Вестник музыкальной науки 2 (12) 2016

Галицкая Саволина Паисиевна

Кафедра этномузыкознания
Новосибирской государственной
консерватории имени М. И. Глинки

В статье обзорно показана роль кафедр этномузыкологической направленности в высших учебных заведениях России, содержатся краткие исторические сведения о кафедре этномузыкознания НГК имени М. И. Глинки, о ее деятельности, прежде всего научной.

Ключевые слова: консерватория, этномузыкознание, кафедра, традиционная музыка.

Галицкая Саволина Паисиевна – доктор искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

 

Карелина Екатерина Константиновна

Страницы истории
тувинского этномузыкознания

В статье рассматривается процесс становления и развития этномузыкознания в Туве. Имеющиеся данные дополняются новыми материалами о ранее неизвестных работах (М. Серин-оола, В. Сапельцева) и работах последних лет. Впервые представлены архивные материалы – образцы песенного фольклора тувинцев периода Тувинской народной республики, записанные, предположительно, А. Аксёновым или Р. Мироновичем. Для тувинского музыкознания этномузыкологическое направление стало центральным. Основополагающее значение приобрел труд А. Аксёнова «Тувинская народная музыка» (М., 1964). Ныне тувинское этномузыкознание представлено исследованиями песенного фольклора (З. Кыргыс), национальных инструментов (В. Сузукей), горлового пения (З. Кыргыс, М. Бадыргы), интонационного анализа и ладового структурирования (А. Монгуш), региональной специфики песенной традиции (Е. Тирон, А. Кан-оол), культурологических аспектов традиционной музыки (В. Сузукей, Ч. Эник-оол, Ч. Тумат), музыкальной терминологии в тувинском языке (У. Монгуш). Наименее изученными остаются обрядовые формы музыкальной культуры тувинцев, особенно связанные с буддийскими культами. В истории развития тувинского этномузыкознания можно выделить несколько музыковедческих школ: столичную (связанную с именами Е. В. Гиппиуса и И. В. Мациевского), Новосибирскую (ученики Ю. И. Шейкина, С. П. Галицкой, Г. Б. Сыченко) и Дальневосточную (школа Е. И. Алкон и С. Б. Лупиноса).

Ключевые слова: Тува, этномузыкознание, музыкальный фольклор, научные школы.

Карелина Екатерина Константиновна – доктор искусствоведения, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, заслуженный деятель искусств Республики Тыва. E-mail: ye_karelina@mail.ru

 

Дашиева Лидия Данииловна

Звуковысотная организация обрядовых песен западных бурят

В данной статье рассматривается звуковысотная организация обрядовой песенной традиции западных бурят. Главная цель – исследовать звуковысотную систему традиционной музыки западных бурят, включающую ангемитонные и гемитонные ладовые структуры. На примере обрядовых песен застольной и танцевальной традиций выявлены особенности звуковысотной организации обрядовых песен в трех локальных группах западных бурят эхиритов, булагатов и хонгодоров.

Ключевые слова: звуковысотная организация, обрядовые песни, западные буряты.

Дашиева Лидия Данииловна – этномузыколог, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ, старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН); Республика Бурятия. E-mail: dashieva2006@yandex.ru

 

Гончаренко Светлана Сергеевна

Космогонический миф в опере

В поэтике оперного либретто концептуальное значение имеют мифы о мироустройстве – космогонические мифы, заимствованные из фольклора и древних литературных памятников. В статье их систематика описывается в теоретическом и историческом аспектах. Дифференцируются две группы мифов: сюжетные и несюжетные. Первая группа – мифы о сотворении мира, представленные в архаических священных текстах, которые построены на принципе бинарной оппозиции. В упорядоченной картине Вселенной каждому элементу реального земного мира соответствует элемент ирреального, высшего, трансцендентного мира. Мироустройство, описанное в каталогических несюжетных текстах, гармонично и завершено. В оперных либретто такие тексты используются эпизодически и фрагментарно. Однако они значимы в художественной концепции произведения (Опера «Садко» Н. Римского-Корсакова).

Сюжетные космогонические мифы являются разверткой каталогических текстов. Они отражают динамику процессов – передвижение элементов по ярусам мирового универсума. Многократное перемещение – путешествие героев из одного мира в другой отражает круговорот в природе, обратимое циклическое время («Персефона» И. Стравинского).

Автор рассматривает оперные сюжеты, в которых картина мира «достраивается» благодаря перемещению элементов: земные герои по воле Богов определены на вечную жизнь в космические дали. Такие сюжеты представлены в операх эпохи Барокко («Персей» Ж. Б. Люлли, «Кастор и Поллукс» Ж. Ф. Рамо, «Каллисто» Ф. Кавалли).

Тенденция к ремифологизации в культуре XX–XXI столетий усиливается возвращением на театральные подмостки барочной оперы. Конкретно-чувственное мышление, свойственное мифосознанию, находит яркое воплощение в обилии иконических знаков в современной сценической интерпретации опер (сценическая версия оперы «Каллисто» Г. Вернике). С другой стороны, композиторы актуализируют космогонический миф в новосочиненных операх («Луна» К. Орфа, «Андромеда и Персей» С. Шаррино, «Свет» К. Штокгаузена»).

Ключевые слова: опера, либретто, картина мира, сюжет, космогонический миф.

Гончаренко Светлана Сергеевна – доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. E-mail: lalumiere@ngs.ru

 

Мичков Павел Александрович, Чистяков Николай Александрович

О перспективах информационной системы «Музыкальная культура Сибири»

В статье рассматриваются перспективные направления в информационной системе «Музыкальная культура Сибири». На основе статистического анализа проектов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом, определяется уникальность разрабатываемой системы. В статье излагаются принципы использования сервиса расширенного поиска, формируемого в настоящее время.

Ключевые слова: информационная система, музыкальная информация, Музыкальная культура Сибири, веб-ресурс, технологии поиска.

Мичков Павел Александрович – кандидат искусствоведения, руководитель отдела информационных и медиаресурсов Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. E-mail: michkovpa@mail.ru

Чистяков Николай Александрович – руководитель лаборатории информационных технологий Новосибирского государственного технического университета.

 

Дрозд Евгений Викторович

Электронная нотница:
проблемы и перспективы

В работе рассмотрены этапы реализации проекта «Разработка методического и программного обеспечения создания «Электронной нотницы» – нотной электронной библиотеки партитур и партий оркестровых произведений современных российских композиторов», исследованы принципы создания электронных хранилищ нотных партитур и партий, обозначены основные проблемы, связанные с формированием подобных ресурсов.

Ключевые слова: электронная нотница, музыкальная библиотека, авторское право, электронная рукопись, факсимиле электронной рукописи.

Дрозд Евгений Викторович – член Союза композиторов России, редактор издательства «Композитор» (Москва), преподаватель Московского института телевидения и радиовещания «Останкино». E-mail: drozd_ev@mail.ru

 

Эрмиш Виктория Викторовна

Функциональные составляющие электронного архива
на основе устных источников

Статья, посвященная функциональным составляющим электронного архива на основе устных источников рассматривает ряд вопросов, связанных с проектированием и созданием мультимедиа-архива для хранения технотронной документации, собранной в результате экспедиций по сбору фольклорного материала.

Ключевые слова: медиа-архив, технотронный документ, паспортизация, индексация, стандартизация.

Эрмиш Виктория Викторовна – магистрант 1 курса Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина, Международный факультет прикладных информационных технологий. E-mail: ermish.vika@mail.ru

 

Энфиаджян Арам Суренович

Новый взгляд на современное музыкознание в свете информационной культурологии

В статье рассматриваются онтологические аспекты музыкознания в свете глубинных основ информационной культурологии. Изложены ключевые принципы, связанные с процессом комплексной реализации авторских инновационных проектов в сфере музыкальной педагогики, социальной психологии и этической гносеологии, в которых используются также и новейшие достижения, относящиеся к различным отраслям медицины, естествознания и теории информации. На примере всесторонне разработанной авторской искусствоведческой концепции «Симфо-электронная музыка» (СЭМ) показана актуальность и эффективность методологического инструментария, ассимилировавшего инновационные разработки в области передовых междисциплинарных исследований, важнейшими в ряду которых выступают: социологически ориентированная этико-философская доктрина «Теория Сущностного Кодирования» (ТСК), эстетико-центриро-ванная психологическая дисциплина «Психология сублимации», а также теургическая школа духовного развития личности, известная под названием «Арт-гуманитарные практики». Благодаря использованию интегративно структурированной СЭМ-концепции, центральное и ключевое положение в которой занимают базальные установки ТСК, показан беспрецедентный потенциал сущностного воздействия, которым обладает флагманский в масштабе всего современного музыкального искусства жанр СЭМ. В контексте проводимого научного дискурса представлен целый ряд новых психологических и философских терминов, а также корректных музыковедческих дефиниций и актуальных таксономий, адекватно отражающих существующие реалии, векторы развития и тенденции в области современного искусствознания. По мнению автора статьи, реализуемый им синергетический подход призван возродить в музыкознании те высокие духовные идеалы и принципы, на основе которых с античных времен приоритетно утвердилась наиболее фундаментальная для музыкальной науки психолого-философская и общемировоззренческая установка, предписывающая относиться к музыке как к эманации Космической Гармонии, а значит рассматривать ее в качестве теургического инструмента, наделенного мощным трансформационным потенциалом воздействия на уровне не только эмоционально-эстетической, но также и духовно-этической статусности.

Ключевые слова: музыкознание, семиотическая этика, теория сущностного кодирования, психология сублимации, симфо-электронная музыка, арт-гуманитарные практики, информационная культурология, музыкальная педагогика, духовное развитие.

Энфиаджян Арам Суренович (творческий псевдоним Арам Энфи) – композитор, музыковед, философ, педагог. Руководитель Общественной организации «Арт-гуманитарный центр», Москва. E-mail: aramenfi@mail.ru

 

Красноскулов Алексей Владимирович

Эволюционные вычисления в интерактивной музыке

В интерактивной музыке компьютер, как правило, не просто компонент единой системы, но активное действующее лицо, зачастую – равноправный исполнитель. В то же время его функционирование предопределено вычислительным алгоритмом и конкретной программой, которая в него заложена исследователем/исполнителем/программистом. Стремление придать машине большую творческую независимость ведет к вовлечению обширного исследовательского поля искусственного интеллекта в пространство музыкального искусства. Эволюционные вычисления, генетический алгоритм и генетическое программирование, являясь частью этого поля, позволяют находить решения в тех областях музыкальной практики, где точный ответ невозможен в силу специфики задачи (например, при неопределенности конечного результата как такового). Гибкость, предоставляемая эволюционными вычислениями, является одним из привлекательных моментов, однако рождает и ряд проблем, связанных как с выбором подходящего для решения музыкально-исследовательской задачи набора геномов, так и с определением функции приспособленности. Проблема, в особенности, возникает, когда мы выходим из теоретической, исследовательской области в сферу музыкального творчества. Очевидно, если пространство эволюционных вычислений не будет управляться набором тех или иных музыкальных правил, стохастическая во многом природа генетических процессов может привести к полной неуправляемости конечного результата: иногда революционно нового, но, чаще, бессмысленного и художественно малозначимого.

Ключевые слова: интерактивная музыка, эволюционные вычисления, генетический алгоритм, генетическое программирование.

Красноскулов Алексей Владимирович, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой музыкальной звукорежиссуры и информационных технологий, профессор кафедры специального фортепиано, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. E-mail: rostcons@yandex.ru

 

Исаков Юрий Иосифович

Цифровая обработка звуковых сигналов
в музыкальной акустике.
Электроакустическая система
активного управления звуковым полем

На современном этапе развития цифровых технологий обработки звуковых сигналов появились принципиально новые возможности в управлении звуковым полем, которые открыли перспективы в творчестве музыкантов, композиторов и звукорежиссеров.

В статье уделяется внимание способам изменения параметров звукового поля механическим и электроакустическим путем, использующимся в современной музыкальной акустике.

Основное внимание акцентируется на электроакустических системах с цифровой обработкой звуковых сигналов, позволяющих совершенствовать звуковое поле помещений и открытых слушательских пространств. Среди систем большей универсальностью обладают гибридные системы совершенствования акустики. Особый интерес представляет система активного управления звуковым полем AFC-3 (Yamaha). В системе используются алгоритмы фильтрации КИХ и усреднение параметров сигналов микрофонов, что повышает в целом устойчивость системы к самовозбуждению.

Приводятся оценки музыкантов, тестирующих демонстрационный вариант системы AFC-3, установленный в Изумрудном зале НСМШ в г. Новосибирске.

Ключевые слова: ЦОС, КИХ, акустика, время реверберации, звуковое поле.

Исаков Юрий Иосифович – заведующий студии звукозаписи, преподаватель музыкальной информатики НСМШ, специалист по проектам ООО «Ямаха Мюзик Россия». E-mail:isakoustik@gmail.com

 

Фиденко Юлия Леонидовна

Электронное обеспечение
учебного процесса –
новая страница музыкального образования

Статья посвящена вопросу внедрения новых обучающих технологий, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных средств, в область музыкального образования. Создание электронной информационно-образовательной среды не может быть осуществлено без введения новых форм учебного процесса. Важность и необходимость качественной подготовки студентов музыкальных образовательных учреждений ставит перед вузами проблему совершенствования методов преподавания с учетом современных технических средств. Автор уточняет специфику электронных образовательных ресурсов, в частности, мультимедийных проектов.

На примере учебно-образовательной деятельности Дальневосточного государственного института искусств рассматривается специфика применения интерактивных форм учебной работы в творческом вузе. Особое внимание в статье уделяется вопросам подготовки и использования в учебном процессе электронных презентаций. Ю. Л. Фиденко подчеркивает, что в целях обеспечения оптимизации образовательного процесса в ДВГИИ были разработаны «Рекомендации по организации лекций с использованием электронных презентаций программы Microsoft PowerPoint». Практика подготовки электронных презентаций показывает, что преподаватели создают неповторимые творческие проекты.

Автор делает вывод, что адаптация «электронного жанра» в учебный процесс демонстрирует креативный потенциал современных аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения.

Ключевые слова: музыкальное образование, электронная презентация, электронные образовательные ресурсы

Фиденко Юлия Леонидовна – музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Дальневосточного государственного института искусств (г. Владивосток). E-mail: jufid@mail.ru

 

Санникова Наталья Владимировна

Информационная поддержка деятельности
Новосибирской государственной
консерватории имени М. И. Глинки

В конкурентных условиях Новосибирской консерватории необходимо позиционировать себя в информационном пространстве соответствующих рынков – рынка образовательных услуг, научного и творческого, связанного с концертной и конкурсной деятельностью. Позиционирование в информационной среде реализуется посредством проведения информационно-имиджевой политики и продвижением бренда вуза. Это необходимо для обеспечения эффективного выполнения государственного заказа, для привлечения абитуриентов и слушателей. Кроме того, информационно-имиджевая политика направлена на привлечение ресурсов для развития вуза: кадровых, партнерских, инвестиционных.

Материалом для выстраивания информационно-имиджевой политики является сознательно формируемый специалистами список сведений, тем и событий, составляющих информационную повестку вуза – внешнюю и внутреннюю. Внешняя повестка Новосибирской консерватории опирается на идеи лидерства в области академического музыкального образования, исполнительства и научной деятельности на Востоке и в Азии. Внутренняя информационная повестка «работает» непосредственно на профессиональное сообщество, городскую общественность и регион. Помимо распространения сведений об организации и нормативной документации, образовательных программах и продуктах, сведений о научной, творческой деятельности и т. п., в рамках внутренней информационной повестки реализуется PR-стратегия, направленная на формирование положительного имиджа Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

Ключевые слова: позиционирование вуза, информационно-имиджевая политика, целевые аудитории, информационная повестка, брендирование, PR-стратегия.

Санникова Наталья Владимировна – кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России, доцент кафедры теории музыки, специалист по связям с общественностью и международному сотрудничеству НГК имени М. И. Глинки. E-mail: sanaro@list.ru

 

Станевич Надежда Николаевна

Модернизация учебно-методической базы музыкального образования посредством применения информационных технологий

Статья рассматривает вопросы решения проблем устаревшей учебно-методической базы музыкального образования посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий, вытекающих из поставленных целей и задач стратегией развития системы образования Республики Казахстан. В статье обоснована необходимость модернизации учебно-методической базы посредством внедрения ИКТ, рассмотрены основные требования, предъявляемые к разработке электронных пособий; даны рекомендации по составу разработчиков, обладающих специальными компетенциями в области создания электронной обучающей продукции в сфере музыкального искусства. Представлены результаты деятельности Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и Детской музыкальной школы № 12 города Алматы по разработке инновационных электронных мультимедийных учебно-методических пособий для преподавателей и студентов-пианистов. Отмечены преимущества инновационного форматирования нотных сборников и исполнительского анализа музыкальных произведений. Предложены новые произведения для фортепиано современных композиторов Казахстана и не изданные ранее в Казахстане фортепианные пьесы для детей. Дано описание эксперимента по модернизации Метода проектов в учебной деятельности музыкальных организаций. В заключение дан вывод о неизбежности создания новой инфраструктуры по обеспечению научной и инновационной образовательной деятельности, постоянного обновления учебно-лабораторной, научно-экспериментальной, технологической и учебно-методической базы музыкального образования.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; цифровые образовательные ресурсы, электронные мультимедийные учебно-методические пособия.

Станевич Надежда Николаевна – заведующая отделением фортепиано Детской музыкальной школы № 12 г. Алматы.  E-mail: stanevich_knk@mail.ru

 

Вавилов Станислав Платонович

Русский бас Иван Березнеговский

Материалы статьи, представляют жизненный и творческий путь певца, режиссера и педагога И. И. Березнеговского. Приведены сведения об учебе певца, его деятельности в оперных театрах различных городов. Особое место уделено работе певца в сибирских городах Томске и Новосибирске. Использование редких архивных материалов позволяет воссоздать облик незаслуженно забытого деятеля отечественной музыкальной культуры.

Ключевые слова: бас, опера, режиссер, Томск, Новосибирск, театр Зимина, Сибгосопера.

Вавилов Станислав Платонович – доцент Томского политехнического университета. E-mail: baron@tpu.ru

 Вестник музыкальной науки 2 (12) 2016
Вестник музыкальной науки 2 (12) 2016
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.