Вестник музыкальной науки Т. 9 № 3 2021

ЭССЕ ФЕРРУЧЧО БУЗОНИ «ЧТО НАМ ДАЛ БЕТХОВЕН?»

Б.Б. Бородин

Аннотация. Фигура музыканта и мыслителя Ферруччо Бузони (1866–1924) занимает особое место в истории фортепианного искусства. Актуальность изучения теоретических работ итальянского пианиста определяется масштабом его личности и свойственным ему новаторским подходом к музыкальному исполнительству. Однако значительная часть его богатейшего идейного наследия не переведена на русский язык. Эссе «Что нам дал Бетховен?» (“Was gab uns Beethoven?”), написанное в ноябре 1920 г., – литературное приношение великому композитору. Бузони поместил этот текст в своем итоговом сборнике «О единстве музыки» (“Von der Einheit der Musik”, 1922). Представленный в данной публикации комментированный перевод эссе имеет своей целью познакомить отечественных музыкантов с оригинальной концепцией бетховенского творчества, принадлежащей выдающемуся мастеру исполнительского искусства. Самым ценным в творчестве Бетховена Бузони считает предвосхищение будущего – оригинальность архитектоники, моменты приближения к «абсолютной музыке», свободной от внемузыкального содержания.

Ключевые слова: история фортепианного искусства, Ферруччо Бузони, литературное наследие, Людвиг ван Бетховен, композиторский стиль.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бородин, Б.Б. Эссе Ферруччо Бузони «Что нам дал Бетховен?» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 5–12.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-5-12.

 

МЕНДЕЛЬСОН И МЕЙЕРБЕР: К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКИХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ ДВУХ КОМПОЗИТОРОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦИТАТЫ ХОРАЛА «EIN‘ FESTE BURG IST UNSER GOTT»

Е.И. Поризко

Аннотация. Данная статья раскрывает творческие пересечения в жизни двух выдающихся немецких композиторов Ф. Мендельсона-Бартольди и Дж. Мейербера. Импульсом к анализу и сопоставлению фактов из жизни и творчества композиторов послужила общая для двух авторов цитата лютеранского хорала «Ein‘ feste Burg ist unser Gott», которая в случае с Мендельсоном и его глубоким знанием немецкой лютеранской традиции представляется нам вполне естественной, в то время как обращение к ней Мейербера привлекает исследовательский интерес. При этом мы постарались хронологически восстановить общение между двумя музыкантами, начиная с их знакомства в Берлине и заканчивая смертью Мендельсона. В нашей статье мы прослеживаем связи между Реформационной симфонией и оперой «Гугеноты» этих авторов соответственно. Основой изучения стали первоисточники: дневники и письма композиторов, а также документы эпохи, такие как договор между Мейербером и театральной дирекцией. Исследование оставляет вопрос о возможном заимствовании Мейербером идеи Мендельсона открытым, но дает направления для дальнейшего анализа как в области музыкознания, так и авторского права.

Ключевые слова: сонатная форма, симфония, Реформация, Аугсбургское вероисповедание, Джакомо Мейербер, Гугеноты, Мартин Лютер, Феликс Мендельсон-Бартольди, хорал.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Поризко, Е.И. Мендельсон и Мейербер: К вопросу о творческих пересечениях двух композиторов сквозь призму цитаты хорала «Ein‘ feste Burg ist unser Gott» // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 13–28.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-13-28.

 

КОНЦЕПЦИЯ «РАВНИННОСТИ» И ЕЕ ПРЕТВОРЕНИЕ В РАННИХ СИМФОНИЯХ НИЛЬСА ВИЛЬГЕЛЬМА ГАДЕ

Е.А. Хонякина, О.А. Светлова

Аннотация. Настоящая статья актуализирует вопрос изучения симфоний датского композитора-романтика Нильса Вильгельма Гаде (1817–1890) сквозь призму национального стиля, подразумевая преломление в его музыке черт самобытного скандинавского и датского народного искусства. Гипотезой исследования обозначена концепция «равнинности» как основополагающего качества датского национального менталитета. Автор обращает внимание на существование значительных различий между понятиями нордический (скандинавский) стиль и локально датский, а также указывает на тесную взаимосвязь этих явлений. Создается историко-культурная панорама Дании XIX в., в контексте которой обосновывается возникновение концепции «равнинности» как проявления национального самосознания датчан. Устанавливается особая взаимосвязь между этнонимом «даны» и положением «равнинности». Приводятся примеры из литературы и живописи Дании эпохи романтизма, где претворяется предложенная концепция. Рассматриваются Первая и Вторая симфонии Гаде с точки зрения воплощения в них национальных компонентов на образно-содержательном и музыкально-стилистическом уровне, выявляются скальдические композиционные приемы, тематические связи с фольклорным материалом. Сделан вывод, что идея «равнинности», выразительной картинности выступает естественным симфоническим credo Гаде.

Ключевые слова: Скандинавия, Дания, Гаде, романтизм, симфония, нордический стиль, «равнинность».
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хонякина, Е.А., Светлова, О.А. Концепция «равнинности» и ее претворение в ранних симфониях Нильса Вильгельма Гаде // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 29–42.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-29-42.

 

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ «СОНАТЫ-ВОСПОМИНАНИЯ» a-moll, ор. 38, № 1 Н.К. МЕТНЕРА

Е.О. Предвечнова

Аннотация. В статье впервые представлен анализ-интерпретация «Сонаты-воспоминания» a-moll, ор. 38, № 1 Н.К. Метнера на пяти этапах семантического подхода: программности, структурно-жанрового инварианта, композиции, тематизма, интерпретации символических образов. На первом этапе рассматриваются особенности символической программы, связанной с феноменом памяти, выраженном в модусах настоящего и прошедшего времени. Предполагается, что на уровне экстрамузыкальной семантики образы-символы времени и вечности отражают две грани романтического мировосприятия Н.К. Метнера, явленные в диалоге автора и героя. На втором этапе автором статьи определяется специфика трактовки жарового инварианта Сонаты, показанная в концепции «Человек вспоминающий» и сфере лирических символических образов. На третьем этапе на основе музыкальной семантики проводится анализ драматургии и композиции одночастной Сонаты a-moll, обусловленной романтической поэтичностью мышления композитора. Изучается интонационно-семантическая связь «Сонаты-воспоминания» и остальных пьес цикла «Забытые мотивы», ор. 38. На четвертом этапе выявляются особенности интрамузыкальной семантики, связанной с рефренным проведением темы воспоминаний, которая является лейтмотивом как Сонаты a-moll, так и всего фортепианного творчества Н.К. Метнера. На пятом этапе изучаются особенности исполнительской интерпретации Е. Светланова (классический тип) и Е. Кисина (романтический тип), раскрывающие разные грани содержания «Сонаты-воспоминания».

Ключевые слова: Н.К. Метнер, Соната-воспоминание, семантический анализ-интерпретация, символический образ, структурно-семантический жанровый инвариант.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Предвечнова, Е.О. Семантический анализ-интерпретация на примере «Сонаты-воспоминания» a-moll, ор. 38, № 1 Н.К. Метнера // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 43–51.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-43-51.

 

«CITY LIFE» С. РАЙХА: К ПРОБЛЕМЕ ГОРОД КАК МЕТАФОРА

А.В. Ванчугов

Аннотация. Современное академическое композиторское искусство – сложный творческий и интеллектуальный процесс художественной деятельности, состоящий из многоаспектного взаимодействия идей, задач, смыслов. Каждый автор стремится к созданию уникального опуса, зачастую закладывая в него иносказательную составляющую, которая требует концептуального подхода к ее интерпретации. При анализе таких сочинений необходимо сформировать представление о развернутой («движущейся») метафоре – многоступенчатом показе образа, данного не целостно в чувственном опыте, но лишь векторно обозначающего некое смысловое пространство. В итоге становится возможным раскрытие актуальной современности темы, направленной на понимание сути жизни человека, общества, государства, мира в целом. Актуальность исследования обусловлена отсутствием аналитического материала по композиции С. Райха «City Life» (1995) и возможностью ее рассмотрения в контексте более обширной темы «Город как метафора в музыкальном искусстве рубежа ХХ–XXI веков», отражающей, в свою очередь, исследовательские тенденции в различных областях гуманитарных знаний. Цель исследования заключается в осмыслении урбанистической метафоры «Города-мегаполиса», являющейся выражением познания и понимания жизненных реалий человечества, проживающего в современных «каменных джунглях». Методологическая база основывается на целостном музыковедческом анализе с применением нового метафорического метода (подхода), позволяющего обнаружить скрытые коннотативные значения. В результате возможно многослойное и разностороннее представление концепции, в которой Город – воплощение идеи трагического существования человечества.

Ключевые слова: Город как метафора, Стивен Райх, Людвиг Витгенштейн, постминимализм, «City Life».
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ванчугов, А.В. «City Life» С. Райха: К проблеме Город как метафора // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 52–62.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-52-62.

 

ПЕСНЯ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ Н.П. РАКОВА

О.И. Поризко

Аннотация. В статье говорится о роли Песни как инструментального жанра в фортепианной музыке для детей русского композитора XX в. Н.П. Ракова. Прослеживается краткая история формирования жанра от европейской фортепианной музыки XIX в., начиная с творчества Ф. Мендельсона и Р. Шумана, а также норвежского композитора Э. Грига до творчества русских композиторов конца XIX–XX вв.: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера. Отмечается особое место в развитии жанра инструментальной песни в творчестве отечественных композиторов, посвятивших свою жизнь созданию детского репертуара, среди которых А.Ф. Гедике, Д.Б. Кабалевский и Н.П. Раков. Приведены примеры сравнения фрагментов миниатюр данного жанра в музыке русских композиторов А.Ф. Гедике и Н.П. Ракова. Показана связь детской музыки А.Ф. Гедике, Д.Б. Кабалевского, Н.П. Ракова с народными истоками. Сделан подробный анализ не исследованных ранее сочинений данного жанра педагогического репертуара Н.П. Ракова: Песни g-moll и пьесы «Рожь колосится», являющихся пьесами для учащихся старших классов ДМШ. Отмечается значение работы с обучающимися над сочинениями данного жанра в процессе формирования личности юного музыканта в национальных традициях.

Ключевые слова: Н.П. Раков, опора на фольклор, жанр инструментальной песни, история жанра, песня в европейской музыке, песня в русской музыке, песня в детской музыке Н.П. Ракова.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Поризко, О.И. Песня как инструментальный жанр в фортепианной музыке для детей Н.П. Ракова // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 63–73.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-63-73.

 

АТРИБУТЫ ТЕАТРАЛЬНОСТИ В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ

Д.А. Ивачева

Аннотация. В статье рассматривается феномен театральности как межвидовая эстетическая категория. Данная работа раскрывает содержание понятия театральности в фортепианной музыке с точки зрения театральных атрибутов. Основную часть исследования составляет описание атрибутов театральности, позволяющих говорить о зрелищности и действенности в фортепианном искусстве. Особое внимание уделено персонажности, картинности и характерности как воплощению предметности, пространственности, оригинальности, конкретности, портретности в музыке. На примере некоторых пьес из цикла «10 пьес из балета “Ромео и Джульетта”» С.С. Прокофьева установлено, что воплощение персонажей литературных первоисточников значительно обогащается посредством музыки. Указано на атрибут игры, реализующий ощущение двойственности: реальный и идеальный планы. Определяется атрибут контрастности со стороны рельефности персонажа, пространственного ощущения в музыке. Упоминается о событийности, способствующей представлению сценического действия в фортепианном искусстве. В заключение уточняется место атрибута условности, который преодолевается посредством музыкальных выразительных средств. Автор также обращает внимание на атрибут гиперболизации как неотъемлемой составляющей театральности. Обосновывается мысль о том, что проникновению театральности в фортепианную музыку способствует системное единство средств выразительности. В статье приводятся примеры фортепианных пьес, изначально театральных, для выявления особенностей этой музыки. Это дает возможность рассматривать в дальнейшем фортепианную музыку нетеатрального происхождения в аспекте театральности.

Ключевые слова: театральность, фортепианная музыка, театральные атрибуты, персонажность, картинность, характерность, игровая стихия, событийность, контрастность, условность, гиперболизация.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ивачева, Д.А. Атрибуты театральности в фортепианной музыке // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 74–83.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-74-83.

 

О ПЛАСТИЧЕСКОМ «ГЕНОМЕ» В ФОРТЕПИАННОЙ МЕТОДИКЕ В.И. СЛОНИМА

В.В. Будников

Аннотация. В статье рассматривается одна из исполнительских задач, решаемая в фортепианной методике Виссариона (Исера) Исааковича Слонима, – пластическая «лепка» интонации. Слоним, являясь прямым преемником традиций фортепианной школы Т. Лешетицкого – А. Есиповой, воспринял и сохранил идею «прогрессивного консерватизма», который опирается в своей основе на целостный двигательный «геном», заложенный еще педагогикой К. Черни. Методические принципы трактовки пианистом композиторского текста, применяемые Слонимом, демонстрируют принципиально новый взгляд на формирование исполнительской пластики, которая «закладывается» отдельными техническими приемами и детерминирована интонационным процессом. Внимание к внутренним, «мускульным» ощущениям дает основание применить к их анализу синестетический подход. Научная новизна статьи заключается в выявлении связей проприоцептивной сенсорики исполнительского процесса с тактильными представлениями пианиста в опоре на полисенсорный механизм внутреннего восприятия «глубинной интонации». Гравитационные (весовые) и кинестетические векторы проприоцепции, формируемые музыкальной интонацией, ладовыми и метрическими тяготениями, на взгляд автора, являются главными регуляторами осязательных представлений пианиста. Эти векторы через механизм тактильно-проприоцептивной синестезии влияют на создание «скульптурных слепков» фактуры, которая индивидуальна в рамках не только стиля композитора, но и отдельно взятого произведения. Пластический «геном», определяя оригинальность типа фактуры, обнаруживает невербальную информацию о творческом методе композитора и является дополнительным аспектом синестетической атрибуции композиторского текста.

Ключевые слова: новосибирская фортепианная школа, В.И. Слоним, фортепианная методика, исполнительский аппарат пианиста, тактильно-проприоцептивная синестезия, пластическая «лепка» интонации.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Будников, В.В. О пластическом «геноме» в фортепианной методике В.И. Слонима // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 84–93.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-84-93.

 

СИНЕСТЕЗИЯ КАК ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ УНИВЕРСАЛИЯ

С.В. Конанчук

Аннотация. В статье проанализированы кризисные явления, присутствующие в современной эстетической теории. Отмечается, что эти процессы связаны c усилением феноменов виртуализации и эстетизации современной художественной культуры. Такие тенденции, как дереализация бытия и множественность восприятия реальности указывают на становление нового типа эстетики, проблематика и методология которой могут быть определены на основе синестетической парадигмы, а синестезия при этом может рассматриваться как одна из актуальных универсалий современной эстетики. Обозначены основные типы представлений о синестезии на основе обобщения современных подходов к исследованию данного феномена. Проанализированы эстетическая роль и функции синестезии в современной художественной культуре и искусстве. Исследованы особенности влияния виртуальной реальности на процессы становления новых форм чувственности, а также связанное с этим усложнение форм синтеза и синестезии в современной художественной культуре. В качестве авангардного направления в современной эстетике, в котором отсутствуют кризисные явления, и развитие теории осуществляется синхронно с появлением новых художественных практик, представлена сибирская школа музыкальной синестетики. Значимым достижением музыкальной синестетики является разработка методологии анализа и интерпретации музыкальных произведений, относящихся к сфере «неклассического звукового пространства».

Ключевые слова: эстетика, категории эстетики, художественная культура, синестезия, синтез искусств, музыкальное искусство.
Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Конанчук, С.В. Синестезия как общеэстетическая категория и художественная универсалия // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 94–100.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-94-100.

 

КОМПОЗИТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА. К ВОПРОСУ УНИВЕРСАЛИЗМА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

А.С. Калибаева

Аннотация. В статье рассматривается проблема универсализма творческой личности композитора-исполнителя, которая редко становится предметом отдельного изучения. На начало ХХI в. в разветвленной композиторской традиции Казахстана сложились разные типы творческих личностей: композиторы, ориентированные на национальную культуру, на западный академизм, авторы смешанной направленности. Среди них немало музыкантов, гармонично сочетающих исполнительские, композиторские, педагогические, исследовательские, организаторские, руководительские и другие таланты. В отношении форм творческой деятельности универсализм представляется имманентным свойством музыканта-профессионала в любой этнической традиции, в массовом искусстве, а также в западной музыке до XVIII в. В современных условиях самореализация музыканта в различных качествах снова становится актуальной. Расширяя поле творческого самовыражения, она дает импульс к проявлению новаторского мышления. На основе анализа многогранной деятельности отдельных личностей музыкальной культуры Казахстана становится очевидным, что они развивались за счет разносторонности и гибкости как в личном, так и в профессиональном плане. Совмещение средств художественной выразительности двух традиций (этнической и новоевропейской композиторской) отражает универсализм стиля, присущий практически всем композиторам Казахстана. Многоплановая самореализация (композитор-исполнитель-педагог-исследователь) способствует большей востребованности и успешной карьере музыканта. В зависимости от исторических условий универсализм стиля и творческой самореализации проявлялся по-разному на различных этапах развития национальной композиторской школы.

Ключевые слова: универсализм в творчестве, композиторы Казахстана, композитор-исполнитель, творческая личность.
Конфликт интересов: Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Калибаева, А.С. Композитор-исполнитель в современном искусстве Казахстана. К вопросу универсализма творческой личности // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 101–109.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-101-109.

 

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПИАНИСТОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИЗДАНИЯХ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

С.А. Айзенштадт, Цзэн Яо

Аннотация. Раскрываются методы популяризации выдающихся китайских пианистов Инь Чэнцзуна и Лю Шикуня, осуществляемые информационными и научно-просветительскими изданиями Китайской Народной Республики в период с середины 90-х гг. XX в. по окончание второго десятилетия XXI в. Показано, что формируемые образы соответствуют типологическим характеристикам духовного лидера-героя. Героизация лидерских образов опирается на базовые ценности национального менталитета, среди которых акцентируются преданность государственным интересам и универсализм личности, понимаемый как многогранность творческого потенциала, реализуемого в служении народу. Инь Чэнцзун предстает в качестве борца с гонителями фортепиано в эпоху «Культурной революции» и одновременно – образца законопослушности и преданности Государству, а также отстаивает идею китаизации фортепианного искусства. Лю Шикунь – воплощение универсальной личности и герой, оставшийся верным Родине и Верховной власти в тяжелейших испытаниях. Статья актуальна в плане осмысления закономерностей развития китайской фортепианной культуры и уяснения аспектов государственной политики КНР, направленных на пропаганду национальных и государственных ценностей.

Ключевые слова: Китай, фортепиано, лидер, Инь Чэнцзун, Лю Шикунь.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Айзенштадт, С.А., Цзэн Яо. Популяризация национальных пианистов в информационных и научно-просветительских изданиях Китайской Народной Республики // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 110–120.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-110-120.

 

ЭТНИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ НАЧАЛО В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧЖАН ЧЖАО

Тань Сююань, С.А. Мозгот

Аннотация. В статье на примере трех фортепианных произведений Чжан Чжао «Мей Ньянга», «Китайская мечта» и «Айлао рапсодия» анализируются этнические и национальные особенности музыкального языка композитора. Цель исследования – установление факторов, способствующих созданию национальной характерности музыки Чжан Чжао в условиях преобладания западноевропейских основ композиции. В результате исследования доказывается, что суть китайского национального стиля в творчестве Чжан Чжао определяется тонкой инкрустацией отдельных музыкальных приемов конкретных этносов. Преобладание линеарного, мелодического развития как в организации фактуры (сонористические слои), так и гармонии (включение неаккордовых звуков, использование линеарной гармонии) присуще народностям группы И; имитация звуков китайских колоколов типична для музыки тибето-бирманских народностей; воспроизведение фиоритур, форшлагов, кварто-квинтовых бурдонных созвучий, эффекта бряцания, особой тембральной звучности высокого регистра в динамике p передает характерное звучание гуцинь – инструмента, популярного у народов Хань и И. В то же время воспроизведение характерных приемов игры на пипа свойственно многим региональным исполнительским практикам в центральном Китае. При обработке народных мелодий и создании оригинальных сочинений композитор сознательно сохраняет музыкальные признаки определенной местности и культурные традиции конкретного этноса Китая. На примере анализа фортепианных произведений доказывается, что национальный стиль в фортепианных сочинениях композитора создается полиэтничным взаимодействием характерных музыкальных особенностей, присущих разным этническим группам Китая.

Ключевые слова: Чжан Чжао, этническое, национальное, поликультурное, Мей Ньянга, Китайская мечта, Айлао рапсодия.
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Тань Сююань, Мозгот, С.А. Этническое и национальное начало в фортепианных произведениях Чжан Чжао // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 121–131.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-121-131.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Ян Сяо Дун

Аннотация. Настоящая статья посвящена исполнительским особенностям камерно-вокальных произведений современных китайских композиторов. Цель работы – на основании осмысления специфики камерно-вокальной музыки современных китайских композиторов выявить особенности процесса освоения данного жанра вокальной музыки, а также проанализировать возможные методы преодоления исполнительских трудностей. В статье также обозначены и охарактеризованы основные жанровые особенности художественной песни и романсов современных китайских композиторов, которые являются обязательными для создания исполнительской трактовки. Автор рассматривает методики китайских педагогов-вокалистов (Ли Эр Юн, Ян Бо), основные принципы которых направлены на понимание специфики камерно-вокальных произведений (художественная песня, романс), а также на осознание исполнительских задач, стоящих перед вокалистами. Подчеркивается важность системного подхода в практике изучения вокалистами особенностей камерно-вокальных произведений (взаимодействие поэтических текстов песен и их мелодики, учет специфики синтеза китайской и европейской вокальной традиции). Анализ научных исследований и практический опыт автора статьи позволил определить возможные методы работы над камерно-вокальными произведениями современных китайских композиторов. Для исследования были применены такие методы, как стилевой, жанровый, исполнительско-интерпретационный.

Ключевые слова: современные китайские композиторы, камерно-вокальная музыка, исполнительские особенности.
Конфликт интересов: Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ян Сяо Дун. Исполнительские особенности камерно-вокальных произведений современных китайских композиторов // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 132–137.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-132-137.

 

ОТРАЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ В РАБОТЕ КАФЕДРЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ НГК им. М.И. ГЛИНКИ

В.В. Дитенбир

Аннотация. Настоящая статья продолжает тему, представленную в предыдущем номере «Музыкального вестника», предлагая уточнение и детализацию одного из аспектов проблемы формирования региональной вокальной школы в Новосибирске – региональную специфику в работе кафедры сольного пения в НГК им. М.И. Глинки. Здесь проанализировано влияние регионального фактора, в который (помимо положительной роли творчества композиторов региона) входят суровые климатические условия, проблемы сцены и акустики зала Новосибирского оперного театра. Рассмотрены такие вытекающие из этого специфические тенденции, как большое внимание к региональному композиторскому творчеству, целенаправленное воспитание выносливости голоса и строжайшее следование его истинной природе. Последнее рассматривается в качестве обязательного и действенного инструмента в формировании обозначенной выносливости. Приводятся конкретные примеры успешного возвращения голосу его изначального статуса. В статье подчеркивается: в последнее время (в связи с применением в НГАТОиБ электронных технологий) сила голоса перестала быть обязательной для участия в ряде спектаклей Новосибирского оперного театра. Несмотря на это, преподаватели кафедры остаются верны установкам на потребности отечественной и региональной оперной сцены. Автор приходит к выводу, что успешному решению проблем, связанных с региональной спецификой, способствует фундамент, основанный на традициях отечественных вокальных школ, уходящих своими корнями в педагогику итальянского вокала.

Ключевые слова: Новосибирская консерватория, кафедра сольного пения, региональная специфика, вокальная школа, Новосибирский оперный театр.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дитенбир, В.В. Отражение региональной специфики в работе кафедры сольного пения НГК им. М.И. Глинки // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 138–148.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-138-148.

 

ИЗ ИСТОРИИ ПОСТАНОВОК ФРАНЦУЗСКИХ ОПЕР В ТОМСКЕ НА РУБЕЖЕ XIX–XX вв.

С.П. Вавилов, Я.В. Ткаленко

Аннотация. Статья посвящена истории постановок французских опер на сцене Томска в 1880–1930-х гг. Результаты изучения хроник провинциальных газет позволили воссоздать картину деятельности российских оперных трупп, которые становились основными проводниками культуры музыкального театра в те годы. Музыка французских композиторов составляла основную часть репертуара оперных коллективов. В Томске во второй половине XIX в. гастролировали коллективы, которыми руководили и предприимчивые дельцы, и люди, среди которых были опытные актеры драматических театров. В статье приведены сведения о некоторых антрепренерах, в репертуаре трупп которых были мелодии французских композиторов. Оперные постановки играли большую просветительскую роль в культурной жизни города. Оперные постановки решали и другую важную задачу – воспитание художественного вкуса публики крупного сибирского города, каким становился Томск на рубеже XIX–XX вв. Исполнительский уровень многих гастролирующих трупп был достаточно высоким. Отмечается, что интерес к оперным постановкам поддерживался регулярной рекламой спектаклей в томских журналах и газетах. Материалы статьи позволили авторам сделать вывод о том, что знакомство с оперным творчеством французских композиторов сыграло важную роль в развитии музыкальной культуры города Томска, и эти оперные постановки на рубеже XIX–XX вв. стали значительной страницей музыкальной истории города. В статье использованы иллюстративные материалы из частной коллекции одного из авторов.

Ключевые слова: Томск, французские композиторы, опера, оперетта, антреприза.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Вавилов, С.П., Ткаленко, Я.В. Из истории постановок французских опер в Томске на рубеже XIX–XX вв. // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 149–158.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-149-158.

 

ПРОБЛЕМЫ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ СИБИРСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

П.С. Шахов, Н.В. Леонова

Аннотация. В центре внимания авторов статьи находятся проблемы использования в изучении традиционных культур современных технологий и, прежде всего, электронных каталогов и интерактивных карт, позволяющих представлять образцы фольклора в мультимедийной форме, сопровождать их значительными массивами разнородной информации, систематизировать, картографировать сами фольклорные тексты и результаты их аналитического описания. Краткий обзор ряда отечественных и зарубежных продуктов подобного рода продемонстрировал их полифункциональность, возможность постановки и решения информационных, научно-исследовательских и культурно-образовательных задач. Новосибирские специалисты в области фольклора начинают эту работу, осваивая не только новые технологические возможности, но и достаточно продуктивно реализуемые в ряде этномузыкологических школ методы картографирования. Статья имеет методологический характер: представив два научных проекта (один осуществляемый в настоящее время, второй – перспективный), авторы выходят на определение специфики как самого объекта исследования, т.е. традиционного фольклора сибирского бытования, так и основной проблематики его изучения, связанной с выявлением ареалов распространения исследуемых явлений (что актуально для изучения традиций коренных народов Сибири) и определением динамики и особенностей изменения фольклорно-этнографических комплексов, оторванных от «материнского» массива (что характерно для изучения переселенческих этносов). С учетом этих обстоятельств в статье предлагаются некоторые новые подходы к картографированию сибирского материала на основе структурно-типологического и сравнительного исследования.

Ключевые слова: этномузыкология, картографирование, интерактивные карты, традиционный фольклор Сибири, Институт филологии СО РАН, Новосибирская консерватория.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Шахов, П.С., Леонова, Н.В. Проблемы картографирования в изучении сибирских традиционных культур в контексте современных тенденций // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 159–169.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-159-169.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕМБРЫ ЗАПАДНО-БУРЯТСКОГО ЭПОСА И ИХ ЮЖНО-СИБИРСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

О.В. Новикова

Аннотация. В статье изложены результаты изучения тембровой организации западно-бурятского эпического сказания «Тохоной ганса Төөлэн», записанного на магнитофонную ленту М.П. Хомоновым от Буры Барнакова в 1961 г. и нотированного автором статьи в связи с подготовкой бурятского эпического тома академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». На основе методологии анализа поющихся тембров В.В. Мазепуса выявлены основные тембровые признаки улигера, среди которых – суперсегментные слабая назализация, поднятая гортань, звонкошепотная и узкощелевая фонация, сегментные коррелированная ларингализация, эризация и пр. Данные тембры находят параллели в эпосе восточных бурят, тувинцев, теленгитов, шорцев и хакасов. Назализация и поднятая гортань, другие суперсегментные и сегментные тембры, наблюдаемые в сказании Буры Барнакова, в различных сочетаниях обнаруживаются в ряде жанровых традиций западных и восточных бурят: западных и восточно-бурятских песнях, восточно-бурятских колыбельных, прославлениях победителей и т.д. Таким образом, тембровые характеристики дополняют признаки, объединяющие и различающие между собой жанровые традиции внутри бурятской интонационной культуры, а также бурятские улигеры и эпические традиции народов Южной Сибири.

Ключевые слова: бурятский фольклор, эпос, улигер, артикуляционная классификация тембров, Бура Барнаков.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Новикова, О.В. Основные тембры западно-бурятского эпоса и их южно-сибирские параллели // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 170–176.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-170-176.

 

ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

С.Г. Чайкин

Аннотация. Содержание статьи отражает взгляд автора на современную ситуацию в музыкальном образовании. Актуальность публикуемого материала связана с появлением новых условий работы на дистанте и необходимостью анализа опыта занятий с пианистами. Показ способов решения возникшей проблемы является целью работы. Вынужденный переход на удаленное обучение высветил проблемы с инструментарием (особенно с фортепиано), с психологической и технологической неподготовленностью многих участников образовательного процесса, преимущественно старшего возраста, к работе в условиях отсутствия живого контакта. Изменившиеся условия показали, что электронные средства связи способны, в определенной мере, передать итоговый результат творческого процесса – театральную постановку, концерт и т.п. Однако суть этого процесса, таинство рождения произведения, коллективная по определению (как минимум учитель-ученик) работа остаются, по большей части, недоступны общению на расстоянии. Изменились проверенные временем принципы подбора репертуара, организации исполнительской практики. Стали формироваться новые оценочные критерии в педагогической работе, так как кроме собственно исполнения программы пришлось учитывать непривычные, а подчас неприемлемые для творческой работы условия. Остро встал вопрос о функционировании исполнительского искусства как такового. Эти и некоторые другие темы, продиктованные новой реальностью, автор попытался осветить в статье, и на этой основе сделать некоторые обобщения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, акустические и цифровые фортепиано, репертуар, исполнительская практика.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чайкин, С.Г. Первые опыты дистанционного обучения игре на фортепиано // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 177–184.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-177-184.

 

ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ В ДИЗАЙНЕ ЮЖНОНЕМЕЦКИХ ОРГАНОВ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

Ф.В. Табыисова

Аннотация. Актуальность темы предлагаемой статьи, которая посвящена дизайну южногерманских органов эпохи Ренессанса, обусловлена малоизученным состоянием южнонемецкой органной школы в российском музыковедении. Цель исследования заключается в установлении комплекса основных тенденций в экстерьере инструмента, представляющего собой яркий художественный и культурный феномен. Большой церковный орган и органный ансамбль, под которым подразумевается общее композиционное целое, включающее в себя помимо музыкального инструмента также его подножие (наподобие ласточкиного гнезда), при создании перенимали архитектурный и дизайнерский стиль церковного помещения по принципу присоединения. Содержание раскрывается через разбор трех аспектов внешнего облика инструмента: его общее художественное оформление, особенности строения и характер декоративной отделки органного проспекта. Рассматриваемый органный ряд, в который помимо больших форм инструмента, т.е. стационарных церковных органов, включены малые – портативы и позитивы, в процессе аналитического разбора разбивается на две группы инструментов: с асимметричной формой свитковых рядов и с симметричным строением органного проспекта. Материал может быть востребован широкой аудиторией, представленной главным образом искусствоведами, органистами и музыковедами.

Ключевые слова: Южная Германия, Ренессанс, органное искусство, дизайн органного проспекта.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Табыисова, Ф.В. Об основных тенденциях в дизайне южнонемецких органов эпохи Ренессанса // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 185–197.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-185-197.

 

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ЖИВОПИСИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ КАРТИН АЛТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА П.Д. ДЖУРЫ)

Н.А. Прядуха

Аннотация. Музыкальность живописи в данной статье предстает как основа для интерпретации живописного произведения. Музыкальный подход к интерпретации живописного полотна раскрывает ряд несвойственных для статичных видов искусства ассоциаций, встраивая его в качестве ландшафтообразующего элемента в художественно-ассоциативный ландшафт города. На примере произведений алтайского художника П.Д. Джуры представлены возможность музыкальной трактовки живописи на композиционном уровне и вероятность формирования ландшафтных связей города с иными территориями. Проникновение в тайны взаимодействия различных свойств художественных произведений ведет к пониманию универсальных принципов их бытия, создает основу для различных форм интерпретации, что является основной целью исследования. Выявление общей природы средств выразительности живописи и музыки, нахождение единых принципов организации живописного и музыкального материала – есть задачи, решение которых приводит к получению ряда дополнительных характеристик живописного произведения, обогащающего его образность. В результате, анализ музыкальности живописи затрагивает проблему изучения синтеза искусств, цельности и глубины восприятия его произведений. Позиция реципиента художественного творения неизбежно становится активной, превращая зрителя, прежде всего, в соавтора и, одновременно, в его слушателя.

Ключевые слова: музыкальность живописи, культурный ландшафт, точка, линия, звучание, ассоциация.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Прядуха, Н.А. Музыкальность живописи как фактор формирования культурного ландшафта (на примере картин алтайского художника П.Д. Джуры) // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 198–209.
DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-198-209.

 Вестник музыкальной науки Т. 9 № 3 2021
Вестник музыкальной науки Т. 9 № 3 2021
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.