Вестник музыкальной науки 3 (5) 2014

Тончук П. О.

Фуга в контексте неевропейской музыкальной культуры: к проблеме «монодия-многоголосие»

«Монодия-многоголосие» – важнейшая проблема, возникающая при  изучении творчества композиторов национальных неевропейских  школ. В контексте данной проблемы рассматриваются особенности реализации жанра фуги в пространстве монодийной восточной музыкальной культуры. Среди факторов, обеспечивающих возможность адаптации фуги в новых культурных условиях, указана подмеченная самими композиторами близость монодии к полифоническому, нежели к гармоническому многоголосию.  Важным аспектом рассмотрения в статье являются заложенные в монодийной традиции предпосылки к многоголосию. Эти предпосылки и обусловленные ими особенности голосоведения в неевропейских фугах не зависят от национальной культуры, они универсальны для всех восточных фуг. Национальная специфика проявляется главным образом в ладоинтонационной и ритмической сфере. Анализ специфических особенностей тематизма неевропейских фуг, связанных с их монодийными истоками, показал большую роль импровизационности, что повлекло за собой значительное увеличение протяженности тем.

Наименее подверженной воздействию национального начала оказывается сфера формообразования (среди редких исключений – фуги Т. Курбанова, Г. Мушеля (Узбекистан), Д. Дустмухамедова (Таджикистан)).

В результате исследования был сделан следующий вывод: зародившаяся в европейской культуре, фуга успешно мигрировала в культуру восточную. В фугах неевропейских композиторов обозначены гибкость ладовых, интонационных параметров, отступление от европейских норм голосоведения (последнее обусловлено учетом особенностей монодийной фактуры). При этом сохраняется жесткость композиционной структуры и принципов развития, хотя в отдельных произведениях наблюдается стремление к преодолению строгости законов европейского формообразования.

Ключевые слова: фуга, монодия, многоголосие, полифония, восточная музыкальная культура, адаптация жанра.

 

Гусева Е. С.

Бинарность в композиторском мышлении: опыт когнитивного рассмотрения

В настоящей статье предпринимается опыт когнитивного осмысления бинарных оппозиций в структурно-смысловой организации музыкальных текстов. Исходя из установки на признание диалектической взаимозависимости языка и мышления, бинарные оппозиции рассматриваются в качестве когнитивных моделей смыслополагания, продуцируемых композиторским сознанием. Поясняется, что когнитивные модели получают свое отражение в «образ-схемах» и композиционных моделях, составленных композиторами, имеющих визуальное или вербальное выражение.

На примере анализа музыкальных текстов композиторов ХХ века («Бегущая музыка» П. Дюссапена, «Ода» Э. Денисова, «Непрерывное Творение» П. М. Хамеля) делается наблюдение, что композиционные модели и «образ-схемы» могут быть структурированы по логике бинарных отношений и иметь бинарную конфигурацию. На примере авторских анализов и комментариев композиторов к своим произведениями, показывается, что бинарные «образ-схемы» и композиционные модели запечатлевают в себе механизм мыследеятельности композитора. Отмечается, что «образ-схемы» и композиционные модели выступают одним из факторов внутритекстового смыслообразования и формообразования.

В творчестве композиторов ХХ века обращено внимание на тенденцию к отходу от принципа бинарности в структурно-смысловой организации музыкальнвх текстов. При этом показывается, что бинарный архетип в композиторском мышлении сохраняет свое действие в медитативной (безконфликтной) драматургии, а также – в условиях ризомных и коллажных принципов организации музыкальных текстов.

Ключевые слова: композиторское мышление, когнитивные модели, композиционные модели, «образ-схемы», бинарные оппозиции, бинарная логика, принцип бинарности, музыка двадцатого столетия.

 

Якушевич М. В.

Формы художественного синтеза и их проявление в творчестве М. Фальи

В статье предложена классификация межвидовых форм взаимодействия, дана характеристика механизмов каждой из них: интеграция, соподчинение, симбиоз разных искусств, дополняющий синтез, синестезия, или интермодальный синтез. Теоретический раздел базируется на литературе эстетического и искусствоведческого профиля. Цель автора – выработка терминологического аппарата для анализа форм художественного синтеза в музыке. На материале творчества испанского композитора ХХ в. М.Фальи рассмотрены механизмы жанрового, стилистического и стилевого синтеза. В характеристике театральных произведений внимание уделяется принципам микст-жанров. Синтез в инструментальной музыке рассмотрен в отношении семантического словаря музыкального языка, его «модулирующей» знаковой природы. Акцентируется национальная специфика синтетического мышления Фальи в единстве с европейскими тенденциями развития стиля и жанровыми поисками музыки ХХ в.

Ключевые слова: синтез, интеграция, симбиоз, синестезия, семантика, музыкальный стиль, музыкальные жанры.

 

Жалеева Р. Р., Панкина Е. В.

Провансальские влияния в испано-португальской кантиге

Статья посвящена кантиге галисийско-португальских трубадуров – песенному жанру эпохи Средневековья, сформировавшемуся под воздействием творчества провансальских трубадуров. Это влияние обусловлено службой провансальских музыкантов при дворах каталонских и кастильских королей. Наряду с приезжими, в Испании отмечены трубадуры – выходцы из Каталонии, Арагона, Галисии, как лица простого происхождения, так и высокопоставленные. Авторы приводят сведения о жанровых разновидностях кантиг, как трех основных (о друге, о любви, насмешек и проклятий), так и менее распространенных. Провансальское воздействие наиболее полно проявилось в кантигах о любви, кантигах насмешек и проклятий, кантигах продолжения, а также в таких видах, как тенсона, плач, дескорт, пастораль, лэ, альба. Вид кантиги о друге, вероятно, возник на основе испанского романса. Предположительно, кантиги создавались путем контрафактуры, в опоре на провансальские и испанские народные мелодии. Отмечается процесс адаптации провансальских жанровых моделей в испанской песенной культуре.

Ключевые слова: кантига, трубадур, Прованс, Галисия, cancionero.

 

Кириченко О. Д., Панкина Е. В.

Итальянские влияния в немецкой полифонической песне XVI века

Статья посвящена вопросу влияния итальянской песенной культуры на стилистику немецкой полифонической песни XV–XVI веков. Актуальность статьи обусловлена тем, что светская полифоническая Lied, в отличие от иных европейских вокальных жанров Ренессанса, становится объектом специального рассмотрения в контексте инонациональных влияний. В сравнении с песенными жанрами Италии, немецкая полифоническая песня характеризуется относительно поздним появлением и запаздывающим, но интенсивным, развитием, о чем свидетельствует, в частности, появление собраний, сходных с итальянскими, – коллективные антологические и авторские. Наряду с усилением техники письма на cantus firmus, активным использованием цитатного материала, появляются песни в упрощенной аккордовой фактуре c нехарактерными для Германии микрорефренами «falala». Ярким представителем итальянского направления в немецкой песне является Ханс Лео Хасслер, которому принадлежат сборники немецких многоголосных песен с итальянскими жанровыми обозначениями. Сочетание заимствованных итальянских песен с немецкими, одновременное звучание различных языков нашло яркое отражение в немецком жанре кводлибета.

Ключевые слова: Германия, эпоха Возрождения, многоголосная Lied, песенное собрание, «нетеноровая» хоральная Lied, контрафактура, Quodlibet.

 

Леонова Н. В.

«Куковала кукушка» А. Мурова: работа композитора с фольклорными источниками

Аскольд Муров – выдающийся сибирский композитор второй половины XX века. Стиль ряда его сочинений (среди них – хоровая музыка и произведения для оркестра русских народных инструментов) сформирован под влиянием фольклорных источников. Принципы работы композитора с фольклорным материалом рассматриваются в статье на примере второй части кантаты «Пять обрядовых песен» для голоса и оркестра народных инструментов. При создании данного произведения Муров использовал два опубликованных, не связанных друг с другом источника: словесный текст записанной в 1971 году в Сибири русской свадебной песни и напев русской эпической (апокрифической) песни, зафиксированный в 1901 году в Архангельской губернии. В процессе работы композитор занимался решением проблем разного рода. Основная, собственно художественная задача – выявить и максимально реализовать смысловой потенциал фольклорного песенного текста. Для этого потребовалось преодолеть эмоциональную и структурную однородность, обобщенность фольклорного текста, дифференцировать в нем повествовательные и диалогические (содержащие прямую речь) фрагменты. Решение главной задачи требовало также осуществления некоторых технологических приемов для соединения разных по устройству словесного текста и напева в рамках общей композиции произведения. Композитор как бы «редактирует», целенаправленно изменяет источниковые элементы: увеличивает протяженность начальных (повествовательных) строк словесного текста, преобразует ритмическую и структурную организацию фольклорного напева, создает собственные мелодические построения, развивающие интонации эпического напева. Все это позволило создать яркое по художественному впечатлению и самобытное по стилю произведение.

 

Ключевые слова: сибирская музыка, Аскольд Муров, фольклорные тексты, техника создания музыкальных произведений.

 

Максимова А. М.

К вопросу влияний российского композиторского опыта на творчество Ямады Косаку

Русское музыкальное искусство распространило сферу своего влияния на японский симфонизм. Это нашло свое отражение в духовно-эстетических и музыкально-стилевых пристрастиях основоположника японской композиторской школы – Ямады Косаку. Композитор всю свою жизнь испытывал глубочайший пиетет к российской культуре. Не удивительно в данном случае, что опыт отечественного музыкального искусства в некоторых своих моментах был заимствован японским композитором. Традиции русской музыкальной культуры проявились в симфонических сочинениях Ямады своеобразно и далеко не во всех оркестровых работах композитора. Русское влияние наиболее всего заметно в симфонических поэмах «Мадара-но хана» и «Курай тобира», где удалось выявить влияние А. Скрябина. Стимулом к созданию Симфонической Нагаута «Цурукамэ» стало личное знакомство Ямады с представителями русского композиторского цеха. Таким образом, русское музыкальное искусство имело непосредственное влияние на творчество Ямады-симфониста.

Ключевые слова: Ямада Косаку, Русская композиторская школа, А. Скрябин, симфонические поэмы, «Цурукамэ», композиторский фольклоризм.

 

Гражданова М. А.

Фортепианный цикл З. Миршакар «Бусы для саидочки» в контексте таджикских национальных музыкальных традиций

Статья посвящена особенностям претворения жанра детского фортепианного альбома в творчестве таджикских композиторов — на примере цикла Заррины Миршакар. В ней поставлена задача рассмотреть данное сочинение в аспекте претворения таджикских национальных музыкальных традиций. В работе акцентирован момент взаимодействия европейских и восточных традиций в жанре. На основе образно – тематического анализа детского альбома «Бусы для Саидочки», была выявлена связь с особенностями традиционной музыки таджиков, такими как: импровизационность, своеобразие метроритмических  и ладоинтонационных структур, фактурные приемы в изложении многоголосного материала, нацеленныена показ монодийности.

Ключевые слова: Детский фортепианный альбом, таджикская музыка, фольклор, национальные традиции.

 

Зенина Л. Л.

Михаил Иванович Невитов и его роль в развитии системы детского музыкального образования г. Новосибирска

В статье освещаются вопросы становления детского предпрофессионального музыкального образования в г. Новосибирске (Новониколаевске) в связи с открытием Детской музыкальной школы № 1, отмечающей в 2014 году свое 80-летие. Первым директором школы был замечательный педагог-музыкант, композитор Михаил Иванович Невитов, посвятивший работе в школе более 24 лет. Его заслуга в деле развития музыкальной культуры города неоценима: он был также первым директором Новосибирского музыкального колледжа, первым председателем правления Союза Сибирских композиторов. Представитель «старой интеллигенции» России, он передавал культурные традиции новому поколению сибиряков, бескорыстно служа делу развития отечественной культуры и образования.

Ключевые слова: М. И. Невитов, музыкальное образование в Новосибирске, сибирские композиторы.

 

Пронина А. В.

Органная культура Сибири XIX – первой четверти ХХ века в контексте конфессиональной и художественной деятельности переселенцев западно-христианского вероисповедания

В статье автор обращается к одной из актуальных и неизученных проблем музыкального сибиреведения, связанной с историей органной культуры в Сибири дореволюционного времени и ролью представителей римско-католической и евангелическо-лютеранской конфессий в ее формировании.

Зарождение в Сибири органной культуры обуславливалось процессами заселения региона католиками и лютеранами. Существенный момент их адаптации связан с налаживанием духовной жизни: начиная с XVIII века, строительством католических и лютеранских церквей, осуществлением духовных треб. Переселенцы, сохраняя в условиях чуждой социально-культурной среды свою культурную идентичность, религиозные и культурные традиции, перенесли на сибирскую почву и традиции органного исполнительства. Начиная с первой четверти ХIX века на протяжении многих десятилетий формировались основополагающие компоненты органной культуры: инструментарий, исполнительство, образование. На рубеже XIX – XX веков деятельность переселенцев привела к расширению сферы бытования органа в Сибири за рамки католических и лютеранских общин. Интерес к органному искусству распространился в более широких слоях сибирской интеллигенции, принадлежащих к иным религиозным и национальным сообществам. Импульсом к такому сближению стали духовные концерты с участием органа, проводимые в католических и лютеранских церквях сибирских городов. Органное исполнительство в Сибири, будучи явлением привнесенным, постепенно становилась естественной частью региональной культуры.

Ключевые слова: органная культура, орган, католики, лютеране, переселенцы, Сибирь.

 

Карелина Е. К.

Вклад Р. Г. Мироновича в развитие музыкальной культуры Тувы (к 110-летию со дня рождения музыканта)

В статье рассматривается значение творческой деятельности Р. Г. Мироновича для развития музыкальной культуры Тувинской республики в 1943–1946 годы. Он оставил заметный след в истории тувинского театра, национального оркестра и музыкального образования. Р. Г. Миронович был блестящим выпускником Московской консерватории по классам флейты и дирижирования. До приезда в Туву он получил необходимый опыт как оркестровый музыкант и оперно-симфонический дирижер. Работая в Туве, он столкнулся со многими непредвиденными трудностями, но сумел оставить после себя верных последователей из числа тувинских учеников. Многочисленные архивные документы свидетельствуют о том, что педагогический талант Мироновича был исключительным. Его опыт сочинения национальной оперы стал первым в Туве, однако, в истории тувинской музыки опера Мироновича была несправедливо забыта. Его шаги по созданию национального оркестра были для тувинской культуры новаторскими, но принесли полноценный результат много позже, в эпоху постсоветской Тувы.

Ключевые слова: Тува, творческая деятельность, театр, опера, национальный оркестр, музыкальное образование.

 

Белоносова И. В.

Музыкально-просветительская деятельность педагогов КГАМиТ – выпускников Ленинградской консерватории (1978–2013 годы)

В статье рассматривается роль и значение выпускников Ленинградской консерватории в становлении и развитии музыкальной культуры не только Красноярска, но и региона в целом. Подчеркивается значимость педагогической деятельности музыкантов всех специальностей. Указывается роль их концертных выступлений, просветительской работы, композиторского творчества.

Ключевые слова:  Ленинградская консерватория, Красноярская государственная академия музыки и театра, концерты педагогов, музыковеды и композиторы Красноярска.

 

Романовская Е. А. Рожкова Ю. А.

Некоторые вопросы генезиса фортепианной школы в Новосибирской консерватории

Статья посвящена вопросам генезиса фортепианной школы в Новосибирской консерватории. Авторы рассматривают пианистическую школу как род культурных традиций, которые зарождаются и продолжают развиваться через лидера школы и его учеников на протяжении многих лет. На базе передаваемых традиций формируются другие пианистические школы. Результаты изысканий авторы попытались представить в виде таблицы, где прослеживаются истоки возникновения русской фортепианной школы в целом, и в частности новосибирской. В завершении статьи авторы анализируют педагогические принципы ведущих профессоров Новосибирской консерватории М. С. Лебензон и Д. Л. Шевчук, которые не только продолжают развивать лучшие достижения других пианистических школ, но и воплощают в жизнь собственную педагогическую программу, имеющую несомненный практический успех.

Ключевые слова: генезис, фортепианная школа, традиция, взаимодействие, педагогические методы и методики, Новосибирская консерватория

 

Мищенко М. Ю.

Исполнение Концерта для фортепиано с оркестром ля минор Эдварда Грига в классе общего фортепиано: методические рекомендации

Статья посвящена особенностям работы над текстом фортепианного концерта Эдварда Грига в классе общего фортепиано. В процессе последовательного рассмотрения всех разделов автор предлагает исполнительские технические решения, направленные на качественное освоение произведения, наиболее полное раскрытие его фактурных, мелодико-гармонических и метроритмических особенностей.

Ключевые слова: Эдвард Григ, фортепианный концерт ля минор, фортепианная педагогика.

 Вестник музыкальной науки 3 (5) 2014
Вестник музыкальной науки 3 (5) 2014
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.