity, unpredictability, along with probability of multidimensional meanings appearing. On the example of interpretation to C. Debussy’s “Sunken Cathedral” prelude, the role of attractor-protointonation and background thematism in the probabilistic nonlinear process of the open form development is getting clarified that implements the author’s non-anthropocentric position.

The synergistic apparatus value for monitoring crystallization processes of “non-classical” logic in romantic art is perceived, along with comprehending the styles and trends of “non-classical sound space” in the XX century. The integration of synergetic methodology with postmodernist deconstruction procedures is demonstrated, relevant to the analysis of synthetic literary texts of “post-nonclassical” space. Along with the author’s approach, the options of synergistic interpretation of musical texts are presented, made by his disciples – S. Lysenko, E. Prikhodovskaya, I. Shaposhnikov, O. Yarosh.

Keywords: post-nonclassical rationality, synergy, interpretation, nonlinear development, solutions branching, attractor.

Лосева Светлана Николаевна

Взаимосвязь структуры музыкальной одаренности и синестезии

Рассмотрение проблемы основывается на анализе многообразных данных, посвященных описанию исторического аспекта становления научного познания о структуре музыкальной одаренности и понятия синестезии. В процессе исследовательской работы дается анализ различных подходов к определению термина синестезия, в которых определяются наиболее значимые тенденции формирования целостного представления о всех смысловых измерениях данного феномена. Синестезия рассматривается как понятие, отражающее форму восприятия, связи между чувствами в психике, результаты их проявлений в конкретных областях искусства. Представляется информация подробного анализа искусствоведческих исследований последних десятилетий. В работе рассматриваются различные подходы в исследовании структуры музыкальной одаренности и ее компонентов. Музыкальность, как основополагающий и системообразующий компонент анализируется в различных трактовках исследований ученых. Общепринятые многими исследователями компоненты креативность и интеллект в структуре музыкальной одаренности анализируются с точки зрения творческой композиторской деятельности. Вводится новый компонент в структуру музыкальной одаренности – духовность, которая способствует раскрытию личностных проявлений творческой деятельности композиторов. Рассмотрение последовательности предложенных структурных компонентов музыкальной одаренности позволит далее более полно проследить взаимосвязь их с синестезией.

Ключевые слова: синестезия, музыкальная одаренность, музыкальность, креативность, интеллект.

Loseva Svetlana Nikolaevna

Interrelation of the structure of musical giftedness and synesthesia

Consideration of the problem is based on the analysis of diverse data on the description of the historical aspect of the development of scientific knowledge of the structure of musical giftedness and the concept of synaesthesia. In the process of research work, various approaches to the definition of the term synaesthesia are analyzed, in which the most significant tendencies in the formation of a holistic view of all semantic measurements of a given phenomenon are determined. Synaesthesia is seen as a concept reflecting the form of perception, the relationship between feelings in the psyche, the results of their manifestations in specific areas of art. The information of the detailed analysis of art history research of the last decades is presented. The paper considers various approaches to the study of the structure of musical giftedness and their components. Musicality, as a fundamental and system-forming component, is analyzed in various interpretations of scientific research. The components of creativity and intellect, widely accepted by many researchers, are analyzed in the structure of musical giftedness from the point of view of creative compositional activity. A new component is introduced into the structure of musical giftedness – spirituality, which helps to reveal personal manifestations’ of the creative activity of composers. Consideration of the sequence of the proposed structural components of musical giftedness will further allow us to more fully trace their relationship to synaesthesia.

Keywords: synesthesia, musical giftedness, musicality, creativity, intelligence.

Предвечнова Екатерина Олеговна

Особенности семантики композиции и программности в «Сонатной триаде», ор. 11 Н. К. Метнера (к постановке проблемы)

В статье рассмотрена специфика художественно-эстетического мировоззрения Н. К. Метнера и романтической концепции «Сонатной триады», ор. 11. Выявлена общность философских взглядов Н. К. Метнера и И. В. Гете, определяющих семантику мифопоэтической программности и семантику композиции «Сонатной триады». Рассмотрены  особенности трактовки жанрового инварианта сонатного цикла, обусловленные концепцией триадности, романтическими и классическими традициями. Представлен анализ драматургии и композиции Сонат, ор. 11, реализованный на трех семантических уровнях универсальной сонатной модели: концептуальном, фабульном, логическом. На основе функциональной теории Б. В. Асафьева и анализа семантики композиции сонат  осмыслены свойства музыкально-художественного мышления Н. К. Метнера. Ценностно-смысловой ракурс анализа позволил выявить особенности мифопоэтического, экзистенциального содержания сонат, представленного временем автора и временем героя (по М. М. Бахтину). Изучена специфика экстра- и интрамузыкальной семантики сонат (по М. Г. Арановскому), выраженная в драматургии символических образов Времени и Пространства, концепции «Человека любящего». На основе семантического анализа сонат определены стабильные и мобильные компоненты музыкального мышления, реализованные как в тексте, контексте сонат, так и на уровне интертекста.

Ключевые слова: Н. К. Метнер, фортепианные сонаты, «Сонатная триада», ор. 11, семантика композиции, семантика программности, символические образы, Время и Пространство.

Predvechnova Ekaterina Olegovna

The semantics of composition and the question of programness in “Sonata triad”, op. 11 N. Medtner (problem statement)

In the article considered specific of artistic-aesthetic worldview of N. K. Medtner and the romantic concept of “Sonata triad”, op. 11. Identified the generality of philosophical views of N. K. Medtner and I. V. Goethe, which determine the semantic mythological program and semantic of composition of  the “Sonata triad”. Presented features of interpretation the genre invariant of  the sonata cycle, conditioned to the concept of triadism, romantic and classical traditions. Presented analysis of dramaturgy and composition of sonatas, op. 11, realized on three semantic levels of the universal sonata model: conceptual, plot, logical. On the basis of the functional theory by B. V. Asafiev, disclosed features of N. K. Medtner’s musical-artistic thinking. The value-semantic aspect of the analysis made it possible to reveal the features of the mythopoetic, existential content and chronotope in sonatas represented by the Time of the Author and the Time of the Hero (by M. M. Bakhtin). Identified the specifics of intramusical and extramusical semantics (by M. G. Aranovsky), expressed in the dramaturgy of symbolic images Time and Space, the metasymbol of Love. On the based on semantical analysis of sonatas are defined stable and mobile components of musical thinking, expressed both in the text, in context of sonatas, and at the level of intertext.

Keywords: N. K. Medtner, piano sonatas, “Sonata triad”, op.11, semantics of composition, semantic program, symbolic images, Time and Space.

Старостина Татьяна Алексеевна

О методах варьирования в гармонизациях архимандрита Матфея (Мормыля) (на примере жанра ектении)

Статья посвящена методам варьирования в хоровом творчестве архимандрита Матфея (Мормыля). Материалом для анализа служат песнопения жанра ектении, исполняемые во время литургии. Автор обрисовывает широкий круг проблем, связанных с хоровым письмом архимандрита Матфея; в качестве важнейшего компонента его концепции указывается соответствие песнопений молитвенному духу богослужения. В соответствии с этим первостепенное значение приобретают ясность произнесения словесного текста и постоянное незначительное обновление музыкальных элементов. В описании творческих методов архимандрита Матфея автор опирается на свидетельства музыкантов, певших под его руководством в хоре Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

С точки зрения автора, варьирование в гармонизациях архимандрита Матфея весьма разнообразно: оно может затрагивать разные параметры композиции (лад, аккордику, фактуру, мелодию, ритм) и иметь различную интенсивность – начиная от малозаметных изменений отдельных аккордов и заканчивая значительными контрастами плотности хоровой ткани.

На основании анализа трех различных по композиции песнопений сделан вывод, что генеральная идея вариативности архимандрита Матфея сводится к последовательности, постепенности и взаимосвязанности производимых изменений, что придает хоровой ткани эффект живого дыхания, а всему молитвословию – эмоциональную полноту.

Ключевые слова: ектения, вариативность, архимандрит Матфей, фактура, гармонизация.

Starostina Tatyana Alekseevna

Methods variation in harmonization of Archimandrite Matthew (Mormyl) (in the genre of litany)

The article is devoted to the methods of variation in the choral work of Archimandrite Matthew (Mormyl). The material for the analysis is the hymns of the genre of the litany performed during the Liturgy. The author outlines a wide range of problems connected with the choral technique of Archimandrite Matthew; as an important component of his concept, the correspondence of the hymns to the prayer spirit of worship is indicated. In accordance with this, the clarity of the pronunciation of the verbal text and the constant slight renewal of the musical elements become paramount. In describing the creative methods of Archimandrite Matthew, the author relies on the testimony of musicians who sang under his direction in the choir of the Holy Trinity Sergius Lavra.

From the author’s point of view, the variation in the harmonization of Archimandrite Matthew is very diverse: it can affect different parameters of composition (mode, chords, texture, melody, rhythm) and have a different intensity – from subtle changes in individual chords and ending with significant contrasts in the density of choral tissue.

Based on the analysis of three different songs on composition, the author of the article comes to the conclusion that the general idea of the variability of Archimandrite Matthew is reduced to the consistency, gradualness and interconnectedness of the produced changes, which gives the choral tissue the effect of living breathing, and to all prayer – emotional completeness.

Keywords: litany, variability, Archimandrite Matthew, texture, harmonization.

Тосин Сергей Геннадьевич

Православное колокольное многоголосие дореволюционной традиции: к вопросу о многообразии музыкально-фактурных форм «собственно звона»

Собственно звон – сложный, фактурно насыщенный православно-канонический музыкальный жанр, особый тип полифункционального колокольного многоголосия. Укоренилось мнение о том, будто он представлен трехголосием. Оно основано на стандартной трактовке звонничного звукоряда, включающего три регистра — низкий, средний и высокий (им соответствуют группы больших, средних и малых колоколов). Но, как выясняется, трехголосная фактура представлена в звонах лишь частично, наряду с другими многоголосными формами. На это указывают результаты анализа нотных текстов старинных образцов собственно звона, проведенного автором в настоящей статье.

В известных трехголосных образцах данного жанра каждая из колокольных партий относительно самостоятельна: она развивается только в своем «правовом поле» и ритмически в два-три раза активнее более низкого голоса. В других звонах четкое размежевание голосов на три партии отсутствует. Их может быть от двух до пяти, а отдельные колокола одной группы могут стать участниками партии смежного голоса. Кроме того, нередко встречаются обратно пропорциональные ритмические соотношения между  колокольными партиями.

Если сравнить «нестандартные» образцы звонов с трехголосными, то обнаружится, что фактурные изменения здесь касаются группы средних колоколов. Так, в ней встречается аккордовая фактура, которая, сливаясь с ритмом басов, ведет к потере самостоятельности среднего голоса (таким образом, звон становится двухголосным). Или, наоборот, в нем возникает внутренняя полифоничность, порождающая четырехголосие. Иногда средние колокола частично берут на себя роль малых, участвуя вместе с ними в их партии, и т. д.

На примере рассмотренных в статье образцов собственно звона легко убедиться в структурном многообразии  его музыкально-фактурных форм.

Ключевые слова: колокольный звон, колокол, собственно звон, музыкальная фактура, колокольное многоголосие.

Tosin Sergey Gennadievich

Orthodox bell polyphony of the pre-revolutionary tradition: to the question of the variety of musical-textural forms of «sobstvenno zvon»

Properly zvon is a textural complex Orthodox musical genre that represents a special type of multi-functional bell polyphony. There is a perception that it consists of three votes only. It is based on a standard interpretation of zvonnitsa’s scale represented by three groups of bells (big, medium and small bells). The author’s analysis of ancient samples of properly zvon proves the falsity of this opinion.

In the three-part peal, each of the bell parties is independent. It only performs its function and it is faster and rhythmically quicker than the voice which sounds below. In other chimes division of voices into three parties is absent. They can be two to five, and some bells of one group can become participants of a party of another voice. Quite often there may be inversely proportional rhythmic relationship between the bell parties.

While comparing such chimes with a three-part samples it is evident that major textural changes occur in the group of medium bells. For example, in this group there may be a chordal texture which is connected with the rhythm of the bass. Then the peal becomes two-voiced.  In another example, a group of middle bells is divided into two voices and the peal becomes four-parted.  And so on.

On the basis of the research conducted the author concludes that the musical texture of properly zvon has diversity.

Keywords: peal, bell, zvon, musical texture, bell polyphony.

Роменская (Стригоцкая) Татьяна Аркадьевна

К вопросу о происхождении речи. Статья первая: исходные установки

Предлагаемая работа посвящена проблеме, которая пока не поддается решению в связи с полным отсутствием фактов. Все существующие концепции происхождения языка / речи гипотетичны, их нельзя как доказать, так и опровергнуть. Автор статьи опирается на ряд достижений археологии, антропологии, истории, физиологии, связанных с данным вопросом. Особое значение в формировании собственной концепции для него имело комплексное исследование Л. Б. Дмитриева, Б. П. Чернова, В. Т. Маслова о тувинском сольном двухголосии. Автор соотнесла предложенные ими стадии развития гортани и формирования истинных голосовых связок с историческими этапами становления человека (австралопитеки–архантропы–неандертальцы), предложила свой взгляд на проблему и новый аспект в ее рассмотрении, который до некоторой степени позволяет расширить фактологическую / источниковую базу подобных исследований. Основная идея автора состоит в том, что происхождению вербального языка предшествовал период звуковых явлений сигнального типа (свист) и позже – утилитарных форм вокальной речи, к которым относит начальную стадию формирования такого феномена, как сольное двухголосие.

Работа состоит из двух частей. В первой статье излагаются сведения и факты, способствовавшие выработке гипотезы об истории формирования речи, обосновываются принципы выделения последовательных этапов этого процесса, а также характеризуется первый из них, имеющий отношение к эпохе австралопитеков.

Ключевые слова: музыкальная археология, происхождение языка, аэродинамический свист, сольное двухголосие.

Romenskaya (Strigockaya) Tatyana Arkadievna

To the question of the origin of speech. Article first: the original installation

The scientific work is devoted to the problem that cannot be solved yet due to the complete absence of facts. All existing concepts of language/speech origin are hypothetical and cannot be proved or refuted. The author draws on several achievements of archaeology, anthropology, history, physiology, associated with the question. Of particular importance in the formation of self-concept for him was a comprehensive study by L. B. Dmitriev, B. P. Chernov, V. T. Maslov about Tuvan solo two voices. The author evaluated their stage of development of the larynx and formation of the true vocal cords with the historical stages of human evolution (Australopithecus–arhantrop–Neanderthals), offered his perspective on the problem and a new dimension to its consideration, which to some extent allows you to expand the factual/source database of such studies. The main idea of the author is that the origin of the verbal language was preceded by a period of audible phenomena of signal type (whistle) and later – utilitarian forms of vocal speech, which includes the initial stage of the formation of such a phenomenon as solo two voices.

The work consists of two parts. The first article outlines the facts that contributed to the development of a hypothesis about the history of the formation of speech. Here, too, are the principles for selecting the successive stages of this process and characterized by the first of them, related to the era of Australopithecus.

Keywords: musical archeology, the origin of the language, aerodynamic whistle, solo two voices.

Кадесникова Татьяна Юрьевна

Мифопоэтические образы языческого ритуала в «Камлании» для виолончели и фортепиано М. А. Кесаревой

Интерес к эстетике языческих традиций, как важной составляющей многонационального фольклора народов Урала, характерен для творчества уральского композитора М. А. Кесаревой. Многолетняя работа по изучению, собиранию и сохранению уральского фольклора являлась одной из магистральных линий профессиональной деятельности М. А. Кесаревой. Внимание композитора привлекала не только региональная культура народов Урала, но также восточная и средневековая поэзия, индийские медитативные практики, эстетика буддизма, якутские языческие ритуалы. Наиболее притягательным для творчества уральского автора стало постижение древнейших традиционных языческих отношений человека с природой. Художественное воплощение в музыке М. А. Кесаревой находят образы народных обрядов, заговоров, заклинаний, оберегов. Одним из примеров является «Камлание» для виолончели и фортепиано, в котором представлен древнейший пласт духовной культуры народа – языческий шаманский ритуал. Обращение к исследовательским работам О. В. Шуликовой, Г. Б. Сыченко, Е. С. Новик способствовало изучению шаманского ритуала камлания и его особенностей. Кроме того, опираясь на сформированный Л. С. Дьячковой способ воплощения обрядового действа в музыке И. Стравинского, стало возможным проанализировать специфику музыкальной трактовки М. А. Кесаревой одной из форм этнической религии. В ходе исследования были сопоставлены: схема самого обряда и художественное осмысление ритуала композитором. В результате были выявлены особенности претворения священного мифического действа в камерно-инструментальной музыке.

Ключевые слова: виолончель, фортепиано, композитор, ритуал, схема, камерная музыка, камлание, мифопоэтический, языческий, шаманский, культура.

Kadesnikova Tatyana Yurievna

Mythopoetic images of pagan ritual in “Kamlanie” for cello and piano by M. A. Kesareva

The interest in aesthetics of pagan traditions as an important component of multinational folklore of Ural’s people is typical feature for the Ural composer M. A. Kesareva. The long-term work on the study, collection and preservation of Ural folklore was one of professional activity of M. A. Kesareva. The attention of the composer was attracted not only by the regional culture of the peoples of the Ural, but also by the eastern and medieval poetry, Indian meditative practices, the aesthetics of Buddhism and Yakut pagan rituals. The most attractive for the creativity of the Urals author was become the comprehension of the most ancient, traditional pagan relations between man and nature. Artistic embodiment in the music of M. A. Kesareva are found different images of folk rites, conspiracies, spells. The musical composition “Kamlanie” for cello and piano is one of examples, where is embodied  the oldest layer of spiritual culture of the people – pagan shamanic ritual. The appeal to research works of O. V. Shulikova, G. B. Sychenko, E. S. Novik, based on formulated by L. S. Dyachkova the method of incarnation of ritual action in the music of Igor Stravinsky, it was possible to analyze the specifics of M. A. Kaesareva musical interpretation one of the forms of ethnic religion. In the course of research there were analyzed: the scheme of rite and the composer’s artistic understanding of the ritual. In the result there were revealed the features of the creative realization of the sacred mythical action in the chamber instrumental music.

Keywords: cello, piano, composer, ritual, scheme, chamber music, kamlanie, mythopoetic, pagan, shamanic, culture.

Недоспасова Анна Павловна

Органные хоральные прелюдии М. Таривердиева – музыка прошлого, настоящего и будущего

Статья посвящена органным Хоральным прелюдиям, op. 103 советского композитора Микаэла Таривердиева, истории их создания, общей характеристике пьес, образному содержанию. Данный цикл, принадлежащий к позднему периоду творчества М. Таривердиева, рассматривается с точки зрения стилевого диалога, состоявшегося в рамках такого направления в музыкальном искусстве, как неоклассицизм. Автор публикации прослеживает связь мелодических, ритмических, интонационных элементов музыкального языка органных хоральных прелюдий Таривердиева с более ранними вокальными произведениями. Образ органных прелюдий – молитв, произнесенных языком музыкальных звуков, продолжает на новом уровне линию особой «таривердиевской» интонации камерно-интимного характера. Как большинство других произведений композитора, хоральные прелюдии насыщены образами ностальгического мироощущения. Драматургия цикла, op. 103 строится на внутренних взаимосвязях прелюдий, выраженных в сопоставлении и контрастах их образно-эмоциональных характеристик – отстраненно философские Первая и Третья, трагическая Вторая, пасторальная Восьмая, по-восточному импровизационная Девятая, заключительная – торжественная Десятая. Хоральные прелюдии, будучи жанром-посредником между композитором и аудиторией, узнающей внутри нового сочинения известную мелодию с текстом духовного содержания, в творчестве М. Таривердиева продолжают эту миссию. Музыкальный язык органных прелюдий насыщен узнаваемыми оборотами и интонациями, он близок и понятен современному слушателю, в то же время содержит элементы кластерной техники, метрическую асимметричность структур тематических проведений. Благодаря обращению к органу в творчестве композитора появился новый масштаб звучания, ранее ему не свойственный. Об органном творчестве М. Таривердиева при жизни было известно немного, однако в наши дни эти сочинения, в том числе, op. 103 все чаще звучат на концертной эстраде. Во многом эта ситуация изменилась благодаря деятельности его вдовы Веры Таривердиевой, связанной с публикацией творческого наследия композитора, организации в России Международного конкурса им. Таривердиева.

Ключевые слова: Микаэл Таривердиев, Барокко, неоклассицизм, органные хоральные прелюдии «Подражание старым мастерам», современная органная музыка.

Nedospasova Anna Pavlovna

Organ choral preludes of M. Tariverdiev – music of the past, present and future

Article is devoted to organ Сhoral preludes, op. 103 wrote by Soviet composer Mikael Tariverdiev, to history of their creation, general characteristic of plays, figurative contents. This cycle belonging to the late period of creativity of M. Tariverdiev is considered from the point of view of the style dialogue which took place within such direction in musical art as neoclassicism. The author of this publication traces communication of melodic, rhythmic, intonational elements of musical language of Tariverdiev organ choral preludes with earlier vocal works. The image of preludes – the prayers said by language of musical sounds continues the line of special intonation of a chamber intimate nature at the new level. As the majority of other works of the composer, choral preludes are saturated images of nostalgic attitude. Opus 103 is under construction on internal interrelations of the preludes expressed in comparison and contrasts of their figurative and emotional characteristics – detached philosophical the First and the Third, tragic the Second, pastoral the Eighth, orientally improvisational the Ninth, final – solemn the Tenth. Choral preludes, being an intermediary genre between the composer and audience which is learning in the new composition the known melody with the text of spiritual contents in M. Tariverdiev’s creativity continue this mission. Musical language of organ preludes is sated with recognizable turns and intonations, it is close and clear to the modern listener, at the same time contains elements of the cluster equipment, metric asymmetry of structures of thematic carrying out. With the appeal to organ in works of the composer we see the new scale of sounding, earlier to it not peculiar appeared. During lifetime of M. Tariverdiev was known a little about his organ creativity, however today these compositions, including opus 103 even more often sound on a concert stage. In many respects this situation changed thanks to activity of his widow Vera Tariverdieva connected with the publication of creative heritage of the composer, the organization in Russia the international competition named Mikael Tariverdiev Organ Competition.

Keywords: Mikael Tariverdiev, baroque, neoclassicism, organ choral preludes «Imitation of old masters», modern organ music.

Карелина Екатерина Константиновна

Личность композитора сквозь призму творческого наследия: к юбилею Хуреш-оола Дамба

Статья посвящена 75-летию со дня рождения и 25-летию со дня смерти тувинского профессионального композитора Хуреш-оола Кара-Саловича Дамба (1943–1993). Личность и творчество композитора представлены в работах музыковедов фрагментарно. Личный архив Х. Дамба считался утерянным и только в 2015 г. был передан родственниками композитора в кабинет тувинской музыки Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола. Воспоминания земляков и коллег композитора (собраны в 2018 г. У. О. Монгуш) являются ценными свидетельствами для понимания его сложного характера. Для музыковедческого анализа избран № 2 – «Звенящая нежность» – из сюиты для фортепиано «Три танца», созданной в годы учебы Х. Дамба в Новосибирской консерватории (1965–1972). Главной темой пьесы автор избрал тему вступления из музыки А. Н. Аксёнова, созданной в 1943 г. для первого в истории Тувы женского танца («Звенящая нежность»). Прием, который применил Дамба по отношению к материалу Аксёнова, можно оценить как пример вторичного переинтонирования тувинского мелоса. На основе новых архивных материалов и воспоминаний в статье предпринята попытка более адекватно представить образ творческой личности. Назрела необходимость специального монографического издания о жизни и творчестве композитора.

Ключевые слова: Хуреш-оол Дамба, Тува, композитор, творческое наследие, архивные материалы.

Karelina Ekaterina Konstantinovna

The Personality of the Composer through the prism of the Creative Heritage: For the Anniversary of Khuresh-ool Damba

The article is devoted to the 75th birthday and the 25th death anniversary of Tuvan professional composer Khuresh-ool Kara-Salovich Damba (1943–1993). The composer’s personality and his creativity were presented in the works of musicologists fragmentally. Kh. Damba’s personal archive was considered lost. It was transferred to the Tuvan musical dasspoom of Kyzyl Art College named after A. B. Chyrgal-ool by his relatives in 2015 only. Memory of the composer’s compatriots and colleagues (collected by U. O. Mongush in 2018) are valuable to understand his complex nature. “Ringing tenderness”, the second danse from the Suite for piano “Three dances”, was chosen for musicological analysis. This Suite was created by Kh. Damba during his study in the Novosibirsk Conservatory (1965–1972). The Author has chosen the opening theme of the music by Aleksej Aksyonov, created in 1943 for the first female dance in the history of Tuva (“Ringing tenderness”), as the main theme of the his own piece. The Technique using by Kh. Damba on the Aksyonov`s material can be assessed as an example of a secondary re-intonation of Tuvan melos. In the article there is an attempt to present the image of a creative person on the basis of new archival materials and memory, more adequately. It’s necessary to publish a special monographic publication about the life and work of composer Kh. Damba.

Keywords: Khuresh-ool Damba, Tuva, composer, creative heritage, archival materials.

Пыльнева Лада Леонидовна

Работа над базой данных в контексте истории изучения музыкальной культуры Сибири

Изучение музыкальной культуры Cибирского региона прошло несколько этапов. Ранние периоды были связаны со становлением науки о Сибири как нового, ранее неизвестного явления. Сведения о музыке в XVII–XVIII вв. составили лишь небольшую часть общегуманитарных и естественно-научных трудов. С начала XIX в. произошло осознание музыкального искусства как самостоятельного явления, что отразилось в работах сибирских краеведов, музыкальных критиков, а также ученых – представителей Русского географического общества. Первая половина ХХ столетия характеризовалось продолжением намеченных тенденций, обеспечивая приращение информации о традиционной и академической музыкальной культуре региона. Важным этапом стала вторая половина ХХ в., связанная с интенсивным развитием науки и культуры в Сибири. Вклад сибирских ученых данного периода позволил накопить большой массив сведений, определить приоритетные направления, организовать исследовательские центры, важнейшим из которых стала Новосибирская государственная консерватория. В результате из точечных знаний о регионе сформировалась целостная картина бытования музыкального искусства в Сибири. Новым шагом стало создание интерактивной информационной базы данных, позволяющей учесть не только известный массив сведений, но выявить пробелы и прогнозировать дальнейшее приращение знаний.

Ключевые слова: информационная база данных, музыкальная культура Сибири, изучение сибирской музыки, Новосибирская консерватория.

Pylneva Lada Leonidovna

Work on the database in the context of the history of the musical culture of Siberia

The study of the musical culture of the Siberian region passed several stages. Early periods were associated with the emergence of the science of Siberia as a new, previously unknown phenomenon. Information about music in the XVII–XVIII centuries, constituted only a small part of general humanities and natural sciences. Since the beginning of the XIX century, there was an awareness of musical art as an independent phenomenon, which was reflected in the works of Siberian local historians, music critics, as well as scientists – representatives of the Russian Geographical Society. The first half of the XX century was characterized by the continuation of the planned tendencies, providing an increment of information about the traditional and academic musical culture of the region. An important stage was the second half of the last century, associated with the intensive development of science and culture in Siberia. The contribution of Siberian scientists of this period made it possible to accumulate a large body of information, identify priority areas, organize research centers, the most important of which was The Novosibirsk State Conservatory. As a result, from the point of knowledge about the region, an integral picture of the existence of musical art in Siberia was formed. A new step was the creation of an interactive information database that allows to take into account not only a known array of information, but to identify gaps and predict further knowledge increment.

Keywords: information database, musical culture of Siberia, the studying of Siberian music, Novosibirsk conservatoire.

Белоносова Ирина Владимировна

Звукозапись и ее роль в сохранении историко-культурного наследия академической музыки Сибири: на примере анализа фонда библиотеки КГИИ

Статья посвящена анализу созданного в КГИИ фонда звукозаписей сочинений красноярских композиторов. Установлено, что значительную часть фонда, связанного с академической музыкой Сибири, составляют записи исполнительских коллективов и солистов института, а также музыкантов региона. Традиционное понимание фонда звукозаписи как необходимого в рамках учебного процесса структурного звена в музыкальном вузе (как части библиотеки) значительно расширяется, если рассматривать его как средство сохранения культурного наследия региона.

Формирование полноценного и разнообразного фонда записей не только музыки композиторов региона, но и творческих проектов исполнителей тесно связано с насущной проблемой создания в вузе информационно-образовательной среды. Фонофонд и информационно-образовательная среда рассматриваются как два взаимосвязанных структурных компонента, способствующих созданию музыкального тезауруса выпускников вуза, повышающих уровень их профессиональной компетентности.

В статье освещаются основные поисковые «стратегии», предлагаемые обучающимся для работы с фондом в процессе освоения дисциплины «Музыкальная культура Сибири». Во время самостоятельной подготовки особенно важны навыки, связанные с поисками фонодокументов, хранящихся в фонотеке вуза. Уникальные в своем роде записи являются яркими свидетельствами непрерывно обогащающейся исполнительской практики и композиторского творчества региона.

На основе анализа произведенных аудио- и видеозаписей, выполненных на кафедре звукорежиссуры КГИИ, сделаны некоторые обобщения о структуре фонда. Отмечены наиболее яркие творческие проекты, сохраненные в виде фоно- и видеодокументов.

Ключевые слова: фоновидеодокументы, информационно-образовательная среда, педагогические технологии, кафедры КГИИ, Бахакадемия, звуковая информация, композиторы Красноярска.

Belonosovа Irina Vladimirovna

Audio recording and its role in preservation of historical and cultural legacy academic music of Siberia: by the example of analysis of Krasnoyarsk State Institute of arts library’s fund

The article dwells upon the analysis of the Krasnoyarsk State Institute of Arts fund of audio records compiling works of Krasnoyarsk composers. As it was established, the major part of the fund related to academic music of Siberia includes records of performing groups and solo singers of the institute as well as musicians of the region. A traditional understanding of an audio records fund as necessary structural part of an educational process in a musical institute of higher education (as a part of a library) is significantly extending if considered as one of the means of regional cultural legacy preservation.

Establishment of full and diverse records fund of music performed by both regional composers and performers of creative projects is closely tied to the persistent problem of information and educational environment (IEE) creation in the institute. Phonofund together with information and educational environment are considered as two interrelated structural components contributing to a music thesaurus formation of the institute graduates who are upgrading their level of professional competence.

Within the matter of the article main search “strategies” provided to the student for dealing with the fund while mastering the subject of Musical Culture of Siberia are illustrated. During self-preparation, skills related to the phonodocuments search stored in the institute library are highly essential. Fund records, which are unparalleled in their own way, are vivid evidence of continuously enriching performers’ practice and composers’ creativity of the region.

Some general conclusions concerning fund’s structure are made based on the analysis of audio and video records made at the Audio Engineering Department of the Krasnoyarsk State Institute of Arts. The most creative projects preserved in the form of phono and video documents are pointed out.

Keywords: phono and video documents, information and educational environment, pedagogical technologies, Departments of the Krasnoyarsk State Institute of Arts, Bach Academy, audio information, Krasnoyarsk composers.

Горбачева Юлия Сергеевна,
Мичков Павел АлександровичСтраницы истории в лицах

В настоящей статье рассматриваются вопросы оцифровки фонда музея Новосибирской консерватории. Предложены краткие сведения из истории музея, на основе требований к сохранности коллекции излагаются возможные пути решения проблемы. Одним из наиболее перспективных вариантов в этом плане является обработка фондов, содержащих письменные источники, с применением возможностей современной цифровой техники. В 2017 г. в Новосибирской консерватории предприняты действия по оцифровке коллекций фонда музея. Фотографии на бумажных носителях, документы и иные архивные материалы переводятся в электронный вид методом сканирования. В статье дается обоснование методов отбора материала, установления очередности ретроконверсии фонда. На примере одной из коллекций изложены принципы ведения работы. В центре внимания оказались материалы, посвященные преподавателям и сотрудникам Новосибирской консерватории – участникам Великой Отечественной войны. В постоянно пополняемой на протяжении нескольких лет коллекции помимо фотографий хранятся материалы, представляющие отдельный научный интерес – записи и черновики работы профессора Новосибирской консерватории Л. А. Ушаковой, проводившей кропотливую работу по сбору сведений о лицах, участвовавших в боевых сражениях. Среди таких – информация о И. И. Бобровском, прослеживание судьбы музыканта в военные годы, черновые записи с перечнем фамилий участников войны и труженников тыла, вырезки из печатных изданий, где встречалась информация о педагогах консерватории.

Ключевые слова: музей консерватории, архивное дело, история консерватории, ретроконверсия.

Gorbacheva Yulia Sergeevna,
Michkov Pavel AleksandrovichThe pages of history in faces

In this article, the issues of digitizing the museum fund of the Novosibirsk Conservatoire are considered. Brief information from the history of the museum is offered, on the basis of the requirements for the preservation of the collection, possible ways of solving the problem are set out. One of the most promising options in this regard is the processing of funds containing written sources, using the capabilities of modern digital technology. In 2017, the Novosibirsk Conservatoire undertook actions to digitize the collections of the fund of the conservatory museum. Photographs on paper carriers, documents and other archival materials are transferred to the electronic form by scanning. The article provides a substantiation of the methods for selecting the material, establishing the order of the retroconversion of the fund. The example of one of the collections outlines the principles of doing business. The focus was on materials dedicated to teachers and staff of the Novosibirsk Conservatoire – participants in the Great Patriotic War. In a collection constantly replenished for several years, besides the photographs, there are materials that represent a separate scientific interest: notes and drafts of the work of the professor of the Novosibirsk Conservatoire, L. A. Ushakova, who conducted painstaking work to collect information about persons who participated in combat battles. Among these – information about I. I. Bobrovsky, tracing the fate of the musician in the war years, drafts with a list of names of participants in the war and workers in the rear, clippings from prints, where information was found about the teachers of the Conservatoire.

Keywords: museum of the Conservatoire, archival business, history of the conservatoire, retroconversion.

Кондратьева Наталья Михайловна

Статистическое установление звукоряда одного музыкально-фольклорного образца: специфика высотной шкалы чалканского похоронно-поминального плача сыгыт

В статье описывается методология и методика статистического установления звукоряда одного музыкально-фольклорного образца с использованием специализированной компьютерной программы Speech Analyzer.

Обсуждаются технические программные требования к фонограмме и способы ее преобразований с помощью звукового редактора. В качестве важнейшего момента выделяется необходимость слухового контроля и применения итерационного подхода в процессе получения как адекватной аналитической нотации, так и интерпретации полученных гистограмм исследуемого образца.

Для получения более точной модели инвариантного звукоряда предлагается использовать математический алгоритм, оптимальным способом освобождающий статистическую компьютерную модель от случайных высотных сдвигов шкалы, возникающих на границах строк музыкального фольклорного образца.

С помощью описанных аналитических процедур устанавливается инвариантный звукоряд, а точнее – зоноряд чалканского похоронно-поминального плача сыгыт, записанного автором совместно с Г. Б. Сыченко от знатока чалканского музыкального фольклора А. К. Абашевой в 1985 г.

Инвариантный зоноряд плача включает четыре ступени, отраженные в нотном примере последовательностью f – b – c1 – d1с дополнительными знаками альтерации и микроальтерации. Статистически выделенные точечные центры всех ступеней (1–4) по сравнению с эталонной европейской темперированной шкалой понижены на 20, 30, 50 и 10 центов соответственно. Ширина центральных частей ступеней соответственно составляет 120, 130, 70 и 140 центов. Периферийные части всех ступеней пересекаются.

Ключевые слова: статистическая сегментация, инвариантный звукоряд, чалканцы, семейно-обрядовый фольклор, похоронно-поминальный плач.

Kondratieva Natalya Mikhailovna

Statistical determination of the pitch scale of single folklore music sample: pitch scale specificity of Chalkan burial lamentation sygyt

The paper describes the methodology of statistical approach to establishing pitch scale of one folklore-music sample, using special computer code Speech Analyzer.

The phonogram technical requirements, and the ways of the phonogram transformations using a sound editor are discussed. As a key point, the necessity of auditory control and the use of iterative approach is stressed in order to obtain an adequate analytic notation of the sample, and the correct interpretation of constructed histograms.

To obtain more accurate model of the pitch scale we propose the algorithm that rids off the statistical computer model from occasional shifts of the pitch scale at the string edges of the folklore musical sample.

With the help of described analytical procedures we establish an invariant pitch scale, or, more precisely, a zone scale of Chalkan burial lamentation sygyt that was recorded by the author together with G. B. Sychenko at 1985 year from A. K. Abasheva, a connoisseur of Chalkan musical folklore.

Invariant zone scale includes four degrees corresponding to the sequence f – b – c1– d1 in the note example with additional signs of alteration and micro-alteration. Statistically selected point centers of all degrees (14) are lower, compared to standard European temper scale by 20, 30, 50, and 10 cents respectively.  The widths of the central parts of the degrees account for 120, 130, 70, and 140 cents. The peripheral parts of all degrees intersect.

Key words: statistical segmentation, invariant pitch scale, Calkans, family rite folklore, burial lamentation.

Царёва Евгения Сергеевна

Просветительские общества в Енисейской губернии и их роль в формировании региональной музыкальной культуры

В данной статье на основе неопубликованных исторических источников рассматривается один из феноменов дореволюционной русской культуры – просветительские общества. Они представляли собой форму локальной самоорганизации образованных граждан, целью которых было совместное решение широкого спектра задач в социокультурной сфере. Подчеркивается глобальный характер этого явления, анализируется его роль и региональная специфика в культурном пространстве периферии России – в Сибири. Просветительские общества выступали мощным двигателем развития отечественной музыкальной жизни, становления ее концертной и образовательной сфер. Их участие в формировании музыкального пространства того или иного города находилось в прямой зависимости от его удаленности от крупного культурного центра. Чем периферийнее была территория, тем больше ее музыкальное поле зависело от частной инициативы и самоорганизационных процессов. В исследовании рассматривается вклад просветительских организаций в сложение музыкальной культуры Енисейской губернии рубежа XIX и XX вв. Автор статьи отмечает одну из специфических черт Красноярского региона этого периода: музыкальные кружки и общества не смогли активно и длительно функционировать на территории Красноярья, однако, компенсирующую роль сыграли немузыкальные просветительские объединения, проводившие широкую культуротворческую работу.

Ключевые слова: культурно-просветительские общества, самоорганизация, региональная музыкальная культура,  Енисейская губерния.

Tsareva Evgenya Sergeevna

Educational societies in Yenisei province and their role in the formation of regional musical culture

In this article, on the basis of unpublished historical sources, one of the phenomena of pre-revolutionary Russian culture-enlightenment societies-is considered. They were a form of local self-organization of educated citizens, whose goal was to jointly solve a wide range of problems in the socio-cultural sphere. The global character of this phenomenon is underlined, its role and regional specificity in the cultural space of the periphery of Russia – in Siberia – is analyzed. The educational societies were a powerful engine for the development of the national musical life, the formation of its concert and educational spheres. Their participation in the formation of the musical space of a particular city was directly dependent on its remoteness from a large cultural center. The more peripheral the territory, the more its music field depended on private initiative and self-organizing processes. The study considers the contribution of educational organizations to the addition of the musical culture of the Yenisei province at the turn of the 19th and 20th centuries. The author of the article notes one of the specific features of the Krasnoyarsk region of this period: musical circles and societies could not actively and permanently function in the territory of Krasnoyarsk, however, non-musical educational associations played a compensatory role, conducted a wide cultural work.

Keywords: cultural and educational societies, self-organization, regional musical culture, Yenisei province.

Дитенбир Виктор Викторович

У истоков оперного исполнительства в Сибири

Настоящая статья, посвященная выявлению исторических предпосылок к формированию оперного исполнительства в Сибири, одновременно расширяет представления о региональных процессах становления академической музыкальной культуры. Обнаруженные тенденции, обеспечивающие последующее развитие обозначенного исполнительства, охватывают все базовые элементы музыкальной жизни: любительское музицирование и гастрольную деятельность, зарождение вокального образования и музыкального театра. Последовательно рассматривая эти элементы, автор приходит к выводу: несмотря на удаленность региона, очаги интереса к опере наблюдаются начиная с последней четверти XVIII столетия, с любительских и полупрофессиональных постановок музыкальных спектаклей (Омск, Тобольск, Иркутск). При этом характерной чертой местного любительского оперного исполнительства является его демократичность, вырастание из таких видов деятельности, как уроки пения в гимназиях и училищах, творчество военнопленных, любительское музицирование интеллигенции и рабочая самодеятельность. Отмечаются патриотические тенденции в репертуарных пристрастиях сибиряков, интерес к отечественной музыке. Показано, что вокальное образование берет свое начало в музыкальных классах при Русском музыкальном обществе, где среди преподавателей – выпускники столичных консерваторий (этом плане наиболее продвинулись Иркутск и университетский Томск). Однако в целом оперное исполнительство в Сибири, не имевшее собственных консерваторий, оставалось периферийной частью этого вида отечественного искусства.

Ключевые слова: Сибирь, опера, любительское музицирование, гастрольная деятельность, вокальное образование, музыкальный театр.

Ditenbir Viktor Viktorovitch

At the origins of opera performance in Siberia

The present article devoted to detection of historical prerequisites to formation of opera performance in Siberia at the same time expands ideas of regional processes of the academic musical culture’s formation. The found tendencies providing the subsequent development of the performance cover all the basic elements of musical life: amateur playing music and tour activity, origin of vocal education and musical theatre. Consistently considering these elements, the author comes to a conclusion: despite remoteness of the region, the nidi of interest in the opera, are observed since the last quarter of the XVIII century, from amateur and semi-professional staging of musical performances (Omsk, Tobolsk, Irkutsk). At the same time, characteristic feature of local amateur opera performance is its democratic character, growth from such kinds of activity as singing lessons in gymnasiums and schools, creativity of war-prisoners, amateur playing music of the intellectuals and working amateur performance. Patriotic tendencies in repertoire addictions of Siberians, interest in domestic music are noted. It is shown that directly vocal education originates in musical classes at the Russian musical society, where among teachers there were graduates of capital conservatories (in this sense, the most promoted was the university Tomsk). However, in general the opera performance in Siberia, which didn’t have its own conservatoire centers, remained peripheral part of this type of domestic art.

Keywords: Siberia, opera, amateur playing music, tour activity, vocal education, musical theater.

Вавилов Станислав Платонович

«Русский соловей» из Томска

Судьбы многих славных представителей российского музыкального искусства первой половины XX в. связаны с Томском. Среди незаслуженно забытых имен выделяется известная российская певица Мария Михайловна Куренко. Ее жизнь и творческий путь начинались в Сибири. М. М. Куренко получила начальное образование в вокальных классах Томского отделения Императорского Русского музыкального общества. С юношеских лет Мария Куренко принимала активное участие в концертах для томской публики. Значительный период жизни Куренко прошел в Соединенных Штатах Америки, где певица в прессе была названа «русским соловьем». Статья содержит сведения о томском периоде жизни M. Куренко и ее учебе в Московской консерватории, основанные на изучении архивных материалов, а также публикаций в местной прессе, некоторые из которых содержат ряд ошибок и неточностей. Ее учителями были признанные мастера: Я. С. Медлин, Ф. Н. Тютрюмова, Б. М. Вядро, У. Мазетти. По приезде в Москву М. Куренко не сразу выбрала учебу в консерватории, поступив на юридический факультет Московского университета. Однако она все же решает учиться пению параллельно с курсами в университете. До 1922 г. М. Куренко пела на сцене Большого театра, что говорит и о силе ее голоса, и силе характера. В 1925 г. она эмигрировала в Америку.

Приведенные материалы позволяют более полно воссоздать облик одной из лучших певиц первой половины XX в., великого патриота России.

Ключевые слова: Мария Куренко, Томск, музыкальные классы, опера, сопрано.

Vavilov Stanislav Platonovich

«Russian Nightingale» from Tomsk

The fate of the many glorious representatives of Russian musical art in the first half of the 20th century are connected with Tomsk. Among the undeservedly forgotten names stands out the name of the famous Russian singer Mary Mikhailovna Kurenko. Her life and creative path begins in the Siberia. M. M. Kurenko received his primary education in the vocal classes of the Tomsk branch of the Imperial Russian musical society. From the teenage years Mary Kurenko took an active part in concerts for the Tomsk public. A significant period in the life of Kurenko passed in the United States of America, where the singer in the press has been called «the Russian Nightingale». The article contains information about Tomsk period life M. Kurenko and her studies at the Moscow Conservatory, based on the examination of archival materials, as well as publications in local press some of which contain a number of errors and inaccuracies. Her teachers were the acknowledged masters: Ya. S. Medlin, F. N. Tuytruymova, B. M. Vyadro, U. Mazetti. On arrival In Moscow M. Kurenko did not immediately choose to study at the Conservatory, having entered the law faculty of Moscow University. However, she still decides to study singing along with courses at the University. Until 1922 M. Kurenko sang on the stage of the Bolshoi theater, which speaks about the power of her voice and strength of character. In 1925, she emigrated to America.

All this allows us to more fully recreate the look of one of the best singers of the first half of the XX century, great patriot of Russia.

Keywords: Mary Kurenko, Tomsk, musical classes, opera, soprano.

Робустова Людмила Павловна

О педагогической подготовке студентов теоретико-композиторского факультета Новосибирской консерватории: история и современность

В статье рассматриваются вопросы педагогической подготовки студентов теоретико-композиторского факультета Новосибирской консерватории. Говорится о тесной связи прошлого и настоящего в процессе этой деятельности. Подходы и принципы организации педагогической практики в вузе апробировались еще в первое десятилетие существования консерватории. Они стали фундаментом, на котором базируется деятельность всех последующих поколений. Актуальность этих подходов и принципов просматривается и в настоящее время.

Особенностью подготовки студентов Новосибирской консерватории является универсализм требований к студентам всех факультетов, единство критериев оценки и централизация их деятельности. Для осуществления этих задач в 1969 г. была создана кафедра, которая с 1992 г. называется кафедра музыкального образования и просвещения. При ней организован сектор педагогической практики, который является основной базой практики студентов теоретико-композиторского факультета. Однако некоторые студенты проходят педагогическую практику на базах ДМШ/ДШИ.

В статье рассматриваются разновидности основной учебно-производственной практики; ее особенности, плюсы и минусы в подготовке студентов. Акцентируется внимание на научно-исследовательском подходе в педагогической работе. Многие научно-исследовательские разработки педагогов кафедры прошли апробацию в процессе занятий студентов по педагогической практике. Материалы этих инновационных экспериментальных разработок становятся основой для написания студенческих квалификационных дипломных рефератов. Большое значение для профессионального роста имеют и публикации, в которых отражена совместная научно-поисковая работа педагогов и студентов; приводятся названия и выходные данные этих статей. Отмечаются ценностные параметры самих рефератов; выборочно приводится их тематика. В заключении раскрываются проблемы, которые стоят перед кафедрой на перспективу.

Ключевые слова: кафедра музыкального образования и просвещения, Новосибирская консерватория, сектор педагогической практики, педагогическая подготовка, учебно-производственная практика, дипломный реферат.

Robustova Lyudmila Pavlovna

About pedagogical training of students of the Theoretical and Composer Department of the Novosibirsk Conservatoire: history and modernity

Considered in the paper are matters of pedagogical education of students of the theoretic-composer department of the Novosibirsk conservatoire. Close connection of past and present times in the process of this activity is discussed. Approaches and principles of organization of pedagogical practice in the higher school were probated as far as in the very first decade of the conservatoire existence. They laid foundations for the activities of subsequent generations at this higher school. The relevance of these approaches and principles can be viewed even now.

The universal nature of requirements to students of all departments, unity of assessment criteria and centralization of activities are specific features of education at the Novosibirsk conservatoire. To solve these problems, the department was organized in 1969, which, from 1992 is called the department of musical education and enlightenment. At this department, the sector of pedagogical practice was organized to become the major base of practical training of theoretic-composer department students. However, some students pass pedagogical practice on the bases of children’s musical/art schools.

The paper discusses varieties of the major learning and vocational practice; its peculiarities, strong sides and weaknesses of education. Much attention is given to the research-oriented approach in the pedagogical work. It is stated that numerous research and development carried out by that department’s instructors were tested during students’ pedagogical practice. Materials of these innovative experimental developments become a basis for students’ composing their qualification diploma structural abstracts. Publications reflecting joint research of teachers and students are crucial for career growth; titles and article information of these papers are listed. Valuable parameters of structural abstracts per se are noted and their themes are listed selectively. In the conclusion, we highlight problems which will face the department in the long run.

Keywords: department of musical education and enlightenment, Novosibirsk Conservatoire, sector of pedagogical practice, pedagogical education, academic-and-vocational practice, diploma structural abstract.