Вестник музыкальной науки Т. 10, № 4 2022

В.В. МАЗЕПУС: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЧЕСКОГО ПУТИ

Н.М. Кондратьева

Аннотация. Мемориальная статья посвящена 75-летию со дня рождения выдающегося ученого, профессора кафедры этномузыкознания НГК им. М.И. Глинки, создателя новосибирской этномузыкологической школы В.В. Мазепуса (15.01.1947 – 02.12.2006). В ней приведены биографические сведения, а также охарактеризованы основные результаты его научной, педагогической и творческой работы. В качестве основных результатов этномузыкологической деятельности рассматриваются несколько новых, разработанных им методологических подходов. Первым из них является универсально-грамматический метод, позволяющий описывать различные культурные феномены с помощью системы разноуровневых инвариантов – минимальных сегментов (на уровне сегментации), позиционных инвариантов (на уровне синтагматики) и функциональных инвариантов (на уровне парадигматики). На следующих этапах анализа выявляется грамматика изучаемого стиля и дается ее культурная интерпретация. Следующими вехами стали разработки артикуляционной классификации этномузыкальных тембров и ее акустической поддержки, метод статистического анализа ритма, сравнительно-исторические методы относительной хронологии и внешнего сравнения. Заметный вклад В.В. Мазепус внес в методологию комплексно-текстологического исследования, методологию исследования перцептивного мышления фольклорных исполнителей и методологию ареальных исследований коренных сибирских культур. Особого внимания заслуживает развитие теории интонационной культуры этноса. В ее основе лежит идея выявления суперграмматики, регулирующей различия жанровых традиций и объединяющей их в единое целое. Важнейшими компонентами педагогической работы В.В. Мазепуса были разработка и чтение на протяжении 18 лет шести уникальных авторских курсов, связанных с основными направлениями его научных исследований. Эти курсы способствовали воспитанию высокопрофессиональных специалистов, формированию научной школы и превращению Новосибирской консерватории в один из ведущих этномузыкологических центров. В приложении к статье приведены списки опубликованных трудов В.В. Мазепуса, дающих представление об исследованиях, а также дипломных работ и кандидатских диссертаций, выполненных под его руководством.

Ключевые слова: В.В. Мазепус, этномузыкология, музыкальная культура Сибири, методы анализа музыкальных текстов
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кондратьева Н.М. В.В. Мазепус: Страницы жизни и основные вехи этномузыкологического пути // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 5–21.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-5-21.

 

ВОСПИТАНИЕ ЭТНОМУЗЫКОЛОГА: О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.В. МАЗЕПУСА

О.В. Новикова

Аннотация. Статья посвящена осмыслению педагогической деятельности профессора кафедры этномузыкознания Новосибирской консерватории Владимира Владимировича Мазепуса (1947–2006). Разработав с учетом методов точных наук уникальный методологический комплекс для изучения неевропейских музыкальный культур, В.В. Мазепус стал автором соответствующих учебных курсов, аналогов которым не было в других вузах. «Системные методы анализа текста» знакомили со структурными музыкологическими методами и позволяли изучить авторскую методологию описания грамматической организации различных культурных феноменов. Целью предмета «Артикуляционная классификация тембров» было освоение способов адекватного описания этномузыкальных тембров. «Основы стиховедения» давали представление о различных поэтических системах и готовили к изучению ритмической структуры фольклорного произведения, в котором скоррелированы ритмика стиха и ритмика напева. В курсе «Музыкальная культура Китая» последовательно рассматривалась историческая эволюция крупнейшей неевропейской музыкальной цивилизации. Все эти курсы расширяли для будущих этномузыкологов арсенал аналитических средств, позволяя добиваться достоверных результатов там, где традиционные музыковедческие подходы были недостаточно результативными. Главной целью своей педагогической работы В.В. Мазепус видел взращивание творчески мыслящего ученого, будущего коллеги-единомышленника. В его классе по специальности, а также в Лаборатории системных исследований этномузыкальных культур, объединившей его учеников и последователей, царила атмосфера вдохновенного научного поиска, рождавшая ощущение братства, совместного общего дела.

Ключевые слова: Владимир Мазепус, методология этномузыкознания, воспитание этномузыколога, педагогика высшей школы
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Новикова О.В. Воспитание этномузыколога: О педагогической деятельности В.В. Мазепуса // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 22–30.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-22-30.

 

К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ КАРАИМСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

М.Ю. Дубровская

Аннотация. В статье впервые в этномузыковедческом аспекте поднимается проблема межэтнических взаимодействий караимского песенного фольклора. Критическому осмыслению подвергаются текстовые комментарии в изданных в XXI в. караимских песенных сборниках. Посредством сравнительного рассмотрения ряда образцов известных крымскокараимских, крымско-татарских, казанско-татарских и караимско-литовских фольклорных произведений доказывается наличие активных межнациональных взаимовлияний в этой сфере, явившихся следствием объективных процессов становления и временного развития художественной культуры малого караимского этноса в окружении более масштабных этнических групп населения Крыма и предлежащих земель. Указывается, что характерные особенно для периода начала ХХ в. разнообразные трансформации мелодического облика и словесного текста фольклорных феноменов караимов в инонациональной среде не сказались на узнаваемости инварианта, в частности, крымско-караимского «Эки къызчыкъ» и караимско-литовского «Bir bar ėdi». Выявляется, что стимулом переинтонирования, заимствования и перетекстовок известных фольклорных напевов стали наличие устных песенных традиций народов, исторически проживавших в непосредственном контакте с крымско-караимской диаспорой, творчество выходцев из данного анклава, а также историко-культурное и языковое единство тюркоязычных этносов дореволюционной России, Российской Федерации и ее ближайших стран-соседей.

Ключевые слова: караимский песенный фольклор, межэтнические взаимодействия, тюркоязычные народы, этномузыкознание и фольклористика, песенные сборники
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дубровская М.Ю. К проблеме межэтнических взаимодействий караимского песенного фольклора // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С 31–44.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-31-44.

 

ДИАТОНИКА: ПОРОЖДАЮЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВАЯ ДИАТОНИКА В МУЗЫКЕ ХХ в.

Л.В. Александрова

Аннотация. Публикация является продолжением и развитием положений, рассмотренных в статье «Диатоника: порождающие закономерности. “Белоклавишная” диатоника» (Вестник музыкальной науки. 2022. № 3. С. 5–15). Закономерности европейской диатоники, определившиеся в результате исторического отбора и нашедшие полное отражение еще в античной совершенной системе, актуальны и в музыке XX в., несмотря на изменчивость локальных структурных и функциональных характеристик. Структурная упорядоченность диатонических ладов в модели уникальной «белоклавишной» диатонической системы позволила не только сохранить ее как основу для ряда звуковысотных систем музыки XX в., но и породить многие разновидности, обладающие сложным конструктивным содержанием. В статье рассматриваются сложные структурные разновидности диатоники ХХ в., предполагающие суммирование звукорядов различных диатонических ладов, создающих более плотную структуру из 9, 10, 11, 12 ступеней, выбранных из двенадцатизвукового основания. К таковым относятся сложноладовые системы, объединяющие лады разновысотной локализации: образованные ладами одного наклонения (мажорного или минорного), отстоящие друг от друга на полутон, тритон, однотерцовые системы. Сложноладовые системы, как и зеркально-симметричная исходная диатоника, обладают структурной переходностью сопряженных составляющих ее ладов и, благодаря действию толерантного отношения, порождают мелодически и гармонически противоположные пары. Для более наглядного выражения рассмотренных закономерностей использован метод формализованной записи как диатонических ладов, так и сложных двенадцатизвуковых систем. Этот метод в контексте данной работы целесообразен не только для наглядной демонстрации мелодической и гармонической противоположностей сложных систем, но и необходим для поисковых операций, позволяющих более простым способом выявлять новые ладотональные организации по закономерностям, спроецированным от исходной «белоклавишной» диатоники. В логическом смысле благодаря действию толерантного отношения процесс перерождения разворачивается от одной относительно простой и упорядоченной формы мышления к более масштабной, и так бесконечно, следуя всеобщим законам цикличности и порядка. Индивидуальные творческие процессы творцов как бы черпают каждый свои фрагменты из бездны возможностей и граней гармонии, порядка, симметрии.

Ключевые слова: двенадцатизвуковая диатоника, ладовые системы XX века, формализованная запись, творческие варианты
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Александрова Л.В. Диатоника: Порождающие закономерности. Двенадцатизвуковая диатоника в музыке ХХ в. // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 45–67.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-45-67.

 

ИЗМЕРЯЯ МУЗЫКУ: К ИСТОРИИ АКУСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Н.С. Бажанов

Аннотация. В этой статье участвуют три «персонажа»: измерение, музыкальное произведение в исполнительской форме, история акустических исследований в музыкальной науке. Измерение относится к музыкальному произведению и понимается весьма широко, фактически как сторона восприятия музыки, вне которой интонационные смыслы не существуют. Путь к познанию музыкального произведения в исполнительской форме неизбежно лежит через акустические исследования, где измерения выполняют фундаментальную роль нотирования текста и оформления грамматики выразительных средств. Предпринята попытка объяснить и аргументировать причины снижения интенсивности отечественных исследований музыкального произведения в звуковой форме почти до полного исчезновения. При огромных возможностях современных цифровых акустических программ-редакторов это тем более парадоксально на фоне расцвета музыкальной акустики в XX в., когда использовалась сложная аналоговая аппаратура. Звучание музыкального произведения – важнейшая и единственная объективная онтологическая форма произведения. В западной музыкологии интерес к изучению закономерностей исполнительской формы произведения значительно возрос в XXI в. Снижение фундаментальных сведений об устройстве музыкального произведения в отечественном музыковедении не просто увеличивает незнание главного предмета музыкальной науки. Акустические тексты музыкального произведения содержат косвенные данные о главном финальном компоненте системы произведения – его существовании в восприятии и музыкальном сознании слушателя.

Ключевые слова: акустика музыкального произведения, изучение музыкального исполнения, звучание музыки, измерение музыки
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бажанов Н.С. Измеряя музыку: К истории акустических исследований музыкального произведения // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 68–79.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-68-79.

 

СТАРОПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ «АРМИДЫ» Ж.-Б. ЛЮЛЛИ И Ф. КИНО: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Т.В. Смирнова

Аннотация.В статье представлен обзор старопечатных изданий «Армиды», последней совместной работы композитора Ж.-Б. Люлли и драматурга Ф. Кино в жанре tragédie mise en musique. Объектом изучения послужили доступные автору нотные партитуры и либретто, изданные в конце XVII – начале XVIII в. Они рассматриваются в качестве важнейших источников информации о постановке (время и место исполнения) и причастных к ней лицах (композитор, драматург, художник-декоратор, меценат). Результаты исследования позволяют, во-первых, конкретизировать знания об объеме и содержательном наполнении печатных изданий музыкально-театральных сочинений, во-вторых, обозначить возможные истоки многочисленных трактовок термина «либретто», известных, главным образом, по современным энциклопедическим изданиям (печатная книга небольшого формата / книжечка, литературная основа музыкально-сценического произведения или краткое содержание оперы), в-третьих, воссоздать (благодаря гравированным рисункам, содержащимся в художественно оформленных изданиях) атмосферу происходящего на сцене действия во времена создателей произведений и, наконец, расширить представления как об обладателях привилегий на печать, так и значении издательской деятельности для распространения музыкально-сценических произведений и развития музыкально-театрального дела в целом.

Ключевые слова: Люлли, tragédie en musique, старопечатное издание, либретто
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Смирнова Т.В. Старопечатные издания «Армиды» Ж.-Б. Люлли и Ф. Кино: Исторический экскурс // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 80–90.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-80-90.

 

ПРЕТВОРЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРООБРАЗОВ В «ИСПАНСКОЙ РАПСОДИИ» МОРИСА РАВЕЛЯ

В.В. Басс

Аннотация. В статье рассматриваются принципы опосредования жанров испанской танцевальной культуры в музыкальном тематизме «Испанской рапсодии» М. Равеля. Различные музыкально-хореографические прообразы – малагенья, хабанера, хота – исследуются в аспекте функционирования их жанровой семантики в контексте симфонического произведения с целью расширения представлений о стилевой системе Равеля. Особое внимание уделяется тому, как пластические компоненты танца (позы, жесты, движения, хореографический рисунок) отражены в основных параметрах музыкального языка – ритме, фактуре, мелодическом рисунке, композиции. Анализ симфонической партитуры в избранном ракурсе показал, что Равель сумел мастерски воссоздать широкий спектр народных песенно-танцевальных образов не только через претворение черт музыкального языка определенных региональных традиций испанского фольклора, но и посредством тонкого преломления пластики танцевальных движений и жестов, воплощения экспрессии танца. Танцевальные жанры в различных частях «Испанской рапсодии» имеют свою специфику. В «Малагенье» и «Хабанере» хореография танцев, особенности исполнения и инструментального сопровождения получили последовательное и детальное отражение. Можно говорить о «зримой» конкретности музыкальных образов, связанных с различными персонажами танца. В «Ферии» танцевальный прообраз представлен более обобщенно (хотя композитор прибегает к цитированию народных мелодий арагонской хоты), без последовательного воспроизведения всех особенностей хореографической структуры, без яркой персонификации музыкальной интонации.

Ключевые слова: танцевальный прообраз, испанский фольклор, хореографическая лексика, опосредованное претворение танца, стиль Равеля
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Басс В.В. Претворение фольклорных танцевальных прообразов в «Испанской рапсодии» Мориса Равеля // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 91–107.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-91-107.


АНСАМБЛЕВЫЕ СОНАТЫ М. РАВЕЛЯ 1920-х гг.: К ВОПРОСУ ТРАКТОВКИ СТИЛЯ

Г.А. Еременко, В.П. Михайлова

Аннотация. Статья посвящена вопросу интерпретации стилистических особенностей камерных сонат М. Равеля 1920-х гг. Сам композитор признавал их поворотным пунктом в творчестве. Его суть – рост внимания к конструктивным приемам в композиции как реакция на критику свободы самовыражения художников-импрессионистов. В авторитетных отечественных монографиях (Ю. Крейн, И. Мартынов, В. Смирнов) стиль и техника письма сонат охарактеризованы краткими наблюдениями, и новации композитора не получают оценок. Стилевая трактовка новых конструктивно-выразительных средств определяет актуальность и новизну изучения. В центре внимания авторов проявление классицистских и неоклассицистских черт в музыкальном языке сонат. На основе мнений исследователей М.К. Михайлова, Л.Н. Раабена, В.П. Варунца предложена характеристика общих черт и различий в терминологии и национальном своеобразии диалога с традицией. Акцентирован интерес Равеля к обогащению в поздний период творчества романтически-импрессионистских черт разными – умеренными (классицистскими) или радикальными (неоклассицистскими) – формами наследования опыта французской музыкальной культуры. Анализ с этих позиций композиции, тематизма в циклах сонат и приемов его развития составляет содержание основного раздела статьи. Предложена классификация двух типов изложения – линеарный и жанровый. Выявлены некоторые особенности организации каждого из них, показаны на конкретных примерах наиболее значимые индивидуальные черты в разных вариантах диалога композитора с национальной традицией музыкального искусства отдаленных эпох. Анализ позволил раскрыть смелость новаторских открытий Равеля – природу линеарного мышления, гибкое сочетание расширенной тонально-гармонической системы с неомодальными и полиладовыми приемами организации, при сохранении особых законов национального формообразования. Эти открытия Равель использовал в качестве средств конструктивно-выразительного обновления своего самобытного музыкального языка.

Ключевые слова: ансамблевая соната, струнные инструменты, стиль, тематизм, линеарность, неомодальность, диалог с традицией, классицизм и неоклассицизм, французская музыка, камерная музыка ХХ в.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Еременко Г.А., Михайлова В.П. Ансамблевые сонаты М. Равеля 1920-х гг.: К вопросу трактовки стиля // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 108–119.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-108-119.

 

ИДЕИ И ОБРАЗЫ В ДЕТСКИХ АЛЬБОМАХ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Чжан Чао

Аннотация. В статье автор показывает эволюцию художественных образов в детских альбомах русских композиторов и исследует, как процесс их восприятия влияет на обучение пианистов. Образы детских альбомов становятся для юных пианистов первым шагом на пути к восприятию и дальнейшей исполнительской интерпретации сложных художественных образов «взрослой» фортепианной музыки. Изменения художественных образов в детских альбомах от творчества П.И. Чайковского до творчества С.М. Слонимского демонстрируют новые тенденции, появившиеся к XXI в. в области детской психологии и детском музыкальном искусстве. Цель данной статьи – определить роль художественных образов в детских фортепианных альбомах в процессе становления юного пианиста, а также выделить новые художественные образы в творчестве современных фортепианных композиторов. Автор статьи обращает внимание на понятие «современность» в рамках интерпретации художественных образов и, сравнивая творчество русских композиторов XIX, XX и XXI в., выделяет те общие для их творчества художественные образы, которые передают юным пианистам ключевые общечеловеческие и духовные ценности, необходимые для понимания музыкального искусства.

Ключевые слова: музыкальное искусство, художественный образ, фортепианная культура, фортепианная музыка для детей, детский фортепианный альбом
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чжан Чао. Идеи и образы в детских альбомах для фортепиано русских композиторов // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 120–128.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-120-128.

 

«ШАМАН» БОРИСА ЛИСИЦЫНА. НА СТЫКЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ТЕХНИК КОМПОЗИЦИИ В ПЕРИОД ПОСТАВАНГАРДА

А.С. Молчанов

Аннотация. В статье рассматривается одно из ярких сочинений в сибирской профессиональной музыке последнего десятилетия пьеса для виолончели соло «Шаман» Бориса Лисицына. Акцент сделан на композиционно-технических аспектах построения произведения и когнитивных возможностях его понимания на уровне музыкального материала, формирующего образ. В ходе анализа отмечается преобладание фазового характера композиции, сочетающей репризные паттерны с вариантным обновлением материала, а также разные интерпретационные версии сочинения, их влияние на общую структуру произведения и особенности ее восприятия. В связи с этим выделяются когнитивные стратегии обнаружения и ожидания, которые взаимодействуют между собой, определяя специфику восприятия звукового материала, организованного на основе тождественных, вариантно повторяемых элементов. Они проявляют ориентацию сочинения, прежде всего, на подготовленного слушателя. В результате пьеса Бориса Лисицына предстает в синтезе академической музыкальной традиции и авангардных техник композиции ХХ в., направленных на раскрытие музыкального образа шамана. В ходе его воплощения композитором отражены общие культурно-типологические представления о шаманизме в академической музыке, с учетом кросскультурных связей и развитием ритуальности в искусстве. Также музыкальный язык «Шамана» демонстрирует характерные проявления индивидуальной композиторской стилистики Лисицына с его высокой смысловой наполненностью интонационного содержания, представленного в объемном пространственно-временном континууме.

Ключевые слова: шаманизм, алеаторика, минимализм, когнитивный процесс, сибирские композиторы, музыка для виолончели
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Молчанов А.С. «Шаман» Бориса Лисицына. На стыке культурных традиций и техник композиции в период поставангарда // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 129–139.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-129-139.

 

 «ИОКАСТА» АЦИО КОРГИ КАК ПРИМЕР ВОПЛОЩЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО CREDO КОМПОЗИТОРА: «ПЕРЕЧИТЫВАТЬ ПРОШЛОЕ В ДУХЕ СОВРЕМЕННОСТИ»

Л.В. Гаврилова

Аннотация. Статья посвящена опере итальянского композитора Ацио Корги «Иокаста», премьера которой состоялась 19 июня 2009 г. в г. Виченца, Teatro Olimpico. Она была специально заказана как часть празднования 500-летия со дня рождения великого итальянского архитектора Андреа Палладио, по чьему проекту был построен этот театр. Автор рассматривает оперу в контексте музыкально-театральных сочинений композитора, в качестве главного вектора выделяя ведущую художественную идею творчества, которую Корги сформулировал, как «необходимость знать прошлое для того чтобы быть способным вновь открывать и перечитывать его “в духе современности”». Особое внимание уделяется особенностям композиции и либретто оперы, созданному в сотрудничестве с Маддаленой Маззокут-Мис. Оно представляет собой альтернативную версию античного мифа, объединяя сюжетные мотивы трагедий Софокла, Еврипида и Сенеки. Помимо этого, выявляются драматургические функции voce recitante, меццо-сопрано, солистки-альтистки и хора в их взаимосвязи с традициями античного театра. Это позволило сформулировать специфику «прочитывания прошлого в духе современности» в опере «Иокаста» и представить ее как органичную часть музыкально-театрального наследия А. Корги.

Ключевые слова: музыкальный театр, Ацио Корги, опера «Иокаста», Маддалена Маззокут-Мис, либретто
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаврилова Л.В. «Иокаста» Ацио Корги как пример воплощения творческого credo композитора: «Перечитывать прошлое в духе современности» // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 140–152.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-140-152.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ СЕГОДНЯ? (ПРИГЛАШЕНИЕ К НАУЧНОЙ ДИСКУССИИ)

Т.А. Корнелюк

Аннотация. Статья посвящена проблемам музыкальной герменевтики. Актуальность обусловлена насущностью этого исследовательского направления в отечественном искусствоведении: музыкальная герменевтика – сегодня одно из самых обсуждаемых направлений музыкальной науки. «Субъективность» и «ненаучность» – «краеугольные камни» исследовательских размышлений, а дискуссионность таких понятий, как «недоказуемость», «непроверяемость», «нерациональность», «нелогичность», требует исследовательской рефлексии и методологического осмысления. Цель статьи – очертить проблемное поле музыкальной герменевтики и обозначить пути дальнейшей методологической рефлексии. Автор рассматривает концепцию Л.О. Акопяна о трех моделях музыкальной герменевтики и приглашает к научной дискуссии. Проблемное поле музыкальной герменевтики охватывает следующие аспекты: субъективный фактор; проблема научности; проблема адекватности толкования; проблема понимания; проблема доказуемости; проблема целесообразности толкования текста. Перспективы научно-методологической мысли, в контексте обсуждаемых в статье вопросов, автор видит в привлечении концепции о двух актуальных для современного музыковедения типах исследовательской рефлексии – аналитическом и синтетическом / интерпретативном и понятии «адекватное восприятие» (разработано В.В. Медушевским). Герменевтику музыкального текста и герменевтику исследовательских концепций о музыке, как направления «неклассического музыкознания», автор относит к синтетическому / интерпретативному типу исследовательской рефлексии и предлагает вести научную дискуссию в этом направлении.

Ключевые слова: музыкальная герменевтика, музыкальный текст, интерпретация, Л.О. Акопян, этимология, научная дискуссия, гуманитарное знание, синтетический тип исследовательской рефлексии, адекватное восприятие, В.В. Медушевский
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Корнелюк Т.А. Музыкальная герменевтика: Какой ей быть сегодня? (приглашение к научной дискуссии) // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 153–162.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-153-162.

 

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. «ЛИТУРГИЯ CВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА»: О ВОСПРИЯТИИ ПРАВОСЛАВНЫХ СИМВОЛОВ И АРХЕТИПОВ «БОГОДУХНОВЕННОГО МОЛИТВОПЕНИЯ»

И.П. Кладова

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению специфики образно-символического содержания и восприятия хорового цикла П.И. Чайковского «Литургия cвятого Иоанна Златоуста». Феномен восприятия православных символов исследуется на основе применения психологического, архетипического анализа, посредством которого осмысливаются разные уровни выражения и становления музыкального литургического содержания, интерпретации текста, историко-культурного контекста. В статье рассматриваются православные символы «богодухновенного молитвопения», которые составляют архетипическую основу музыкального мышления и определяют структурно-семантические, жанровые (по М.Г. Арановскому) особенности литургического цикла композитора. На основе анализа содержания концептуальных и эмоциональных архетипов как символических образов осмысливаются логико-семантические основания и композиция хорового цикла П.И. Чайковского. Выделяется символический архетипический образ ектении «Господи, помилуй», выступающий в роли «семантической доминанты», определяющей особенности восприятия Литургии. Процесс музыкального восприятия православных символов осуществляется на основе теоретических положений П. Флоренского, И. Гарднера о духовных основаниях молитвы, участвующих в формировании как богослужебного, церковного канона, так и сочинения композитора. Ценностно-смысловой, экзистенциальный вектор исследования позволил выявить некоторые особенности восприятия сакрального прасимвола «бесконечного времени-вечности» и выделить соборный, диалогический, нелинейный тип мышления, представленный в образно-символическом содержании и восприятии «Литургии cвятого Иоанна Златоуста».

Ключевые слова: русская духовная музыка, Литургия cвятого Иоанна Златоуста, восприятие, архетипический анализ текста, контекста, «богодухновенное молитвопение», ектения, концептуальный и эмоциональный архетипы, символ, музыкально-семантическое содержание
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кладова И.П. П.И. Чайковский. «Литургия cвятого Иоанна Златоуста»: О восприятии православных символов и архетипов «богодухновенного молитвопения» // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 163–174.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-163-174.

 

СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Ян Аожань

Аннотация. Вопросы музыкальной терапии актуальны для специалистов в области музыкального образования, медицины, нейрофизиологии, психологии. В данной статье рассматривается становление музыкальной терапии в восточных и западных странах, начиная с 2500 г. до н.э. до конца XX в. Затрагиваются вопросы формирования музыкальной терапии как науки и ее связей с медициной, нейрофизиологией, психологией. Цель данного исследования – показать основные этапы развития музыкальной терапии в историко-культурном контексте с древнейших времен по настоящее время на Востоке и Западе (в Древней Греции и Риме, Древнем Китае, Древней Индии, современных США, России и Китае) и выявить основные подходы и различия. Методы исследования – исторический, культурологический, аналитический. Зарубежные и отечественные ученые зафиксировали положительный эффект музыкотерапии на физиологическое состояние человека. Ключевые выводы работ, которые повлияли на дальнейшее развитие области, представлены в статье. Показано, что важной задачей музыкальной терапии является подбор музыкального материала, определенных звуков и ритмов, позволяющих добиться переживания катарсиса у больного.

Ключевые слова: лечебное воздействие музыки, музыкальная психология, музыкальная терапия, психология
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ян Аожань. Становление музыкотерапии на Востоке и Западе в исторической перспективе // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 175–182.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-175-182.

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА Е.В. КОРША В «ТОМСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ»

О.А. Светлова

Аннотация. Статья посвящена публицистической деятельности в сфере театральной и музыкальной критики известного сибирского журналиста и редактора Евгения Валентиновича Корша, жившего в Томске в 1880–1888 гг. Определяется его значение в сибирской музыкально-критической журналистике на этапе ее становления. Впервые рассматриваются заметки и рецензии Корша о драматических спектаклях и концертах в Томске, опубликованные в «Томских губернских ведомостях» в 1882–1883 гг., когда он был редактором неофициальной части газеты. Корш ввел рубрику «Театральная хроника», где регулярно размещал критические отзывы. Он стал первым автором музыкально-критических публикаций в правительственной прессе о концертах Томского отделения Императорского русского музыкального общества, гастролеров и местных музыкантов-любителей. В статье анализируются некоторые публикации Корша, которые дают представление о его критическом стиле и позволяют очертить ключевые аспекты его критики. Он поднимал такие острые вопросы, как репертуар провинциального театра, уровень постановок, исполнительского дарования и мастерства артистов, фиксировал посещаемость спектаклей и концертов, отражал мнение публики. Рецензент подвергал жесткой критике слабые пьесы, излишне эффектные театральные приемы, фальшивую игру, пренебрежение русским репертуаром, равнодушие публики, но поддерживал артистов среднего уровня за естественность и верность интонации, старательное исполнение и добросовестное отношение к искусству. Сделан вывод о том, что в томской губернской прессе Е.В. Корш стал первым критиком в области театрального и музыкального искусства. После этого недолгого периода расцвета музыкально-критические публикации исчезли со страниц правительственной газеты.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, музыкально-критическая журналистика, театральная критика, Е.В. Корш, «Томские губернские ведомости»
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Светлова О.А. Театральная и музыкальная критика Е.В. Корша в «Томских губернских ведомостях» // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 183–192.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-183-192.

 

ПИАНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ 1940-х – НАЧАЛА 1950-х гг. В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ

Цзэн Яо

Аннотация. Статья посвящена малоисследованному периоду развития китайского фортепианного искусства. Цель – выявление процессов формирования национальной фортепианной школы, происходивших во время войны с Японией и начала строительства Китайской Народной Республики. В данном аспекте соответствующая эпоха становления пианистической культуры Китая впервые выступает темой отдельного исследования. Приведены сведения о фортепианных учебных заведениях и биографические данные крупнейших китайских пианистов того времени. На основании работ предшествующих исследователей сформулированы новые критерии возникновения национальной фортепианной школы и предложены коррективы к периодизации китайского фортепианного искусства. Утверждается, что рассматриваемый период представляет собой самостоятельную стадию становления пианистической культуры в Китае, характеризующуюся тем, что впервые в ее истории ведущее место начали занимать китайские музыканты. Обозначены основные тенденции, присущие этой стадии. К ее окончанию в Китае была сформирована достаточно развитая система фортепианного образования; возникла преемственность педагогических традиций; фортепианное искусство стало выходить за пределы собственного национального пространства. Сделан вывод, что на рассматриваемой стадии предпосылки для создания самостоятельной национальной школы частично были сформированы, однако полностью она еще не сложилась.

Ключевые слова: Китай, фортепиано, китайское фортепианное искусство, Шанхайская консерватория, Пекинская консерватория, национальная фортепианная школа
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Цзэн Яо. Пианистическое искусство Китая 1940-х – начала 1950-х гг. в контексте формирования национальной фортепианной школы // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 193–203.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-193-203.

 

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ НА РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В XX в.

Лю Инчэнь

Аннотация. Развитие музыкального искусства в современном китайском обществе идет очень активно. Появляется множество молодых талантов, создаются творческие организации и коллективы. В статье изучаются причины и механизмы развития отдельных направлений китайского музыкального искусства в ХХ в. Рассматривается культурно-образовательный канал развития вокального искусства, эмиграции иностранных музыкантов в Китай, иностранных стажировок и обучения музыкантов Китая, концертная деятельность и др. В рамках темы исследования раскрывается сложное взаимодействие национальной и европейской школ пения, влияние европейских традиций на подготовку китайских певцов. Прослеживается внимание китайского правительства к музыкальным, вокальным традициям культуры страны. Преемственность – важный фактор китайской музыкальной культуры. На основе обобщения литературы автор статьи указывает на важные мировоззренческие положения, которые лежат в основе подготовки музыкантов в Китае: музыкальное мастерство имеет теснейшую связь с духовной сферой китайской культуры и развивается совместно со всеми проявлениями личности музыканта (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической); китайское музыкальное искусство всегда существовало в сопряжении с поэзией, литературой, театром и др.; в музыку могут интегрироваться академические, народные, эстрадные достижения искусства.

Ключевые слова: китайское музыкальное искусство, китайское музыкальное образование, китайская вокальная школа, «новое народное пение», В.Г. Шушлин, Чжоу Сяоянь
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Лю Инчэнь. Влияние культурно-образовательных каналов на развитие китайского вокального искусства в XX в. // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 204–214.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-204-214.

 

ТРАНСКРИПЦИИ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ БАЯНА АНДРЕЯ РОМАНОВА

Н.В. Прокопьев, Н.В. Санникова

Аннотация. Творческое наследие Андрея Николаевича Романова нашло признание не только в кругу коллег и последователей, но и у широкой слушательской аудитории. Однако до сих пор его переложения, обработки и транскрипции не становились предметом научного и методического осмысления, что определяет актуальность данной работы, целью которой является выявление специфики звучания баяна и черт особой эстетики в транскрипциях А.Н. Романова. На пути к этой цели в статье рассматривается баян как инструмент академической музыкальной культуры, затрагиваются вопросы жанровых различий переложений, обработок и транскрипций, технологических принципов академического баянного звучания, анализируется транскрипция А.Н. Романова Концерта № 4 фа минор «Зима», ор. 8, RV 297 А. Вивальди. В нотных сборниках «Играет Андрей Романов» и «А я играю на баяне» (выпуски 1–5) преломился исполнительский и педагогический опыт выдающегося баяниста, озабоченного проблемой расширения учебного и концертного репертуара исполнителей. При грамотном прочтении транскрипций и авторских сочинений Андрея Романова, разборе нотного текста и соблюдении особых указаний звучание баяна отражает особую академическую эстетику, ставящую его на одну ступень с самыми сложными и художественно-богатыми инструментами.

Ключевые слова: баянное исполнительство, транскрипции, исполнительский репертуар, музыкальная педагогика, баян, музицирование
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Прокопьев Н.В., Санникова Н.В. Транскрипции классических произведений для баяна Андрея Романова // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 215–224.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-215-224.

 

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСКРИПЦИИ ВИОЛОНЧЕЛЬНЫХ СЮИТ И.С. БАХА ДЛЯ ГИТАРЫ

Лю Чжэньвэй

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в гитарных транскрипциях виолончельных сюит И.С. Баха, а именно проблемы транспонирования в другие тональности, соотношения исполнительских возможностей разных инструментов (виолончели и гитары), фразировки, исполнения долгих звуков и, наконец, проблема стиля. В процессе исследования источников приводятся аргументы, заставляющие сомневаться в предназначении «Suite pour la Luth», которую считают образцом авторского баховского переложения для родственного гитаре инструмента лютни. Поэтому те методы транскрибирования, которые в ней присутствуют, невозможно считать образцовыми для гитарных переложений. Рассмотрены некоторые образцы переложений для гитары баховской музыки, особое внимание уделено Прелюдии и Сарабанде из Первой виолончельной сюиты, Прелюдии из Пятой виолончельной сюиты. При их анализе основное внимание сосредоточено на перечисленных выше проблемах гитарных переложений. Они связаны как с различием звуковых и выразительных возможностей виолончели и гитары, так и с проблемами стиля, с разным слышанием музыки в разные эпохи. Большинство гитарных переложений ориентируются на романтическую модель полнозвучного и красочного звучания инструмента, однако в случае виолончельных сюит такой подход изменяет и стиль, и смысл баховской музыки.

Ключевые слова: И.С. Бах, виолончельная сюита, гитарная транскрипция, фактура, тональность, фразировка, рукописный источник
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Лю Чжэньвэй. Проблемы транскрипции виолончельных сюит И.С. Баха для гитары // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 225–234.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-225-234.

 

РУССКИЕ КОРЕЙЦЫ: ИСТОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ АККУЛЬТУРАЦИИ

А.А. Бутакова, Ж.А. Лавелина

Аннотация. Статья посвящена вопросу массовой миграции корейского народа на территорию Российского государства, а также особенностям преломления корейской культуры при соприкосновении с иными традициями. В работе прослеживается длительный путь корейских переселенцев от их первого появления на территории Дальнего Востока до проживания в Средней Азии после депортации. Целью исследования является определение основных этапов становления корейской диаспоры. Наряду с методами описания и систематизации активно применялся историко-типологический подход, позволивший воссоздать процесс переселения и распространения корейцев по территории России и странам СНГ. Выяснено, что первые переселенцы бежали на территорию Приморского края в середине XIX в. После установления официальных дипломатических отношений между Россией и Кореей процесс миграции был упрощен, что привело к образованию новых корейских поселений и областей в Дальневосточном регионе. В дальнейшем путь корейских переселенцев оказался непростым. Несмотря на все испытания, представители корейской диаспоры не только адаптировались к новым условиям жизни, но и внесли весомый вклад в развитие республик Советского Союза.

Ключевые слова: корейцы, переселение, культура, Советский Союз, депортация
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бутакова А.А., Лавелина Ж.А. Русские корейцы: История переселения и особенности аккультурации // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 235– 245.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-235-245.

 Вестник музыкальной науки Т. 10, № 4 2022
Вестник музыкальной науки Т. 10, № 4 2022
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.