Вестник музыкальной науки 1 (3) 2014

Ерёменко Галина Анатольевна

Современная музыка: новые техники или иное восприятие?

Современную музыку отличает склонность к экспериментам. Но в отличие от авангарда она не только обновляет сонорными эффектами музыкальный язык и открывает новые техники организации формы. Главная цель новейших поисков – расшатывание стереотипов восприятия и критериев оценки творчества с позиций меняющихся представлений о пространстве и времени.

Пересмотру подвергается также классико-романтический арсенал музыки в интертекстуальных композициях, реконструируются в технике minimal-art ритуальные формы культуры в целях преодоления функции искусства как «высказывания автора», картинно-чувственного «отражения жизни».

Новые формы арт-деятельности (перформанс, хэппенинг) стремятся к освобождению в человеке интуиции, к стимуляции игрового поведения, воображения, восприимчивости необычного.

Ключевые слова: современная музыка, авангард, концептуализм, звуковые структуры, минимализм, интертекстуальность.

Ерёменко Галина Анатольевна – кандидат искусствоведения, профессор НГК. Е-mail: erema49@mail.ru

 

Молчанов Андрей Сергеевич

Остинато как жанр

В статье рассматривается остинато в музыке как жанровое явление. Автор обращается к группе произведений с названием остинато и пытается выявить их характерные жанровые признаки. В ходе анализа обозначается генетическая структура остинато, а также рассматривается его эволюция на современном этапе развития музыкального искусства. Миграция остинато в жанр рассматривается как тенденция современного искусства. В статье выделяются две группы произведений реализующих остинато в таком качестве. Первая основана на преломлении жанров академической традиции, а вторая связана с композицией статического типа, развивавшейся в минимализме. На примере анализа произведений М. Брауна и С. Тен-Холта автор показывает возможности конкретного художественного преломления указанного явления в разных стилевых условиях. Сделанные аналитические наблюдения позволяют констатировать развитие остинато в современном музыкальном искусстве как определенной жанровой модели, обобщающей смысловые горизонты целостной музыкальной композиции.

Ключевые слова: остинато, жанр, музыкальная форма, повтор в музыке, тип музыкальной композиции.

Молчанов Андрей Сергеевич – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки НГК. E-mail: mas-composer@mail.ru

 

Юферова Ольга Александровна

Нотный текст загадочных канонов: код или шифр?

Предметом изучения в статье выступает феномен музыкального кода, который рассматривается на материале произведений, относящихся к особому жанру старинной музыки – загадочным канонам. Автор рассматривает код как необходимое условие музыкальной коммуникации, формирующий область нормативной информации, общезначимых смыслов и охватывающий различные параметры организации произведения. Изучая загадочные каноны в контексте проблемы музыкального кода автор ставит своей целью выявить в нотном тексте данных сочинений компонентов кода, позволяющих произвести адекватную дешифровку старинных образцов. Задачи работы заключаются в следующем: 1) изучить художественный контекст, условия бытования загадочных канонов в музыкальном искусстве прошлого; 2) выявить информацию кода в нотном тексте загадочных канонов; 3) наметить тенденции использования компонентов кода в процессе развития жанра загадочного канона. При изучении загадочных канонов обнаружилось, что для музыкантов прошлого информация об их реконструкции, как правило, принадлежала коду. Сокращенная запись оригинальных образцов, ключи «До», отсутствующие пояснения об интервальном вступлении голосов, исполнительском составе и т. п. были, в большинстве случаев, известны, и являлись нередко свидетельством устной передачи знаний о дешифровке. При этом заметим, что частью кода представали и многие письменные указания композиторов, как правило, на латинском языке, и информирующие, к примеру, о способах полифонического преобразования темы, количестве голосов, времени их вступления. Однако, постепенно, в связи с отходом композиторов от общезначимых письменных обозначений, индивидуализацией смыслового, композиционного решений загадочных канонов происходит вытеснение кодифицированной информации. Нехватка знаний для реконструкции канонов приводит к неоднозначности результатов, возможности восстановления исходного текста в нескольких вариантах (например, расшифровки загадочных канонов И. С. Баха А. Милкой, Л. Решетняк). Для современного сознания воспринимающего, утратившего код музыкального искусства прошлого, загадочные каноны предстают шифром, сферой тайнописи.

Ключевые слова: канон, код, шифр, старинная музыка, реконструкция.

Юферова Ольга Александровна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Е-mail: olya2113@yandex.ru

 

Дубровская Марина Юзефовна

Кризисные эпохи в становлении музыкального наследия японцев (к постановке проблемы)

В статье  впервые представлены результаты исследования феномена  переходных / кризисных эпох (ПЭ) в  длительном историческом  процессе становления  музыкального наследия японцев. В опоре на подходы российской исторической науки осуществляется описание места и функций ПЭ в истории японской музыки, предлагается опыт их классификации и типологизации. Рассмотрение предмета в исторической ретроспективе позволяет сделать вывод о кульминационном значении ПЭ в формировании магистральных явлений национальной музыкальной традиции Японии. Прослежено доминирующее значение в их возникновении аккультурации – заимствования континентальных музыкально–художественных ценностей, которые впоследствии адаптировались в национальном искусстве.  В целях классификации и разграничения явлений определяются два типа ПЭ, исторически сложившиеся в японской музыкальной культуре. Четыре первые из них, которые условно обозначаются в качестве «кризисных» ПЭ предшествуют четырем другим ПЭ – «новой классике». Показано, как в повторяющихся  сменах-чередованиях соседних единораздельных ПЭ постепенно вызревают самобытные жанрово-стилевые и ладоинтонационные характеристики японской музыки прошлого и настоящего.

Ключевые слова: история музыкальной культуры Японии, аккультурация, переходные/кризисные эпохи, классификация, жанры, ладообразование.

Дубровская Марина Юзефовна – доктор искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания НГК (академии) им. М. И. Глинки. Е-mail:  m-dubrovskaya53@mail.ru

 

Коробейников Сергей Савельевич

Стилевой диалог в органных фугах Макса Регера

Статья посвящена процессам стилевых взаимодействий в сочинениях немецкого композитора рубежа XIX–XX веков М. Регера. В его творчестве отчетливы проявления стилевого диалога между позднеромантическими и барочными элементами самого разного типа. Наиболее наглядно это проявляется в органных фугах. Форма фуги, имеющая для композитора основополагающее значение, по своей природе предрасполагала к внедрению в ее тематический материал, приемы развития и композиционный принципы элементов стиля барокко. Для Регера проявления барокко были связаны прежде всего с творчеством Баха. Бахианские и позднеромантические взаимодействия выявляют принципиальные моменты близости этих двух стилевых систем. Подобные процессы стилевой диалогичности автор статьи находит и в творчестве ряда отечественных композиторов конца XX века и видит в них «договаривание» тех же тенденций, которые питали творчество Регера и других необарочно настроенных композиторов XIX века.

Ключевые слова: стилевой диалог, фуга, Бах, ретроспективизм, стилевой дуализм, стилизация.

Коробейников Сергей Савельевич. Новосибирский государственный театральный институт; декан актерского факультета, кандидат искусствоведения, доцент.

 

Демешко Галина Андреевна

Смысловые контексты опусной музыки  рубежа XX–XXI веков (к постановке вопроса)

В статье затрагивается вопрос результативности процессов обновления, тесно связанный с сохранением смысловой природы музыки. Подчеркивается, что в широчайшем звуковом диапазоне современной музыки порой теряется голос ее самого серьезного (с точки зрения качественного измерения смыслов) пласта.

Поиск новых содержательных структур в сфере музыкальной практики всегда сопровождался переосмыслением теоретических установок на понятие «музыкальный язык». Сегодня этот процесс носит особенно острый характер, всё более смещая акцент со знаково-лингвистического – на антропологическое понимание природы музыкального смыслообразования. В этом контексте интонирование предстает как показатель человеческого присутствия в музыке, как фактор ее «языковости», а не система информативно устойчивых единиц текста.

Автор считает, что подлинно «языковыми» свойствами наделены лишь те новейшие музыкальные опусы, которые несут в себе скрытый потенциал к рождению «психотекста» – результативного смыслового образования, возникающего в сознании перципиента на основе соучастного, многомерного и всегда индивидуального интонационного «познания» музыки.

Качественным показателем результативности поисковых процессов в этой сфере становится обращенность музыки к универсальному жизненному опыту человека с европейским типом ментальноспш Расширение «антропологических» регистров интонирования в произведениях последних десятилетий легко резонирует с античным (гуманистическим) корнем его сознания. В статье рассматриваются представляющие этот регистр новые звуковые (мультифонизм) и деятельностные (музицирующие, артификационные и т. д.) формы интонирования, развернутые на мультимедийную практику XX–XXI вв.

Другой, христианский корень европейской ментальности корреспондирует с возвышенно-ценностной интонационной энергетикой так называемого неоканонического искусства (сфера «новой сакральности»). Важнейшие смыслообразующие параметры этого направления, тесно связанные с мифологизирующими культурными тенденциями последних десятилетий, также очерчены в настоящей статье и обозначены понятием «контонация» контонирование (con – вместе, tonare – произносить), что означает вместе, коллективно произносить).

Ключевые слова: музыкальный язык, интонация, контонация, психотекст, авторский опус, музыкальная коммуникация, мультифонизм, неоканонизм, «новая сакральность».

Демешко Галина Андреевна – доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.

 

Антипова Юлия Владимировна

«Свое» и «чужое» в творчестве новосибирского композитора Андрея Попова

Сочинения новосибирского композитора Андрея Попова – Концерт-аллюзия «Как поживаешь, старушка Вена?» для двух фортепиано с оркестром на темы из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса (1993) и переизложение цикла «Времена года» П. Чайковского (2008) – рассматриваются с точки зрения музыкально-текстовых заимствований (свое / чужое), проблемы стилевых диалогов, ретростилистики, лирически-ностальгийных настроений постмодернизма.

Идея с аллюзией Вены как города-метафоры позволила объединить множество тем композиторов, которые в разное время творили в Вене. Театральность на уровне музыкальной драматургии и сценического воплощения сочетается с тонкой интеллектуальной задачей последовательно провести тематический материал из оперетты И. Штрауса и произведений Й. Гайдна, В. Моцарта, И. Брамса, А. Шёнберга, А. Веберна и др. Цикл «Времена года» стал опытом перепрочтения, нового понимания популярного классического произведения посредством оригинального минициклирования пьес, их переоркестровки.

Ключевые слова: Андрей Попов, Иоганн Штраус, Чайковский, аллюзия, попурри, перепрочтение, постмодернизм.

Антипова Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Автор работ по проблемам искусства академической традиции и массовой культуры. E-mail: antikostin@mail.ru

 

Синельникова Ольга Владимировна

Инструментальная музыка Родиона Щедрина «from afar»

Статья посвящена характеристике стиля Родиона Щедрина начала XXI столетия. Синтезирующие и ретроспективные тенденции, потребность философского обобщения, повышенная диалогичность, драматические образы – общие черты творчества композитора последних лет. В инструментальной музыке Щедрина начала XXI века появляется символический образ эха («echo»). В этом заключается авторское преломление признаков позднего стиля композитора. Аналогия с эффектом эха влечет за собой стремление осмыслить свою жизнь и творчество издалека («from afar»), погрузиться в прошлое, вспомнить прожитые годы. В отдельных сочинениях Щедрина (Концерта № 6 «Concerto lontano» для фортепиано и струнного оркестра, «Concerto parlando» для скрипки и трубы со струнным оркестром, Концерт для гобоя с оркестром, Концерт для фортепиано и виолончели с оркестром «Романтическое приношение») символы «echo» и «from afar» являются не только ассоциативными образами, но и приобретают значение драматургического принципа, который распространяется на все уровни композиции. Вторая половина статьи посвящена анализу Концерта № 6 «Concerto lontano» для фортепиано и струнного оркестра (2003) Р. Щедрина как яркого примера воплощения принципа «from afar».

Ключевые слова: творчество Родиона Щедрина, поздний стиль, синтез, диалог, ретроспективные тенденции, издалека.

Синельникова Ольга Владимировна – доцент, заведующая кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Е-mail: sinel1@narod.ru

 

Покровская Надежда Николаевна

Арфа в творчестве М. И. Глинки

В статье исследуется арфовое творчество М. Глинки, истоки которого автор видит в любительском музицировании русского просвещенного дворянства. Изменения в применении инструмента не только как сольного и аккомпанирующего, но и как ансамблевого и оркестрового обуславливается расширением знакомств Глинки среди арфистов-профессионалов России и Европы. Усложненная фактура последних арфовых опусов Глинки говорит о его изучении возможностей арфы системы С. Эрара с двойным движением педалей (б double movement) и концертного репертуара для этой арфы западноевропейских композиторов.

Ключевые слова: арфа, русский любительский репертуар, творчество Глинки, исполнительская деятельность Н. Девитте, К. Шульца.

Покровская Надежда Николаевна, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

 

Недоспасова Анна Павловна

Шведский полонез из Тобольска. Опыт реконструкции барочной партитуры

Инструментальный манускрипт, составленный в Тобольске в 1715 г., недавно найден в Швеции, в нем зафиксированы фрагменты партитур западноевропейского светского репертуара рубежа XVII–XVIII вв. Статья посвящена реконструкции танца, состоящего из трех туров, под названием «Полонез, Пропорцио и Саррас», автором которого является составитель сборника, офицер и гобоист шведской армии Г. Блидстрём. Как и другие пьесы манускрипта, в соответствии с устно-письменными традициями составления партитур эпохи Барокко, танец представлен только мелодией. Оценить художественные достоинства произведения можно путем реконструкции недостающих элементов партитуры: линии баса, тонально-гармонических координат, исполнительских параметров – тембрового, жанрового и артикуляционного облика пьесы.

Ключевые слова: Тобольский манускрипт, реконструкция, basso continuo, барокко, шведская инструментальная музыка.

Недоспасова Анна Павловна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории (академия) им. М. И. Глинки. E-mail:  anedospasova@yandex.ru

 

Решетова Наталья Михайловна, Робустова Людмила Павловна

Кукольные театры Сибири: музыкально-краеведческий экскурс

Кукольный театр, будь то профессиональный или любительский, – явление распространенное, но не изученное в музыкознании. Его спектакли тесно связаны с музыкой, звуком, словом, которым принадлежит значительная содержательно-смысловая нагрузка. Кукольный театр особенно важен для детской аудитории, поскольку несет в себе эстетическую, этическую и познавательно-воспитательную функции.

Театр кукол имеет давнюю историю и широко распространен в Сибири. Первый профессиональный кукольный театр появился в Новосибирске, в 1934 году, а далее – Иркутск, Чита, Омск, Красноярск, Барнаул, Новокузнецк. До конца 60-х годов ХХ века были открыты театры в Томске, Кемерове, Улан-Удэ. Сегодня в каждом крупном городе региона имеется хотя бы один профессиональный кукольный театр.

Для кукольного театра музыку писали такие крупные композиторы Сибири, как – Г. Иванов, С. Королёв, Г. Гоберник, В. Натанзон, А. Дериев и др. Наряду с авторской музыкой в настоящее время к кукольным спектаклям активно используются музыкальные подборки из произведений композиторов-классиков. В качестве экспериментальной работы можно выделить деятельность иркутского театра кукол «Редкая птица». В нем используется музыкальная импровизация как основной метод озвучивания спектакля.

Статья отражает разнообразие творческих подходов в деятельности театров Сибири. Особая роль принадлежит авторам, которые создают особый музыкальный мир детского кукольного спектакля. Он тесно связан с культурной жизнью региона и особенностями воспитания детей средствами кукольного театра.

Ключевые слова: кукольный театр в Сибири, музыка в театре кукол, сибирские композиторы.

Решетова Наталья Михайловна, аспирант Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки. Е-mail: theoretic-natali@mail.ru

Робустова Людмила Павловна, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент; член Общества теории музыки; член Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Е-mail: Robus2004@yandex.ru

 

Гончаренко Светлана Сергеевна

Первые страницы органной сибирианы: о Сюите для органа А. П. Новикова

Статья посвящена первому произведению для органа, написанному в Сибири – Сюите в трех частях А. П. Новикова (1909–1979) – одного из пионеров строительства музыкальной культуры в сибирском регионе. Сочинение посвящено дочери композитора Е. Волковой, которая впервые исполнила его в Большом зале Новосибирской консерватории в декабре 1971 года. Автор статьи сравнивает композиционный план двух версий сочинения, показывает типичные черты стиля А. П. Новикова – принцип программности, картинное сопоставление частей, монтажную технику, тематизм, близкий современной русской сибирской песне.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, органная сюита, «Сибирские страницы», песенный тематизм, современный сибирский фольклор, монтажный принцип.

Гончаренко Светлана Сергеевна – профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академия) им. М. И. Глинки. Е-mail: lalumiere@ngs.ru

 

Мичков Павел Александрович

Медиатека Новосибирской консерватории

В статье рассматривается история формирования фондов аудио- и видеоресурсов Новосибирской консерватории. Прослеживаются этапы организации справочно-поискового аппарата медиатеки. Излагаются принципы формирования структуры  информационного архива. В качестве иллюстраций приводятся редкие образцы грамзаписей и другие ранние материалы, на которых представлены произведения классической музыки в исполнении преподавателей консерватории – Г. Пеккера, В. Слонима, З. Тамаркиной, А. Барон, М. Богуславского. Сохранились редкие грампластинки с записями исполнений солистов Новосибирского академического театра оперы и балета, Новосибирского фортепианного трио и другие.

Ключевые слова: медиатека Новосибирской консерватории, фонотека, видеотека.

Мичков Павел Александрович – аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, руководитель отдела информационных и медиаресурсов НГК. E-mail: michkovpa@nsglinka.ru

 

Гоц Тамара Анатольевна

Значение теоретической подготовки для формирования профессиональных навыков студентов-вокалистов

В статье рассматриваются вопросы, связанные с освоением сложных интонационно-стилевых моделей в музыки XX века в курсе сольфеджио для студентов вокального факультета вуза. Отмечается необходимость использования ряда аналитических приемов, предваряющих исполнение одноголосных образцов. К числу этих приемов можно отнести определение элементов различных звуковысотных систем в структуре каждого отдельного номера и использование техники переключения тонально-слуховой и исполнительской настройки для правильного озвучивания материала.

Ключевые слова: сольфеджио для вокалистов, развитие музыкального слуха, совершенствование методов обучения сольфдежио.

Гоц Тамара Анатольевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. E-mail: gotz_ta@mail.ru

 Вестник музыкальной науки 1 (3) 2014
Вестник музыкальной науки 1 (3) 2014
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.