Выпуск №1 (1) 2013

СОДЕРЖАНИЕ >>>

Аннотации и ключевые слова

Шиндин Б. А.

О некоторых итогах и перспективах работы над комплексной темой научных исследований «Музыкальная культура Сибири»

Статья посвящена перспективам работы над актуальной для сибирского музыкознания комплексной темой научных исследований. В качестве основополагающей автор выдвигает идею выработки целостной концепции развития сибирской музыкальной культуры. Представленная многообразными явлениями традиционной и академической сферы, в концептуальном ключе она может быть рассмотрена с точки зрения такого понятия, как «региональная культура».

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, коллективная монография, методология музыкознания, региональная культура, европеизация искусства.

Shindin B.

Some results and prospects of work on the complex topic of research «The musical culture of Siberia»

The article is devoted to the prospects of the current work on the complex subject of musicology Siberian research. The author puts forward the idea of ​​developing a holistic concept of development of the Siberian musical cultures as a fundamental idea. Represented the diverse phenomena of traditional and academic field in the conceptual vein, it can be viewed from the point of view of such a thing as a «regional culture».

Keywords: Musical culture of Siberia, collective volume, methodology of musicology, regional culture, Europeanization of art.

Дубровская М. Ю.

К методологии исследования традиционной музыкальной культуры в аспекте религиозного синкретизма

Статья посвящена методологическим проблемам современного этномузыкознания, связанным с исследованием проявлений религиозного синкретизма в сакральной музыкальной обрядности азиатских культур буддийского пространства. Материалом служат неисследованные явления музыкального синкрезиса в современном бытовании японского синто. Реконструкция их истоков в эзотерических ритуалах сюгэндо, буддизма и несторианства демонстрирует вектор тысячелетних взаимодействий мировых религий с автохтонными культами Евразии.

Ключевые слова: музыкальная синтология, обрядность, буддизм, религиозный синкретизм, традиционная музыкальная культура Японии.

Dubrovskaya M.

To the research of methodology of traditional musical culture in the aspect of the religions’ syncretism

The article is devoted to methodological problems of modern ethnomusicology which are connected with the research of demonstrations of the religions’ syncretism in sacral musical ritualism of Asian cultures in Buddhism space. The material is unexplored phenomena of musical syncretism in modern Japanese Shinto. The reconstruction of  its  sources in mystic rituals of Shugendo, Buddhism and Nestorianism  shows the vector of millenary interaction of the world religions with autochthonic Eurasia cultures.

Keywords: Musical Shintology, ritualism, Buddhism, religions’  syncretism, traditional Japanese music culture.

Исмагилова Е. И.

Исполнительские комментарии как источник информации о музыкальном фольклоре народов Сибири

Статья посвящена проблеме полевой фиксации музыкального фольклора на современном этапе его существования. Рассматривается значение рассказов исполнителей о различных аспектах традиционной культуры для получения целостного представления о фольклорно-этнографическом контексте бытования песенных образцов. Статья содержит примеры подобных комментариев, записанные от представителей коренных (алтайцы) и переселенческих (чуваши, белорусы, русские) этносов Сибири.

Ключевые слова: полевая фольклористика, музыкальный фольклор, традиционная культура коренных и переселенческих этносов Сибири.

Ismagilova E.

Performer’s  commentaries as a source of information about  musical folklore of Siberian ethnic groups

Article is devoted to the problem of fixing the musical folklore in the field at the present stage of its existence. To obtain a holistic view of folklore and ethnographic context of the existence of song samples, the importance of artist’s stories about various aspects of the traditional culture. The article contains examples of similar comments, recorded from the indigenous (Аltaians) and resettled (Chuvash, Belarusian, Russian) ethnic groups of Siberia.

Keywords: folklore studies in the field, musical folklore, traditional culture of indigenous and resettled Siberian ethnic groups

Кан-оол А. Х.

Исполнительские особенности народных песен эрзинских тувинцев: к проблеме исследования

Статья посвящена проблеме исполнительства песенной традиции эрзинских тувинцев.  На основе исследований по исполнительству, анализа полевых материалов и наблюдений автор предлагает предварительную типологию исполнительства. Выявлены пять типов исполнителей, дана каждой категории подробная характеристика манере исполнения песен и определен преобладающий тип. Обозначенные направления исполнительского аспекта песенной традиции являются перспективными, поскольку они привлекают внимание к проблемам аутентичности, сохранения традиционного репертуара и его обновления.

Ключевые слова: эрзинские тувинцы, исполнительство, певцы-исполнители,  манера исполнения, традиционный фольклор, песенная традиция, типология, социокультурный аспект, традиционный репертуар, аутентичность.

Kan-ool A.

The folk song performance peculiarities of erzin tuvans: problem of the research

The article is devoted to the performance problem  of Erzin Tuvans song tradition. Based on some research, on analyses of the field materials and observation, the author proposes the preliminary typology of the performance. Five types of song performers have been brought out. Every performance manner has been described and analyzed. The predominate type has been established. This typology is very perspective, these types have a future because they attract attention to the problems of the authenticity, of the keeping of the traditional repertoire and its renovation.

Keywords: Erzin Tuvans, the performance, song performers , the performance manner,  traditional folklore, a song tradition, the typology, a social and cultural aspect, a traditional repertoire, the authenticity.

Золотухина А. В.

Сахюусан, даалга, сагаан шухэртэ: опыт анализа бурятской ламаистской службы (г. Новосибирск)

В статье содержится комплексное описание бурятской ламаистской службы, включающей ритуалы сахюусан, даалга, саган шухэртэ. Анализ основывается на разработанной ранее автором статьи методологии, опирающейся на аутентичную музыкальную теорию и современное этномузыкознание.

Ключевые слова: буддизм, ламаистская служба, Сахюусан, Даалга, Сагаан Шухэртэ, дон, та, ян.

Zolotukhina A.

Sahuusan, Daalga, Sagaan Shuherte: expertise in the analysis of the buryat lamaist service (Novosibirsk)

The article contains the complex description of the Buryat lamaist service including rituals Sahuusan, Daalga, Sagaan Shuherte. The analysis is based on developed earlier the author of article of the methodology which is guided by the authentic musical theory and a modern ethnomusicolodge.

Keywords: Buddhism, lamaist ritual, Sahuusan, Daalga, Sagaan Shuherte, don, rta, dbyangs.

Карнаухова В. А.

«Шубертиана» А. Ф. Мурова: диалог в форме транскрипции

В статье рассматриваются особенности партитуры «Шубертианы» крупного отечественного композитора А. Ф. Мурова. Задуманная автором как оркестровая транскрипция вокального цикла Ф. Шуберта «Зимний путь» и вписываясь в контекст шубертианской традиции, сформировавшейся в отечественной музыке второй половины ХХ века, партитура А. Ф. Мурова отличается подчеркнутым ощущением трагизма, авторским переосмыслением шубертовской лирики в философском ключе.

Ключевые слова: «Шубертиана», жанр, транскрипция, традиция, интерпретация, диалог, авторство, концепция, оркестровый стиль.

Karnauhova V.

“Shubertiana” by  A.F. Murov: dialog in the form of transcription

The article considers peculiarities of “Shubertiana” score by a prominent domestic composer A. F. Murov. Planned as an orchestral transcription of  F. Shubert’s vocal cycle “Winter Way” and fitting into the contest of Shubert’s tradition, that was formed in domestic music of the second half of XX century, A. F. Murov’s score is notable for emphasized tragic feeling and the author’s philosophical reconsideration of Shubert’s lyric.

Keywords: “Shubertiana”, genre, transcription, tradition, interpretation, dialog, authorship, conception, orchestral style.

Гончаренко С. С.

Транскрипции как область творчества новосибирских композиторов

Автор излагает основные положения современной теории транскрипции – специфического вида творческой деятельности музыкантов-исполнителей и композиторов, предлагает оригинальную систематику видов транскрипций. В статье содержится обзор транскрипций, созданных в 1970 – 2000-е годы новосибирскими композиторами А. Муровым, Ю. Шибановым. Ю. Юкечевым, С. Тосиным, С. Кравцовым и другими. Техника транскрипции (адаптация, редукция, амплификация) показана на примере оркестровых транскрипций А. Попова.

Ключевые слова: транскрипция, аранжировка, оркестровать, жанр, трансформация, фактура, тембр, адаптация, редукция, амплификация.

Goncharenko S.

Transcriptions as creativity area novosibirsk composers

The author states basic provisions of the modern theory of a transcription – a specific kind of creative activity of performing musicians and composers, offers original systematization of types of transcriptions. Article contains the review of the transcriptions created in 1970 – the 2000th years Novosibirsk composers (A. Murov, Y. Shibanov. Y. Yukechev, S. Tosin, S. Kravtsov and others. The equipment of a transcription (adaptation, reduction, amplification) is shown on an example of orchestral transcriptions of A.Popov.

Keywords: transcription, arrangement, orchestrate, genre, transformattion, texture, timbre, adaptation, reduction, amplification.

Пыльнева Л. Л.

Проблема «школы» в творчестве композиторов Бурятии, Тувы и Якутии

Понятие «композиторская школа» стало универсалией отечественного музыкознания. Творчество композиторов любого региона может быть рассмотрено в рамках данного понятия. В статье анализируются опусы композиторов Бурятии, Тывы и Якутии. Выявлена специфика национального, которая представляет собой систему признаков: семантику интонаций и жанров, мировоззрения и проблематику, отраженные в произведениях.

Ключевые слова: композиторская школа; музыкальная культура Бурятии, Тувы, Якутии; творчество сибирских композиторов.

Pylneva L.

Definition «school of composers» in the creativity of composers of Buryatiya, Tuva and Yakutia

Definition «school of composers» became a universaliya of domestic musicology. Creativity of composers of the region can be considered within this concept. Opuses of composers of Buryatiya, Tuva and Yakutia are analyzed in this article. Specifics national which represents system of signs is revealed: semantics of intonations and genres, outlooks and a perspective, reflected in compositions.

Keywords: school of composers; the musical culture of Buryatia, Tuva, Yakutia; creation of Siberian composers.

Молчанов А. С.

Категоризационные аспекты композиторского мышления (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина)

Статья посвящена вопросам музыкальной категоризации. Особое внимание уделено процессу кодирования, переводу немузыкальной информации в систему нотной записи с последующей ее репрезентацией. Данный процесс рассмотрен на примере Концерта-симфонии для баяна с оркестром «Aescis» новосибирского композитора Сергея Тосина.

Ключевые слова: музыкальное мышление, категоризация, код, стереотип, «непосредственная информация», техника композиции, музыкальная серия, символ.

Molchanov A.

The categorizations aspects of the composition thinking (for example the creativity of the Novosibirsk composer Sergey Tosin)

This article is devoted to the musical categorization. The special attention is given to process of coding. It involves the translation of no musical information on system notation and then its exposition. This process is studied for example the Concert — symphony for Bayan and Orchestra «Aescis» of Novosibirsk composer Sergey Tosin.

Keywords: musical thinking,  categorization, code,  stereotype, «direct information», the technique of composition, a musical series,  symbol.

Медведев Д. А.

Концерты для баяна сибирских композиторов: проблемы изучения

В статье излагается история жанра баянного концерта в сибирском регионе, приводятся факторы, повлиявшие на его развитие. Речь идет о концертах (В. Денбского, З. Бляхера, О. Проститова и других композиторов), созданных в период конца 1940-х – начала 2010-х годов. Автор ставит задачу системного изучения концертов, музыкального тематизма, композиции, тембровой драматургии. Автор приводит краткий анализ Концерта для баяна и струнного оркестра «Arcangelo» (2002) С. Тосина. В приложении дается Хронологическая таблица.

Ключевые слова: сибирские композиторы, концерт для баяна, баянное исполнительство, баянный репертуар.

Medvedev D.

Concerto for bayan Siberian composers: problems of studying

The article describes the history of the genre bayan concerto in the Siberian region, are the factors that influenced its development. It`s a matter of concertos (V. Denbsky, Z. Blyakher, O. Prostitov and other composers), created during the late 1940s – early 2010s. The author raises the problem of systematic study of concerts, musical themes, composition, timbre dramaturgy. The author gives a brief analysis of the Concerto for bayan and string orchestra «Arcangelo» (2002), S. Tosin. The appendix gives a chronological table.

Keywords: Siberian composers, сoncerto for bayan, bayan performance, bayan repertoire.

Ларионова А. С.

К проблеме создания учебно-методического пособия по якутскому музыкальному фольклору

Для повышения уровня музыкального образования и расширения поля знания профессионального музыканта необходимо вводить курсы по музыкальной культуре народов Сибири, в том числе якутов. В этом отношении актуальным становится разработка учебно-методических пособий, которые должны содержать курсы лекций, охватывающие все разнообразие музыкального фольклора народа саха, тестовые, контрольные и экзаменационные задания.

Ключевые слова: региональная специфика, музыкальное образование, национальная культура, фольклор, стиль, жанр, курс лекций.

Larionova A.

The problem of creating educational tools for Yakut folklore music

Brief summary: To increase the level of musical education and extension of knowledgeas a professional musician we have to enter courses in the musical culture of the peoples of Siberia, including the yakuts. In this respect, is the development of relevantteaching aids, which should include lectures, covering all the variety of folk music of the sakha people, test and examination tasks.

Keywords: regional specificity, music education, national culture, folklore, style, genre, series of lectures.

Монгуш У. О.

Музыкальные термины тувинского языка в образовательной практике

Статья посвящена терминологической проблеме в разных сферах музыкальной культуры Тувы: педагогической, исполнительской, а также в методических работах преподавателей Кызылского колледжа искусств. Опираясь на учебники музыки композитора-песенника  А. С. Танова, автор ссылается на документ, который хранится в научном архиве Тувинского института гуманитарных исследований,  ныне публикуемый впервые.

Ключевые слова: музыкально-педагогическая практика, языковая ситуация в Туве, музыкальные понятия и термины, музыкальная культура Тувы.

Mongush U.

Musical terms of Tuvan language in educational practice

The article is devoted to the problem of terminology in various fields of musical culture of Tuva: pedagogical, play and also in pedagogical works of teachers  Kyzyl Arts College.  Based on the books of music songwriter A. S. Tanove, the author refers to a document that is stored in the archives of scientific Tuvan institute of humanitarian studies, now published for the first time.

Keywords: мusic and teaching practice, the language situation in Tuva, musical concepts and terminology, the musical culture of Tuva.

Берлянчик М. М.

Кафедра струнных инструментов Новосибирской консерватории (из истории музыкального образования в Сибири)

Рассматривается процесс становления новосибирской смычковой школы и ее известные достижения. Раскрыты индивидуальные особенности педагогического мастерства преподавателей, тематика научно-методических работ.

Ключевые слова: смычковая педагогическая школа, методологические основы, принципы обучения и воспитания исполнителя.

Berljanchik M.

Strings department of the novosibirsk conservatory (from the history of music education in Siberia)

Annotation. It is investigated the process of formation of the Novosibirsk bow art school and its famous achievements, disclosed to the individual characteristics of pedagogical skills of teachers, the subject of scientific and methodical work.

Keywords: bow art educational school, the methodological basis, the principles of training and education of the performer.

Морозова Н. Е.

Поколение пианистов г. Иркутска 60-х годов XX столетия: творческий портрет в интерьере времени

В статье показано, как характерные черты социально- культурной атмосферы России 60-х годов проявляются в жизни Иркутска. Обозначены региональные традиции фортепианного исполнительства, которым следуют музыканты профессиональных учебных заведений. Выделены основные черты исполнительской деятельности пианистов Иркутска, описаны новые формы концертов в прямом эфире на иркутском телевидении, инновационные подходы к фортепианному репертуару. Обзорно определен исполнительский стиль ведущих пианистов, более подробно охарактеризована концертная деятельность Д. И. Баскова.

Ключевые слова: фортепианное исполнительство, поколение, преемственность, музыкальная инфраструктура, исполнительский стиль, исполнительские акции, интерпретация, интонация, индивидуальные творческие притязания.

Morozova N.

The generation of pianists in Irkutsk of the 60th, XX century: a creative portrait in the time interior

This paper shows how the characteristic features of the socio-cultural atmosphere of Russia of 60s manifested in the life of Irkutsk. Regional traditions of piano performance, followed by the musicians of vocational schools, are marked. The basic features of the pianists performing in Irkutsk, the new form of shows in a live Irkutsk television broadcast, innovative approaches to the piano repertoire are emphasized. An overview of the leading pianists performing style is defined and concerts given by D. Baskov are described in details.

Keywords: piano performance, generation, continuity, musical infrastructure, performing style, performance actions, interpretation, intoning, personal creative aspirations.

Карелина Е. К.

Самодеятельное творчество как объект музыковедческого исследования

В статье рассматриваются проблемы изучения самодеятельного композиторского творчества, актуальные для музыкальных культур многих регионов России. На материале тувинской музыки предлагается типология авторского творчества. Феномен самодеятельного творчества требует междисциплинарного подхода и выработки специальной методологии исследования.

Ключевые слова: композиторское творчество, художественная самодеятельность, музыковедение, типология творчества, методология.

Karelina E.

Amateur creation as an object of Musicological research

The article is about the problems of study in Amateur Composer`s Creation. This term is more topical for music culture of many Russia’s regions.  The typology of  author creation is proposed on the material of tuvinian music. The phenomen of Amateur Composer`s Creation needs of inter-science methodic and special methodology of research..

Keywords: Composer`s creation, Amateur Artistic performances, musicology, typology of  the Creation,  methodology

Балакина Е. И.

«Закон о начале» как методологическая основа современных гуманитарных культурологический исследований Сибири

В статье раскрывается актуальная для современных исследований Сибири проблема изучения региона как особой культурно-исторической целостности. На основе открытий синергетики и смежных наук автор формулирует «закон о начале» как эффективный методологический подход к осмыслению сущности феномена Сибири в системе культуры.

Ключевые слова: культура Сибири, «закон о начале», синергетика, аттрактор, гуманитарные науки, целостность, Сибирь как феномен культуры.

Balakina E.

«Low of Beginning» as a methodological basis of modern research

of humanities and cultural science of Siberia

The article reveals the actual problem of the modern researches of Siberia – studying of the region as a special cultural and historical integrity. On the basis of the discoveries of the synergetics and related sciences the author formulates the«Low of Beginning» as an effective methodical approach to understanding The essence of the phenomenon of Siberia in the culture system.

Keywords: сultural of Siberia, the «Low of Beginning», synergetics, attractor, humanitarian sciences, holism, the Siberia as the phenomenon of culture.

Дмитриенко А. Н.

Встреча эпического героя с противником: модели поведения соперников в бурятских улигерах

Статья посвящена выявлению в эпических сказаниях бурят моделей поведения богатыря и его врага – мангадхая – во время битвы. Эпизод битвы рассмотрен в трех аспектах: вербальном, действенном, психологическом. Автор считает, что модель поведения персонажей указывает на такие духовные ценности бурятского народа, как: мирная спокойная жизнь на родной земле, благополучие рода, слава и авторитет в народе, любовь к другу и ненависть к врагу.

Ключевые слова: бурятский эпос, улигер, богатырь, мангадхай, борьба, модель поведения, духовные ценности.

Dmitrienko A.

Meeting of the epic hero with the opponent antagonist: models of behavior of rivals in the Buryat uligers.

The article is devoted to revealing in the Buryat’s epic legends models of behavior of the epic hero and his antagonist – mangadkhai – during the fight. The episode of the battle is examined in three aspects: verbal, effective, psychological. The author believes that the model of behavior of the characters indicates such spiritual values of the Buryat people, as peaceful and tranquil life in their native land, well-being kind, glory and authority among the people, love for the friend and hatred for the enemy.

Keywords: buryat epos, uliger, epical hero, mangadkhai, the struggle, the model of behavior, spiritual values.

Царёва Е. С.

Музыкально-просветительская деятельность военнопленных Первой мировой войны в Сибири (на примере Красноярска)

В статье рассматривается музыкально-просветительская деятельность военнопленных Первой мировой войны в Сибири с 1914 по начало 1920-х годов. Опираясь на ряд неопубликованных источников, автор сосредоточил свое внимание на событиях музыкальной жизни Красноярска этих лет, вместе с тем результаты анализа научных исследований позволяют говорить о схожей музыкальной ситуации во многих других городах сибирского региона.

Ключевые слова: военнопленные Первой мировой войны, Сибирь, музыкальная жизнь, музыкальная культура.

Tsareva E.

Musical and educational activities of the First World War prisoners in Siberia (the case of Krasnoyarsk)

The musical and educational activities of the First World War prisoners in Siberia are examined in this paper. The time length is from 1914 to early 1920. The paper is based on the number of unpublished sources, focusing on the events of Krasnoyarsk musical life of these years. Alongwith the results of the research suggests a similar musical situation in many other cities of Siberian region.

Keywords: POWs of World War I, Siberia, musical life, musical culture.

Прыгун Е. В.

Страницы музыкальной культуры Красноярска XIX века

В XIX веке Красноярск активно развивался в качестве административного и промышленного центра. Купцы и промышленники в содружестве с городской интеллигенцией принимали участие в культурной жизни города в свободное время. В 1886 году в городе было создано Общество любителей музыки и литературы. Одним из его руководителей был выпускник Петербургской консерватории С. М. Безносиков. Он стал организатором и дирижером первого симфонического оркестра в Красноярске, состоявшего из 26 местных музыкантов. Оркестр исполнял части из симфоний, увертюры, а также арии и сцены из опер. С появлением концертного зала гастролеры стали активно посещать город.

Ключевые слова: городская музыкальная культура, классическая музыка, симфонический оркестр, дирижер, гастролеры, любители музыки.

Prigyn E.

Some pages of musical culture of Krasnoyarsk in XIX century

In XIX century Krasnoyarsk active developed as administrative and industrial centre. Merchants and manufacturers with town`s intelligentsia took part in cultural life of Krasnoyarsk in resting. In 1886 year there are was created Society of amateurs of music and literature in town. One of its leaders was graduate of Peterburg`s Conservatoire S. M. Beznosikov. He became the creator and conductor of the First symphony orchestra in Krasnoyarsk . There were 26 town`s musicians in this orchestra. This musical collective performed some parts from symphonies, overtures, arias and scenes from operas too. There are the concert hall in our town, so many guest-performers came for concerts.

Keywords: town`s music culture, classic music, symphony orchestra, conductor, quest-performers, amateur music performers.

Стрижова И. П.

Традиции и современное искусство. Творчество С. М. Меньшикова

Творчество Новосибирского художника С. М. Меньшикова (р. 1957) посвящено современному бытию человека в контексте культурных традиций прошлого. Он стремится выявить смысл жизни, взаимосвязь человека с предметным миром, историей.

При разработке своего художественного языка он опирался на опыт отечественного и зарубежного искусства, на традиции искусства Византии. С. Меньшиков работает в жанре сюжетной композиции, портрета, пейзажа, натюрморта. Использует технику живописи масляной краской или акрилом.

Ключевые слова: искусство, живопись, Сибирь, современность, традиции, Византия.

Strizhova I.

Traditions and modern art. The creative activity of S. M. Menshikov

The creative activity of the Novosibirsk painter S.M. Menshikov (b. 1957) is devoted to the man, s con the mpoqaru living (of man) in the context of the cultural traditions of the past. His aim is to find the life sense the interconnection between man and the world of objects and history.

Working cruet his artistic system he based on our home and foreign art in the painting “Light of Byzantine Empire”. S. M. Menshikov works in the genre of subject composition, portrait, landscape. Hi uses the technique of painting with oily paints and acryl.

Keywords: Art. Paintinq. Siberia. The Present-day time Traditions.  Byzantine Empire.