Выпуск №1 (11) 2016

СОДЕРЖАНИЕ >>>

Аннотации и ключевые слова

Дубровская М. Ю.

Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки

Статья содержит попытку первичного постижения продуктивной инновационной двадцатипятилетней работы востоковедов кафедры этномузыкознания НГК имени М. И. Глинки в научном и педагогическом плане, рассматриваемой в контексте магистральных направлений деятельности вуза и российского востоковедения, в том числе, музыкального. Осуществляется анализ достижений этномузыкологов кафедры в теоретическом осмыслении традиционной профессиональной музыки Востока (школа С. П. Галицкой, Ю. Н. Плахов); в сферах синологии (школа В. В. Мазепуса), арабистики (А. Ю. Плахова), индологии (Г. Б. Сыченко и ее ученики), японистики (школа М. Ю. Дубровской). Предлагается вывод о значимости использования маститыми педагогами и молодыми учеными – востоковедами кафедры этномузыкознания НГК имени М.И. Глинки – прогрессивных подходов фольклористов-этнологов, активной полевой работы и поддержки научных фондов РФ, Европы и Азии. Это позволило востоковедам-этнологам Новосибирской консерватории достичь престижных позиций в музыкальном востоковедении как Российской Федерации, так и стран постсоветского пространства, а также внести достойный вклад в фонд фундаментальных исследований китайской, арабской, южноазиатской и японской музыки, принадлежащих этнологам Зарубежного Востока, США и Западной Европы.

Ключевые слова: этномузыкознание, российское музыкальное востоковедение, синология, арабистика, индология, японоведение.

M. Dubrovskaya

Traditions of Russian Oriental studies in the activities of the Department of ethnomusicology Novosibirsk state Conservatory named after M. I. Glinka

The paper contains an attempt to comprehend the twenty-five years of productive and innovative work of Orientalists of the Ethnomusicology Department at the Novosibirsk Conservatoire from scientific and pedagogical points of view. It is considered in the context of main directions of the university activities and Russian Oriental Studies, including ones in the sphere of music. The achievements of the ethnomusicologists in following areas are analyzed: the theoretical understanding of professional traditional Eastern music (School of S. P. Galickaya, Yu. N. Plakhov), Sinology (School of V. V. Mazepus), Arabic Studies (A. Y. Plakhova), Indology (G. B. Sichenko and his students), Japanese Studies (school of M. Yu. Dubrovskaya). The conclusion is on the significance of the Conservatoire Ethnomusicological department’s venerable teachers and young scientists using progressive approaches of folklorists, active fieldwork and support of the scientific foundations of the Russian Federation, Europe and Asia. This allowed the Orientalists-ethnologists of the Novosibirsk Conservatoire achieve prestigious positions in the musical Oriental science in the Russian Federation and countries of the former Soviet Union, as well as to make a worthy contribution to the Foundation for Basic Research of Chinese, Arab, South Asian and Japanese music owned by ethnologists in foreign East, the USA and Western Europe.

Keywords: Еthnomusicology, Russian Musical Orientalism, Sinology, Arabic studies, Indology, Japanese studies.

Юнусова В. Н.

К проблеме исследования музыкальных культур Шелкового пути

В статье рассматриваются проблемы исследования музыки Шелкового пути, как уникальной культурной общности прошлого, оставившей следы в виде памятников, литературных источников, музыкальных инструментов. Основным подходом к исследованию выдвигается пара Восток–Восток, не менее актуальная для данного региона мира, чем известная Восток–Запад. Теория музыкально-культурной традиции Дж. Михайлова представляется наиболее адекватным методом исследования заявленной проблематики. Формы культурного контакта, ассимиляции, заимствования, параллельного существования рассмотрены как варианты взаимодействия музыкальных культур Шелкового пути. В статье анализируются объективные трудности изучения музыки региона: огромные географические и временные масштабы Шелкового пути, требующие координации специалистов разных областей знания, не равная степень изученности музыкальных культур, разница научных позиций региональных школ музыкознания. Этноорганология, изучающая музыкальные инструменты с разных позиций, рассмотрена в качестве одной из приоритетных отраслей исследования данных проблем.

Линейные меры музыкальных инструментов несут следы их происхождения, помогающие выяснить происхождение и регион распространения данного инструмента. На примере центральноазиатской флейты ная и китайской дицзы рассматривается процесс многократной миграции музыкального инструмента в регионе Шелкового пути, который обретает в наши дни актуальность.

Ключевые слова: Шелковый путь, музыкально-культурная традиция, взаимодействие, музыкальные инструменты, памятники, системный подход, В. М. Беляев, Дж. К. Михайлов, Восток-Восток, этноорганология.

V. Yunusova

On the problem of research of the Silk Road musical cultures

In the article problems of research of music of the Silk Road, as the unique cultural community of the past that left traces in the form of monuments, references, musical instruments, are considered. The main approach to the research is the East–East couple, equally relevant for this region of the world if compared with the known East–West one. The theory of musical and cultural tradition of J. Mikhaylov is considered the most adequate method to research the declared perspective. Forms of cultural contact, assimilation, loan, and parallel existence are considered as options of interaction of musical cultures of the Silk Road. In the article the following objective difficulties of studying the music of the region are analyzed: huge geographical and temporary scales of the Silk Road demanding coordination of experts of different areas of knowledge, unequal degree of musical cultures study, difference in scientific positions of regional musicology schools. Ethno-organology studying musical instruments from different points is considered as one of priority branches of research of these problems.

Linear measures of musical instruments bear traces of their origin, helping to find out the origin and the distribution region of an instrument. On the example of a Central Asian Nye flute and the Chinese Di zi, the process of repeated migration of a musical instrument in the region of the Silk Road that finds relevance today is considered.

Keywords: Silk Road, musical and cultural tradition, interaction, musical instruments, monuments, system approach, V. M. Belyaev, J. K. Mikhaylov, East-East, Ethno-organology.

Будаева Т. Б.

Современные реалии китайского традиционного театра сицюй

В статье представлен авторский взгляд на двойственную ситуацию, которая сегодня сложилась вокруг традиционного театра в Китае. Театр сицюй уже никогда не будет иметь того высокого значения, которое ему отводилось в период китайского Средневековья. Гигантские изменения в стране и мире, происходившие на протяжении ХХ столетия, кардинальным образом отразились на каждом аспекте существования китайцев. Своеобразие и самобытность традиционной драмы, наиболее ярко проявляющиеся в ее квинтэссенции – Пекинской опере цзинцзюй, позволили ей стать настоящим национальным символом китайской культуры в международном масштабе. Несмотря на то, что запас художественной ценности этого жанра, обеспечивающий его долговечность, велик, в Китае предпринимаются активные действия для того, чтобы этот уникальный театр продолжал жить.

Не последнюю роль в сохранении традиционной драмы сицюй играют те залы, в которых проходят спектакли. Среди них одним из самых примечательных, настоящей жемчужиной театрального зодчества является трехсотлетнее аутентичное здание театра Чжэнъицы, расположенное в самом центре Пекина. Совершенно особенный дух старины, которым проникается приходящий на спектакль зритель, является своего рода мостом времени, соединяющим с персонажами давно минувших эпох. Подобное погружение в классическое театральное искусство, выверенное до каждого звука и жеста, способно давать посетителям театра новые эмоциональные ощущения и переживания, желание делиться ими и ждать новой встречи с прекрасным. А пока жива вдохновлённая публика, жив и ее театр.

Ключевые слова: китайский традиционный театр, китайская драма сицюй, Пекинская опера, цзинцзюй, куньцюй, театр Чжэнъицы.

T. Budaeva

Chinese Traditional Theater Xiqu Day-to-day Realities

The article presents the author’s view on the dualistic situation that developed around a traditional theatre in China. Theatre Xiqu will never have the high value that was assigned to it during the period of the Chinese middle Ages. The massive changes in the country and the world that took place during the twentieth century radically affected every aspect of the existence of the Chinese. The originality and identity of traditional drama, most clearly manifested in its quintessence – Beijing Opera jingju, that allowed it to become a national symbol of Chinese culture in an international scale. Despite the fact that the stock of the artistic value of this genre, which ensures its durability, is great, China is taking active steps to ensure that this unique theatre has continued to live.

Not the last role in the preservation of traditional drama belongs to the halls, where Xiqu performances take place. A three hundred year old authentic building of the Janjici theatre is among them, it is one of the most remarkable gems of theatrical architecture, located in the heart of Beijing. A very special spirit of antiquity touching the viewer is a time bridge connecting with the characters of bygone eras. Such immersion in classical performing arts, tuned to every sound and gesture, is able to give the visitors of the theatre new emotional sensations and experiences, the desire to share and to wait a new meeting with the beautiful. Until then, lives the inspired audience, and their theater is also alive.

Keywords: Chinese traditional theater, Chinese drama xiqu, Beijing opera, jingju, kunqu, Zhengyici Theater.

Тюмбеева Г. Э.

Сибирская тема и концепт «Сибирь» в творчестве калмыцких композиторов

Статья посвящается рассмотрению некоторых вопросов когнитивистики (таких как музыкальная «национальная картина мира») на примере истории одного из музыкальных концептов. Концепт «Сибирь» и связанная с ним сибирская ссылка стали важнейшей темой современной калмыцкой музыки, частью музыкальной картины мира калмыков. Изначально возникнув в народной музыке, концепт «Сибирь» актуален для творчества композиторов 3-х поколений: П. О. Чонкушов – старшее, А. Н. Манджиев – среднее, Г. А. Манджиева – молодое. Воплощаясь в музыкальных знаках разного вида: иконах, индексах, символах, он прочно занял свое место в музыкальной картине мира как отпечаток сибирской трагедии калмыков.

Ключевые слова: концепт, национальная картина мира, калмыцкая композиторская школа, сибирская ссылка калмыков, П. О. Чонкушов, музыкальные знаки.

G. Tumbeyeva

Siberian theme and concept ‘Siberia’ in the creation of Kalmyk composers

The article is devoted to the consideration of some questions of cognitive science (such as musical «national picture of the world») on the example of the history of one of the musical concepts. Concept ‘Siberia’ and the related Siberian exile became the most important theme of modern Kalmyk music, the part of the musical picture of the world of Kalmyks. Concept ‘Siberia’, first developed from the Kalmyk folk music, is relevant for the creation of composers of three generations: senior (P. O. Chonkushov), middle (A. N. Mandgiyev), junior (G. A.Mandgiyeva). Embodied in the various types of musical signs: icons, indexes, symbols, it firmly took its place in the musical world as a picture print of Siberian tragedy of Kalmyks.

Keywords: concept, national picture of the world, Kalmyk composing school, Siberian exile of Kalmyks, P. O. Chonkushov, musical signs.

Тирон Е. Л.

Ладозвукорядная организация кожамык тувинцев-тоджинцев

Статья посвящена рассмотрению ладозвукорядной организации типовых напевов, используемых тувинцами-тоджинцами при исполнении песен жанра кожамык. Звуковысотная система ориентирована на ангемитонную пентатонику, особенностью которой является возможное появление целотоновой последовательности. Суммарный звукоряд кожамык составляет две октавы, однако звукоряд песен гораздо уже и включает 5-7 ступеней. Вне зависимости от той или иной структуры звукоряда, от его амбитуса, обязательным является наличие тетрахорда E G A h.

Автор определяет функционально значимые ступени, в качестве которых рассматриваются ступени, выделенные композиционно и мелодически. К первым относятся инициальные и финальные ступени песен, строф, строк и полустрок. В статье анализируются только финалисы песен. В данном качестве используются четыре ступени D, E, G и A, однако только две из них – E и G («опорная терция»), располагающиеся в середине звукоряда, являются главными опорами звуковысотной системы кожамык. Наиболее важными в мелодической организации типовых напевов являются ступени основного тетрахорда e, g, a и h. Они доминируют по их суммарной временной продолжительности в напеве, при этом по данному параметру ступени практически равноправны. Объективность аналитических выводов автора подтверждается статистическим исследованием рассматриваемых параметров.

Ключевые слова: тувинцы-тоджинцы, музыкальный фольклор, этномузыкология, народные песни, лад.

E. Tiron

Mode organization of Tuva-Toju’s kozhamyk

The paper is devoted to consideration of the mode organization of the model tunes used by Tuva-Toju performing the songs of the kozhamyk genre. The mode organization is founded on a pentatonic scale, the possible inclusions of whole-tone segment being its feature. A total scale of kozhamyk includes two octaves, however a scale of songs is much narrower and includes 5-7 levels. A scale surely includes a tetrachord of E G A h, despite the size of an ambitus and structure of a scale.

The author defines functionally significant levels which are the levels allocated compositionally and melodically. Among the former are the initial and final levels of songs, strophes, lines and semi-lines. In the paper only final levels of songs are analyzed.

In this guide four levels D, E, G and A are allocated, however only two of them E and G («a basic third»), which are set in the middle of a scale, are the main support of mode organization of kozhamyk. In the melodic organization of model tunes levels of the main tetrachord of e, g, a and h are the most important. They dominate in their total temporary duration in a tune, thus in this parameter the levels are almost equal. Objectivity of analytical conclusions of the author is confirmed by statistical research of the considered parameters.

Keywords: Tuva-Toju, musical folklore, ethnomusicology, folk songs, mode, scale.

Максимова А. М.

«Этэнраку» и формирование композиторского фольклоризма в Японии

Проблема адаптации традиционного национального музыкального наследия в условиях западноевропейской системы остается для МНКШ Японии актуальной. Это доказывает опыт пройденного пути японской симфонической школы – от Ямады до современных композиторов XXI века. Одним из решений обозначенной проблемы выступила Симфоническая Нагаута «Цурукамэ» Ямады Косаку (1934), в которой совмещены оригинальный – традиционный – текст с собственным композиторским материалом.

Многие молодые национальные композиторы в первой трети ХХ века обращались к знаковой для японской художественной традиции теме – «Этэнраку» – популярной пьесе из классического репертуара Гагаку. Среди них: Коноэ Хидэмаро, Ифукубэ Акира, Тояма Юзо, Гакубу Кунаитё, Мияги Митио и другие. В качестве примеров в статье рассмотрены два примера воплощения классической пьесы: Переложение для смешанного оркестра «Этэнраку» (1931) Коноэ Хидэмаро и Тема и 11 вариаций «Этэнраку» (1951) Мацудайра Ёрицунэ.

Целью Коноэ Х. стало стремление насколько возможно точно соответствовать оригиналу. В связи с этим, композитор максимально приблизил акустическое звучание европейских инструментов к звучанию традиционных японских. Подобный эффект был достигнут путем специальных способов звукоизвлечения и нестандартных тембровых комбинаций. В вариациях Мацудайра Ё. обнаруживаются следы наиболее актуальных стилей известных европейских композиторов. Данное сочинение интерпретирует распространенную форму свободных вариаций на оригинальную тему, коррелирующую с жанром рапсодии для фортепиано с оркестром.

Таким образом, Этэнраку заключает в себе большой потенциал для различного рода композиторских интерпретаций: от переложения, как это сделал Коноэ, до абсолютно новой – авангардной трактовки – деконтекстуализации, что воплотил Мацудайра. Этэнраку в данном случае выступает стимулом к собственному композиторскому решению проблемы адаптации традиционного материала.

Ключевые слова: Этэнраку, Коноэ Хидэмаро, Мацудайра Ёрицунэ, Цурукамэ, Ямада Косаку, проблема адаптации, композиторский этнографизм.

A. Maximova

‘Etenraku’ and the formation of composer’s folklorism in Japan

The problem of adaptation of traditional national musical heritage in a Western system remains relevant to the Japanese Musical National Composers School. This proves that the Japanese Symphony School has covered a lot of ground – from Yamada to contemporary composers of the XXI century. One of the solutions to the identified problem was a Symphony of Nagauta ‘Tsurukame’ by Kosaku Yamada (1934), which combines the original – traditional – text with the composer’s original material.

Many young national composers in the first third of the twentieth century turned to ‘Etenraku’, a popular piece from the classical Gagaku repertoire, significant for the Japanese artistic tradition; among them are: Konoe, Hidemaro, Ifukube Akira, Toyama Yuzo, Gakubu Konate, Miyagi Michio and others. The article considers two examples of embodiment of classical pieces: Arrangement for mixed orchestra ‘Etenraku’ (1931) by Konoe hidemaro and the Theme and 11 variations of ‘Etenraku’ (1951) by Matsudaira Arizona.

The purpose of H. Konoe was the desire as closely as possible to match the original. In this regard, the composer brought the acoustic sound of European instruments close to the sounds of traditional Japanese ones. A similar effect was achieved by special ways of producing sound and unusual timbral combinations. In variations of Matsudaira E. traces of the most relevant styles of famous European composers can be found. This piece interprets common form of free variations on an original theme, correlating with the genre of the Rhapsody for piano and orchestra.

Thus, Etenraku encompasses a great potential for various interpretations of composition: from transcriptions (fulfilled by Konoe) to a brand new Avant-garde interpretation of decontextualization (embodied by Matsudaira). Etenraku, in this case, acts as a stimulus to his own compositional solution to the problem of adaptation of the traditional material.

Keywords: Etenraku, Konoe Hidemaro, Matsudaira Arizona, Tsurukame, Yamada Kosaku, problem of adaptation, composing Ethnography.

Васильева Г. М.

«Фауст» в этномузыкальном контексте: «По ту сторону Тулы» А. Николева

Рассматривается роман ученого-классика. Роман связан со всеми компонентами музыкальной формы: структурой, динамикой, мелодикой, гармонией. В фольклоре конца 1920-х гг. географические различия отдельных районов исчезают, страна предстает вроде Аркадии. Она являет собой поэтическое единство: простор, напоенный светом, образ песни мира и поющего мира. Показателем правильности дыхания является качество звука. Дыхание можно подчинить воле поющего.

Автор использует лубочные картинки не для антуража. Необрядовые песни представляют собой картины народного быта, образ женщины – собирательницы семьи. В частушках всецело отражается народная аксиология. Речевая структура частушек-страданий представляет собой целостное семантическое поле с ключевыми экспрессемами «любить-страдать». В музыкальной конкретности частушки скрывается аллегорический образ страдания девушки – Гретхен из трагедии Гете. Как в древней трагедии, здесь есть хоровая интермедия. «Хор» составляет большой фонд произведений, из которого персонажи черпали строки и сценические мотивы.

В романе Николева собран весь спектр музыкальных жанров. Музыкальная культура воспринимается как природа, в которой ничто не существует порознь. И трагедия Гете – мифологический код этой общности. Музыкальные образы связаны с мотивом памяти: личной, культурной, исторической.

Ключевые слова: дыхание, форсированное пение, интонационный кризис, флейта, дудка, хоровая песнь, частушка, страдания.

G. Vasilyeva

‘Faust’ in Etno-Musical context: ‘On the other side of Tula’ by A. Nicolev

The article considers the novel written by a classical writer and scientist. A novel is connected with all components of a musical form: structure, dynamics, melodics, harmony. In the folklore of the late 1920s, geographic differences of separate districts disappear, and the country appears as Arcadia. It presents poetic unity: an expanse imbued with light, an image of a world song and a singing world. Index of breathing regularity is sound quality. Breathing can be subordinated to the singer’s will.

The author’s use of bast pictures is not for an entourage. Non-ceremonial songs present pictures of national way of life, an image of a woman the family-gatherer. Limericks entirely reflect the national axiology. The vocal structure of limericks-sufferings presents an integral semantic field with key expressivity semes «to love – to suffer». Allegoric image of lass’s sufferings – Gretchen from Goethe’s tragedy – is hidden in the musical concreteness of a limerick. As in an ancient tragedy, there is a choral interlude. «Chorus» consists of a big foundation of works, which was the source of lines and scenic ideas for the characters.

In Nikolev’s novel, the whole spectrum of musical genres is collected. Music culture is perceived as nature in which nothing exists separately. And Goethe’s tragedy is a mythological code of this community. Musical images are connected with memory motive: personal, cultural, historical.

Keywords: breathing, forced singing, intonation crisis, flute, pipe, choir song, limerick, suffering.

 

Батовская Е. Н.

Современная хоровая музыка a cappella: проблемы жанровой типологии

Статья посвящена центральной проблеме искусствоведения – жанровым модификациям в музыке. В связи с этим рассматриваются специфические проблемы, обусловленные типологическим разнообразием современной хоровой музыки a cappella. Характеризуя методологические аспекты ведущего ответвления музыкальных жанров,   хоровой музыки a cappella, автор опирается на ключевые положения научно-методических разработок авторитетных ученых ХХ–ХХІ ст. (Б. Асафьева, Ю. Тюлина, С. Скребкова, А. Сохора, Л. Мазеля, В. Цуккермана, М. Арановского, В. Медушевского, А. Соколова, М. Лобановой, В Холоповой, Ю. Паисова, Г. Григорьевой, Л. Пархоменко, Т. Мдивани, Г. Цмыг).

Автор статьи предлагает пути решения сложного задания в нескольких направлениях. Одно из них построено на следующих позициях: внешняя (функции: историческая (социальная, эстетическая и коммуникативная); внутренняя (состав исполнителей, структура, способы музыкальной выразительности, характер образно-содержательной сферы, авторская номинация, временные и пространственные параметры). По мнению автора, названные константы постоянно взаимодействуют и взаимодополняются. Другим является жанровое распределение хоровой музыки по принципу взаимодействия и преемственности. К принципам взаимодействия относятся межжанровый и полижанровый синтез, преемственность характеризуется внутрижанровым синтезом.

Ключевые слова: хоровая музыка a cappella, жанр, типология, специфика.

E. Batovska

Contemporary choral a cappella music: the problem of genre typology

The article is devoted to the music genre modification, the central issue of art. In this regard, we consider the specific problems caused by the typological variety of contemporary choral a cappella music. Describing the methodological aspects of the leading branches of musical genres of choral a cappella music, the author relies on the key provisions of the scientific and methodological developments of the influential scientists of the XX-XXI century (B. Asafyev, Y. Tyulin, S. Skrebkov, A. Sochor, L. Mazel, B. Zuckerman, M. Aranovsky V. Medushevsky, А. Sokolov, M. Lobanov, V. Kholopova, Yu. Paisov, G. Grigorieva, L. Parkhomenko, T. Mdivani, G. Tsmyg).

As the result of the study of these choral works, the author proposes solutions to complex tasks in several directions. One of them is built on the following positions: external (functions: historical (social, aesthetic, and communicative), internal (cast, structure, methods of musical expression, nature of image-content areas, authoring nomination, temporal and spatial parameters). According to the author, the mentioned constants are constantly interacting and complementing each other. Another direction is the allocation of choral music genres according to the principle of interoperability and continuity. Inter-genre and poly-genre synthesis are related to the principle of interoperability, the continuity is characterized by intra-genre synthesis.

Keywords: choral a cappella music, genre, typology, specificity.

Робустова Л. П., Светлова О. А., Осипова Н. В., Щитова Л. Л., Гусева И. С.

Научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития региональной системы многоуровневого профессионального музыкального образования»: особенности новой встречи

Проблемная статья  актуализирует злободневные вопросы региональной  системы профессионального музыкального образования, современное состояние которого имеет ряд негативных параметров. Об этом откровенно и остро говорили докладчики на конференции. Ценными для музыкально-педагогической общественности являются указания на предпринятые меры и предложения по выходу из создавшейся кризисной ситуации, которая характерна не только для сибирского региона, но и для всей страны. Ключевой идеей конференции и настоящей публикации является выработка новых возможностей для оптимального взаимодействия и преемственности учебных заведений, являющихся частью единой системы «школа – училище/колледж – вуз» (ШУВ), с целью улучшения отечественного профессионального музыкального образования.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, преемственность, многоуровневость, система «школа–училище–вуз», детская музыкальная школа,  музыкальный колледж, мониторинг, нормативная документация, инновационные процессы, социокультурное значение, интегративные тенденции.

L. Robustova, O. Svetlova, N. Osipova, L. Shchitova, I. Guseva

The scientific-practical conference ‘Problems and prospects of development of regional system of multilevel professional music education’:

features of a new meeting

Problem article actualizes the topical issues of regional professional musical education; its current state has a number of negative parameters. The conference participants discussed it frankly and keenly. Instructions on the measures taken and proposals for a way out of the crisis, which is not unique to the Siberian region, but also for the entire country, are valuable for the musical-pedagogical community. The key idea of the conference and this publication is to develop new opportunities for optimal interaction and continuity of educational institutions that are part of a unified system of “school–college–high school”, aiming at improving national professional music education.

Keywords: professional music education, continuity, multilevel, system “school–college– high school”, children’s music school, music college, monitoring, regulatory documentation, innovation processes, socio-cultural value, integrative tendencies.

Константинова Н. В.

Педагогические условия творческого сотрудничества в классе фортепиано в системе высшего профессионального образования

В данной статье рассмотрены педагогические условия творческого сотрудничества педагога и студентов в классе фортепиано в системе высшего музыкально-педагогического образования, к которым относятся:

– поддержка у студентов устойчивого профессионального интереса в классе фортепиано путем создания педагогически комфортной творческой среды;

– демократический стиль педагогического общения, в котором диалог направлен на совместный поиск и становится взаимным учением, основой сотворчества непосредственных участников процесса образования в высшей школе; педагогическое руководство исполнительской деятельностью студентов, которое будет ориентировать их на будущую профессионально-педагогическую деятельность;

– развитие самостоятельности студентов к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе обучения игре на фортепиано.

Ключевые слова: педагогические условия, творческое сотрудничество педагога и студентов, система высшего музыкально-педагогического образования, исполнительская подготовка, общение.

N. Коnstantinova

Pedagogical terms of teacher-student creative collaboration in piаnо class in the system of higher education

The article considers the pedagogical terms of teacher and students’ creative collaboration in piano class in the system of higher musical-pedagogical education. Among them:

– support of students’ steady professional interest in piano class by creation of pedagogically comfortable creative environment;

– democratic style of pedagogical communication, in which the dialogue is aimed at the joint search and becomes mutual studying, basis of creative collaboration of direct participants of educational process at higher school;

– pedagogical guidance over students’ performing activity, that will orient them to future professional-pedagogical work; development of students independence in mastering, analyzing and generalizing of knowledge, abilities and skills received in the process of learning to play the piano.

Keywords: pedagogical terms, creative collaboration of teacher and students, system of higher musical-pedagogical education, performance training, communication.

Шевченко Т. В.

Музыка Скрябина в исполнительском творчестве Дины Леонидовны Шевчук

Статья посвящена Дине Леонидовне Шевчук, творчеству этого выдающегося новосибирского музыканта – педагога и пианиста. Обращение автора к данной теме обусловлено не только желанием осветить деятельность одного из ведущих специалистов Новосибирской государственной консерватории, внесшего вклад в развитие фортепианной педагогики и исполнительства новосибирской школы. Главным образом рассматривается и анализируется огромный пласт творчества Шевчук – исполнение произведений Скрябина, как одно из основных устремлений в ее репертуаре. Творчество Скрябина по праву считается новаторским, в симфонических и фортепианных творениях композитор воплотил свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Характерная для Скрябина утонченность, нервная эмоциональность, а вместе с этим страстная патетика его музыки привлекали к ней интерес большого количества пианистов. К их числу можно отнести Д. Л. Шевчук. Подобная репертуарная направленность, а также искренняя увлеченность творчеством композитора, получившая начало еще в годы учебы в консерватории в классе Е. М. Зингера определили дальнейшую работу Дины Леонидовны над большим количеством сыгранных ею произведений Скрябина, что позволяет говорить о ней как об одном из ведущих скрябинистов в Сибири.

Ключевые слова: Скрябин, Дина Леонидовна Шевчук, фортепианная соната, новосибирская фортепианная школа, Новосибирская консерватория, русская фортепианная музыка.

T. Shevchenko

The music of Scriabin in performing art of Dina Leonidovna Shevchuk

The article is devoted to the work of an outstanding Novosibirsk musician – teacher and pianist – Dina Leonidovna Shevchuk. The author’s interest in the topic caused not only by a desire to highlight the activities of one of the leading specialists of the Novosibirsk State Conservatoire, who made a contribution to the development of piano pedagogy and performing school of Novosibirsk. Mainly we considered and analyzed a huge reservoir of Shevchuk’s creativity such as the performance of Scriabin’s works, which is one of the main aspirations in her repertoire. Scriabin is considered innovative; in his symphonic and piano works, the composer embodied his sound world, a system of images and expressive means. Many pianists, D. Shevchuk among them, has been interested in characteristic for Scriabin’s music finesse, nervous emotion, and passionate pathos. Such repertory orientation and sincere enthusiasm for the composer’s work, which had started in the years of study at the Conservatoire in the class of E. M. Zinger, identified further work of Dina Leonidovna. She has played many of Scriabin’s works, which allows talking about her as of one of the leading Skriabin scholars in Siberia.

Keywords: Scriabin, Dina Leonidovna Shevchuk, piano sonata, Novosibirsk piano school, Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Russian piano music.