Вестник музыкальной науки Т.8 №4 2020

ДОКЛАССИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦИКЛАХ М. ВАЙНБЕРГА

С.С. Гончаренко, М.Н. Останина

Аннотация. Обращаясь к многочастным инструментальным циклам Мечислава Вайнберга, авторы статьи обнаруживают в них современное претворение принципов драматургии, сложившихся в периоды Барокко, классицизма и романтизма. Второе открытие феномена М. Вайнберга на рубеже XX–XXI столетий как творческой фигуры мирового масштаба подтверждает актуальность заявленной темы исследования. Ее новизна состоит в тезисе о предвосхищении Вайнбергом в 1950–1960-е гг. тенденции к взаимодействию принципов инструментальной драматургии в рамках жанра concerto grosso, развернувшейся в музыке отечественных и зарубежных композиторов в последние десятилетия. В статье сочетаются компаративный, лингвистический и герменевтический подходы, позволяющие предложить толкование семантики предклассических жанров в современной музыкальной драматургии. Методика исследования состоит в выявлении субциклов – группировок из нескольких частей по синтагматической и парадигматической осям в многочастных циклах. Ориентиром служат программные названия частей. Композитор опирается на обобщенную программность, сочетая в словесном тексте сочинения старинные и современные жанры, а также конструктивные технические приемы работы с музыкальным материалом. Авторы последовательно рассматривают несколько опусов, предназначенных для солирующих инструментов (фортепиано, скрипки) и для исполнения камерным оркестром. Анализ Десятой симфонии М. Вайнберга демонстрирует взаимодействие принципов концертирования, объединяющих жанры барочного concerto grosso, немецкой духовной кантаты, современной драматической симфонии.

Ключевые слова: М. Вайнберг, программный многочастный цикл, Барокко, партита, соната, concerto grosso.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гончаренко, С.С., Останина, М.Н. Доклассические жанры в инструментальных циклах М. Вайнберга. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 5–13.
DOI:10.24411/2308-1031-2020-10060.

 

В БОРЬБЕ С «УДУШЛИВОЙ РОМАНТИКОЙ СТАРОЙ ОПЕРЫ»: СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ И ВЛАДИМИР ДРАНИШНИКОВ в 1920 – начале 1930-х гг.

Н.П. Савкина

Аннотация. Владимир Александрович Дранишников – один из лучших дирижеров, с которыми довелось сотрудничать Сергею Сергеевичу Прокофьеву. Материалы статьи приближают к нам личность музыканта, который дирижировал произведения современного ему театрального репертуара и симфонической музыки, был чутким интерпретатором сочинений Прокофьева. Композитор ценил талант Дранишникова, который участвовал в историческом выпускном экзамене в Петербургской консерватории и способствовал успеху Первого фортепианного концерта. Документальные материалы позволяют по-новому взглянуть на некоторые события творческой жизни крупнейшего европейского театра – бывшего Мариинского – в советскую пору. Среди произведений, которые ставились в те годы в ГАТОБе, были спектакли новаторские, в художественном отношении выдающиеся (в их числе «Воццек» А. Берга), но театр обязан был ставить также вещи коньюнктурные, откровенно слабые. Музыкантские наблюдения Дранишникова, которыми он делился с Прокофьевым, обогащают современные знания о деятельности Мариинского театра. Неизвестные прежде документальные источники обновляют наши представления об истории постановки «Любви к трем апельсинам» в бывшем Мариинском театре. Перипетии рождения спектакля касаются прежде всего проблем финансовых, но включают в себя также иные моменты: не зря Прокофьев часто ссорился с Российским музыкальным издательством по поводу отправленного не туда, куда нужно, и не того, который следовало, нотного материала. Письма свидетельствуют также об интересе Прокофьева к произведениям советских композиторов; как известно, он способствовал культурному взаимообмену между СССР и странами Европы и Америки, рекомендуя сочинения советских авторов музыкантам-исполнителям и издательствам в зарубежных странах.

Ключевые слова: Прокофьев, Мариинский театр, советская опера в 1920-х гг., оперы Прокофьева, «Любовь к трем апельсинам», Дранишников.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Савкина, Н.П. В борьбе с «удушливой романтикой старой оперы»: Сергей Прокофьев и Владимир Дранишников в 1920 – начале 1930-х гг. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 14–23.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10061.

 

«ТРИ СЕСТРЫ» П. ЭТВЁША И ПРОЦЕСС КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЧЕХОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

И.Г. Яськевич

Аннотация. В статье поднимается проблема создания музыкально-театральных произведений на основе серьезной драматургии А. Чехова. В качестве материала взята опера П. Этвёша «Три сестры», созданная в 1997 г. и признанная критиками последней выдающейся оперой ХХ в. Автор видит существенное значение оперы в том, что она открывает новый период в освоении пьес Чехова музыкальным театром: партитура Этвёша знаменует отход от простого пересказа сюжета, иллюстративности или создания музыкальными средствами особой «чеховской атмосферы» и направляет процесс адаптации чеховской драматургии в музыкальном театре в русло интерпретации и концептуализации, что дает ключ к ее художественному коду и приводит к успешному результату, создает определенные традиции. В работе высказано предположение, что интенсивная сценическая история оперы Этвёша обусловлена режиссерским интересом к партитуре: постановщики видят в ней материал для своих концептуальных решений, которые продолжают и в разных ракурсах претворяют основные ее идеи. В качестве примеров анализируются две постановки – первая, осуществленная в Лионской опере в 1998 г., и одна из последних – в екатеринбургском театре «Урал Опера Балет», 2019 г.

Ключевые слова: А.П. Чехов, «Три сестры», П. Этвёш, современная опера, концептуализация чеховской драматургии, режиссерское прочтение партитуры.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Яськевич, И.Г. «Три сестры» П. Этвёша и процесс концептуализации чеховской драматургии в музыкальном театре. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 24–34.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10062.

 

«ЕЛИЗАВЕТА БАМ» РОМАНА СТОЛЯРА: ОБ ОПЫТЕ ПОСТАНОВКИ ХОРОВОГО БАЛЕТА С РОЯЛЕМ И ПРОЧИМИ РАДИКСАМИ

Е.В. Рудзей, Н.В. Санникова

Аннотация. В статье описывается опыт премьерной постановки в рамках Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны – 2014» произведения в новом жанре – хорового балета с роялем и прочими радиксами новосибирского композитора Романа Столяра «Елизавета Бам» по пьесе Даниила Хармса. Произведение отражает эстетику весьма актуального в наши дни абсурдистского, нерепрезентативного театра. Текст пьесы Даниила Хармса переосмысляется композитором таким образом, что персонажи, по сути, ограниченные двумя – Елизаветой Бам и всеми остальными, воплощенными хором, меняются текстами и, следовательно, смыслами. Композитор «играет» в «Елизавету Бам» Хармса, при этом, партитура Романа Столяра обладает безграничным потенциалом для каждый раз новой игры режиссеров-постановщиков в «Елизавету Бам». Композитор совместно с постановщиком Олегом Жуковским наделили хор исключительными функциями, поручив ему недюжинную нагрузку в выражении постмодернистских смыслов, заключенных в спектакле. Хоровая лексика «Елизаветы Бам» включает как традиционные вокальные формы хорового звучания, так и современные приемы: речитативно-декламационные, Sprechstimme, имитационные приемы и звукоизобразительные ритмоинтонационные формулы и др. Богатый арсенал выразительных средств хора позволяет автору достичь потрясающего художественного эффекта и смыслового наполнения произведения.

Ключевые слова: театр абсурда, хоровой балет, постмодернизм, нерепрезентативный театр, Сибирские сезоны, Р. Столяр.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Рудзей, Е.В., Санникова, Н.В. «Елизавета Бам» Романа Столяра: об опыте постановки хорового балета с роялем и прочими радиксами. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 35–44.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10063.

 

ПОЛЬСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА – ОТ ВДОХНОВЕНИЯ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ

К. Соколовская

Аннотация. Репрезентируются преобладающие тенденции в современной польской хоровой музыке. Автор демонстрирует отличительные тенденции в области новейшего композиторского творчества – возвращение к древним платоническим идеям (красота, добро и истина), вдохновение религией, текстами из Священного Писания, григорианским хоралом, а также фольклорными традициями. Автор обращает особое внимание на хоровые композиции, в основе которых лежат различные стихотворные тексты Папы Римского Иоанна Павла II (в миру – Кароль Войтыла, которому 18 мая 2020 г. исполнилось бы 100 лет). Эти произведения являются примером поиска авторов – Папы Иоанна Павла II и различных польских хоровых композиторов – глубины, смысла, причины существования человека. В статье также содержится обобщенное изложение новых явлений в хоровом исполнительстве, вызванных карантином и изоляцией в связи с пандемией Covid-19 в 2020 г. Это тяжелое и трагическое событие изменило не только бытовую и общественную жизнь всего мира, но и вызвало перемены в музыкальной жизни общества, в том числе нормы традиционного хорового исполнения. Поднимаются проблемы воспроизведения, исполнения хорового произведения и его интерпретации. Презентация творческой деятельности современных композиторов, внимание к помощи, которую оказывают им учреждения культуры, показывает реалии польской хоралистики.

Ключевые слова: польская хоралистика, современность, хоровое произведение, пандемия, вдохновение, интерпретация.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Соколовская, К. Польская современная хоровая музыка – от вдохновения к интерпретации. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 45–54.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10064.

 

КОЛОКОЛ КАК ИСТОЧНИК ЗВУКА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЗВОННИЦЕ

С.Г. Тосин

Аннотация. В звоннице – традиционном русском музыкальном инструменте – источниками звука являются колокола. Однако в органологии они в данном качестве специально не рассматривались и конкретного определения им не давалось. В статье предпринимается попытка устранить данный пробел. В этом заключается ее новизна. Терминологический аспект для такой молодой науки как русская кампанология, где еще окончательно не сформировался понятийный аппарат, представляется важным и актуальным. В настоящей работе проводится классификация всех известных колоколов, рассматриваются музыкально-акустические особенности русского колокола и формулируется определение, отражающее сущность колокола как источника звука в православной звоннице. Авторская классификация колоколов, построенная на результатах сравнительного анализа различных способов колокольного звона, насыщена новой информацией и вносит принципиальные изменения в системную таблицу Хорнбостеля–Закса. Звучание русского колокола, непохожее на западноевропейский и азиатский стандарты, весьма подробно, на конкретных примерах, рассмотренное в работе, дает основание утверждать, что оно, как правило, не обладает определенной высотой и имеет свою специфику. Определение звонничного колокола, сформулированное в выводах, суммирует результаты исследования и дается в краткой форме, приближенной к форме энциклопедической статьи.

Ключевые слова: колокол, колокольный звон, колокольная бронза, акустика колокола.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Тосин, С.Г. Колокол как источник звука в православной звоннице. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С.55–63.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10065.

 

ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ И РЕФЛЕКСИВНОМ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Е.С. Гусева

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем музыкальной герменевтики – проблеме восприятия и понимания содержания музыкальных произведений. Опираясь на классификацию способов восприятия искусства (В.И. Кузин), стадии постижения и понимания музыки (М.Ш. Бонфельд) и модель структуры музыкального содержания (Л.П. Казанцева), показывается, как коррелируется восприятие и понимание эмоционального и духовного плана содержания произведений со способами его восприятия. Приводятся примеры художественной рефлексии музыкантов и философов (Т. Адорно, К. Дебюсси, С. Вейль, Я. Друскин, И. Король), связанные с эмоциональным и духовным восприятием музыки. Описываются особенности рефлексивного (осознанного) восприятия музыки. Предлагаются методологические ключи, которые помогают активизировать рефлексивное восприятие музыки и выходить на понимание духовного плана содержания произведений. Проводится анализ-интерпретация оркестровой увертюры А. Шнитке «Не сон в летнюю ночь» и показывается, что рефлексивное (осознанное) восприятие помогает выходить к прочтению концептуального содержания произведения, его этической идеи и пониманию духовного плана содержания музыки. Высказываются наблюдения о том, что эмоциональное (условно-рефлекторное) восприятие музыки коррелирует с пониманием и переживанием эмоционального содержания произведений и более связано с эмоциональным катарсисом; рефлексивное восприятие предрасполагает к пониманию духовного плана содержания, и обусловливает не только эмоциональный, но и эстетический, и духовный катарсис.

Ключевые слова: способы восприятия музыки, эмоциональное восприятие, рефлексивное восприятие, катарсическое воздействие, духовный план содержания музыкального произведения, оркестровая увертюра «Не сон в летнюю ночь» А. Шнитке.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гусева, Е.С. Об эмоциональном и рефлексивном восприятии музыки: методологический аспект. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 64–75.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10066.

 

ЛИЧНОСТЬ, ИМПРОВИЗАЦИЯ, ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА (В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ А. МАСЛОУ)

И.П. Кладова

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению актуальных проблем природы личности, творчества, импровизации в контексте идей гуманистической, экзистенциальной психологии, музыкальной психологии, психологии художественного творчества, музыкознания. На основе учения А. Маслоу и анализа литературно-публицистического наследия композиторов рассматриваются психологические особенности творческой деятельности, личности и импровизации. Анализируются феномен «самоактуализирующееся творчество» в аспекте композиторской деятельности, первичный и вторичный этапы креативности, отмечаются особенности зарождения авторского замысла и процесс создания музыкального сочинения от «пик-переживания» и «пик-познания», самопереживания, самовосприятия к «плато-переживанию» и «плато-познанию», самосознанию, самоосуществлению. Приводятся взгляды, размышления композиторов на природу развития творчества, импровизации, на основе которых осмысливается процесс рефлексии, самовыражения, экзистенциальный, импровизационный характер сочинения музыки. Изучаются особенности сознательного и бессознательного восприятия творческого процесса композитора с позиции личности музыканта акцентируются индивидуальные моменты творчества, в которых фиксируются интуитивно-иррациональные, глубинные и рационально-логические аспекты музыкального мышления. Рассматриваются психологические механизмы смыслообразования, смыслопорождения, роль импровизации в создании музыкальных произведений, специфика «инспирационного» и «конструктивного» этапов творческого процесса композитора.

Ключевые слова: личность музыканта, импровизация, восприятие и переживание музыки, «пик- и плато-переживание», «пик- и плато-познание», психология творчества композитора.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кладова, И.П. Личность, импровизация, творчество композитора (в контексте учения А. Маслоу). Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 76–87.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10067.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИНЕСТЕЗИЙНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Е.С. Тапилина, Н.Г. Тапилина

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению приоритетных особенностей совершенствования синестезийного художественного восприятия произведений искусства в сфере современных социокультурных образовательных практик, учитывая взаимодействие между базовыми культурными установлениями, средовым влиянием и личностно-индивидуальным творчеством (воспроизводством). Доминирующими становятся социокультурный и когнитивный подходы к исследованию многомерных возможностей интегративной природы синестезии, на примерах различных смежных искусств – музыкального ХХ в., изобразительного, литературы и других, реализованные в рамках экспериментальной работы, проводимой в течение ряда лет в детских школах искусств дополнительного образования г. Екатеринбурга и на уровне среднего профессионального образования – в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра. Исследование проведено на основе междисциплинарной и синестетической методологий в контексте функциональных подходов, а также современного психологического подхода к изучению функционирования культурных художественных текстов. Этот подход, подтверждая процесс взаимосвязи, культурно-средовой детерминации и личностного профессионального воспроизводства, позволяет изучать функционирование культуры в целом. Определены особенности комплексного подхода к совершенствованию данного процесса. Выявлена система уровней синестезийного восприятия. Значимым итогом является теоретико-методологическое обоснование и разработка методики совершенствования синестезийного восприятия в контекстах учебного и методического пособий, интегративных образовательных программ для педагогов и обучающихся дополнительного предпрофессионального, среднего профессионального образования и других культурно-просветительных учреждений.

Ключевые слова: синестезийное восприятие, особенности, совершенствование, методика, музыка ХХ века, изобразительное искусство.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Тапилина, Е.С., Тапилина, Н.Г. Приоритетные особенности совершенствования синестезийного художественного восприятия: психологический аспект. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 88–103 с.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10068.

 

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ с. МАРКОВО И РАЙОНОВ ПРИЛЕНЬЯ

А.С. Яковлева

Аннотация. Духовно богатый и этнически разнообразный музыкальный фольклор Крайнего Севера является неотъемлемой и очень значимой частью нематериальной культуры Сибири и России в целом. Особую ценность в нем, наряду с традициями коренных этносов региона, представляет фольклор русских старожилов. На Северо-Востоке Сибири русские старожилы представлены несколькими островными локальными группами: приленской, русскоустьинской, колымской, марковской. Настоящая статья посвящена музыкальному фольклору двух старожильческих групп: представители первой группы проживают в районах Приленья – в Хангаласском, Олекминском и Ленском улусах, расположенных по берегам среднего течения р. Лена Республики Саха (Якутия). Ко второй группе относятся жители с. Марково, которое находится на берегу среднего течения р. Анадырь Чукотского автономного округа. Формирование обеих традиций относится приблизительно к одному временному периоду. Однако собирательская и исследовательская деятельность по отношению к каждой локальной группе находится на разном уровне своего развития, соответственно степень изученности музыкального фольклора русских старожилов Крайнего Севера представлена неравномерно. В традиционном репертуаре данных локальных групп значительная роль отводится жанру хороводных, плясовых и игровых песен. Сравнение фольклорных образцов с материалами европейской части России подтверждает русскую основу репертуара приленцев и марковцев. Общей для представленных локальных групп специфической чертой является иноэтническое влияние, проявившееся в исполнительской манере и текстах песен. Таким образом, несмотря на обособленность друг от друга и наличие местных специфических черт, отличающих культуру рассматриваемых групп, в них обнаруживается общий характер формирования и развития фольклора, что говорит о близости этих традиций.

Ключевые слова: русские старожилы, фольклор с. Марково, фольклор Приленья, традиционный песенный репертуар.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Яковлева, А.С. Фольклорные традиции русских старожилов с. Марково и районов Приленья. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 104–112.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10069.

 

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОЗИЦИЙ ТАНБУРА И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ

А.А. Абдурашидов

Аннотация. Статья посвящена музыкальному инструменту танбуру, являвшемуся основным в исполнительской практике таджикской классической музыки Шашмаком, распространенной на территории современных республик Таджикистана и Узбекистана. Впервые рассматривается проблема исполнительских позиций на грифе танбура и их обозначений в современной практике. Задачами являлись освоить устройство звуковой системы танбура, определить позиции и их обозначения, выявить основные способы игры на танбуре и их позиционные возможности. Определены следующие особенности расположения исполнительских позиций на танбуре и их функции: 1) исходная позиция на грифе танбура начинается не с открытой струны, а с третьего или четвертого ладков; 2) в условиях диатонического строя танбура в пределах октавы образуются всего семь основных позиций, две из которых являются ведущими. Исполнительские позиции именуются термином рох, посредством которого обозначаются и ведущие позиции – рохи Рост и рохи Бузург. Выявляются два способа и стиля игры на танбуре: 1) обычный (оди), в котором используются три пальца левой руки, относится ко всему региону Средней Азии; 2) классический (шохона), в котором используются только два пальца левой руки. Данный стиль относится к городской бухарской школе исполнения. Определяются смены позиций на танбуре. Осуществляются по средством передвижения левой руки вдоль грифа инструмента на основе каждого ладка или на уровне основных ступеней. Она выполняется также путем перестройки струн инструмента. Основные позиции рохи Рост и рохи Бузург в зависимости от строя инструмента способны менять свое высотное положение в соответствии с основными ступенями и звуками. Преимущество основных позиций на танбуре определяется также удобством исполнения музыкальных композиций певцами. Так как они используют строй танбура сообразно возможностям своего голоса.

Ключевые слова: танбур, гриф, лады, позиция, строй, способы игры, обозначение, рох, рохи Рост, рохи Бузург.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Абдурашидов, А.А. Об определении позиций танбура и их обозначений в современной практике. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 113–123.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10070.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУК АРФИСТА В СВЕТЕ МЕТОДА ПОССЕ–СЛЕПУШКИНА (принцип «довернутости»)

Н.Н. Покровская

Аннотация. Две крупнейшие арфовые школы – французская и русская – имеют разные корни и тенденции развития. Французскую школу отличают стремление к виртуозности и эффектности игры за счет выразительности звучания. Присущие русским инструменталистам задушевность, напевность, богатство звуковой палитры при высочайшем техническом мастерстве были свойственны и арфистам России. На рубеже XIX–XX вв. основателем современной русской арфовой школы стал А.И. Слепушкин. В его игре слушателей поражали помимо технического совершенства умение «петь» на инструменте, т.е. играть legato, что считается принципиально невозможным на арфе. В постановке рук Слепушкин использовал новый метод игры, разработанный им совместно с профессором Берлинской высшей школы музыки Вильгельмом Поссе. После гастролей в Европе Слепушкин отказался занять место профессора Королевской академии музыки в Лондоне и вернулся в Россию. Здесь он стал профессором Московской консерватории и создателем московской школы игры на арфе. После смерти Слепушкина его ученик Н.Г. Парфёнов в 1927 г. опубликовал брошюру «Техника игры на арфе. Метод проф. А.И. Слепушкина», написал на ее основе и сдал в издательство в 1938 г. рукопись Школы игры на арфе. Из-за гибели в том же году ее автора Школа была опубликована лишь в 1960 г. в редакции М. Мчеделова, который внес в ее текст ряд серьезных изменений. После этой публикации среди арфистов возникли разные толкования некоторых принципиальных положений нового метода, которые привели к забвению такого признака русской школы, как напевность. Из-за недооценки важности физиологических особенностей в строении рук арфиста педагогами и методистами было утеряно понимание принципа «довернутости» руки в момент игры и его необходимости для исполнения штриха legato. Автор данной статьи пытается, при опоре на прижизненную публикацию брошюры Н. Парфёнова, прояснить сущность принципа «довернутости», как одного из основополагающих положений метода Поссе–Слепушкина и всей современной русской школы игры на арфе.

Ключевые слова: арфа, московская арфовая школа, метод Поссе–Слепушкина, Н.Г. Парфёнов, строение рук арфиста, «довернутость».
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Покровская, Н.Н. Физиологические особенности рук арфиста в свете метода Поссе–Слепушкина (принцип «довернутости»). Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 124–134.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10071.

 

МАРСЕЛЬ МЮЛЬ И ЕГО МЕТОДИЧЕСКИЙ ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЫ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ

Е.М. Эпова

Аннотация. Французская академическая школа игры на саксофоне является признанной во всем мире. Ее основоположником принято считать выдающегося музыканта Марселя Мюля, чей вклад в становление и развитие национальной школы был особенно значим. Доступная в русских источниках информация об этом музыканте носит в основном констатирующий либо обобщенный характер. На этом фоне сведения, изложенные в данном материале, отличаются новизной. Они почерпнуты в иноязычных источниках и впервые в отечественном музыкознании вводятся в научный обиход. Представлен обзор различных аспектов деятельности М. Мюля: сольного и ансамблевого исполнительства, педагогической работы. Освещаются события, оказавшие влияние на формирование его неповторимого исполнительского стиля. Особое внимание уделяется авторской методике, которая заложила основы одной из лучших европейских саксофонных школ. В этой связи автор статьи, будучи практикующим исполнителем, акцентирует внимание на сборнике «Гаммы и арпеджио». Три тетради сборника позволяют составить представление о том, каким образом французский педагог работал в классе по специальности с саксофонистами. Предпринимается систематизация рекомендаций Марселя Мюля, касающихся начального этапа технического этапа освоения инструмента. Рассматриваются отдельные приемы обучения, объясняется их методическая значимость, приводятся нотные примеры, демонстрирующие рекомендации французского педагога и музыканта.

Ключевые слова: Марсель Мюль, саксофон, методика обучения, французская школа игры, гаммы, арпеджио, техническое развитие саксофониста.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Эпова, Е.М. Марсель Мюль и его методический вклад в становление академической французской школы игры на саксофоне. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 135–143.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10072.

 

К. ШИМАНОВСКИЙ. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ № 1, op. 35: ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

И.В. Полякова, Д.Е. Шинкоренко

Аннотация. Статья посвящена стилевым особенностям Первого скрипичного концерта, op. 35 К. Шимановского, представленным в историко-культурном контексте начала ХХ в., и актуальной проблеме его исполнительской интерпретации. Во внимание берутся ключевые моменты создания (в частности, сотворчество композитора с соотечественником, польским скрипачом Павлом Коханьским, приведшее к формированию «нового скрипичного языка»). В статье рассматриваются вопросы содержания и формы, поэтической программности, влияние на образный мир концерта стихотворения «Майская ночь» Т. Мичинского. Отмечается воздействие на творчество композитора романтических идей, поэтики импрессионизма, символизма. Поднимается вопрос трактовки Концерта в жанре «симфонической поэмы» с солирующей скрипкой как выражение позднеромантического стиля, выделяются некоторые черты музыкально-художественного мышления композитора. В связи с синтезом стилей позднего романтизма и импрессионизма рассматриваются исполнительские типы интерпретации известными скрипачами (Д. Ойстрах, Я. Янсен, Т. Литтл). Делаются выводы о том, что при обращении к проблеме особенностей стиля и исполнительской интерпретации важно знать не только специфику содержания, мифопоэтическую, романтическую программу концерта, но и эстетические установки романтизма, импрессионизма и, разумеется, художественные идеалы самого композитора.

Ключевые слова: Кароль Шимановский, концерт для скрипки с оркестром, стиль, исполнительская интерпретация, содержание музыки, скрипичное искусство, программная музыка.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Полякова, И.В., Шинкоренко, Д.Е. К. Шимановский. Концерт для скрипки с оркестром № 1, op. 35: особенности стиля и исполнительской интерпретации. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 144–153.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10073.

 

А.Д. ЛАПКИН: СВОБОДА – ЭТО АБСОЛЮТНАЯ ЦЕННОСТЬ

С.А. Овчинников

Аннотация. Статья посвящена анализу педагогической и творческой деятельности яркого исполнителя, виолончелиста, солиста Новосибирской государственной филармонии, доцента Новосибирской государственной консерватории, Александра Дмитриевича Лапкина. Приведены основные факты творческой биографии. Периодом интенсивной концертной деятельности музыканта были 80–90-е гг. XX в.; выступления с сольными и камерными программами, в качестве солиста – с Новосибирским академическим симфоническим оркестром. Высокая «планка» требовательности, которой Александр Дмитриевич остался верен всю свою жизнь, он переносил и на игру студентов, повышая художественный уровень не только исполнения, но и мышления. Для достижения этой цели он основывался на углубленной работе по индуктивному методу, раскрывая сильные стороны музыканта, подчеркивающие его собственный творческий стиль. Дан краткий обзор основных методических положений виолончельной школы А.Д. Лапкина, подтвержденных новейшими исследованиями Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медицины человека, где на протяжении последних 20 лет проводили исследования по поиску нейробиологических объективных признаков успешного исполнения. В статье рассматриваются некоторые аспекты этой проблемы, решению которой посвящены научные исследования О.М. Базановой, Л.И. Афтанас, а также исследование А. Бурзика об исполнении музыки во «Flow-состоянии», которое можно назвать «оптимальным функционированием», «пиком формы», «нахождением в зоне» или даже словом «полет». Исполнитель в этом состоянии испытывает свободу движений и сосредоточенность. Концентрация внимания на собственных ощущениях, в отличие от исполнительского показа и требования следовать ему, позволяет осознать ученику собственные возможности и почувствовать естественность выполнения движения, получая удовольствие от игры на инструменте.

Ключевые слова: Александр Лапкин, виолончелист, педагог, виолончельная школа, индуктивный метод, нейрофидбек – биоуправление, Flow-состояние.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Овчинников, С.А. А.Д. Лапкин: Свобода – это абсолютная ценность. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 154–164.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10074.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНТОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ПОЛНОТЕКСТОВЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ

Н.С. Бажанов

Аннотация. В статье рассматривается поиск и работа с полнотекстовыми неструктурированными базами данных, заранее не подготовленными для поиска, которые представляют собой коллекцию текстовых документов в одной научной области. Наибольший объем содержания статьи раскрывает технологический контекст полнотекстового поиска, рассматриваются и анализируются те взаимосвязанные в системе поиска структуры, которые влияют на результат поиска информации. В качестве инструмента, организующего такой поиск, избраны онтологические описания. Понятие онтологии используется в прикладном, а не в философском значении, как спецификация сущности вещей. Важной стороной онтологий является «концептуализация» предметного знания, вне учета которого полнотекстовой поиск будет всегда ограничен. Фактически задача поиска в больших полнотекстовых базах данных создать такое взаимодействие компьютерных алгоритмов и интеллекта исследователя, которое перевело бы поиск из простых, разовых, законченных действий в непрерывное наполнение сложного, составного знания о научной проблеме. В статье анализируется соотношение смыслов поиска и языковых слов, используемых в запросе. Разделение понятий смысл и слово придает поиску более совершенную форму, выводя на первое и ведущее место смыслы поиска посредством ведомых вербальных форм. Также рассматриваются важные свойства поиска: концентрация найденных смыслов, новизна искомого знания, замкнутость и открытость результатов. На основании изучения особенностей работы и поиска в полнотекстовых базах данных автор приходит к следующим выводам. Возможности поиска и работы с полнотекстовыми базами данных никогда не используются полностью. Совершенствование информационно-поисковой системы всегда актуально. Чем более концентрированы в полнотекстовой базе данных научные смыслы и одна тематика дисциплины, тем больше возможностей ее функционирования в виде базы знаний и экспертной системы. Поиск в полнотекстовой базе данных представляет собой открытую систему: одновременно снимая одни вопросы, он добавляет новые, тем самым делая поиск непрерывным «интеллектуально-системным» познанием научной проблемы.

Ключевые слова: поиск в полнотекстовых базах данных, онтологии поиска, смысл и слово, экспертные системы, базы знаний. 
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бажанов, Н.С. Использование онтологий в работе с полнотекстовыми базами данных. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 165–174.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10075.

 

ТРАДИЦИИ ВОЕННЫХ ПЕСЕН В ТВОРЧЕСТВЕ КУЗБАССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

И.Г. Умнова

Аннотация. Объектом настоящего исследования является та часть культурно-художественной жизни Кемеровской области, в которой развивается музыкальное провинциальное искусство. В качестве предмета исследования избрано песенное творчество кузбасских композиторов, отражающее рецепцию явления в советском искусстве, получившего свое неофициальное название «военные песни». Имеются в виду художественные завоевания музыкантов, запечатлевшие в жанре массовой песни душевные переживания трагических, героических, лирических и других событий, связанных в основном с годами Великой Отечественной войны. В статье впервые обобщается творческий опыт композиторов индустриального региона, усвоенный ими через восприятие массовых песен о войне, созданных крупными отечественными мастерами в военное и послевоенное десятилетие (1940–1950) и остающихся популярными в новом столетии. Проанализированы тематика, особенности мелодики, фактуры и музыкальной композиции, а также жанровые особенности. Материалом послужили впервые опубликованные сочинения, вошедшие в сборник «Никто не забыт», объединивший работы кузбасских композиторов-любителей и профессионалов. В рамках данной статьи предлагается решение такой проблемы, как определение степени влияния массовой советской военной песни на современное творчество провинциальных композиторов индустриального региона России. Акцентируется внимание на тематике, жанровых и мелодических особенностях песен, которые были созданы авторами во многом под впечатлением от услышанных ими в детстве, юности произведений советских композиторов и поэтов. Рассмотрено влияние авторской песни и песен казаков, связанных с военной службой. Сделан вывод, что выявленные свойства конкретизируют те изменения, которые в настоящее время происходят в жанре военной песни в сочинениях провинциальных музыкантов. Некоторые наблюдения позволяют поставить вопрос о своеобразном взаимодействии таких явлений, как традиция и рецепция в культурно-художественной деятельности кузбасских композиторов.

Ключевые слова: песни кузбасских композиторов, массовый жанр, традиции военной песни.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Умнова, И.Г. Традиции военных песен в творчестве кузбасских композиторов. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 175–186.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10076.

 

«ОПЯТЬ ШОПЕН НЕ ИЩЕТ ВЫГОД»: ОБ ОДНОМ РУССКОМ ОБРАЗЕ ШОПЕНА

А.В. Марков

Аннотация. В русской культуре кроме профессионального образа Ф. Шопена как представителя романтической музыки был создан и образ Шопена-реалиста, причем не в смысле социальной позиции, а в смысле духовной проработки отношения к явлениям действительности. В статье доказывается, что эссе Б. Пастернака «Шопен» (1945) не осталось единственным примером такого последовательного подхода, требовавшего видеть в Шопене не только открытость реалиям его времени, но и особую детскость, святость и духовную работу. Интуиция Пастернака была продолжена С. Аверинцевым в его переводе стихотворения «Шопен» Г. Бенна, одного из важнейших стихотворений немецкого экспрессионизма, в котором творчество композитора осмыслено как экспрессионизм до экспрессионизма, как противостояние обстоятельствам повседневной жизни с помощью радикальных музыкальных жестов. Аверинцев перевел вопрос в духовную плоскость, представив конфликт гения и обывателя частью конфликта Творца и нечистой силы, отождествив обыденное с формами зла ХХ в. В таком случае Шопен оказывается победителем социального зла, и его образ связан с образом победы над злом. Подробный анализ некоторых смещений и вольностей, которые Аверинцев производит в переводе Бенна, показывает, что Аверинцев видит в Шопене святого, и мотивы, привнесенные в перевод, совпадают с мотивами эссе Аверинцева о святом Сергии Радонежском. Тем самым Шопен оказывается символом победы, и критическое осмысление жития Сергия Радонежского и стихотворения Бенна позволяет уточнить, как собственные свойства музыкальной формы позволяют выразить социальное действие святости.

Ключевые слова: Шопен, Бенн, Аверинцев, Сергий Радонежский, святость, романтизм в музыке, реализм в музыке.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Марков, А.В. «Опять Шопен не ищет выгод»: об одном русском образе Шопена. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 187–197.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10077.

 

ВАСНЕЦОВЫ И МУЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

П.С. Волкова, Е.Н. Щербакова

Аннотация. В статье исследуется роль музыки в жизни рода Васнецовых, представленного известными художниками Виктором и Аполлинарием, а также их младшим братом Александром Васнецовым. Выявляя истоки музыкальной одаренности братьев, авторы обращаются к истории древневятской ветви известной фамилии – Николаю Федоровичу Васнецову, Марии Николаевне Васнецовой (Кузнецовой) и их потомкам, проживающим в настоящее время на территории России (Москва, Краснодар). Авторы затрагивают вопросы музыкальных пристрастий прославленной династии, выявляют круг знакомств с представителями творческих профессий, останавливаются на творчестве братьев Васнецовых, принимавших участие в оперных и театральных постановках в качестве художников-декораторов, художников по костюмам, а иногда и актеров. Авторы приводят примеры того, что представители рода Васнецовых обучались не только пению, но и игре на фисгармонии, а впоследствии на фортепиано. Отдельное внимание уделяется полотнам Виктора Михайловича Васнецова, на которых изображены гусляры, Баян, а также сами гусли, речь идет о картинах «Гусляры», «Баян». Помимо этого, авторы касаются вопроса об иллюстрациях В.М. Васнецова, работающего над «Песнью о вещем Олеге» А.С. Пушкина, и одноименной кантатой Н.А. Римского-Корсакова. Авторы отмечают, что в ХХ в. импульсом к написанию А.Л. Лариным оратории «Русские страсти» послужили фрески Владимирского собора, в числе создателей которых был и В.М. Васнецов.

Ключевые слова: Васнецов, культура, музыка, пение, род, священник.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Волкова, П.С., Щербакова, Е.Н. Васнецовы и музыка: к постановке проблемы. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 198–205.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10078.

 

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ОРНАМЕНТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА (на примере колокольных орнаментов соборов и церквей Барнаула)

Н.А. Прядуха

Аннотация. В статье представлена музыкальность произведения изобразительного искусства, как новый фактор формирования культурного ландшафта города в его ассоциативной части. Музыкальность трактуется как универсальное свойство произведения искусства, выходящее далеко за пределы музыки, но дополняющее художественное произведение музыкальными характеристиками. Использование свойства произведения искусства в качестве фактора формирования культурного ландшафта города позволяет обогатить его среду художественными характеристиками, что качественно меняет ее восприятие. Применение межчувственных связей в процессе интерпретации места проживания человека стимулирует активность и свободу творчества интерпретатора, что, в конечном счете, способно привести к формированию его региональной идентичности. Развитие региональной идентичности становится важным инструментом в борьбе с крайними формами глобализации и космополитизма, имеющими свои проявления в современности. Анализ колоколов четырех церквей Барнаула подтвердил, что орнаментальные формы колокольного декора содержат очевидные и скрытые проявления музыкальных характеристик, делающие их максимально привлекательными для исследования синтеза искусств и формирования культурного ландшафта на его основе. Использование авторского сплава методов музыкального и искусствоведческого анализов колокольного декора привело к значительному обогащению его ассоциативной части и заметным изменениям ассоциативности территорий, с которыми колокола тесно связаны.

Ключевые слова: музыкальность, орнаментальные формы, культурный ландшафт, город, территория, звучание.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Прядуха, Н.А. Музыкальность орнамента как фактор формирования культурного ландшафта (на примере колокольных орнаментов соборов и церквей Барнаула). Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 206–214.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10079.

 Вестник музыкальной науки Т.8 №4 2020
Вестник музыкальной науки Т.8 №4 2020
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.