СТРУННЫЙ СМЫЧКОВЫЙ КВАРТЕТ: АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ЖАНРА
Г.А. Демешко, К.С. Храпов
Аннотация. Объектом рассмотрения настоящей статьи является область теоретических наблюдений, оценок и критических взглядов на жанр струнного смычкового квартета. Одна из причин обращения к подобной тематике – отсутствие должного исследовательского внимания к этому сложному и крайне тонкому жанру камерно-ансамблевого музицирования. Рассматриваемый, как правило, «попутно» или с позиций общности с симфонией, он до сих пор не до конца отрефлексирован в его самодостаточности. Недооценен квартет и в плане его нынешних технико-стилевых инноваций, в то время как судьбы симфонии или инструментального концерта в музыке ХХ–ХХI вв. освещены более подробно. Задачи статьи включают в себя несколько установок, связанных со стремлением: 1) вычленить и прокомментировать содержащиеся в литературе представления о жанровых свойствах квартета, которые не столько объединяют, сколько маркируют его специфику в общей системе инструментальных жанров; 2) сосредоточить внимание на работах преимущественно отечественных исследователей, а также на его оценках некоторыми исполнителями и композиторами; 3) наметить основные «силовые линии», обсуждаемые в исследовательской литературе по квартету в целом. Последняя из установок легла в основу структурирования статьи. Аналитический обзор теоретического осмысления квартета позволяет заключить: а) квартет – совершеннейший и удивительный по своей жизнеспособности жанр; б) в его изучении все еще остается немало лакун и дискуссионных моментов; в) квартет, безусловно, ждет своих новых заинтересованных исследователей.
Ключевые слова: квартет, камерно-ансамблевое музицирование, коммуникативные свойства жанра, сонатно-циклическое формообразование, жанровые атрибуты квартета, квартетный стиль
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Демешко Г.А., Храпов К.С. Струнный смычковый квартет: Аспекты теоретической рефлексии жанра // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 5–15. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-5-15.
РЕЦЕПЦИЯ ПОЭМЫ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО «КОЛОКОЛА» В АМЕРИКАНСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ РОМАНТИЗМЕ
Ван Тяньтянь
Аннотация. В статье рассматриваются два хоровых опуса американских композиторов, Артура Фута и Уильяма Гилкриста, созданные на слова одноименной поэмы Эдгара Аллана По «Колокола». Цель работы – найти признаки рождественского кода в сочинении Э. По и рассмотреть его преломление в музыке. Отмечено, что рождественский код составляют образы зимнего волшебства, мотивы одаривания, катания на санях, темы семейного счастья, божественного света и сопутствующие им позитивные эмоции коллективной радости, восторга, восхищения. На концептуальной основе проводится параллель между образами «Колоколов» из «Рождественских повестей» Ч. Диккенса и «Колоколами» Эдгара По, а затем все составляющие рождественского кода обнаруживаются в музыке. В процессе анализа Christmas carol и светских рождественских песен установлены ключевые интонации музыкально-тематического Christmas-комплекса: мотивы колокольного звона, представляющие собой трихорд в кварте, юбиляции, а также ладовая устойчивость. Продемонстрирована интонационная связь хорового гимна «Hallelujah» и светской рождественской песни Джеймса Лорда Пирпонта «The One Horse Open Sleigh» / «Jingle Bells» с «Колоколами» Артура Фута и Уильяма Гилкриста.
Ключевые слова: Эдгар Аллан По, поэма Колокола, музыкально-тематический Christmas-комплекс, рождественский код, американский музыкальный романтизм, У. Гилкрист, А. Фут
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ван Тяньтянь. Рецепция поэмы Эдгара Аллана По «Колокола» в американском музыкальном романтизме // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 16–24. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-16-24.
ИТАЛЬЯНСКИЕ УВЕРТЮРЫ РУССКИХ ОПЕР Е. ФОМИНА
Цзя Цзиньюй
Аннотация. Е.И. Фомин до сих пор остается малоизученной фигурой в русской музыке, а немногие дошедшие до нас сочинения воспринимаются как явления до некоторой степени «случайные», возникшие благодаря самобытности его недооцененного таланта. Однако подробное изучение опер Фомина и исторического контекста их появления позволяет установить их крепкую связь и взаимообусловленность. В статье в фокусе внимания оказываются увертюры трех полностью дошедших до нас музыкально-сценических произведений: опер «Ямщики на подставе», «Американцы» и мелодрамы «Орфей». При подробном анализе тематизма, методов его развития и общего построения музыкальной формы выявляются особенности, делающие каждую увертюру воплощением индивидуальной концепции сценического произведения. В «Ямщиках на подставе» главной особенностью является использование народно-песенного тематизма, цитат из сборника Н. Львова – И. Прача, в «Американцах» – богатство и разнообразие тематического материала, отражающее многоперсонажность оперы, в «Орфее» – крайняя драматичность развития и конфликтность сопоставлений. Также «Орфей» рассматривается в контексте реформы оперного либретто серьезной оперы в конце XVIII в., что привело к «моде» на трагические окончания в музыкально-театральных спектаклях.
Ключевые слова: итальянская опера, русская опера, оперная увертюра, тематизм, Е.И. Фомин
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Цзя Цзиньюй. Итальянские увертюры русских опер Е. Фомина // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 25–35. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-25-35.
М.В. Уткина
Аннотация. Статья посвящена выявлению примеров отражения в камерно-вокальном творчестве С.В. Рахманинова ярких впечатлений, полученных композитором в мире жизни русской усадьбы. Автор рассматривает влияние сложившегося традиционного уклада российских имений как природную и культурную среду, ставшую для композитора источником эмоциональных впечатлений, творческой энергии, послужившую импульсом к развитию и расцвету его таланта. Романсы композитора, демонстрирующие обозначенное влияние, содержат широчайшую амплитуду художественных образов. Сильное воздействие последних на слушателя вызывает живой интерес к исследованию событий жизненного пути Сергея Васильевича, повлиявших на формирование его личности, становление как музыканта. В статье приводятся цитаты из работ исследователей жизненного и творческого пути С.В. Рахманинова в качестве красочных иллюстраций событий, дополняющих, уточняющих и подтверждающих важные обстоятельства рассматриваемых вопросов взятого ракурса наблюдений и размышлений. В изучение темы входят отдельные грани камерно-вокального творчества Рахманинова. Вниманию читателя предлагаются рассуждения, основанные на анализе тематического объединения романсов, изображающих через пейзажные зарисовки чувственный мир человека в многообразии его состояний и переживаний. Автор делится выводами о важности комплексного изучения биографии, писем композитора и воспоминаний современников для более глубокого осмысления содержания его произведений.
Ключевые слова: С.В. Рахманинов, русские романсы, русская усадьба, образы природы в вокальной музыке, камерно-вокальное творчество С.В. Рахманинова
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Уткина М.В. Природа и уклад жизни русской усадьбы как источник творческого вдохновения С.В. Рахманинова: Отражение в камерно-вокальном жанре композитора // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 36–47. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-36-47.
Л.В. Гаврилова
Аннотация. В статье рассматривается монодрама красноярского композитора Олега Проститова «Черный человек» по поэме Сергея Есенина (1996), и ее оперно-балетная версия, представленная балетмейстером Красноярского театра оперы и балета Сергеем Бобровым в 2022 г. В орбиту внимания вовлекается история написания поэтического текста, повлиявшая на его проблематику, обусловленную душевным кризисом последних лет жизни Есенина. Подчеркивается, что сотворенный поэтом образ имеет традицию воплощения в мировой литературе, будучи тесно связанным с идеей двойничества. Диалогическая структура текста свидетельствует о наличии черт театральности, что побудило композитора к созданию монодрамы. Партия баритона выстроена как диалог Поэта и его alter ego – Черного человека. Малособытийность поэмы в сюжетном плане предопределила включение хора и трех танцев Айседоры. В свою очередь именно балетные эпизоды стали импульсом к появлению оперно-балетной версии Сергея Боброва. Основная «порождающая» идея и главный элемент декораций – зеркало: в нем появляется и Черный человек, и балетные двойники поющих героев, которые также множатся в зеркальных отражениях (8 – в светлых костюмах, 8 – в черных). Тем самым визуализацию получает извечная борьба темных и светлых сил в человеке. Обозначен в балетных сценах и традиционный любовный треугольник: Поэт – Айседора – Черный человек. Дополняющим компонентом является видеоряд, основанный на фотоматериалах и кадрах кинохроники. Автор приходит к выводу, что оперно-балетная версия монодрамы О. Проститова позволила выстроить новые сюжетные линии и выявить новые художественные смыслы, скрытые в поэме С. Есенина.
Ключевые слова: Черный человек, С. Есенин, О. Проститов, С. Бобров, монодрама, балет, жанровые метаморфозы Конфликт интересов.
Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гаврилова Л.В. Монодрама Олега Проститова «Черный человек» (по поэме С. Есенина) и ее оперно-балетное воплощение на красноярской сцене // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 48–55. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-48-55.
ФОТОНОВЕЛЛЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОРОДАМ ЕВРОПЫ, В ТВОРЧЕСТВЕ Ю.П. ЮКЕЧЕВА
Л.Л. Пыльнева
Аннотация. Музыкальные сочинения крупного сибирского композитора Ю.П. Юкечева представляют яркую страницу новосибирской культуры. Среди публикаций о нем надо отметить работы С.С. Гончаренко, А.П. Ментюкова, Е.Б. Покидько, И.В. Белоносовой. Несмотря на интерес музыковедов и исполняемость произведений, творчество композитора изучено недостаточно, особенно это касается опусов позднего периода. Целью настоящей статьи является рассмотрение фотоновелл, посвященных культуре различных городов Европы. В работе применяются дескриптивный, контекстно-диалогический методы, элементы целостного анализа. Фотоновеллы принадлежат последнему из четырех этапов творчества композитора, сформулированных в рамках периодизаций, предложенных исследователями. В числе произведений «Испанский дневник», «О чем поют лебеди Праги?», «Венская мозаика или Рождение вальса» и др. Выявлено отсутствие прямых образных параллелей и иллюстративных ассоциаций между видео- и аудиорядами. Видеоряды сформированы Ю.П. Юкечевым по принципу коллажа из фотографий и видеофрагментов, сделанных им лично во время путешествий. Музыкальный отклик представляют впечатления композитора, навеянные культурой, ландшафтами, архитектурой городов, но сами музыкальные решения подчиняются логике имманентно-музыкального развития. Возникающая полифония смыслов между аудио- и видеорядами создает поле для диалога композитора со слушателем.
Ключевые слова: Ю.П. Юкечев, сибирский композитор, фотоновеллы, визуальный ряд, аудиоряд, Верлен-соната
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Пыльнева Л.Л. Фотоновеллы, посвященные городам Европы, в творчестве Ю.П. Юкечева // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 56–65. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-56-65.
СИНЕСТЕТИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ И МЕМУАРНОЙ ПРОЗЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ
Н.П. Коляденко
Аннотация. В статье выявляется роль синестезии (межчувственного ассоциирования) в восприятии Мариной Цветаевой музыки. Акцентируется сознательно сделанный поэтом выбор – предпочтение не реально звучащей музыки, а «неакустической музыкальности», «музыки речи», ставшей алгоритмом ее литературного творчества. В русле музыкальной синестетики констатируется обращение Цветаевой к глубинному «общему чувству» и формированию «общих эмоциональных знаков», объединяющих модальности восприятия. Демонстрируется наличие ярких пластических слухозрительных образов в поэзии Цветаевой. Основная задача статьи состоит в раскрытии синестетичности восприятия музыки в автобиографической и мемуарной прозе поэта. В повести «Мать и музыка» рассматриваются межчувственные цвето-тактильно-кинестетические описания М. Цветаевой музыкального звучания, тембров инструментов, нотной записи, способствующие проникновению в тайну музыкального смысла. Сопоставление межчувственных ассоциаций поэта и участников анкеты «цветной слух» показывает, что при восприятии и исполнении музыки живая энергия синестезий создает кристаллизацию эмоций и компенсирует беспредметность музыкальных образов. Раскрывается специфика созданных в мемуарных очерках уникальных синестетических образов-гештальтов поэтов – А. Пушкина, М. Волошина, А. Белого, В. Брюсова и К. Бальмонта. Анализируется отсылающий к искусству эвритмии визуально-пластический образ А. Белого. С целью определения трактовки М. Цветаевой смысла «музыки речи» приведена ее сравнительная характеристика полярности и «взаимоисключенности» творчества двух поэтов – В. Брюсова и К. Бальмонта. В выводах подтверждается, что межчувственные пересечения в языке прозы Цветаевой и значимая для нее «неакустическая музыкальность» словесной речи инициированы энергией раннего глубинного полимодального воздействия звучащей музыки.
Ключевые слова: синестезия, М. Цветаева, неакустическая музыкальность, общий эмоциональный знак, автобиографическая и мемуарная проза, синестетические образыгештальты поэтов
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Коляденко Н.П. Синестетичность восприятия музыки в автобиографической и мемуарной прозе М. Цветаевой // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 66–76. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-66-76.
«НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ» КАК КОНЦЕПТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Л.Г. Запевалова
Аннотация. Статья посвящена разностороннему исследованию феномена «незавершенности», который понимается как намеренно или случайно созданный в произведении автором художественный континуум, обладающий семантической и структурной открытостью, формирующий в сознании воспринимающего устойчивое ощущение некоторой «недосказанности» и эстетической «неотшлифованности». Активный интерес к феномену незавершенности со стороны исследователей различных областей научных знаний – философии, эстетики, литературоведения и музыковедения – подтверждает актуальность настоящей статьи, находящейся в русле одного из перспективных направлений современной науки. Цель статьи заключается в разновекторном исследовании «незавершенности», ее теоретическом обосновании и рассмотрении разнообразных «форм» ее проявления в музыке в опоре на фундаментальные категории жанра, музыкальной формы и техники композиции. Подлежащий изучению феномен имеет междисциплинарный характер, что во многом обусловило и избранные методологические подходы. Метод сравнительного анализа стал основополагающим при рассмотрении научной литературы по данной проблематике, охватывающей работы У. Эко, Е. Абрамовских, А. Денисова и других исследователей. Типологический подход позволил представить разнообразные проявления незавершенности в музыке в виде классификации, логическим основанием которой является степень ее выраженности от «минимальных» знаков к самостоятельно функционирующему «открытому произведению» (У. Эко). Герменевтический подход используется как «инструмент» интерпретации сложного и неоднозначного понятия «незавершенность», имеющего ярко выраженный «маркер» метафоричности в своей основе, возможности его теоретического обоснования и придания ему научного статуса.
Ключевые слова: незавершенность, non finito, жанр, музыкальная форма, техника композиции, открытая форма, открытое произведение
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Запевалова Л.Г. «Незавершенность» как концепт художественного творчества и современной науки // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 77–86. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-77-86.
СИРИЙСКИЙ ГОРОД АЛЕППО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР АРАБСКОГО ПЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ
М. Алхамви
Аннотация. Настоящая статья посвящена выявлению факторов, обеспечивших городу Алеппо статус музыкальной столицы Сирии и одного из ведущих центров арабского пения профессиональной устной традиции. Опираясь на современные концепции (науковедческую теорию «социальных эстафет» М.А. Розова и разработку критериев профессионализма в традиционной музыкальной культуре С.П. Галицкой), автор на основе исторических фактов и характеристики художественной практики определяет в традиционном профессиональном пении Алеппо все характеризующие данный вид творчества критерии. Обозначены причины общеарабского значения достижений традиционного вокального искусства Алеппо, обусловленные географическим, экономическим, социокультурным факторами. Приведены основные характеристики жанров мувашшах и кудуд, условия их бытования. Отмечая роль религиозной традиции и системы учитель-ученик в формировании исполнительской школы, автор в дальнейшем усматривает параллель с современными подходами к обучению традиционных певцов в вузах Алеппо. В заключение подчеркивается: город вошел в историю арабского устно-профессионального пения как центр бережного сохранения и развития традиций, обучения исполнителей и воспитания художественного вкуса исполнителей и слушателей.
Ключевые слова: Сирия, Алеппо, профессиональное арабское пение устной традиции, мувашшах, кудуд, социальные эстафеты, традиционная исполнительская школа, зикр, Сабах Фахри
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Алхамви М. Сирийский город Алеппо как исторический центр арабского пения профессиональной устной традиции // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 87–97. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-87-97.
ОПЕРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ ГО ВЭНЬЦЗИНА: СЮЖЕТЫ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Ма Шухао
Аннотация. Статья посвящена анализу оперного творчества современного китайского композитора Го Вэньцзина. Рассматривается тематика пяти опер, в основу которых положены хорошо известные шедевры национальной литературы и живописи: «Записки сумасшедшего», «Вечерний прием», «Беседка Фэнъи», «Поэт Ли Бо», «Рикша». Изучаются приемы работы композитора в каждом из сочинений, в результате чего выявлено его тяготение к виду камерной оперы. Установлено, что обращение к источникам различных эпох и концентрация на переживаниях главных героев требуют в каждом из опусов поиска своего варианта жанра. В «Вечернем приеме» и «Беседке Фэнъи» Го Вэньцзин обращается к синтезу европейских оперных канонов и традиций пекинской и сычуаньской опер, в «Записках сумасшедшего» – к сочетанию авангардных техник и принципов звуковысотной организации, связанной с тоновой системой китайского языка. «Поэт Ли Бо» и «Рикша» в большей степени отвечают европейским академическим представлениям о жанре оперы, однако элементы китайского музыкального искусства присутствуют и в них. Национальный колорит во всех сочинениях достигается благодаря включению традиционных форм и вокальных техник звукоизвлечения, приемов традиционной сценографии, звучания народных инструментов, а также обращению к темам народных песен.
Ключевые слова: Го Вэньцзин, оперы китайских композиторов, пекинская традиционная опера, сычуаньская традиционная опера, китайские народные инструменты
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ма Шухао. Оперные сочинения Го Вэньцзина: Сюжеты и музыкальные решения // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 98–111. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-98-111.
«ТРИ ПРЕЛЮДИИ» ДЛЯ ФОРТЕПИАНО ЧЖАН ШУАЯ В АСПЕКТЕ ДИАЛОГА ВОСТОКА И ЗАПАДА
Ван Бици
Аннотация. Проблематика настоящей статьи лежит в русле отечественной музыкальной синологии. Автор обращается к творчеству современного китайского композитора и пианиста Чжан Шуая, творческий портфель которого включает произведения самых разных жанров от инструментальных миниатюр до крупных симфонических и театральных опусов. Одним из признанных и репертуарных сочинений является фортепианный цикл «Три прелюдии», ор. 18 (1998), который впервые рассматривается на предмет выявления его образностилистических особенностей в аспекте актуальной для китайского музыкального искусства концепции диалога Восток – Запад. Для понимания замысла цикла кратко освещается культурный контекст «периода открытости» в Китае, когда композиторы разных поколений стремились найти методы синтеза национальных традиций и новых западных техник. Анализируется цикл Чжан Шуая, состоящий из ярко контрастных пьес «Конфликт», «Мистика» и «Сила юности», при этом наблюдается подобие ориентального тематизма образам и приемам китайской пейзажной живописи, прослеживается воплощение идеи синтеза традиционного, статично-медитативного Востока и современного, экспрессивно-динамичного Запада через противопоставление и взаимодействие пентатоники и хроматики, национально окрашенных мотивов и джазовой ритмики. Отмечается оригинальность и сложность цикла с точки зрения не только исполнительской техники, но и выражения идейно-образного содержания трех прелюдий Чжан Шуая.
Ключевые слова: Чжан Шуай, 张帅, прелюдия, 《前奏曲三首》, Новая волна, 新潮, китайская фортепианная школа, диалог Восток – Запад
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ван Бици. «Три прелюдии» для фортепиано Чжан Шуая в аспекте диалога Востока и Запада // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 112–123. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-112-123.
МЕТОДИКА ЛАДОВОГО АНАЛИЗА БУРЯТСКОГО ЭПИЧЕСКОГО СКАЗАНИЯ «ТОХОНОЙН ГАНСА ТӨӨЛЭН»
О.В. Новикова
Аннотация. Статья посвящена описанию процесса нотной расшифровки бурятского эпического сказания «Тохонойн ганса Төөлэн», подготовленного совместно с доктором филологических наук Е.Н. Кузьминой к изданию в бурятском эпическом томе серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Трудности нотирования этого сказания, поющегося от начала до конца, были связаны, главным образом, с определением его высотной организации, потребовавшим применения эмпирических и аналитических методов звуковысотно-ладового анализа. В статье последовательно изложены этапы и процедуры анализа: определение системно значимых высотных инвариантов с учетом реализующихся на них звуковысотных контуров при помощи компьютерной программы Speech Analyzer Летнего института лингвистики; выявление общего ладозвукоряда сказания и его высотных вариантов, возникающих из-за зонности составляющих его ступеней; грамматический анализ функциональности ступеней общего ладозвукоряда сказания. Исследование, опирающееся на методологию универсально-грамматического подхода В.В. Мазепуса и представления о высотной организации музыки коренных сибирских культур, изложенные в работах Н.М. Кондратьевой, обосновывает системность интерпретации высот в авторской нотировке улигера, позволяет показать процессуальный характер становления ладозвукоряда на протяжении целостной эпической композиции.
Ключевые слова: бурятский фольклор, эпос бурят, лады народной музыки, улигер, Бура Барнаков, Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Новикова О.В. Методика ладового анализа бурятского эпического сказания «Тохонойн ганса Төөлэн» // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 124–137. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-124-137.
П.С. Шахов, В.Г. Тельминов, И.В. Зубов
Аннотация. На основе анализа работ лингвистов, фольклористов, этнографов и этномузыкологов описаны основные направления деятельности выдающегося финского ученого Хейкки Паасонена, осуществлен краткий обзор его работ, посвященных мордовским языкам и фольклору. Несмотря на то что часть фольклорных текстов, собранных Х. Паасоненом, использовалась при подготовке ряда отечественных изданий (в адаптированном виде на национальных мордовских языках с переводом на русский язык), переводы его исследовательских работ нам неизвестны. Вниманию читателей предлагается перевод с немецкого языка первого раздела статьи «Über den Versbau des mordwinischen Volksliedes» (О строе стиха в мордовских народных песнях), опубликованной в 1910 г. в журнале «Финно-угорские исследования» («Finnisch-ugrischen Forschungen», band X). В этой работе Х. Паасонен на основе анализа эрзянских и мокшанских песенных фольклорных текстов устанавливает закономерность метрической структуры, связанную с силлабическим строением песенного стиха, и предлагает его систематику. В оригинальной работе Х. Паасонена фольклорные тексты записаны с помощью знаков фонетической транскрипции. В переводной версии тексты даны в кириллической записи на современных эрзянском и мокшанском языках с сохранением диалектных особенностей, отраженных в фонетических транскрипциях Х. Паасонена. К поэтическим текстам добавлены параллельные переводы на русский язык, в которых отражена структура исходного текста.
Ключевые слова: мордовская фольклористика, Хейкки Паасонен, песенный текст, структура поэтического текста, перевод
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шахов П.С., Тельминов В.Г., Зубов И.В. Исследования Хейкки Паасонена по мордовским языкам и фольклору: «О строе стиха мордовских народных песен» (перевод с немецкого языка, I часть) // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 138–162. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-138-162.
ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ В ЖАНРЕ ЦИФРОВОЙ ОПЕРЫ
Д.С. Отяковский, Р.Ф. Сагдиев
Аннотация. Лаборатория исследования цифровой оперы – это культурно-образовательный проект, рассчитанный на популяризацию оперного жанра в онлайн-пространстве, поиск новых форм музыкального театра и анализ ситуации, возникшей в сфере культуры в связи с COVID-ограничениями. В 2020 г. к жанру цифрового театра возник огромный интерес, однако интерес этот был скорее вынужденным: артисты, обязанные соблюдать карантинные меры, искали возможность создания новых способов коммуникации с аудиторией. Однако в оперной сфере в первую очередь публиковались видеосъемки спектаклей, что не может в полном смысле называться онлайн-проектами. В современном искусстве цифровая опера представлена уже довольно большим числом произведений, но их палитра широка и разнообразна, а методы исследования только формулируются и разнятся в зависимости от исследователя. Таким образом, мы имеем феномен, стремительно развивающийся, мутирующий и модулирующий в одном потоке культуры и времени с нами. Куратор лаборатории исследования цифровой оперы – Дмитрий Отяковский, один из создателей и визионеров нового жанра, лауреат национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Лучший онлайн-проект». В 2020 г. он снял фильм-оперу в жанре screenlife «Пир во время чумы» Ц.А. Кюи. Рустам Сагдиев, будучи действующим композитором, обладая большим опытом создания музыкальных произведений, в том числе опер, является постоянным соавтором проектов Лаборатории исследования цифровой оперы.
Ключевые слова: онлайн-опера, цифровое искусство, музыка, театр, авангард, режиссура, композиция, кураторская деятельность
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Отяковский Д.С., Сагдиев Р.Ф. Вопросы и проблемы музыкальной драматургии в жанре цифровой оперы // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 163–168. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-163-168.
Э.Д. Костина
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью научного осмысления экспериментов в области исполнительства на ударных инструментах с применением электроники. Рассмотрение влияния технического прогресса на классические ударные инструменты, обозначение факторов расширения возможностей исполнителя и воздействия на современного слушателя составляют новизну исследования. Выявляются две основные группы пьес с применением изначально записанных звуковых дорожек (tape), которые позволяют создавать эффект ансамблевой игры или дополнительного смыслового контекста (особенно в том случае, когда привлекаются документальные записи человеческого голоса и цитаты известных музыкальных сочинений), а также с использованием live-электроники, где музыка, сыгранная исполнителем, снимается при помощи микрофонов и передается в компьютер, а затем повторно воспроизводится во время звучания пьесы. В обоих случаях электроника позволяет композитору решать обширный спектр художественных задач. Эффекты зацикливания, задержки, реверберации применяются в десятках сочинений для маримбы, одним из которых стало «Mirrors of Emptiness» for marimba and digital delay (2008) Григория Смирнова (1982, Россия–США). Композитор, увлеченный «зеркальной» идеей, убедительно изобразил пустоту с ее иллюзией наполненности. При помощи микрофонов, цифрового аудиопроцессора (или программного обеспечения для эффекта стереозадержки), двух мониторов и динамиков в композиции Г. Смирнова в минималистической манере создается единое монохромное целое, иллюстрирующие идею ограниченности зеркальных отражений.
Ключевые слова: музыкальная электроника, ударные инструменты, маримба, live-электроника, Tape, Delay, Григорий Смирнов, Mirrors of Emptiness
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Костина Э.Д. О применении электроники в музыке для ударных инструментов (на примере «Mirrors of Emptiness» для маримбы и цифровой задержки Г. Смирнова) // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 169–177. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-169-177.
С.В. Черевань
Аннотация. В статье предпринята попытка обобщения опыта дистанционного преподавания музыкально-теоретических дисциплин в методологическом ракурсе в период пандемии COVID-19 (2020 г.). Актуальность темы связана с общим вектором модернизации российского образования в соответствии с цифровизацией современной среды, обусловлена задачей совершенствования технологий в подготовке профессионалов-музыкантов, интеграцией технологий и методов дистанционного образования в практическую сферу. На основе анализа применения инновационных технологий обучения в цифровом формате в образовательной среде музыкальной специализации обоснованы критерии отбора обучающих коммуникативных методов и форм работы со студентами. Рассмотрена методология преподавания теоретических дисциплин музыкального цикла в цифровом ракурсе с опорой на обобщение, сравнение, аналитические аспекты. Выявлены черты процесса синтеза, органично сочетающие в себе традиционные методики обучения студентов музыкальной специальности, инновационные интернет-информационные и технологии, объединяющие опыт преподавания очно-контактной формы и дистанционного формата. Научная новизна статьи состоит в обращении к предмету исследования, ставшему актуальным для отечественного образования недавно – с 2020 г., в связи с инфекцией COVID-19, в анализе применения инновационных технологий обучения музыкантов в дистанционном формате. Представленные результаты собственного процесса преподавания, опыта коллег, обоснование критериев отбора обучающих методов и форм работы со студентами являются новым и востребованным материалом. Практические рекомендации по организации занятий в удаленном режиме по сольфеджио, музыкальной форме, авторские результаты, изложенные в статье, прошли успешную апробацию на практике и, надеемся, могут оказать методическую помощь в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в начальном, среднем, высшем звене.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, методы преподавания сольфеджио, музыкальная форма, цифровые средства музыкального обучения, музыкально-теоретические дисциплины
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Черевань С.В. Методологические особенности дистанционного преподавания музыкально-теоретических дисциплин в электронно-цифровых условиях современности // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 178–189. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-178-189.
М.Ю. Дубровская, Е.Е. Тарасевич
Аннотация. Статья призвана привлечь внимание научной общественности к проблеме реабилитации все возрастающего числа детей с ограниченными возможностями здоровья, и, как следствие, сформировать у специалистов-музыкантов представление об особом виде коррекционной педагогики – абилитационной, отличающейся альтернативными методами сопровождения больного ребёнка, в том числе, терапией видами искусства. Гармонизирующее влияние музыки на психику человека облегчает установление контактов между ребенком с ограниченными возможностями здоровья и окружающей средой, стимулирует его готовность к общению. Феноменальный педагогический опыт педагога-абилитолога показан на примере известного новосибирского музыканта и композитора Алексея Ивановича Бороздина (1937–2021). Авторская педагогическая концепция А.И. Бороздина, выстроенная на системной реализации потенциала личностно-развивающих возможностей музыкального искусства в сфере детской коррекционной педагогики, послужила методической основой созданного им в 1991 г. абилитационного центра в Новосибирском академгородке – Детского оздоровительно-образовательного (социально-педагогического) центра А.И. Бороздина. Обращаясь к многолетнему результативному опыту деятельности педагогов Центра, авторы статьи впервые предпринимают попытку описания, анализа и методического обоснования механизмов воздействия музыкальной терапии (музыкотерапии) на психическое и психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе абилитации.
Ключевые слова: А.И. Бороздин, Детский оздоровительно-образовательный центр, абилитационная педагогика, музыкотерапия
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дубровская М.Ю., Тарасевич Е.Е. Новосибирский музыкант А.И. Бороздин и его детский оздоровительно-образовательный центр в системе отечественной абилитационной педагогики // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 190-198. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-190-198.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Л.П. Робустова
Аннотация. Деятельность Новосибирской консерватории имеет важный культуросозидающий смысл, выходящий за границы региона, что еще раз подтверждает мысль о фундаментальной роли музыкального образования не только в обществе, но и в процессе подготовки молодого специалиста. Статья отражает опыт деятельности кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории, первоначально именовавшейся кафедрой музыкальной педагогики (методики), истории и теории исполнительского искусства, в процессе формирования и развития системы педагогической подготовки студентов вуза, раскрываются изучаемые дисциплины, делается акцент на видах, формах и методах работы студентов по педагогической практике, а также о Секторе педагогической практики. Показывается, как постепенно выстраивался алгоритм целостной системы педагогической подготовки в вузе. К середине 1990-х гг. эта система уже представляла собой завершенный цикл, который идет от теоретических знаний к практическим и завершается научноисследовательской квалификационной работой студента. В ней выпускник реализует опыт предшествующей деятельности в области педагогики, психологии, методики и практики преподавания и в специальном классе. Работа защищается на государственном экзамене. Успешность этого процесса изначально была обусловлена активным ростом научного потенциала всех педагогов кафедры, подавляющее большинство которых в 80-е гг. XX в. успешно защитили кандидатские диссертации. Активная профессиональная деятельность кафедры всегда была связана с организацией крупных конференций, масштабными научно-исследовательскими проектами в разных областях, вовлечением студентов в экспериментальную работу по линии педагогической практики. В последнее десятилетие сложившаяся система испытывает некоторые изменения, связанные с утратой кафедрой контроля качества занятий по педагогической практике на некоторых факультетах вуза. Явление частичной децентрализации деятельности пока не нарушает функционирование целостной системы, однако требует дополнительного изучения и / или новых альтернативных решений.
Ключевые слова: Новосибирская консерватория, кафедра, профессиональное музыкальное образование, система педагогической подготовки, педагогическая практика, педагогика, психология, методика, научно-исследовательская работа Конфликт интересов.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Робустова Л.П. Система педагогической подготовки студентов Новосибирской консерватории: история и современность // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 199–210. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-199-210.
ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО И СЦЕНИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ОПЕРНОЙ ПАРТИИ
Е.Е. Малиновская
Аннотация. В статье предлагается модель двойственной динамической системы воплощения оперной партии: первая составляющая рассчитана на актерскую деятельность певца; вторая – на его вокальную деятельность (специфические вокальные средства выразительности). В первой составляющей подчеркивается связь таких элементов, как характер и ситуация; во второй – те элементы, которые входят в круг творческой деятельности певца-исполнителя. Таким образом, в двойственной динамической системе позиционируются два комплекса средств выразительности – выразительности спектакля (не полностью касающийся певцов), и выразительности певца как основного действующего лица спектакля. Динамическая сущность этой системы проявляется в смене значимости выразительных средств в ходе спектак= ля. Составляющие динамической системы рассматриваются как отдельные самостоятельные линии, каждая из которых несет смысловую нагрузку в развитии драматургии оперы. Но в их взаимодействии и определенной последовательности каждого из элементов складывается общая аудиовизуальная картина, воспринимаемая слушателем. Показано, что в рамках динамической системы, можно отследить активность и влияние каждого из средств выразительности, меняющиеся в действии оперного спектакля. Представлен график динамической системы на примере оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Ключевые слова: оперный спектакль, певец, средства выразительности, двойственная динамическая система, график динамической системы
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Малиновская Е.Е. Динамическая система музыкального и сценического воплощения оперной партии // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 211–219. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-211-219.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ «СИБИРСКОГО БРАССА»
С.М. Кузов
Аннотация. Статья посвящена творческой деятельности ансамбля медных духовых инструментов Новосибирской филармонии «Сибирский Брасс». Автор, сам будучи артистом «Сибирского Брасса», задался целью изучить и систематизировать основные жизненные вехи ансамбля. Очень малое количество литературных источников о брасс-коллективах России подчеркивает актуальность данной работы. Для написания были использованы статьи из научных журналов, материалы из прессы, личный опыт автора, а также информация от музыкантов, стоящих у истоков становления ансамбля. В работе последовательно представлена более чем тридцатилетняя история становления и развития коллектива, описаны его достижения, этапы творческих подъемов и критические моменты существования, наиболее значимые вехи и представители, а также проанализирован инструментальный состав и репертуар. На основании исследования делаются выводы об эволюции «Сибирского брасса» от небольшого любительского коллектива до высокопрофессионального ансамбля, ставшего широко известным в России, а также о постепенном усложнении и обогащении репертуара музыкальными произведениями разных стилей и эпох. Статья будет представлять интерес как для исполнителей на духовых инструментах, так и для почитателей творчества брасс-ансамблевого исполнительства.
Ключевые слова: Сибирский Брасс, ансамбль, Арнольд Кац, Андрей Салтанов, Михаил Косицин, Николай Сизиков, Академический симфонический оркестр, Новосибирская филармония
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кузов С.М. История возникновения и творческий путь «Сибирского Брасса» // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 220–230. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-220-230.