Вестник музыкальной науки Т. 10 № 3 2022

ДИАТОНИКА: ПОРОЖДАЮЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. «БЕЛОКЛАВИШНАЯ» ДИАТОНИКА

Л.В. Александрова

Аннотация. Статья посвящена исследованию фундаментальной основы европейского мышления – диатоники в контексте ее порождающих закономерностей, обусловленных структурной упорядоченностью и симметрией. В этом ракурсе диатоника представлена как музыкально-теоретическая система, которая являет собой логическую модель эмпирической музыкальной системы, ее конструктивную и результативную форму обобщения. Логические отношения данной системы рассматриваются на уровне, который представлен высотно- «пространственными» координатами звука. В качестве исходной основы анализируется «белоклавишная» диатоническая система как звуковысотное и визуально упорядоченное множество, имеющее зеркально-симметричную структуру относительно центральной оси – звука d. Систему открывает дорийский лад, один из главных ладов в средневековой музыке (первый автентический лад). Этот лад, в силу идентичности количественных характеристик восходящей и нисходящей форм, конгруэнтен, он внутренне зеркален относительно логической виртуальной оси, расположенной между звуками g и a. Завершает же диатоническую систему локрийский лад, обнаруживающий внутреннюю гармоническую противоположность (антисимметричность) относительно виртуальной оси между е – f (нижний голос трезвучий). Для выявления действия порождающих закономерностей требуется представление диатоники как такого упорядоченного множества звуков, которое подчинено главному системообразующему отношению – толерантности, обладающей свойствами рефлексивности, симметричности, антисимметричности. Составляющие толерантного отношения безразличны к функциональным закономерностям ладов, они проявляются на уровне структурных основ, характерных для мелодических и гармонических зависимостей. Все сопряженные между собой лады обладают структурной переходностью, благодаря действию толерантного отношения, и порождают мелодически и гармонически противоположные пары. Эта закономерность обеспечивает последовательную периодическую сцепляемость пар ладов в целостной системе и способствует движущейся, конструктивно регулируемой пространственно-структурной изменяемости, приводящей к структурному перерождению, а в творческих процессах – и к перерождению в противоположное качество, контрастный образ. В этом заключается сущность порождающих закономерностей диатоники.

Ключевые слова: диатоника, диатонические лады, симметричность, мелодическая и гармоническая противоположности, базис, ядро, отношение толерантности, звукоряд, порождающие закономерности Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Александрова Л.В. Диатоника: Порождающие закономерности. «Белоклавишная» диатоника // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 5–15.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-5-15.

 

ФЕНОМЕН КОДА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ

О.А. Юферова

Аннотация. Предметом изучения настоящей статьи предстает феномен кода – важнейший компонент музыкальной коммуникации, создающий область нормативной информации, общезначимых смыслов. Будучи актуальной и неисследованной областью современного музыкознания, код трактуется в качестве интерсубъективной ментальной реальности, которая формируется благодаря «означиванию» человеческим сознанием воспринятого звукового материала. Цель статьи заключается в попытке изучения механизмов музыкального воплощения кода. По мнению автора, музыкальным проявлением кода служат нормативные компоненты сочинения, обнаружение которых возможно с помощью аналитических процедур. В статье предпринимается попытка выявить музыкальные нормы как на грамматическом, так и лексическом уровнях организации текста. При этом в поле зрения вовлекаются различные исторические периоды развития музыкального искусства. Автор отмечает, что каждый из них обладает своим «набором» нормативных элементов и соответственно собственным кодом. В процессе изучения феномена кода привлекаются семантический, семиотический, структурный методы исследования. В результате рассмотрения нормативных компонентов текста обнаруживается ряд закономерностей. Отмечается, что для грамматических норм характерна мобильность, изменчивость. Отмена прошлых «правил» на каждом последующем этапе развития музыкального искусства, их вытеснение новыми нормативными элементами отражает исторически закономерный процесс последовательной смены музыкальных кодов. Для лексических же норм характерна стабильность, способность переходить из одной эпохи в другую. В результате каждый новый код обнаруживает в своем музыкальном воплощении нормативную лексику предыдущего кода. Уникальная возможность одновременного сосуществования музыкальной лексики разных эпох отмечается в музыке ХХ столетия. Автор констатирует наличие коммуникативных проблем, связанных с «сужением» радиуса действия музыкальных норм, движением от «единого» общеконвенционального кода к многообразным, автономным шифровальным системам.

Ключевые слова: код, коммуникация, сообщение, язык, шифр
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Юферова О.А. Феномен кода и механизмы его музыкального воплощения // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 16–25.
DOI: 10.24412/2308-1031- 2022-3-16-25.

 

ПОВТОРНОСТЬ И ВАРИАНТНОСТЬ КАК МНОГОСЛОЙНЫЕ ВЕКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМЫ ВО ВТОРОЙ СОНАТЕ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО ГАЛИНЫ УСТВОЛЬСКОЙ

С.С. Коробейников

Аннотация. Статья посвящена проблеме композиционной организации и драматургии Второй сонаты для фортепиано Галины Уствольской. Актуальность проблемы обусловлена отсутствием аналитической проработки данного сочинения, которое чрезвычайно наглядно демонстрирует оригинальность мышления композитора. Одно из его проявлений связано с особым тяготением Уствольской к вариантности. Анализ нотного текста демонстрирует необычное композиционное решение сонаты, которое заключается в том, что повторность и вариантность имеют здесь тотальный характер и проявляются на различных композиционных уровнях. В результате контрасты оказываются ослабленными, а это превращает две части цикла в два сходных интонационных варианта. Показано отражение композиционной вариантности в вариантности гармонического языка, оперирующего однородными созвучиями. Многократная повторность как ведущий принцип организации формы приводит к замене базового для сонатного канона принципа контраста господством принципа тождества. Выявлены достаточно редкие аналогии этому принципу в инструментальных циклах, в том числе сонатных как среди сочинений самой Уствольской, так и в произведениях композиторов разных эпох, что подчеркивает уникальность жанрового решения в рассмотренном произведении. В то же время в статье продемонстрирован ряд устойчивых приемов в трактовке формы (в том числе проявления повторности) на примере других сонат композитора. Рассмотрено влияние разнообразных полифонических приемов на господство вариантно-вариационных методов развития у Уствольской, тяготение к которым позволяет говорить о присущем ей бахианстве и в то же время подчеркивает ее близость к хронотопу русской культуры.

Ключевые слова: Уствольская, соната, повторность, вариантность, полифония, бахианство
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Коробейников С.С. Повторность и вариантность как многослойные векторы организации формы во Второй сонате для фортепиано Галины Уствольской // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 26–36.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-26-36.

 

МОТИВНАЯ РАЗРАБОТКА КАК ЧАСТЬ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ МЭРИЛИН ШРУД НА ПРИМЕРЕ ТРИО «WITHIN SILENCE»

А.М. Анучин

Аннотация. Мэрилин Шруд – талантливый американский композитор, пианист и педагог. Она написала большое количество сочинений в различных жанрах, которые исполняются выдающимися музыкантами США и Европы. Наиболее известны камерно-инструментальные произведения с участием саксофона. Ее творчество отмечено самыми высокими американскими национальными наградами, среди которых стипендия Фонда Гуггенхайма, премия Американской академии искусств и литературы, две премии ASCAP, премия «Meet the Compose», премия Фонда Сореля, грант Национального фонда искусств, премия Кеннеди-центра Фридхейм, Кливлендская премия в области искусств, стипендия Фонда Рокфеллера. Музыка Мэрилин Шруд довольно сложна и заслуживает большего внимания. Трудность исследования ее творчества состоит еще и в том, что с течением времени композиторский стиль М. Шруд очень менялся: она использовала многослойные конструкции, тембральные контрасты, диссонансы, серии, атональные эффекты и микрополифонию. В России ее сочинения малоизвестны, и отсутствуют исследования творчества этого композитора. Эта статья является продолжением авторских исследований композиторского стиля Мэрилин Шруд. Цель статьи – изучение мотивной разработки как одной из важных композиторских техник М. Шруд на примере трио «Within Silence». Научная новизна работы в том, что в России не проводились исследования творчества этого композитора.

Ключевые слова: Мэрилин Шруд, «Within Silence», Джон Кейдж, Джон Сампен, альт-саксофон, мультифоника, алеаторика, мотив КЕЙДЖ, субтон, флаттер-язык, тембральные техники, звуковысотный класс
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Анучин А.М. Мотивная разработка как часть композиторского стиля Мэрилин Шруд на примере трио «Within Silence» // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 37–46.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-37-46.

 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДЫ ЗВУКА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В МУЗЫКЕ Д.Д. ШОСТАКОВИЧА

Ли Цзычу, Н.В. Медведева

Аннотация. Актуальность статьи определяется обращением к обобщенным параметрам звуков с разными тембрами и особенностям их восприятия человеком при анализе музыки Д.Д. Шостаковича. Тембровое мышление композитора – общеизвестный факт, но особенности его трактовки разных групп инструментов обусловлены не только исторически сформированными представлениями о тембрах, но коренятся в самой природе звука разного происхождения. Специального внимания заслуживает ударная группа, которая обладает особенно ярким, индивидуальным звучанием. Целью статьи является установление связи природы звука с трактовкой тембров Шостаковичем. Материалом исследования стали как партитуры оркестровых сочинений композитора, среди которых Первая, Четвертая, Шестая, Пятнадцатая симфонии, Первый скрипичный концерт, вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина», музыка к кинофильму «Гамлет», так и их анализ разными исследователями, а также работы по музыкальной акустике. Выводы статьи связаны с констатацией искомой связи, особенно ярко проявившейся в поздних сочинениях Шостаковича. Тембры ударных инструментов в последней симфонии оказываются связанными с надчеловеческим образом Времени. И тембр, его акустические характеристики в совершенстве соответствуют идее отмеренности человеческой жизни и ее оценивания в конце пути.

Ключевые слова: тембровое мышление, оркестровка, акустика, психоакустика, ударные инструменты, Шостакович, образ Времени
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ли Цзычу, Медведева, Н.В., Об использовании природы звука ударных инструментов в музыке Д.Д. Шостаковича // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 47–53.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-47-53.

 

МУЗЫКА В.Я. ШЕБАЛИНА К СПЕКТАКЛЮ «НАША МОЛОДОСТЬ». ОПЫТ ОТРАЖЕНИЯ ЭПОХИ

А.В. Наумов

Аннотация. Музыка к спектаклю МХАТ «Наша молодость» – одно из первых сочинений, написанных В.Я. Шебалиным в жанре театральной музыки и оставшихся вне поля зрения исследователей. Для искусствознания более привычны упоминания о работах композитора в сотрудничестве с Вс.Э. Мейерхольдом. Эпизодическое появление во МХАТе столкнуло Шебалина с иным на тот момент, чуждым для него и далеким от музыкальности подходом к постановке, отчасти даже входившим в диссонанс с драматургией. Тем не менее, и здесь заново осмысливались проблемы соотношения «музыки к пьесе» и «музыки к спектаклю» с одной стороны, «музыки от автора» и «музыки от театра» – с другой. Играло существенную роль также требование к «подлинности» звукового фона как проявление реалистической тенденции, обретавшей в 1930-х гг. особую силу. Материалы, сохранившиеся в фондах РГАЛИ и Музея МХАТ, представляют большой интерес: Шебалину удалось подобрать оригинальные и в то же время универсальные ключи к музыкальному образу гражданской войны. Значение работы было тем серьезнее, что спектакль шел несколько лет и стал одним из заметных образцов раннего «советского стиля». Прецедент был ценен для композитора, которому в дальнейшем довелось еще не раз оформлять пьесы современных авторов, но оказал своеобразное антивоздействие и на МХАТ, где подобная драматургия ранее и впредь чаще шла без специально написанной музыки.

Ключевые слова: МХАТ, Шебалин, «Наша молодость», «По ту сторону», музыка к спектаклю
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Наумов А.В. Музыка В.Я. Шебалина к спектаклю «Наша молодость». Опыт отражения эпохи // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 54–64.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-54-64.

 

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОНАТЫ f-moll, ор. 5 Н.К. МЕТНЕРА

Е.О. Предвечнова

Аннотация. В статье впервые представлен семантический анализ Сонаты f-moll, ор. 5 Н.К. Метнера с позиции программности, структурно-жанрового инварианта, композиции, тематизма, интерпретации символических образов на уровне текста, контекста и интертекста. Определен символический тип программности Сонаты, ор. 5, выраженный в идее романтического двоемирия и многоуровневой системе знаковых элементов. Рассмотрена специфика трактовки структурно-семантического жанрового инварианта (по М.Г. Арановскому), обусловленная влиянием русской и западноевропейской романтической сонаты, взаимодействием эмоционально-драматической («Человек действующий») и интеллектуальной («Человек мыслящий») сфер человеческого бытия. Автором статьи осмыслен символический образ воли героя-творца, представленный в концепции «Человек теургический». Ценностно-смысловой ракурс анализа помог изучить экстрамузыкальные семантические особенности содержания Сонаты, олицетворенные в диалоге времени–вечности автора и времени героя (по М.М. Бахтину). Семантический анализ композиции сочинения ор. 5 реализован на трех уровнях: концептуальном, фабульном и логическом (по Л.А. Куприяновой). Интрамузыкальная семантика тематизма позволила выявить мигрирующие интонационные формулы (по Л.Н. Шаймухаметовой), обладающие узнаваемой структурой и оказывающие влияние на трансформацию образов-символов. В результате семантического анализа отмечается влияние на Сонату, ор. 5 фортепианного творчества Р. Шумана и П.И. Чайковского. Раскрыты такие особенности музыкального мышления Н.К. Метнера, как симфоничность, диалектичность, диалогичность, полифоничность, формирующие логико-семантическую структуру и драматургию символических образов Сонаты f-moll.

Ключевые слова: Н.К. Метнер, Соната f-moll, ор. 5, семантика композиции, семантика тематизма, семантика структурно-семантического жанрового инварианта
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Предвечнова Е.О. Структурно-семантические особенности Сонаты f-moll, ор. 5 Н.К. Метнера // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 65–72.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-65-72.

 

ПРЕТВОРЕНИЕ БАРКАРОЛЫ В КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX в.

Е.В. Носорева

Аннотация. В статье рассматривается уникальный по воплощению темы «человек и природа» жанр венецианской баркаролы и его претворение в камерно-вокальном творчестве западноевропейских композиторов XIX в. На основе дошедших до нас старинных публикаций изучаются истоки формирования ее жанрового инварианта и ключевых образов. Специфика их воссоздания в композиторских опусах выявляется на примере анализа романсов Р. Ана, М. Бальфа, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Ф. Хензель и др. При этом в центре исследования находится определение общих черт фольклорных и авторских баркарол. Особое внимание в камерно-вокальных произведениях уделяется обусловленности музыкального содержания вербальными компонентами и сюжетом, которые составляют основу стихотворного текста. Методологической базой статьи стала теория жанра, а также разработки проблемы взаимодействия слова и музыки. Через исследование оригинальных средств жанрового выражения рассматриваются ключевые для баркаролы фигуры волны, качания, скольжения по поверхности воды, а также образы прекрасного места, дали, мечты и грезы. Приводятся наблюдения за процессами взаимодействия мелодии и фортепианной партии, а также решаются задачи поиска методологических подходов для изучения жанра баркаролы в несвязанной со словом фортепианной музыке западноевропейских и русских композиторов XIX в. Результаты проведенного исследования открывают перспективы для постижения особого художественного мира баркаролы и дают возможность применения в педагогической практике и исполнительской интерпретации.

Ключевые слова: баркарола, романтизм, камерно-вокальная музыка, жанровый инвариант, образы, мотивы, вербальный компонент
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Носорева Е.В. Претворение баркаролы в камерно-вокальных сочинениях европейских композиторов XIX в. // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 73–81.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-73-81.

 

ТВОРЧЕСТВО Г.Х. АНДЕРСЕНА: СВОЕОБРАЗИЕ ОТРАЖЕНИЯ В ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ АЛЬБОМАХ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ

Е.А. Шефова

Аннотация. Статья восполняет пробел в фокусе исследований, посвященных изучению развития и становления детского фортепианного альбома. В центре внимания будет рассмотрена самостоятельная область профессионального музыкального творчества – детский цикл, связанный с интерпретацией образов и мотивов литературных произведений Г.Х. Андерсена. В качестве отправной точки взят этап становления альбома, начинающийся с шумановской линии – «Альбома для юношества» и «Двенадцати четырехручных фортепианных пьес для маленьких и больших детей», ор. 85. Выявляются два основных направления развития детского фортепианного цикла на тексты Г.Х. Андерсена. Первое – связано с трактовкой сказочных образов, исходящих из принципа создания музыкального аналога, опирающегося на конкретный литературный пласт, родоначальником направления стал П. Чайковский. А второе продолжает линию Р. Шумана, где в пьесах представлен художественный мир, неотождественный только звучанию музыки, вследствие чего композитору достаточен только лишь внемузыкальный компонент. Из произведений такого рода стоит выделить альбомы Э. Хартманна, Л. Шитте, Ф. Шмитта и К. Рейнеке. Обобщая циклы можно отметить, что каждый из названных композиторов при обращении к внемузыкальному компоненту оставался в рамках своих музыкальных предпочтений. Э. Хартманн, большую часть времени уделявший государственной службе, два своих цикла считал «салонной музыкой», не настаивая на педагогическом характере пьес; миниатюры Л. Шитте, несмотря на изобретательность фактурных приемов, представляли инструктивный материал; в произведениях Ф. Шмитта и Э. Макдауэлла просматривается попытка синтезировать романтические и импрессионистические стилевые черты. Рецепция творчества Г.Х. Андерсена в музыке зарубежных композиторов нашла выражение в разнообразных жанрах с обращением к различным стилям, приемам и техникам. Наследие Г.Х. Андерсена в современных для композиторов реалиях позволяло им выразить личное отношение к выбранной теме.

Ключевые слова: Г.Х. Андерсен, детский фортепианный альбом, сказки, «Картинки-невидимки», музыкальный образ, романтизм, инструментальная музыка
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шефова Е.А. Творчество Г.Х. Андерсена: Своеобразие отражения в детских фортепианных альбомах зарубежных композиторов // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 82–91.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-82-91.

 

КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ И. ХЕЙФЕЦА: В ДИАЛОГЕ С П. ЧАЙКОВСКИМ

Г.А. Черемных

Аннотация. Статья посвящена концерту для виолончели с оркестром русско-израильского композитора И.М. Хейфеца, чье творчество пока не получило всестороннего осмысления в отечественном музыкознании. Посвящение этого сочинения памяти П.И. Чайковского позволяет предположить, что оно корреспондирует с творчеством русского классика на разных уровнях: образном, интонационно-тематическом и драматургическом. Обнаружение этих параллелей и является целью данной статьи. Дополнительным аспектом работы стало осознание значения опыта соприкосновения с миром музыки Чайковского для дальнейшего симфонического творчества Хейфеца. Как известно, к симфоническому жанру композитор обратился достаточно поздно, уже в 53 года, и именно жанр инструментального концерта стал для него творческой лабораторией, в рамках которой вызревали будущие симфонические концепции и формировался подход к построению симфонического целого. Ряд особенностей концерта, отмеченных в ходе анализа и воспринятых Ильей Хейфецем от П.И. Чайковского (скрытая программность, тяготение к волновому развитию, трактовка негативных образов, некоторые особенности музыкального языка и т.д.) в дальнейшем проявят себя в симфониях композитора, особенно Первой «Яффа» (2002) и Четвертой «Посвящение Фридриху Горенштейну» (2014).

Ключевые слова: концерт для виолончели, Илья Хейфец, П.И. Чайковский, драматургия, мемориальные сочинения, стилистический диалог
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Черемных Г.А. Концерт для виолончели с оркестром И. Хейфеца: В диалоге с П. Чайковским // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 92–99.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-92-99.

 

СВЯЗЬ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Г. НИКУЛИНА НА ПРИМЕРЕ «CAPRICCIO» ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО, ор. 6

Е.В. Нестеренко

Аннотация. Статья посвящена стилевым особенностям «Capriccio» для двух фортепиано, ор. 6 (далее «Каприччио») талантливого и самобытного представителя сибирской композиторской школы Г. Никулина. При написании статьи автор учитывал подробные рекомендации композитора, систематически консультировался относительно идеи создания сочинения, его художественно-образного содержания, композиционной структуры и особенностей формы. В работе представлена трактовка содержания произведения, рассматриваются структурно-интонационные особенности жанра и истоки образной сферы, анализируются используемые средства музыкальной выразительности. Автор статьи, опираясь на личный исполнительский опыт, предлагает собственную интерпретацию «Каприччио». Композиторский стиль Г. Никулина можно определить, как тяготеющий к полиритмичности, многопластовости, использованию различных полифонических приемов, разнообразию ритмоформул и тембровой палитры, применению современных акустических приемов. В ходе исполнительского анализа сочинения сделан вывод о связи интонационно-ритмического мышления с традициями неофольклоризма, отмечено воздействие на творчество Г. Никулина идей И. Стравинского и Б. Бартока. Статья позволит сформировать более полное представление о малоизвестном публике сочинении Г. Никулина. «Каприччио» может быть рекомендовано преподавателям, концертным исполнителям, а также для изучения в классе фортепианного ансамбля студентами ссузов и вузов.

Ключевые слова: Г. Никулин, орган, каприччио, неофольклоризм, сибирская композиторская школа, сочинения для двух фортепиано, исполнительский анализ
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Нестеренко Е.В. Связь традиций и новаторства в творчестве Г. Никулина на примере «Capriccio» для двух фортепиано, ор. 6 // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 100–107.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-100-107.

 

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ НАЧАЛ В «ВАРИАЦИЯХ НА ЯПОНСКУЮ НАРОДНУЮ ТЕМУ “САКУРА”» А. МОЛЧАНОВА

А.В. Гребенкин

Аннотация. Статья посвящена вопросу музыкально-эстетических взаимовлияний российской и японской культур. Данная тема раскрывается сквозь призму анализа одного из показательных сочинений современной сибирской академической музыки «Вариаций на японскую народную тему “Сакура”» Андрея Молчанова. Это произведение является результатом мастерского совмещения композитором элементов музыкальных культур Востока и Запада. Яркая, талантливая музыка «Вариаций» затрагивает широкий спектр человеческих эмоций, одновременно поднимая философские вопросы бытия. Автор статьи дает краткую характеристику мировоззрения жителей Японии, указывая на проявления японского и русского начала в сочинении. Представленный исполнительский анализ произведения позволяет определить круг образных сфер каждой вариации, осветить вопросы драматургии вариационного цикла, особенности тематизма и композиционной структуры. В результате его изучения у пианиста сформируется не только образно-эмоциональное состояние, требующее особой эстетики исполнения, но и культура понимания основ японского мировоззрения. В этом смысле «Вариации на тему “Сакура”» имеют культурноисторическую ценность и открывают широкие возможности для последующей эволюции в исполнительской практике.

Ключевые слова: Андрей Молчанов, Сакура, японская культура, интеграция культур, вариации
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гребенкин А.В. О взаимодействии национально-эстетических начал в «Вариациях на японскую народную тему “Сакура”» А. Молчанова // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 108–116.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-108-116.

 

ВОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ АЛТАН УУЛА «МОЙ ДОМ – ЖИВОПИСНЫЕ СТЕПИ»

Ян Цзунбао

Аннотация. В статье рассматривается вокальное произведение «Мой дом – живописные степи», к созданию которого имеют отношение, как минимум, три человека. Помимо автора поэтических строк Хо Хуа и композитора Алтан Уула участие в совершенствовании первоначального варианта этого произведения приняла солистка Ансамбля песни и пляски Внутренней Монголии Дэ Дэма, исполнительское мастерство которой завоевало сердца слушателей. Так, после концерта известной в Поднебесной империи меццо-сопрано один из присутствующих в зале китайцев обратился к певице с просьбой усилить в песне лирическое начало, сделав акцент на красоте природы Внутренней Монголии. Выслушав своего почитателя, Дэ Дэма встретилась с поэтом и пересказала ему желание человека из публики, полностью с ним согласившись. В результате творческого содружества поэта Хо Хуа, композитора Алтан Уула, а также певицы Дэ Дэма появилась обновленная версия песни «Мой дом – живописные степи». Сегодня это монгольское произведение хорошо известно не только китайцам. В 1980 г. оно было включено в список ЮНЕСКО «Выдающиеся мировые музыкальные произведения», а также в «Сборник выдающихся песен стран Азиатско-Тихоокеанского региона». В июне 2019 г. данное вокальное произведение вошло в топ «100 лучших песен, посвященных 70-летию основания Китайской Народной Республики». В статье предлагается краткое знакомство с поэтом и композитором вокального произведения «Мой дом – живописные степи», история его создания, а также анализ музыкальной формы.

Ключевые слова: Алтан Уул, «Мой дом – живописные степи», вокальное произведение
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ян Цзунбао. Вокальное произведение Алтан Уула «Мой дом – живописные степи» // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 117–123.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-117-123.

 

ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ИГИЛЕ (ЭЪГИЛЕ): ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ч.С. Тумат

Аннотация. Традиционный смычковый музыкальный инструмент тувинцев – игил или эъгил известен не только в Туве, но и во всем мире как аккомпанирующий инструмент хоомею, который завоевал широкую популярность. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что несмотря на изученность тувинской музыки, практика исполнительства на игиле ранее никем не рассматривалась. Автором проведены исследования по бытованию игила (эъгила) в Туве начиная c 20-х гг. ХХ столетия до наших дней, а также по восстановлению имен исполнителей и изучению их традиционного репертуара на основе архивных материалов, научной литературы и интервьюирования информантов. Исследование позволило прийти к выводу, что для сохранения традиции игры на игиле важны верная организация обучения подрастающего поколения. Правильная передача знаний по истории исполнительства на игиле нужна для формирования и сохранения аутентичности при обучения молодого поколения музыкантов-игилчи. Подробное изучение истории исполнительства способствует сохранению и архивации данных об исполнителях, фиксируя тем самым факты в общей истории культуры Тувы.

Ключевые слова: смычковый инструмент, исполнительство на игиле-эъгиле, музыкальная культура тувинцев, тувинцы, Тува
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Тумат Ч.С. История исполнительства на игиле (эъгиле): Проблемы и перспективы // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 124–134.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-124-134.

 

«НОН СТАККАТО» – НОВЫЙ ТЕРМИН

М.Г. Карпычев

Аннотация. Статья посвящена новому штриховому термину фортепианного исполнительства. Автор доказывает необходимость введения нового термина «non staccato» в практику педагогов и в методическую литературу. Его суть в том, что это прикосновение более легкое, чем нон легато, без «ressort» (фр.) опоры на клавишу, но не переходящее в быстрый отрыв от нее движением на себя, к себе, т.е. в стаккато. Последовательная «линейка» тогда будет иметь симметричную шкалу: легато – нон легато – нон стаккато – стаккато (от истинной связи звуков в легато через опорное их разъединение в нон легато к легкому, неопорному, несвязному, неотрывистому звуку с микроскопическими разрывами между звуками (нон стаккато) и, наконец, к отрывистому, истинному стаккато с гораздо более ощутимыми промежутками в звучании нескольких последовательных звуков в небыстром темпе или быстрого отрыва от клавиши одной ноты. Даны примеры штриха нон стаккато (В. Моцарт – Соната C-dur, K.330, III ч.; Л. ван Бетховен – Соната № 20, ч. 1). Штрих jeu perle («жемчужная игра») – подвид нон стаккато в очень быстром темпе. Автор приводит соображения ряда пианистов о штриховой шкале (А. Мартинсен, К. Черни, Н. Метнер, С. Фейнберг, Н. Рубинштейн, В. Николаев, Л. Оборин). Новый авторский термин и его содержательное поле в них отсутствуют, т.е. термин «нон стаккато» можно с уверенностью назвать действительно новым. Некоторую связь этих соображений с нон стаккато можно усмотреть в штрихе, который С. Фейнберг называет «детским» стаккато, тогда нон стаккато – это «взрослое» стаккато.

Ключевые слова: фортепиано, туше, нон стаккато, симметричная шкала штрихов
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Карпычев М.Г. «Нон стаккато» – новый термин // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 135–141.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-135-141.

 

ЛАНГ ЛАНГ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Гэ Шиюй

Аннотация. Статья посвящена анализу новых для академического музыкального искусства коммерческих тенденций на примере деятельности феноменального молодого китайскоамериканского пианиста Ланг Ланг. Отмечается, что существенную роль в бурном распространении его мировой известности сыграло техническое развитие средств записи музыки, переход на видеоформат, использование крупных планов в съемках. Для индустрии коммерческого потребления музыкальной классики оказались актуальны элементы шоу и фокусничества, которым не чужд этот артист, его популярности вне категорий любителей классической музыки и профессионалов способствуют активная мимика и широкие сценические жесты. Сопутствующий карьере коммерческий успех он использует для популяризации фортепианной музыки, в том числе с помощью разработанной им методики обучения игре на фортепиано «The Lang Lang Piano Method». Эпатажная фигура этого пианиста вызывает полярную реакцию в академических кругах. В его лице пересеклись классическая музыка и интересы мирового шоу-бизнеса. Автор уверен, что в итоге каждая из сторон оказалась в выигрыше, фортепианная музыка благодаря Ланг Лангу приобрела новый жизненный импульс и распространяется в мире с большой интенсивностью.

Ключевые слова: китайский пианист Ланг Ланг, коммерция в академическом искусстве, метод Ланг Ланга
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гэ Шиюй. Ланг Ланг: Новые тенденции в академическом музыкальном искусстве // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 142–152.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-142-152.

 

ИЗ ИСТОРИИ ПОСТАНОВОК ОПЕР Дж. ВЕРДИ В ТОМСКЕ (XIX–XX вв.)

С.П. Вавилов, Е.В. Маликов

Аннотация. В статье приведены сведения о постановках опер Дж. Верди, которые были осуществлены в Томске на протяжении XIX–XX вв. Проанализированы архивные материалы, хроники местных изданий. Отмечено, что провинциальные театры, в частности, театры Сибири и Дальнего Востока, начали знакомство с операми Верди в последней четверти XIX в. Оперные спектакли ставились многочисленными передвижными оперными и опереточными антрепризами. Сведения о первых постановках опер Верди относятся к сезону 1890 / 91 г. В работе содержатся редкие и малоизвестные факты о деятельности оперных трупп, работе крупных дирижеров того времени А.С. Апрельского, А.Э. Маргуляна, Б.А. Гесса, а также об исполнителях, участвовавших в постановках опер, среди них имена выдающихся отечественных вокалистов: М.К. Максакова, Н.Т. Ван-Брандт, Е.Я. Снегурской, С.Х. Егизарова. Сообщается и о существенных недостатках, присущих ряду спектаклей. Большинство исполнителей являлись довольно слабыми провинциальными певцами и актерами, малыми по составу были хоры, оркестры порой не имели нужных музыкальных инструментов. Режиссеры и антрепренеры допускали изрядные купюры из оперных текстов. Представленные материалы позволили сделать вывод, что оперы великого итальянского композитора были на протяжении многих десятилетий основой оперного репертуара в Томске. Авторы работы уверены, что изучение истории постановок опер самого востребованного и по сей день оперного композитора поможет более полно воссоздать картину развития музыкальной культуры Томска.

Ключевые слова: Томск, антреприза, Дж. Верди, опера, дирижер
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Вавилов С.П., Маликов Е.В. Из истории постановок опер Дж. Верди в Томске (XIX–XX вв.) // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 153–160.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-153-160.

 

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР

Ван Жуйлэ

Аннотация. Современная модернизация высшего музыкального образования в Китайской Народной Республике направлена на актуализацию традиционных основ китайского музыкального искусства и снижение психоэмоциональных нагрузок студентов музыкальных педагогических учреждений. Музыка в китайской культуре с древних времен несет на себе роль важнейшего гармонизирующего начала, влияющего на все системы организма человека. Этой способностью обладает часть современного китайского музыкального искусства, которая создана на основе традиционных образцов музыки. Она помогает человеку обрести телесное и душевное здоровье, спокойствие и возвышенное состояние. В статье рассматриваются направления применения музыкотерапии, позволяющие сделать подготовку студентов наиболее эффективной в профессиональном и психологическом плане. Речь идет о четырех моментах использования музыкотерапии. Первая траектория связана с терапевтическим воздействием традиционного и современного китайского музыкального искусства на эмоциональное и физическое состояние будущих педагогов-музыкантов. Второе направление обусловлено дополнительной методической подготовкой студентов к предстоящей педагогической деятельности в части расширения спектра знаний об укреплении психофизиологического здоровья обучающихся. Третья линия затрагивает вопрос усиления содержательной грамотности будущих учителей музыки. Четвертая позиция посвящена развитию у студентов интереса к истокам китайского музыкального искусства.

Ключевые слова: музыкотерапия, традиционная и современная китайская музыка, образование, стресс, содержание музыки
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ван Жуйлэ. Потенциал музыкотерапии в решении современных проблем музыкально-педагогического образования в КНР // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 161–166.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-161-166.

 

БАЛЕТ «ЭСКИЗЫ» НА МУЗЫКУ А.Г. ШНИТКЕ В ПОСТАНОВКЕ А.Б. ПЕТРОВА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ СССР

Е.С. Приезжева

Аннотация. Статья рассматривает балет в одном действии А.Б. Петрова «Эскизы» на музыку А.Г. Шнитке, поставленный в 1985 г. в Большом театре СССР по мотивам произведений Н.В. Гоголя, в контексте проблемы воплощения литературного первоисточника на балетной сцене. Выявляется замысел балета, анализируются драматургическая и музыкальная основы, стилистические особенности и использованные постановщиком средства танцевальной выразительности. В рамках исследования драматургического решения, объединившего героев шести произведений Н.В. Гоголя, упоминается спектакль Ю.П. Любимова «Ревизская сказка», поставленный в Театре на Таганке в 1978 г. Композиционный план музыкальной партитуры «Эскизов» А.Г. Шнитке сопоставляется с «Гоголь-сюитой», составленной Г.Н. Рождественским в 1981 г., и сценарным планом балета А.Б. Петрова. Сделан вывод, что раскрывая образное содержание действия, постановщик точно следует партитуре, динамично чередует хореографические формы, наделяет персонажей индивидуальной танцевальной лексикой и прибегает к пантомимным мизансценам, которые при этом не занимают главенствующей роли. В заключении автор статьи отмечает, что режиссерские приемы А.Б. Петрова, принципы построения хореографической драматургии и убедительно представленные средствами танцевальной выразительности гоголевские типажи позволяют считать балет «Эскизы» удачным и несправедливо забытым примером воплощения литературных произведений в истории хореографии второй половины XX в.

Ключевые слова: Н.В. Гоголь, А.Б. Петров, А.Г. Шнитке, литературный сюжет, драматургия, хореографическая интерпретация, режиссура в балете
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Приезжева Е.С. Балет «Эскизы» на музыку А.Г. Шнитке в постановке А.Б. Петрова в Большом театре СССР // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 167–182.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-167-182.

 

ПРИНЦЕССЕ ГРЁЗЕ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ – НИКОЛАЯ ЧЕРЕПНИНА

О.В. Бегичева, Шэнь Тун, К.А. Штейнле

Аннотация. В статье анализируются художественные процессы, протекающие в искусстве романтизма. Отмечается, что кардинальные сдвиги, произошедшие в мироощущении творческой элиты, затронули дискурс о любви. Несмотря на то что он уже давно стал предметом исследовательских штудий ученых разных специальностей, за общими наблюдениями в стороне остался концепт «куртуазной любви» и образ Прекрасной Дамы / Далекой возлюбленной. В данной статье он рассматривается на примере декоративного панно М. Врубеля и симфонической прелюдии Н. Черепнина по драме Э. Ростана «Принцесса Грёза». Образ Далекой возлюбленной получил новую жизнь в искусстве рубежа XIX–XX вв., встроившись в грезовый дискурс символизма. Цель статьи – выявить архетипические константы в структуре названного образа. Используются методы историко-культурологического, музыковедческого, искусствоведческого анализа, а также компаративистики и теоретической поэтики. Определена сюжетно-тематическая топика «Принцессы Грёзы». В поэтических, художественных и музыкальных опусах найдены общие сюжетные мотивы, принципы типизации героев, композиции и драматургии. В выводах отмечено влияние средневекового символа Прекрасной Дамы на формирование новоевропейского образа Далекой возлюбленной и его дальнейшее слияние с эстетико-религиозной концепцией Вечной Женственности русских символистов.

Ключевые слова: символизм, семиозис грезы, куртуазная любовь, образ Далекой возлюбленной, «Принцесса Грёза», Э. Ростан, М. Врубель, Н. Черепнин
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бегичева О.В., Шэнь Тун, Штейнле К.А. Образ Далекой возлюбленной в «Принцессе Грёзе» Михаила Врубеля – Николая Черепнина // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 183–192.
DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-183-192.

 Вестник музыкальной науки Т. 10 № 3 2022
Вестник музыкальной науки Т. 10 № 3 2022
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.