Вестник музыкальной науки 4 (10) 2015

Дубровская М. Ю., Иконникова Я. А.

Историческое значение профессионального диалога музыкантов Новосибирска и Саппоро в развитии российско-японских контактов на рубеже XX–XXI столетий

В статье представлен анализ результатов творческого взаимодействия российских и японских музыкантов – жителей городов-побратимов Новосибирска и Саппоро – в период 1990–2000-х гг. Рассмотрение предмета в исторической ретроспективе на материале одного из важных компонентов международной деятельности НГК имени М. И. Глинки позволяет сделать вывод о значении профессионального диалога специалистов-музыкантов Новосибирска и Саппоро для расширения и углубления взаимопознания, установления постоянных человеческих и творческих связей россиян и японцев, обогащения концертной и научной деятельности педагогов и студентов Новосибирской консерватории. Изучение материалов широкого побратимского движения России и Японии способствовало выявлению специфических тенденций в процессах сотрудничества Новосибирска и Саппоро.

Ключевые слова: российско-японские контакты, города-побратимы, музыкальные связи, концертная и научная деятельность, специфические тенденции.

Дубровская Марина Юзефовна – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой этномузыкознания НГК  им. М. И. Глинки.

Е-mail: m-dubrovskaya53@mail.ru

Иконникова Яна Андреевна – студентка V курса теоретико-композиторского факультета НГК им. М. И. Глинки.

Е-mail:  yana-ikonnikova@yandex.ru

 

Говорухина М. А.

Кёбер-сэнсэй и учитель Чайковский

Статья посвящена Рафаилу Густавовичу Кёберу (1848–1923) – известному в Японии философу и музыканту, выпускнику Московской консерватории и ученику П. И. Чайковского по теоретическим дисциплинам. Некоторые факты и даже этапы биографии Кёбера требует уточнения. Автор, опираясь на отчеты Московской консерватории Русского музыкального общества и историческую литературу, реконструирует малоизвестный и противоречивый с точки зрения фактов период обучения Кёбера в Московской консерватории, в том числе и в теоретических классах П. И. Чайковского; уточняет некоторые факты биографии Кёбера, связанные с его музыкальной деятельностью в Германии и Японии. Отдельное внимание уделяется взаимоотношениям П. И. Чайковского и Р. Г. Кёбера как учителя и ученика.

Ключевые слова: Р. Кёбер, П. Чайковский, Московская консерватория, Япония, ученики П. И. Чайковского.

Говорухина Марина Александровна – аспирант, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского.

E-mail: Govorukhina_MA@mail.ru

 

Такахаси Кэнъитиро.

Японизм в русской модернистской музыке: поэтика романсов Стравинского и Лурье на японские стихотворения

В настоящей статье рассматривается вопрос о роли японского искусства в русской модернистской музыке начала ХХ века на материале «японских романсов» Игоря Стравинского и Артура Лурье, сочиненных в 1910-х годах. Оба композитора-модерниста хотели отказаться от традиционной западной музыки (тональной, конструктивной, с геометрической перспективой). Но в данных произведениях отказывались совершенно противоположным образом. Стравинский обратился к «линеарной перспективе» и «двухмерности», которые нашел в японских стихотворениях и гравюрах. Он воплотил это в музыке с помощью метрико-ритмического приема и других. Лурье же стремился к «внутренней перспективе», «трехмерности» и «рельефности», утверждая в качестве начал для музыки «преодоление линеарности» и «субстанциональность элементов». Он, заимствуя из русского футуристического искусства различные приемы для создания рельефности звуков и увеличения музыкального пространства, воплотил свои основные положения об искусстве в данной сюите. Таким образом, в «японских романсах» двух русских композиторов-модернистов мы обнаружили два противоположных отношения к «перспективе» и «измерениям». Это, возможно, соответствует тому, что в сфере живописи русского авангарда К. Малевич искал беспредметность в двух измерениях, а В. Татлин, наоборот, направлялся к объемности трех измерений.

Ключевые слова: японизм, Стравинский, Лурье, романс, перспектива, измерение, модернистская музыка, русский футуризм, русский авангард.

Такахаси Кэнъитиро – профессор факультета иностранных языков Университета Саппоро в Японии, Ph.D. (Humanities and Social Sciences).

E-mail: kenken@asa.email.ne.jp

 

Ерёменко Г. А.

Звукообразы Японии в европейской музыке ХХ века

Диалог Восток–Запад во вводном разделе статьи рассмотрен в культурно-историческом аспекте. Привлечены мнения французского ученого-антрополога К. Леви-Стросса в отношении сути проблемы и перспектив изучения европейскими исследователями «инонациональных» культур. Несмотря на важные различия восточного и западного мышления, взгляд «извне» позволяет выявить неизменные, типологические черты иных культур, постепенно преодолеть ориентальный экзотизм, т.е. акцентирование иноземно-причудливых деталей и проникнуть в механизмы функционирования композиционно-стилистической системы неевропейского типа творчества.

Основное внимание в статье уделяется взаимоотношениям европейского композиторского профессионализма и традиционной музыки Японии. Их развитие направлено к передаче своеобразия японской музыкальной традиции в целях открытия в «чужом» новых выразительных возможностей для композиторов-европейцев. В русле музыкального японизма охарактеризован ряд музыкальных произведений разных жанров (Пуччини, Орф, Стравинский) первой половины ХХ в. Показаны техники цитирования, стилизации тематического материала, тембров национальных инструментов, звуковысотных конструкций, японской музыкально-речевой декламации.

Углубление контактов с японской музыкальной культурой обнаруживают поиски музыкального авангарда. Принцип моделирования основных параметров традиционной музыки Японии в анализируемых произведениях Мессиана, Губайдулиной, Ксенакиса определил сонористическую трактовку композиторами-авангардистами неевропейских влияний.

Ключевые слова: Восток, Запад, Япония, традиционная музыка, европейские композиторы, музыкальный авангард, ориентальные звукообразы, лады пентатоники, национальные инструменты, сонористика.

Ерёменко Галина Анатольевна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Е-mail: erema49@mail.ru

 

Максимова А. М.

К вопросу об истоках формирования композиторского фольклоризма в раннем симфоническом творчестве японских композиторов

Статья содержит первичное описание процесса становления в 1930-е годы методов работы японских симфонистов с традиционными первоисточниками. Материалом служит пьеса для симфонического оркестра «Этэнраку» Коноэ Хидэмаро (1898–1973), созданная в 1931 г.

Обращение Х. Коноэ к классическому наследию Японии, древней оркестровой музыке Гагаку, обосновывается следующими причинами: принадлежностью автора к родовой аристократии, обучением в школе Гакусюин, и учебой у Ямады Косаку, стремившегося к созданию национального по духу симфонизма. Созвучностью творческих устремлений Х. Коноэ и К. Ямады обусловлено создание переложения для симфонического оркестра знаменитой пьесы Гагаку «Этэнраку», осуществленное Х. Коноэ в русле композиторского этнографизма. Путем изыскания специальных способов звукоизвлечения и нестандартных тембровых комбинаций автор в «Этэнраку» добивается от европейских оркестровых инструментов почвенного «японского» звучания, в подражание традиционным инструментам оркестра Гагаку.

Предлагается вывод о том, что апробированный Х. Коноэ метод переложения, критически осмысленный основоположником японской композиторской школы К. Ямадой, способствовал достижению нового уровня воплощения национального в японском симфонизме, который можно обозначить в качестве композиторского фольклоризма.

Ключевые слова: Этэнраку, Коноэ Хидэмаро, метод переложения, Цурукамэ, Ямада Косаку, композиторский этнографизм.

Максимова Анастасия Михайловна – аспирантка кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки

Е-mail: maxalt@mail.ru

 

Чабанец Е. Н.

Искусства Японии: одно во всем и все в едином

Искусства Японии представляются инструментом духовно-нравственного формирования личности, традиционализм сферы искусств позволил сохранить их аутентичность и консервативный центр общей философско-духовной базы, где, сохраняя истоки, Япония впускает новшества в мобильную периферию, связанные с веянием современности. Искусства выступают универсальным инструментом, социальным тренажером и т. д., как аналогизаторы проходящих процессов в обществе.

Ключевые слова: Искусства, Япония, культура, философия искусств, духовные практики, традиционность, духовность, ассимиляция искусств, духовность искусств, история японских искусств.

Чабанец Елена Николаевна, кандидат философских наук, преподаватель кафедры востоковедения Томского государственного университета.

E-mail: elenachab@sibmail.com

 

Shishikura Masaya.

Transcending Musical Bodies:

Embodiment of Multiple Bonds of the Ogasawara Islands

This article explores musical bodies that connect people beyond historical and geopolitical boundaries. Drawing a case from the Ogasawara Islands, Japan, it explicates how musical bodies embody multiple pasts of this small island community. Since the first settlement in 1830, the Ogasawara Islanders have suffered various hardships, including Japanese colonisation (1870s), discrimination at home, forced evacuation during the Pacific War (1941–1945), segregated life under the US Navy (1946–1968), and reversion to Japanese administration (1968). Reflecting the entangled history, various musical genres are present in Ogasawara today, including taiko drumming, Micronesian dance, and hula. The variety of musical activities appears to represent a fracturing of memories and identity. However, I argue that these musical activities rather embody multiple bonds of Ogasawara with many others. Here, musical bodies take a significant role. The performing bodies produce corporeal experiences of  Ogasawara’s multiple pasts, and affirm extended relationships of this small/remote community. By referring to such concepts as “historical reenactment” and “historically informed performance,” the article identifies Ogasawara within a plurality of histories and cultures that transcends our conventional concepts of history, culture, and the nation.

Keywords: The Ogasawara Islands (Japan), musical bodies, plurality, historical reenactment, historically informed performance

 

Шишикура Масая.

Трансцендентность музыкальных форм: воплощение множественности связей островов Огасавара.

Перевод Юлии Магомедовой

В статье исследуются музыкальные формы, объединяющие людей вне исторических и геополитических границ. Описывая случай с островами Огасавара (Япония), автор объясняет, как музыкальные формы воплощают разнообразие прошлого этого небольшого островного сообщества. С момента первого поселения в 1830 г. жители островов Огасавара терпели различные невзгоды, включая японскую колонизацию (1870-е гг.), бытовую дискриминацию, вынужденную эвакуацию во время войны на Тихом океане (1941–1945 гг.), изолированную жизнь под руководством ВМС США (1946–1968 гг.) и возвращение к японской администрации (1968 г.). На о. Огасавара сегодня мы можем встретить различные музыкальные жанры, являющиеся отражением запутанной истории, среди которых игра на барабанах тайко, танец Микронезии и танец хула. Может показаться, что разнообразие музыкальных явлений представляет собой обрывки традиций. Однако я утверждаю, что эти музыкальные явления отражают скорее многочисленные связи о. Огасавара с другими культурами. Здесь музыкальные явления играют важную роль. Исполнительские формы воспроизводят реальные переживания разнообразного прошлого о. Огасавара и подтверждают широкие связи этого небольшого удаленного сообщества. Ссылаясь на такие понятия как «историческая реконструкция» и «аутентичное исполнение», в статье распознается связь о. Огасавара со множеством историй и культур, что превосходит наши обычные понятия об истории, культуре и народе.

Ключевые слова: острова Огасавара (Япония), музыкальные формы, множество, историческая реконструкция, аутентичное исполнение.

Масая Шишикура – японский этномузыковед, родом из префектуры Чиба (Япония). Получил степень магистра в Университете Гавайи в Маноа (2007) и докторскую степень (PhD) в Австралийском национальном университете (2014).

 

Васильева Г. М.

Путь души к «отечеству знаний»: литература в японской системе воспитания

В статье исследуется роль художественной литературы в формировании национального характера. Основным документом, определяющим принципы морального воспитания, является курс «Дотоку кёику». В нем декларируются «24 моральные ценности». Японские педагоги уделяют большое внимание разработке различных методик: «Сочинения о жизни», «Тетрадь сердца». В XXI веке Япония стремится стать «обществом, основанном на знании». Вместе с тем, литература все более утрачивает эстетическую и воспитательную функции. Меняется статус книги и читателя. Тех, кто любит читать, называют «литературный юноша» или «литературная девушка». На смену традиционным книгам пришли «книжные продукты»: комиксы манга и ранобэ.

Литература входит в курс родного языка в качестве одного из трех основных направлений – «чтения». Преподавателям предоставлена относительная свобода в выборе программы. Чтение вслух и повторение являются неотъемлемой частью обучения. В младшей школе именно сказка вводит ребенка в культуру страны. В старшей школе изучаются произведения классиков XX в.: «Ворота Расёмон», «В чаще» Акутагава Рюноскэ, «Записки о горной луне» Накадзима Ацуси, «Лимон» Кадзии Мотодзиро. В «Новом курсе обучения» говорится, что ребенок «должен получать удовольствие от чтения». Данное положение породило дискуссии: что важнее – чтение как развлечение или глубинное понимание.

Ключевые слова: система образования, базовые документы, чтение, методики, художественное произведение, сказка, книжный продукт.

Васильева Галина Михайловна – кандидат филологических наук, доцент Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Е-mail: vasileva_g.m@mail.ru

 

Мацуи Аки.

Возможности коллективного пения как экспрессивной деятельности: на примере занятий по пению в разновозрастных детских группах

Работа посвящена значению коллективного пения в разновозрастных группах детских учреждений. Мацуи (2013) отмечает, что при пении в группе дети младшего возраста внезапно начинали копировать поведение и мимику своих старших товарищей, что способствовало пониманию песни, несмотря на то, что дети не знали смысл всех слов. В исследовании также отмечается, что пение в группе способствовало появлению чувства сплоченности и единения, а также помогло детям лучше взаимодействовать друг с другом.

Исследование привело автора к попытке воспроизвести вышеупомянутый положительный результат в детсадовских разновозрастных группах. Автор наблюдал за коллективным пением детей на занятиях в четырех детсадах по собственному выбору. Ни на одном из посещенных занятий дети не кричали во время пения. Лишь один ребенок, певший слишком громко, услышал и скорректировал свой голос в тон с остальными. Пение в группах не только отвлекает детей от крика, но также способствует появлению других положительных результатов. Данные наблюдения показали значимость группового пения в разновозрастных группах детских учреждений и подтвердили открытия предыдущего исследования (Мацуи, 2013).

Ключевые слова: воспитание детей в смешанных возрастных группах, экспрессивная деятельность при хоровом пении, крик, диапазон голоса, обучение пению.

Мацуи Аки – преподаватель факультета воспитания и раннего образования Университета Саппоро Отани.

 

Галицкая С. П.

К проблеме фактуры монодии

В работе подчеркивается чрезвычайно недостаточная изученность фактурных аспектов традиционной монодийной музыки. На фоне общих концептуальных характеристик монодийного типа музыкальной организации – мономелодийности и однолинейности – здесь предлагаются такие предварительные общетипологические характеристики, касающиеся фактурного устройства монодии, как моно- и полислойность, выдвигаются некоторые соображения, связанные с их конкретизацией. Подчеркивается также, что весьма многое в этой сфере предстоит еще открыть и уточнить, в частности, разрабатывать терминологический аппарат. Отмечается, что в перспективе необходимо выявить и подробно изучить канонические фактурные инварианты отдельных традиционных монодийных музыкальных культур (в идеале – каждой данной, в том числе японской).

Ключевые слова: монодия, фактурные аспекты монодийной музыки. моно- и полислойность.

Галицкая Саволина Паисиевна – доктор искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

 

Чабовская Н. И.

К вопросу об изучении японской музыкальной культуры в г. Томске (к 15-летию ансамбля японской музыки «Хикари то кадзэ то»)       

В статье освещается деятельности ансамбля японской музыки «И свет, и ветер» Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова (художественный руководитель – Н. И. Чабовская), возникшего в 2000 году. В этом году ансамбль отметил 15-летие своей творческой деятельности. Автор описывает состав ансамбля, включающий как преподавателей колледжа, так и студентов, проходящих в нем исполнительскую практику, касается предпосылок и истории развития коллектива, географии его концертных выступлений, участия в фестивалях и других творческих проектах.

В постоянный состав ансамбля в настоящее время входят четыре преподавателя колледжа: исполнитель на кото Н. Чабовская, флейтистка Н. Стурова, пианистка Т. Клеменс и вокалистка Т. Стукалова. До 2013 года в ансамбле пела Г. Ишутина.

Идеологическая направленность ансамбля базируется на синкретизме традиционной японской культуры и аутентичности исполнения. Вокальные сочинения исполняются на языке оригинала (японском), а сценическими костюмами служат кимоно с поясами оби.

Ансамбль исполняет произведения традиционной профессиональной и современной классической японской музыки для кото, для ансамблей (кото и сякухати (флейты), двух кото, двух кото и флейты), для голоса с фортепиано, обработки и произведения для фортепиано. В последнее время добавились современные японские эстрадные песни, хореография.

Особое внимание в статье уделяется концертно-просветительской миссии ансамбля, его творческим проектам. Выступления ансамбля «И свет, и ветер» сопровождаются беседами, рассказами о японской художественной традиции, комментариями, а порой представляют собой действо или театрализацию, основанные на мифологических представлениях японцев. Достаточно подробно в статье рассматривается семантическая составляющая традиционной японской музыки в связи со спецификой менталитета нации, обычаев, жизненных процессов; божественное происхождение кото, разнообразные символические уподобления (от материала изготовления кото до названия каждой струны). Все это служит контекстом для концертно-просветительских программ томского ансамбля японской музыки.

Ключевые слова: кото, японская музыка, традиционная культура, ансамбль японской музыки, музыкальный колледж, содержание профессиональной музыки устной традиции, синкретичность, творческие проекты.

Чабовская Наталия Игоревна – кандидат искусствоведения, директор и преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Томского музыкального колледжа им. Э. В. Денисова, председатель Томского отделения Всероссийского хорового общества.

E-mail: midare@rambler.ru

 

Новокрещенова А. А., Смирнова Т. В.

К вопросу изучения «программной» симфонии венских композиторов второй половины XVIII века

Статья посвящена осмыслению явления «программности» и специфики ее претворения в симфонической музыке ведущих композиторов венской классической школы. На основе произведений Л. Бетховена, братьев А. и П. Враницких, Й. Гайдна, К. Д. фон Диттерсдофа, В. А. Моцарта и И. Шпергера составлена типология особой разновидности «программной» (или т. н. «характеристической») симфонии с учетом условий ее исполнения, интонационно-тематических истоков и идейно-содержательных аспектов: театральная симфония, симфония с элементами визуально-сценического действия, приуроченная к церковным праздникам, резонансным социально-политическим событиям, светским торжественным мероприятиям, симфония-посвящение знатной особе, симфония, в названии которой отражены обстоятельства создания или места исполнения, претворяющая некоторые особенности различных национальных музыкальных стилей, запечатлевающая образы природы, созвучные эмоциональным состояниям человека, и, наконец, связанная с воплощением античных сюжетов и образов. Наблюдения над «программной» («характеристической») симфонией венских классиков позволяют сделать вывод о многоликости жанра и многообразии его образно-смысловых решений.

Ключевые слова: программная музыка, абсолютная музыка, венская классическая симфония, характеристичность.

Новокрещенова Анна Александровна – студентка V курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

E-mail: annnovok@mail.ru

Смирнова Татьяна Вячеславовна – кандидат искусствоведения доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

E-mail: s-tatyana-v@mail.ru

 

Голованёва А. С.

«Лестница Иакова» Дмитрия Н. Смирнова по гравюре Уильяма Блейка – произведение-состояние

Статья посвящена рассмотрению концепции произведения Дмитрия Н. Смирнова, созданного на сюжет гравюры Уильяма Блейка «Лестница Иакова». Производится сопоставительный анализ содержательного аспекта двух источников – музыкального и живописного. В этом контексте производится рассмотрение символики представленных на гравюре Блейка и в музыке Смирнова образов – Ангелов, Иакова, Бога, звезд и самой лестницы. Отмечается, что образы Блейка имеют в произведении композитора собственную персонификацию благодаря использованию определенных музыкальных инструментов. Главным представляется превалирование состояния сна, медитации, что подчеркивает отсутствие в музыке Смирнова яркой драматургии. Исходя из теории В. Бобровского, в рассматриваемом произведении присутствует монодраматургия, или одноэлементная драматургия, при которой все средства музыкальной выразительности направлены на воссоздание одного образного состояния – состояния сна.

Ключевые слова: Дмитрий Н. Смирнов, Уильям Блейк, синтез искусств, драматургия, медитация.

Голованёва Ангелина Сергеевна – аспирантка кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории,

E-mail: petrovagk@yandex.ru

 

Вавилов С. П.

Томские музыканты Соболевские: католик и лютеранка

В статье рассмотрена деятельность семьи Соболевских, живших и работавших в Томске в первой трети XX века. Проанализирован вклад профессора Томского технологи

 Вестник музыкальной науки 4 (10) 2015
Вестник музыкальной науки 4 (10) 2015
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.