Вестник музыкальной науки 3 (9) 2015

Ежов В. С.

Эстетика патриотизма славян

Глубокие перемены в культуре располагают к размышлению о прошлом и будущем для осознания настоящего. Возрождение новой России обостряет исследовательский интерес к мудрости прошлой славянской культуры. Необходимо создать новую модель функций современной культуры, опираясь на исторический и культурно-сравнительный методы познания. Авторское исследование раскрывает эстетическую целостность диалога традиционной и современной культур.

Ключевые слова: духовность, культура, ценность, образование, эстетика, патриотическое воспитание,  личность, ментальность, гражданская ответственность Ключевые слова:

Ежов Виктор Семёнович – доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории СИБГУТИ, профессор Международной славянской академии (ЗСО)

 

Плавская Е. Л.

Музыкальное образование и просвещение

российских старообрядцев начала XX века

Искусство знаменного распева как древнерусского, так и старообрядческого периодов является профессиональным, т. е. имеет систему специального обучения. Одной из важнейших задач, возникающих перед исследователем этой культуры, является изучение вопросов музыкального образования.

Процесс обучения знаменному пению в старообрядческий период в основном наследует практике древнерусского периода. Сведения об организации образования в старообрядческой среде впервые появляются в начале ХХ в. Значительное внимание к образовательной сфере, постепенно получавшее все большее распространение, вызывало необходимость, во-первых, обсуждения проблем образования на страницах газет и журналов, во-вторых, издания учебных пособий; и, в-третьих, создания системы образовательных учреждений и разработки специальных программ для обучения знаменному пению.

Источниками, позволяющими исследовать состояние музыкально-образовательной сферы старообрядческого общества, становятся периодические издания и печатные музыкально-теоретические руководства тех лет. Именно они запечатлели процесс формирования новых подходов к обучению знаменному пению.

Из общего массива старообрядческой периодики лишь небольшое число изданий обращалось к вопросам музыкальной культуры. В первую очередь следует отметить журналы «Церковное пение» и «Церковь». К концу ХIХ – началу XX вв. относится и массовое появление печатных музыкально-теоретических руководств. Одно за другим выходят в свет такие пособия для изучения знаменного распева, как азбуки И. Фортова (1884),  М. Д. Озорнова (1901), Ф. Борнукова, Л. Ф. Калашникова (1908, 1911), Л. В. Быстрова (1911). Что касается усовершенствования методики преподавания знаменного распева, то оно воспринималось как средство улучшения не только грамотности певцов в области крюковой нотации, но и как способ возрождения этой самобытной части древнерусского искусства.

Таким образом, появление новых учебных пособий и разработка методики обучения, создание образовательных учреждений в значительной степени повысили уровень музыкального знания в старообрядческой среде.

Ключевые слова: музыкальное образование старообрядцев, педагогика и просветительство, музыкально-теоретические руководства, старообрядческая периодика.

Плавская Елена Леонидовна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и политологии Новосибирского государственного технического университета.

E-мail: plav@inbox.ru

 

Веретенникова Д. В., Казанцева Т. Г.

Старообрядческий покаянный стих «О Каине и Авеле»: музыкально-поэтическая структура

В статье рассматривается музыкально-поэтическая организация покаянного стиха «О Каине и Авеле», являющегося ранее не учтенным в исследовательской литературе вариантом широко известного текста на тот же сюжет. Анализируется текст стиха, зафиксированный в старообрядческой рукописи невменной нотации второй половины XIX века. Анализ вербального и музыкального текстов позволил установить, что их структуры достаточно автономны и обладают имманентными качествами. Поэтика вербального текста демонстрирует черты структур древнерусской поэзии – былинного (сказового), псаломского, молитвословного стиха. Музыкальная структура представляет собой centon-композицию, состоящую из мелодических формул (мелострок), в основе которых лежат попевки знаменного распева шестого гласа. Вместе с тем, наблюдается взаимодействие двух текстов. Музыкальная организация влияет на вербальную в конструктивном плане, деля текст на соизмеримые отрезки, тем самым отчетливо проявляя в нем признаки поэтической структуры. В свою очередь, поэтическая организация обусловливает логику развертывания напева и целенаправленное обновление попевочного материала. Эти и другие характеристики композиционной организации стиха позволяют отнести его к авторским образцам поздней традиции покаянной лирики.

Ключевые слова: покаянные стихи, знаменный распев, попевка, литургическая поэзия, centon-композиция, старообрядчество.

Веретенникова Дарья Васильевна – студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Е-mail: dariaveretennikova@rambler.ru

Казанцева Татьяна Генриховна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Е-mail: kerzak2002@mail.ru

 

Миклухо Е. О.

По системе Шекспира

В статье рассматриваются исторические параллели развития и взаимодействие русской и английской музыкальных культур. Несмотря на географическую и политическую удаленность России и Англии, они имеют много общего. Наиболее важным сближающим их фактором является любовь к певческому и хоровому искусству. В России певческое искусство стало основой профессиональной музыки.

Современный английский композитор Джон Тавенер (1944–2013), творчество которого высоко ценили И. Ф. Стравинский и Бенджамин Бриттен, написал среди прочих огромное количество произведений для хора. В своих произведениях композитор обращается к традициям Древнерусской музыкальной культуры, к знаменному распеву; он также знаком с ранним русским многоголосием и призывает изучать его. Джон Тавенер подчеркивает самобытность распевов и музыкальной системы Древней Руси, принявшей музыкальную систему Византии в Х веке и преобразовавшей ее.

Обращение современных, в том числе и западных, композиторов к музыкальному наследию Древней Руси, показывает, что Древнерусская музыкальная культура – не закрытая и непонятная область музыковедения, – а живая традиция, лежащая в основе русского музыкального искусства, которое любимо в России и за рубежом.

Ключевые слова: эпоха Возрождения, полифония, раннее русское многоголосие, хоровая музыка, Джон Тавенер, знаменный распев

Миклухо Елена Олеговна (Санкт-Петербург, Россия) – соискатель ученой степени кандидата искусствоведения (музыкальное искусство), Российский институт истории искусств.

E-mail: emkl@mail.ru

 

Фиденко Ю. Л.

Песенный литургический гимн и ситуация новой коммуникации в современной мессе (на примере католических приходов Сибири и Дальнего Востока)

В статье рассматриваются песнопения, использующиеся в современной культовой практике католических приходов азиатской части России – Сибири и Дальнего Востока. Значительное переосмысление культового репертуара в отдельных регионах обусловлено реформами Второго Ватиканского собора (1962–1965), позволившими использование в службе национального языка и разнообразного музыкального материала. Актуальность статьи обусловлена отсутствием исследований о современной русскоязычной гимнографии.

Автор отмечает, что особую энергетику постсоборной культовой практике придает коллективное исполнение гимнов как способа включенности каждого присутствующего в богослужебное действо. Трактовка верующих как активного участника литургических событий привела к возникновению новой внутрижанровой модификации духовных песнопений. В связи со значительными изменениями, которые произошли в гимнотеке в ХХ в., автор вводит понятие «песенный литургический гимн». Данная жанровая разновидность обладает индивидуальными чертами, вместе с тем обнаруживая теснейшую генетическую связь с многовековой гимнической традицией.

Анализ гимнов «Когда вы соберетесь» и «Вести ангельской внемли» показывает, что ассимиляция песенного стиля в храмовый контекст приводит к значительному переосмыслению гимнографии. Отличительной приметой песенного литургического гимна становятся возвышенная поэтическая лексика, стопная организация стиха, поступенная линеарность, стандартные кадансовые формулы, куплетная архитектоника.

Автор делает вывод, что в связи с новыми требованиями Святого Престола и обновленным «форматом» культовой практики в ХХ столетии возрастает диалогический потенциал богослужения и формируется приоритетное качество литургической музыки – коммуникативность.

Ключевые слова: Месса, Второй Ватиканский Собор, католичество, церковная музыка, литургический гимн, литургическая коммуникация

Фиденко Юлия Леонидовна – музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Дальневосточной государственной академии искусств (г. Владивосток); докторант кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.

E-mail: jufid@mail.ru

 

Вавилов С. П.

Музыкально-просветительская деятельность римско-католической конфессии Томска на рубеже XIX–XX века

Статья посвящена музыкальной деятельности представителей римско-католической конфессии в Томске. Особенностью Томска на рубеже XIX–XX века было активное участие польских католиков в развитии музыкального образования в городе.

Проанализирована деятельность польских музыкантов, приведены сведения о концертной жизни Томска с участием польских музыкантов-гастролеров. Приведены ранее не публиковавшиеся сведения о представителях польских семей Томашинских, Соболевских, Залеских, внесших существенный вклад в музыкальную культуру Томска.

Вавилов Станислав Платонович – кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Томского Национального политехнического университета.

Е-mail: baron@tpu.ru

 

Вавилов С. П., Ткаленко Я. В.

Конфессиональные традиции

и оперная сцена Томска 1900–1920 годов

В статье приведены результаты анализа деятельности оперных трупп, работавших в Томске в 1900–1920-х годах. Рассмотрен репертуар ведущих оперных антреприз. Авторами статьи сделан вывод о том, что оперная сцена города Томска являлась существенной частью музыкальной культуры города.

Собранные материалы свидетельствуют об огромном влиянии интернациональной оперной музыки на межконфессиональную жизнь общества того времени. В Томске звучала музыка более чем тридцати оперных композиторов. Было поставлено более шестидесяти оперных спектаклей.

Рассмотрены аспекты отношения представителей различных конфессий к оперным спектаклям. Приведены сведения о работе в Томске известных оперных певцов И. И. Березнеговского и В. С. Клопотовской.

Статья иллюстрирована редкими иллюстрациями из частных собраний.

Ключевые слова: опера, оркестр, антрепренер, дирижер, Томск, конфессия.

Вавилов Станислав Платонович – кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Томского Национального политехнического университета.

Е-mail: baron@tpu.ru

Ткаленко Ярослав Владимирович – художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра.

 

Пыльнева Л. Л.

Буддизм в культуре Бурятии: современное состояние

В статье рассматривается состояние буддизма в современной культуре Бурятии. Отмечена контекстная ситуация бытования названной конфессии, ее взаимодействие с другими конфессиями и верованиями на территории республики. Указана географическая неоднородность распространения верований. Названы ритуалы, в которых взаимовлияния различных религиозных систем достаточно заметны. Приводятся примеры сложного комплекса воззрений, отражающего современное состояние буддизма в республике, в академическом музыкальном искусстве, живописи и литературе. Упоминается отрицательное влияние политики 1920–1980-х годов на религиозные концепции, а также на возможность развивать архитектуру, живопись, орнаментику, скульптуру, определяемую дацанским искусством. Описан рубеж XX–XXI веков как период возрождения старых традиций и реставрации памятников (ряда дацанских комплексов, ступ, субурганов), а также возведения новых. Сделан вывод об известной общности культурных процессов на обозначенной территории и о привлекательности буддийского учения для широких слоев населения.

Ключевые слова: буддизм, современная культура Бурятии, бурятское искусство.

Пыльнева Лада Леонидовна, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки НГК им. М. И. Глинки.

E-mail: pylneva@mail.ru

 

Карнаухова  В. А.

Духовные традиции в хоровой музыке Макса Регера

Статья посвящена традициям, заложенным в хоровых партитурах немецкого композитора рубежа XIX–XX столетий Макса Регера. Его хоровое творчество, почти неизвестное в России, представляет интерес с точки зрения продолжения жанровых традиций немецкой хоровой музыки и их переосмысления в ХХ веке. Последнее, в частности, актуально по отношению к жанру Реквиема. В первую очередь в статье рассматриваются Хоральные кантаты композитора, написанные к основным праздникам церковного евангелического года и отразившие традиции Хоральных кантат Баха. В статье отмечается, что в этих сочинениях Регеру удалось предвидеть многие открытия ХХ века, в частности, принцип полифонии стилевых пластов. Огромный интерес с точки зрения «памяти жанра» и воплощения духовных традиций немецкой хоровой музыки представляют также два последних хоровых сочинения Регера – кантаты «Отшельник» и Hebbel-реквием. Оба этих произведения написаны на тексты немецких поэтов-романтиков и продолжают линию кантат свободного построения, существующую в хоровом наследии Регера. Особое внимание посвящено последней из названных партитур – кантате «Реквием» на стихи Геббеля, в которой отразились традиции жанра заупокойной мессы, идущие еще от Г. Шютца. В тексте отмечается особая связь партитуры Регера с «Реквиемом» Моцарта и «Немецким реквиемом» И. Брамса, а также говорится об аллюзиях на протестантские хоралы, выступающие в произведении Регера в качестве музыкальных символов.

Ключевые слова: хоровая партитура, память жанра, хорал, традиция, романтическое бахианство, символика, стиль.

Карнаухова Вероника Александровна – Университет Российской академии образования, Нижегородский филиал, доцент межфакультетской кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат искусствоведения.

Е-mail: kevs@mts-nn.ru

 

Урванцева О. А.

Воплощение духовной темы в творчестве А. Мурова

Автор статьи рассматривает особенности воплощения духовной темы в музыке русских композиторов периода 60–90-х годов прошлого столетия на примере творчества А. Мурова. Выявляется специфика выбора и трактовки духовных текстов, жанров, стилевых аллюзий, музыкального языка. Отмечается активность проявления авторской позиции в трактовке литургических жанров.

Ключевые слова: духовно-концертная музыка, нравственная проповедь, обиходная музыка, Новое направление, религиозная концепция симфонии.

Урванцева Ольга Александровна – доктор искусствоведения, доцент Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки; профессор МаГК.

E-mail: postik2006@mail.ru

 

Павлючик С. К.

«Альпийская симфония» Рихарда Штрауса:

к 100-летию создания

Статья посвящена характеристике последнего крупного симфонического произведения Р. Штрауса, которое, в отличие от симфонических поэм, не получило в отечественном музыкознании должной оценки и анализа. Автор пытается доказать, что симфония является итогом симфонического творчества композитора и, шире, всего европейского симфонизма XIX века, включая Бетховена, Берлиоза, Листа, Вагнера и Брамса. Содержание симфонии сюжетно и повествует о восхождении на горную вершину и спуск в пределах одних суток. Структура симфонии состоит из 22 разделов,  озаглавленных композитором.  Одночастная симфония представляет собой сонатную форму с медленным вступлением и заключением, на которую накладываются закономерности четырехчастного симфонического цикла. Конкретный тип программного романтического симфонизма обусловил яркость образов и чередование живописно-картинных эпизодов. Но за внешней описательностью стоит четкая логика и символика этапов человеческой жизни, включающая рост личности, преодоление препятствий, достижение вершин, обретение мудрости и постепенное угасание. Это позволяет трактовать симфонию как философское произведение, соединяющее эмблематику Пути Жизни с символикой времен суток и четырех стихий. Автором статьи последовательно характеризуются разделы симфонии, анализируется интонационная и тембровая драматургия, тональный план и тематические связи.

Ключевые слова: романтический симфонизм, итог, одночастность, этапы человеческой жизни, символика, философское произведение.

Павлючик Сергей Константинович  –  преподаватель Новосибирского областного колледжа культуры и искусств.

E-mail: serj.pavlyuchik @ yandex. ru

 

Хаверкамп М.

Визуализация слухового восприятия: взаимосвязи, концепции, синестезия. (Перевод с англ. Е. Н. Стариковой)

В данной статье рассматриваются особенности визуализации на примере «Гигантских шагов» Джона Колтрэйна – Михал Леви и визуальной композиции Джоханнеса Деуча по Второй симфонии Густава Малера. Автор приходит к выводу, что истинное постижение союза музыки и визуализации возможно интуитивным путем посредством различных способов. Соединение визуализаций со слуховыми ощущениями должно происходить на основе пересечений чувствований в процессе соединения элементарных форм, иконического сцепления объектов и сцен, а также аналогизации символического содержания. В статье также раскрывается значение визуализаций для мультисенсорных художественных работ и мультимедийных композиций будущего.

Ключевые слова: визуализация, пересечение чувствований, синестезия, элементарные формы, корреляции.

Хаверкамп М., доктор технических наук, Кёльн (ФРГ).

Старикова Елена Николаевна – аспирант (II год обучения) Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Е-mail: tosha.starickov@yandex.ru

 Вестник музыкальной науки 3 (9) 2015
Вестник музыкальной науки 3 (9) 2015
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.