Вестник музыкальной науки 2 (8) 2015

А. П. Ментюков

Искусственный звук и музыкальное интонирование 

В статье рассматривается взаимоотношение искусственного звука и музыкального интонирования. Искусственный звук, в отличие от естественно-акустического, является продуктом электронной технологии, создается методом моделирования из дискретно заданных параметров. Понятие «музыкальное интонирование» толкуется как «род звукоосмысленной деятельности человека», проявляющийся в двух основных формах: а) открытой (явной), б) латентной (скрытой). Интонирование – сознательный процесс, организованный по законам акустики, восприятия, мышления.

Главное противоречие во взаимоотношениях выводится из качественных характеристик искусственного звука на примере формирования тембровой палитры и приема вибрато с мультипликатным эффектом.

Ключевые слова: искусственный звук, акустический звук, электронная технология, музыкальное интонирование, интонарная деятельность, метод дискретного набора, мультипликатный эффект.

Ментюков Александр Павлович – кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

E-mail: mentjukov@hotmail.com

 

М. Н. Бакуменко

О критериях оценки исполнительства на электронных музыкальных инструментах

Статья посвящена выявлению критериев оценки исполнения на электронных инструментах как инновационного направления в музыкальном образовании. Рассматриваются ключевые проблемы при работе с электронными музыкальными инструментами: выбор педагогического репертуара и особенности его формирования, вопросы аранжировки музыкальных произведений в контексте инструментовки и инструментоведения, гармонии. Аранжировка на электронном инструменте рассматривается как сумма выразительных средств, подчиняющаяся избранной стилистике. В статье приводятся основные требования к электронному музыкальному инструменту в соответствии с его функционалом. Традиционные подходы к аранжировке и инструментальному исполнительству при обращении к электронным музыкальным инструментам рассматриваются сквозь призму инновационных технических средств и особенностей – прежде всего, за счет обращения к звукорежиссерским средствам работы с музыкальной фактурой и звуковым воплощением.

Ключевые слова: электронные музыкальные инструменты, синтезатор, исполнительство, инновационные методики, электронная аранжировка

Бакуменко Михаил Николаевич – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

E-mail: mb63@yandex.ru

 

Л. В. Лейпсон

Трансмедиальный фестиваль «CYNETART» 2014: Человек коммуникативный

Данная статья является попыткой осмысления процесса слияния и гомогенизации искусства, науки и техники. Материалом для анализа и размышлений становятся события одного из самых авторитетных транcмедиальных фестивалей Германии «CYNETART» (Дрезден) 2014 года. Его темой является человек коммуникативный, пытающийся с помощью новых информационных технологий установить связь и взаимопроникновение миров искусства и науки, реальной и виртуальной действительности и даже контакт с другими видами жизни на Земле. Автору статьи удалось присутствовать почти на всех проектах и перформансах фестиваля и принять в некоторых из них интерактивное участие.

Ключевые слова: трансмедиальный, коммуникативный, фестиваль, проект, техника, искусство, наука, эксперимент, виртуальный.

Лейпсон Людмила Викторовна – музыковед. Место работы: Свободная Вальдорфская школа г. Фленсбурга (Германия).

E-mail: ludmila-leipson@yandex.ru

 

Е. А. Бурков

Формирование информационной образовательной среды для реализации смешанного обучения будущего педагога-музыканта

Статья посвящена современным подходам в преподавании дисциплин «информационные технологии», так же освещает вопрос о необходимости готовить будущих педагогов к умению анализировать и систематизировать информацию, приобретать навык проектирования и создания информационного образовательного контента для формирования информационной образовательной среды с целью реализации смешенного обучения при подготовке педагога-музыканта.

Ключевые слова: электронное обучение, информационная образовательная среда, смешенное обучение, информационный образовательный контент, подготовка педагога-музыканта

Бурков Евгений Анатольевич – аспирант кафедры Информационных и коммуникационных технологий в образовании Омского государственного педагогического университета.

Е-mail: burkovevgene@gmail.com

 

Б. В. Косяченко

Использование компьютера для контроля и оценки приобретаемых знаний. Pro et contra

В статье рассматриваются современные информационные технологии,  разработанные для сферы образования, проблемы компьютерного тестирования, его достоинства и недостатки, характеристики программного обеспечения, требования к созданию тестов, специфика и возможности компьютерного тестирования в музыкальном вузе.

Ключевые слова: музыкальное образование, информационные технологии, компьютерное тестирование, требования к тестам, возможности применения

Косяченко Борис Васильевич – заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий, доцент; Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки.

E-mail: borvaskos@mail.ru

 

А. Д. Татаринова

Категория жанра как каталогизационный ключ
к архивированию музыкально-этнографических собраний (на материале якутских коллекций ИРЛИ и Гарвардского университета)

В статье поднимается проблема жанровой классификации якутского музыкального фольклора в связи с созданием Каталога архивных аудио- и видеоматериалов, собранных этномузыковедом и полевиком-исследователем Э. Е. Алексеевым в 1950–1990-х годах. Каталог предполагается к публикации в рамках республиканского проекта «Материальная и духовная культура народов Саха-Якутия XVII – начала XX вв. в музеях мира» и охватывает якутские коллекции Фонограммархива «Пушкинского Дома» (ИРЛИ, Санкт-Петербург) и Архива мировой музыки Гарвардского университета (США).

В настоящее время нет единой классификации жанров якутского фольклора, которая отражала бы синкретическую природу народного творчества с учетом назначения (функции) образцов фольклора, содержания и музыкального языка. При составлении каталога данная проблема должна быть в основном виде решена путём упорядочивания существующих и введения новых терминов, точнее раскрывающих национальные особенности фольклора народов Якутии. Определения жанра, с точки зрения автора статьи, должны быть национально ориентированы и максимально использовать аутентичную, складывающуюся в народе терминологию. Опираясь на труды отечественных и зарубежных этномузыковедов, автор разделяет такой подход к категории музыкального жанра, который будет приемлем как для музыковедов, так и для филологов и этнографов.

Ключевые слова: якутский фольклор, аудиозаписи фольклора, каталог, каталогизация, архивирование, категория жанра, жанровая классификация.

Татаринова Александра Дмитриевна – магистр музыкального искусства, аспирант кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории.

Е-mail: sasha.sakha@mail.ru

 

Т. П. Балановская

К вопросу о тембровой специфике
старообрядческого богослужебного пения
(на материале спектрографических исследований певческого звука общины с. Дерсу Приморского края)

Вопрос о тембральной характеристике старообрядческого богослужебного пения является на сегодняшний день одним из актуальных и практически неизученных, вследствие привнесения извне в богослужебно-певческую практику чужеродных исполнительских приёмов. Одной из немногих общин, сохранившей в настоящее время традиции богослужебного пения, является община с. Дерсу Приморского края, состоящая из эмигрантов, вернувшихся на Дальний Восток из Латинской Америки. С помощью заведующего кафедрой музыкальной информатики Московской государственной консерватории им. Чайковского, кандидата технических наук Харуто А. В., был произведён компьютерный анализ спектра певческого звука хора общины с. Дерсу при помощи программы SPAX для ОС Windows, которая осуществляет спектральный анализ фонограммы с фиксацией результата в виде сонограммы, позволяющей проследить тонкости исполнения в части тембра и динамики. Спектрографические исследования тембра мужского хора общины, а также анализ физиологии певческих процессов, позволили установить, что носовой призвук, обнаруженный в тембре хора общины, является характерным для старообрядческой манеры пения защитным механизмом голоса. Назализация звука обусловлена необходимостью увеличения импеданса на уровне гортани для ослабления тонуса голосовых складок, что предохраняет их от повреждения, а также способствует преодолению неприятных ощущений во время фонации в помещениях с нулевой или слабой реверберацией.

Ключевые слова: старообрядчество, богослужебное пение, тембр.

Балановская Татьяна Павловна – преподаватель кафедры хорового дирижирования Приморского краевого колледжа искусств, преподаватель Духовного Училища Владивостокской Епархии.

Е-mail: tbvlad@mail.ru

 

П. А. Мичков, Н. А. Чистяков

Методологические аспекты информационной системы «Музыкальная культура Сибири»

В статье излагаются некоторые аспекты формирования проекта информационной системы «Музыкальная культура Сибири». Предложены принципы технологического решения, обеспечения доступа и защиты информации, рассматриваются проблемы структурирования данных при подходе к подобному типу задач.

Ключевые слова: информационная система, музыкальная информация, Музыкальная культура Сибири, веб-ресурс, базы данных.

Мичков Павел Александрович – руководитель отдела информационных и медиаресурсов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

E-mail: michkovpa@mail.ru

Чистяков Николай Александрович – руководитель лаборатории информационных технологий Новосибирского государственного технического университета.

E-mail: nikolay.chistyakov@gmail.com

 

Круглый стол «Информационная база “Музыкальная культура Сибири”»

В данной работе представлены материалы круглого стола «Информационная база “Музыкальная культура Сибири”», состоявшегося в Новосибирской консерватории в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании. Вопросы теории, методологии и практики». Работа выполняется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-04-12011. В ходе круглого стола музыковедами консерватории обсуждались такие вопросы как выработка методологических принципов формирования информационной базы, типология массивов традиционной и академической музыки, разработка принципов их структурного оформления и форм отражения в формате информационной системы,  решение задачи адекватного отражения многообразно представленных типов традиционной культуры народов Сибири и видов академической музыки.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, информационная база, конференция, круглый стол, сибирское музыкознание, Новосибирская консерватория.

 

В. О. Петров

Негатив как содержательный концепт музыкальных сочинений ХХ –
начала ХХI веков

Статья посвящена одному из актуальных для современного музыкального искусства содержательных концептов – негативу, формирующемуся благодаря использованию композиторами таких образных категорий, как война, природные стихии с их трагическими последствиями, приводящие к постепенному уничтожению жизни, атом, эксперименты в области которого грозят человеческому существованию, трагическая судьба отдельной личности, раскрывающая проблему размежевания общества, непонимания одних людей другими и – в самом широком смысле – проблему «человек и общество» и т. д. Доказывается, что негатив становится едва ли не превалирующим концептом современности. В статье рассматриваются произведения Д. Адамса, Ф. Ржевски, П. Васкса, Х. Лахенмана, Г. Айнема. При анализе этих сочинений основное внимание уделяется полноте раскрытия негатива как концепта, соотношению музыки и текста, музыки и сценического действия.

Ключевые слова: современная музыка, концептуализм, негатив, содержательный концепт, трагедия.

Петров Владислав Олегович – доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории.

E-mail: petrovagk@yandex.ru

 

Е. З. Ишанкулова, Е. В. Панкина

Жанровая атрибуция номеров
в мадригальных комедиях
Адриано Банкьери

В статье раскрывается проблема жанровой атрибуции номеров мадригальных комедий А. Банкьери «Старческое сумасбродство» (La Pazzia Senile, 1598) и «Представление в масленичный четверг» (Il Festino nella sera del giovedi grasso avanti cena, 1608) в условиях отсутствия авторского жанрового обозначения или неоднозначных межжанровых решений, вплоть до подмены заявленного жанра иным. Жанровая атрибуция номеров происходит в опоре на признаки итальянских вокальных видов, дифференцированные автором статьи на первичные и вторичные. Представлена авторская систематизация номеров по трём основным группам: мадригалы, песенно-танцевальные жанры и жанровые контаминации, с описанием характерных признаков жанров на примере анализа номеров, а также рассмотрены образцы, не поддающиеся однозначной жанровой атрибуции, в связи с проявлением в них крайней степени видовых взаимодействий. В результате очевидным становится влияние на мадригальную комедию ключевой эстетической концепции Возрождения – varietб, а точнее, ее преломление через идею «макаронии» как стилистической эклектики. Мадригальная комедия занимает особое место в процессе разрастания художественного значения Макаронии. В ней не только отражается движение от грубой пародии к высокой трагикомедии, но и раскрывается двойственная природа времени наложения ренессансных и барочных тенденций, ярким следствием чего является разноголосица и «мешанина» «высоких» и «низких» жанров.

Ключевые слова: мадригальная комедия, Адриано Банкьери, музыкальные жанры эпохи Возрождения, мадригал, песенно-танцевальные жанры, varietа.

Панкина Елена Валериевна, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки, проректор по учебной работе, доцент кафедры истории музыки, кандидат искусствоведения.

E-mail: 2mikep@mail.ru

Ишанкулова Елена Зоировна – выпускница аспирантуры (2013), соискатель научной степени кандидата искусствоведения по кафедре истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

E-mail: trini20@yandex.ru

 

Я. Н. Файн

О понятии интонации
в музыкально-теоретической концепции
Б. Яворского

Цель статьи – уточнение взгляда на интонацию как важнейший компонент музыкально-теоретической системы, притом именно в контексте концепции Б. Л. Яворского. В отечественной музыкальной науке господствует традиция связывать понятие интонации и разработку ее теории исключительно с именем и трудами Б. В. Асафьева. Подтверждение тому – отсутствие не только анализа, но даже упоминания понятия интонации в связи с концепцией Б. Л. Яворского в учебнике «Музыкально-теоретические системы» [13, с. 375–394]. Между тем, Яворский системно применил понятие интонации еще в 1908 г., в первой опубликованной работе «Строение музыкальной речи», дав ему четкое научное определение. Однако главным представляется не вопрос приоритета, а системность включения понятия в теоретический контекст. Это немаловажно и для понимания музыкально-исторических взглядов обоих ученых. В связи с этим возникла необходимость сопоставления трактовки понятия интонации Асафьевым и Яворским в ситуации его использования как инструмента научной критики концепции Э. Курта в связи с публикацией русского перевода его «Основ линеарного контрапункта» (1931). Именно здесь степень системности применения понятия интонации обоими учеными проявилась в ярко заостренной форме.

Ключевые слова: музыкально-теоретическая система, лад, тяготение, гармония, интонация, системность.

Файн Яков Наумович – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, член Союза композиторов России.

E-mail: jnfein@yandex.ru

 

М. Н. Булева

Об индивидуальных композиторских стилях болгарских классиков

Музыкальное мышление болгарских композиторов является историко-теоретической проблемой, которая имеет особо существенное значение для осмысления культурных процессов в Болгарии с конца ХІХ до середины ХХ-го века. Появление индивидуальных творческих стилей в болгарском духовном пространстве является большим культурным событием в период между двумя мировыми войнами. Объединяющими гармоническими средствами в творчестве болгарских классиков до середины 40-х годов являются миксодиатоника и симметричный уменьшенный лад. В статье рассматриваются их проявления в творчестве Любомира Пипкова (в условиях модального мышления) и Веселина Стоянова (в условиях тонального мышления).

Ключевые слова: миксодиатоника, симметричный уменьшенный лад, модальность, болгарские композиторы, Любомир Пипков, Веселин Стоянов.

Булева Марияна Николаевна, доцент доктор, работает в Великотырновском университете с 1993 года. Член Союза болгарских композиторов и ассоциированный член Болгарской академии наук – Института исследования искусств (исследовательская группа «Музыкальная культура и информация»).

E-mail: mar_bul@abv.bg

 

Лаура М. Снайдер

Преподавание курса
музыкального исследования

В своей работе американский музыковед, директор нотно-музыкальной библиотеки Университета Маунт Эллисон Лаура М. Снайдер излагает основные позиции преподаваемой ею учебной дисциплины по музыкальной библиографии. Данный курс ведется у аспирантов и предназначен для освоения основных навыков по работе с фондами музыкальных библиотек и владения современными инструментами поиска информации.

Ключевые слова: музыкальная библиотека, музыкальная информация, музыкальное исследование, методика музыкальной библиографии.

Автор перевода: Мичков Павел Александрович – руководитель отдела информационных и медиаресурсов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

E-mail: michkovpa@mail.ru

 Вестник музыкальной науки 2 (8) 2015
Вестник музыкальной науки 2 (8) 2015
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.