Вестник музыкальной науки Т. 11. № 4 2023

IMITAZIONE DELLE PAROLE В СОБРАНИИ СОЛЬНЫХ МОТЕТОВ, ор. 6 ИЗАБЕЛЛЫ ЛЕОНАРДЫ

А.А. Мальцева, К.Н. Степаненко

Аннотация. В данной статье с позиции композиционого принципа, получившего в итальянской музыкальной эстетике именование imitazione delle parole, исследуются сольные мотеты из Собрания, ор. 6, принадлежащие Изабелле Леонарде (1620–1704) – итальянской монахине конгрегации «Благородная Коллегия дев Святой Урсулы» в г. Новара. Учитывая то, что она, возможно, была автором текстов мотетов, музыка и слово, наполненные зримыми образами, создают единое смысловое пространство. Поскольку поэтические тексты мотетов сотканы из аллюзий на тексты Священного Писания (Псалмов, Песни песней, Первого послания Святого Апостола Петра, Книги пророка Исаии и др.) и широко распространенные образы эмблемат, эти источники привлекаются при анализе музыкального претворения изобразительной (noctis horrores / ночные ужасы, ardore / пламя, asperas per vias / непроходимые дороги и др.) лексики мотетов и могут быть применены для изучения аффектной (suspirare / воздыхать, dolores / страдания, in laeto murmure /в радостном шепоте и др.) и сакральной лексики (Iesu amantissime / Иисусе любящий, Domine / Господи, Eum / Его, Tuas / Твои и др.). В завершении статьи делается вывод, что Изабелла Леонарда свободно и изобретательно владела широким спектром средств усиления выразительности и углубления смыслов духовной поэзии.

Ключевые слова: Изабелла Леонарда, итальянское Барокко, духовная музыка, монахиня-композитор, imitazione delle parole, мотет, сольная кантата, Иохим Камерарий
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мальцева А.А., Степаненко К.Н. Imitazione delle parole в Собрании сольных мотетов, ор. 6 Изабеллы Леонарды // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 5–19. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-5-19.

 

К ВОПРОСУ ОБ АРХИТЕКТОНИКЕ ОПЕРЫ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ВОЕВОДА»

Дэн Мэнтао

Аннотация. Статья посвящена некоторым особенностям драматургии первой оперы П.И. Чайковского «Воевода» (1868). Отсутствие в отечественном музыкознании достаточного количества исследований на тему раннего творчества композитора, а также пребывание в тени его опер до «Евгения Онегина», указывает на актуальность этой статьи. Одной из отличительных черт оперной драматургии П.И. Чайковского является выверенный баланс сцен, сквозное развитие в сочетании с ясным ощущением музыкальной формы. Цель работы – анализ архитектоники сцен оперы «Воевода»: определение опорных точек в драматургии, а также рассмотрение структуры сцен с точки зрения соотношения «отстраняющего» и основного материала. Выбор этой оперы обусловлен тем, что она явилась первым образцом оперного жанра в творчестве композитора и представляет интерес как отправная точка его оперно-драматургического мышления. В результате рассмотрения оперы «Воеводы» мы приходим к следующим выводам: опорные точки драматургии связаны с развитием линий двух пар персонажей; примерно равное соотношение основного и «отчуждающего» материала в первом действии оперы меняется во втором действии в пользу увеличения доли ключевых эпизодов, а в третьем действии происходит разворот и ведущими становятся ансамблевые и массовые сцены.

Ключевые слова: П.И. Чайковский, оперное творчество, Воевода, оперная драматургия, ранняя опера 
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дэн Мэнтао. К вопросу об архитектонике оперы П.И. Чайковского «Воевода» // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 20–24. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-20-24.

 

РОЛЬ А.Г. РУБИНШТЕЙНА В ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ СОНАТЫ XIX в.

Р.Г. Шитикова

Аннотация. Статья посвящена практически не представленным в научной литературе сонатам А.Г. Рубинштейна. Вместе с тем созданные им в данном жанре одиннадцать опусов представляют несомненный интерес с точки зрения определения их места в эволюции данной сферы, рассмотрения как в плане удержания жанровой традиции, так и ее развития. Цель работы – обосновать значение творчества композитора в становлении данного жанра в отечественной музыке. Для достижения цели прослежены преемственные связи его сочинений с предшествующими этапами развития русской сонаты. Показано продолжение наметившейся линии романтической сонаты, лирической трактовки жанра, характера образности, интонационного содержания музыкального материала, восходящего к народно-песенному искусству, бытовому романсу. Продемонстрированы новации автора в области музыкальной драматургии, формы, языка. Доказано, что не только его «русские» опусы, но и сонаты органично вписываются в продолжающиеся на данном этапе в отечественной музыке начатые М.И. Глинкой поиски интеграции русского мелоса с заимствованными жанрами и формами, использование национального музыкального тематизма в качестве интонационной основы мотивного или полифонического развития. Особо выделены рубинштейновская концертность как предпосылка симфонизации жанра, а также трактовка сонаты как крупного циклического произведения, кристаллизация характерных для русской сонаты и симфонии закономерностей построения цикла в целом и отдельных его частей. Подчеркнуто, что именно в сочинениях Рубинштейна рассматриваемый жанр успешно проходит в русской музыке этап «“академического” внедрения», оптимального диалога отечественного и зарубежного искусства, результаты которого сказываются в творчестве П.И. Чайковского и других композиторов, работающих в данной сфере и демонстрирующих органичный синтез европейских традиций с коренными особенностями национального музыкального мышления. В заключении акцентирована необходимость более активного включения рассмотренных произведений в исследовательское пространство, а также в концертный и педагогический репертуар.

Ключевые слова: русская музыка, А.Г. Рубинштейн, жанр, соната, преемственные связи, предвосхищения
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шитикова Р.Г. Роль А.Г. Рубинштейна в формировании русской сонаты XIX в. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 25–35. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-25-35.

 

ИНТОНАЦИОННО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КОНЦЕРТЕ ДЛЯ БАЯНА И СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА О. МЕРЕМКУЛОВА

Н.М. Найко, С.Ф. Найко

Аннотация. В статье впервые в музыковедческой литературе рассматривается Концерт для баяна и симфонического оркестра красноярского композитора О. Меремкулова, созданный в 2014 г. Дается последовательный анализ тематического материала и его развития, прослеживаются интонационные связи с шедеврами русской музыки – сочинениями П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, В.А. Золотарёва, отмечено значение народно-песенных истоков ряда тем, рассмотрены фактурные решения и особенности инструментовки, обсуждается образно-содержательный аспект – выявлены интонационные, жанровые, тембровые, ладовые средства, способствующие разграничению образно-интонационных сфер, и некоторые музыкальные знаки, раскрывается неоднозначность композиционных функций разделов формы и закономерности музыкального формообразования. На основе аналитических наблюдений высказываются соображения относительно претворения в Концерте пунктов некоего условного сюжета: пути Лирического героя, осмысливающего коренные вопросы мироздания, разгула сил тьмы, конца мира и выхода за пределы времени. Затронут вопрос о переплетении признаков жанра концерта для солиру ющего инструмента и оркестра (виртуозность партии баяна, роль сольных каденций, диалогичность как важный элемент драматургии) и признаков жанра симфонии (интонационно-тематические взаимосвязи, непрерывность и направленность развития от части к части, свидетельствующие о последовательном раскрытии авторской концепции).

Ключевые слова: Олег Меремкулов, Концерт для баяна с оркестром, скрытая программность в инструментальной музыке, интонационная драматургия
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Найко Н.М., Найко С.Ф. Интонационно-драматургические процессы в Концерте для баяна и симфонического оркестра О. Меремкулова // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 36–47. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-36-47.

 

«TROPE» МЭРИЛИН ШРУД: ПЕСНЯ ПРОТЕСТА И ТРОПИРОВАНИЕ – СВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭПОХ

А.М. Анучин

Аннотация. Мэрилин Шруд – авторитетнейший современный американский композитор, пианистка и педагог, плодовитый композитор, собрание ее сочинений охватывает широкий диапазон жанров, но особое место в нем принадлежит камерно-инструментальной музыке с участием саксофона. Именно в этой области наиболее ярко выявились устойчивые черты ее композиторского почерка. В контексте всего творчества мастера камерная музыка представляет особый интерес. Данная статья является продолжением авторских исследований композиторского стиля Мэрилин Шруд. Главное качество творчества – сочетание суперсовременных композиторских техник с приемами, свойственными литургической музыке Средневековья. Основная задача автора статьи: показать на примере сочинения М. Шруд «Trope», что композитор делает мотивную разработку, используя тему из протестной песни «We Shall Overcome», и тропирование, тем самым происходит связь между различными музыкальными эпохами. Также раскрыто использование композитором трех видов фермат для достижения эффекта ревербации. Кроме того, приведены некоторые биографические сведения о Мэрилин Шруд. Научная новизна работы в том, что в России не проводились исследования творчества этого композитора.

Ключевые слова: Мэрилин Шруд, Американская пятерка, Алан Стаут, Троп, Мы победим!, ревербация, Джон Сампен
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Анучин А.М. «Trope» Мэрилин Шруд: песня протеста и тропирование – связь музыкальных эпох // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 48–56. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-48-56.

 

ТВОРЧЕСТВО СИБИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ

С.С. Гончаренко

Аннотация. В последние годы новый поворот приобретают проблемы, связанные с исследованиями литературы и искусства русского зарубежья. Одна из частных задач в этом направлении – изучение музыки композиторов, получивших профессиональное образование в столице Западной Сибири, но живущих и работающих за границей. Анализ их творчества предполагает сочетание методов истории и теории музыки, а также учет социокультурных условий, отличных от тех, в которых проходило формирование их творческих личностей. В настоящей статье впервые систематизированы факты, свидетельствующие о двух тенденциях в распространении композиторского творчества выпускников Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки за пределами Западносибирского региона. Автор представляет их в хронологических таблицах. Основной раздел статьи посвящен общей характеристике произведений, написанных в 2000-х – начале 2020-х гг. в Соединенных Штатах Америки Борисом Лисицыным и Григорием Смирновым, которые являются членами Сибирской организации Союза композиторов России. В приложении даются списки зарубежных произведений того и другого композитора. В заключении автор делает вывод о продолжении в их музыке традиций, заложенных в классах профессоров Новосибирской консерватории А.Ф. Мурова и Ю.П. Юкечева, о сохранении национальной природы дарований, яркой творческой индивидуальности каждого, а также намечает перспективы дальнейшего изучения заявленной темы.

Ключевые слова: творчество композиторов Сибири, русское зарубежье, Борис Лисицын, Григорий Смирнов
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гончаренко С.С. Творчество сибирских композиторов за рубежом // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 57–66. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-57-66.

 

АСКОЛЬД МУРОВ: КОНСЕРВАТОР И ПРОГРЕССИСТ

В.А. Карнаухова

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью пристального внимания к композиторской фигуре А.Ф. Мурова (1928–1996), личность и судьба которого достойна того, чтобы быть рассмотренной в ряду мастеров второй половины ХХ в. Проблема заключается в том, что наследие композитора до сих пор не получило должного освещения в отечественном музыкознании и, к сожалению, не часто привлекает внимание исполнителей. Будучи композитором-концептуалистом, Муров обращался в творчестве к самым острым проблемам современности и философским темам бытия, избирая для этого различные художественные средства. В определенные периоды своей жизни он сознательно шел на сближение с экспериментами в сфере композиторского творчества, в иные времена – творил, находясь во власти традиции, подчиняясь продуктивному охранительству. Подобная двойственность свидетельствует об эволюции Мурова как композитора и о процессах, происходящих в отечественном музыкальном искусстве, которым поиски мастера оказались весьма созвучны. Цель статьи – вписать композиторскую фигуру Мурова в художественный контекст отечественной музыки последней трети ХХ в. Используя аналитический подход и обращаясь к наименее исследованной области творчества Мурова – его духовной, хоровой музыке, автор изучает связь Духовных концертов с инструментальными опусами, прослеживая идейно-смысловые нити между Симфонией для струнных и Духовным концертом № 1 Мурова. Исследуя общую для обеих партитур философскую и музыкальную основу, обусловленную сакральным текстом «Блаженны изгнанные за правду», автор обращает внимание на роль веры и православных традиций в жизни Мурова, приходя к выводу, что они занимали важное место в его мировоззрении и натуре, в которой парадоксальным образом соединились черты радикального новаторства и умеренного консерватизма.

Ключевые слова: композитор, новаторство, консерватизм, эпоха, музыкальный язык, преображение, дух, традиция, творчество
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Карнаухова В.А. Аскольд Муров: консерватор и прогрессист // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 67–74. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-67-74.

 

БУРЯТСКИЙ ЭПОС «НА ПУТИ ИЗ ДРЕВНОСТИ»: О БЫТОВАНИИ И ФИКСАЦИИ ТРАДИЦИИ

Е.Н. Кузьмина, О.В. Новикова

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы фиксации героического эпоса бурят, обращается внимание на научную концепцию академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», заявившей одним из важнейших принципов издания демонстрацию живого бытования фольклора на сибирско-дальневосточной территории. Новый подход предусматривает активизацию сбора фольклорного материала современными средствами аудиовизуальной фиксации и предполагает публикацию подлинно традиционных, высокохудожественных образцов. Как следствие, оценка публикуемого материала с точки зрения его аутентичности, степени отражения традиционных поэтических и музыкальных закономерностей является одним из актуальных вопросов при подготовке серии к изданию. Целью данной статьи стало обсуждение заявленной проблемы применительно к готовящимся к публикации улигерам «Осодор Мэргэн» и «Тохонойн Ганса Тойлэн». Первое из сказаний, записанное «от руки» в пору активного функционирования эпоса у западных бурят, представляет собой, несомненно, вершинное проявление сказительского искусства; полная аудиозапись второго сделана в период угасания эпической традиции. Тем не менее анализ сюжетики и типических мест данного улигера позволяет говорить о его традиционности и целостности, высоких художественных достоинствах. Данные наблюдения подкрепляются анализом впервые нотированного от начала до конца улигерного напева. Рассмотрены многочисленные параллели с улигерными напевами западных бурят, обнаружены сходства с западно- и восточнобурятскими песнями, восточнобурятским и тувинским эпосами на уровне глубинной музыкальной организации данных явлений.

Ключевые слова: героический эпос бурят, Бура Барнаков, фиксация сказаний, сюжетика, типические места, нотная запись эпоса, эпический напев, музыкальная текстология
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кузьмина Е.Н., Новикова О.В. Бурятский эпос «на пути из древности»: о бытовании и фиксации традиции // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 75–83. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-75-83.

 

ИЗУЧЕНИЕ ПЕСЕННОЙ СИЛЛАБИКИ В РАБОТЕ Х. ПААСОНЕНА: «О СТРОЕ СТИХА МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН» (перевод с немецкого языка, II часть)

П.С. Шахов, В.Г. Тельминов, Н.В. Леонова

Аннотация. Вниманию читателей предлагается перевод с немецкого языка второго раздела статьи Хейкки Паасонена «Über den Versbau des mordwinischen Volksliedes» / «О строе стиха мордовских народных песен» (Finnisch-ugrischen Forschungen. 1910. B. 10). В первом ее разделе, перевод которой опубликован ранее, Паасонен систематизирует метрические формы мордовской народной поэзии и устанавливает их силлабическую природу. Во второй части он приводит сопоставительные данные по русскому и украинскому песенному фольклору, а также размышляет о происхождении мордовской силлабики. Несмотря на вероятностный характер ряда заключений Паасонена, полученные им результаты и выводы в определенной степени координируют с этномузыкологическими наблюдениями последних лет, о чем свидетельствуют работы Е.А. Дороховой и М.Г. Кондратьева, основные положения которых приводятся в настоящей статье. Исследование Хейкки Паасонена открывает перспективу дальнейшего сравнительного изучения мордовского и восточнославянского песенного фольклора, в том числе процессов взаимодействия русских и финно-угорских фольклорных традиций, используя в исследовании не только словесный, но и музыкально-стилевой компонент сравнительного анализа.

Ключевые слова: мордовская фольклористика, Хейкки Паасонен, песенный текст, силлабический стих, сравнительные исследования
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шахов П.С., Тельминов В.Г., Леонова Н.В. Изучение песенной силлабики в работе Х. Паасонена: «О строе стиха мордовских народных песен» (перевод с немецкого языка, II часть) // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 84–96. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-84-96.

 

ЧУВАШСКИЙ КĚСЛЕ В ИСТОРИИ ПСАЛТИРЕВИДНЫХ ГУСЛЕЙ РОССИИ

М.Г. Кондратьев

Аннотация. Псалтиревидные (также шлемовидные, полуовальные, трапециевидные) гусли – один из архаичных и наиболее совершенных музыкальных инструментов народов России. Исследователи музыкального инструментария неоднократно описывали псалтиревидные гусли и высказывали различные предположения о происхождении инструмента. Тем не менее его история и сейчас содержит немало загадок. В исторических данных о русских псалтиревидных гуслях явственно просматриваются два «блока». Первый основывается на материалах XIII–XVII вв., когда существование инструмента фиксировалось только в виде изображений в церковных рукописных книгах. Второй констатирует отсутствие гуслей-псалтыря в русской культуре XVII–XVIII вв. Вместе с тем в культуре народов Поволжья обнаружилось многовековое бытование псалтиревидных гуслей, которые с XIX в. получили в литературе наименование «чувашские гусли». При этом материалам о культуре народов Поволжья, которая лишь с XVIII в. стала привлекать внимание отечественной науки, исследователи русского музыкального инструментария не придали значения, хотя уже А.С. Фаминцын иллюстрировал свой труд «Гусли. Русский народный инструмент» (1890) фотографиями чувашского и марийского инструментов. Именно в культуре этих народов реально присутствовали гусли «развитого вида». Данные о чувашских псалтиревидных гуслях кěсле позволяют осветить более пяти веков непрерывной живой истории псалтиревидных гуслей России, отчасти заполнив лакуну, которая не дает покоя исследователям.

Ключевые слова: псалтиревидные гусли, лакуны истории, иконографические источники, чувашские гусли кěсле, реальное бытование инструмента
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кондратьев М.Г. Чувашский кěсле в истории псалтиревидных гуслей России // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 97–104. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-97-104.

 

ВИДНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА: НАТАЛИЯ СОЛОМОНОВНА ЯНОВ-ЯНОВСКАЯ

Н.Р. Хасанова

Аннотация. Наталия Соломоновна Янов-Яновская (р. 1934, Свердловск (ныне Екатеринбург)) – доктор искусствоведения, профессор, дважды удостоена номинации «Женщина года»: Международным биографическим центром (Кембридж, Великобритания) и Американским биографическим институтом (Северная Каролина), кавалер ордена «Дустлик», выпускница теоретико-композиторского факультета Ташкентской государственной консерватории, последовательница профессоров С.М. Векслера, Т.С. Вызго, Ф.М. Кароматова в изучении истории становления и развития европейских форм музыкального бытия на восточной почве. Многогранность научных интересов ученого отражает проблематика его публикаций: соотношение двух систем музыкального мышления (монодия и многоголосие), пути освоения многоголосия восточной культурой, вопросы становления национальных композиторских школ, актуальные вопросы музыковедения и музыкальной критики, вопросы музыкального времени и музыкального пространства и их специфика в восточной культуре. Н.С. Янов-Яновская внесла неоценимый вклад в исследование жанра симфонии в творчестве узбекских композиторов, а также создала концепцию «многоплановости вертикального среза» современной музыкальной культуры Узбекистана. На примере одного из научных эссе Н.С. Янов-Яновской, используя выборочный метод исследования, автор статьи акцентирует внимание на тех проблемах, которые позволяют наиболее ярко представить глубину и широту охвата теоретических изысканий ученого. Научное творчество Н.С. Янов-Яновской является неисчерпаемым источником информации для специалистов – музыковедов и музыкальных критиков, изучающих процессы взаимодействия музыкальных культур Востока и Запада.

Ключевые слова: Наталия Янов-Яновская, музыкальная культура Узбекистана, музыкознание, восточная монодия и европейское многоголосие
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хасанова Н.Р. Видные представители музыковедения Узбекистана: Наталия Соломоновна Янов-Яновская // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 105–113. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-105-113.

 

К ВОПРОСУ ОБ «АРТИСТАХ ИЗ СТРАНЫ ФУЛИНЬ» В КИТАЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ

Д.П. Шульга, А.А. Шульга

Аннотация. Несмотря на активный рост интереса к искусству Великого шелкового пути в отечественной науке практически неизученными являются так называемые «фулиньские мотивы» в китайском искусстве эпох Суй (581–618), Тан (618–907) и Сун (960–1279). В работе коротко рассмотрена семантика «топонима» Фулинь, а также его связь с Восточной Римской империей, Средней Азией и христианством. Дело в том, что в китайском пространстве три этих значения в равной степени определяли понимание слова «Фулинь» (и, следовательно, различных сюжетов, имеющих подобный эпитет «фулиньский»). Очевидно, изначально появившись как наименование Византийской империи, термин постепенно распространился на обширные регионы к западу от Китая вообще (к тому же в Центральной и Передней Азии в раннем средневековье активно процветало несторианство, истоки которого идут из Константинополя и Антиохии). Поэтому и многочисленные изображения музыкантов, обнаруживаемые на рельефах в гробницах и на сохранившихся картинах Янь Либэня (600–673), У Даоцзы (ум. 758 г.) и Ли Гунлиня (1049–1106) при всем своем среднеазиатском колорите именуются «фулиньскими».

Ключевые слова: изобразительное искусство, музыканты, Восточная Римская империя, Китай, Фулинь
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шульга Д.П., Шульга А.А. К вопросу об «артистах из страны Фулинь» в китайском средневековом искусстве // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 114–120. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-114-120.

 

«ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТТЕНКИ» В ЛИРИЧЕСКОМ СТРОЕ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ «ДИКАЯ ЗЕМЛЯ» ЦЗИНЬ СЯНА

Чжэн Сюэ Чэнь

Аннотация. Статья посвящена проблеме синтеза музыкальных традиций Запада и Востока в опере «Дикая земля» Цзинь Сяна – известного китайского композитора и автора «опер в западноевропейском стиле на китайском языке». Актуальность темы исследования обусловлена значимостью современной музыкальной драмы Китая с точки зрения сохранения национальных традиций и их обогащения достижениями западноевропейской оперной классики. В опере в европейском стиле на национальном языке китайская народная песня использовалась в качестве основного музыкального материала, адаптированного в условиях западноевропейского музыкально-оперного языка первой половины ХХ в. Целью исследования стало выявление жанрово-стилевых особенностей и отличительных черт геджу (современной китайской классической оперы) в процессе анализа музыкального языка произведения. В «Дикой земле» герои выражают свои чувства в оперных ариях и дуэтах, соединяя при этом манеру пения современной западной музыки (обостренные интонации 12-тоновой системы) с вокальным интонированием национальной оперы (скользящее пение в условиях пентатоники), а в партии оркестра применяются как западные техники игры, так и приемы музицирования на традиционных народных китайских инструментах. Выводы исследования: в геджу Цзинь Сяну удалось перенять язык западной музыки и при этом сохранить традиции китайской национальной драмы, что позволило ей достичь уровня современной западной оперы и покорить публику и Запада, и Востока.

Ключевые слова: Цзинь Сян, Дикая земля, китайская опера в западноевропейском стиле, национальная музыкальная драма, геджу
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чжэн Сюэ Чэнь. «Европейские оттенки» в лирическом строе китайской оперы «Дикая земля» Цзинь Сяна // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 121–128. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-121-128.

 

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ В ОПЕРЕ ГО ВЭНЬЦЗИНА «ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО»

Ма Шухао

Аннотация. В статье рассматриваются особенности музыкального языка в опере современного китайского композитора Го Вэньцзина «Записки сумасшедшего» (1994). Данное сочинение стало первым опытом его работы в данном жанре и оказалось весьма значимым не только для оперного творчества композитора, но и для китайского музыкального искусства в целом. Сочинение рассматривалось в работах музыковедов с точки зрения концепции и особенностей драматургии, однако анализ музыкального языка до сих пор сделан не был. Цель работы: выявить принципы звуковысотной организации музыкальной ткани в названном произведении. Определено, что в основу музыкального языка оперы был положен синтез нескольких принципов организации материала, в том числе: 1) тоновая специфика китайского языка; 2) пентатоника как одна из базовых систем традиционного музыкального искусством Китая; 3) микрохроматика, позволяющая расширить звукоряды; 4) ограниченная додекафония, представленная комбинациями тетрахордов. Сочетание данных приемов позволило композитору добиться максимальной экспрессии и правдивости в передаче переживаний главного героя оперы, сохранив при этом неизменную связь с национальной культурой. Метод синтеза различных систем организации материла был развит Го Вэньцзином в более поздних оперных произведениях.

Ключевые слова: Го Вэньцзин, китайский композитор, оперное творчество, Записки Сумасшедшего, принципы звуковысотной организации, музыкальное искусство Китая
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ма Шухао. Подходы к организации музыкальной ткани в опере Го Вэньцзина «Записки Сумасшедшего» // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 129–137. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-129-137.

 

ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЙСКОМ ИСКУССТВЕ

Чэнь Жуй М.Л. Зайцева

Аннотация. В статье обобщены результаты исследования специфики национальных мифологических образов в древнегреческой и китайской мифологии, выявлены типологические черты героев в культуре древних цивилизаций. Обосновано, что героическая этика тесно связана с этическими принципами, она есть проявление морального интернационального универсализма, метаэтическое положение, которое не имеет существенных отличий в разных культурах. На основе анализа одного из наиболее почитаемых мифологических образов в китайской культуре – богини Нюйвы – сделан вывод о раскрытии ее героического начала в созидательной мощи и действиях, способствующих восстановлению гармонии в разрушающемся мире. Авторами прослежено раскрытие эмоционально-смыслового содержания мифологического образа Нюйвы в одноименной танцевальной драме Пекинского театра песни и танца (композитор Ляо Юн, режиссер Чэнь Тао, 2011), танцевальной драме «Легенда о дуновении ветра» Театра оперы и балета провинции Сычуань (режиссер Ма Линь, 2019), фортепианной пьесе «Нюйва» Цао Гуанпина (1985). Сделан вывод о том, что в постановках Пекинского театра песни и танца, Театра оперы и балета провинции Сычуань отчетливо прослеживается тенденция к лиризации героического образа, что проявляется в преобладании в драматургии спектаклей камерных мизансцен, медленных эпизодов в партитуре, минималистического аскетизма в сценическом оформлении. Лирические эпизоды придают глубину масштабному героическому образу, активизируют механизмы сопереживания и соучастия, позволяют постичь образы и смыслы художественного произведения.

Ключевые слова: китайская мифология, Нюйва, Пекинский театр песни и танца, Ляо Юн, Чэнь Тао
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чэнь Жуй, Зайцева М.Л. Особенности воплощения национальных мифологических образов в современном китайском искусстве // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 138–148. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-138-148.

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ В КИТАЕ: ИЗВЕСТНЫЕ ПЕДАГОГИ И ИХ УЧЕНИКИ

Ван Ифэн

Аннотация. История развития обучения игре на саксофоне в Китае коротка, но весьма интересна, а потому представляется актуальным рассмотрение вопросов саксофонного образования в Поднебесной. При этом акцентируется личностный фактор. Параллельно в рамках статьи осуществляется анализ интеграции инструмента в китайскую музыкальную культуру, изучаются факты, связанные с развитием образования на саксофоне, выделяются ключевые личности, оказавшие влияние на данный процесс, а также актуализируется текущая ситуация в области саксофонного образования. Автор показал, что менее чем за 100 лет инструмент был интегрирован в музыкальную культуру Китая, подготовлены выдающиеся саксофонисты, известные как в стране, так и за ее пределами, сформированы исполнительские школы (в определенной степени развивающиеся в орбите западных традиций исполнительства), создается учебно-методическая литература, проводятся международные конкурсы, конференции и фестивали. Таким образом, несмотря на короткую, полную сложностей и препятствий историю саксофонного образования в Китае, у него есть все перспективы к развитию. Автор приходит к выводу, что дальнейший путь этого развития – одновременное совершенствование его массово-развлекательной функции и профессионального образования.

Ключевые слова: военный оркестр, обучение игре на саксофоне в Китае, педагоги, ученики, консерватория, интеграция саксофона в национальную культуру, Ли Юйшэн, Ли Маньлун
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ван Ифэн. Особенности обучения игре на саксофоне в Китае: известные педагоги и их ученики // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 149–157. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-149-157.

 

С.В. РАХМАНИНОВ. «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ»: О ВОСПРИЯТИИ ПРАВОСЛАВНЫХ АРХЕТИПОВ И СИМВОЛОВ САКРАЛЬНОГО ХРОНОТОПА

И.П. Кладова

Аннотация. Статья посвящена изучению специфики воплощения и восприятия архетипов и символов сакрального хронотопа в хоровом цикле С.В. Рахманинова «Всенощное бдение» (на примере песнопения «Приидите, поклонимся»). Анализируются феномен православного архетипа «бесконечного времени-вечности» и выражающие его образы-символы поклона, покаяния, благодарения, значимые для обиходного литургического действа и композиторского музыкального мышления. Подчеркивается, что природа сакрального хронотопа, архетипическое содержание молитвопения «Приидите, поклонимся» выражают, по мысли П. Флоренского, духовный строй православной культуры и жизнедеятельности человека. На основе учения о символической природе ритуала В. Тернера отмечается «лиминальная» функция литургического мышления, «переходное» экзистенциальное состояние от мирского к сакральному, представленное в прологе хоровой соборной фрески композитора молитвопением «Приидите, поклонимся». Для понимания особенностей восприятия сакрального хронотопа и воздействия архетипа «бесконечного времени-вечности» рассматривается его преломление в образе-символе поклона, участвующем в порождении психолого-семантических смыслов. Становление образа-символа раскрывается на концептуальном (сознательном, рациональном), эмоциональном и коммуникативном уровнях, включая бессознательные, телесно-перцептивные, чувственные формы. Этот процесс осмысливается через анализ таких свойств, характерных для сакральной образности, как синтетичность, нелинейность, континуальность, интровертивность литургического восприятия-мышления. В процессе психолого-семантического анализа акцентируется роль коммуникативных образов призыва, прошения, медитации (по Д.К. Кирнарской), выражающих в молитвопении «Приидите, поклонимся» особенности сакрального «времени-вечности», также отмечаются характерные для древнерусского, церковного «богодухновенного пения» символические, сакральные свойства (дипластия, исповедальность, диалогичность), значимые и для литургического мышления С.В. Рахманинова.

Ключевые слова: русская духовная музыка, С.В. Рахманинов «Всенощное бдение», психологический, архетипический анализ текста и контекста, сакральный архетип времени-вечности, образ-символ поклона, концептуальный, эмоциональный и коммуникативный уровни восприятия, музыкально-семантическое содержание
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кладова И.П. С.В. Рахманинов. «Всенощное бдение»: о восприятии православных архетипов и символов сакрального хронотопа // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 158–168. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-158-168.

 

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИНЕСТЕТИЧНОСТИ СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

С.Н. Лосева

Аннотация. В статье рассматриваются проблема исследования инклюзивного образования, ее значимость в определении роли изучения синестетичности в структуре музыкальной одаренности на примере творчества композитора Анатолия Иннокентьевича Теплякова. Для более подробного описания исследования раскрывается взаимодействие синестетичности структуры музыкальной одаренности (музыкальность, духовность, креативность, интеллект) и трех уровней музыкального текста (фонический, композиционный и интонационный), которые включают у композитора разного рода межчувственные ассоциации. Отмечается, что первый фонический уровень музыкального текста взаимосвязан с компонентом структуры музыкальной одаренности – креативностью, и на данном уровне отчетливо проявляются синестетические ассоциации. Второй, композиционный уровень музыкального текста коррелирует с интеллектуальными структурными компонентами музыкальной одаренности. Специфичность проявления синестетичности на этом уровне состоит в создании незрячим композитором аудиовизуального синтеза в киномузыке. Музыкальный материал, который использует А.И. Тепляков для документального фильма «Тайный советник», рассматривается как один из рядов политекстовой композиции. Третий, интонационный уровень музыкального текста обусловлен компонентами музыкальной одаренности музыкальностью и духовностью. На данном уровне прослеживается возможность архетипического способа восприятия музыкального произведения. Результаты анализа дают возможность расширить понимание инклюзивного подхода в исследовании синестетичности структуры музыкальной одаренности и дополнить сведения о влиянии инклюзивного образования на развитие данного феномена.

Ключевые слова: синестетичность, музыкальная одаренность, слухо-зрительная синестезия, межчувственные ассоциации
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Лосева С.Н. Инклюзивный подход в исследовании синестетичности структуры музыкальной одаренности // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 169–174. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-169-174.

 

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КИТАЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Чжао Шуай, Б.М. Жалсанова

Аннотация. В статье рассматривается генезис становления реалистического и неореалистического направлений в китайском изобразительном искусстве. Приводится краткий анализ общих принципов формирования эстетического идеала и изобразительных норм в рамках указанных направлений, факторов, которые способствовали трансформации неореализма в главное направление в живописи Китая военного времени в 30-х гг. XX в., а также исследуется, каких рубежей достигло вызванное этим распространение практики национализации. Становление реалистической школы живописи Китая связано с деятельностью выдающихся личностей Китая таких, как Чжань Цзяньцзюнь, Цзинь Шань, Ли Тяньсян, Цюань Шаньши и многих других мастеров, на творчество которых повлияла русская реалистическая школа с адаптацией под традиционную культуру Китая. Цель исследования – выявление специфических особенностей реализма и неореализма в художественной культуре и искусстве Китая в период конца ХХ – начала ХХI в. в рамках социокультурного анализа. Автор приходит к выводу, что неореалистическое искусство – это новая ступень и своего рода трансценденция по отношению к традиционному китайскому реалистическому искусству. Важное историческое значение китайского художественного неореализма в искусстве состоит в формировании принципов эстетики и методологии для литературы и искусства Китая в целом.

Ключевые слова: русская школа реализма, художественная революция, искусство, китайская живопись, искусство масляной живописи, китайская традиционная живопись, культурный обмен, стратегическое сотрудничество, изобразительное искусство
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чжао Шуай, Жалсанова Б.М. Реалистическое и неореалистическое направления в китайском изобразительном искусстве: история становления // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 175–186. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-175-186.

 

КАРТИНА БУДУЩЕГО В МУЛЬТФИЛЬМЕ ГАРРИ БАРДИНА «БОЛЕРО-17»

Э.В. Выбыванец

Аннотация. Факты проскопии (предвидения будущего) в произведениях искусства разных исторических периодов не редкость. И сегодня в эпоху слома казавшейся незыблемой модели политико-экономического и социокультурного устройства мира они привлекают все большее внимание. Описанные в них явления становились очевидными уже впоследствии, когда прогнозируемое частично начало исполняться или осуществилось полностью. Представляемое будущее имело для человечества либо позитивный (идеальный, утопический), либо негативный (антиутопический) смысл. В данном аспекте привлекает внимание киноработа режиссера, известного своей нацеленностью творчества на нравственно-этические проблемы современности и особой чуткостью к искусству музыки. Избранный для анализа образец принадлежит не только к самому демократичному и понятному виду художественного выражения – киноискусству анимации, но является жанровым синтезом музыкального («Болеро» М. Равеля) и визуального – фильмом-на-музыку (термин А. Чернышова). Вследствие «удвоенных» выразительно-языковых возможностей кинотекст, по мнению автора статьи, заряжен повышенным уровнем пафоса высказывания основной идеи. Последняя наделяется им антиутопическим смыслом. Для подтверждения данной версии избирается методология межвидового сопоставления с произведениями литературы и кино, относимых к антиутопии, с целью нахождения общности сюжетно-тематических мотивов, жанровых признаков и художественных методов. А также принимается во внимание удивительная образно-смысловая многогранность музыкальной основы фильма, от которой отталкивался режиссер. В результате генеральный посыл фильма определяется нами как чрезвычайно актуальная антиутопия-предупреждение, поскольку входит в резонанс с некоторыми настораживающими явлениями и тенденциями в развитии общества и эволюции нашей цивилизации.

Ключевые слова: прозрения будущего, антиутопия в искусстве, образное содержание «Болеро» Равеля, мотивы и хронотоп кинотекста, тема тотального контроля, развязка-освобождение, цитата Шагала, нынешние реалии
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Выбыванец Э.В. Картина будущего в мультфильме Гарри Бардина «Болеро-17» // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 187–195. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-187-195.

 Вестник музыкальной науки Т. 11. № 4 2023
Вестник музыкальной науки Т. 11. № 4 2023
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.