ЛЕЙБНИЦ И БАХ: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОНИМАНИИ ИДЕИ АБСОЛЮТА
А.А. Митрофанова
Аннотация. В избранном ракурсе темы статьи сопоставлены общие черты в мировоззрении Г.В. Лейбница и И.С. Баха, отразившие философские позиции своего поколения. Их взгляды основываются на теологических суждениях в рамках лютеранского вероисповедания, а также находят пересечение в склонности к точным исчислениям. Автор статьи видит связь между взглядами Г.В. Лейбница и И.С. Баха в воплощении идеи Абсолюта, как основы общелогических принципов и, как следствие, математических пропорций. Статья содержит сведения о литературных источниках мотетов И.С. Баха в аспекте философии Г.В. Лейбница, в качестве доказательства приводятся примеры в виде цитирования текстов хоралов в сопоставлении с тезисами, представленными в философских трудах Г.В. Лейбница. В ходе исследования автор приходит к выводу, что, несмотря на различие сфер деятельности, философские позиции Лейбница и Баха находят точки пересечения в поиске общелогических принципов Вселенной, суть истины которой заключается в законе Абсолюта, понимаемого как единство во множестве и множество в единстве.
Ключевые слова: Г.В. Лейбниц, И.С. Бах, лютеранство, монадология, Абсолют, общелогический принцип, математические пропорции, мотеты И.С. Баха, музыкальная символика Барокко.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Митрофанова, А.А. Лейбниц и Бах: универсальность мышления в понимании идеи Абсолюта. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 5–13.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10021.
Опера «Кавказский пленник» Цезаря Кюи: из забвения к возрождению?
Л.В. Гаврилова
Аннотация. Статья посвящена опере Ц. Кюи «Кавказский пленник», которая вернулась на театральную сцену благодаря премьере в Красноярском театре оперы
и балета (2017) спустя сто с лишним лет после ее последней постановки в Большом театре. Автор акцентирует внимание на нескольких аспектах: истории создания и постановок оперы в XIX – начале ХХ вв., метаморфозах пушкинского сюжета в различных версиях (балет, театральные спектакли, литературные произведения), причинах его популярности. Отдельно рассматривается отношение к опере «Кавказский пленник» современников и исследователей, что помогает раскрыть причины ее забвения в ХХ столетии. Одновременно это объясняет, почему постановщики В. Рылов и С. Бобров предложили новую редакцию оперы Ц. Кюи, где попытались соединить в сюжетосложении основные мотивы трех литературных первоисточников: «Кавказского пленника» А. Пушкина, М. Лермонтова и Л. Толстого. Основные изменения, внесенные в красноярскую версию, нашли отражение в композиции оперы, внедрении в текстовую основу либретто, увеличении сюжетно-драматургической нагрузки балетных сцен, а также решении финала.
Ключевые слова: опера, Ц. Кюи, А. Пушкин, «Кавказский пленник», новая редакция, драматургия.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаврилова, Л.В. Опера «Кавказский пленник» Цезаря Кюи: из забвения к возрождению? Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 14–22.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10022.
РУССКАЯ БАЛЛАДА КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ в. ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
О.В. Бегичева
Аннотация. В работе рассматриваются научные труды зарубежных ученых – С. Норкотта («Баллада без слов») и Джеймса Паракиласа («Баллады без слов: Шопен и традиция инструментальной баллады») в переводе автора данной статьи, посвященные исторической динамике музыкальной баллады. Цель – ознакомление отечественного читателя с позицией западного – английского и американского – искусствоведения относительно концепции жанрового архетипа баллады, ее релевантных признаков, а также места русской музыкальной баллады в европейской культуре. Освещаются отдельные вопросы теоретической рефлексии западного музыкознания, приводятся интересные факты из истории создания, публикации, трактовки программных источников русских оркестровых баллад, содержащиеся в двух названных работах зарубежных коллег. Это расширяет, уточняет и корректирует сложившееся представление отечественной музыкальной науки о таких произведениях, как «Воевода» П. Чайковского, «Тамара» М. Балакирева, «Алеша Попович» А. Танеева, баллады С. Ляпунова и А. Глазунова. Высказывается полемическая позиция, обозначающая иную точку зрения на типовые признаки романтической баллады в соответствии с научными представлениями автора статьи, выдвигающего тезис о существовании в романтизме двух типологических разновидностей жанра – табуированной и национально-исторической.
Ключевые слова: русская баллада, романтическая культура, Дж. Паракилас, С. Норкотт.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бегичева, О.В. Русская баллада конца XIX – начала ХХ в. глазами зарубежных ученых. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 23–29.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10023.
Театральность в фортепианном искусстве
Д.А. Ивачева
Аннотация. Статья посвящена исследованию проникновения театральности в фортепианное искусство с точки зрения внутритекстового и исполнительского ракурсов. Указаны общие основания актуальности выбранной темы исследования. Выявлены главные театральные атрибуты, через которые происходит взаимодействие театрального и музыкального искусств, а также сгруппированы по принципу внешнего и внутреннего проявления театральности. На основе изучения литературы, а также образцов исполнительского искусства, установлено, что главным внешним фактором театральности в фортепианном исполнительском искусстве является жест игрового аппарата и мимика. Основное содержание исследования составляет анализ фортепианной литературы с позиции внутреннего фактора театральных атрибутов. Показано, что таковыми являются образные составляющие, исходящие из особенного построения музыкального материала с точки зрения мелодии, ритма, штриха, агогики, формообразования, а также принципа развития. Значительное внимание уделяется изучению фортепианных парафраз Ф. Листа как прямого переноса театральных атрибутов в нетеатральный фортепианный жанр. Особенное внимание уделяется симфонической трактовке фортепиано Ф. Листом как модели оперного оркестра, вмещающей в себя два принципа выразительности: оркестровую мощь и колористические возможности. Выявлены театральные атрибуты с точки зрения вокальной природы первоисточника, принципов драматического развития, особенностей музыкальных характеристик персонажей. В заключении предлагается дальнейшее развитие изучаемой темы с расширенным подходом к анализу фортепианной литературы.
Ключевые слова: фортепианное искусство, театральность, внешняя театральность, внутренняя театральность, театральные атрибуты.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ивачева, Д.А. Театральность в фортепианном искусстве. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 30–35. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10024.
М.Б. ПИТКУС – СКРИПАЧ-ВИРТУОЗ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ
А.В. Гвоздев
Аннотация. Статья посвящена анализу многогранной творческой деятельности скрипача-виртуоза, замечательного педагога и ученого М.Б. Питкуса – профессора МГК им. П.И. Чайковского, ученика и ассистента великого А.И. Ямпольского. Кратко показан его жизненный и творческий путь. Периодом наиболее интенсивной концертной деятельности музыканта стали 30–40-е гг. ХХ в.: выступления с сольными и камерными программами, в качестве солиста – с московскими симфоническими оркестрами. Принципы высочайшей художественной требовательности профессор неукоснительно проводил и в педагогике. Ее целью являлось воспитание личности, обладающей широким художественным кругозором, скрипача-виртуоза, способного убедительно воплотить творческие идеи в интерпретации. Метод достижения этой цели основывался на углубленной работе по двум основным направлениям: усилить те грани мастерства, которые отстают в развитии; сконцентрироваться на раскрытии сильных сторон музыканта, которые позволят ему в будущем выделиться из ряда хороших скрипачей. Рассматривается научно-методический труд М.Б. Питкуса «24 каприса для скрипки соло Н. Паганини: Изучение и исполнение», где автором компактно анализируются: 1) содержательная сфера, близость некоторых каприсов определенным жанрам; 2) строение формы, выявление ее «эволюции» в рамках всего цикла; 3) особенности тематизма, гармонического «почерка» композитора, моменты полифонии; 4) инструментальные приемы и средства выразительности, особенно те, которые получили развитие именно в творчестве Паганини; 5) различные версии аппликатуры и штрихов. Автором также предлагаются: варианты, эффективные для преодоления трудностей различного рода; советы технологического, технического, художественного порядка для решения многообразных творческих проблем.
Ключевые слова: М.Б. Питкус, жизненный и творческий путь, деятельность исполнительская и научная, педагогика.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гвоздев, А.В. М.Б. Питкус – скрипач-виртуоз, педагог, ученый. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 36–44. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10026.
К истории создания симфонии Олега Меремкулова «По прочтении Виктора Астафьева»
Н.М. Найко
Аннотация. В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы, сыгравшие важную роль в процессе возникновения и реализации замысла симфонии № 3 «По прочтении Виктора Астафьева» для оркестра русских народных инструментов крупнейшего красноярского композитора О. Меремкулова. В первую очередь отмечены творческая атмосфера в среде профессиональных музыкантов и заинтересованное отношение исполнителей. Раскрыты некоторые сходные моменты биографий писателя и композитора, осознание своего призвания в зрелом возрасте, проявление у каждого из них музыкальной и литературной одаренности, сближающие их душевные качества и личностные характеристики: тонкость и ранимость при наличии внутреннего «стержня». Образный мир повестей В. Астафьева, глубина и пронзительность его прозы 70-х гг. XX в., усиленные ее музыкальностью, пробудили у О. Меремкулова сокровенные воспоминания и сильнейший эмоциональный отклик, вызвали потребность претворить свои впечатления и чувства в музыкально-интонационной форме. При том, что О. Меремкулов попытался передать свое – целостное и обобщенное – восприятие литературного творчества выдающегося современника, каждая часть его симфонии «По прочтении Виктора Астафьева» наделена заголовком, имеющим непосредственное или опосредованное отношение к астафьевским повествованиям, и предваряется эпиграфом – строками из их текстов, которые уточнялись вплоть до 2018 г., что свидетельствует о сильной захваченности композитора симфоническим замыслом на протяжении многих лет и о продолжающемся творческом процессе.
Ключевые слова: O. Меремкулов, симфония, В. Астафьев, оркестр русских народных инструментов, музыкальная жизнь Красноярска.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Найко, Н.М. К истории создания симфонии Олега Меремкулова «По прочтении Виктора Астафьева». Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 45–54.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10025.
О преломлении принципов абстрактной живописи и скульптуры в творчестве Эрла Брауна
С.А. Козловская
Аннотация. Статья посвящена аспектам воплощения абстрактных художественных идей в звуке. В качестве примеров выступают произведения одного из ярких представителей американского музыкального авангарда второй волны – Эрла Брауна, чьи сочинения находятся в неразрывной связи с работами его современников, а именно, американских художников и скульпторов: Александра Колдера, Роберта Раушенберга и Джексона Поллока. На примере анализа таких сочинений, как «Calder Piece», «Cross Sections and Color Fields», «Tracer» очерчиваются принципы организации музыкальной композиции алеаторического типа с использованием свободных и мобильных секций (open form – в терминологии Брауна), реализуемых волей исполнителя во время игры. Отмечается наличие коллажных элементов, колористических приемов организации музыкальных средств, внедрение в исполнительскую среду специальных мобильных конструкций, ведущих к «освобождению музыки» от метрических и всяких прочих оков в сторону спонтанного тембро-красочного сочетания ее элементов. В результате обнаруживается концепционная близость произведений разных видов искусства, допускающих импровизационные формы творчества, связанных с поиском новых критериев звуковой выразительности, недетерминированностью музыкального письма, активно развивавшихся во второй половине ХХ в.
Ключевые слова: открытая (мобильная) форма, алеаторика, музыкальный авангард, графическая и временная (пропорциональная) нотация.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Козловская, С.А. О преломлении принципов абстрактной живописи и скульптуры в творчестве Эрла Брауна. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 55–64. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10027.
РОЛЬ ТЕМБРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРКЕСТРОВЫХ КРАСОК В ТВОРЧЕСТВЕ А. БАКШИ
О.А. Путечева
Аннотация. Проблемы фонической стороны произведения становятся важнейшими в исследовании музыкального творчества начала ХХI в., все более приковывая внимание музыковедов. Статья представляет некоторые особенности оркестрового мышления и роли тембра в творчестве московского композитора А. Бакши, уникальность которого формируется за счет обретения новых красочных средств. Скрупулезная работа по апробированию сочетаний тембров, дающих красочную «гармонию» или диссонанс, создает тонкие колористические вибрации. Тембр наделяется огромной энергией воздействия при совместном участии различных приемов звукоизвлечения, ритмической работы, тесситуры, что становится показателем своеобразия и новаторства. Открытие авангардной сонорной выразительности позволяет не только передать новую образность, но и привлечь нестандартные принципы формообразования, драматургии. Тембр зачастую выполняет настолько важную роль, что под его воздействием трансформируются все музыкальные параметры, подчиняясь требованию фонизма. Поиски в области звуковой палитры, сонорно-акустических эффектов открывают новые уровни содержательности. Смена тембров воспринимается как осмысленное сообщение об окружающем мире. В результате анализа произведений композитора делается вывод об определяющей роли тембра в создании звуковой организации, формообразовании, драматургии, что приводит к возникновению нового художественного явления – «Театра звука», развивающегося в русле эстетики экспериментализма.
Ключевые слова: тембр, сонорно-акустические эффекты, колорит, фонизм, индивидуализация тембра, звукоорганизация.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Путечева, О.А. Роль тембра и использование оркестровых красок
в творчестве А. Бакши. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 65–76.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10028.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ФОЛЬКЛОРИЗМ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ ПРИЛЕНЬЯ
Н.В. Леонова, А.С. Яковлева
Аннотация. На северо-востоке Сибири, начиная с середины XVII в., сформировалось несколько очагов русских фольклорных традиций. Один из них охватывает русские поселения приленских районов Республики Саха (Якутия). На протяжении XX в. ряд собирателей (среди которых Г.В. Ксенофонтов в 1920-е гг., наиболее систематично О.И. Чарина в 1980–2000-е гг.) записывали и публиковали материалы по фольклору приленских жителей. Жанровая система местного фольклора содержит небольшое число обрядовых и эпических образцов, основное место в ней заняли песенно-танцевальный (хороводные, игровые и плясовые песни) и лирический фольклор разных историко-стилевых пластов (традиционные лирические, солдатские, тюремные песни, городские романсы и песни литературного происхождения). В последние десятилетия (с 1970-х гг.) фольклорные традиции русских старожилов Приленья поддерживаются благодаря деятельности любительских художественных коллективов. В статье рассматриваются: ансамбли «Реченька» (с. Синск), «Вечерка» (с. Едяй), «Ямщицкий перезвон» (г. Покровск) Хангаласского улуса, «Ямские бубенцы» (г. Якутск) и др. Жанровый состав репертуара любительских ансамблей демонстрирует исчезновение из современного обихода календарно-обрядовых и эпических образцов, основную его часть составляют хороводные, игровые, плясовые и лирические песни. С 1970-х гг. участники ансамблей являются основными носителями фольклора. Сравнение с ранее опубликованными материалами показывает, что в песенном репертуаре современных ансамблей сохранилось большое число старых, собственно местных песен, хотя в него включены и новые образцы общерусского и украинского репертуара. Коллективами осуществляется непосредственная передача традиционного репертуара от взрослых ансамблей детским и молодежным, что дает надежду на продолжение жизни фольклорной традиции русских старожилов Приленья.
Ключевые слова: русские старожилы Якутии, фольклор Приленья, исполнительский фольклоризм, традиционный песенный репертуар.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Леонова, Н.В., Яковлева, А.С. Исполнительский фольклоризм русских старожилов Приленья. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 77–88.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10029.
Н.М. Кондратьева
Аннотация. В статье впервые описываются архивные аудиоматериалы, дающие представление о жанре поющихся похоронно-поминальных плачей в культуре телеутов. Характеризуются единичные образцы сыгыт, записанные З.С. Казагачевой, Т.М. Садаловой,
Ю.И. Шейкиным в 1988 г. и Н.С. Уртегешевым в 1999 г. в местах традиционного проживания телеутов от двух исполнительниц – Е.П. Шадеевой и Н.Н. Маниной, 1923 и 1927 годов рождения, хорошо знавших фольклорные традиции. Впервые приводятся нотировки двух вариантов политекстового жанромаркирующего напева сыгыт, с вербальными текстами и их поэтическими переводами на русский язык. На основе всего расшифрованного массива плачей выявляются закономерности архитектонической и ритмической организации поэтического
и музыкального текста в их корреляции друг с другом. Описываются слогоритмические синтагмы плачей, устанавливаются сходства и различия их внутренней структуры, а также правила соединения синтагм в напеве. С применением универсально-грамматического метода В.В. Мазепуса выявляются звуковысотные закономерности, касающиеся, прежде всего, функциональности ступеней инвариантного звукоряда d – g – a – b – c1 – d1 – es-e1 – f1 – g1, лежащего в основе всех вариантов плачевого напева. Звуковысотная система сыгыт представляет собой смешанную грамматику, в которой сочетаются признаки парадигматической и конфинальной организации. В этой системе по совокупности функциональных возможностей выделяются первая, вторая и пятая ступени, при этом самой сильной функциональностью обладает вторая ступень. На основании проведенного анализа, а также с учетом обнаруженных внутрикультурных связей плачей и колыбельных делается вывод о самобытности и традиционности зафиксированных образцов.
Ключевые слова: телеуты, семейно-обрядовый фольклор, похоронно-поминальный плач сыгыт, архивные аудиозаписи, грамматика, дистрибутивный анализ.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кондратьева, Н.М. Телеутские погребальные плачи сыгыттар по аудиоматериалам Архива традиционной музыки Новосибирской консерватории. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 89–98. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10030.
С.А. Айзенштадт
Аннотация. Статья посвящена имеющей место в современном Китае культурно-идеологической оценке вклада, внесенного российскими музыкантами в становление китайского музыкального искусства первой половины XX столетия. Отмечено, что в научных трудах, опубликованных в КНР, как правило, дается адекватная оценка исключительной роли музыкантов из России в деле освоения китайским искусством музыкального наследия Запада. В публикациях, адресованных широким массам, эта роль нередко преуменьшается, а степень самостоятельности отечественных деятелей, стоявших у истоков современного китайского искусства, напротив, преувеличивается. Это подтверждается произведенным в статье анализом ряда материалов Интернет-энциклопедии Байду, газеты «Жэньминь Жибао», а также официальных сайтов некоторых ведущих музыкальных учреждений КНР. Делается вывод, что данная информационная политика определяется общей стратегией укрепления национальной идентичности, осуществляемой современным руководством КНР, и связана с вполне обоснованным стремлением преодолеть сложившийся
в Китае в прошлом «комплекс ученичества» по отношению к Западу. С точки зрения автора статьи, подобное умаление заслуг российских музыкантов не соответствует исторической истине и не способно выполнить поставленную идеологическую задачу, так как народ Китая хорошо помнит самоотверженную работу специалистов из России, во многом предопределившую беспрецедентные успехи китайской музыкальной культуры в наши дни.
Ключевые слова: российские музыканты, русские эмигранты, Борис Захаров, китайская музыкальная культура, Байду, Жэньминь Жибао, Шанхайская консерватория, Шанхайский симфонический оркестр.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Айзенштадт, С.А. Вклад российских музыкантов в становление китайской музыкальной культуры и современная информационная политика КНР. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 99–116. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10031.
Суфийская музыка Хидайята Инайят-Хана в Новосибирске
С.А. Овчинников
Аннотация. Статья посвящена творчеству композитора Хидайята Инайят-Хана, сына великого суфийского музыканта и мистика Хазрата Инайят-Хана, отправившегося в начале XX в. на Запад с культурной миссией открыть западной цивилизации сокровища древних индийских раг и суфийской мудрости, добавить измерение души к жизни современного человека. В работе проанализированы исторические параллели культурных событий в России начала XX в. и современности: постановка в России символического скетча «Шакунтала» Инайят-Хана, начатая в Москве в 1913 г., через сто лет осуществляется в Новосибирске. Большое внимание уделено роли музыки, как универсальному способу эстетического приближения к духовному восприятию жизни. Приведен краткий обзор произведений композитора Хидайята Инайят-Хана и характеристика его творчества как попытки синтеза восточной индийской раги и западных гармонических систем. Прослеживается мысль о неслучайном выборе России для развития искусства, синтезирующего в себе мудрость Востока и рационализм Запада. Хидайят Инайят-Хан мечтал о том, чтобы его музыку исполняли в России, и говорил о том, что никто не может так хорошо, как русские играть музыку, потому что у русских западный ум и восточная душа.
Ключевые слова: Хазрат Инайят-Хан, Хидайят Инайят-Хан, балет «Шакунтала», суфийская музыка, симфония «Ганди», суфийское послание о свободе духа, любовь, гармония и красота, Новосибирский струнный квинтет. Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Овчинников, С.А. Суфийская музыка Хидайята Инайят-Хана в Новосибирске. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 109–116.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10032.
Ю.В. Антипова, К.К. Телегина
Аннотация. Проблема деакадемизации классической музыки и расширения ее открытости для массового слушателя – одна из краеугольных в современной культуре. Многие представители «высокого» искусства настойчиво ищут пути преодоления разрыва между вкусами обывателя и установками серьезного искусства. Повсеместными становятся творческие объединения академических музыкантов и деятелей массовой культуры, все активнее смешение языковых средств популярной музыки и классического наследия. На примере деятельности студенческих коллективов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки демонстрируются, с одной стороны, возможности включения элитарного искусства в повседневную городскую среду, а с другой – способы выхода горожан из будничных условий посредством соприкосновения с «высоким» искусством. Флешмобы, исполнение академической музыки в уличных (площадных) условиях, в том числе с привлечением звезд поп-сцены, свидетельствуют о желании популяризировать и коммерциализировать музыкальную классику, возвысить и одухотворить, используя ее ресурсы и выразительные возможности, массовое искусство. Кроме того, в статье обсуждается проблема изменений привычных акустических условий исполнения академической музыки в открытом пространстве и на неконцертных площадках, что вносит значительные коррективы в звучание музыки.
Ключевые слова: Новосибирская консерватория, массовая культура, middle culture, флешмоб.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Антипова, Ю.В., Телегина, К.К. Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории). Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 117–126.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10033.
Л.П. Робустова
Аннотация. Проблемы педагогики высшего музыкального образования, его концептуальные основы и особенности все чаще становятся предметом научных обсуждений и дискуссий. В этих процессах преобладает множественность точек зрения, осмысление и переосмысление опыта прошлого и настоящего, поиск путей и методов для достижения оптимальных результатов в ситуации жесткой экономии и даже дефицита временных ресурсов. К этому необходимо добавить мотивацию жизненных целей и ценностей, которые студенты реализуют в процессе обучения с учетом задач государственной политики в области музыкальной культуры, искусства и образования. Выпускники должны быть готовы продолжать академические устои музыкального искусства в мире перманентных научно-технических революций, технологизации и информатизации всех сфер деятельности, а также плюрализма идей, мнений и направлений. Особое значение с педагогической точки зрения имеет создание адекватных современной эпохе учебно-методических установок и требований в процессе научно-исследовательской работы студентов. Предмет направлен на обобщение
и интеграцию всех полученных ранее знаний, умений, навыков и компетенций. Он также стимулирует процессы поисковой интеллектуально-творческой деятельности при написании и подготовке к защите дипломных рефератов на государственном экзамене по «Музыкальному исполнительству и педагогике». В последние два года дипломные рефераты имеют статус выпускной квалификационной работы. Концептуальная основа учебного предмета связана с актуализацией и активизацией процессов самопознания и самоподготовки, а также профессионального самоопределения выпускника в настоящий момент и на перспективу деятельности. Учебно-методические установки и алгоритмы интегративной по своей сути дисциплины, связанной с написанием письменной работы, являются общими для всех студентов Новосибирской консерватории. Однако в настоящей статье сделан акцент на особенностях подготовки студентов кафедры духовых и ударных инструментов, руководство которыми, как и во всем вузе, осуществляют педагоги кафедры музыкального образования и просвещения.
Ключевые слова: музыкальное исполнительство и педагогика, дипломный реферат, выпускная квалификационная работа, научно-исследовательская работа, самоподготовка, самообразование, самоопределение.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Робустова, Л.П. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки (на примере дипломных рефератов студентов Новосибирской консерватории). Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 127–136. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10034.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АТР
Ю.Л. Фиденко
Аннотация. Статья посвящена специфике освоения учебной дисциплины «Народная музыкальная культура» обучающимися из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Актуальность работы обусловлена отсутствием исследований по вопросам преподавания музыкального фольклора зарубежным студентам в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов о компетентностном подходе. Автор отмечает, что обучение иностранных учащихся музыкального колледжа осуществляется в условиях отсутствия у них фундаментальных знаний русского языка и культуры. В связи с этим особую значимость приобретает поиск и внедрение новых подходов к учебному процессу, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций студентов для формирования системных знаний о русских национальных музыкальных традициях. Творческое переосмысление педагогического опыта и собственные наработки позволили автору статьи выработать организационно-методический инструментарий для воплощения компетентностной модели в обучении музыкантов-исполнителей разных направлений подготовки. Автор полагает, что для оптимизации вхождения иностранных студентов в учебный процесс в Дальневосточном государственном институте искусств (г. Владивосток) создана образовательная база, позволяющая овладеть навыками межкультурной коммуникации. Освоение общих и профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Народная музыкальная культура» дает огромный потенциал для углубленного изучения и постижения других предметов учебного цикла. Овладение фольклорным наследием России способствует интеграции личности в системе мировой и национальной культур.
Ключевые слова: высшее образование, образовательные методики, компетентностный подход, народная музыкальная культура, иностранные студенты.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Фиденко, Ю.Л. Компетентностная модель обучения народной музыкальной культуре студентов из стран АТР. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 137–144.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10035.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОМСКЕ В 1920-е гг.
Л.В. Смешко
Аннотация. Исследуется история становления системы музыкального образования в г. Омске. Процесс становления подразделяется на III периода. I период (1920 – середина 1921) – формирование трех музыкальных школ. Музыкальное образование было бесплатным для всех. Образовательные учреждения находились на Госбюджете. II период (1921–1927) следует подразделить на 2 этапа. 1-й этап (до 1923) приходится на начало НЭПа. Это годы кризисного финансового положения в системе образования. Прекращение государственных дотаций и введение платы за обучение повлекло закрытие музыкальных школ. В 1922 г. Сибгосопера переехала в Новониколаевск. Музыкальный техникум остался единственным, реально действующим очагом культуры Омска. 2-й этап (1923–1927) характеризует постепенная стабилизация финансового положения техникума (начало возобновления госдотаций и увеличение количества стипендий). Музыкальная школа вновь отделилась от техникума. III период (1928–1929) – расширение сети музыкального образования, открытие новой музыкальной школы. Повсеместно вводятся единые учебные планы. В статье рассматривается концертно-просветительская деятельность преподавателей и учащихся музыкальных учебных заведений. Расширение репертуарной политики способствовало систематизации музыкальных впечатлений слушателей и углублению их знаний. Огромный вклад в развитие музыкального образования и концертной жизни Омска внесли выдающиеся музыканты: директор музыкального техникума М.И. Невитов; пианисты М.А. Апехтина, А.А. Медведев, С.И. Бронштейн, О.Д. Семенова, М.К. Петерс, Л.Н. Щербакова, О.П. Игнатович, А.Э. Бономорская, Е.А. Белевич, О.И. Кадыш, Л.Н. Умнова, В.Г. Петрова; дирижер оркестра Н.П. Смагин; скрипачи А.А. Берлин, А.В. Буздыханов; вокалисты А.П. Боначич, В.С. Клопотовская, Д.Я. Пантофель-Нечецкая.
Ключевые слова: музыкальное образование, 1920-е годы, г. Омск, музыкальный техникум, концертно-просветительская работа.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Смешко, Л.В. Музыкальное образование в Омске в 1920-е гг. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 145–155. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10036.
Восточная Сибирь и Русский Харбин в истории течественной музыки ХХ в.
В.В. Пономарёв
Аннотация. В статье говорится о значении церковного пения в процессе формирования профессионального композиторского творчества в регионе на примере городов Восточной Сибири. Во введении заявлен тезис о безусловной значимости региональных процессов, происходящих в культуре сибирских городов для всей отечественной культуры в целом. Подчеркивается приоритетное значение жанровой сферы церковного пения в сравнении с другими жанрами и формами профессиональной музыки, в частности, с деятельностью воинских оркестров. Делается краткий исторический экскурс, погружающий в историю вопроса. Приводятся важные факты истории сибирского церковного пения новейшего времени. Отмечается также потенциальная возможность возникновения композиторской школы, не сумевшей реализоваться по идеологическим причинам. Приводятся аргументированные примеры активности творческой жизни одного конкретного города – Красноярска, анализируются результаты этой активности, повлиявшие на общероссийские культурные процессы. Сделан очерк социального устройства и культурной жизни Харбина с акцентом на духовную составляющую. Перечислены харбинские музыканты. Описаны судьбы отдельных представителей русской диаспоры в Харбине из числа музыкантов, после их переезда в Советский Союз и их роль в становлении профессионального композиторского творчества в регионе. В завершении проводится взаимосвязь между подъемом творческой активности в одном жанре – и усилением общего культурного фона, влияющего на активность во всех музыкальных жанрах на примере Красноярска.
Ключевые слова: церковное пение, Харбин, Восточная Сибирь, композиторское творчество.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Пономарев, В.В. Восточная Сибирь и русский Харбин в истории отечественной музыки ХХ в. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 156–166.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10037.
Фрактальный подход к анализу системы региональной академической музыкальной традиции1
М.Н. Дрожжина, Е.С. Царёва
Аннотация. В настоящей статье предлагается новый подход к методологии музыкально-краеведческих исследований. Его актуальность продиктована необходимостью конструктивно и единовременно задействовать структурные и процессуальные аспекты при изучении процессов музыкальной жизни. Отталкиваясь от присущего музыкальному краеведению особого антропологического акцента, ориентированного на фиксацию роли и значения каждого участника региональной истории, учитывая специфику региональной жизни (зачастую лишенную постоянного пребывания выдающихся лидеров, «замыкающих» на себе культуротворческие процессы), авторы сконцентрировали внимание на поиске возможностей систематизации и осмысления внешне хаотичных процессов, движимых в основном коллективными усилиями участников. Показано, что предложенный фрактальный подход (в основе которого лежит авторская концепция математика Б. Мандельброта), в течение последних десятилетий уверенно применяемый в научно-гуманитарной сфере, может быть экстраполирован в область музыкального краеведения. Впервые здесь задействован его понятийный аппарат, апробированный в гуманитарных науках
и помогающий представить систему академических музыкальных традиций как пространственно-временную модель, где человек (носитель академических музыкальных традиций) является фракталом, социальные связи и отношения интерпретируются как фрактальные цепочки, культурная диффузия (благодаря которой происходит расширение ареала функционирования общеевропейской академической музыкальной модели) выступает фрактальным процессом, синхронный срез локальной музыкальный жизни – паттерном, региональная музыкальная система (культура, где базовые элементы «откристаллизованы», сформированы, функционируют и способны к самовоспроизводству) – мультифракталом. Это позволяет демонстрировать подобие и значимость разноуровневых явлений, процессов и структур, не умаляя их роли в масштабе целого. Междисциплинарный фрактальный подход служит искомой «оптикой», необходимой для анализа складывающегося «антропологического узора» региональной музыкальной жизни (где незаменим каждый участник), осмысления во всем многообразии ее динамичных, событийно-процессуальных проявлений и системного моделирования.
Ключевые слова: академические музыкальные традиции, региональная музыкальная система, антропологический поворот, фрактальный подход.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дрожжина, М.Н., Царёва, Е.С. Фрактальный подход к анализу системы региональной академической музыкальной традиции. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 167–180. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10038.
«БОЛЕРО» МОРИСА РАВЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СИНТЕТИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ
П.С. Волкова, Э.В. Выбыванец
Аннотация. В статье представлен опыт осмысления музыки «Болеро» М. Равеля, включенного в синтетический художественный текст. Это фрагмент полнометражного фильма “Allegro non troppo” / «Не слишком весело» (Италия, 1976), совмещающего в своем пространстве анимацию и игровое кино, анимация “March of the Dinosaurs” / «Марш динозавров» (GrebogTV, 2015), а также анимация “Sinfonia” / «Синфония» (Universidade Federal de Minas Gerais UFMG, 1984). Цель работы – осуществить корреляционный анализ художественных образцов с тем, чтобы выяснить, какова роль бессмертного творения М. Равеля в пространстве синтетического художественного целого, основанного на взаимодействии музыкального и визуального рядов. При этом в одном случае речь идет о драматургической функции музыки, в другом – о функции иллюстративной. Центральной задачей предпринятого анализа синтетических художественных текстов стало раскрытие инициируемой музыкой концептуальной информации, актуализируемой визуальными средствами выразительности. В итоге авторы приходят к следующему выводу. Если первые две работы служат раскрытию новых граней в постижении смысла «Болеро», что позволяет говорить о драматургической функции музыки, опознаваемой как во фрагменте фильма “Allegro non troppo”, так и в работе “March of the Dinosaurs”, то третья анимация с очевидностью демонстрирует функцию иллюстративную. В отличие от драматургической функции, которая обеспечивает обобщение предложенного режиссером визуального ряда, функция иллюстративная призвана объединить визуальные фрагменты, создавая определенное настроение, некую атмосферу при восприятии целостного синтетического текста. Вместе с тем каждый из анализируемых образцов свидетельствует не только о смысловой многозначности созданного М. Равелем музыкального произведения, но и о творческом потенциале самого синтетического художественного текста.
Ключевые слова: синтетический художественный текст, визуальный и музыкальный ряд, драматургическая и иллюстративная функция музыки.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Волкова, П.С., Выбыванец Э.В. «Болеро» Мориса Равеля в пространстве синтетического художественного текста: Опыт осмысления. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 181–190.DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10039.
Л.В. Александрова
Аннотация. Данная статья – третья из цикла «Из истории отечественного антиковедения» – охватывает эпоху раннего Просвещения в России, которая ограничена преобразовательной деятельностью Петра I и правлением Елизаветы Петровны. Целью данной статьи является стремление показать первые шаги антиковедения в контексте переводческой деятельности и осветить вопросы изучения древних языков в образовательном процессе. Петровским преобразованиям («европеизации») подверглись не только все государственные структуры, но и Православная церковь, в которой прежде концентрировались все образовательные процессы. В «Духовном Регламенте» – законодательном акте, определявшем правовой статус церкви в России – были определены все ступени религиозного поведения, обучения и воспитания. В области изучения языков в Академии, семинариях, а также гимназиях, университетах преимущество отдавалось латинскому языку. Важнейшим достижением XVIII в. являлось формирование письменного литературного языка, что напрямую связано с орфографией, в которой отсутствовали единые нормы правописания. Одновременно с развитием грамматики, литературного языка, совершенствованием искусства перевода появился его совершено новый вид – перевод стихотворный А. Кантемира, «зачинателя русского литературного классицизма», в новой манере – силлабике. В.К. Тредиаковский предпринял реформу русского стихосложения, разработал силлабо-тоническое стихосложение. Он первый выполнил перевод французского романа не на общепринятый тогда в литературе церковно-славянский язык, а на русский разговорный. Первые исследовательские работы по классической древности, обозначившие начало становления отечественного антиковедения, принадлежат Тредиаковскому. Продолжал совершенствовать систему стихосложения М.В. Ломоносов. Исходя из особенностей русского языка, он расширил возможности использования классических поэтических размеров, в том числе традиционного античного гекзаметра. Главным сочинением Ломоносова по русскому языку была «Российская грамматика» (1757 г.). Важнейшим достижением эпохи Просвещения был научный подход к изучению истории, филологии, естествознания и других наук, который осуществлялся со времени учреждения в Санкт-Петербурге Академии наук в 1724 г. В ней был образован «центр» профессиональных переводчиков («Российское собрание», 1735–1743 гг., затем «Историческое собрание» с 1748 г.). Работа Тредиаковского и Ломоносова, переводчиков-ученых, возвела перевод в ранг, нацеленный на решение научных, художественных, культурных проблем.
Ключевые слова: античность, антиковедение, переводческая и образовательная деятельность, преобразования Петра I, просвещение, Академия наук, историография, филология, Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Александрова, Л.В. Начало становления отечественного антиковедения в контексте просвещенческой и переводческой деятельности: XVIII век – от Петра I до Екатерины II. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 191–211.
DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10040.