Вестник музыкальной науки 1 (7) 2015

Хауштайн Х.

Текстовые основы Cantiones sacrae (1625)  Генриха Шютца. К постановке проблемы

(Перевод с нем. А. А. Мальцевой)

В статье рассматривается собрание мотетов для четырех голосов и генерал-баса Cantiones sacrae (ор. 4) в контексте творчества Генриха Шютца, прослеживается история изучения источников текстовой основы Cantiones sacrae в научной литературе, уделяется внимание открытым вопросам данной темы.

Ключевые слова: Генрих Шютц, Cantiones sacrae, Барокко, музыка Германии, Андреас Мускулус, Ханс Ульрих фон Эггенберг

 

Осиян Е. В.

Стилевые закономерности композиции органумов в контексте основных категорий средневекового мышления

Статья посвящена рассмотрению особенностей отношения к понятию «музыка» в Средние века, специфики составляющих элементов ранних форм европейского многоголосия и обусловленности их существования мировоззренческими установками Средневековья, причин и условий перехода от  монодийного к полифоническому мышлению.

Ключевые слова: монодия, григорианский хорал, многоголосие, органум,  мировоззрение, символизм, композиция, богослужение, авторское искусство.

 

Смирнова Т. В.

«O voi che sospirate» Джона Копрарио: от мадригала к фантазии

Статья посвящена одной, но весьма примечательной для английского музыкального искусства рубежа XVI-XVII веков инструментальной композиции и ее создателю Джону Копрарио (1570/1580 – 1626), широко известному в свое время педагогу, исполнителю на виоле и композитору. Сохранившееся наследие и известные факты биографии «итальянизированного англичанина» позволяют оценить значение творческой деятельности Копрарио для истории английской музыки и осознать его уникальное положение среди выдающихся коллег ‑ соотечественников и современников (Уильям Бёрд, Томас Морли, Орландо Гиббонс, Джон Доуленд и др.). С именем Копрарио обычно связывают появление в английской музыке особой разновидности фантазии (предназначенной, как правило, для виольного консорта), называемой «инструментальным мадригалом» или «мадригальной фантазией». В композициях подобного типа яркое претворение получает гуманистическая концепция imitatio. Среди многочисленных образцов мадригальной фантазии Копрарио (их у композитора около 60) выделяется сохранившаяся без названия пьеса, сегодня также известная под заголовком «O voi che sospirate» (соответственно инципиту итальянского мадригала Луки Маренцио). Эта пьеса, появившаяся в результате приобщения английского музыканта к «новомодному» итальянскому жанру мадригала и «авангардным» поискам хроматистов XVI века, рассматривается с учетом сложившихся профессиональных традиций собственно английского музицирования.

Ключевые слова: Копрарио, Маренцио, Петрарка, Англия, мадригал, фантазия, пародия, консорт.

 

Перевалова А. В

Трактовка «морской маски» в двух «Бурях» на либретто Томаса Шедуэлла: Иэлем Хамфри и Генри Пёрселл

Статья посвящена сравнению двух вариантов «морской маски», добавленной Т. Шедуэллом в текст V акта при создании либретто для нового спектакля – semi-оперы по шекспировской «Буре». Автор затрагивает такие вопросы, как история возникновения нового текста пьесы, текстовые и драматургические модификации, возникшие в результате кардинальной переработки источника, а также выявляет функциональность этой вставной сцены в общей драматургии спектакля. Особое внимание уделяется музыкально-стилистической специфике каждой из версий маски. При этом обнаруживается не только сосуществование французских, итальянских и английских музыкальных традиций, но и их гармоничное взаимодействие, определяющее неповторимость музыкальных решений, выполненных П. Хамфри и Г. Пёрселлом.

Ключевые слова: Шекспир, Буря, маска, полуопера, Шедуэлл, Хамфри, Пёрселл.

 

Файн Я. Н.

Загадки И. С. Баха

В статье рассматривается проблема понимания некоторых сторон музыки И. С. Баха со времени ее появления по сей день. Баховские «загадки» обнаруживаются практически во всех ракурсах и сферах музыки. В статье выделены некоторые из них, весьма выразительные и показательные, в области фугированной композиции, затрагивающие закономерности гармонии (специфика построения тонального ответа), формы (закономерности применения симметрии), символики (мотивы-образы, их семантика и интерпретация; проблема соотношения сознательного и подсознательно-интуитивного в творческом процессе Баха). Цель статьи состоит в побуждении музыкантов – исследователей, исполнителей, педагогов – к интуитивно-творческому погружению в образный мир баховской музыки, к преодолению сложившихся догм и стереотипов в этом мире.

Ключевые слова: гармония, символика мотивов, симметрия, тональность, тема и ответ, форма, фуга.

 

Монахова М. В.

Первая масонская песня

Статья посвящена рассмотрению первой масонской песни как феномена, а также как части многоуровневого контекста. Опираясь на источники на иностранных языках, автор реконструирует систему масонских музыкальных жанров, сформировавшуюся в XVIII веке, вскоре после возникновения самого Ордена. Через призму интереса к первой масонской песне рассматривается включающий ее сборник – «Поющая Муза на Плейсе» (Singende Muse an der Pleisse, 1736) Сперонтеса. Затрагивается вопрос бытования песни в Германии в обозначенный период. Одним из результатов предпринятого исследования является идентификация песни среди других, входящих в сборник, произведенная на основе краткой информации, приводимой исследователями. Верность атрибуции подтверждается фактом последующей публикации песни Ihr Schönen höret an в масонском сборнике песен. В статье предпринимается анализ текста, демонстрирующий опосредованную связь с масонским кругом образов. Наблюдения над техникой создания и логикой использования музыкального материала позволяют сделать вывод об отсутствии в первой масонской песне специфической музыкальной стилистики.

Ключевые слова: масонская песня, масонская музыка, немецкая песня, масонский музыкальный стиль.

 

Мальцева А. А., Панкина Е. В., Санникова Н. В., Светлова О. А.

Дни старинной музыки в Новосибирской консерватории

Статья повествует о состоявшемся 28-30 октября в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки международном проекте «Сибирский органный форум» и прошедшей в его рамках научно-практической конференции «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы истории, теории и практики». Рассказывается о многолетнем взаимодействии австрийской (г. Грац) и Новосибирской органных школ, кратко освещается история изучения доклассической западноевропейской музыки в Новосибирской консерватории, дается обзор географии участников и тематики докладов прошедшей конференции.

Ключевые слова: Новосибирская государственная консерватория, конференция, Сибирский органный форум, доклассическая музыка, Гюнтер Рост, Роман Насонов.

 

Белоносова И. В.

Мадригалы Владимира Пономарева: особенности прочтения жанра

Обращение современных композиторов к жанрам, возникшим в отдаленные исторические эпохи, стало характерной особенностью музыкальной культуры ХХ в. Наибольший интерес представляют примеры, в которых отражаются принципы искусства эпохи Возрождения. В эту эпоху были созданы величайшие образцы во всех видах искусства. В музыке в этот период наивысшего расцвета достигает жанр мадригала. Данная статья освещает проблему воплощения жанровых особенностей мадригала в музыке красноярского композитора В. Пономарева. Рассматриваются характерные признаки жанра, его истоки, условия бытования. Отмечается своеобразие композиции циклов В. Пономарева. Композитор использовал в своих мадригалах стихи сибирских поэтов. В принципах композиции циклов В. Пономарева можно усмотреть признаки «эстетики чисел», которая была распространена в Западноевропейском искусстве в период расцвета жанра мадригала.

Ключевые слова: мадригал, эпоха Возрождения, лирический жанр, «эстетика числа», Владимир Пономарев, тетради мадригалов, стихи сибирских поэтов.

 

Демидова Е. П., Робустова Л. П.

«Нелинейное письмо» как один из аспектов творчества Ю. Шибанова. (К 75-летнему юбилею композитора и педагога)

Творчество Ю. Шибанова рассматривается под определенным углом зрения: исследуется некоторые методы его работы (объединенные в общее понятие нелинейное письмо) как отражение современной мировой композиторской проблематики. Анализ методов композиторского творчества предваряется общим обзором деятельности композитора, а также современного состояния культурного пространства, характеризующегося в мире понятием глобализации, где одним из следствий этого процесса явился феномен нелинейного письма, нашедший отражение в музыке Ю. Шибанова.

В статье впервые описаны такие методы современной композиции (авторство принадлежит Ю. Шибанову), как метод ладовой генерации звукорядов, метод конечных разниц и звукорядных операций, а также техника арборесценций (вариационность, блочность, сериальность, тематическое прорастание ткани). Для примеров представлены следующие сочинения композитора: «Посвящение» для фортепиано с оркестром, «Бесы» для симфонического оркестра, «Ричеркар» из сюиты «Чакона. Ричеркар. Канцона» для 3-х роялей и 6-ти исполнителей, «Бражная литургия» для солиста и большого 6-тиголосного хора, «Синфония на 6-ти нотах» для большого симфонического оркестра, Симфоническая сюита («Посвящение», «Элегия», «Бесы», «Пора») по стихам А. Пушкина, кантата «Ябеда» для солистов и хора на стихи А. Сумарокова и В. Капниста.

Ключевые слова: глобализация, нелинейное письмо, композитор, творчество, современность.

 

Штуден Л. Л.

Размышляя о феномене Сильвестрова…

Настоящее эссе представляет собою монолог-размышление о музыке выдающегося украинского композитора Валентина Сильвестрова. Разговор идет о стиле композитора, средствах музыкальной выразительности, семантике его творчества в поставангардный период. Особое внимание уделено определяющей в музыке киевского мастера идее «постлюдийности», созвучной с идеей конца Истории человечества.

Ключевые слова: музыкальный авангард, постлюдийность, метамузыка, багатель, космическая пастораль, пианомания, тембровое эхо, фоновая педаль, кластер.

 

Леонова Н. В., Овчарова М. А., Шахов П. С.

Исследование свадебного фольклорно-этнографического комплекса мордвы Сибири

Статья посвящена описанию нового научного проекта, проводимого в Новосибирской консерватории при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Целью данного проекта является описание и исследование свадебной обрядности мордовских переселенцев, проживающих на территории юго-восточной части Сибири, выявление процессов ее трансформации в период с первой половины XX до начала XXI века.

Исследование имеет комплексный характер, объединяет и коррелирует исторические, этнографические, фольклористические и этномузыкологические принципы изучения и опирается на широкий круг впервые вводимых в научный оборот архивных, статистических, этнографических и музыкально-фольклорных данных. Основу источниковой базы исследования составляют полевые материалы (аудио-, видеозаписи, фотографии), собранные авторами проекта в 1998–2013 гг. (с 2007 г. – также при финансовой поддержке РГНФ) в районах Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской и Новосибирской областей, Республики Хакасии от эрьзянских и мокшанских переселенцев. Итогом данного проекта явится подготовка монографии «Свадебная обрядность мордвы Сибири: опыт комплексного исследования процессов адаптации и трансформации», в структуру которой будет входить исследовательский раздел, приложения, включающие описание свадебных обрядов мордвы (эрзя и мокша) сибирских локальных традиций, схемы, таблицы, иллюстративный материал, нотировки, комментарии.

Ключевые слова: этномузыкознание, фольклористика, этнография, комплексные исследования, традиционная культура сибирских переселенцев, свадьба мордвы, межкультурные взаимодействия, процессы трансформации.

 

Татаринова А. Д.

Якутский круговой танец оһуохай Хангаласского улуса

В статье рассматриваются образцы якутского оhуохай, записанные в 2010-2011 годах в Хангаласском районе Якутии во время экспедиции ИГИиПМНС СО РАН «Современное состояние круговых танцев осуокай или Запевалы осуокая в памяти народной». Исследовательский интерес к этим материалам вызван тем, что в филологических и этномузыкологических трудах варианты кругового танца данной локальной традиции практически не представлены. В статье анализируются запевы, записанные от трех информантов Хангаласского района, и сравниваются с напевами других локальных традиций. Результаты анализа показывают, что образцы кругового танца двух хангаласских информантов близки между собой. При этом, их метроритмическая организация сходна с оhуохай заречных и вилюйских районов, а мелодическая линия, которая опирается на нисходящие квартовые или терцовые интонации с опорой на нижнем тоне звукоряда, обладает локальными чертами. Запев третьего информанта по своим метроритмическим и звуковысотным параметрам близок к образцам традиции Мегино-Кангаласского района. Следует отметить тот факт, что хангаласская деревня, где родилась запевала, в досоветский период входила в состав вышеуказанного района. Таким образом, целесообразно проводить изучение локальных традиций разных жанров якутского фольклора, опираясь на старые карты административного деления.

Ключевые слова: якутский фольклор, круговой танец, ohуохай, локальные традиции, Хангаласский улус, анализ запевов.

 

Елиференко Л. Л., Сыченко Г. Б.

К истории изучения интонационной культуры сагайцев

В статье рассматривается история изучения интонационной культуры хакасов-сагайцев. Выявляется постепенное формирование проблематики, связанной с изучением данной диалектной группы хакасов, ее выделение из общего этномузыкологического рассмотрения музыкальной культуры хакасов. Более подробно анализируются вклад новосибирских ученых в собирание и изучение музыкальной культуры хакасов и ее рассмотрение с позиций диалектно-локального подхода.

Ключевые слова: интонационная культура хакасов-сагайцев, история изучения, диалектно-локальный подход

 Вестник музыкальной науки 1 (7) 2015
Вестник музыкальной науки 1 (7) 2015
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.