Вестник музыкальной науки 4 (14) 2016

О. О. Живаева

Творчество в каноне в древнерусском певческом искусстве: к вопросу соотношения феноменов

В статье рассматривается проблема художественного творчества в церковно-певческом искусстве Древней Руси, в основании которого лежит канон как регламентирующее начало. В комплексном аспекте представлена история изучения средневекового православного канона в философии, эстетике, культурологии, семиотике, историческом музыкознании. Выявлены противоречия по вопросам соотношения канона и творчества. Предложен новый ракурс изучения проблемы творчества в каноне через рассмотрение ключевого для творчества понятия «новизна». Разработан комплекс вопросов о том, как понималась новизна в византийской богословской мысли, что есть творчество как новизна в средневековом каноническом литургическом искусстве. Сформулирована гипотеза о том, что творчество как деятельность по поиску особой канонической новизны в богословском смысле осуществляется в средневековой православной культуре внутри канона, а не в результате нарушений канонических правил и выхода за их охранительные рамки.

Ключевые слова: художественное творчество Средневековья, церковное пение Древней Руси, средневековый художественный канон.

 

Д. В. Казанцева, Т. Г.Казанцева

История почитания митрополита московского и всея Руси Филиппа
и основные певческие редакции службы

В статье рассматривается история почитания митрополита московского и всея Руси Филиппа, затрагиваются вопросы о дате канонизации, времени сложения жития, написания иконы и основных певческих редакций служб памяти святителя. Выявление певческих редакций службы осуществлялось на основании их состава и редакций гимнографических текстов, а также вида нотации. Декабрьская Минея 1636 г. послужила источником ранней московской (ок. 1652 г.) и ранней соловецкой (1661 г.) редакций, которые в дальнейшем обрели свои традиции. В их числе поздняя московская (начало XVIII в.) и пореформенная соловецкая (1678 г.) редакции. В рукописи также существовала служба на перенесение мощей, которая затем вошла в объединенную позднюю соловецкую редакцию рубежа XVII–XVIII вв.

Ключевые слова: митрополит Филипп Московский, знаменный распев, редакции гимнографического текста.

 

С. С. Гончаренко

Принцип моделирования в свете теории текста

Актуальность проблемы, поставленной в статье, определяется современной коммуникативной ситуацией, усилением контактов между областями культуры, ранее не соприкасавшимися. В ведущих музыкальных направлениях XX – начала XXI столетий: композиторском фольклоризме, неоклассицизме, полистилистике, постмодернизме – широко используется принцип моделирования.

Статья имеет методологический характер. В ней теоретически обосновывается включение метода моделирования в интертекстуальный анализ. Положения теории текста применяются в исследовании композиционных моделей, откристаллизовавшихся в  музыке европейской профессиональной традиции. Автор определяет понятие композиционной модели, характеризует ее свойства. Семантические функции композиционных моделей в произведениях современных композиторов она изучает, отталкиваясь от классификации метатекстов, примыкающих (nadvдzovanie, linking) к прототексту (А. Попович). В статье показаны метатексты, примыкающие к  прoтотексту – концертной форме И. С. Баха. Как имитирующее примыкание, в котором воспроизводится комплекс ее основных признаков, рассматриваются «Концерт в старинном стиле» М. Регера и «Бранденбургский концерт» В. Екимовского. В качестве примера селективного примыкания приводится I часть Концерта in Es «Dumbarton Oaks» И. Стравинского, в котором содержится игровое пародирование концертной формы барокко. Комментирующее примыкание с большим удельным весом коннотативного смысла показано на примере Concerto grosso № 2 А. Шнитке.

В статье ставится также задача исследования многомодельных музыкальных текстов – гомогенных и гетерогенных.

Ключевые слова: принцип моделирования, композиционная модель, текст, прототекст, метатекст, имитирующее (селективное, редуцирующее, комплементарное) примыкание.

 

Т. Кърклисийски

Явления протожанровости, связанные с музыкой, в болгарском литературном творчестве

Исследование позволяет сформировать адекватный критико-аналитический метод, направленный к музыке через проблематику художественных форм литературы. Понятие протожанровость в контексте настоящего исследования включает первичные родовые проявления соотнесенного с музыкой мышления и созерцания, интуитивные и рационализированные формы современных творческих реакций и решений, в которых налицо ранние этапы синкретизма в искусстве, первичные фундаментальные закономерности образования жанров и форм.

В качестве исходной формы протожанровости в работе принят эпический нарративный тип, нашедший проявление в балканской фольклорной традиции и проникший в болгарскую письменную культуру ХХ в. посредством индивидуального творческого метода писателя Емилияна Станева, сопоставимого со специфическим мнемоническим методом композитора Димитра Ненова. Протожанровость, проявляющаяся путем подвижного сочетания между музыкой (мелодия, голос) и текстом (стих), исходящего из эпоса и фольклорной традиции, отражена и интерпретирована в произведениях писателя Ивана Вазова. В его творчестве, как и в произведениях Йордана Йовкова, протожанровость, связанная с музыкой, отражает специфические креативные механизмы, условия, среду, установки и импульсы, которые идут из фольклора и проникают в поэтику и драматургию литературного творчества. Это важно и для литературной интерпретации и аксиологии в отношении описанных в тексте актов и аспектов музицирования (в произведениях Й. Йовкова и П. Славейкова).

Обобщение проявлений протожанровости, связанной с музыкой в литературной области, отправляет к глубокому единству и взаимодействию родовых генеративных процессов в искусстве. Болгарские писатели и поэты глубоко осознают культурно-эмблематическую ценность музыки, ее универсальную и вечную ценность. При посредстве музыки проявляется единство между глубокой родовой памятью искусства и индивидуальными современными творческими рефлексиями в болгарской литературе.

Ключевые слова: протожанровость, музыка, литература, творческий метод, рапсод.

 

О. В. Крахалёва

Приленская традиция русских поселенцев в прошлом и настоящем

Фольклорная традиция русских поселенцев на территории Приленского региона – раннего формирования, она связана с коренной северорусской традицией. Первые этнографические сведения землепроходцев (30–40-х гг. XIX в.) подготовили почву для возникновения и развития местного краеведения. Исследования ХХ в. постепенно сформировали профессиональный подход к изучению культуры русских сибиряков с определением привнесенных традиций и степенью их адаптации в Сибири. Специфическим фактором, повлиявшим на интенсивное разрушение традиции, явился насильственный характер заселения, а промысловая деятельность усилила миграцию населения.

Из трудов собирателей и исследователей явствует, что в Приленском районе существовала развитая, богатая песнями фольклорная традиция. В сборниках песенно-танцевального фольклора представлен весенне-летний хороводный, вечерочный и святочный репертуар. По многим параметрам современное состояние фольклорной традиции поселений Восточно-Сибирского региона представляется достаточно однородным. Близки по составу жанровые системы местного фольклора, наблюдаются одинаковые процессы трансформации и угасания фольклорной практики.

Кроме коренных жителей теперь в певческих группах закрепились участники, приезжие из разных мест России; со смешанными составами коллективов связана жанровая и стилевая неоднородность репертуара. Основной материал составляют городские песни позднего формирования. Локальная особенность мелодического строения песен состоит в сведении напева к современному исполнению. Благодаря деятельности фольклорных групп народная песня продолжает звучать в другой среде и по-другому. Сохранность культурно-исторического наследия поддерживают талантливые энтузиасты Киренского района.

Ключевые слова: русский фольклор Сибири, Приленский регион, песенный репертуар.

 

Е. В. Тюрикова

Особенности сохранения
украинских народных песен в Сибири
(на примере компактной группы
переселенцев г. Прокопьевска)

В статье представлен песенный репертуар украинской переселенческой группы, проживающей в г. Прокопьевске. Группа начала формироваться в конце 1940-х – середине 1950-х гг. из репрессированных украинцев, отбывших разные сроки и формы осуждения. Это были выходцы из западных областей Украины. Они отличались четким самосознанием, старшее поколение принципиально пользовалось украинским языком. Песенный репертуар украинской диаспоры Прокопьевска показывает, что одна из самых поздних волн переселения дает и поздний песенный пласт. Он разделен на две ветви – церковную, представленную колядками, и светскую, или собственно фольклорную. Фольклорная ветвь являет собой не конкретную локально-диалектную традицию, а обобщенную, «очищенную» от диалектных особенностей. Она включает песни, широко распространенные и в Украине, и отчасти в Сибири.

Ключевые слова: украинские переселенцы Сибири, украинские народные песни в Сибири, песенный фольклор, колядки, лирические песни.

 

А. Д. Татаринова

Якутский фольклор в записях Н. С. Берестова

В статье анализируется сборник, составленный композитором и собирателем якутского фольклора Н. С. Берестовым, хранящийся в рукописном архиве композитора. Рассматриваются некоторые образцы для определения методологических принципов фиксации фольклора собирателем.

Ключевые слова: якутский фольклор, Н. С. Берестов, собирание фольклора, сборник образцов народного творчества, методы фиксации фольклора.

 

А. М. Максимова

Маршевость как знак эпохи Мэйдзи в творчестве Ямады Косаку

В статье рассматривается феномен маршевости, как характеризующий интенсивное проникновение в японскую музыку эпохи Мэйдзи западноевропейской посредством организации военных оркестров, исполняющих военные марши. Впервые формулируется воздействие маршевости, как знака эпохи Мэйдзи, на творчество не только иностранных, но и первых японских композиторов во главе с Ямадой Косаку.

Ключевые слова: маршевость, Япония, эпоха Мэйдзи, Ямада Косаку, инструментализм, симфонии.

 

А. С. Молчанов

Инструментальные концерты Георгия Иванова в контексте развития отечественной музыки второй половины ХХ в.

Статья посвящена исследованию инструментальных концертов одного из ярких представителей сибирской композиторской музыки второй половины XX в., народного артиста России, профессора Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Георгия Николаевича Иванова – автора первых в Сибири произведений в крупных музыкальных жанрах: первой сибирской оперы, оперетты, оратории, инструментального концерта. В статье концерты композитора рассматриваются в связи с основными тенденциями развития отечественной музыки 1950–1970-х гг. В ходе анализа особое внимание уделяется драматургии сочинений, их композиционной организации, а также такому свойству, как театральность. Автор отмечает такие специфические черты музыки: «персонажность», жанрово-танцевальная основа многих тем и пластичность их интонационного облика, расширенное применение речитатива и его диалогической формы; кадровость в сопоставлении отдельных эпизодов, особая трактовка сценического пространства. В заключение отмечается эволюция жанра в творчестве композитора: от воплощения объективных, демократичных образов с использованием фольклорного материала к музыкальной драме, с ее психологизмом, конфликтным столкновением контрастных тем. Автор подчеркивает важное культурно-историческое значение концертов Иванова, их заметную роль в развитии сибирской профессиональной музыки.

Ключевые слова: инструментальный концерт, сибирская музыка, сибирские композиторы, симфонизм, театральность.

 

И. В. Белоносова

Ретроспективная тенденция в современной сибирской музыке

В статье рассматриваются ретроспективные тенденции в исполнительской и композиторской практике сибирских музыкантов. Актуальность статьи обусловлена необходимостью обобщить процессы, произошедшие в академической музыке Сибири за более чем 50-летний период функционирования отделений Союза композиторов России на обширной территории за Уралом. Автор статьи обращает внимание на характерную для современной отечественной музыки тенденцию обращения композиторов к моделям барочной музыки, а также формирование аутентичных коллективов, главная цель которых ознакомить как можно больше слушателей с произведениями старинной музыки в приближенном к далеким эпохам тембровом звучании.

В статье приводятся примеры исполнительской практики сибирских коллективов, в репертуаре которых произведения зарубежных композиторов эпохи Барокко, русских композиторов доглинкинской эпохи. На примере сочинений сибирских композиторов в инструментальных и вокальных жанрах убедительно представлена тенденция обращения к моделям барочного музыкального искусства. Отмечена существующая практика взаимодействия исполнителей и композиторов Сибири в процессе популяризации современной сибирской музыки.

Ключевые слова: сибирские композиторы, аутентичные коллективы, жанровые модели барочной музыки, Новосибирская филармония, Красноярские муниципальные коллективы, отделения Союза композиторов России, инструментальные жанры, вокальная музыка, А. Ф. Муров, С. И. Кравцов.

 

Л. Л. Пыльнева

Музыкальная культура сибирских городов в контексте культурных влияний

Статья посвящена анализу специфики музыкальной культуры городов Сибири, в числе которых Тобольск, Томск, Омск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Чита, Улан-Удэ, Новосибирск, Кызыл и другие. Отмечены временной, географический, национальный, конфессиональный, социально-исторический факторы, повлиявшие на формирование музыкальной культуры. Раскрыты тенденции эволюции музыкального искусства, характерные для региона в период с XVII по XXI столетия. Зафиксированы факты появления академической культуры в различных городах Сибири, в том числе в сфере концертного и театрального исполнительства, музыковедческой науки и образования. Рассматриваются современное состояние и уровень развития искусства в населенных пунктах, выявлены доминантные направления деятельности. Сделан вывод о преобладании тенденций европейского музыкального искусства в Томске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, а также о сочетании форм академического светского искусства с видами традиционной конфессиональной и национальной культуры в Улан-Удэ (Бурятия), Якутске (Саха (Якутия)), Кызыле (Тыва).

Ключевые слова: музыкальное искусство Сибири, культура сибирских городов, академическая культура.

 

Е. С. Царёва

Из истории формирования академической музыкальной культуры Енисейской губернии: становление профессионального образования

В настоящей статье очерчивается необходимый набор базисных элементов академической музыкальной системы, на примере Енисейской губернии отмечается специфика построения ее регионального варианта. Обозначается место и роль профессионального музыкального образования в локализации и развитии «трансплантируемой» из культурных центров (зарубежной Европы и Центральной России) на периферию (Сибирь) модели академических традиций. Вводя в научный обиход новые архивные материалы, автор анализирует становление музыкального образования в городах Енисейской губернии сквозь призму действия двух основных процессов строительства академической культуры – институционализации и самоорганизации. На протяжении существования губернии обозначенные процессы, неоднократно меняясь главными ролями, складывались в различные комбинации. Вместе с тем время создания первого постоянно действующего музыкально-образовательного учреждения в Красноярске в 1920 г. совпадает с периодом их гармоничного соотношения. Появление и дальнейшее непрерывное функционирование Народной консерватории, осуществлявшей преемственность и трансляцию традиций музыкального профессионализма, подготовку культуротворческих кадров, стало эволюционным «прорывом» в укоренении академической музыкальной системы на территории Красноярья, в формировании ее целостного регионального варианта с определенной долей автономности и самостоятельности.

Ключевые слова: академическая музыкальная культура, профессиональное музыкальное образование, самоорганизация, институционализация, Енисейская губерния.

 

Г. М. Васильева

Филология в музыкальном контексте: Ницше о «Фаусте»

В сочинениях Ницше любое описываемое действие предстает в звуковом воплощении. В звучании человеческого голоса происходит слияние музыки и слова. Ницше соотносит голос с истиной. Творчество он связывает с воспитанием внутреннего слуха, с «искусством быть услышанным». Ницше отмечал, что готов внимательно слушать голоса ушедших мыслителей, среди них – Гёте и Вагнер. Он характеризует  акустический феномен немецкого языка и уподобляет его звучанию музыки. Ницше ставит Фауста рядом с Сократом, и «внутреннее содержание сократической культуры» определяет как «культуру оперы». Лексема «опера» обретает философско-метафорическое смысловое наполнение. Она обозначает музыкальный сверхжанр, как «симфония». В основе метафизических интуиций философа лежит понятие «жизни». В жанре оперы все согласуется, чтобы сделать жизнь полной: красота голоса, величественное действие, акустическая сочетаемость элементов, ритм. Материалом для суждений является музыка: ее синтез со словом и живописью – в опере, с пластикой и живописью – в балете. Он воплощает идею «панмузыкальности», типичную для эстетики романтизма и символизма.

Ключевые слова: сократическая культура, многозвучная сила, опера, дактилическая этика, преобразованная природа.

 Вестник музыкальной науки 4 (14) 2016
Вестник музыкальной науки 4 (14) 2016
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.