Вестник музыкальной науки 4 (6) 2014

Зубова О. В.

Жанровые разновидности танцев в итальянских танцевальных трактатах XV века

Первые трактаты о танце появились в Италии в XV веке. Их авторы – Доменико да Пьяченца, Антонио Корнацано и Гульельмо Эбрео да Пезаро. Эти руководства, отражающие любительскую практику высших слоев общества, состоят из двух разделов – теоретического и практического (конкретные хореографические описания и музыка) и содержат информацию всего о двух видах танца – о бас-дансе и балло. Музыкальное сопровождение выписано только для балло, бас-дансы могли исполняться под любые известные бас-дансовые мелодии подходящей длины. В балло же музыка и танец неотделимы друг от друга, они часто сочинялись одним человеком. Внутри одной композиции возможны неоднократные смены метра. Всего используется четыре вида метра, называемого в танце мизурой: бассаданца, квадернария, сальтарелло и пива. Названия мизур (все, кроме квадернарии) совпадают с именами популярных танцев того времени. Таким образом, в недрах балло скрыто несколько танцевальных жанров.

У всех балло есть собственные названия. Некоторые балло имеют сюжет или пантомиму. Появившись как индивидуализированные музыкально-хореографические композиции, балло вместе с соответствующими мелодиями переходят из трактата в трактат, приобретая новые хореографические черты у разных авторов и закрепляясь как определенный тип. Постепенно имена танцев становятся нарицательными и, по меньшей мере с точки зрения хореографии, внутри балло утверждаются жанровые разновидности, такие как «Giove» («Юпитер»), «Leoncello», «Mercanzia», «Belriguardo» и другие.

Ключевые слова: ренессансные танцы, балло, бас-данс, Доменико, Корнацано, Гульельмо Эбрео, мизура.

 

Гервер Л. Л.

Инганно как инструмент канонической техники 

Система сольмизации и оперирование тремя гексахордами (натуральным, твердым и мягким) давали композитору возможность изменять структуру soggetti в ричеркарах, фантазиях и других полифонических жанрах посредством техники инганно: тема повторяется без сохранения интервальных шагов, но с неизменными названиями слогов гексахорда.

В канонах же применение инганно приводит к транспозиции отдельных сегментов пропосты при перенесении их в риспосту: точное соответствие между голосами канона сохраняется только на уровне слогов.

Ключевые слова: инганно, система сольмизации, структура soggetti.

 

Григорьева М. А.

К проблеме ладовой специфики в музыке Джезуальдо. 

Гармония переходной – от Возрождения к Барокко – эпохи проблемна для понимания. В ней сочетаются признаки модальности и тональности в ее ранней, специфической, стадии. В статье определяются признаки того и другого, их связь, некоррелятивное взаимодействие, не дихотомия, но амбивалентность. Все это находит отражение в творчестве Карло Джезуальдо, в его ярко индивидуальном преломлении. Автор на основе теоретического обоснования показывает сложный мир гармонии композитора на примере Мадригала из 6-й книги «Tu piangi o Filli mio».

Ключевые слова: модальность, тональность, прототональность, Возрождение, Джезуальдо, мадригал.

 

Рымко Г. А.

О взаимодействии слова и музыки в вокальных композициях раннего барокко 

Вокальная музыка раннего барокко имеет тесные связи с музыкой Ренессанса. Однако жанры, формы и техники письма, перешедшие по наследству от прошлой эпохи, заметно эволюционируют. Каково при этом соотношение музыки и слова: словесный текст, как и раньше, играет основополагающую роль в композиции, или же он отходит на второй план (вследствие активизации музыкальных средств)? По-видимому, роль текста в барочной музыке всё еще остается достаточно весомой. Это можно подтвердить, обратившись к конкретным художественным образцам.

Ключевые слова: вокальная музыка, раннее барокко, форма, жанр, музыка и слово, тексто-музыкальная форма.

 

Шепеленко Н. Б.

Оратория «Иеффай» Дж. Кариссими: становление жанрового инварианта 

В данной статье предлагается опыт исследования формирования жанра оратории в эпоху барокко. В вводной части работы дается характеристика социального контекста эпохи, отношения двух основополагающих концептов Бог – Человек, которые ложатся впоследствии в основу жанрового инварианта оратории. Центральное внимание уделяется разбору оратории «Иеффай» Дж. Кариссими с драматургической, семантической композиционно-структурной позиций. Достаточно детально анализируются хоры, за которыми закрепляются функции: хор-рассказчик, хор-действие, хор-морализатор, хор-комментатор, хор-эмблема, а также главнейший элемент жанрового инварианта оратории – речитатив, где формируются основные типы: нарративный, специфизированный, экспрессивный. В статье определяются основные жанровые типы оратории: эпический, основным репрезентом которого является наличие историка или и рассказчика – произносителя слова (logos); драматический – где жанровыми условиями драмы выступают три обязательных начала: конфликт, единое действие, и, наконец, «драматический узел»; трагический тип оратории который олицетворяет собой некий духовный максимум (коллективное начало, элемент соборности). В выводах даются устойчивые признаки жанрового инварианта оратории (в основе Человек Веры – homo credens) которые сформировались в ораториях Дж.  Кариссими в частности в оратории «Иеффай».

Ключевые слова: оратория, жанровый инвариант, Дж. Кариссими, аффект, антиномия, коммуникативный принцип, концепт, жанровый тип, музыкально-риторическая фигура.

 

Мальцева А. А.

Зарождение теории музыкальной риторики: Иоахим Бурмейстер и тенденции образования в Германии XVI столетия 

Статья посвящена исследованию тенденций образовательных процессов в Германии реформационного периода как факторов, повлиявших на рождение на рубеже XVI–XVII столетий феномена теории музыкальной риторики. В качестве основания для выводов автор исследует роль учебной дисциплины риторики в образовательном процессе латинских школ и гимназий лютеранской Германии XVI века. Для этого автор привлекает перечни дисциплин, изучаемых в Вюртембергской латинской школе и Страсбургской гимназии. Отдельное внимание уделяется осмыслению гуманистических и реформационных мотивов обучения древним языкам (латинскому, греческому и ивриту), риторике, грамматике, синтаксису и этимологии. Центральное место в статье отводится автору первого трактата о музыкальной риторике, теоретику музыкального Барокко Иоахиму Бурмейстеру и особенностям учебного плана Иоганнесшуле города Люнебурга, в которой ему довелось обучаться.

Ключевые слова: музыкальная риторика, музыкально-риторические фигуры, Барокко, Бурмейстер, латинские школы, лютеранство.

 

Варламова Е. Г.

Из доклассической истории симфонии: Антонио Бриоски 

Статья посвящена творчеству Антонио Бриоски – итальянского композитора первой половины XVIII века, принадлежащего к так называемой миланской школе. Автор статьи показывает, как в условиях миланской симфонической школы происходило зарождение доклассической симфонии. Доказывается, что А. Бриоски наряду с Дж. Б. Саммартини (одним из основателей миланской симфонической школы) стоял у истоков этого жанра. Наследие А. Бриоски включает около 50 симфоний, хранящихся в фондах библиотек разных стран в виде партий. В статье рассматриваются особенности его симфоний: исполнительский состав, строение цикла, формообразование, а также некоторые композиционные и стилистические черты. На основе аналитической работы с текстами сочинений А. Бриоски делаются выводы о том, как происходило формирование черт, присущих классической симфонии на композиционном, стилевом, фактурном и др. уровнях. Выявлены самобытные признаки, обусловленные творческим подходом А. Бриоски к трехчастному циклу миланской симфонии. Инструментальные сочинения А. Бриоски, относящегося к числу малоизвестных композиторов предклассической эпохи, являют собой уникальный материал для изучения истории жанра симфонии – в стадии его зарождения и формирования.

Ключевые слова: миланская композиторская школа, Джованни Баттиста Саммартини, Антонио Бриоски, «новый стиль» («nuovo stile»), доклассическая симфония, сонатная форма.

 

Гончаренко С. С.

Об одном принципе доклассического формообразования в поздних квартетах Бетховена 

В статье исследуется принцип метроритмических преобразований стабильного звуковысотного комплекса. Кратко характеризуются этапы его использования в западноевропейской музыке Ренессанса и барокко: в мотетах, в мессах-парафразах, в сюитах и полифонических циклах. В статье указывается, что обращение Бетховена к доклассическим принципам формообразования связано с альянсом ритмического варьирования как способа горизонтального продвижения музыкальной мысли и полифонии.

Автор анализирует отдельные части струнных квартетов Бетховена, созданных в 1824–1826 годы. В статье показаны динамические функции ритмического варьирования как приема тематического развития (ор. 130, 132, 132) и формообразования (ор. 132, 133). Специальное внимание уделяется вопросу о тематической организации в Большой фуге B dur ор. 133. Из последования двойных фуг, темы которых построены на одном звуковысотном комплексе, образуется слитно-циклическая композиция с чертами вариационности и зеркальной симметрии. Рассматривается аклассичность выразительных средств в Увертюре Большой фуги в условиях классической тональной системы.

В синтезе принципов доклассической полифонии, сонатной формы, сонатного цикла композитор находит новые ресурсы, создает уникальные концепции, перебрасывая мосты из прошлого в будущее музыкального искусства.

Ключевые слова: доклассические принципы формообразования, полифония, метроритмическое варьирование, стабильный звуковысотный комплекс, Бетховен, поздние квартеты, тематическое развитие.

 

Еременко Г. А.

Музыкальные коды Ренессанса в творчестве И. Ф. Стравинского 

В статье представлено творчество И. Ф. Стравинского позднего периода. Композитор сохраняет метод «работы по моделям», обращаясь к библейским и литургическим текстам, традициям церковного пения, риторическим фигурам, числовой символике для раскрытия замысла, использует технику канонов и контрапунктической полифонии. Выбор в качестве «первоисточника» письма доклассической музыки обусловлен стремлением сохранить установки предшествующего неоклассического этапа эволюции – опору на универсальные законы организации формы. Стравинский пользуется музыкальными кодами Ренессанса, т. е. правилами старинной музыки, регулирующими его творческий процесс, и ведет поиск способов их обновления с учетом открытий современности. Он разрабатывает авторский метод полифонической композиции – «тональную серийность», включающую приемы 12-ступенной техники, неомодальность и аккордово-гармонический принцип организации. В статье показаны особенности ее применения в значительных сочинениях Стравинского 1950–1960-х годов.

Ключевые слова:     Ренессанс, библейская тематика, полифония, контрапункт, серийная техника

 

Недоспасова А. П.

Итальянский и французский стили в творчестве И. С. Баха: проблемы исполнительской реализации 

Современные тенденции трактовки музыкальных текстов сквозь призму эпохи, в которую они были созданы, рождают дискуссии со сложившимися в XIX–XX вв. исполнительскими принципами, чуждыми идеям историзма, актуальными в наши дни. Итальянский концерт и Французская увертюра И. С. Баха принадлежат к сочинениям, отразившим сосуществование национальных стилей в западноевропейской музыке эпохи Барокко. Развиваясь независимо и параллельно, итальянский и французский стили демонстрировали различия художественных вкусов, обусловленные спецификой способов выражения эмоций (жанровые предпочтения) и особенностями музыкальной речи (фразировка, артикуляция, ритм).

И. С. Бах, тщательно изучивший особенности итальянской и французской музыки, был знаком с тем, что итальянцы и французы не только по-разному записывали музыку, но и по-разному интерпретировали текст. В этом контексте на примере избранных сочинений рассматриваются вопросы реализации орнаментики, ритма, артикуляции, фразировки, темповых характеристик.

Иностранные музыкальные элементы стали частью собственного неповторимого почерка И. С. Баха, благодаря этому искусство обогатилось непревзойденными сочинениями, открывшими дорогу новым стилевым перспективам в музыкальном творчестве.

Ключевые слова: И. С. Бах, французский и итальянский стили, вопросы интерпретации барочных музыкальных текстов.

 

Тюваев И. Б.

Некоторые аспекты стиля вокальных жанров ранней музыки и исполнительская практика 

В конце ХХ века возросла требовательность к подлинному, так называемому аутентичному исполнению, правильному толкованию стиля музыки, отделенному от нас огромным временным пластом в 300-400 лет. Аутентичное исполнение, отвергая произвол по отношению к нотному тексту, вместе с тем отнюдь не означает рабского подчинения ему. В статье под ним подразумевается скорее целостное осмысление произведения, базирующееся на основательном, прежде всего, стилистическом анализе всех его компонентов.  Работа касается, прежде всего, особенностей вокального стиля ранней музыки. В ней обобщены знания, необходимые профессионалу на первоначальном этапе изучения стилистики исполнения ранней музыки. Представлен ряд факторов, которые могут помочь найти технические ключи к проблеме стиля. Среди них: контроль дыхания; правильное произношение слов на любом языке; разграничение духовного, светского и придворного репертуара; понимание особенностей полифонии того времени; правильная фразировка; верное использование приема вибрато; подбор качественного ансамбля высоких голосов, в частности – контр-теноров.  Статья сопровождается комментариями работы автора над исполнением «Мессы папы Марчелло» Палестрины в качестве художественного руководителя вокального ансамбля Новосибирской государственной филармонии «Маркеловы голоса». Приводятся примеры наиболее точных, с точки зрения автора, исполнителей ранней вокальной музыки. Работа проиллюстрирована таблицей, в которой представлены в хронологическом порядке различные виды раннего вокального репертуара вплоть до ХVII века и отмечены те стилистические факторы, которые необходимо обязательно учитывать при их исполнении.

Ключевые слова: Барокко, Возрождение, стиль вокальной музыки, аутентичность, Палестрина, Монтеверди.

 

Лесовиченко А. М.

Западная медиевистическая проблематика в трудах советских музыковедов 

Статья посвящена осмыслению логики развития музыкальной медиевистики в нашей стране. Основное внимание уделяется советскому периоду, когда по идеологическим причинам изучение религиозно ориентированного средневекового музыкального творчества не поощрялось. Отмечается особое значение трудов М. А. Сапонова.

Ключевые слова: западное Средневековье, древнерусская музыка, менестрели, знаточество, концептуалистика.

 

Курленя К. М., Шнайдер Ю. П.

Неизвестные страницы истории советского балета 

В статье на основе архивных документов – Протоколов заседаний Художественного совета при ГАТОБе – впервые вводимых в научный обиход музыкознания, рассматриваются начальные этапы становления советского балета. Классифицируется и анализируется сюжетика балетных либретто, переданных для рассмотрения в Художественный совет. Намечаются основные темы, тенденции и подходы к формированию жанрового своеобразия в соответствии с необходимостью воплощения актуальной в те годы революционной социалистической проблематики в балетном спектакле. Отдельно отмечается организационная и художественно-аналитическая миссия И. И. Соллертинского, который был постоянным членом Художественного совета, а также неоднократно выполнял функции «главного секретаря» на его заседаниях.

Ключевые слова: Художественный совет при ГАТОБе, Соллертинский, балет, либретто.

 

Шиндин Б. А.

А. М. Кац – профессор Новосибирской консерватории: к 90-летию со дня рождения 

Статья посвящена юбилею А. М. Каца – выдающегося дирижера и талантливого педагога, отдавшего консерватории 45 лет своей жизни. Здесь он создал класс симфонического дирижирования, в котором учились такие известные дирижеры, как Василий Синайский, Вольдемар Нельсон и др. Еще одна сфера деятельности Маэстро была определена задачей воспитания высокопрофессиональных музыкантов. В основе его педагогической системы лежала идея возможно раннего включения студента в ситуацию профессионального оркестрового музицирования. Работая с консерваторской молодежью, А. М. Кац готовил музыкантов для «своего» филармонического оркестра. Этот опыт был результативен и для учебного процесса, и для будущей деятельности выпускников консерватории.

Ключевые слова: Кац, дирижер, педагог, юбилей, консерватория, оркестровый факультет, система воспитания музыкантов.

 Вестник музыкальной науки 4 (6) 2014
Вестник музыкальной науки 4 (6) 2014
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.