Вестник музыкальной науки 2 (4) 2014

Лейпсон Л. В.

Утопия Вилема Флюссера

Стремительное развитие новых информационных технологий не только кардинально изменило современный звучащий мир, но и серьезно пошатнуло основы наших представлений об искусстве, творчестве, авторстве. Для понимания происходящих процессов представляется необходимым обратиться к философскому аспекту относительно новой науки о теории информации и коммуникации. В задачу данной статьи входит знакомство с основными идеями и понятиями влиятельного мыслителя XX века, медиа- философа и коммуниколога Вилема Флюссера (1920–1991), а именно такими как: информация, коммуникация, культурная память, культурная революция, человеческое достоинство, стирание границ между точными и гуманитарными науками, искусством и техникой, а также краткое изложение его позитивной технической утопии «Телематика». Целью статьи является расширение дискуссионного поля о дальнейшем развитии искусства в эру новых информационных технологий.

Ключевые слова: Вилем Флюссер, медиа-философ, информация, коммуникация, искусство, наука, техника.

 

Портная И. В.

Место информационных технологий в исследовании и интерпретации фортепианной музыки Дебюсси

Статья посвящена анализу роли информационных ресурсов, технологий и возможностей интернета в учебном процессе работы над музыкальным произведением в классе фортепиано, способствующих наиболее полному и разностороннему охвату материала и адекватному прочтению авторского текста студентами, педагогами и молодыми исполнителями. Отмечается усиление интереса к фортепианному наследию Дебюсси, исполнению и записи на диски ранее не столь популярных его произведений: Двенадцати этюдов и 13-го этюда, информация о котором стала доступна широкой аудитории в настоящее время благодаря развитию современных технологий. Отмечается также множественность интерпретаций, доступных в записи, и открывающиеся в этой связи возможности для развития творческой фантазии и аналитических способностей учащихся. Прослушивание записей пианистов, относящихся к разным исполнительским стилям, играющим одно и то же произведение, позволяет найти то общее, что характерно для интерпретации данной музыки. Приводится пример исследовательской работы музыковедов по анализу авторского исполнения Дебюсси, приведшей к корректировке печатного нотного текста и, как следствие, изменению традиции исполнения пианистами Прелюдии Дебюсси «Затонувший собор». В статье особо освещается, какому этапу работы над музыкальным произведением соответствуют какие возможности использования мультимедиа или библиотечных ресурсов.

Ключевые слова: Дебюсси, интерпретация, пианизм, репертуар, исполнительство, фортепиано.

 

Дьячук П. П., Кудрявцев В. С.

Синергетический подход к управлению деятельностью по конструированию музыкальных пазлов

Статья описывает принцип адаптивных компьютерных обучающих систем, развивающийся под влиянием синергетической парадигмы. С появлением двухконтурной петли обратной связи адаптивные системы эволюционировали до систем, обуславливающих саморазвитие учебной деятельности обучающихся. При переходе к постнеклассической парадигме изменилась цель обучения, заключается она в том, что обучающийся должен самостоятельно генерировать новую информацию. Описан эксперимент, в котором исследовалась учебная деятельность по конструированию музыкального произведения из его фрагментов. Описан метод актиограмм, который разработан для исследования процессов самоорганизации учебной деятельности человека. Приведены кривые развития учебной деятельности двух испытуемых. Описана бифуркация учебной деятельности, в которой происходит выбор между двумя путями развития учебной деятельности: первый – приводит к деградации структуры учебных действий; второй – путь прогресса, обуславливающий сохранение и развитие учебной деятельности. Сделано заключение, что учебная деятельность по научению решению задач играет ведущую роль при саморазвитии обучающегося и носит нелинейный, продуктивный характер в неустойчивых, незакрытых состояниях. Динамика саморазвития когнитивной стратегии решения задачи с доминированием наиболее эффективного механизма саморегулирования поиска решения задач являются показателем обучаемости испытуемых как основного критерия в учебном процессе.

Ключевые слова: синергетическая парадигма, учебная деятельность, проблемная среда, самоорганизация учебной деятельности, звуковые пазлы, музыкальные фрагменты, актиограмма.

 

Гаврилова Л. Г.

Мультимедийные средства обучения в формировании профессиональной компетентности будущих учителей музыки

Вопросы использования компьютерных технологий в обучении музыке – в центре внимания современной музыкальной педагогики. Многие украинские и российские ученые видят перспективы развития музыкального образования, в первую очередь, во введении новых средств обучения, делающих учебный процесс высокохудожественным и высокотехнологичным. В консерваториях, академиях музыки, педагогических университетах многих стран мира активно внедряются музыкально-компьютерные технологии (МКТ). Компьютер используется в композиторской практике как новый музыкальный инструмент; идет создание новых электронных музыкально-образовательных ресурсов, программ, учебных средств, что повышает качество обучения музыке; компьютер как исследовательский комплекс открывает перспективы для изучения свойств музыкального звука, анализа тембров и музыкальной композиции произведений.

Автор статьи предлагает использовать музыкально-компьютерные технологии, в том числе мультимедийные, для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов.

Профессиональная компетентность рассматривается как важнейший феномен, отражающий целостное профессиональное и личностное развитие музыканта-педагога.

В статье предложен опыт создания мультимедийных учебных средств и их использования при изучении музыкально-исторических дисциплин в высшей школе. Автор демонстрирует мультимедийные учебные пособия: учебник «Русская музыка: от древнейших времен до начала ХХ века», обеспечивающий изучение курса «История музыкального искусства» (раздел «Русская музыка»); электронное пособие «Украинская духовная музыка», предназначенное для углубленного изучения нескольких тем в курсе «Истории украинской музыки».

Кроме того, для повышения эффективности изучения музыкально-исторических курсов создан отдельный web-сайт «Мультимедийные технологии в музыкальном образовании» (режим доступа: http://multimusic.com.ua/index.php), который используется как электронный образовательный ресурс. Сайт является элементом информационно-образовательной среды, компонентом учебного процесса, обеспечивающим образовательную деятельность студентов.

Применение названных мультимедийных средств обучения включается в процесс формирования профессиональной компетентности будущих учителей музыки, способствует повышению их профессионализма и отвечает современным требованиям информационного общества.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, профессиональная компетентность учителя музыки, мультимедийное учебное средство, электронный образовательный ресурс.

 

Красковская Т. В., Денисова О. С.

Педагогическая практика студентов консерватории в системе мероприятий по повышению качества музыкального образования (организационно-управленческий аспект)

Статья посвящена проблемам организации педагогической практики студентов консерватории по предмету «Музыкальная литература» в детской музыкальной школе. Необходимым условием подготовки студента к педагогической деятельности является формирование определенных компетенций. Среди них – способность подготовить учебно-методический материал для проведения урока, применяя современные компьютерные технологии. Авторы статьи представляют модельную методику создания компьютерной презентации, которая поможет студентам успешно подготовиться к практике и дальнейшей педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая практика, компетенции, модельная методика, компьютерные технологии.

 

Ерёменко Г. А.

Ключи к содержательному плану музыкального произведения

В статье охарактеризованы способы вхождения в музыкальное произведение как «сообщение», зафиксированное в нотном тексте. В качестве ведущего выделен семантический подход. Он предполагает умение: 1) воспринимать звуковые структуры как знаки и различать их коммуникативную природу, 2) соотносить нормативные формы передачи семантических знаков в музыке и типы их преобразования композитором, 3) владеть инвариантами их моделирования в конкретных ситуациях передачи внемузыкального содержания.

Процедура дешифровки семантических знаков в музыке, представленная в первом разделе статьи, акцентирует универсальные приемы анализа музыкального текста как высказывания. В другом разделе статьи раскрыты механизмы сюжетообразования в музыкальном произведении – событие, конфликт, драматургия, концепция. Представленные понятия позволяют обнаружить в композиции и формообразовании музыкального произведения параллели с объективными закономерностями организации реального мира: времени, человеческой деятельности и мировосприятия.

Показаны признаки интенсивной и экстенсивной типов композиционно-драматургических моделей, придающих музыкальному произведению функцию развертываемого смысла. Охарактеризованы признаки моделирования в музыке разного вида концепций художественного мировосприятия, различаемых по природе конфликта и способу его разрешения.        Представленная в статье процедура семантического подхода к музыкальному произведению может помочь формированию навыков понимания его содержательных планов.

Ключевые слова: содержание музыки, семантика, смысл в музыке, моделирование, событие в музыке, конфликт, концепция.

 

Гончаренко С. С.

К вопросу о двойном финале в квартете № 13 Бетховена

Поздние квартеты Бетховена, в частности Большая фуга ор. 133, неоднократно привлекали внимание музыковедов. В статье они исследуются в аспекте исторической преемственности с принципами циклообразования, характерными для эпохи барокко. Функциональный метод применяется для анализа вариативности циклической формы. Автор сравнивает точки зрения композиторов, музыковедов, а также исполнительские интерпретации квартетов и предлагает рассматривать ор. 130–133 как вариативную структуру, где два финала выполняют разные функции в соответствии с избранным контекстом.

1. Альтернативные функции. В шестичастном цикле Квартета № 13 два финала взаимозаменяемы.

2. Аддитивные функции по оси синтагматики. В семичастном цикле в результате завершения его Большой фугой образуется финальная группа из двух частей, дополняющих друг друга. Преодолевается неравновесие между сложно организованной монтажной композицией I-й части и «облегченным» финалом ор. 130.

3. Аддитивные функции по оси парадигматики. Ор. 133 как самостоятельное произведение выполняет итоговую функцию в группе из многочастных квартетов № 13–16, создает в ней тональное и тематическое обрамление, осуществляя парадигматические связи на расстоянии с Квартетом ор. 130 и его финалом. Cлитно-циклическая композиции фуги подводит драматургический итог, обобщает принцип множественного контрастного сопоставления, положенный в основу квартетной тетралогии.

Черты вариативности циклических функций проявляются в многочастных структурах, получивших распространение в творчестве композиторов барокко и XX века. Таким образом, поздние бетховенские квартеты и Большая фуга – это своеобразный «мост» от эпохи барокко к современной музыке.

Ключевые слова: поздние квартеты Бетховена, барокко, цикл, вариативная структура, функция.

 

Недоспасова А. П.

Великое посольство 1697–1698 гг. в ракурсе культурных и музыкальных преобразований Петровской эпохи

В статье собраны сведения о музыкальных впечатлениях участников Великого посольства 1697–1698 гг.: описания торжественных встречных церемоний, посещение театров, городских праздников, балов и частных увеселений. Полученные знания имели в исторической перспективе инерционный эффект. Знакомство участников путешествия с культурой и музыкой Западной Европы, наряду с опытом привезенных в Россию иностранных специалистов, создало необходимую почву для освоения европейских достижений в этих областях. Процесс интеграции западноевропейских форм музицирования вскоре принес ощутимые результаты. Была создана система государственного музыкального образования, европейские жанры и виды музыкального творчества к середине XVIII столетия наполнились российским содержанием.

Ключевые слова: Великое Посольство, петровская эпоха, музыкальные инструменты в быту русских аристократов, западноевропейская музыка Барокко.

 

Карпычев М. Г.

Содержание и форма как взаимопеременные функции в музыкальном искусстве

Статья посвящена взаимопереходам содержания и формы на пути музыкального произведения от композитора к слушателю. Рассмотрение этих переходов явится еще одним аргументом в пользу тезиса о нерасторжимости содержания и формы в музыке. Речь идет о музыкальной культуре письменной традиции с присущей ей триадой «композитор – исполнитель – слушатель». Мы опираемся на работы А. Фарбштейна и Н. Очеретовской. На названном пути присутствуют шесть стадий – при изначальной опоре на категории объективной действительности как содержания и общественного сознания как формы. 1. Идеи композитора, где содержание – объективная действительность на индивидуальном уровне, форма – замысел композитора (его эмоции, чувства, образы). 2. Сочинение композитора в виде нотной фиксации, где содержание – образный мир сочинения (актуализированный замысел), форма – нотная фиксация. 3. Идеи исполнителя, где содержание – объективная действительность на индивидуальном уровне и нотная фиксация, форма – замысел исполнителя (его эмоции, чувства, образы). 4. Акт публичного исполнения, где содержание – актуализированный замысел исполнителя, форма – звуковое его воплощение. 5. Акт слушания, где содержание – объективная действительность на индивидуальном уровне и звуковое воплощение произведения, форма – идеи слушателя (его эмоции, чувства, образы). 6. Поствосприятивная фаза, где содержание – идеи слушателя, форма – мозг человека. Во всех фазах участвуют два компонента – духовный и материальный. Результаты анализа доказывают, что взаимная переменность функций содержания и формы в многоуровневом процессе отражения действительности в музыке, на пути сочинения от композитора к слушателю есть непреложная закономерность. Статья содержит 7 схем, иллюстрирующих изложение в графической форме.

Ключевые слова: музыкальное искусство письменной традиции, содержание, форма, взаимопеременные функции.

 

Пыльнева Л. Л.

«Диалог» как фактор развития сибирского музыкального искусства: к проблеме тождества и различия культур

Культура европейской части России, в том числе и культура крупных городов, связана с Сибирью многими нитями: об этом свидетельствуют и очевидные, лежащие на поверхности факты, и более глубинные процессы. Часто межрегиональные связи дают толчок целым направлениям, способствуют ускорению процессов в искусстве. Однако встречаются и  противоречия: 1) подход к критериям авторства; 2) оценка художественных  достоинств сочинений; 3) расхождения во взглядах на фольклор. Данные обстоятельства и в настоящее время затрудняют определение авторства многих опусов, осложняют оценки многих композиторских произведений и образцов традиционной культуры.

Каждая из культур определяет свои нормы, внутреннюю логику, подчиняется своим законам, однако нахождение в едином пространстве диктует свои условия: многие найденные противоречия требуют встречных двусторонних шагов для достижения понимания между культурами. Это определяет необходимость «диалога» культур.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, национальные традиции.

 

Цибудеева Н. Ц.

Национальная студия как фактор установления диалога культур: Ленинград – Санкт-Петербург – Бурятия

Статья освещает созидательный процесс формирования основ театральной культуры и музыкального образования в национальных окраинах Советского Союза в 30-е годы ХХ века при помощи специалистов из центра на примере Бурятии. Он характеризуется встречными течениями, когда ленинградские и московские композиторы отправлялись на места с целью сбора фольклора для создания первых музыкально-театральных произведений, и преподаватели открывали новые учебные заведения. Одаренная молодежь с периферии, выявленная в смотрах самодеятельного творчества, после занятий в студии, направлялась в столичные вузы на учебу. Такое плодотворное сотрудничество способствовало созданию актерских трупп для развития оперно-балетного искусства республики в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета им. Г. Цыдынжапова (БГАТОиБ) и драматического – в Бурятском государственном академическом театре драмы им. Х. Намсараева (БГАТД). Первое поколение их ведущих артистов, получив профессию в стенах творческих вузов Ленинграда – Санкт-Петербурга, находилось у истоков становления театрального и музыкального искусства Бурятии, последующие поколения успешно продвигают его ныне.

Ключевые слова: социальный контекст, номадная культура, этнос, народно-натуральное пение, национальная студия, бурятская вокальная школа, прекрасное пение (bel canto), европейский оперно-концертный эталон.

 

Фиденко Ю. Л.

О диалогичности современного литургического репертуара в католических приходах азиатской части России

В статье рассматривается современная культовая практика католических приходов азиатской части России – Сибири и Дальнего Востока. Особый интерес к музыкально-литургической культуре отдельных регионов обусловлен реформами Второго Ватиканского собора (1962–1965), позволившим использование в службе национального языка и разнообразного музыкального материала. Актуальность статьи обусловлена отсутствием исследований о современной музыкальной жизни российских католических приходов, отсчет которых ведется с начала 1990-х годов.

Автор отмечает, что в постсоборной культовой практике складывается ситуация многоуровневого диалога. В богослужении католических общин азиатской части России наряду с русским языком факультативно используется латынь. В полиязычии раскрывается межязыковой диалог, рождающий новую акустическую атмосферу российской Мессы.

Музыкальная практика восточных приходов России демонстрирует локальное проявление общекатолической традиции, в которой сочетается разнообразный песенный материал. В музыкальном оформлении Мессы проявляется инонациональное и межконфессиональное влияние. Кроме того, процесс обновления песенного репертуара после Второго Ватиканского собора привел к включению в клиросный обиход религиозного материала нецерковного происхождения. Отличительной приметой постреформенного богослужения стал органичный диалог песнопений «золотого фонда» Католической Церкви и современных композиций, в том числе сочинений местных приходских музыкантов. Интеграция песнопений различных музыкальных координат свидетельствует о многоуровневом акустическом диалоге.

Автор делает вывод, что понимание Литургии как феномена диалога свидетельствует о том, что музыка в богослужении является одним из средств соборного единства церковного собрания. Включенность каждого прихожанина в континуум ритуальных событий посредством коллективного пения становится воплощением ключевой идеи Второго Ватиканского собора о действенном участии верующих в богослужении.

Ключевые слова: Месса, Второй Ватиканский Собор, католичество, литургическая музыка, церковное песнопение.

 

Новгородова К. А.

Тенденции европейского Regietheater на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета

Статья посвящена вопросам современной режиссуры оперного спектакля, а именно явлению Regietheater, которое активно прогрессирует на западных оперных сценах. Выявлены его основные тенденции, являющиеся репрезентантами режиссерской работы. Автор сосредоточил свое внимание на двух постановках оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта 2006 года – австрийского режиссера Мартина Кушея и российского Вячеслава Цюпы. На основе анализа данных постановок были выявлены тенденции режиссерского театра, активно действующие на красноярской оперной сцене.

Ключевые слова: Regietheater, опера, режиссерский театр, режиссер, Дон Жуан, тенденции, символы.

 

Колокольников И. А.

Деятельность иркутских композиторов в 1943–1951 гг.

В статье рассказывается о работе Иркутского отделения Союза композиторов СССР, существовавшего в 1943–1951 гг. В состав отделения входили одаренные композиторы Г. Э. Ланэ, Ю. Д. Матвеев, Э. Г. Хинкис, В. А. Лебедев и др. Отделение внесло серьезный вклад в развитие музыкальной культуры города. Однако его работа до сих пор детально не исследовалась. Кроме того, в книге Л. В. Янковской «Сквозь магический кристалл» присутствуют серьезные ошибки, касающиеся работы отделения в 1940-х. Автор данной статьи пытался изучить работу иркутских композиторов в военное и послевоенное время, анализируя материалы ГАИО, ГАНИИО, подшивки газет 1943–1952 гг. Также им были найдены родственники композитора Ю. Д. Матвеева.

 

Ключевые слова: Иркутск, композиторы, Ланэ, Матвеев, Хинкис, Лебедев.

 

Рудзей Е. В., Санникова Н. В.

Актуальные вопросы хорового исполнительства и формирования концертного репертуара (на примере участия Хорового консорта ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ в Международном фестивале современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ»)

Статья отражает опыт выстраивания репертуарной политики Хорового консорта ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ Новосибирской консерватории, концертная деятельность которого осуществляется в рамках Международного фестиваля современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ». Различные аспекты традиционного и экспериментального в хоровом исполнительстве рассматриваются сквозь призму творческих и методологических задач хормейстера, составляющего репертуар коллектива из произведений современных авторов.

Современное искусство – явление многостилевое и полижанровое, и этими своими качествами оно ставит перед хормейстерами и певцами ряд интереснейших задач. С одной стороны – это воссоздание художественных моделей прошлых эпох, их интеграция и актуализация в музыкальной современности. С другой – опробация экспериментальных подходов к хоровой композиции и исполнительству, которые реализуются, например, в сочетаниях хоровых тембров, в смешиваниях с инструментальными звучаниями и в звукоизобразительных опытах всевозможных подражаний.

И все же в вопросах выбора репертуара, каким бы интересным и разнообразным он не был ныне, предпочтения склоняются к выбору исконных хоровых жанров – носителей идей духовного совершенствования, национального объединения. Хоровое искусство не должно утрачивать своего основного – «соборного» начала с присущей ему (обусловленного самой формой бытования) функцией коллективного сознания. Хоровая музыка всегда несла весомый ценностный пласт, и впредь должна выполнять нравственно-моделирующую, воспитательную, просветительскую роль.

Ключевые слова: хормейстер, репертуар, хор, исполнительство, традиция, эксперимент, соборность, театральность, духовный, концерт.

 Вестник музыкальной науки 2 (4) 2014
Вестник музыкальной науки 2 (4) 2014
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.