Вестник музыкальной науки Т. 11. № 1 2023

СИНТЕЗ ПОЭТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОТОБРАЖЕНИИ ХРИСТИАНСКО-ЯЗЫЧЕСКОГО «ДВОЕВЕРИЯ» В ОПЕРЕ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА «САДКО»

Е.И. Семиониди, А.А. Стрильченко

Аннотация. Рассматривается идея тенденций стихийного языческого и православно-христианского «двоеверия», отображенная через музыкальное искусство. Русское оперное искусство всегда было ориентировано на воспитание высоких моральных качеств, любви к родному краю, его историческому и культурному наследию. Это выражено в работах таких известных композиторов, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, а также Н.А. Римский-Корсаков, чья опера «Садко» выбрана в качестве объекта научного исследования данной статьи. Неслучайно для создания первой симфонической поэмы в истории русской музыки Николай Андреевич Римский-Корсаков обратился к персонажу русских былин, воплотив на сцене музыкальное произведение, в центре которого находится конфликт периода «двоеверия»: противостояние христианских и языческих верований на протяжении нескольких веков с момента крещения Руси. Через яркие и запоминающиеся образы композитор сумел передать атмосферу «единства и борьбы» двух путей мировоззрения. Данную тему можно считать весьма актуальной и для современной России, когда высокую остроту приобрела проблема русской национальной идентичности. Особую злободневность имеют и такие важные аспекты этой проблемы, как вопросы исторического развития русской культуры, в том числе музыкальной.

Ключевые слова: опера «Садко», Н.А. Римский-Корсаков, период «двоеверия», былина, фольклор, христианство, язычество
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Семиониди Е.И., Стрильченко А.А. Синтез поэтических и музыкальных художественных средств при отображении христианско-языческого «двоеверия» в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 5–13. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-5-13.

 

РИЧЕРКАРЫ И. СТРАВИНСКОГО: О НОВЫХ «ЛИКАХ» СТАРИННОГО ЖАНРА

Г.А. Демешко

Аннотация. В статье на примере трех композиций Игоря Стравинского прослеживаются многогранные ракурсы трактовки ричеркара в современной музыке. Отмечается его устойчивая тенденция, с одной стороны, номинировать себя в некоем автономном, независимом от фуги жанровом качестве, в связи с чем затрагивается проблема дискуссионности теоретических определений ричеркара как жанра, с другой – подчеркивается способность ричеркарности органично включаться в иной жанрово-композиционный контекст, усиливая и обогащая авторский замысел. В рассматриваемых опусах Стравинского ричеркарность проявляет себя по-разному. Во второй части «Симфонии псалмов» – в парадоксальном для нее модусе взаимодействия с логикой векторного, симфонизированного развития; в Концерте для двух фортепиано – в облике позднебарочной fuga ricercata; в Кантате на стихи английских поэтов XV–XVI вв. для солирующего сопрано и тенора, женского хора и камерного оркестра – в духе изысканной ренессансной стилистики, смыкающей характерную для ричеркара каноническую технику с квазисерийностью. Однако везде «над» отработкой непрерывного имитационно-вариационного преобразования тематического материала (от ит.: ricercare – искать, нащупывать, блуждать в потемках…) стоит нечто большее, глубинное для этого старинного жанра: «непрерывность музыкального сознания» (Л. Гервер), во многом созвучная неклассическому культурному менталитету ХХ в.

Ключевые слова: ричеркар, ричеркарность, вариационно-имитационное развитие, канон, фугированная экспозиция, старинный жанр, метроритмическое варьирование, симфонизация, стилизация, серийная техника
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Демешко Г.А. Ричеркары И. Стравинского: О новых «ликах» старинного жанра // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 14–25. DOI: 10.24412/2308- 1031-2023-1-14-25.

 

ПРОГРАММНОСТЬ КАК ПУТЬ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОТКРЫТИЮ В СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ СИМФОНИИ БОРИСА ЧАЙКОВСКОГО

С.С. Коробейников

Аннотация. Статья посвящена проблеме жанрового своеобразия Севастопольской симфонии Бориса Чайковского. Актуальность проблемы обусловлена отсутствием аналитической проработки симфонии в данном аспекте. Особую значимость в трактовке жанра играет программность. Она позволяет поставить симфонию в один ряд с программными произведениями предшественников и современников Б. Чайковского. В символическом сюжете симфонии сочетаются две типологические модели. Одна опирается на воплощение пейзажной образности, другая – отражает батальные коллизии. Анализ известных сочинений обоих типов (пейзажные и батальные симфонии) приводит к выводу о том, что эти типы образности существуют автономно и не взаимодействуют друг с другом в одном произведении. Б. Чайковский в рассматриваемом сочинении сумел органично объединить в едином драматургическом ключе две эти линии в развитии жанра и тем самым обновить его. Выявленная новизна Севастопольской симфонии позволяет говорить – при том, что музыкальный язык сочинения демонстративно направлен в сторону классико-романтической традиции – о совершенном художественном открытии. Главным импульсом для совмещения разнородных типологических моделей симфонии в данном сочинении стал облик города Севастополя.
Ключевые слова: Борис Чайковский, симфония, пейзажность, батальность, художественное открытие
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Коробейников С.С. Программность как путь к художественному открытию в Севастопольской симфонии Бориса Чайковского // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 26–34. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-26-34.

 

ОПЕРА М.Л. ТАРИВЕРДИЕВА «ГРАФ КАЛИОСТРО» КАК ОПЫТ ПРЕТВОРЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ОПЕРА-BUFFA В XX в.

М.В. Базилевич, О.С. Кузённая, Н.А. Семешко

Аннотация. В статье предпринимается попытка выявить особенности жанровой модели опера-buffa в опусе «Граф Калиостро» М.Л. Таривердиева. Методология исследования основывается на принципах исторической ретроспективы и типологизации, а также положениях и подходах исторического и теоретического музыкознания: интонационной теории, теории жанра, теории целостного анализа музыкального произведения. Материалами являются нотный текст клавира и партитура оперы «Граф Калиостро»; работы отечественных музыковедов, посвященные итальянской комической опере, жизненному пути и творческому наследию М.Л. Таривердиева. В исследовании рассмотрены история написания и идейно-образное содержание оперы, принципы драматургии и средства музыкального языка, используемые автором для создания музыкальных портретов главных действующих лиц. На основе всестороннего изучения произведения делается следующий вывод: опера «Граф Калиостро» занимает важное место в творческом наследии композитора и представляет уникальное явление в советском музыкальном искусстве второй половины XX в. Как редкий пример оригинальной разновидности комической оперы, опус М.Л. Таривердиева претворяет жанровую модель оперы-buffa, а также вбирает в себя черты лирико-психологической музыкальной драмы и синтетических жанров массовой музыкальной культуры. Следуя традициям, заложенным в творчестве В.А. Моцарта, Дж. Верди, П.И. Чайковского, М.Л. Таривердиев создает «лирическую комедию характеров», где портреты главных героев обогащаются приемами развития музыкальных образов, характерными для лирико-психологической музыкальной драмы и выразительными средствами музыки XVIII и XX вв.

Ключевые слова: Микаэл Таривердиев, опера-buffa, итальянская комическая опера, советская музыка, полистилистика, Граф Калиостро
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Базилевич М.В., Кузённая О.С., Семешко Н.А. Опера М.Л. Таривердиева «Граф Калиостро» как опыт претворения традиций опера-buffa в XX в. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 35–47 DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-35-47.

 

ХОРОВЫЕ И АНСАМБЛЕВЫЕ СЦЕНЫ В ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ Г.Н. ИВАНОВА

Е.С. Гуляева

Аннотация. В статье рассматриваются хоровые и ансамблевые сцены в театральных сочинениях Г.Н. Иванова. Отмечено наличие различных типов коллективных сцен: хоровых, ансамблевых, смешанных с преобладанием разговорных и речитативных диалогов, ансамблевых фрагментов, отдельных хоровых вставок. Участники хоровых номеров, как правило, выполняют функции комментатора, участника действия, создателя определенной эмоциональной атмосферы, информатора. Нехоровые массовые сцены более динамичны, действенны, способствуют конкретизации содержания. К числу наиболее ярких хоровых эпизодов относятся «Горько!», «Утро с ночью неслышно прощаются», «Не одна-то во поле дорога» из оперы «Алкины песни», на базаре и «Песня о рябине» из «Рябины красной», «Частушки» из оперетт «Два цвета времени», «У моря Обского». Среди ансамблей ключевыми являются сцены в Касьяновой пади и чтения письма Городничим («Нам нужно что-то предпринять»). К числу массовых нехоровых относятся сцены приема в коммуну и финалы «Двух цветов времени», и из оперы «Ревизор», сцены деревенских пересудов из «Алкиных песен», развязки из оперетты «У моря Обского». Выбор композиторского решения определяется особенностями жанра произведения, а также возможностями и семантикой средств музыкальной выразительности. Наблюдается тенденция к показу единства, сплоченности коллектива в хоровых сценах и демонстрации разобщенности персонажей, их конфликта с помощью сложных по составу массовых динамичных эпизодов.

Ключевые слова: Георгий Николаевич Иванов, сибирский композитор, оперная драматургия, опера, оперетта, оратория-посиделки
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гуляева Е.С. Хоровые и ансамблевые сцены в драматургии театральных сочинений Г.Н. Иванова // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 48–57. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-48-57.

 

TANGO NUEVO А. ПЬЯЦЦОЛЛЫ: ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО КОНЦЕРТИРОВАНИЯ В СОЧИНЕНИЯХ 1970–1980-х гг.

А.А. Сушлякова

 

 

Аннотация. Музыка Астора Пьяццоллы – реформатора «мира танго» – широко востребована в современной культуре. Стилевое обновление традиционного канона танго было решено композитором в контексте многовекторных поисков второй половины XX в. «Авторский» вариант преломления классического прообраза жанра – открытый им стиль tango nuevo – сделал композитора «латиноамериканским авангардистом». Его наследие составляет более 700 произведений в разных жанрово-стилистических манерах, среди которых новой фазой зрелости композитора отмечены инструментальные концерты 1970–1980-х гг. – Aconcagua и Double сoncerto. В статье сформулированы признаки жанрово-стилистического канона «классического танго» для выявления новизны стиля tango nuevo. Природа новаторских открытий в концертах Пьяццоллы предстает сквозь призму отечественной теории концертирования нового типа, обобщившей творческие находки композиторов-академистов XX столетия. В приведенных аналитических наблюдениях раскрыт индивидуальный подход Пьяццоллы в трактовке жанра. Он отмечен претворением концертных принципов мышления современного европейского типа: разнообразием инструментальных составов, обогащением функций тембров и их конструктивно-драматургическим применением – динамичной сменой и смелым сочетанием инструментов. Анализ приемов ритмической работы позволил обнаружить формообразующую роль акцентно-ритмического и метрического синкопирования в сочетании с приемами музицирования, близкими фольклорной и джазовой традиции. Росту в организации концертного жанра принципа действенной диалогичности способствует также тематический материал. Анализ выявил разные типы изложения, способы их интонационного единства.

Ключевые слова: танго, Астор Пьяццолла, tango nuevo, принципы современного концертирования, концерт
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сушлякова А.А. Tango nuevo А. Пьяццоллы: Принципы современного концертирования в сочинениях 1970–1980-х гг. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 58–69. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-58-69.

 

СОНАТЫ К. ВОЛКОВА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 4 И 5: К ИЗУЧЕНИЮ НЕОФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАКТОВКИ ЖАНРА

Н.Ю. Волобуев

Аннотация. Цель статьи – выявление особенностей трактовки сонатной модели в сочинениях московского композитора К. Волкова рубежа тысячелетий. Его творчество разных жанров представляет собой значительный вклад в отечественную музыку благодаря яркому синтезу традиционного и новаторского, фольклорного и академического подходов. Использование композитором неофольклорных принципов композиции приводит к эпической трактовке сонатного жанра. В сонатах заметен рост надличного начала – архетипичность образов, космоцентризм мироощущения. Характерность, броскость, жанровая определенность тематического материала, его опора на песенность, танцевальность и картинность усиливают коммуникативный потенциал произведений. Особенности тематизма способствуют сжатию масштабов разделов формы и усилению их полифункциональности, снижению роли самостоятельных разработочных эпизодов, преобладанию вариантных способов обновления материала. Традиционное строение сонатного цикла преобразуется в иерархию трех- и двухфазных структур, что придает драматургии слитность и динамизм. «Редукция» формы при сохранении ее ясности рождает простоту восприятия, а симфоническая насыщенность усиливает многогранность и концептуальность образного строя сонаты, направленного на раскрытие темы взаимоотношений человека с миром и природой, обретающей ритуальные или трагедийные оттенки в воплощении.

Ключевые слова: фортепианная соната, Кирилл Волков, неофольклоризм, стилевой синтез, эпическая драматургия
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Волобуев Н.Ю. Сонаты К. Волкова для фортепиано № 4 и 5: К изучению неофольклорной трактовки жанра // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 70–79. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-70-79.

 

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ИНВАРИАНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.

Е.Г. Басаргина, Н.В. Крет

Аннотация. Актуальность изучения интерпретации как феномена композиторского творчества обусловлена повышенным интересом к проблемам музыкальной коммуникации. Цель исследования состоит в изучении особенностей композиторской интерпретации поэтического инварианта на примере стихотворения М. Цветаевой «Вот опять окно…» в вокальной музыке отечественных композиторов второй половины ХХ в., в частности, А. Николаева, Б. Тищенко, В. Дашкевича, С. Слонимского, М. Таривердиева. С помощью методов компаративного и интонационного анализа, а также анализа вокальных произведений выявлено, что специфику композиторской интерпретации определяет «ритмоинтонационная идея» стихотворения – своеобразный комплекс средств, включающий ритм, фонику, синтаксис, эмоциональный тон и внутреннюю музыкальность поэтического первоисточника. Композиторская интерпретация заключается в воплощении ритмоинтонационной идеи стихотворения посредством выразительной системы музыкального искусства, но при этом допускается определенное переосмысление и индивидуальное прочтение. В статье доказано, что содержательная глубина поэтического инварианта позволяет создать на его основе самые разнообразные по семантике, структуре, интонации, музыкальной форме интерпретационные варианты. Минорный лад и музыкальная форма с обязательным членением на куплеты-разделы объединяют все анализируемые примеры из отечественной музыки второй половины ХХ в., при этом они существенно различаются по трактовке музыкального образа, интонационной драматургии, местоположению кульминации, приемам встречного ритма. К напряженно-драматическому образу тяготеют А. Николаев и С. Слонимский, наиболее точно воссоздавая ритмоинтонационную идею первоисточника; лирико-элегическую интерпретацию предлагают В. Дашкевич и М. Таривердиев; Б. Тищенко переносит акцент на заключительную фразу стихотворения, используя речевой тип интонирования.

Ключевые слова: композиторская интерпретация, поэтический инвариант, поэзия М. Цветаевой, вокальная музыка, песня, вокальный цикл, ритмоинтонационная идея
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Басаргина Е.Г., Крет Н.В. Особенности композиторской интерпретации поэтического инварианта в отечественной вокальной музыке второй половины ХХ в. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 80–90. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-80-90.

 

К ВОПРОСУ О ВОПЛОЩЕНИИ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ САКСОФОНА В МУЗЫКЕ ХХ в.

Чжао Вэнькай

Аннотация. Исследование проблемы воплощения образно-художественного мира в произведениях для саксофона в музыке ХХ в. предусматривает наличие соответствующей теоретической базы. В статье в общем плане раскрывается термин «образно-художественный мир» в музыке. Расшифровка данного понятия базируется на концепциях известных исследователей музыкознания (В.В. Медушевского, М.С. Скребковой-Филатовой, В.Н. Холоповой, Л.Н. Шаймухаметовой). На основе общетеоретического осмысления раскрывается особенность воплощения образно-художественного мира в саксофонной музыке. Главная роль в этом принадлежит художественно-выразительным приемам, которыми владеют исполнители-саксофонисты. Концептуальную ценность в осмыслении вопроса несут труды М. Мымрык и Г. Дьюирст, Т. Мэтью, Р. Уэстон и др. Большую значимость при этом приобретает концепция российского ученого М.А. Беговатовой. Основательна в теоретическом плане работа А.М. Понькиной «Эволюция академической музыки для саксофона второй половины XIX – начала ХХI века». На основе результатов исследования этого ученого становится возможным рассмотрение новаторского поиска композиторов в области тембрового контура саксофонной музыки, что раскрывает дополнительные аспекты понимания реализации художественного замысла произведения посредством данного инструмента. В статье затрагиваются музыкальные произведения для саксофона, которые несут в себе дополнительный потенциал в понимании специфики воплощения образно-художественного мира посредством саксофона. Это произведения М.Д. Готлиба, Б.А. Диева, А.Я. Эшпай, Р. Нода.

Ключевые слова: саксофон, образ, художественный замысел, художественное мышление
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чжао Вэнькай. К вопросу о воплощении образно-художественного мира в произведениях для саксофона в музыке ХХ в. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 91–98. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-91-98.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК ПЕТР ПОСПЕЛОВ: К ВОПРОСУ ИДИОСТИЛЯ АВТОРА

Д.В. Павликов

Аннотация. Статья посвящена проблеме идиостиля в музыкально-критических текстах. Современное социокультурное пространство России отличается обилием музыкальных критиков и блогеров. Однако далеко не каждый из них обладает индивидуальным интонационным словарем. В центре внимания оказываются работы музыкального критика и журналиста Петра Поспелова. На протяжении всей творческой деятельности Поспелов оставался верен собственной интонации. Анализ его многочисленных публикаций позволяет выделить индивидуальные особенности авторского стиля, среди которых обилие иронических оценок и порицаний, полисемантических лингвистических конструкций, частое обращение к приемам театральной драматургии с прописанными персонажами и диалогами. Тексты Поспелова часто связаны с методологическими проблемами музыкальной критики. В свойственной иронической манере автор размышляет о волнующих вопросах, связанных с влиянием музыкальной критики на публику, взаимоотношениями критика и исполнителя, проблемами контекста в музыкальной критике. Идиостиль Поспелова вписан в исторический хронотоп и формируется в условиях динамических социально-политических и культурных изменений. Уникальность Поспелова и его индивидуальная «языковая личность» явно выделяются на фоне общей массы авторов XXI в., выдвигая его на первый план как одну из важнейших фигур музыкальной критики на современном этапе.

Ключевые слова: идиостиль, Петр Поспелов, музыкальная критика, рецензия, языковая личность
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Павликов Д.В. Музыкальный критик Петр Поспелов: К вопросу идиостиля автора // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 99–109. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-99-109.

 

ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ Н.П. РАКОВА «АКВАРЕЛИ» КАК ОТРАЖЕНИЕ САМОБЫТНОГО АВТОРСКОГО СТИЛЯ

О.И. Поризко

Аннотация. В статье проводится исследование фортепианного цикла Н.П. Ракова «Акварели» (1946), состоящего из девяти пьес разных жанров. В новизне названия отражается авторское видение художественного стиля, в котором органично сочетаются богатство цвета, идущее от живописи, и воздушность графики. Этому отвечают прозрачность фактуры пьес, тонкость нюансировки при наличии мелодического богатства и гармонической красочности. Каждый из присутствующих в цикле жанров автор развивает и наполняет важными чертами своего стиля, в первую очередь, опорой на отечественную народно-песенную традицию, а также использованием самобытных авторских приемов письма. Существенно и послевоенное время создания цикла, где впервые в фортепианной музыке Н.П. Ракова появляется произведение – Легенда d-moll, в котором заложен глубокий драматизм, осмысление трагических событий истории. Как и в других циклах Н.П. Ракова для фортепиано, в цикле «Акварели» помимо основного принципа – объединения пьес через контраст, велика роль тональной организации – зеркальной структуры, создающей драматургическую основу и приводящей к гимническому итогу – утверждению торжества жизни.

Ключевые слова: Н.П. Раков, фортепианный цикл «Акварели», новизна, развитие традиций, тональная организация, черты стиля
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Поризко О.И. Фортепианный цикл Н.П. Ракова «Акварели» как отражение самобытного авторского стиля // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 110–126. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-110-126.

 

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКИ КУРТА ШВЕНА В ЕГО СОЧИНЕНИЯХ ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ

О.В. Усова, А.А. Усов

Аннотация. В статье дан обзор музыки для балалайки немецкого композитора ХХ в. Курта Швена (1909–2007) в контексте его творческого стиля. Его сочинения стали примером самобытного восприятия балалайки зарубежными композиторами. Имя Курта Швена не так широко известно в России, в связи с чем в данной статье предлагается его краткая творческая биография, представлен обзор разнообразной жанровой палитры его музыки и главные творческие установки. Особое внимание уделено связи композиторской деятельности Швена с творческими личностями, что вызывало появление новых интересных сочинений. Так знакомство с советским балалаечником Владимиром Илляшевичем пробудило у композитора интерес к балалайке и привело к созданию нескольких оригинальных сочинений для этого инструмента. Приведена история создания каждого из балалаечных опусов Швена, выявлены основные черты стиля композитора, которые характерны и для многих других его произведений. Отмечено тяготение к классическим непрограммным жанрам с лаконичными композиционными решениями, концентрированным тематизмом и четкой структурой. Музыка для балалайки стала примером индивидуального подхода композитора к трактовке этого инструмента в русле немецких академических музыкальных традиций.

Ключевые слова: Курт Швен, стилистические черты, балалайка, жанр концертштюка, народные музыкальные инструменты, история исполнительства на балалайке, немецкие композиторы ХХ в.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Усова О.В., Усов А.А. Стилистические особенности музыки Курта Швена в его сочинениях для балалайки // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 127–135. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-127-135.

 

СТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ДЖАЗОВОЙ ШКОЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Я. ПАРНАХА

П.Л. Овчинников

Аннотация. Статья посвящена анализу творчества Валентина Яковлевича Парнаха, «пионера» советского джаза, внесшего существенный вклад в становление московской джазовой школы. Показано, как западноевропейская культура оказала влияние на эксперименты В. Парнаха – отказ от традиционной академической системы презентации музыкальных сочинений и поиск оригинальных сценических решений. Парнах, не обладавший навыками классического хореографического образования, создал оригинальные приемы выразительности, которые стали частью не только его артистического имиджа, но и, отчасти, сценического облика джаз-банда. Его синтетический художественный проект отличает полиморфность (взаимодействие музыки и танца), акцент на перформативности как действии, подразумевающем одномоментность творческого импульса, рождения и фиксации художественного смысла и его восприятия. Сделан вывод о том, что яркий артистизм концертных выступлений первого джазового коллектива СССР дал импульс развитию особого направления джазового искусства – театрализованного джаза, характерными чертами которого являются зрелищность, близость к театральному искусству. Определено, что спецификой московской школы джаза на начальном этапе ее формирования стал синтетический характер творческих экспериментов, разработка приемов объединения музыкального и сценического искусств. В результате этих исканий появилось особое направление джазового искусства – театрализованный джаз.

Ключевые слова: Валентин Яковлевич Парнах, советский джаз, московская джазовая школа, джаз-банда
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Овчинников П.Л. Становление московской джазовой школы в творчестве В.Я. Парнаха // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 136–145. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-136-145.

 

СИНЕСТЕЗИЯ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ УНИВЕРСАЛИЯМИ ЭСТЕТИКИ

С.В. Конанчук

Аннотация. Предметом настоящего исследования является изучение синестезии в качестве одной из категорий современной эстетики и выявление ее связи с другими эстетическими категориями, относящимися к трем структурным составляющим современной эстетики: классике, нонклассике и виртуалистике. Отмечается, что синестезия имеет непосредственное отношение к метакатегории «эстетическое». При сопоставлении синестезии с классическими категориями эстетики выявляется ее связь с категорией «гармония», в первую очередь, с такими типами ее понимания, как гармония эстетическая и художественная, в отличие от математической гармонии. Сопоставление с категорией «гармония» подчеркивает главное свойство синестезии – сохранение целостности сенсорного опыта в условиях современной «медиакультуры». Указывается связь синестезии и категории символа, поскольку любая художественно-эстетическая коммуникация осуществляется на основе особых символико-синестетических кодов, отражающих пространственно-временные характеристики произведения искусства и эстетику авторского мировосприятия. Синестезия связана и с такой эстетической категорией, как игра, относящейся одновременно к классике и нонклассике. Из неклассических категорий эстетики синестезия имеет отношение к понятиям «телесность», «интертекстуальность», «лабиринт», «гипертекст». Наконец, в пространстве виртуалистики синестезия выполняет главную роль объединения многообразных разнородных элементов в единое гармоничное целое. В результате исследования делается вывод, что в современном искусстве и эстетике синестезия может рассматриваться как универсалия, на основе которой связь ощущений, чувств и представлений фиксируется в синестетических художественных образах или синестетических кодах, которые служат средством активизации ассоциативного мышления. Кроме того, выявлено первостепенное значение синестезии для художественной и эстетической коммуникации.

Ключевые слова: эстетика, категории эстетики, классика, нонклассика, виртуалистика. художественная культура, синестезия, синтез искусств
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Конанчук С.В. Синестезия как эстетическая категория и ее связь с другими универсалиями эстетики // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 146– 152. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-146-152.

 

КВАРТЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ КИТАЯ, КОРЕИ И ЯПОНИИ В ЗЕРКАЛЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ

А.М. Петрова

Аннотация. В настоящее время жанр струнного квартета является важной областью научных интересов музыковедов из стран Дальневосточного региона – Китая, Южной Кореи и Японии. Это доказывают многочисленные труды, посвященные вопросам скрипичного исполнительства и композиторского творчества национальных и западноевропейских исследователей. В опоре на концепцию «духовного лидерства» определяется направленность научных поисков дальневосточных музыковедов, проявляющаяся в приоритетности рассмотрения творчества выдающихся деятелей музыкального искусства и ведущих жанров скрипичной музыки. В статье определена неравномерность изученности проблем становления и развития жанра квартета, что доказывает анализ научных трудов китайских, южнокорейских и японских авторов. Отмечается всестороннее осмысление типологических процессов развития скрипичного искусства в Китае и недостаточная разработанность данной проблематики в Южной Корее и Японии. Изучение истории квартетного жанра в рамках китайской музыкальной науки происходит в контексте комплекса исследовательских проблем, посвященных скрипичному исполнительству и композиторскому творчеству национальных авторов, что выразилось в концептуализации этапов развития жанра в китайской академической музыке. Выявляются ключевые исследовательские позиции дальневосточной музыкальной науки относительно проблем, затрагивающих область квартетного творчества и типологии его развития.

Ключевые слова: жанр квартета, аккультурация, концепция лидерства, дальневосточная музыкальная наука, периодизация бытования жанра
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Петрова А.М. Квартетное творчество композиторов Китая, Кореи и Японии в зеркале дальневосточной музыкальной науки // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 153–163. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-153-163.

 

ЭВОЛЮЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КИТАЯ: О РАЗВИТИИ ДИАЛОГА МУЗЫКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА

Чэнь Чэньцзы

Аннотация. Китайская музыка на протяжении всей истории своего развития обнаруживала, с одной стороны, чрезвычайную внутреннюю ресурсность в вопросе самообновления, что делало ее крайне устойчивой и самодостаточной, с другой – продемонстрировала мягкую адаптивность и способность к эволюции и совершенствованию через освоение «иных» культур. В статье рассматриваются основные направления культурного влияния Запада на музыку Китая, обеспечившие к XXI столетию гигантскую волну интереса китайского населения к разнообразным направлениям музыкального искусства. Главная проблема, изучаемая в статье, связана с выявлением путей, через которые осуществилась эффективная интеграция «западного» и «восточного» в музыке, что ускорило эволюцию китайского музыкального искусства. Цель исследования – анализ эволюции музыкального искусства Китая в контексте развития диалога музыки Востока и Запада. Эта работа осуществляется на основе широкого круга теоретических источников по данному вопросу. Статья опирается на такие методы, как анализ и синтез источников по проблематике эволюции музыкального искусства в Китае. В результате исследования были выявлены пути в области культуры, образования и религии Китая, позволившие осуществить влияние музыкального искусства Запада на китайскую музыку. Очерчены перспективы изучения вопроса развития европейско-китайского диалога в данной сфере.

Ключевые слова: музыкальное искусство Китая, вокальная музыка, инструментальная музыка, концертная деятельность
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чэнь Чэньцзы. Эволюция музыкального искусства Китая: О развитии диалога музыки Востока и Запада // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 164–175 . DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-164-175.

 

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ И ВОЕННЫЕ ПЕСНИ В КИТАЕ ХХ столетия

Хо Цзинсинь, О.А. Юферова

Аннотация. Патриотические и военные песни открывают собой новый этап развития музыкального искусства Китая ХХ столетия. Их появление было обусловлено коренными изменениями в политической, социально-экономической сферах государства, революционными и военными событиями. Принадлежащие к массовой музыкальной культуре, песни данных жанров развивались и эволюционировали на протяжении всего ХХ в. Многие из них получили широкое распространение и стали национальным достоянием (например, песни «Я люблю тебя, Китай», «Раз, два, три, четыре»). Новизна жанрового направления песен для музыкального искусства Китая ХХ в., а также их малоизученность обусловливают актуальность заявленной темы. Цель статьи – представить общую характеристику патриотической и военной песни в Китае ХХ столетия. В работе дается широкая панорама песен данного рода, рассматриваются этапы их зарождения и развития на протяжении ХХ в. Выявляется, что они исполняются во время массово-культурных мероприятий, национальных праздников. Для них характерны яркие, запоминающиеся мелодии, высокое идейное содержание. Песни данных жанров имеют большую общественно-образовательную значимость в патриотическом воспитании поколений. Они повышают в человеке чувство национальной гордости, благодарности за подвиги своих соотечественников, поднимают боевой дух, воспитывают высокое чувство любви к Родине.

Ключевые слова: патриотизм (爱国主义), патриотические песни Китая (中国爱国歌曲), военные песни Китая (军歌), массовые музыкальные жанры (大众音乐类型)
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хо Цзинсинь, Юферова О.А. Патриотические и военные песни в Китае ХХ столетия // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 176–185. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-176-185.

 

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЦЗЯН ВЕНЬЕ: ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ

Чжоу Лян, Е.Ю. Шигаева

Аннотация. В центр статьи помещена фигура композитора Цзян Венье (1910–1983). Его жизнь и творчество связаны с Китаем, Тайванем и Японией, где он прожил много лет. Значительное влияние на формирование его творческого мировоззрения оказал русский композитор А. Черепнин. После окончания Японо-китайской войны Цзян Венье стал жертвой политических репрессий из-за связи с Японией. В настоящее время на его родине идет процесс возрождения и активного изучения творческого наследия: составляются каталоги произведений, исполняется музыка, создаются фильмы о композиторе. Значительную часть наследия Цзян Венье представляют произведения для голоса. Целью данной статьи стала попытка периодизации вокального творчества, а также выявление его характерных особенностей, среди них сочетание народного мелоса и современных композиторских техник, обновление ладогармонических красок, использование полифонических приемов. В этих приемах проявляется связь с европейскими традициями. В то же время композитор бережно сохраняет национальные традиции китайской культуры, выстраивая коннотации между поэтическим и музыкальным текстом песен, внедряя в фортепианную фактуру обороты, подражающие звучанию китайских народных инструментов.

Ключевые слова: Цзян Венье, китайская музыка, вокальная музыка, китайская поэзия, полифония, аккомпанемент
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чжоу Лян, Шигаева Е.Ю. Вокальное творчество Цзян Венье: Особенности стиля // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 186–197. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-186-197.

 

ИСКУССТВО НАПЕВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ТУВИНСКИХ ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ И СКАЗОК В ЗАПИСЯХ КОНЦА 50-х – НАЧАЛА 70-х гг. ХХ в.: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

А.Д.-Б. Баранмаа

Аннотация. В статье приводится хронологический перечень материалов напевного исполнения тувинских сказаний и сказок (тоол) фонофонда научного архива ТИГПИ с целью определения количества и качества записей. В результате анализа выявлено более 30 образцов напевно-речитативного исполнения тоол, собранных с 1959 по 1972 гг., от 17 сказителей из разных районов Тувы. Наряду с уникальными записями полных вариантов крупных сказаний от известного сказителя Ч.-Х. Ч. Ооржака, имеются материалы с записями фрагментов тоол. К сожалению, более 20 файлов с записями этого периода, указанных в книге реестров, отсутствуют, есть расхождения информации общего реестра фонофонда с реальными записями. Автор предлагает провести работу по упорядочиванию и систематизации ценных и редких материалов фонофонда Научного архива ТИГПИ с записями образцов напевно исполняемых тоол для их дальнейшего сохранения, изучения и популяризации.

Ключевые слова: Тува, ТНИИЯЛИ, ТИГПИ, записи фонофонда, героические сказания и сказки (тоол), сказитель (тоолчу), напевное исполнение (ырлап ыдар)
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Баранмаа А.Д.-Б. Искусство напевного исполнения тувинских героических сказаний и сказок в записях конца 50-х – начала 70-х гг. ХХ в.: проблемы сохранения и популяризации // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 198–208. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-198-208.

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА

Н.Г.Фенина, В.В. Грудинская

Аннотация. Статья посвящена процессу работы с поэтическими текстами, начиная от подбора материала и до заключительного творческого этапа – поэтического конкурса. Авторами статьи уделяется внимание взаимоотношению поэтического слова и музыки. Рассматривается понятие вторичной языковой личности и ее роли в создании способностей студентов к иноязычному общению на межкультурном уровне. Ключевым этапом для формирования вторичной языковой личности является этап интерпретации содержания поэтических текстов. На данном этапе также складывается готовность студентов к диалогу культур, кросс-культурная грамотность, понимание культурно-цивилизационного многообразия мира. Поэтическая составляющая процесса обучения иностранным языкам воздействует на эмоциональную сферу и внутренний мир студентов музыкального вуза, развивая эмоциональный интеллект, который является одним из гибких навыков, необходимых для успешного формирования профессиональных компетенций студентов-музыкантов. Поэтический конкурс как завершающий этап работы с поэтическими текстами рассматривается авторами статьи интегрированной в методику преподавания частью образовательного процесса. В статье также анализируются результаты анкетирования студентов Новосибирской государственной консерватории с целью выяснения их отношения к включению поэтической составляющей в процесс обучения иностранным языкам преподавателями кафедры гуманитарных дисциплин. Обосновывается введение поэтической составляющей в учебный процесс студентов музыкантов с целью формирования их вторичной языковой личности.

Ключевые слова: музыкальный вуз, поэтическая составляющая, вторичная языковая личность, иностранный язык, межкультурная коммуникация, диалог культур
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Фенина Н.Г., Грудинская В.В. Поэтическая составляющая процесса обучения иностранным языкам для формирования вторичной языковой личности студентов музыкального вуза // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 209–217. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-1-209-217.

 Вестник музыкальной науки Т. 11. № 1 2023
Вестник музыкальной науки Т. 11. № 1 2023
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.