Дубровская М. Ю.
Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки
Статья содержит попытку первичного постижения продуктивной инновационной двадцатипятилетней работы востоковедов кафедры этномузыкознания НГК имени М. И. Глинки в научном и педагогическом плане, рассматриваемой в контексте магистральных направлений деятельности вуза и российского востоковедения, в том числе, музыкального. Осуществляется анализ достижений этномузыкологов кафедры в теоретическом осмыслении традиционной профессиональной музыки Востока (школа С. П. Галицкой, Ю. Н. Плахов); в сферах синологии (школа В. В. Мазепуса), арабистики (А. Ю. Плахова), индологии (Г. Б. Сыченко и ее ученики), японистики (школа М. Ю. Дубровской). Предлагается вывод о значимости использования маститыми педагогами и молодыми учеными – востоковедами кафедры этномузыкознания НГК имени М.И. Глинки – прогрессивных подходов фольклористов-этнологов, активной полевой работы и поддержки научных фондов РФ, Европы и Азии. Это позволило востоковедам-этнологам Новосибирской консерватории достичь престижных позиций в музыкальном востоковедении как Российской Федерации, так и стран постсоветского пространства, а также внести достойный вклад в фонд фундаментальных исследований китайской, арабской, южноазиатской и японской музыки, принадлежащих этнологам Зарубежного Востока, США и Западной Европы.
Ключевые слова: этномузыкознание, российское музыкальное востоковедение, синология, арабистика, индология, японоведение.
Юнусова В. Н.
К проблеме исследования музыкальных культур Шелкового пути
В статье рассматриваются проблемы исследования музыки Шелкового пути, как уникальной культурной общности прошлого, оставившей следы в виде памятников, литературных источников, музыкальных инструментов. Основным подходом к исследованию выдвигается пара Восток–Восток, не менее актуальная для данного региона мира, чем известная Восток–Запад. Теория музыкально-культурной традиции Дж. Михайлова представляется наиболее адекватным методом исследования заявленной проблематики. Формы культурного контакта, ассимиляции, заимствования, параллельного существования рассмотрены как варианты взаимодействия музыкальных культур Шелкового пути. В статье анализируются объективные трудности изучения музыки региона: огромные географические и временные масштабы Шелкового пути, требующие координации специалистов разных областей знания, не равная степень изученности музыкальных культур, разница научных позиций региональных школ музыкознания. Этноорганология, изучающая музыкальные инструменты с разных позиций, рассмотрена в качестве одной из приоритетных отраслей исследования данных проблем.
Линейные меры музыкальных инструментов несут следы их происхождения, помогающие выяснить происхождение и регион распространения данного инструмента. На примере центральноазиатской флейты ная и китайской дицзы рассматривается процесс многократной миграции музыкального инструмента в регионе Шелкового пути, который обретает в наши дни актуальность.
Ключевые слова: Шелковый путь, музыкально-культурная традиция, взаимодействие, музыкальные инструменты, памятники, системный подход, В. М. Беляев, Дж. К. Михайлов, Восток-Восток, этноорганология.
Будаева Т. Б.
Современные реалии китайского традиционного театра сицюй
В статье представлен авторский взгляд на двойственную ситуацию, которая сегодня сложилась вокруг традиционного театра в Китае. Театр сицюй уже никогда не будет иметь того высокого значения, которое ему отводилось в период китайского Средневековья. Гигантские изменения в стране и мире, происходившие на протяжении ХХ столетия, кардинальным образом отразились на каждом аспекте существования китайцев. Своеобразие и самобытность традиционной драмы, наиболее ярко проявляющиеся в ее квинтэссенции – Пекинской опере цзинцзюй, позволили ей стать настоящим национальным символом китайской культуры в международном масштабе. Несмотря на то, что запас художественной ценности этого жанра, обеспечивающий его долговечность, велик, в Китае предпринимаются активные действия для того, чтобы этот уникальный театр продолжал жить.
Не последнюю роль в сохранении традиционной драмы сицюй играют те залы, в которых проходят спектакли. Среди них одним из самых примечательных, настоящей жемчужиной театрального зодчества является трехсотлетнее аутентичное здание театра Чжэнъицы, расположенное в самом центре Пекина. Совершенно особенный дух старины, которым проникается приходящий на спектакль зритель, является своего рода мостом времени, соединяющим с персонажами давно минувших эпох. Подобное погружение в классическое театральное искусство, выверенное до каждого звука и жеста, способно давать посетителям театра новые эмоциональные ощущения и переживания, желание делиться ими и ждать новой встречи с прекрасным. А пока жива вдохновлённая публика, жив и ее театр.
Ключевые слова: китайский традиционный театр, китайская драма сицюй, Пекинская опера, цзинцзюй, куньцюй, театр Чжэнъицы.
Тюмбеева Г. Э.
Сибирская тема и концепт «Сибирь» в творчестве калмыцких композиторов
Статья посвящается рассмотрению некоторых вопросов когнитивистики (таких как музыкальная «национальная картина мира») на примере истории одного из музыкальных концептов. Концепт «Сибирь» и связанная с ним сибирская ссылка стали важнейшей темой современной калмыцкой музыки, частью музыкальной картины мира калмыков. Изначально возникнув в народной музыке, концепт «Сибирь» актуален для творчества композиторов 3-х поколений: П. О. Чонкушов – старшее, А. Н. Манджиев – среднее, Г. А. Манджиева – молодое. Воплощаясь в музыкальных знаках разного вида: иконах, индексах, символах, он прочно занял свое место в музыкальной картине мира как отпечаток сибирской трагедии калмыков.
Ключевые слова: концепт, национальная картина мира, калмыцкая композиторская школа, сибирская ссылка калмыков, П. О. Чонкушов, музыкальные знаки.
Тирон Е. Л.
Ладозвукорядная организация кожамык тувинцев-тоджинцев
Статья посвящена рассмотрению ладозвукорядной организации типовых напевов, используемых тувинцами-тоджинцами при исполнении песен жанра кожамык. Звуковысотная система ориентирована на ангемитонную пентатонику, особенностью которой является возможное появление целотоновой последовательности. Суммарный звукоряд кожамык составляет две октавы, однако звукоряд песен гораздо уже и включает 5-7 ступеней. Вне зависимости от той или иной структуры звукоряда, от его амбитуса, обязательным является наличие тетрахорда E G A h.
Автор определяет функционально значимые ступени, в качестве которых рассматриваются ступени, выделенные композиционно и мелодически. К первым относятся инициальные и финальные ступени песен, строф, строк и полустрок. В статье анализируются только финалисы песен. В данном качестве используются четыре ступени D, E, G и A, однако только две из них – E и G («опорная терция»), располагающиеся в середине звукоряда, являются главными опорами звуковысотной системы кожамык. Наиболее важными в мелодической организации типовых напевов являются ступени основного тетрахорда e, g, a и h. Они доминируют по их суммарной временной продолжительности в напеве, при этом по данному параметру ступени практически равноправны. Объективность аналитических выводов автора подтверждается статистическим исследованием рассматриваемых параметров.
Ключевые слова: тувинцы-тоджинцы, музыкальный фольклор, этномузыкология, народные песни, лад.
Максимова А. М.
«Этэнраку» и формирование композиторского фольклоризма в Японии
Проблема адаптации традиционного национального музыкального наследия в условиях западноевропейской системы остается для МНКШ Японии актуальной. Это доказывает опыт пройденного пути японской симфонической школы – от Ямады до современных композиторов XXI века. Одним из решений обозначенной проблемы выступила Симфоническая Нагаута «Цурукамэ» Ямады Косаку (1934), в которой совмещены оригинальный – традиционный – текст с собственным композиторским материалом.
Многие молодые национальные композиторы в первой трети ХХ века обращались к знаковой для японской художественной традиции теме – «Этэнраку» – популярной пьесе из классического репертуара Гагаку. Среди них: Коноэ Хидэмаро, Ифукубэ Акира, Тояма Юзо, Гакубу Кунаитё, Мияги Митио и другие. В качестве примеров в статье рассмотрены два примера воплощения классической пьесы: Переложение для смешанного оркестра «Этэнраку» (1931) Коноэ Хидэмаро и Тема и 11 вариаций «Этэнраку» (1951) Мацудайра Ёрицунэ.
Целью Коноэ Х. стало стремление насколько возможно точно соответствовать оригиналу. В связи с этим, композитор максимально приблизил акустическое звучание европейских инструментов к звучанию традиционных японских. Подобный эффект был достигнут путем специальных способов звукоизвлечения и нестандартных тембровых комбинаций. В вариациях Мацудайра Ё. обнаруживаются следы наиболее актуальных стилей известных европейских композиторов. Данное сочинение интерпретирует распространенную форму свободных вариаций на оригинальную тему, коррелирующую с жанром рапсодии для фортепиано с оркестром.
Таким образом, Этэнраку заключает в себе большой потенциал для различного рода композиторских интерпретаций: от переложения, как это сделал Коноэ, до абсолютно новой – авангардной трактовки – деконтекстуализации, что воплотил Мацудайра. Этэнраку в данном случае выступает стимулом к собственному композиторскому решению проблемы адаптации традиционного материала.
Ключевые слова: Этэнраку, Коноэ Хидэмаро, Мацудайра Ёрицунэ, Цурукамэ, Ямада Косаку, проблема адаптации, композиторский этнографизм.
Васильева Г. М.
«Фауст» в этномузыкальном контексте: «По ту сторону Тулы» А. Николева
Рассматривается роман ученого-классика. Роман связан со всеми компонентами музыкальной формы: структурой, динамикой, мелодикой, гармонией. В фольклоре конца 1920-х гг. географические различия отдельных районов исчезают, страна предстает вроде Аркадии. Она являет собой поэтическое единство: простор, напоенный светом, образ песни мира и поющего мира. Показателем правильности дыхания является качество звука. Дыхание можно подчинить воле поющего.
Автор использует лубочные картинки не для антуража. Необрядовые песни представляют собой картины народного быта, образ женщины – собирательницы семьи. В частушках всецело отражается народная аксиология. Речевая структура частушек-страданий представляет собой целостное семантическое поле с ключевыми экспрессемами «любить-страдать». В музыкальной конкретности частушки скрывается аллегорический образ страдания девушки – Гретхен из трагедии Гете. Как в древней трагедии, здесь есть хоровая интермедия. «Хор» составляет большой фонд произведений, из которого персонажи черпали строки и сценические мотивы.
В романе Николева собран весь спектр музыкальных жанров. Музыкальная культура воспринимается как природа, в которой ничто не существует порознь. И трагедия Гете – мифологический код этой общности. Музыкальные образы связаны с мотивом памяти: личной, культурной, исторической.
Ключевые слова: дыхание, форсированное пение, интонационный кризис, флейта, дудка, хоровая песнь, частушка, страдания.
Батовская Е. Н.
Современная хоровая музыка a cappella: проблемы жанровой типологии
Статья посвящена центральной проблеме искусствоведения – жанровым модификациям в музыке. В связи с этим рассматриваются специфические проблемы, обусловленные типологическим разнообразием современной хоровой музыки a cappella. Характеризуя методологические аспекты ведущего ответвления музыкальных жанров, хоровой музыки a cappella, автор опирается на ключевые положения научно-методических разработок авторитетных ученых ХХ–ХХІ ст. (Б. Асафьева, Ю. Тюлина, С. Скребкова, А. Сохора, Л. Мазеля, В. Цуккермана, М. Арановского, В. Медушевского, А. Соколова, М. Лобановой, В Холоповой, Ю. Паисова, Г. Григорьевой, Л. Пархоменко, Т. Мдивани, Г. Цмыг).
Автор статьи предлагает пути решения сложного задания в нескольких направлениях. Одно из них построено на следующих позициях: внешняя (функции: историческая (социальная, эстетическая и коммуникативная); внутренняя (состав исполнителей, структура, способы музыкальной выразительности, характер образно-содержательной сферы, авторская номинация, временные и пространственные параметры). По мнению автора, названные константы постоянно взаимодействуют и взаимодополняются. Другим является жанровое распределение хоровой музыки по принципу взаимодействия и преемственности. К принципам взаимодействия относятся межжанровый и полижанровый синтез, преемственность характеризуется внутрижанровым синтезом.
Ключевые слова: хоровая музыка a cappella, жанр, типология, специфика.
Робустова Л. П., Светлова О. А., Осипова Н. В., Щитова Л. Л., Гусева И. С.
Научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития региональной системы многоуровневого профессионального музыкального образования»: особенности новой встречи
Проблемная статья актуализирует злободневные вопросы региональной системы профессионального музыкального образования, современное состояние которого имеет ряд негативных параметров. Об этом откровенно и остро говорили докладчики на конференции. Ценными для музыкально-педагогической общественности являются указания на предпринятые меры и предложения по выходу из создавшейся кризисной ситуации, которая характерна не только для сибирского региона, но и для всей страны. Ключевой идеей конференции и настоящей публикации является выработка новых возможностей для оптимального взаимодействия и преемственности учебных заведений, являющихся частью единой системы «школа – училище/колледж – вуз» (ШУВ), с целью улучшения отечественного профессионального музыкального образования.
Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, преемственность, многоуровневость, система «школа–училище–вуз», детская музыкальная школа, музыкальный колледж, мониторинг, нормативная документация, инновационные процессы, социокультурное значение, интегративные тенденции.
Константинова Н. В.
Педагогические условия творческого сотрудничества в классе фортепиано в системе высшего профессионального образования
В данной статье рассмотрены педагогические условия творческого сотрудничества педагога и студентов в классе фортепиано в системе высшего музыкально-педагогического образования, к которым относятся:
– поддержка у студентов устойчивого профессионального интереса в классе фортепиано путем создания педагогически комфортной творческой среды;
– демократический стиль педагогического общения, в котором диалог направлен на совместный поиск и становится взаимным учением, основой сотворчества непосредственных участников процесса образования в высшей школе; педагогическое руководство исполнительской деятельностью студентов, которое будет ориентировать их на будущую профессионально-педагогическую деятельность;
– развитие самостоятельности студентов к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе обучения игре на фортепиано.
Ключевые слова: педагогические условия, творческое сотрудничество педагога и студентов, система высшего музыкально-педагогического образования, исполнительская подготовка, общение.
Шевченко Т. В.
Музыка Скрябина в исполнительском творчестве Дины Леонидовны Шевчук
Статья посвящена Дине Леонидовне Шевчук, творчеству этого выдающегося новосибирского музыканта – педагога и пианиста. Обращение автора к данной теме обусловлено не только желанием осветить деятельность одного из ведущих специалистов Новосибирской государственной консерватории, внесшего вклад в развитие фортепианной педагогики и исполнительства новосибирской школы. Главным образом рассматривается и анализируется огромный пласт творчества Шевчук – исполнение произведений Скрябина, как одно из основных устремлений в ее репертуаре. Творчество Скрябина по праву считается новаторским, в симфонических и фортепианных творениях композитор воплотил свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Характерная для Скрябина утонченность, нервная эмоциональность, а вместе с этим страстная патетика его музыки привлекали к ней интерес большого количества пианистов. К их числу можно отнести Д. Л. Шевчук. Подобная репертуарная направленность, а также искренняя увлеченность творчеством композитора, получившая начало еще в годы учебы в консерватории в классе Е. М. Зингера определили дальнейшую работу Дины Леонидовны над большим количеством сыгранных ею произведений Скрябина, что позволяет говорить о ней как об одном из ведущих скрябинистов в Сибири.
Ключевые слова: Скрябин, Дина Леонидовна Шевчук, фортепианная соната, новосибирская фортепианная школа, Новосибирская консерватория, русская фортепианная музыка.