Том 13. № 1 (март 2025)

ЛИБРЕТТО ЗИНГШПИЛЕЙ КАРЛА ДИТТЕРСА ФОН ДИТТЕРСДОРФА И ИТАЛЬЯНСКАЯ КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

С.Б. Бубеева

Аннотация. Венские зингшпили занимают центральное место в наследии композитора К.Д. фон Диттерсдорфа и во многом имеют поворотное значение в его творческом пути. Их создание пришлось на период проведения театральной реформы Иосифа II, направленной на поддержку композиторов в сочинении немецкой комической оперы в качестве альтернативы итальянской. Однако, несмотря на попытки создания благоприятных условий для рождения национальной оперы, этот процесс во многом тормозился отсутствием модели, которая могла бы служить ориентиром нового жанра. В отличие от своих современников, Диттерсдорф избрал в качестве основы итальянскую оперу-буффа, традиции которой прослеживаются в первую очередь в особенностях сюжетной канвы и составе действующих лиц. Такое решение кажется весьма естественным, поскольку Диттерсдорф до появления первого зингшпиля работал с итальянской оперой. Изучив либретто всех четырех немецких опер этого периода («Доктор и аптекарь», «Обман через суеверие», «Любовь в сумасшедшем доме», «Скряга Иеронимус»), легко обнаружить, что зингшпили словно «скроены» по единому шаблону – персонажи напоминают героев комедии дель арте, а некоторые ситуации – конкретные буффонные трюки. Возможно, поэтому сочинения пришлись по вкусу публике, так как сочетали лучшие черты буффа. Однако в этом случае встает закономерный вопрос, следует ли относить оперы Диттерсдорфа к жанру зингшпиля? Действительно, при сравнении немецких либретто с итальянскими образцами обнаруживается немало сходств, однако абсолютно идентичных повторений мы не выявили. Кроме того, композитору удается находить оригинальные решения, используя стандартные, типизированные приемы в новом оформлении.

Ключевые слова: либретто, К. фон Диттерсдорф, зингшпиль, опера-буффа, комедия дель арте
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бубеева С.Б. Либретто зингшпилей Карла Диттерса фон Диттерсдорфа и итальянская комическая опера // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 9–18. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-9-18.

 

ОПЕРА «ХОЛЬГЕР ДАТСКИЙ» Ф. КУНЦЕНА И «HOLGER FEHDE»: PRO ET CONTRA

Е.А. Хонякина

Аннотация. В статье рассматривается опера Ф. Кунцена «Хольгер Датский», ставшая одной из причин начала датско-немецкого социокультурного конфликта в 1789 г. под названием «Holger Fehde» – «Хольгерская распря». В ряде зарубежных источников достаточно полно освещается данное противостояние, а также уделяется внимание истории создания оперы, тогда как российскому музыкознанию она малоизвестна. Настоящая статья призвана частично восполнить эту лакуну. В научный обиход вводятся фрагменты трудов иностранных исследователей, в опоре на которые автор рассматривает оперу Ф. Кунцена в контексте явления «Holger Fehde». Представляется фигура легендарного датского героя Хольгера, отмечается его роль в истории и культуре Дании. Приводятся полярные взгляды критиков-свидетелей оперной постановки и обозначается их влияние на мнение датской общественности в отношении деятельности немецких мастеров, к которым относился Ф. Кунцен. Ссылаясь на исследование датского музыковеда О. Конгстеда «О Хольгере Датском и Хольгерской распре» (1996), привлекаются сведения о сатирической пьесе «Хольгер Немецкий» ведущего датского драматурга того времени П.А. Хейберга и одноименной опере-пародии самого Ф. Кунцена. Сделаны выводы о том, что опера «Хольгер Датский» имела революционный характер и явилась предвестником эпохи романтизма в Дании. Благодаря «Хольгерской распре» датчане смогли самоопределиться в отношении национальных символов, которые уже в XIX в. будут культивироваться ведущими композиторами Дании.

Ключевые слова: Ф. Кунцен, Хольгер Датский, Хольгер Немецкий, Holger Fehde, «Хольгерская распря», датско-немецкий конфликт, датская опера, XVIII век, классицизм
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Хонякина Е.А. Опера «Хольгер Датский» Ф. Кунцена и «Holger Fehde»: pro et contra // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 19–31. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-19-31.

 

ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ПИСЬМО В МЕССЕ Es-dur ФРАНЦА ШУБЕРТА

Дун Яньзцюнь

Аннотация. Статья посвящена Мессе № 6 Es-dur, D. 950 Ф. Шуберта – последнему сочинению мастера в данном жанре. Созданная незадолго до смерти месса стала образцом художественной зрелости композитора, с одной стороны, и отразила его особое отношение к церковно-католическому канону – с другой. Месса анализируется с точки зрения специфики вокально-хорового письма Шуберта, раскрывающейся во взаимодействии с оркестром. Три хоровые фуги, по традиции сочиненные Шубертом для определенных разделов в частях Gloria, Credo и Sanctus, рассматриваются как проявление высокого полифонического мастерства и как серьезное испытание для дирижера, хоровых и инструментальных исполнителей. Наиболее выразительные эпизоды мессы – Domine Deus в Gloria и Agnus Dei – вобрали в себя лучшие достижения композиторской техники в области вокально-хоровой мелодики, гармонии и тембровой драматургии. В то же время они отразили экзистенциальные и религиозные вопросы, волновавшие Шуберта в последние месяцы жизни. Нетипичный для месс австрийских композиторов эмоциональный модус частей Gloria, Sanctus и Agnus Dei позволяет сделать вывод об индивидуальном, глубоко личностном преломлении идей христианства и столь же индивидуальной музыкально-стилистической трактовке литургии.

Ключевые слова: Франц Шуберт, Месса Es-dur, хор, хоровая партия, фуга, хоровое письмо, исполнение
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Дун Яньзцюнь. Вокально-хоровое письмо в Мессе Es-dur Франца Шуберта // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 32–42. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-32-42.

 

ТОПОСЫ НОЧИ, ВОДЫ И САДА В РОМАНСАХ С.М. ЛЯПУНОВА

Н.В. Медведева, Чэнь Лиинь

Аннотация. Сергей Михайлович Ляпунов, известный прежде всего своей фортепианной и оркестровой музыкой, оставил 53 романса, отмеченных стилистическим, смысловым единством и образным родством. Романсовое творчество композитора может быть рассмотрено как целостный текст, – точно так же, как прежде изучались романсы других русских композиторов – М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова и др. Тексты, избранные Ляпуновым для романсов, находят выражение в музыке, однако анализ слова и музыки по отдельности также возможен, и он дает интересные результаты. В текстах романсов Ляпунова выделяются три значительных топоса, переходящих из опуса в опус и являющихся предметом пристального внимания композитора: ночи, воды, представленной как море, река или ручей, и сада. Все три оказываются нагруженными личными для Ляпунова смыслами, связанными с образами счастливого детства. Всем романсам, воплощающим названные топосы, присущ определенный набор музыкально-выразительных средств, в которых разворачивается одна из наиболее значимых для Ляпунова идей – переход внешнего во внутреннее. Этот процесс показан на примере нескольких романсов, где представлены упомянутые топосы.

Ключевые слова: С.М. Ляпунов, топос, романс, стихотворение, ноктюрн
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Медведева Н.В., Чэнь Лиинь. Топосы ночи, воды и сада в романсах С.М. Ляпунова //Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 43–51. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-43-51.

 

УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЖАЗОВОГО И КЛАССИЧЕСКОГО В КОНЦЕРТЕ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ ФА МАЖОР ДЖ. ГЕРШВИНА

Ван Куньхао

 

Аннотация. Анализируется музыкальный материал Концерта для фортепиано с оркестром фа мажор Дж. Гершвина. Автор исследования обращается к проблеме восприятия современниками сочетания классической музыки и джаза в творчестве композитора, так как во многом введение его элементов в произведения в начале XX столетия являлось скандальным из-за негативных коннотаций, окружавших его прослушивание и исполнение. Со временем отношение к джазовой музыке изменилось, как следствие, современный подход к творчеству Дж. Гершвина, признающий его культурную ценность, требует выделения уровней взаимодействия джазовой и классической музыки в Концерте для фортепиано с оркестром фа мажор, что данное исследование осуществляет с точки зрения структуры концерта, тематического материала, гармонии, коммуникации оркестра и фортепиано, тембральной картины звучания разных групп оркестра. Демонстрируется, как в данном взаимодействии раскрывается музыкальное мышление Дж. Гершвина, возможности композитора создавать контрасты в разных разделах концерта и трансформировать конкретные музыкальные темы от джазового к классическому и наоборот.

Ключевые слова: джазовая музыка, классическая музыка, Дж. Гершвин, фортепианный концерт, американская музыка
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ван Куньхао. Уровни взаимодействия джазового и классического в Концерте для фортепиано с оркестром фа мажор Дж. Гершвина // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 52–59. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-52-59.

 

Н. ДОРЛИАК – С. РИХТЕР: ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВКИ РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Лю Чан, Л.А. Скафтымова

Аннотация. Творческий тандем певицы Н.Л. Дорлиак и пианиста С.Т. Рихтера – недосягаемая вершина русской исполнительской школы. Схожесть музыкальных интересов и беззаветное служение музыке объединяли двух мастеров сцены. На протяжении многих лет в их репертуар входили произведения камерной вокальной музыки, большая часть которой создана русскими композиторами XIX–XX вв. На основе анализа аудиозаписей Дорлиак и Рихтера в статье выявляются принципы интерпретации вокальной музыки: тембровое и артикуляционное единство, главенство голоса. В исполнении кантиленной романсовой лирики М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, С.В. Рахманинова Рихтер отходит на второй план, давая возможность голосу Дорлиак раскрыться во всем его многообразии. Желая подчеркнуть красоту вокального тембра, пианист выделяет отдельные ноты в партии фортепиано, имитируя кристальную чистоту интонации певицы. В трактовке вокальных сочинений М.П. Мусоргского и С.С. Прокофьева исполнители отталкиваются от речитативной природы их музыкального языка и театрального потенциала. В процессе исполнения «Гадкого утенка» или «Детской» Дорлиак и Рихтер выступают как равноправные участники музыкально-театрального действа, каждый из которых владеет своими средствами для создания ярких образов, важнейшим из которых является выразительная певческая и инструментальная интонация.

Ключевые слова: Н.Л. Дорлиак, С.Т. Рихтер, концертмейстер, камерная музыка, русский романс, Глинка, Мусоргский, Прокофьев
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Лю Чан, Скафтымова Л.А. Н. Дорлиак – С. Рихтер: особенности трактовки русской вокальной музыки // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 60–70. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-60-70.

 

ПАОЛА МОРИС И ЕЕ «КАРТИНЫ ПРОВАНСА»: ОПЫТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА

А.В. Ванчугов, Дуань Цзюньхао

Аннотация. Рассматривается творческая судьба французского композитора Паолы Морис (1910–1967) и анализируется ее ключевое сочинение для альта-саксофона – сюита «Картины Прованса». Будучи выпускницей Парижской консерватории, она всю жизнь проработала в родном вузе, внесла вклад в развитие композиции и теоретической мысли Франции. Среди ряда ее камерно-инструментальных и симфонических сочинений международное признание получили «Картины Прованса», которые уже в XXI столетии стали классикой исполнительства на саксофоне. Яркие образы юга Франции воплощаются композитором через выразительные мелодические линии, терпкие гармонии, унаследованные от К. Дебюсси и М. Равеля, а также через изысканную ритмику, берущую свое начало от И. Стравинского. Представленная краткая художественно-историческая характеристика каждой из пяти частей и подробный исполнительский анализ позволяют максимально детально понять задумку композитора и реализовать свое видение как начинающим саксофонистам – ученикам средних и старших классов ДМШ / ДШИ, так и уже сложившимся мастерам – обучающимся на выпускных курсах консерваторий и институтов искусств. В опоре на метод целостного анализа и методические работы по игре на саксофоне российских и англоязычных авторов становится возможным первое в отечественном музыковедении обращение к музыке, которая поможет в дальнейшим привлечь исследователей для изучения творчества композиторов таких, как П. Морис.

Ключевые слова: Паола Морис, саксофон, сюита «Картины Прованса», исполнительский анализ
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ванчугов А.В., Дуань Цзюньхао. Паола Морис и ее «Картины Прованса»: Опыт исполнительского анализа // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 71–85. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-71-85.

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДУХОВАЯ ШКОЛА: ИСТОКИ, НАСТОЯЩЕЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

К.С. Серков

Аннотация. Один из центральных вопросов для любой национальной академической инструментальной школы – истоки формирования ее эстетики в целом и, в первую очередь, представлений о тембральных особенностях каждого инструмента. По мнению автора, для отечественной духовой школы эта тема одна из наиболее существенных, поскольку во второй половине XX в. произошла достаточно резкая смена вектора ее развития, приведшая, ко многим положительным результатам, но ряд негативных моментов, сопровождавших этот процесс, еще не полностью преодолен. В предлагаемой статье отмечены источники возникновения совершенно различных подходов в понимании звучания духовых инструментов в рамках становления европейских исполнительских школ в XIX в., в первую очередь французской и немецкой, повлекшие появление весьма разных по своим конструкциям и тембральным характеристикам моделей. Рассматривается влияние немецкой инструментальной традиции на русскую духовую школу. Систематизируются факторы, способствующие кристаллизации «русского звучания» духовых инструментов. Обозначены основные проблемные вопросы недавнего прошлого и настоящего отечественной духовой школы. Сформулирован ряд важнейших задач современного музыкального исполнительства, которые должны быть отражены в процессе подготовки российских музыкантов-духовиков. Предложены практические пути их решения в рамках учебного процесса в среднеспециальных и высших учебных заведениях. В частности, речь идет о формировании у обучающихся необходимых слуховых представлений, изучении ими новейшей музыки с использованием нетрадиционных приемов игры, проработка навыков сольного и оркестрового исполнительства.

Ключевые слова: отечественная школа игры на деревянных и медных духовых инструментах, немецкая духовая школа, французская духовая школа, эстетика звука, тембр
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Серков К.С. Отечественная духовая школа: истоки, настоящее, перспективы // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 86–96. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-86-96.

 

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФЛЕЙТЫ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Ян И

Аннотация. В данной статье автор указывает на необходимость специфических методов и подходов при изучении камерной музыки для европейской флейты китайских авторов. Кратко обозначив исторический вектор развития флейтового искусства Китая (от становления инструментального искусства на традиционных флейтах до внедрения инструмента европейской модели), отмечается теснейшая и неразрывная связь традиционных представлений об инструменте и исполняемой на нем музыке в творческих практиках китайских музыкантов на флейте западного образца. В связи с этим постулируются некоторые положения и подходы к изучению инструментальной музыки (инструментальной традиции), применяемые исследователями этномузыкологами как наиболее эффективные для аналитической работы с камерными сочинениями китайских авторов для европейской флейты. Так, посредством исторического метода исследования, методов анализа и обобщения, формулируется необходимость обновления методологического инструментария при изучении китайской камерной музыки для европейской флейты посредством интеграции методов и подходов смежной области научного знания – этномузыкологии. Данные методы и подходы смежной дисциплины (в отличие от методов академического музыкознания) способны обнаружить глубинные слои национальной традиции, не только не утерявшейся вследствие вестернизации флейтового искусства Китая, но и обновленной в собственной исключительной мощи.

Ключевые слова: камерная музыка, китайская флейта, европейская флейта, инструментальная традиция, музыкознание, этномузыкология, методы исследования
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ян И. К вопросу об эффективности методологического инструментария при изучении камерной музыки для европейской флейты китайских композиторов // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 97–104. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-97-104.

 

СПЕЦИФИКА МИНИМАЛЬНЫХ ВЫСОТНЫХ ИНВАРИАНТОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

Н.М. Кондратьева

Аннотация. В статье подробно описывается устройство минимальных высотных сегментов в сибирской музыке, отличающееся от европейских норм. Минимальные сегменты представлены высотными контурами, которые отражают процесс существенных изменений звука на ступенях звукоряда, важный для сибирских культур. Выявленная автором система высотных контуров обладает свойством универсальности для сибирской метакультуры. Она включает два класса, девять основных типов и двадцать четыре подтипа высотных конфигураций. При описании системы высотных контуров особое внимание уделяется дифференциальным признакам, которые различают типы и подтипы высотных контуров и проявляются на разных уровнях. В разных этнических культурах, жанровых традициях, исполнительских стилях высотные контуры по-разному соединяются со звукорядными ступенями, образуя различные наборы минимальных высотных инвариантов. Однако во всех сибирских культурах существует принципиальная возможность реализации разных контуров на одной ступени. Это порождает особое устройство сибирских звукорядов с очень большими ширинами ступеней, которые названы автором зонорядами. Еще одним следствием специфического устройства минимальных высотных инвариантов является нерелевантность интервалики, проявляющаяся в феномене «раскрывающихся ладов», открытых и описанных Г. Григоряном и Э. Алексеевым. Для иллюстрации теоретических положений приведены две авторские нотировки тувинских песен кожамык, исполненных на один напев матерью и дочерью. К ним прилагаются схемы зонорядов, установленных с помощью Speech Analyzer.

Ключевые слова: этномузыкология, музыкальная культура Сибири, методы анализа музыкальных текстов, высотные контуры, высотные инварианты, зоноряды
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кондратьева Н.М. Специфика минимальных высотных инвариантов в музыкальном фольклоре коренных народов Сибири // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 105–115. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-105-115.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАННОГО ИСКУССТВА НОВОСИБИРСКА В 2014–2024 гг.

Н.В. Багинская, А.А. Мальцева

Аннотация. Статья посвящена развитию органного образования в Новосибирске как многоуровневой системы преподавания органного исполнительства. При этом авторы обращаются к актуальному этапу развития новосибирской органной школы, анализируя факты и события за период с 2014 по 2024 г. В центре внимания находятся такие аспекты, как деятельность педагогов-органистов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, количественные и качественные позитивные изменения в достижениях обучающихся, деятельность выпускников консерватории в Новосибирске, являющаяся важным фактором устойчивого развития новосибирской органной школы. Авторы рассматривают деятельность доцента Глеба Анатольевича Никулина и профессора Натальи Викторовны Багинской в педагогическом, концертном (гастроли, конкурсы, запись дисков) и методическом (участие в жюри конкурсов, мастер-классы) направлениях. Отдельное внимание уделяется исполнению произведений сибирских композиторов и органному творчеству Г. Никулина. Подробно изучается развитие органного класса в рассматриваемое десятилетие (участие обучающихся в конкурсах, мастер-классах, гастроли, трудоустройство выпускников в филармониях Сибирского региона), отмечается высокий творческий потенциал и энтузиазм молодых музыкантов. При анализе деятельности выпускников органного класса в Новосибирске замечено, что важную роль в раннем обучении органному мастерству играет педагогическая и методическая работа, проводимая в ДШИ № 20 (Е. Данилова) и студии «Четверть с точкой» (О. Колесникова). Сделан вывод, что анализ вышеназванных аспектов свидетельствует о прочно закрепившейся в период с 2014 по 2024 г. системе образования органистов в Новосибирске и намечены перспективы, открывшиеся после реставрации органа Большого зала консерватории.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, музыкальная культура Новосибирска, Новосибирская государственная консерватория, органное исполнительство, новосибирская органная школа, образование органистов
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Багинская Н.В., Мальцева А.А. Образовательные аспекты органного искусства Новосибирска в 2014–2024 гг. // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 116–125. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-116-125.

 

ТЕМА СУ У В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКОГО КОМПОЗИТОРА ХУАН ХУЭЙ

У Цзе

Аннотация. Статья посвящена вокально-симфоническому циклу «Су У пасет овец» Хуан Хуэя и тематическим связям с одноименной школьной песней Тянь Сихоу (слова Цзян Интан). Представлены факты создания CD-версии и партитуры цикла, основные художественные доминанты творческой работы композитора, проанализирована музыкальная структура частей и целого. Образ Су У уже много веков воспринимается как символ верности Императору, упорства и стойкости, потому достаточно широко представлен в китайской литературе и музыке. В своем цикле Хуан Хуэй предлагает по-иному взглянуть на фигуру Су У – с точки зрения психологии человека, прошедшего через тяжелые испытания. Исследованы способы работы композитора с инвариантом темы «Су У пасет овец». Установлено, что вариантно-вариационный принцип развития является основным, связанным с чертами эпического высказывания. Определены основные приемы работы с тематическим материалом: ритмическое увеличение, сжатие, зеркальная инверсия, ладовые модуляции, темповые обновления, переинструментовка. Выделены функции некоторых разделов частей с точки зрения их роли в драматургии цикла. Большое внимание уделено структурному компоненту частей. В статье выявлена особая роль рондальности как одного их принципов формообразования и трехчастности, приобретшей символическое значение в контексте содержания сочинения.

Ключевые слова: «Су У пасет овец», Хуан Хуэй, школьная песня, вокально-симфонический цикл
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: У Цзе. Тема Су У в творчестве китайского композитора Хуан Хуэй // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 126–134. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-126-134.

 

КОНЦЕРТ ДЛЯ ПИПЫ И СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА «СТЕПНЫЕ СЕСТРЫ» У ЦЗУЦЯНА, ВАН ЯНЬЦЯО И ЛЮ ДЭХАЯ: К ПРОБЛЕМЕ ОТРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО

Чжан Чэн

Аннотация. Концерт для пипы и симфонического оркестра «Степные сестры» У Цзуцяна, Ван Яньцяо, Лю Дэхая, написанный в 1973 г., является ярким примером жанра «народного концерта», возникшего

в Китае в ХХ в. Сочинение демонстрирует качества, характерные для всех произведений периода Культурной революции. В основу положена история двух девочек, которые, рискуя жизнью, защитили отару овец в разгар снежной бури. В концерте используются темы известных песен: из одноименного мультфильма и авторской песни «Желаем Председателю Мао долгих лет жизни». В статье подробно рассматриваются способы композиторской работы на пути отражения элементов монгольской музыкальной культуры. Выявляются синтез песенно-танцевальных и эпических музыкальных традиций, методы работы с цитатным материалом, пути воплощения стилистики песенного фольклора монголов и тембральности народных инструментов, особенности передачи колорита, эстетики и аксиологических компонентов культуры. В первой части концерта определены черты двух ведущих песенных традиций монголов – уртын дуу и богино дуу, а также их проекция на музыкальную ткань концерта посредством воплощения образа широкой степи и бега лошади. В третьей части выявляются черты монгольских хвалебных песен и эпических сказов, что непосредственно отразилось на характере мелодического развития. Таким образом, концерт представляет собой яркий пример гармоничного соединения традиционных элементов монгольской музыкальной культуры и западноевропейской логики развития. Отход авторов сочинения от этнографизма обеспечил «Степным сестрам» успех у слушателей.

Ключевые слова: концерт для пипы и симфонического оркестра, «Степные сестры», монгольская песенная традиция, У Цзуцян, Ван Яньцяо, Лю Дэхай, уртын дуу, богино дуу, музыка композиторов Китая
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чжан Чэн. Концерт для пипы и симфонического оркестра «Степные сестры» У Цзуцяна, Ван Яньцяо и Лю Дэхая: к проблеме отражения национального // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 135–144. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-135-144.

 

КИТАЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР

Чжэн Динцянь

Аннотация. Приводится информация о возникновении китайской военной музыки, восходящей к третьему тысячелетию династии Западная Чжоу, о развитии военных оркестров, их инструментальном составе и роли в период от династии Хань до династии Цин. Однако с вторжениями конца XIX – начала ХХ вв. в Китай восьми держав и углублением культурных обменов между Востоком и Западом традиционная китайская барабанно-духовая музыка была вытеснена западной. Цель работы: представить краткую историю развития военного оркестра в Китае. В статье рассматриваются составы оркестров Древнего Китая и современных, отмечаются особо популярные сочинения и их авторы, приводится информация о первых оркестрах европейского типа. Определяется роль оркестра Народно-освободительной армии Китая не только в освоении европейских жанров военной музыки, но и в укреплении качественного эстетического образования в стране. Вывод заключается в том, что китайская военная музыка появилась раньше западной, но на Западе впервые были усовершенствованы духовые инструменты, они звучали громче, ярче, были более эффективны на поле боя, поэтому вытеснение китайской барабанно-духовой военной музыки стало неизбежным.

Ключевые слова: военная музыка, оркестр, армия, духовые инструменты, марш
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Чжэн Динцянь. Китайский военный оркестр // Вестник музыкальной науки. 2025.
Т. 13, № 1. С. 145–151. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-145-151.

 

РАЗГОВОР О НАПРАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ МЫСЛИ (Ли Сиань, Цюй Сяосун, Е Сяоган, Тань Дунь) Часть I

О.В. Усачева

Аннотация. В статье даны пояснения к переводу беседы четырех композиторов – представителей китайской музыкальной культуры периода «реформ и открытости» – Ли Сианя, Цюй Сяосуна, Е Сяогана, Тань Дуня. В публикуемом историческом документе нашла отражение дискуссия о перспективах развития китайского музыкального творчества, развернувшаяся на страницах музыкально-академической прессы в 80-е гг. XX в. Актуальность перевода данного документа обусловлена необходимостью его включения в полном объеме в базовый корпус источников на русском языке для изучения новейшего этапа истории китайской музыки, в том числе творчества композиторов «новой волны». «Разговор о направлениях современной музыкальной мысли» рассматривается в контексте событий, происходивших в сфере профессиональной академической музыки Китая в первом десятилетии после Культурной революции, способствовавших активизации процессов обновления музыкальной жизни страны, стимулировавших формирование китайского музыкального авангарда, определивших векторы творческого становления молодого поколения китайских композиторов. Трое представителей этого поколения – знаметитые современные композиторы – показаны в переломный момент жизни: между окончанием консерватории и отъездом на учебу в США. В статье дается общая характеристика содержания беседы, выявляются ее основные тематические линии, затрагивается вопрос об опыте перевода и использовании данного документа в русскоязычной научной литературе.

Ключевые слова: Ли Сиань, Цюй Сяосун, Е Сяоган, Тань Дунь, композиторы «новой волны», китайский музыкальный авангард, китайская культура
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Усачева О.В. Разговор о направлениях современной музыкальной мысли (Ли Сиань, Цюй Сяосун, Е Сяоган, Тань Дунь). Часть I // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 152–165. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-152-165.

 

«КОНТРАКТ РИСОВАЛЬЩИКА» – «КНИГИ ПРОСПЕРО»: ЭВОЛЮЦИЯ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА П. ГРИНУЭЯ – М. НАЙМАНА

А.С. Звягина

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению результатов пятнадцатилетнего совместного творческого процесса кинорежиссера Питера Гринуэя и композитора-минималиста Майкла Наймана. Эволюционная арка от первого фильма «Контракт рисовальщика» к последнему «Книги Просперо» красноречиво свидетельствует об интенсивном становлении и постепенном исчерпании изначально единой творческой концепции. Выделяется несколько аспектов, указывающих на возрастание различий в подходах к созданию музыки к кинофильмам и объектам бриколажной обработки, а также в самом способе использования музыкального материала. Если в «Контракте рисовальщика» музыкальный материал является важным, но все-таки дополняющим фактором аудиовизуального синтеза, обеспечивая психологическую достоверность поведения персонажей в кадре, то в «Книгах Просперо» музыка Наймана претендует на особую роль в деконструкции шекспировского нарратива, одухотворяя своим звучанием панорамные виды иллюзорного мира и вытесняя немногочисленные сюжетные детали, все еще связывающие происходящее на экране с реальностью. Автор приходит к выводам, что техника бриколажа, применяемая Найманом и Гринуэем на протяжение всей совместной творческой деятельности к музыке Г. Перселла и сюжетам, затрагивающим историю и культуру Вели¬кобритании, оказалась столь долговременной и эффективной именно потому, что представляет собой целостный и активно эволюционирующий художественный метод.

Ключевые слова: бриколаж, музыка к кинофильмам, Питер Гринуэй, Майкл Найман, «Контракт рисовальщика», «Книги Просперо», саундтреки
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Звягина А.С. «Контракт рисовальщика» – «Книги Просперо»: эволюция совместного творческого метода П. Гринуэя – М. Наймана // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 166–175. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-166-175.

 

КАВКАЗСКИЙ ТУРБО-ФОЛК КАК ТРЕНД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНО-ПОП-МУЗЫКИ

Ю.В. Антипова

Аннотация. Статья продолжает ряд исследований автора, касающихся проблемы привлечения языковых средств традиционной музыки народов мира в пространство популярной музыкальной культуры. Ставший ярким явлением в отечественном поп-мейнстриме кавказский турбо-фолк (кавказский шансон) рассматривается как образец этно-поп-музыки и характеризуется следующими особенностями: как любые этнически окрашенные стили поп-музыки он дает самое поверхностное представление о традиционной музыке региона, на протяжении 2010-х и уже 2020-х гг. кавказский турбо-фолк становится все более представительным сегментом российского шоу-бизнеса, он компенсирует дефицит маскулинности, брутальности, патриотизма, семейных ценностей. Актуальность исследования связана с выяснением текстологических и музыкально-стилистических особенностей композиций кавказских поп-песен: исполняемые на русском языке они содержат многие языковые неточности; две основные разновидности жанра отражают главные ментальные свойства условно-кавказского – бойкая лезгинка («Салам алейкум братьям» И. Итляшева) отвечает за тематику Братства кавказских народов, а песни в стиле латиноамериканской поп-музыки («Она любила розы» И. Итляшева) утверждают следование актуальным трендам, важным в завоевании непокорной Женщины. Доказывается, что из богатого арсенала традиционной музыки Северного Кавказа избираются лишь некоторые ее клише: речитация на одном звуке, обыгрывание оборота t-VII в натуральном миноре, включение в мелодию характерной кавказской орнаментики, ритмическая остинатность. Подобная избирательность и усредненность средств не позволяет говорить о принадлежности кавказского турбо-фолка к фольклорному пласту, но как об оригинальном явлении глобального рынка массовой музыки.

Ключевые слова: поп-музыка, этно-поп, кавказский турбо-фолк, кавказский шансон
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Антипова Ю.В. Кавказский турбо-фолк как тренд отечественной этно-поп-музыки // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 176–182. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-176-182.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.