Вестник музыкальной науки Т.9 №1 2021

ОТ ЗВУКА К АККОРДУ. АВАНГАРДНЫЕ СТРАТЕГИИ В МУЗЫКЕ НОВОСИБИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

А.С. Молчанов

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты преломления авангардных стратегий музыкального искусства в творчестве новосибирских композиторов второй половины ХХ в. На примере произведений А. Мурова и С. Тосина изучаются достаточно редкие типы звуковых авангардных форм: композиции на один звук и один аккорд, появление которых связывается с поиском новых «звуковых путей», эмансипацией отдельных средств музыкального языка. В ходе анализа отмечаются особенности интерпретации идеи однозвуковых композиций в музыке А. Мурова, обогащение тембровой палитры звучания жанрово-стилевой моделью военного марша, многосоставность общего звукового континуума при господстве одной ведущей высоты. В Вариациях-интермедиях на трезвучие ре мажор С. Тосина показана неординарность подхода композитора при воплощении идеи вариаций на один аккорд, которую обеспечивают мобильность общей структуры сочинения, избранное применение средств электронного усиления и обработки звука, стилевая многозначность, связанная с возможностью разбивать оформленные композитором разделы сочинения включением произведений любых других авторов, а также повышенная роль исполнителя в выстраивании драматургии целого. Автор статьи также рассматривает сознательное звуковысотное ограничение материала в композициях данного типа, компенсационную функцию других средств выразительности, использование приемов нарушения инерции движения, преобладание сонористической трактовки звука, позиционирование одного тона (аккорда) либо как целостной структуры, либо как рассеянного спектра со множеством микроградаций.Отдельно в композициях данного типа акцентируется повышенная предрасположенность к повторности элементов текста. В заключении отмечается, что интересом к передовым музыкальным тенденциям западноевропейской музыки ХХ в. Муров и Тосин способствовали распространению авангардных звуковых идей в глубь российской культуры, раскрытию возможностей многомерного понимания отдельных элементов музыкального языка и обогащению звуковой палитры профессиональной сибирской музыки ХХ столетия.

Ключевые слова: композиции на один звук, композиции на один аккорд, музыкальный авангард, сонористика, сибирские композиторы.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Молчанов, А.С. От звука к аккорду. Авангардные стратегии в музыке новосибирских композиторов второй половины ХХ в. // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 5–16.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-5-16.

 

РЕФОРМАЦИОННАЯ СИМФОНИЯ: ЕЩЕ РАЗ О МИФАХ ИЛИ «РЕФОРМАТОРСКАЯ СИМФОНИЯ С ХОРОВЫМ ФИНАЛОМ, НАПИСАННАЯ 8-ЛЕТНИМ ЮНОШЕЙ К ПРАЗДНОВАНИЮ 300-ЛЕТИЯ РЕФОРМАЦИИ В 1830 ГОДУ»

Е.И. Поризко

Аннотация. Статья посвящена переоценке некоторых фактов из учебных пособий отечественной музыковедческой школы о Реформационной симфонии Феликса Мендельсона-Бартольди, а также анализу эпистолярных первоисточников эпохи жизни композитора,позволяющих установить и скорректировать некоторые неточности. Так, в статье восстанавливается история создания Симфонии, повод и причина для ее написания, задержки в ее сочинении и исполнении. С помощью фрагментов из писем Мендельсона дается ответ на вопрос о дате создания и возможных причинах сложной сценической жизни Симфонии. Затрагивается вопрос и о теологической составляющей произведения, который и привел в свое время к возникшим неточностям. Прослеживаются связи между Реформационной симфонией и другими произведениями современников Мендельсона (Рихарда Вагнера и Джакомо Мейербера), использующими тематические элементы Симфонии. Предлагается краткий обзор драматургического развития данного симфонического цикла и его особенности формы и жанра. Отдельное место посвящено разбору и анализу названия симфонии и его переводу на русский язык в свете переводческой традиции, и как следствие автор просит научное сообщество пересмотреть взгляд на привычное для нас название «Реформационная симфония» и приблизить перевод к оригиналу симфония «Реформация».

Ключевые слова: Мендельсон, сонатная форма, симфония, Реформация, Аугсбургское вероисповедание, Мейербер, Лютер, Феликс Мендельсон-Бартольди, хорал.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Поризко, Е.И. Реформационная симфония: еще раз о мифах или «Реформаторская симфония с хоровым финалом, написанная 8-летним юношей к празднованию 300-летия Реформации в 1830 году» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С 17–30.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-17-30.

 

КИТАЙ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ в.

Ю.П. Медведева

Аннотация. В статье рассматривается последовательное изменение образа Китая в отечественной музыке второй половины XIX – начала ХХ в. Актуальность исследования обусловлена активным развитием в последние годы культурных связей между Россией и Китаем и очевидной необходимостью всесторонне осмыслить динамику процессов межкультурного взаимодействия. Цель работы – выявление особенностей музыкальной интерпретации Китая в наиболее значительных произведениях отечественных авторов: опере «Сын мандарина» Ц.А. Кюи, «Китайском танце» («Чай») П.И. Чайковского, опере «Соловей» И.Ф. Стравинского, балете «Красный мак» Р.М. Глиэра. Для достижения поставленной цели используются культурно-исторический, социологический, сравнительно-исторический и музыкально-аналитический методы. Как доказывается в статье, образ Китая в русском музыкальном искусстве претерпел явную эволюцию, которая была обусловлена не только сменой художественной парадигмы рубежа столетий, но и реакцией на политические и социальные процессы своего времени. Сначала Китай рассматривался как обобщенный и почти сказочный Восток (Кюи), затем приобретал все более реальные и достоверные черты (Чайковский, Стравинский). Наиболее явная трансформация представлений о Китае возникла под влиянием формирующейся советской идеологии (Глиэр). Тем самым эволюция музыкальных воплощений «китайского» направлена от романтического экзотизма к пролетарскому интернационализму.

Ключевые слова: Китай в русской музыке, шинуазри, ориентализм, экзотизм, романтический Восток, интернационализм, «Сын мандарина», «Соловей», «Красный мак», Тао Хоа.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Медведева, Ю.П. Китай в русской музыке второй половины XIX – начала ХХ в. // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 31–40.
DOI: 
10.24412/2308-1031-2021-1-31-40.

 

ЧЕРТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОПЕРЫ В СОЧИНЕНИИ Г.Н. ИВАНОВА «РЕВИЗОР»

Е.С. Гуляева

Аннотация. Объектом исследования в данной работе становится опера «Ревизор» сибирского композитора Г.Н. Иванова. Цель статьи – выявление черт литературной оперы в этом произведении. В числе важных задач – анализ соотношения музыкальной и текстовой сторон спектакля. Тема приобретает особую актуальность, поскольку данное сочинение еще не изучалось исследователями. Произведение отличается новизной музыкального языка в контексте творчества композитора (речитативная опера), а также обращением к жизненному по сей день сюжету. В статье на основании литературных трудов выделяются критерии литературной оперы, главный из которых – точное и многоаспектное следование за литературным текстом. В опере «Ревизор» проявляются черты искомого жанра на уровне языковой, семантической и эстетической структуры. С точки зрения вербальной составляющей констатируем полное соответствие заявленному принципу: композитор не отступает от гоголевского текста в плане стиля, лексики героев, а также включения небольших повторов, обусловленных спецификой музыкальных форм. С семантической точки зрения композитор следует за писателем: он не осовременивает сюжет и мотивацию поступков действующих лиц. Это позволяет сохранить смысловое наполнение спектакля. С эстетической точки зрения композитор, вслед за Н.В. Гоголем, сопоставляет две пары эстетических категорий – трагическое / комическое, прекрасное / безобразное в тех же соотношениях, что и сам писатель.

Ключевые слова: Георгий Николаевич Иванов, литературная опера, опера «Ревизор», сибирская опера, музыкальная культура Новосибирска, сибирские композиторы.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гуляева, Е.С. Черты литературной оперы в сочинении Г.Н. Иванова «Ревизор» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 41–54.
DOI: 
10.24412/2308-1031-2021-1-41-54.

 

АЛЬТОВАЯ СОНАТА Д.Д. ШОСТАКОВИЧА, ор. 147 В КОНТЕКСТЕ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА

И.В. Тарасенко, Т.В. Шевченко

Аннотация. Творчество Шостаковича универсально и всеобъемлюще – им были созданы шедевры во всех областях музыкального искусства. Устойчивый интерес к камерно-инструментальным сочинениям Шостаковича, в равной степени проявившийся как со стороны музыковедов-профессионалов, так и исполнителей обусловлен многими факторами, главный из которых по мнению авторов данной работы, – неисчерпаемая глубина и многоаспектность содержания сочинений композитора. Анализируя уже накопленный опыт, выраженный в статьях и книгах, близких по содержанию к заявленной теме, внимание авторов привлек феномен эволюции художественной значимости альтового тембра в камерных ансамблях Шостаковича, естественным результатом которого стало создание его Альтовой сонаты, ор. 147. Отдельные важные наблюдения по данному вопросу содержат исследования Л. Сквирского, В. Бобровского, С. Хентовой и др. Они послужили основным материалом исследования, которое стало попыткой авторов обобщить разные аспекты камерного жанра в творчестве Шостаковича через призму интереса композитора к техническим и художественным возможностям альта. Практический интерес исследования обусловлен непосредственным участием авторов работы в исполнении большинства ансамблевых сочинений Д. Шостаковича и опытом совместного камерного музицирования.

Ключевые слова: Шостакович, камерная музыка, альтовая соната, квартет, камерноинструментальный жанр, альтовое искусство, сонатная форма.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Тарасенко, И.В., Шевченко, Т.В. Альтовая соната Д.Д. Шостаковича, ор. 147 в контексте камерно-инструментального творчества композитора // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 55–64.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-55-64.

 

ЭСТЕТИКА ПОСТКУЛЬТУРНОГО КАРНАВАЛА В АЛЬБОМЕ «MEIN LIEBER TANZ» ГРУППЫ «НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ»

Ю.В. Антипова

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена остро стоящими перед современными исследователями вопросами деградации многих явлений массовой музыкальной культуры. Проблема копирования текстов, непрекращающихся «дежавю», утрачивания смыслов свидетельствует, с одной стороны, о наступлении эры антикультуры и опасной бессистемности, с другой – причудливость форм использования словарей прошлых «музык», не лишенных свойств интеллектуальной игры, иронии, могут радовать и привлекать незаконсервированностью и живостью идей. Цель исследования – выявить специфику создания, по сути, интертекстуальных композиций, в которых «чужое» слово подвергается искажению и участвует в построении нового квазихудожественного целого. Его смысл – отказ от поисков какой-то одной истины и утверждений прежних ценностей. Обнаружение игровых приемов в творчестве российской группы «Несчастный случай» (подвижность музыкального действия, персонификация тематизма, привлечение цитированного или квазицитатного материала, отсылающего к театрализованным феноменам академического и массового искусства, обилие речевых интонаций, их музыкальных эквивалентов; использование приемов гиперболизации; яркое проявление приемов режиссерского театра и др.) позволяет делать выводы о провозглашении нового – посткультурного – формата театральности в искусстве, которая служит теперь созданию остро пародийного эффекта, демонстрации артистического юродства, патологической жажды шутовства и устремления к креативному хаосу.

Ключевые слова: эстетика, посткультура, массовая музыка, «Несчастный случай», театральность, интертекст.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Антипова, Ю.В. Эстетика посткультурного карнавала в альбоме «Mein Lieber Tanz» группы «Несчастный случай» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 65–75.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-65-75.

 

COMMUNICATING THROUGH MUSIC – A BAROQUE COMPOSER SPEAKS

J. Boysen

Abstract. The article is concerned with the function of music in the 17th and 18th centuries as a means of communication. Since his youth, the author has immersed himself in historical sources on the art of composition and has acquired the ability to compose in various baroque styles. He takes care to follow the working method of a baroque composer as consistently as possible. First, he gives a brief outline of where his interest in composing in historical styles originated. The main section of the article discusses the various compositional means that composers used to write music that expressed the particular affections of the underlying texts and let the listeners feel them for themselves. The composers used the art of rhetoric as a model when approaching the compositional process. Finally, on the basis of two of his own works, the author provides insights into his working methods. An Entrée in the French style serves as an example for the composition of instrumental music. With the help of a recitative from a completion of Bach's lost score of the St. Mark Passion, the author explains various aspects of vocal composition; the difficulties in dealing with prose texts; and his own possible solutions to them.

Keywords: musical poetics, historical composition, baroque music, communication with music, recitative, Bach, St. Mark Passion, BWV 247.
Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Boysen, J. (2021), “Communicating through music – A baroque composer speaks”, Journal of Musical Science, vol. 9, no. 1, pp. 76–91.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-76-91. 
(in Eng.)

 

У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ «ГЭЦЗЮЙ»: ЛИ ЦЗИНЬХУЭЙ И ЕГО ДЕТСКИЕ ОПЕРЫ

Сюй Иньчэнь

Аннотация. Статья посвящена деятельности музыканта и педагога Ли Цзиньхуэя (1891–1967). В последние десятилетия значительно активизировался исследовательский интерес к китайской опере, но мало внимания уделяется опере для детей. Однако с жанра детской оперы, развитие которой заложил Ли Цзиньхуэй в 1920-х гг., начинается история современной китайской оперы «гэцзюй». Она представляет собой совершенно новый для Китая музыкально-драматический жанр, получивший широкое распространение в стране. Цель статьи – выявление роли Ли Цзиньхуэя в становлении китайской детской оперы. Во всех его произведениях сказывалось влияние западноевропейской музыкальной традиции, однако поглощение европейского опыта не означает уничтожение китайской традиционной самобытности. Детские оперы Ли Цзиньхуэя представляют собой органичный синтез восточной и западной культур. В данной научной статье при помощи биографического и исторического методов исследования анализируется деятельность Ли Цзиньхуэя на пути создания детских опер. Внимание сосредоточено на этапах формирования его личности в контексте музыкальной жизни Китая того времени, особенностях творчества и педагогических принципах. Им создано 12 детских опер, оказавших неоценимое влияние на формирование современной китайской оперы. Привлечение внимания к роли Ли Цзиньхуэя в создании жанра детской оперы поможет познанию самобытных тенденций в развитии китайской современной оперы, заполнит одну из лакун в отечественных представлениях об истории мирового оперного искусства.

Ключевые слова: Ли Цзиньхуэй, современная китайская опера, детская опера, западноевропейская музыкальной традиция.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сюй Иньчэнь. У истоков современной китайской оперы (гэцзюй): Ли Цзиньхуэй и его детские оперы // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 92–99.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-92-99.

 

ЛЮ САНЬЦЗЕ: ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ДРАМЕ ГУАНСИ «КАЙ ДИАО»

Сюн Инвэнь, С.А. Мозгот

Аннотация. На примере традиций бытования народной драмы «Кай Диао» на юге Китая в регионе Гуанси в музыкальном искусстве ХХ в. рассматривается сохранение различных форм фольклора, являющихся основой этой разновидности театрального искусства. Решение основной проблемы исследования – сохранение народной драмы «Кай Диао» в современном искусстве Китая – обусловило обращение к одному из ее вершинных воплощений в искусстве ХХ в. – опере «Лю Саньцзе», написанной группой авторов в 1959 г. Цель исследования – выявить формы претворения фольклора в опере «Лю Саньцзе», создающие уникальность музыкальной характеристики образа главной героини. Методы исследования – феноменологический подход, историко-стилевой, культурологический, герменевтический методы, интонационный анализ. В результате исследования систематизируются приемы обработки народных мелодий, объясняется техника создания мелодий «в народном духе», показывается сохранение традиционного содержания и формы куплетов-экспромтов, применяющихся как в сольных, так и дуэтных и ансамблевых номерах в опере. Анализом отдельных номеров оперы доказываются перспективы развития драмы «Кай Диао» для современного общества как способ трансляции традиционных семейных установок и историко-культурных ценностей народа в музыкальном искусстве.

Ключевые слова: народная драма «Кай Диао», опера «Лю Саньцзе», Гуанси, народные мелодии, куплеты-экспромты, соло, дуэты, ансамбли.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сюн Инвэнь, Мозгот, С.А. Лю Саньцзе: Образ женщины в традиционной народной драме Гуанси «Кай Диао» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1, С. 100–107.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-100-107.

 

ТВОРЧЕСТВО МА ШУХАО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Чжуан Цзюньцзе

Аннотация. Фортепианное творчество современных китайских композиторов все чаще становится объектом пристального внимания российских и зарубежных исследователей. В настоящей статье представлен краткий обзор творчества композитора Ма Шухао в контексте современной фортепианной культуры Китая. Предваряя знакомство с композитором, работа содержит экскурс в историю профессионального фортепианного исполнительства и композиторской школы. Кратко охарактеризованы основные периоды развития фортепианной школы в Китае, импульсом к формированию которой послужила деятельность профессора Санкт-Петербургской консерватории Бориса Захарова. Дан обзор первых фортепианных произведений, созданных во второе десятилетие ХХ в., рассмотрены основные центры музыкального образования в Китае, представленные консерваториями Шэньяна, Шанхая, Центральной консерваторией, Тяньцзиня, Синхая, Сианя, Ханчжоу, Харбина, Сычуаня. Среди современных композиторов Китая, чье творчество приходится на первую четверть XXI в., выделяется фигура Ма Шухао (麻书豪)(1983). Его деятельность происходит на рубеже тысячелетий, а в творчестве композитор определяет два периода: первый основан на европейской традиции и образцах романтической музыки, второй – на сочетании национального китайского тематизма с западноевропейскими традициями.

Ключевые слова: фортепианная музыка Китая, китайские композиторы, творчество Ма Шухао, молодые композиторские школы, деятельность Бориса Захарова.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Цзюньцзе Чжуан. Творчество Ма Шухао в контексте современной фортепианной культуры Китая // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 108–118.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-108-118.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИНЕСТЕЗИЯ И ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

Н.П. Коляденко

Аннотация. В статье показано, что осмысление феномена синестезии (межчувственных связей) и его практической реализации в сфере искусства параллельно осуществляется в зарубежных и отечественных исследованиях. Отмечается, что универсальность проявлений синестезии и ее междисциплинарная широта провоцируют несовпадение трактовок термина и охватываемых с его помощью явлений. В частности, обращается внимание на приоритетную для англоязычных ученых психофизиологическую и принятую в отечественной науке социокультурную трактовку синестезии. Для решения вопроса о правомерности социокультурной трактовки художественной синестезии в статье анализируются ответы ученых на вопросы интервью в сборнике «Синестезия: мнения и перспективы», которые послужили подтверждением ее эффективности. Обнаруживается ряд проблем, которые параллельно решаются в зарубежных и отечественных исследованиях художественной синестезии. Рассматривается роль в искусстве таких разновидностей межчувственных связей, как когнитивная, концептуальная синестезия, идеастезия; синестезия зеркального прикосновения; синестезия локализации последовательностей; цифровая (техносинестезия). Делается вывод, что при внешне несовпадающих названиях в зарубежной и отечественной науке возникают очевидные переклички и пересечения сфер, в которых участвуют межчувственные связи. Приобретенные в результате художественного опыта социокультурные синестезии как свойство невербального мышления открывают простор для их включения практически во все сферы художественного творчества и восприятия.

Ключевые слова: художественная синестезия, психофизиологическая и социокультурная трактовки, зарубежная и отечественная наука, пересечения.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Коляденко, Н.П. Художественная синестезия и ее осмысление в зарубежной и отечественной науке // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С 119–128.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-119-128.

 

О ТЕТРАСФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА

А.С. Клюев

Аннотация. В статье предлагается интерпретация музыкального языка в качестве тетрасферы. Отмечается, что последовательными (в центростремительном движении) сферами музыкального языка являются: музыка как вид искусства; единство родов, жанров и стилей музыкального искусства; музыкальное произведение; звуковая материя музыкального произведения. Рассматривается звуковая материя музыкального произведения. Указывается, что звуковая материя музыкального произведения представлена тремя звуковыми слоями: первый слой определяется ритмом, метром, темпом, тембром, динамикой; второй – интонацией; третий – ладом, тональностью, мелодией и гармонией. При этом перечисленные звуковые слои, в порядке их перечисления, истолковываются как последовательные стадии выявления центра музыкального сочинения и соответственно отдельные элементы, определяющие эти слои, – в качестве последовательных элементов, выявляющих этот центр. Констатируется, что элементом, в конечном счете, проясняющим центр музыкального произведения, является гармония. Автор полагает, что открываемый гармонией центр музыкального произведения есть Дух, Духовная энергия, потому именно Дух оказывается центром музыкального произведения, а вместе с тем и музыкального языка.

Ключевые слова: тетрасфера, музыкальный язык, музыка, единство родов, жанров и стилей музыкального искусства, музыкальное произведение, звуковая материя музыкального произведения, звуковые слои музыкального произведения, гармония, Дух.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Клюев, А.С. О тетрасфере музыкального языка // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 129–135.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-129-135.

 

FUNDAMENTAL ACADEMIC PRINCIPLES OF LEOPOLD AUER AND THE INFLUENCES OF RUSSIAN VIOLIN SCHOOL ON VIOLIN TRAINING IN VIETNAM

Bui Cong Duy

Abstract. This article focuses on the key teaching principles of Leopold Auer, a Hungarian violinist, who is considered the founder of Russian Violin School. The author enumerates some of Leopold Auer’s students and followers who have brought fame to their outstanding tutor all over the world, including Vietnam, thus greatly influencing the local teachers and performers. The author highlights the difference between music and science, and the corresponding peculiarities of teaching this kind of exquisite art. Taking into account the academic principles described in Leopold Auer’s book “My Violin School”, the author comes to the conclusion that the teacher should not just share their knowledge with their student, but also instill their character, develop their creative potential, be persuasive and sympathetic, thus forming and developing students' harmonious personality. In conclusion, the author points out that a good teacher should not necessarily be a good performer as well because he has a more important and worthwhile goal – to help their student open up their potential and outperform their tutor.

Keywords: Leopold Auer, teacher’s role, violin training, violin performing in Vietnam.
Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Bui Cong Duy (2021), “Fundamental academic principles of Leopold Auer and the influences of Russian violin school on violon training in Vietnam”, Journal of Musical Science, vol. 9, no. 1, pp. 136–139.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-136-139. (in Eng.)

 

БЕЛЬКАНТО КАК ИСТОЧНИК РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Т.В. Ершукова

Аннотация. Статья посвящена вопросам истории отечественной и зарубежной вокальной школы. Автор обращается к истокам становления итальянского бельканто, конкретизируя те особенности методики, которые до настоящего времени влияют на вокальное образование. Также описан этап зарождения вокальной методики академического пения в России, акцентируются моменты пересечения с методикой бельканто. Вопросы взаимодействия двух вокальных культур еще не становились предметом специального рассмотрения, что определило актуальность темы. Новизна связана с тем, что в отечественных авторитетных изданиях традиционно подчеркивается вклад русских музыкантов в развитие академической манеры пения. В то же время, учителя из Европы, композиторы и певцы оказали существенное влияние на становление отечественной школы, что подтверждается историческими сведениями. Это определило основную идею и цель статьи: проанализировать характерные особенности итальянского бельканто и его влияние на отечественную систему вокального образования. Для реализации данной цели предстоит решить ряд задач, среди которых: 1) описание специфики становления итальянского бельканто в XVII–XVIII вв.; 2) представление основных черт методики обучения мастеров бельканто; 3) формулировка особенностей влияния итальянской методики бельканто на отечественную систему вокального образования. Решение этих задач поможет по-новому взглянуть на истоки русской школы пения.

Ключевые слова: вокал, бельканто, методика вокала, история вокала.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ершукова, Т.В. Бельканто как источник русской вокальной школы // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 140–147.
DOI: 
10.24412/2308-1031-2021-1-140-147.

 

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СЛОЖЕНИИ СИСТЕМЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФРАКТАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ

Е.С. Царёва

Аннотация. В настоящей статье рассматривается роль музыкального образования в формировании локального варианта системы академических музыкальных традиций в Енисейской губернии (1822–1925) в контексте нового для краеведческих исследований методологического подхода – фрактального. Его актуальность продиктована необходимостью подчеркнуть особый антропологический акцент региональной музыкальной жизни, зачастую лишенной выдающихся лидеров и создаваемой в основном коллективными усилиями (где важен каждый участник), а также стремлением единовременного сочетания в исследовании диахронического и синхронического анализа, процессуального и структурного аспектов. Реализация данного подхода демонстрируется на музыкально-историческом материале Енисейской губернии через понятийный ряд: человек как носитель академических музыкальных традиций и первооснова музыкальной жизни выступают фракталом, человеческие отношения – фрактальными цепочками, культурная диффузия, в основе которой лежит тиражирование самоподобия эталонной формулы академического искусства (инварианта) в широком диапазоне пространственно-временных параметров – ведущим фрактальным процессом. Сквозь призму фрактальной концепции экстраполируются некоторые выводы Ю.М. Лотмана о стадиальном разделении диалога, полнее раскрывающие его связь со сложением региональной системы академических традиций и непосредственно демонстрирующие роль музыкального образования. В итоге выстраивание диалогичного личностного взаимодействия становится ключевым механизмом эволюционно-взаимосвязанных этапов фрактального моделирования музыкальной жизни: неотъемлемым условием сложения отношений между людьми как фрактальных цепочек, развития культурной диффузии, формирования комплекса социального функционирования академических музыкальных традиций в локусе мультифрактала и включение его в мировую фрактальную структуру.

Ключевые слова: академические музыкальные традиции, региональная музыкальная система, музыкальное образование, фрактальная концепция, диалог, Енисейская губерния.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.Для цитирования: Царева, Е.С. Роль образования в сложении системы академических музыкальных традиций в Енисейской губернии: новый взгляд сквозь призму фрактальной концепции // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С 148–161.
DOI: 
10.24412/2308-1031-2021-1-148-161.

 

КРАСНОЯРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л.В. Гаврилова

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных тем краеведения, связанной с изучением истории Красноярской региональной композиторской организации и анализом ее деятельности в современных политико-экономических условиях. На основе систематизации имеющихся сведений автор выделяет два периода в ее истории: 1983–1999 и 2000–2020, причем внутри каждого из них есть несколько лет, отмеченных ярким творческим взлетом: на рубеже 80–90-х гг. ХХ в. и на стыке первых двух десятилетий XXI столетия. Делается вывод, что в обоих случаях успешные годы деятельности организации совпадают с благоприятными общественно-социальными условиями развития музыкальной культуры в регионе и обусловлены продуктивным диалогом и взаимодействием с государственной властью. При изменении этих условий начинается спад, что и наблюдается в последние годы. Выявленный в результате исследования механизм взаимодействия государственной власти, творческого союза и общества, управляющий данными процессами, позволил воссоздать общую картину деятельности Красноярской композиторской организации на современном этапе и определить проблемные зоны. Они свидетельствуют об очевидном нарушении связей между личными творческими интересами композиторов и социально-художественными запросами общества. Перспективы развития организации видятся в необходимости преодоления ее общественно-социальной пассивности.

Ключевые слова: Красноярская организация Союза композиторов РФ, государственная власть, творческий союз, общественно-социальный запрос, музыкально-художественная среда.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаврилова, Л.В. Красноярская организация Союза композиторов России: история, проблемы и перспективы // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 162–172.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-162-172.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОМПОЗИТОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КРАСНОЯРСКЕ: НАЧАЛО ИСТОРИИ

Н.М. Найко

Аннотация. При написании данной статьи использовались архивные документы Красноярского государственного института искусств (КГИИ) – приказы, буклеты государственных экзаменов и творческих конкурсов, а также ответы на вопросы анкеты, предложенной выпускникам и студентам, обучающимся по специальности «композиция». Указанные материалы позволили достаточно подробно рассмотреть обстоятельства, связанные c открытием в КГИИ специальности «композиция» и учреждением кафедры теории музыки и композиции. Дается краткая характеристика личности и разносторонней одаренности каждого преподавателя, ведущего класс сочинения. Представлены сведения о тенденциях при составлении программ выпускников на государственных экзаменах, как закономерность отмечено создание крупных инструментальных и вокально-инструментальных форм, перечислены председатели квалификационных комиссий по специальности «композиция» за двадцатилетний период. Прослеживаются история конкурсов для юных композиторов, организованных по инициативе кафедры теории музыки и композиции, их положительный вклад в развитие профессионального композиторского образования. Отмечено значение творческих встреч и мастер-классов, проводимых в Красноярске крупнейшими композиторами и педагогами Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы. Для создания композиторской среды важное значение имеет возможность студентов-исполнителей заниматься композицией факультативно. Часть из них ориентирована профессионально, практически все выпускники приняты в Союз композиторов РФ, продолжают сочинять. Как специфический региональный момент, положительно влияющий на создание творческой атмосферы, прослеживается тесная взаимосвязь деятельности композиторской организации, вуза, краевого Дома искусств.

Ключевые слова: профессиональное композиторское образование в Красноярске, О.Л. Проститов, В.В. Пономарев, В.Н. Сенегин, И.В. Юдин.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Найко, Н.М. Профессиональное композиторское образование в Красноярске: начало истории // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 173–185.
DOI: 
10.24412/2308-1031-2021-1-173-185.

 

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ СТУДЕНТОВ ИЗ КНР

И.А. Тржецяк, В.А. Карнаухова

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена усилением культурно-образовательных контактов с Китайской Народной Республикой и той «образовательной миграцией»,которую отмечают социологи в последнее десятилетие. Потребность китайских студентов в обучении как русскому языку, так и музыке побуждает к осмыслению методологии и стратегии выстраивания подобного образовательного процесса. Целью данного исследования является поиск возможных методов и подходов в решении проблем коммуникации и культурного диалога между китайскими студентами и русскоговорящими педагогами. Внимание концентрируется на интерпретации конкретных категорий, понятий и терминов, существующих в музыкальной теории и исполнительской практике. Сравнивая музыковедческие традиции трактовки понятий «лад», «тональность», «интонация» и иных, авторы статьи приходят к выводам о кардинальных различиях в музыкальной теории Китая и Европы (на которую опирается и отечественное музыкознание). В качестве возможного выхода авторы предлагают создание терминологического словаря для иностранных студентов с параллельным переводом терминов, используемых в образовательной практике, на общедоступный английский язык и возможно на китайский. В заключении статьи высказывается предложение о целесообразности использования визуальных средств на занятиях, где обсуждаются те или иные термины и понятия.

Ключевые слова: музыкальное образование, культурный диалог, терминология, теория музыки, китаизация, методология.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Тржецяк, И.А., Карнаухова, В.А. Проблемы культурного диалога в процессе обучения музыке студентов из КНР // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1.
С. 186–196. 10.24412/2308-1031-2021-1-186-196.

 

ОНТОЛОГИИ ПОИСКА В ПОЛНОТЕКСТОВОЙ БАЗЕ ДАННЫХ «МУЗЫКОЗНАНИЕ»

Н.С. Бажанов

Аннотация. Проблема статьи состоит в ответе на, казалось бы, простой вопрос, что необходимо учесть музыканту-исследователю, организуя поиск информации в полнотекстовых неструктурированных базах данных. В качестве инструмента, организующего поиск, избраны онтологические описания. Общая онтология поиска представлена как взаимодействие составляющих онтологий, среди которых технологическая, лингвистическая, логическая, функциональная, предметная (музыкознание). В своей совокупности и взаимодействии частей, по принципу каждая с каждой, названные онтологии образуют информационный контент поиска, оказывая влияние на его качества: полноту, релевантность, многократность, открытость, содержательные продолжения. Фактически задача поиска в больших полнотекстовых базах данных состоит в создании такого взаимодействия компьютерных алгоритмов и интеллекта исследователя, которое перевело бы поиск из разовых законченных действий в непрерывное наполнение сложного, искомого смысла и знания. Главная задача статьи представить предметную онтологию музыкознания, организующую дисциплинарную спецификацию поиска. Предметная онтология музыкознания, используемая в поиске, основана на нескольких классах, среди которых широко известная триада композитор–исполнитель–слушатель и произведение. Эти основные экземпляры множатся в подклассах, свойствах, отношениях, образуя широкий дисциплинарный смысловой контекст для формулирования запросов на поиск. Завершает статью краткая практическая апробация онтологического поиска в музыкальной полнотекстовой базе данных. На основе поиска смысловой взаимосвязи терминов «язык» и «стиль», подтверждается проблема их синонимичности в научной литературе. Невозможно показать различие этих категорий посредством элементов музыкального произведения.

Ключевые слова: онтологии поиска, поиск в полнотекстовых базах данных, экспертные системы, базы знаний, структура музыкознания.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бажанов, Н.С. Онтологии поиска в полнотекстовой базе данных «Музыкознание» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 197–208.
DOI: 
10.24412/2308-1031-2021-1-197-208.

 

ОБРАЗ МЫСЛИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: ОПЫТ АНАЛИТИКИ

Хуан Цзэхуань

Аннотация. В статье поднимается вопрос о воплощении в художественном творчестве образа мыслителя, независимо от того, идет ли речь о женщине или о мужчине. В качестве примера автор останавливается на материале симфонической драмы Э. Сати «Сократ», инициаторами создания которой стали женщины – певица Жанна Батори и обладающая артистической натурой меценатка Виннаретта де Полиньяк – музыкант, художник, общественный деятель. Отвечая намерению княгини де Полиньяк «украсить» премьерой свой аристократический салон, в котором блистали ее фаворитки, а также принадлежащие к богеме завсегдатаи салона – поэты, писатели, композиторы, живописцы, Эрик Сати создал свое творение в расчете на женские голоса, в числе которых два сопрано и два меццо-сопрано. Автор статьи фокусирует внимание на постановке «Сократа», которая была представлена в 2016 г. в музыкальном центре Elma (Зихрон-Яаков, Израиль) «Ta Opera Zuta». В качестве режиссера выступил М. Гровер-Фридлендер, обязанности художника-постановщика выполнила Э. Фридлендер, партию рояля исполнил Д. Червинский. Примечательным в данном контексте оказывается тот факт, что вместо четырех женских голосов, на которые рассчитывал композитор в процессе работы над симфонической драмой, все партии исполняет контртенор Дорон Шлейфер. Помимо Шлейфера на сцене присутствуют профессиональные танцоры: две женщины (Ноам Сандер, Бател Дотан) и мужчина (Ре Такеношита). Последний олицетворяет чистую мысль, рождение которой сопровождается телесной агонией и конвульсиями.

Kлючевые слова: личность философа, Э. Сати, Сократ, женщина-мыслитель, опера, симфоническая драма.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хуан Цзэхуань. Образ мыслителя в контексте современного искусства: опыт аналитики // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 209–220.
DOI: 
10.24412/2308-1031-2021-1-209-220.

 Вестник музыкальной науки Т.9 №1 2021
Вестник музыкальной науки Т.9 №1 2021
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.