Вестник музыкальной науки Т.8 №2 2020

 

ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА РОМЕНСКАЯ – УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ (к 100-летнему юбилею)

Н.В. Леонова, Л.П. Робустова, О.А. Светлова

Аннотация. Статья посвящена деятельности музыковеда, доктора искусствоведения, кандидата исторических наук, профессора Татьяны Аркадьевны Роменской, которой в 2020 г. исполняется сто лет, шестьдесят из них она проработала в Новосибирской консерватории. Здесь сформировались ее научные интересы, в полном объеме реализовался педагогический потенциал. Авторы выявляют особенности педагогической и научной деятельности сибирского музыковеда. Главной темой, позволившей внести существенный вклад в отечественное музыкознание, стала для Т.А. Роменской музыкальная культура Сибири. На огромном массиве собранных архивных и порой труднодоступных опубликованных источников ей удалось написать историю формирования и развития региональной музыкальной культуры на протяжении большого периода – от конца XVI в. до начальных десятилетий XX в. В сферу внимания включены музыкальный быт разных социальных групп сибиряков, образование, концертная, музыкально-театральная, просветительская, научная деятельность и ряд других составляющих явлений. На основе целостного описания культуры произведена периодизация музыкально-исторического процесса, обозначены ведущие тенденции развития, центры и широкий круг имен участников музыкальной жизни. Педагогическая работа Т.А. Роменской в значительной мере всегда была связана с исследовательскими интересами и установками. Не только потому, что на материале многолетних научных изысканий был разработан и внедрен в учебный процесс курс «История музыкальной культуры Сибири», но и потому, что стремление к новому проявилось в достаточно большом количестве освоенных лекционных и практических учебных курсов. Особое место в этом ряду заняла работа со студентами-музыковедами в классе по специальности и аспирантами. Под руководством Т.А. Роменской было написано около сорока дипломных работ. Среди них есть учебные опусы, посвященные традиционным для музыковедов темам – творчеству зарубежных, русских или современных отечественных композиторов. Однако значительную часть составляют работы, связанные с разными аспектами сибирской темы: фольклором коренных народов и разных социальных и локальных групп переселенцев, творчеством сибирских композиторов, художественной самодеятельностью и отражением музыкальной жизни в периодических изданиях. Так, научные устремления руководителя нашли продолжение в работах учеников.

Ключевые слова: Роменская Татьяна Аркадьевна, 100 лет, музыкальная культура Сибири, Новосибирская консерватория.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Леонова, Н.В., Робустова, Л.П., Светлова, О.А. Татьяна Аркадьевна Роменская – ученый и педагог (к 100-летнему юбилею). Вестник музыкальной науки. 2020.Т. 8, № 2. С. 5–19.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10020.

 

ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА РОМЕНСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СИБИРИ:ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Л. Пыльнева

Аннотация. В статье анализируется исследовательская работа Татьяны Аркадьевны Роменской (р. 1920) – профессора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. В центре внимания – направления исследований ученого, связанные с культурой и историей обширного региона Сибири, в том числе изучение концертной, музыкально-театральной, музыкально-критической и педагогической деятельности представителей региона с периода его присоединения к России до наших дней, возведения храмов, становления церковнопевческого искусства, просветительской роли церкви, просветительской деятельности ссыльных и образованных переселенцев. Т.А. Роменской проанализированы публицистическая работа сибиряков, формирование краеведческой науки, организация периодической печати досоветского периода. Сделаны выводы об основных направлениях музыковедческой работы, нашедшие отражение в деятельности последователей. Дана оценка достижений крупного сибирского ученого. Рассматриваются также архивы ученого, формировавшиеся на протяжении нескольких десятилетий и содержащие ценную документацию по культуре Сибири. В их числе копии архивных документов, статей из прессы, писем, нотных рукописей, наиболее показательных и редких публикаций о культуре региона и музыкальном искусстве. Т.А. Роменской собраны материалы по деятельности Сибирского отделения Союза композиторов, работе филармонических коллективов, а также труды выдающихся сибирских музыковедов, этнографов, археологов и историков.

Ключевые слова: Роменская Т.А., музыкальная культура Сибири, архивы Сибири, сибирская пресса, Новосибирская консерватория им. М.И. Глинки, сибирское музыкознание, сибирское краеведение.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Пыльнева, Л.Л. Татьяна Аркадьевна Роменская – исследователь Сибири: Основные направления деятельности. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2.
С. 20–34. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10021.

 

ДЕКАБРИСТЫ У ИСТОКОВ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ

Н.Е. Морозова 

Аннотация. В статье рассматриваются основания для духовного единения, а также духовно-нравственные координаты и человеческие устремления поколения декабристов. Проанализированы побудительные мотивы музыкально-просветительской и образовательно-воспитательной деятельности декабристов в Иркутской губернии. Выявлена связь художественных исполнительских интерпретаций и музыкальной педагогики декабристов с особенностями домашнего и военного воспитания России первой трети XIX столетия. Отмечено, что установка на профессионализм в музыкальном развитии, сочетание академического, народного и популярного репертуара, дополненных общеэстетическими, танцевальными, театральными действиями являются по-прежнему актуальными в современном музыкальном образовании. Создан социокультурный портрет пианиста А.П. Юшневского, как выразителя просветительских устремлений поколения декабристов. Подчеркивается, что опыт поколения декабристов свидетельствует об огромной роли музыки и фортепианного искусства в деле сохранения целостности человеческой личности, а созданная ими модель развития индивидуальности, интеллектуального и духовного потенциала человека имеет трансисторический смысл, поскольку не имеет временных и иных ограничений.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, Иркутская губерния, фортепианная культура, музыкально-просветительская деятельность декабристов, психологическая роль музыки, профессионализм музыкального развития, интегративные свойства личности, пианист А.П. Юшневский.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Морозова, Н.Е. Декабристы у истоков фортепианной культуры Иркутской губернии. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 35–45.
DOI: 10.24411/2308-
1031-2020-10022

 

НЕИССЛЕДОВАННЫЕ СТРАНИЦЫ ИРКУТСКОГО ОПЕРНОГО КРИТИКА БАЯНА

Д.В. Павликов, О.А. Светлова

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению ранее не исследованных музыкально-критических публикаций иркутского критика начала XX в. «Баяна». Авторы рассматривают его деятельность, продолжая развивать тему, заложенную в сибирской науке профессором Т.А. Роменской, которая одной из первых подняла вопросы истории музыкальной критики Сибири и в том числе открыла имя Баяна. Вводятся в научный обиход его ранние публикации. Рецензии Баяна отличаются обилием профессиональной терминологии, детальным анализом оперных спектаклей и знанием контекста, сочетают информативность с критико-аналитическим компонентом, что позволяет представить оперный репертуар и ведущих солистов иркутского театра рубежа веков. Преобладающими параметрами критики являются оценочный и коммуникативный. Анализ статей Баяна позволяет уточнить временные рамки его деятельности в газете «Восточное обозрение», охватывающие трехлетний период, и доказать, что он был одним из первых профессиональных сибирских музыкальных критиков. Творчество Баяна стало значимым для последующего поколения критиков и оказало огромное влияние на развитие музыкально-критической мысли в Сибири начала XX в.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, музыкальная критика, Роменская, Баян, рецензия.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Павликов, Д.В., Светлова, О.А. Неисследованные страницы иркутского оперного критика Баяна. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 46–55.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10023.

 

ТОБОЛЬСКАЯ СИМФОНИЯ А. МУРОВА: К ПРОБЛЕМЕ ГОРОД КАК МЕТАФОРА

А.В. Ванчугов

Аннотация. В большом числе произведений о Городе, созданных в XX – начале XXI в., все более отчетливо проявляются иносказательные смыслы городской тематики, представляя метафоры цивилизационных катастроф, духовных поисков человечества, лабиринтов сознания, средоточия культурных слоев. В данной статье с позиции концепта «Город как метафора» анализируется «Тобольская симфония» новосибирского автора А. Мурова. Вызвавшая широкий резонанс в музыковедческой среде и околомузыкальных кругах, она стала судьбоносным сочинением для композитора, предложившего оригинальную для своего времени интерпретацию исторических событий. Привлечение многих текстовых источников в сочетании с новаторским исполнительским составом, вплетение в жанр симфонии ораториальных черт придают симфонии размах и большие коммуникативные возможности. Смелая разработка комплекса колокольности, использование монограммы Д. Шостаковича и ряда ее модификаций позволяют обнаружить в симфонии обобщения над-исторического уровня, выявить новые (коннотативные) возможности известных комплексов и их скрытые смыслы, что важно в обнаруживании метафорических свойств сочинения в целом. История присоединения Сибири, судьба Тобольска в подобных обстоятельствах предстает как вневременное и пророческое послание: царство, устроенное на боли и страданиях, будет иметь фатальный исход и придет к гибели.

Ключевые слова: Город как метафора, Аскольд Муров, Дмитрий Шостакович, монограмма, колокольность, семантические комплексы, Тобольская симфония.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ванчугов, А.В. «Тобольская симфония» А. Мурова: К проблеме «Город как метафора». Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 56–65.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10024.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ СИБИРСКИХ ТАТАР

Н.Х. Нургаянова

Аннотация. В настоящее время татарское этномузыкознание стремится рассматривать татарскую музыкальную культуру как синтез регионально-диалектологических компонентов различных этнографических и локально-территориальных групп, что определяет необходимость восприятия татарского музыкального фольклора как неоднородного явления. Особый интерес у исследователей вызывает традиционная культура сибирских татар. В статье рассматриваются результаты экспедиции 2017 г., охватившей три района Новосибирской области: Колыванский, Каргатский, Барабинский (деревни Юрт-Ора, Юрт-Акбалык, Казанка, Мусы, Теренино, Шибаки, Форпост-Каргат), в том числе места обитания чатских и барабинских татар. Исследование показало, что на формирование музыкальных представлений современного населения большое влияние оказывают средства массовых коммуникаций, радио и телевидение. Однако несмотря на это, в татарских селах Сибири еще сохранились носители этномузыкальных традиций. В ходе экспедиционного исследования были зафиксированы образцы деревенского песенного фольклора, лирические и короткие песни, такмаки, частушки, свадебные напевы, жанры распевного чтения, баиты и мунаджаты, которые еще сохраняются в памяти людей старшего и среднего возраста. Анализ напевов и текстов показал, что среди образцов встречаются достаточно известные и распространенные среди разных этнографических групп татарского народа слова и мелодии с элементами вариаций. Что говорит о значительном влиянии на стилистическое и жанровое многообразие этномузыкальных традиций сибирских татар волго-уральских татар-переселенцев – казанских татар, татар-мишарей, татар-кряшен и др. Изучение и сохранение для последующих поколений музыкального фольклора сибирских татар, обладающего неисчерпаемым богатством, позволит прочувствовать самобытные и общечеловеческие основы духовности татарского народа и его традиционной культуры в целом.

Ключевые слова: этномузыкальные традиции, сибирские татары, фольклор, песня.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Нургаянова, Н.Х. Современные формы бытования этномузыкальных традиций сибирских татар. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 66–75.
DOI:10.24411/2308-1031-2020-10025.

 

ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧУВАШЕЙ СИБИРИ В СРАВНЕНИИ С МАТЕРИКОВОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ ИХ БЫТОВАНИЯ

Е.И. Исмагилова

Аннотация. Статья посвящена одному из аспектов темы сравнительных исследований материковых и переселенческих фольклорных традиций, бытующих в полиэтническом Сибирском регионе. В ней прослеживаются связи между местами выхода носителей традиции – районами Чувашии и другими территориями Поволжья, и сибирскими ареалами расселения чувашей. В задачи настоящей работы входит определение, какие диалектные и музыкально-фольклорные материковые традиции представляют потомки чувашских переселенцев в Сибири. Исследование основано на информации, полученной в ходе полевой работы посредством интервью с носителями чувашской традиционной культуры. Для наглядности представленной информации о диалектной принадлежности чувашских переселенцев в Сибири применяется метод картографирования. В результате исследования становится очевидно, что чуваши приезжали в Сибирь почти из всех районов Чувашии и других территорий Поволжья (Татарстан, Башкортостан, Самарская область). Количественно преобладают переселенцы из районов бытования низового и средненизового диалекта. Районы проживания чувашей в Сибири обозначены как монодиалектные и полидиалектные. В монодиалектных районах происходил процесс консервации традиции. В полидиалектных районах в результате смешения речевых особенностей сформировались чувашско-сибирские говоры, в основе которых лежит диалект низовых чувашей (А.П. Долгова). В ситуациях совместного проживания чувашей – носителей разных локальных традиций в некоторых случаях формируются общий песенный репертуар и единая исполнительская манера.

Ключевые слова: музыкальный фольклор чувашей, фольклор сибирских переселенцев, ареальные исследования фольклора, динамика фольклорных традиций.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Исмагилова, Е.И. Особенности распространения музыкально-фольклорных традиций чувашей Сибири в сравнении с материковой территорией их бытования. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 76–86.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10026.

 

К ИЗУЧЕНИЮ ЛОКАЛЬНЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ АВТОХТОННОГО И СИБИРСКОГО БЫТОВАНИЯ(о проекте по созданию интерактивного атласа звучащих текстов)

П.С. Шахов

Аннотация. Ученые-фольклористы, занимающиеся изучением традиционной культуры ВолгоУральского региона, а также сибирские исследователи переселенческих традиций (славянских, финно-угорских, тюркских) на протяжении последних 50 лет собрали исключительный по значению и репрезентативности фольклорный материал, который хранится в архивах и по большей части не введен в научный оборот, практически отсутствуют комплексные исследования по автохтонными и переселенческим фольклорным традициям. Настоящая статья посвящена новому исследовательскому проекту «Фольклор автохтонных и переселенческих традиций народов Поволжья в современных записях и исторической динамике: интерактивный атлас звучащих текстов», поддержанному Российским научным фондом (№ 19-78-10113). В работе производится описание источников и методов исследования, этапов реализации проекта в соответствии с поставленными задачами. Научная новизна исследования заключается в последовательном изучении фольклорных традиций сибирских диаспор народов Поволжья (мордвы, удмуртов и чувашей) с параллельным рассмотрением локальных традиций автохтонных районов выхода сибирских переселенцев. При выполнении данной методологической установки решается проблема сопоставимости материалов при сравнении локальных традиций сибирских диаспор с «материнской» культурой. Исследование каждой локальной традиции (автохтонной и переселенческой) с применением общих принципов структурно-типологического описания позволит, с одной стороны, выявить общеэтнические структурообразующие элементы фольклорных систем, с другой – создаст предпосылки для изучения межэтнических ареалов и общностей народов Поволжского региона. Решение актуальных проблем, связанных с типологией и систематизацией фольклорных материалов, обнародованием архивных фольклорных фондов, сохранением и возрождением локальных фольклорных традиций, коллектив авторов видит в создании открытого электронного ресурса звучащих фольклорных текстов с аналитическим инструментарием, позволяющим проводить исследования на платформе.

Ключевые слова: народы Поволжья, сибирские диаспоры, мордовский фольклор, удмуртский фольклор, чувашский фольклор, автохтонные и переселенческие традиции, структурно-типологический анализ, музыкально-поэтическая система, интерактивный атлас, звучащий фольклорный текст.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шахов, П.С. К изучению локальных фольклорных традиций народов Поволжья автохтонного и сибирского бытования (о проекте по созданию интерактивного атласа звучащих текстов). Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 87–101.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10027.

 

ФОНЕТИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ И ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В ВОКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Е.А. Приходовская, А.А. Окишева

Аннотация. Статья посвящена взаимодействию в вокальном произведении смысла и звука в вербальной составляющей синтетического целого. Смысл и звук фигурируют как предметносмысловое значение слова и его фонетическая конструкция. Утверждается тезис, согласно которому предметно-логическое значение вербального текста в вокальном произведении зависит от невербальных акцентов в фонетической конструкции. В качестве примеровиллюстраций, помогающих раскрыть предлагаемые тезисы, используются стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» и одноименный романс С.В. Рахманинова. В статье приводятся некоторые биографические сведения о великих творцах, рассматриваются предпосылки создания произведений. Моделируются варианты интерпретации произведения, зависящие от вариантов его звукового воплощения – единственного варианта, доступного воспринимающему сознанию (реципиенту-слушателю). Отмечается существование некой связи, например, отдельно взятой строки стихотворения и музыкального воплощения этой строки. Приводятся рекомендации для понимания и трактовки романса в условиях его исполнения. Романс С.В. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне» – репертуарный, часто звучащий на сцене. Актуальная, по мнению авторов, модель превращения вербального текста в вокальную миниатюру раскрывается на примере этого романса. Подчеркивается значимость понимания фонетической конструкции текста как источника невербальных сигналов синтетического произведения – и для процесса исследования синтеза искусств, и для конкретной исполнительской работы над изучаемым романсом С.В. Рахманинова.

Ключевые слова: фонетическая конструкция, предметно-логическое значение, стихотворение, интонация, вокальное произведение.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Приходовская, Е.А., Окишева, А.А. Фонетическая конструкция и предметно-логическое значение слова в вокальном произведении. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 102–106.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10028.

 

«DANSE MACABRE» К. СЕН-САНСА: ОТ ПЕСНИ К СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ

А.Ю. Сейберт

Аннотация. Статья посвящена симфонической поэме К. Сен-Санса «Danse macabre». Автор статьи реконструирует историю создания сочинения, а также обнаруживает причины обращения к тематике смерти в творчестве композитора, рассматривает его философско-эстетические взгляды, внося коррективы в устоявшиеся представления о Сен-Сансе как о гармоничной личности. Появлению симфонической поэмы предшествует написание одноименной песни на стихи поэта-декадента Анри Казалиса. В данной статье при помощи метода сравнения устанавливаются параллели и проводятся сюжетно-образные аналогии между двумя произведениями. Отмечается, что главные импульсы их художественного содержания сосредоточены в поэтическом тексте. Уже в литературном первоисточнике заложен принцип текстовой повторности, воплощающий идею хоровода, связанного с движением по кругу. В процессе анализа музыкальных сочинений выявляется связь с вокально-инструментальными жанрами Испании, прослеживается влияние песни на тематизм и некоторые закономерности формообразования симфонической поэмы. Акцентируется роль средневековой секвенции dies irae в «визуализации» образа пляшущей Смерти. Вместе с тем отмечается значимость темброво-красочной стороны оркестра и использование звукоизобразительных приемов для воссоздания идейно-образного строя стихотворения.

Ключевые слова: К. Сен-Санс, А. Казалис, пляска смерти, песня, симфоническая поэма, dies irae. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сейберт, А.Ю. «Danse macabre» К. Сен-Санса: От песни к симфонической поэме. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 107–121.
DOI: 10.24411/2308-1031-
2020-10029.

 

ТВОРЧЕСТВО Р. ЩЕДРИНА В КОНТЕКСТЕ МОНТАЖНОСТИ

З.М. Денисова

Аннотация. Объект настоящего исследования – монтаж как художественный феномен в отечественной музыкальной культуре второй половины XX столетия. Предметом исследования в данной статье является творчество выдающегося отечественного композитора Р. Щедрина. Анализ показал, что в музыке Р. Щедрина монтаж приобрел фундаментальное значение и сформировался как целостный художественный феномен. Монтаж как средство воплощения индивидуального творческого замысла предоставляет композитору исключительную свободу, открывая перед ним все достижения музыкального искусства, позволяя активно работать с различными культурными кодами, свободно переплавлять их, воссоздавая самые смелые, художественно значимые философские идеи композитора. Проведенный анализ позволил выявить характерные черты музыки мастера в контексте монтажности: медитативно-конфликтный тип драматургии, высокая степень расчлененности тематического материала, внезапные переключения жанрово-тематических линий, мозаичность, политематичность структур, особый «ход» времени. Новизна исследования заключается в том, что впервые выявлена специфика композиторского письма Щедрина в контексте монтажности, в целом в постановке автором статьи актуальных вопросов, нуждающихся в научном осмыслении и новой исследовательской интерпретации.

Ключевые слова: монтаж, музыкальный текст, драматургия, медитативность, тематизм, композиция, жанр, оркестровое мышление.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Денисова, З.М. Творчество Р. Щедрина в контексте монтажности. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 122–130.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10030.

 

ГУБАЙДУЛИНА И ТАНОНОВ: В ДИАЛОГЕ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДОЙ

С.С. Коробейников

Аннотация. Тесное взаимодействие эстрадной и композиторской опус-музыки существенно затруднено в силу противоположности этики и эстетики этих двух типов творчества. Сопоставление Концерта для двух оркестров Софии Губайдулиной и «Фьюжн-концерта» для альта с камерным оркестром Антона Танонова выявляет понимание обоими композиторами сути онтологического раскола между двумя типами музыки, а также возможностей их творческих контактов. В обоих сочинениях существен полистилевой контраст между эстрадным и антиэстрадным компонентами. У Губайдулиной он репрезентирован двумя оркестрами; симфонический опирается на сонорную стилистику, в эстрадном доминирует немелодический джаз-роковый рифф. В концерте Танонова стилевая антитеза возникает между танго 1-й части и репетитивизмом 2-й. В обоих сочинениях налицо противопоставление двух музыкальных миров в виде антиномий «движение, игра – рефлексия», «энергетический выплеск – динамическая интроспекция». Концептуально мир эстрады и у Губайдулиной, и у Танонова представлен неоднозначным, и его противополагание опус-музыке не носит уничижительного оттенка. Упругие танцевальные ритмы представляют эстраду как одно из проявлений празднично-гедонистических граней жизни. Вместе с тем в обоих сочинениях просматривается мысль о том, что энергетический потенциал при соответствующих условиях может привести к духовному опустошению и обернуться весьма напористой банальностью. Тем не менее, оба композитора репрезентируют и иной облик бытовых жанров, который можно назвать примиряюще-гармонизующим. Диалог «серьезного» и «легкого» искусства в условиях ощутимого кризиса обоих типов творчества может быть достаточно перспективным – как одна из линий музыки XXI в. Об этом свидетельствует сегодняшний интерес к музыкальной эстраде представителей российской опус-музыки разных поколений.

Ключевые слова: концерт, опус-музыка, полистилистика, концептуальный анализ, танго, стилевая диффузия.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Коробейников, С.С. Губайдулина и Танонов: В диалоге с музыкальной эстрадой. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 131–143.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-
10031.

 

ПАССАКАЛИЯ И ФУГА» ДЛЯ БОЛЬШОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ЗДРАВКО МАНОЛОВА – ВКЛАД В ЕВРОПЕЙСКИЕ  МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ XX в.

С.В. Врангова-Петкова

Аннотация. Статья посвящена одному из забытых и утраченных шедевров болгарской музыкальной культуры середины XX в., рукопись которого была открыта в 2012 г. – «Пассакалия и фуга» для большого симфонического оркестра (1954) композитора, теоретика, исполнителя и профессора полифонии Здравко Манолова. Вписываясь в синхронные процессы неоапелляции европейской музыки XX в., выражая через полифонию и ее жанровый круг тенденции в болгарской композиторской школе середины века, произведение Здравко Манолова – это высший синтез индивидуальных, региональных и универсальных предпосылок. Воссоздавая композиционно-драматургическую традицию Барокко через призму присущей ей контрапунктической техники и структурных принципов, «Пассакалия и фуга» являются демонстрацией блестящей оркестровой полифонии и, в частности техники аугментации. В композиции представлены региональные песенно-танцевальные тематические модели, развитие которых определяют нетипичное для пассакального вида появление жанрово-характерного профиля вариационных процессов и свободные аспекты в формообразовании. Вариационный цикл представляет собой последовательность из пятнадцати вариаций и двойную фугу с совместной экспозицией тем – моторной, жанрово-танцевальной формулы и редуцированным и преметризированным вариантом пассакальной темы. Высокое творческое достижение «Пассакалии и фуги» для большого симфонического оркестра позволило внести яркий вклад в европейские жанровые традиции ХХ в.

Ключевые слова: пассакалия и фуга, аугментационная техника, контрапункт, полифония пластов, Здравко Манолов, вариационная форма, болгарская музыкальная культура, необарокко.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Врангова-Петкова, С.В. «Пассакалия и фуга» для большого симфонического оркестра Здравко Манолова – вклад в европейские музыкально-творческие традиции XX в. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 144–156.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10032.

 

К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО И КОМПОЗИТОРСКОГО ТЕКСТОВ В СИМФОНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ ЯМАДЫ КОСАКУ

А.М. Максимова

Аннотация. Статья посвящена проблеме интертекстуальности в симфоническом творчестве основоположника японской композиторской школы Ямады Косаку. Рассматриваются вопросы изучения феномена интертекстуальности в области гуманитарных наук – литературоведении, лингвистике, культурологии. В музыкознании проблема взаимодействия текстов, как правило, трактуется в русле исследований композиторского фольклоризма, где понятие интертекстуальности, как свойства музыкального текста, нашло свое применение в вопросах изучения дефиниции «композитор – фольклор». По мнению автора, в рамках обозначенной проблематики изучение интертекстуальных взаимодействий в творчестве японских композиторов является перспективной областью научного познания. В творчестве Ямады Косаку процесс формирования собственного композиторского стиля шел параллельно с поисками адекватных путей отражения национально-характерного посредством языковых и образно-содержательных компонентов. Результатом данного процесса стало создание cимфонической нагаута «Цурукамэ» – наиболее показательного в контексте интертекстуальных взаимодействий сочинения Ямады Косаку. В статье делается попытка классифицировать тип интертекстуальности, нашедший свое отражение в сочинении, посредством определения качества соотношения текстов. Принцип взаимодействия текстов обозначен как метод трансплантации, суть которого заключается в перенесении элемента одной системы или текста целиком в условия другой системы с максимальным сохранением онтологических качеств.

Ключевые слова: Ямада Косаку, интертекстуальность, cимфоническая нагаута «Цурукамэ», симфоническое творчество, композиторский фольклоризм. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Максимова, А.М. К проблеме соотношения традиционного и композиторского текстов в симфонических сочинениях Ямады Косаку. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 157–165.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10033.

 

CТИХИРА-ОСМОГЛАСНИК НА ЦЕЛОВАНИИ ПРП. ЗОСИМЕ И САВВАТИЮ СОЛОВЕЦКИМ В ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ XVI–XVII ВВ.:ЧИН, ТЕКСТ, РОСПЕВ

М.С. Егорова, А.Н. Кручинина

Аннотация. Статья посвящена уникальному древнерусскому песнопению в честь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, созданному во второй половине XVI в. и получившему широкое распространение в средневековой нотированной книжности. Стихира представляет собой гимнографический текст, распетый музыкальными формулами всех восьми гласов, используемых в системе осмогласия древнерусской монодии. Особенности художественной структуры музыкально-поэтического текста обусловлены его литургической функцией, связанной с особым чином поклонения праздничной иконе или раке с мощами в конце всенощного бдения. Характеризуемый в статье историко-культурный контекст бытования стихиры в певческой традиции Древней Руси определил использование нового метода интерпретации средневекового песнопения, при котором внимание акцентируется на взаимодействии специфической прагматики текста и реализующих эту прагматику музыкальных средств знаменного роспева. Анализ стихиры-осмогласника, проведенный на материале нотированных списков XVI–XVII вв., показал, что семантическая структура музыкально-поэтического текста обусловлена постоянными интеракциями вербального и музыкального кодов, а изысканная художественная форма осмогласника не является механическим сопряжением гласовых формул, что опровергает сложившееся в музыкальной медиевистике представление об осмогласниках, как о традиционной музыкальной композиции, не обусловленной содержанием поэтического текста. Новый метод исследования древнерусского песнопения, формулируемый в статье, позволяет не только доказать мастерство неизвестного русского распевщика и раскрыть его музыкальную логику, но и определить значение литургических форм почитания преподобных отцов в Соловецком монастыре для целостного художественного образа, формируемого при взаимодействии разных видов искусства в пространстве гробницы святых.

Ключевые слова: древнерусская монодия, жанр осмогласника, прагматика литургического текста, пространство гробницы святого. 
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Егорова, М.С., Кручинина, А.Н. Cтихира-осмогласник на целовании прп. Зосиме и Савватию Соловецким в певческой традиции XVI–XVII вв.: чин – текст – роспев. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 166–185.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10034.

 

УСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА КАК ТРОЙСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО

М.Г. Карпычев

Аннотация. Статья посвящена проблемам канона и оригинальности в устно-профессиональной канонической традиционной музыке в семантическом аспекте. Семантический канон выступает как задача (первая часть тройственного единства), семантика единичного артефакта – как результат (вторая) ее решения. Задача не меняется, но результат решения – всегда разный. Оригинальность представляет фактор решения (третья) задачи. Тройственное единство – задача, решение, результат. Справедливость применения категории «артефакт» в искусстве. Этимология слова «артефакт». «Искусство» и «искусственность» не являются чуждыми друг другу, а связаны между собой. Искусство искусственно, потому что искусство – плод деятельности человека, а не природы: оно не естественно (как солнце или камни), а произвольно, искусственно, вторично. Сходство слов не случайно, они восходят к одному смысловому корню. Семантика артефакта содержит в себе семантический канон, но не исчерпывается им, включая процесс решения – оригинальности. Импровизация (единственно возможная форма жизнедеятельности канонического музыкального искусства) – наиболее естественный, начальный вид оригинальности. Импровизация может возвышаться до уровня «новой» семантической трактовки – в смысле преобразования самой жанровой модели, но без нарушения ее сущностных параметров. Трансформация самой задачи-канона может быть связана с развитием общества, с изменением со временем характера самих чувств, эмоций. В традиционной музыке этот процесс идет очень медленно, но неуклонно. Диалектические взаимоотношения канона и оригинальности объясняются невозможностью существования одного без другого: задача требует решения, оригинальное решение есть следствие постановки задачи. Принципиальный исторический путь дифференциации функций в триаде «композитор – исполнитель – слушатель».

Ключевые слова: канон, оригинальность, устно-профессиональная музыка, артефакт.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Карпычев, М.Г. Устно-профессиональная музыка как тройственное единство. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 186–195.
DOI: 10.24411/2308-1031-
2020-10035.

 

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗНОВИДНОСТЕЙ СТРОЯ ТАНБУРА И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

А.А. Абдурашидов

Аннотация. В статье рассматриваются разновидности строя танбура, являвшегося ведущим музыкальным инструментом в исполнительской практике Шашмаком, распространенного на территории Центральной Азии – современных Таджикистана и Узбекистана, а также обозначением их традиционными терминами. Две разновидности строя – Рост (квинтовый) и Бузург (квартовый), являются основными, строй Наво (секундовый) на практике уже не используется и строй Ирок – второй вид квинтового строя выступает как дополнительный. Строй Ирок ранее никем не изучался и в настоящей работе приводится впервые. Также рассматриваются термины мизроб, джур и соз, некогда использовавшиеся в одном значении – строя инструмента. В результате анализа выясняется, что они по функции определяются каждый по-своему: мизроб как ритмоформула, джур как строй инструмента и соз как звукорядная структура. На основе двух высотных позиций танбура выявляется также шесть звукорядных структур, три из которых, сози Рост, сози Бузург и сози Сегох, явились главными в формировании ладовой системы Шашмаком, а остальные – сози Наво, сози шикастаи Наво и сози Калон, используются в формировании лишь отдельных производных макомных циклов и композиций.

Ключевые слова: Шашмаком, маком, строй, настройка, определение, обозначение, мизроб, джур, соз.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Абдурашидов, А.А. Об определении разновидностей строя танбура и их обозначений. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 196–206.
DOI: 10.24411/2308-
1031-2020-10036.

 

РОЛЬ КИСТЕВЫХ ДВИЖЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ИГРЫ АРФИСТА

Н.Н. Покровская

Аннотация. Трудно опровергать постулаты, принятые в любом профессиональном сообществе. К числу таких устоявшихся мнений относится мысль, что на арфе (так же, как и на рояле) штрих legato принципиально невозможен, так как это обусловлено природой самих инструментов. Однако пианистам удается в большей или меньшей степени (в зависимости от мастерства и степени одаренности исполнителя) преодолевать стаккатно-ударную особенность фортепиано и добиваться на нем певучести звучания. В истории арфы есть примеры, когда при постоянно затухающем звуке инструмента добивались его напевности, выразительности и красоты. Достаточно вспомнить имена Николая Девитте, Вильгельма Поссе и Александра Слепушкина, снискавших себе европейскую славу. Но из оставленного ими теоретического наследия – метода Поссе–Слепушкина – отечественные арфисты воспринимают лишь часть его содержания. Они принимают принцип артикуляции пальцев в ладонь от его основания, понемногу отходят от принципа низкой постановки большого (первого) пальца, не сходятся в понимании термина «довернутость» руки и умалчивают о движениях кисти, которые обусловливают исполнение штриха legato. Кроме того, они подчеркивают важность игры штрихом non legato, который на арфе не всегда нужен. Автор статьи считает необходимым привлечь внимание арфистов к возможности игры на арфе штриха legato, описание которого намечено в работе Н.Г. Парфенова «Техника игры на арфе. Метод проф. А.И. Слепушкина». Автор полагал связь двух и более звуков боковыми движениями кисти, как само собой разумеющейся. Парфенов не акцентировал внимания на певучести при игре мелодии и следствием этого стала потеря отечественными арфистами одного из главных достоинств русской исполнительской школы.

Ключевые слова: арфа, русская арфовая школа, метод Поссе–Слепушкина, кистевые движения арфиста, штрих legato.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Покровская, Н.Н. Роль кистевых движений в технике игры арфиста.
Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 207–217. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10037.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: КОМПОЗИТОРСКИЙ КУРС

А.Н. Ананьев

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы и особенности обучения, а также структура и методические принципы преподавания двухсеместрового курса «Музыкальная информатика» студентам-композиторам Московской государственной консерватории. Составляющий базовую основу музыкально-компьютерных знаний студента-композитора, данный курс имеет тесные связи и координирование с другими специальными дисциплинами профессионального цикла (инструментовка, гармония, полифония, музыкальная форма и др.), связанных с практическим применением музыкальных компьютерных программ. Подчеркивается, что профессиональная деятельность современного композитора зачастую немыслима без понимания принципов работы с типовыми программами и нотными редакторами, особенно в тех случаях, когда она связана с театральной и киномузыкой, рекламой, необходимостью подготовки демонстрационных версий (презентаций) своих сочинений. Обосновывается необходимость владения музыкально-компьютерными знаниями и навыками, такими, как компьютерный нотный набор, компьютерная аранжировка («озвучивание, «оживление» набранных компьютерных MIDI-партитур). Анализируется актуальное программное обеспечение, используемое в образовательном процессе, как для стационарной работы, так и вне ее (мобильные приложения и облачный софт), применение периферийных устройств ввода / вывода музыкальной информации (MIDI-контроллеры, аудиоинтерфейсы, аудиорекордеры, микрофоны, усилители, цифроаналоговые и аналогово-цифровые преобразователи).

Ключевые слова: композитор, музыкальное образование, музыкальная информатика, музыкально-компьютерные технологии, нотный редактор, цифровая звуковая рабочая станция, компьютерная аранжировка, мультимедийная композиция. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ананьев, А.Н. Музыкальная информатика в Московской консерватории: композиторский курс. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 218–229.
DOI: 
10.24411/2308-1031-2020-10038.

 

ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ ВОЙНЫ 

П.В. Невская, А.Г. Лугинина

Аннотация. В центре статьи – картина кубанского мастера, заслуженного художника РСФСР Василия Васильевича Монастырного (1946–2017) «Музкоманда “Танго смерти”», созданная в 1987 г. Осуществляя анализ картины, авторы сосредоточивают свой исследовательский интерес на теме искусства в контексте войны. Вспоминая работы Романа Полански и Андрея Малюкова, Рикардо Ортиса и Валерия Туракевича, авторы обращают внимание на особый прием, используемый ими в своем творчестве. Имеется в виду оксюморон, посредством которого художественное пространство предстает отмеченным единством таких несовместимых феноменов, как искусство и война. Если сфера искусства напрямую связана с умножением сущностных сил человека, то война, напротив, являет собой бездушную машину, призванную поставить под вопрос само существование человека. С этой точки зрения искусство выступает знаком бессмертия аналогично тому, как война символизирует смерть. Обозначенный прием заявляет о себе и в названии картины Василия Монастырного. В одном случае «Танго смерти» обнажает хрупкость человеческой жизни, возможность ее мгновенной утраты согласно характерному для танго быстрому ритму. В другом – танго как парный танец указывает и на количество оставшихся музыкантов – скрипача и исполнителя на тубе. Наконец, название картины обращает внимание зрителя на этимологию лексемы танго, которая берет свое начало от латинского глагола tangere (прикасаться), т.е. прикосновение смерти. При этом во всех без исключения случаях налицо сочетание несочетаемого, обусловливающее эмоциональную выразительность художественного образа.

Ключевые слова: искусство, война, картина, жизнь, смерть, бессмертие, танго.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Невская, П.В., Лугинина А.Г. Искусство в контексте войны. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 230–236.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10039.

 Вестник музыкальной науки Т.8 №2 2020
Вестник музыкальной науки Т.8 №2 2020
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.