Вестник музыкальной науки Т.8 №1 2020

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В XIX в.: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ РАКУРС

М.А. Бурматов

Аннотация: В статье представлен анализ песнетворчества в России на протяжении XIX в. Отмечен весомый вклад таких композиторов, как А.А. Алябьев, М.И. Глинка, А.Л. Гурилев, М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и др., создававших в те далекие годы произведения, ставшие шедеврами отечественного музыкального искусства. Автор фиксирует влияние идей романтизма на формирование национальной песенной традиции. Обозначено место и роль романса как важнейшего жанра камерного творчества. Подчеркнута значимость творческого наследия композиторов Г.Н. Теплова, Ф.М. Дубянского, О.А. Козловского, заложивших основы этого жанра в отечественном музыкальном искусстве. Признается заметный вклад «поэтов-песенников» Г.Р. Державина, А.Ф. Мерзлякова, И.И. Дмитриева, М.М. Хераскова, В.А. Жуковского, Ю.А. Нелединского-Мелецкого, А.А. Дельвига, Н.Г. Цыганова, А.В. Кольцова и др. в создание образцов камерного искусства. Раскрыты различные формы романсовой лирики (романс-песня, романс-баллада, романс-элегия и т.д.). Проанализированы основные направления отечественной песенной культуры в XIX в., когда наметились основные жанры песнетворчества, определились основные формы бытования песни в российском обществе. Рассмотрено влияние фольклорной составляющей в отечественной песенной культуре, рост популярности среди населения агитационных и революционных песен. Линии развития общезначимых явлений
в музыкальной жизни показаны через призму эстетических и социально-политических процессов проистекавших в государстве. Сделан вывод о необходимости использования самобытного творческого опыта прошлых лет в современной музыкальной культурной практике.

Ключевые слова: песня, романс, песенное творчество, XIX век, музыкальное искусство, Россия.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бурматов, М.А. Тенденции развития российского песенного творчества в XIX в.: искусствоведческий ракурс. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 5–11.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10001.

 

 

РОМАНТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX в.

З.М. Денисова

Аннотация. Объектом настоящего исследования является процесс возрождения романтических тенденций в музыке отечественных композиторов последней трети XX столетия. Предметом исследования выступает музыка отечественных композиторов указанного периода. В работе акцентируется, что, несмотря на преобладание авангарда в музыке отмеченного периода, мастера неожиданно и экстремально меняют свою стилевую ориентацию. В творчестве композиторов наблюдается усиление философско-концептуального начала. Этот процесс связан с поиском духовной составляющей, с миропереживанием творцов, их реакцией на реалии современного мира. В работе подчеркивается, что неоромантизм не возобновляет в полной мере эстетику романтизма, включающую как идеологическую, так и техническую стороны. Важным наблюдением настоящей работы также представляется взаимодействие неоромантизма последней трети XX столетия с различными стилевыми тенденциями времени. Основные выводы исследования заключаются в том, что романтические тенденции ярко проявились в творчестве отечественных композиторов последней трети XX столетия. 
На основе последовательного анализа автором статьи выявляются их характерные черты, среди которых устремленность к красоте как эстетической категории, к постижению внутреннего мира человека во всей его сложности, к лирически-проникновенному тону высказывания, а также рефлексия, синтетическая природа, предпочтение малым формам. Эти и другие наблюдения позволяют ставить вопрос о формировании неоромантизма как самостоятельного и цельного художественного феномена 
в музыкальном искусстве.

Ключевые слова: музыка, текст, тенденции, рефлексия, самопогруженность, медитативность, интонация, жанр, тишина, лирика.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Денисова, З.М. Романтические тенденции в отечественной музыке последней трети
ХХ в. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 12–21.
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10002.

 

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВ ИМЕНИ С.В. РАХМАНИНОВА В XXI в.

А.А. Мальцева, Н.В. Хоробрых

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению деятельности обществ имени С.В. Рахманинова в XXI в. Данная тема актуальна для современной музыкальной науки, поскольку в изменившемся цифровом пространстве музыкальные содружества как значимые культурные институции приобретают новые формы функционирования. В результате обзора путей формирования многообразных музыкальных обществ, ведущих свое начало еще с XVI в., определены процессы развития и изменения музыкальных содружеств, возрастание их роли от столетия к столетию. Исследованы история создания, состав, основные направления деятельности обществ имени С.В. Рахманинова, которые находятся в России (Москва и Санкт-Петербург), Украине (Одесса), Германии (Дармштадт), Великобритании (Лондон), Австрии (Вена); выявлены их особенности с учетом задач, местонахождения, уровня ресурсного обеспечения и других факторов. В опоре на такие категории, как «цифровизация», «интерактивность» и «коммуникационный человек», рассматривается вопрос о включенности музыкальных обществ имени С.В. Рахманинова в информационную реальность XXI в.: авторы выявляют три типа площадок Интернет-пространства, на которых отражена информация о функционировании обществ имени С.В. Рахманинова, приходят к выводу о том, что на данном примере видны тенденции встраивания музыкального мира в технологическую и информационную среду, закрепления новых форм коммуникации в целях актуализации творчества композиторов прошлого.

Ключевые слова: Сергей Васильевич Рахманинов, музыкальное общество, цифровая реальность, интерактивность, XXI век. 
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Мальцева, А.А., Хоробрых, Н.В. Функционирование обществ имени С.В. Рахманинова в XXI в. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 22–30. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10003.

 

 

Э.С. ЛЕБЕДЕВА: КОНЦЕПЦИЯ БИОГРАФИИ А.С. ПУШКИНА

Н.С. Серегина

Аннотация. Элеонора Сергеевна Лебедева – автор лекций и методических разработок обзорных и тематических экскурсий Всесоюзного Пушкинского музея, основатель и редактор серии «Пушкинская эпоха. Христианская культура». Ее научные разработки и курсы лекций сложились в единую концепцию, в которой эволюция творчества А.С. Пушкина рассматривается в контексте истории православной России. Она задалась вопросом и ей удалось проследить историю празднования дня Крещения Руси, обратить внимание на отношение Пушкина к датам церковного календаря, на образы Древней Руси в Петербурге. Она и авторы ее серии «Пушкинская эпоха…» нашли связи Пушкина с христианскими святыми и святынями. Биография Пушкина рассматривается ею в связи с биографиями А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, трактуемыми также в координатах христианства. Лебедевой удалось расширить круг источников о музыкальных информаторах Пушкина – Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон, Каролина Собаньская – по теме Моцарта и Сальери, Французской революции 1789 г., – оказавших влияние на ряд произведений поэта (в статьях Э.С. Лебедевой «Моцарт, Пушкин и нищий музыкант» и «Дорогая Элленора…» и др.).

Ключевые слова: Пушкин, Моцарт, Теппер де Фергюсон, Каролина Собаньская, Грибоедов, Лермонтов. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Серегина, Н.С. Э.С. Лебедева: концепция биографии А.С. Пушкина. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 31–43. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020- 10004.

 

 

РЕЦЕПЦИЯ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ТЕКСТОВ В РУССКОМ КЛАССИЧЕСКОМ РОМАНСЕ НА СЛОВА А.С. ПУШКИНА

И.М. Кривошей

Аннотация. В данной статье речь идет о рецепции ветхозаветных текстов и их роли в формировании смыслового пространства русской камерной вокальной музыки на слова А.С. Пушкина. Под рецепцией (от лат. receptio – приятие) в работе понимается заимствование русской культурой ветхозаветных идей, символов, образов и сюжетов. Указанный рецепционный процесс нельзя назвать спонтанным, он обусловлен всем ходом развития русской культуры. Среди многих факторов, сыгравших значимую роль в ее становлении, отметим два смыслообразующих конструкта: Священное Писание и творчество Пушкина. С появлением на Руси Библии связывается формирование славянского литературного языка; Пушкин заложил основы русского современного литературного языка. Придание этим факторам особой значимости связано с тем, что в основе вокального произведения лежит словесный текст. Слово актуализирует в языке национальные особенности восприятия и переживания мира и наиболее адекватно транслирует культуру. Творцы русского классического романса не могли не испытать «давления» культуры, так как любой художник не может творить вне рамок ментального поля, к которому он принадлежит. Анализ показал, что библейские рецепции в русском романсе подчинены осмыслению ключевых концептов русской культуры – любовь и творчество поэта. Манифестация идей обожения поэта и любовного состояния мира в русском романсе на слова Пушкина свидетельствует 
о рецепции Книги Иова, Книги Пророка Исаии и Книги Песни Песней Соломона. Многочисленные вариации музыкальных версий библейских парафраз Пушкина удостоверяют непрерывность рецепционного процесса. В таком контексте делается вывод: рецепция ветхозаветных текстов в пушкинских романсах есть отражение ментальных традиций русской культуры, библейской в своей основе.

Ключевые слова: русский романс, Пушкин, Библия, Ветхий Завет, рецепция, любовь, поэзия. Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Кривошей, И.М. Рецепция ветхозаветных текстов в русском классическом романсе на слова А.С. Пушкина. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 44–52. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10005.

 

 

ПУШКИН, ГЛИНКА, ЛЁННРОТ И МУЗЫКАЛЬНАЯ «КАЛЕВАЛА» КОМПОЗИТОРОВ КАРЕЛИИ

Т.В. Красковская

Аннотация. Празднования 150-летия первого издания эпоса «Калевала» стало главным культурным событием 1985 г. для Карелии. В эти годы в творчестве композиторов советской Карелии наблюдается особенный интерес к жанру вокально-симфонической поэмы. На калевальскую тему создан ряд поэм: «Слезы – жемчуга» А.С. Белобородова, «Поэма о железе» Б.Д. Напреева, «Заговор Лоухи» Р.Ф. Зелинского, «Поэма о Вяйнямёйнене» В.Н. Угрюмова и «Рождение кантеле» В.Я. Шинова. Все поэмы в большей или меньшей степени наследуют черты «большого» соцреалистического кантатно-ораториального стиля, но в то же время демонстрируют поиск новой музыкальной стилистики, связанной с метроритмическими особенностями калевальского восьмисложника и ладогармонической основой рунического напева. В большинстве «калевальских» поэм в качестве литературной основы используется перевод Л.П. Бельского, который стал самым авторитетным переводом «Калевалы» 
во времена cоветской власти. Известно, что на литературный стиль переводчика оказал влияние А.С. Пушкин. Пушкинский стиль перевода народного карело-финского эпоса представлял собой эталон гармоничного сочетания «высокого» поэтического искусства и народной мудрости, благодаря чему звучал в унисон с советской идеологией. В статье также проведены параллели между композиционными методами авторов «калевальских» поэм и великих современников Пушкина – Глинки и Лённрота.

Ключевые слова: Пушкин, Глинка, Лённрот, Калевала, профессиональная музыка Карелии. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Красковская, Т.В. Пушкин, Глинка, Лённрот и музыкальная «Калевала» композиторов Карелии. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 53–60. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10006.

 

«ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ» А.С. ПУШКИНА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКЕ XX–XXI вв.

М.В. Холодова, Е.Д. Семенцова

Аннотация. В данной статье впервые представлена историография музыкальных воплощений пьесы А.C. Пушкина «Пир во время чумы», являющейся финалом Болдинского цикла, где писатель размышляет над духовно-нравственными проблемами человеческого бытия. Наряду с другими «маленькими трагедиями», пьеса «Пир во время чумы» обрела сценическую жизнь, прежде всего, в оперном жанре. В историю отечественной музыки XX в. вошли одноименные оперы Ц.А. Кюи и С.С. Прокофьева. Вместе с тем панорама художественных интерпретаций пушкинского сочинения значительно шире. Работа по реконструкции хронографа музыкальных рецепций «Пира во время чумы» выявила достаточно широкий круг отечественных композиторов XX–XXI вв., обратившихся к пушкинскому тексту в качестве литературно-поэтической основы. В статье отображен корпус разножанровых сочинений – опера, рок-опера, музыка к спектаклю и кинофильму, симфония, вокальные опусы. Авторами исследования утверждается, что пьеса А.С. Пушкина имеет интересную судьбу в отечественной музыкальной культуре, продолжая вдохновлять современных авторов на создание новых произведений, доказывающих универсализм и непреходящую актуальность смысловых идей «Пира во время чумы».

Ключевые слова: Пушкин, Пир во время чумы, отечественная музыкальная культура, музыкальный театр XX–XXI вв., художественная интерпретация. 
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Холодова, М.В., Семенцова, Е.Д. «Пир во время чумы» А.С. Пушкина в отечественной музыке XX–XXI вв. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 61–67. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10007.

 

 

ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ ЛЯ МИНОР МАЙКЛА НАЙМАНА – ОБРАЗЕЦ «МИНИМАЛЬНОГО МИНИМАЛИЗМА»

А.П. Недоспасова, М.С. Копаева 

Аннотация. В статье рассматривается малоизвестный в России Фортепианный концерт ля минор (1993) современного британского композитора Майкла Наймана. Отмечается, что композитор, взяв за основу музыку к киноленте «The Piano», создал самостоятельное произведение крупной формы, цельность восприятия которого не зависит от того, знаком ли слушатель с фильмом. Анализ композиционных методов, формы концерта и способов развития музыкального материала показывает его эклектичную сущность. М. Найман предстает в этом сочинении композитором, владеющим современными методами работы с тематическим материалом, и одновременно, склонным к романтическому развертыванию циклической формы. Концерт является результатом использования как статических, так и динамических методов развития формы, разработки смыслового и выразительного потенциала тем. Интонационные мотивы-модели, которые могут быть на первом плане, а могут смешиваться друг с другом, создают движущуюся одновременно в разных направлениях сложно организованную звуковую массу. Представляется, что задачей композитора является поиск баланса между вкусами широкой слушательской аудитории и знатоков-профессионалов, между массовой музыкой и элементами академического искусства. В результате образуется сложный синтез явлений музыкального искусства прошлого и настоящего, в котором видятся перспективы и стратегии дальнейшего развития академической музыки.

Ключевые слова: Майкл Найман, The Piano, киномузыка, современный фортепианный концерт, минимализм, эклектика. 
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Недоспасова, А.П., Копаева, М.С. Фортепианный концерт ля минор Майкла Наймана – образец «минимального минимализма». Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 68–78. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10008.

 

 

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ В СОНАТЕ ДЛЯ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ МОРИСА БОНФЕЛЬДА

Г.П. Овсянкина, Е.Н. Яковлева

Аннотация. Статья посвящена семантическому анализу одного из значительнейших произведений крупного ученого, композитора, педагога, музыкального критика Мориса Шлемовича Бонфельда (1939–2005) – Сонате для двух фортепиано. Цель исследования – раскрытие неординарного музыкального содержания Сонаты и выявление корреляции между научными интересами музыканта и их практической реализацией в композиторском творчестве. Отмечается, что в этой музыке семантичны не только отдельные выразительные детали, включая тональность, интонацию, фактурные формулы, но и жанр и форма. Носителями семантики становятся интертекстуальные переклички с тремя самобытными стилями – Баха, Дебюсси, Шостаковича. Доказывается, что претекстами стали «Затонувший собор» Дебюсси, Второе фортепианное трио Шостаковича и переинтонирование наиболее трагических прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» Баха. Эти произведения как бы знаки трагического ветхозаветного события. Высказана гипотеза, что в Сонате для двух фортепиано воплощен исход древних иудеев. На примере своей композиторской практики Бонфельд доказывает важнейший научный постулат, который прошел через всю его исследовательскую жизнь и обозначен им как художественная действительность. Соната становится крупнейшим воплощением лирико-философского фортепианного стиля.

Ключевые слова: виды музыкальной семантики, интертекстуальные связи, лирико-философский стиль, образы рефлексии, прелюдия и фуга, полифонические методы. 
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Овсянкина Г.П., Яковлева, Е.Н. Роль музыкальной семантики в Сонате для фортепианного ансамбля Мориса Бонфельда. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 79–88. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10009.

 

 

КАМЕРНАЯ ОПЕРА «ЕР-ТОСТИК» А. МАНОЦКОВА: К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КУЛЬТУР

М.Т. Кокишева, Ж.А. Сафиева

Аннотация. В работе ставится задача рассмотреть пути взаимодействия текстов культур на примере казахской камерной оперы «Ер-Тостик» российского композитора-современника Александра Маноцкова, поставленной на сцене театра «ARTиШОК». Уникальность произведения заключается в том, что кочевое мировоззрение, осмысленное в рамках казахской народной сказки, трактуется через «язык» новых композиционных техник, характерных для авторов модернистской и постмодернистской эпохи. Учитывая политекстовую специфику произведения, где задействованы текст этнической архаики, элементы традиционного музыкального мышления, современные методы композиции, наиболее подходящую методологию в его анализе, осмыслении, оценке мы находим в теории семиотики. В этом смысле 
«Ер-Тостик» проявляет себя как текст со всеми качествами, присущими тексту культуры. Анализ показал, что произведение Маноцкова закрепляет сложившуюся мировую тенденцию современного театра, когда на первый план выдвигается творческий поиск композитора, его индивидуальность и концепция, позволяющая свободно оперировать внутри заданного жанра. При этом для казахстанского музыкального театра это явление уникальное, где впервые произведение архаичного пласта трактуется приемами постмодернистской эпохи, образуя органичный синтез древней и новейшей культур.

Ключевые слова: Ер-Тостик, камерная опера, Александр Маноцков, современный театр, синтез культур. Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Кокишева, М.Т., Сафиева, Ж.А. Камерная опера «Ер-Тостик» А. Маноцкова: к вопросу о взаимодействии культур. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 89–98. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10010.

 

 

ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕТИЧНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ 
М. ЧЮРЛЕНИСА

Н.П. Коляденко, С.Н. Лосева

Аннотация. В статье рассматривается тесная связь визуального и слухового начал в музыкальной одаренности М.-К. Чюрлениса, создавшего один из вариантов инициированной музыкой «музыкальной живописи». На основе синопсии (цветного слуха) композитора-художника выявляется синестетичность его музыкального и живописного творчества. Устанавливается параллелизм в музыке и изобразительном искусстве, проявляющийся в полифоничности его мышления, совпадении композиционного строения и языковых средств создания образов. В аспекте межчувственных ассоциаций анализируется живописный триптих «Соната моря» и трехчастный цикл фортепианных «пейзажей» «Море». Синестетичность живописного цикла «Соната моря» выявляется с помощью создания «гештальтов звучания картины», основанных на взаимосвязи визуальных и акустических образов и учитывающих их акустические параметры. Результаты анализа дают возможность расширить понимание музыкальной живописи Чюрлениса и специфики его музыкальной одаренности.

Ключевые слова: синестетичность, музыкальная одаренность, музыкальная живопись, слухозрительная синестезия. 
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Коляденко, Н.П., Лосева, С.Н. Проявления синестетичности музыкальной одаренности в творчестве М. Чюрлениса. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 99–106. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10011.

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКЕ

Л.В. Гаврилова

Аннотация. Статья посвящена выявлению региональных особенностей становления профессионального композиторского творчества и образования в Красноярске. Активизация в последние десятилетия исследовательского интереса к истории развития музыкальной культуры сибирских городов выдвигает региональный подход в качестве одного из ведущих принципов ее изучения. В статье выделяются как общие факторы, влияющие на формирование музыкальной жизни в отдаленных от центра территориях Сибири, так и специфические, определяющие региональные особенности ее функционирования на конкретном примере Красноярска. Внимание сосредоточено на композиторском творчестве 

и образовании, этапах их формирования. Автор выделил и сформулировал целый ряд условий, которые необходимы для развития композиторского творчества и появления профессионального образования 
в данной сфере. Особо подчеркивается, что формирование этих условий – процесс длительный и чтобы выделить его этапы, требуется хронологическое сопоставление периодов развития музыкальной культуры, музыкального образования и событий, связанных с развитием композиторского творчества 
и образования. Представленная в статье сравнительная таблица и ее анализ позволили сделать вывод, что весь комплекс условий для появления профессионального композиторского образования в Красноярске сложился только к 1996 г.: первоначально был открыт класс композиции, спустя три года появилась и кафедра теории музыки и композиции.

Ключевые слова: профессиональное композиторское творчество, образование, Красноярск, региональная культура. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Гаврилова, Л.В. Региональные особенности становления профессионального композиторского творчества и образования в Красноярске. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 107–115. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10012.

 

 

ПРИМАДОННА НОВОСИБИРСКОЙ ОПЕРЫ НАДЕЖДА ПЕРВОЗВАНСКАЯ: ВОЗВРАЩЕННОЕ ИМЯ

М.Н. Дрожжина, В.В. Дитенбир

Аннотация. Настоящая статья посвящена замечательной новосибирской певице, выпускнице Ленинградской консерватории Надежде Ивановне Первозванской, при жизни несправедливо обойденной званиями и наградами, а после смерти – почти выведенной за пределы информационного пространства. Она была украшением труппы новосибирской оперы, в том самом первом составе, открывавшем историю коллектива. Многие партии как драматического, так и колоратурного сопрано звучали впервые на новосибирской сцене в ее исполнении. Во время гастролей выдающихся певцов именно ей нередко доверяли петь сольные партии. Что же произошло, почему яркое дарование, более двадцати лет отдавшее новосибирскому театру, почти вычеркнуто из памяти современников? Несмотря на то, что авторам статьи (на основании бесед с очевидцами событий, изучения не введенных ранее в научный оборот архивных документов и аудиозаписей) удалось ответить на этот вопрос, поиск не завершен. Возвращение имени Надежды Ивановны Первозванской в историю новосибирской оперы – это только начало изучения ее артистической индивидуальности. Дальнейшая работа в данном направлении позволит не только восстановить историческую справедливость, но и более достоверно осмыслить процесс становления и развития оперного исполнительства в Новосибирске.

Ключевые слова: Надежда Первозванская, певица, Ленинградская консерватория, Новосибирский оперный театр, архивные документы. 
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Дрожжина, М.Н., Дитенбир, В.В. Примадонна Новосибирской оперы Надежда Первозванская: возвращенное имя. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 116–123. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10013.

 

 

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Д.К. Кирнарская

Аннотация. Рассмотрение проблемы основывается на анализе многообразных данных, посвященных описанию исследованию музыкальности (аналитического и интонационного слуха) в структуре музыкальной одаренности. Приводятся возможности проверки аналитического и интонационного слуха, которые совершаются в действительности, в живом процессе музыкального восприятия, т.е. проверка аналитического и интонационного слуха, включающая определение степени тождества и контраста ранее услышанного с звучащим теперь. В статье представляется диагностическое задание проверки аналитического слуха, которое построено на сравнении относительно законченных фрагментов музыкальных произведений: определяются различные параметры сходства и различия фрагментов друг с другом по тембру (фортепиано или оркестр), темпу (быстрые и медленные), общему характеру (спокойный, сосредоточенный и бурный, страстный); после звучания четвертого фрагмента испытуемым необходимо сравнивать три предыдущих. Для диагностики интонационного слуха используются шесть совершенно разнородных произведений, принадлежащих не только разным музыкальным эпохам, стилям и жанрам, но и разным видам музыки: классической, эстрадной, джазовой и народной. В основе методики диагностики (теста) заложены три пары; каждая пара принадлежала к одному из коммуникативных архетипов. Дана оценка результатов диагностики испытуемых.

Ключевые слова: музыкальность, аналитический слух, интонационный слух, музыкальная одаренность, диагностика. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Кирнарская, Д.К. Диагностика музыкальности в структуре музыкальной одаренности. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 124–132. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10014.

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ: А.С. ПУШКИН И РУССКАЯ МУЗЫКА»: К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРЕПОДАВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

И.Р. Черешнюк

Аннотация. Статья описывает интеллектуальную игру как современную и актуальную технологию обучения истории музыки. Анализируется литература, посвященная различным аспектам использования интеллектуальных игр в процессе обучения, обосновывается практика их применения в профессиональном музыкальном образовании. Научные и методические исследования, направленные на развитие профессионально значимых качеств будущих музыкантов средствами интеллектуальных игр, весьма немногочисленны. В связи с этим, целью статьи является решение ряда вопросов разработки и применения интеллектуальных игр в процессе обучения музыкально-историческим дисциплинам. Раскрываются особенности методики применения различных видов игр соответственно этапам и содержанию обучения. Материалом для исследования стали игры, раскрывающие значение творчества А.С. Пушкина для истории отечественного музыкального искусства. Приведена типология интеллектуальных вопросов к игре «Что? Где? Когда?» с учетом специфики теории и истории музыкального искусства. Рассмотрены возможности альтернативных форм проведения подобных игр, в том числе на основе BYOD-технологии. В выводах отмечается, что сквозные темы, подобные творчеству А.С. Пушкина в отечественной музыке, объединяют различные этапы музыкальной истории, позволяют рассмотреть музыкальные произведения с различных ракурсов и обладают значительным образовательным ресурсом.

Ключевые слова: музыкально-исторические дисциплины, Пушкин, интеллектуальная игра, викторина, методика. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Черешнюк, И.Р. Интеллектуальные игры на тему «А.С. Пушкин и русская музыка»: 
к вопросу о современных подходах к преподаванию музыкально-исторических дисциплин. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 133–140. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10015.

 

 

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В РУССКОМ ФОРТЕПИАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

Н.Н. Осипенко

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания творческой личности музыканта-исполнителя (пианиста), его влияние на создание художественной интерпретации музыки. Доказывается необходимость практики воспитывающего обучения в формировании творческого потенциала личности музыканта-исполнителя, его культурных и духовно-нравственных основ. Актуальность воспитывающего обучения продиктована ведущей тенденцией развития культурной парадигмы современного образования, где обращенность к личности, ее совершенствование и отношение к человеку как к субъекту творческой деятельности выступают на первый план. Кратко обозначены кризисные явления в культуре и способы их преодоления, в том числе идея самоэволюции человека средствами культуры. Обозначена точка зрения иерархов Русской православной церкви на духовно-нравственный кризис человечества. Отмечается особая роль искусства и историко-культурной эрудиции в воспитании творческой личности. На примере исполнительской и педагогической деятельности А.Г. Рубинштейна по воспитанию в личности исполнителя творческого начала интерпретация музыкального произведения рассматривается как творческий процесс. Подчеркивается ключевой момент актуализации исполнителем культурных контекстов эпохи автора, требующих объяснения, в работе над музыкальным произведением и создании художественной интерпретации.

Ключевые слова: музыкант-исполнитель, воспитание, обучение, интерпретация, музыкальное произведение, культурные контексты. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Осипенко, Н.Н. Принципы воспитывающего обучения в русском фортепианном исполнительстве. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 141–150. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10016.

 

 

ИГРА В АНСАМБЛЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

К.С. Серков

Аннотация. Актуальность проблем, рассматриваемых в предлагаемой статье, обусловлена тем обстоятельством, что в связи с рядом факторов российская система обучения исполнителей на духовых инструментах на протяжении ряда последних десятилетий отличалась сильным уклоном в область подготовки исполнителей-солистов, тогда как западные школы развивались практически в противоположном направлении, основной целью ставя воспитание высококлассных оркестрантов. 
В связи с процессом глобализации отечественная духовая школа вырабатывает новую эстетику духового исполнительства в русле общемировых тенденций. В этом контексте ансамбль и как учебная дисциплина, и как одна из форм работы в классе по специальности зачастую не имеет альтернативы по продуктивности в преодолении как сугубо технологических, так и общемузыкальных проблем. На всех этапах обучения исполнителя на духовом инструменте наличествуют задачи, которые успешнее всего могут быть решены в рамках ансамблевого музицирования, от развития музыкальных способностей и совершенствования навыков игры на инструменте до воспитания психологической гибкости в процессе достижения компромисса в исполнительских решениях, способствующих высокому художественному результату. В статье также актуализирована проблема подготовки молодых музыкантов к профессиональной оркестровой деятельности через игру в смешанных ансамблях и изучение оркестровых партий. С большой долей уверенности можно утверждать, что игра в ансамбле в процессе подготовки современных исполнителей-духовиков является одной из самых результативных форм работы, при систематическом обращении к которой, способной решить многие, если не все, музыкально-педагогические задачи.

Ключевые слова: духовые инструменты, ансамбль, оркестрант, музыкальные способности, развитие, психология музыкального исполнительства. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Серков, К.С. Игра в ансамбле как важнейшая составляющая обучения игре на духовых инструментах. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 151–157. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10017.

 

 

ПЕДАГОГИ И ПЕДАГОГИКА ПЕРВЫХ МУЗЫКОВЕДЧЕСКИХ КАФЕДР НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Л.П. Робустова

Аннотация. В начале 2019/20 учебного года исполнилось 60 лет двум первым музыковедческим кафедрам – истории музыки и теории музыки. Деятельность представителей этих кафедр послужила основой для возникновения в Новосибирске авторских школ и различных направлений научно-исследовательской и музыкально-педагогической работы. Наиболее авторитетными фигурами и первопроходцами сибирского музыковедения были А.Н. Котляревский, Ю.Г. Кон, Л.Я. Хинчин, Т.А. Роменская, А.М. Айзенштадт и др. Открытие в Новосибирской консерватории музыковедческих кафедр стало новаторским шагом в процессе подготовки в регионе кадров высшей ступени образования. Успехи в этом деле были обеспечены концептуально значимыми взглядами и идеями на учебно-воспитательный процесс. Поэтому в статье формулируются фундаментальные для воспитания и образования музыкантов-профессионалов установки и постулаты. Они откристаллизовались благодаря суммарному опыту представителей музыковедческих школ различных вузов и регионов – первых педагогов Новосибирской консерватории, которые претворяли их в учебно-педагогической деятельности. Основополагающие идеи сформулированы автором статьи на основе учебного и межличностного общения с первыми музыковедами консерватории. Обращает на себя внимание тот факт, что эти и другие похожие идеи, проверенные временем и органично свойственные педагогике музыкального искусства, никем из них не декларировались, но интуитивно присутствовали и всегда реализовывались на практике. Совершенно очевидно, что педагоги-музыканты намного опередили то время, когда в общей педагогике появились такие прогрессивные термины, как «опережающее обучение», «деятельностный подход» и др. Представленные в статье идеи имеют непреходящее значение, ибо в них заключены вневременные ценностные смыслы, обусловливающие успешность воспитания, образования и развития музыкантов-профессионалов.

Ключевые слова: музыкант-профессионал, музыковедение, творческий подход, развивающее обучение, индивидуальный подход, нестандартность, Новосибирская консерватория. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Робустова, Л.П. Педагоги и педагогика первых музыковедческих кафедр Новосибирской консерватории. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 158–167. 
DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10018.

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ РЕЧИ: СТАНОВЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ HOMO SAPIENS NEANDERTHALENSIS К вопросу о роли фактора «речь» в эволюции человека

Т.А. Стригоцкая (Роменская)

Аннотация. В настоящей работе автор продолжает изложение своей концепции о происхождении языка/речи. В своих размышлениях он опирается на ряд достижений археологии, антропологии, истории, физиологии, истории музыкальной культуры, связанных с данным вопросом. Основная идея автора состоит в том, что происхождению вербального языка предшествовал период звуковых явлений сигнального типа (свист) и позже – утилитарных форм вокальной речи, к которым относит начальную стадию формирования такого явления, как сольное двухголосие. Следы архаического вокально-речевого интонирования, по мнению автора, сохранились в фольклорном пении, что он подтверждает нотными образцами напевов, имеющих место в традициях разных народов. В двух статьях, опубликованных в данном журнале в 2018 г., были изложены сведения и факты, способствовавшие выработке гипотезы об истории формирования речи, обоснованы принципы выделения этапов этого процесса, а также охарактеризованы первые три этапа, имеющие отношение к эпохе австралопитеков и архантропов (Australopithecus, Homo habilis, Homo erectus). Настоящая статья посвящена четвертому этапу, связанному с процессом становления вербального общения Homo sapiens neanderthalensis и формирования первоначальных приемов организации ранних мелодических импровизаций.

Ключевые слова: музыкальная археология, происхождение языка, палеоантропы, этапы развития, освоение одноголосия, повторность и вариантность. 
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. 
Для цитирования: Стригоцкая (Роменская), Т.А. Четвертый этап истории речи: становление вербального общения Homo sapiens neanderthalensis: К вопросу о роли фактора «речь» в эволюции человека. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 168–181. 
DOI: 10.24411/2308- 1031-2020-10019.

 Вестник музыкальной науки Т.8 №1 2020
Вестник музыкальной науки Т.8 №1 2020
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.