Выпуск №2 (2) 2013

СОДЕРЖАНИЕ >>>

Аннотации и ключевые слова

Коляденко Н. П., Шмелькова А. В.

Пластичность как общеэстетическое и музыкальное явление

Статья посвящена рассмотрению межвидовой эстетической характеристики пластичности. Привлечение философского контекста и синестетического (межчувственного) подхода позволяет сформировать пластически-музыкальный код, с помощью которого возможен анализ «скульптурных» образов в музыке. Проявление пластичности показано на примерах из сочинений К. Дебюсси и С. Слонимского.

Ключевые слова: пластичность, межвидовая эстетическая характеристика, интра-музыкальная семантика, синестетичность, музыкальное пространство.

Kolyadenko N., Shmelkova A.

Plasticity as general aesthetic and musical phenomenon

The article discusses the plasticity as, interspecific aesthetic characteristics. Attracting philosophical context and synaesthetic (intersensetive) approach allows creating a plastic-musical code, which helps to analyze «sculptures» of images in music. Displaiing of plasticity illustrated with compositions of Debussy and S.Slonimsky.

Keywords: plasticity, interspecific aesthetic characteristics, intra-musical semantics, sinaesthetic, musical space.

Панкина Е. В., Сараева С. В.

Полифония песен миннезингеров

Статья посвящена раннему светскому многоголосию в Германии. На материале 2-4-голосных песен Освальда фон Волькенштейна и Зальцбургского монаха рассматриваются основные техники полифонического письма поздних миннезингеров. Отмечается совмещение разновременных техник – от простого органума до имитационного письма. Появление политекстовых песен связывается с особенностями жанра Wechsel.

Ключевые слова: миннезанг, светская полифония, органум, дискант, гокет, имитация.

Pankina E., Saraeva S.

Polyphony of minnesingers’ songs

The article is dedicated to the early high-society polyphony in Germany. The main techniques of polyphonic writing of minnesingers of the latest periods are considered on the basis of the material of 2-4 voice songs of Oswald von Wolkenstein and a Salzburg monk. There is a combination of techniques taking place in different time – from the simple organum to the simulation writing. Appearance of polytextual songs is connected with the peculiarities of Wechsel genre.

Keywords: minnesang, secular polyphony, organum, discantus, hoketus, imitatio.

Карман Е. В., Панкина Е. В.

Тексты псалмов в антемах Уильяма Берга

Статья посвящена вопросу претворения текстов книги Псалтырь в антемах Уильяма Берда. Отмечается, что композитор опирался на разные английские переводы Библии, преимущественно на метризованные обработки текстов псалмов. Основными методами работы с текстами-первоисточниками являются поэтизация и прозаизация, приемами – метроритмизация, комбинаторика сегментов текста, синонимичная замена слов, сокращение.

Ключевые слова: Уильям Берд, антем, Псалтырь, метрическая и прозаическая переработка.

Karman E., Pankina E.

Texts of psalms in Anthem by William Byrd

The article focuses on translating texts in the Book of Psalms book Anthem by William Byrd. It is noted that the composer drew on different English translations of the Bible, mainly on word processing metrized Psalms. The main methods of work with texts, and primary sources are poetic and prosaic conversion, receptions – metric recycling, combinatorics of text segments, synonymous substitution of words, reduction.

Keywords: William Byrd, Anthem, Book of Psalms, poetic and prosaic conversion.

 

Гусева Е. С.

К проблеме бинарности в музыковедческом мышлении (на примере научных текстов новосибирских исследователей)

В статье предпринимается попытка осмыслить феномен бинарности как свойство композиторского и музыковедческого мышления. В поле внимания включаются научные тексты отечественных музыковедов, в том числе – сибирских исследователей. В процессе анализа текстов в методолого-гноселогическом ключе выделяются три формы проявления бинарного архетипа мышления. Делается наблюдение о бинарном изоморфизме музыковедческого мышления и бинарного характера исследуемого музыкального материала.

Ключевые слова: бинарность, бинарные оппозиции, музыковедческое мышление, бинарный изоморфизм.

Guseva E.

Binarity Issue in Musicology Thinking  (based on Novosibirsk researchers’ example)

This article is an attempt to comprehend binarity phenomenon as a property of composer’s and musicological thinking. The field of attention includes scientific texts by national musicologists, amongst them Siberian researchers. In the course of the texts analysis in methodological-gnoseological key, three forms of binary thinking archetype become apparent . The observation follows re. binary isomorphism of musicological thinking and binary character of the researched music material.

Keywords: binarity, binary oppositions, musicological thinking, binary isomorphism.

Смирнова Н. В.

In nomine Кристофера Тая

Статья посвящена специфически английскому жанру In nomine и особенностям его трактовки в творчестве одного из ведущих композиторов английского музыкального Возрождения ‑ Кристофера Тая. На материале In nomines Тая, рассматриваемых в русле магистральных поисков XVI века, отмечаются некоторые характерные композиционно-стилистические черты пьес данного жанра и особенности его функционирования.

Ключевые слова: Кристофер Тай, Джон Тавернер, Тюдор, In nomine, пародия, инципит, инструментальная музыка.

Smirnova N.

The In nomine of Christopher Tye

The article is devoted to specificity of English genre In nomine and the particulars of this genre in the Christopher Tye’s creative activity, who was one of the leading composers of English musical Renaissance. On the materials pieces of Tye’s In nomines concentrated the main tendency at the XVI century, the author show compositionally and stylistic features of this genre pieces, and its functioning.

Keywords: Christopher Tye, John Taverner, Tudor, In nomine, parody, incipit, instrumental music.

Антипова Ю. В.

Интеграционные процессы в современной концертной практике (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»)

В статье на примере Гала-концерта форума «Интерра-2011» обсуждается специфика современной концертной практики в контексте общекультурных интеграционных процессов. Автором выделяются три уровня  интеграции: создание целого из множества фрагментов разных текстов по принципу «переключения» телевизионных каналов, череды клипов;  сближение языковых средств классической (академической), народной и «легкой» (массовой) музыки; наконец, синтез искусств – музыки, танца, визуализации, декламации, сэнд-арта.

Ключевые слова: интеграция, постмодернизм, массовая культура, Интерра.

Antipova Y.

Integration processes in contemporary concert practice (using the example of the Gala-concert «Interra-2011»).

The article discusses the specifics of the modern concert culture in the context of integration processes (using the example of the Gala-concert «Interra-2011»). The author distinguishes three levels of integration: the creation of a set of fragments different texts on the principle of «switching TV channels,» series of clips; the convergence of the classical (academic), folk and ‘light’ (mass) of music; synthesis of the arts  — music, dance, visualization, recitation, sand-art.

Keywords:  integration, post-modernism, mass culture, Interra.

Дайнеко Т. В.

Зимние календарные песни белорусов Сибири и Дальнего Востока: проблемы изучения

Статья посвящена некоторым проблемам изучения зимнего календарно-обрядового цикла белорусов – сибирских переселенцев. Основой статьи стал анализ нескольких источников, как опубликованных – филологических и музыковедческих, – так и архивных. В связи с проблемой этнической идентификации фольклора затрагиваются вопросы качества собирательской работы, особенности издательских и исследовательских подходов при публикации фольклорных материалов в прошлом и в настоящее время. Наиболее перспективным для академического издания фольклора признается текстологический анализ фольклорных образцов, публикация их на основе расшифровки звукозаписей.

Ключевые слова: фольклор белорусов-переселенцев Сибири и Дальнего Востока, зимний календарный фольклор, собирание фольклора, публикации фольклора, этническая идентификация, текстологический анализ, аудиозаписи фольклора.

Dayneko T.

Winter calendar songs of Byelorussians of Siberia and the Far East: problems of studying

The paper deals with problems of folklore studying of winter calendar and ritual cycle of resettled Byelorusssians in Siberia. The paper is based on philological and musicological sources, both published and archival. The quality of folklore collecting, the specific of scientific and editorial approaches in publishing of the folklore materials in the past and present are examined in the context of the problem of ethnic identification of folklore. The textological analysis of folklore samples and its publication on the base of notations of audio recordings is declared as the most promising approach in academic folklore editions.

Keywords:  folklore of resettled Byelorusssians of Siberia and the Far East, winter calendar folklore, folklore collection, folklore editions, ethnic identification, textological analysis, audio recordings of folklore.

Монгуш А. Д.-Б.

К вопросам ладовой функциональности тувинских народных песен

Статья посвящена рассмотрению ладофункционального облика звуковысотных структур тувинских народных песен в системе закономерностей монодийной музыки. На основе исследования песенного фольклора обобщаются наблюдения по местоположению главной опоры в звукоряде; отмечается преобладание полиопорных ладовых структур; рассматриваются интервальные соотношения между ладовыми опорами. Эти положения апробируются на базе анализа нескольких примеров тувинских протяжных песен.

Ключевые слова: тувинские народные песни, ладовая функциональность, полиопорность, ладоопорный комплекс, монодия.

Mongush A.

To the questions of tuvan songs’ mode functionality

This article is dedicated to consideration of mode functionality of pitch structures of tuvan folk songs in system of the regularities monody music. On base of the study folk songs are summarizing observations of the location main abutment in scale; is noted the predominance of the mode structures with multi abutments; are considered the interval correlations between of mode abutments. These theses are approved on the basis of the analysis of different tuvan long songs examples.

Key words: tuvan folk songs, mode functionality, multi abutments, monody.

Леонова Н. В.

40 лет спустя… Из истории экспедиционного проекта «По сибирскому тракту»

Статья написана на основе, главным образом, архивных источников и посвящена крупнейшему фольклорно-этнографическому экспедиционному проекту, осуществленному на территории Новосибирской области в начале 1970-х годов под руководством М. Н. Мельникова. Основное внимание автор уделяет характеристике современного состояния записанных участниками экспедиции фольклорных материалов.

Ключевые слова: сибирская фольклористика, полевые исследования, фольклорные архивы.

Leonova N.

After forty years… From the history of expeditionary project  “Along Siberian trackway”

The article has been written on the basis of archival material mainly and devoted to the prominent expeditionary project named “Along Siberian trackway”. This project was realized in Novosibirsk region in 1970-1974 under the guidance of M.N. Melnikov. The author`s main attention is given to the material collected by the members of complex folk-ethnographic expedition.

Key words: Siberian folklore, fieldwork, folk song`s archives.

Першина М. В.

Житие Герасима Вощикова и традиции севернорусской агиографии

В статье анализируется житие старообрядческого подвижника Герасима Вощикова, составленное в начале XX в. северодвинским писателем Симеоном Гавриловым. Изучение жития в контексте севернорусской агиографии позволило сделать вывод о том, что старообрядческий автор ориентировался не только на каноны агиографического жанра, но и на местные фольклорные традиции.

Ключевые слова: Русский Север, старообрядцы, книжная культура, древнерусские традиции, авторские приемы, агиография, житие, святость.

Pershina M.

Sacret Biography of Gerasim Voschikov and North Russian  hagiography  traditions

The article analyzes the Sacret Biography of Old Believer Gerasim Voschikov, composed at the beginning of XX century by  severodvinsky writer Simeon Gavrilov. Evaluation of the  Sacret Biography in the context of   North Russian  hagiography allowed to make conclusion,  that the author oriented on the hagiographic canon and  local folk traditions.

Keywords: Russian North, Old Believers, book culture,  Old Russian traditions, author methods,  hagiography,  Sacret Biography, saint.

Мурашова Н. С.

Вклад старообрядцев в сохранение и развитие духовного стиха

В статье раскрывается ключевая роль старообрядцев в сохранении жанровой системы духовного стиха, сложившейся в древнерусский период, и ее актуализации в Новое время. Выявляются основные каналы передачи старообрядцами традиций внебогослужебного духовного пения. Характеризуется вклад старообрядцев в собирание и изучение духовных стихов.

Ключевые слова: духовный стих, старообрядцы, каналы коммуникации, рукописные и печатные сборники, концерты, электронные ресурсы

Muraschova N.

Оldbelievers contribution to the perpetuation and development of the spiritual verse

The article reveals a key role of Oldbelievers in the perpetuation of the spiritual verse prevailing in the Old Russian culture and its actualization in the modern age. The main channels of transference of spiritual verse among Oldbelievers are identified. Oldbelievers’ contribution to the collection and study of spiritual verse are characterized.

Keywords: spiritual verse, оldbelievers, channels of communication, manuscripts and printed collections, concerts, electronic resources.

Ермакова (Потапова) Н. Д.

Исполнительские традиции Хора певчих старообрядческих приходов Сибири

В результате сравнительного анализа традиций Хора певчих старообрядческих приходов Сибири и Морозовского хора устанавливается специфика исполнительской манеры сибирского коллектива на разных этапах его концертной деятельности.

Ключевые слова: богослужебное пение старообрядцев Сибири, концертная деятельность, исполнительская традиция.

Ermakova (Potapova) N.

Performance traditions of the Choir of Old Believer Parishes of Siberia

As the result of comparative analysis of the traditions of the Choir of Old Believer Parishes of Siberia and Morozovsky Choir the specificity of performance manner of the Siberian collective at different stages of its concert activity is established.

Keywords: divine service singing of Siberian Old Believers, concert activity, performance tradition.

Шульц И. Р., Ярыгин А. В.

Колокола Музея колокольного звона Сибирского центра колокольного искусства

Статья посвящена описанию коллекции Музея колокольного звона в Новосибирске, а именно колоколов, составляющих музейную экспозицию «Церковные колокола Сибири». По каждому колоколу приведены историческая справка, особенности изготовления и сохранности внешнего вида, декоративный орнамент и наличие надписей. Большая часть описываемых колоколов поступили в музей в 2011–2012 годах. Колокола условно разделены на несколько групп, с целью разработки экспозиционного плана на современном этапе.

Ключевые слова: музей, церковный колокол, экспозиция, искусство, литье, декор, патина, звонница, Сибирь.

Schultz I., Yarygin A.

The title of the article «the Bells of the Museum of bells of the Siberian center of bell-art»

This article is devoted to the description of the collection of the Museum of bells in Novosibirsk, namely the bells, the components of the Museum exposition «the Church bells of Siberia». On each bell presents historical information, especially manufacturing and safety of appearance, decorative ornament and the presence of the inscriptions. Most of the described bells came to the Museum in 2011-2012. The bells are conditionally divided into several groups, with a view to the development of the exposition plan in the modern stage.

Key words: Museum, the Church-bell, exposition, art, cast, decor, patina, the belfry, Siberia.

Давлатова С. Д.

Роль музыки в суфийских обрядах

В статье исследуется роль музыки в мистическом направлении ислама – суфизме. На примере двух главных суфийских обрядов – зикр и самоъ – анализируются музыкальная практика и вопросы эволюции.

Ключевые слова: суфизм, музыка, обряд, зикр, самоъ.

Davlatova S. D.

The role of music in Sufi ceremonies

This article examines the role of music in mystical branch of Islam – Sufism. On example of two Sufi rites – Zikr and Samo – analyze musical practice and evolution.

Keywords: Sufi, music, rite, Zhikr, Samo.

Булева М. Н.

Городская песня Позднего болгарского возрождения и специфика музыкального мышления болгар во второй половине ХІХ века

Болгарская городская музыкальная культура начала активно развиваться с 40-х годов ХІХ века – начала Позднeго болгарского возрождения. Большая часть возрожденческих городских песен (которые обычно делятся на революционные, любовные и школьные) – это подтекстованные чужестранные мелодии, которые имеют черты тональной организации. Кроме того, в рамках городской культуры появляется и личное творчество, на основе которого можно проследить процессы усвоения нового музыкального мышления. Очень часто мелодии городских песен (которые распространялись главным образом в устной форме) претерпевали воздействие модальной организации традиционной народной песни. Поэтому болгарская городская песенная культура является интересным объектом для музыкально-теоретических и музыкально-психологических исследований.

Ключевые слова. Болгарская городская музыкальная культура, возрожденческая городская песня, тональная и модальная организация, музыкальное мышление

Buleva M.

The Traditional City Song from the Late Bulgarian Renaissance Period and the Specifics of the Musical Awareness of Bulgarians from the Second Half of the 19th Century.

The development of the traditional Bulgarian city musical culture begins in the 1840s, the period of the Late Bulgarian Renaissance. The Renaissance city songs, classified as educational songs, love songs and revolutionary songs, emerge on the basis of foreign singing tunes which come to Bulgaria through a variety of routes and bare the characteristics of the tonal thinking. In the process of spreading around these tunes often undergo changes influenced by the traditional village folk music, which has modal melodic organization. That is the reason why the Bulgarian city song is an interesting subject of research from musical-theoretical and musical-psychological points of view.

Key words: Bulgarian city musical culture, Renaissance city songs, tonal thinking, modal melodic organization.

Максимова А. М.

Становление японского симфонизма в восточноазиатском контексте

В статье предпринимается попытка сравнительного анализа путей становления композиторских школ стран Дальнего Востока: Китая, Кореи и Японии. Выявляются общие моменты и индивидуальные особенности данного процесса.

Ключевые слова: Восточноазиатский симфонизм, Японская композиторская школа, Китай, Корея, пути взаимодействия и взаимовлияния.

Maksimova A.

Formation of a Japanese simphonism in an East Asian context

The paper attempts a comparative analysis of the ways becoming schools of composition of the Far East: China, Korea and Japan. Identifies common elements and individual characteristics of the process.

Keywords: East Symphony, Japanese school of composers, China, Korea, ways of interaction and influence.

Баркова Н. А.

О претворении традиций национальной композиторской школы Тувы в симфонической поэме «Степь» О. Кургек

Национальная композиторская школа Тувы представлена несколькими поколениями композиторов, Оксана Кургек является представителем младшего поколения. Симфоническая поэма «Степь» синтезирует ведущие образно-содержательные сферы симфонических поэм ее предшественников. Это нашло отражение в композиционной и драматургической стороне произведения, что демонстрируют проявление традиций композиторской школы Тувы.

Ключевые слова: Тува, национальная композиторская школа, традиция, симфоническая поэма.

Barkova N.

On implementation of the traditions of the national school of composers of Tyva in the symphonic poem «the Steppe» O. Kurgek.

The national school of composers of Tyva is represented by several generations of composers, Oksana Kurgek is a representative of the young generation. Symphonic poem «the Steppe» synthesizes the leading figuratively, the substantive sphere of symphonic poems of its predecessors. This is reflected in the composition and dramatic side of the work that demonstrates a manifestation of the traditions of the school of composers of Tuva.

Keywords:  Tyva, the national school of composers, tradition, symphonic poem.

Покровская Н. Н.

Музыка для арфы новосибирских композиторов

Арфа в творчестве композиторов Новосибирска появилась с середины 60-х годов ХХ века в симфонических произведениях А. Мурова, Ю. Шибанова, затем в опере Г. Иванова «Алкина песня», в музыке для театра Г. Гоберника. Органично и оригинально писали камерную музыку и миниатюры для арфы соло Ю. Ащепков, С. Кравцов, Н. Гирунян.

Ключевые слова: Музыка, арфа, новосибирские композиторы.

Pokrovskaya N.

Music for Harp by Novosibirian composers

Harp in creativity of the composers of Novosibirsk has appeared from middle 60 years ХХ of century in symphonic products А.Мurov, U.Shibanov, then in an opera of Ivanov «Alkins a song», in music for theatre of Gobernik. Harmoniously and originally wrote chamber music and miniatures for harp U.Ashepkov, S.Кravzov, N.Girunan.

Keywords: music, harp, Novosibirsk composers.

Штуден Лев

Лекарство от простуды.

Памяти Б. В. Асафьева. Эссе.

Shtyden Lev

Medicine for Cold.

Memory B. V. Asafiev. Essаy.