Е.О. Предвечнова
Аннотация. В статье впервые представлен семантический анализ программы, структурно-жанрового инварианта и мифопоэтических символических образов в Концерте для фортепиано с оркестром e-moll, ор. 60, № 3 (Баллада) Н.К. Метнера. Изучены мифопоэтические образы-символы на уровне текста, контекста и интертекста. Рассмотрены особенности символической программы, обусловленные содержанием стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка». Экстрамузыкальная семантика тематизма Концерта, ор. 60 формируется на основе влияния литературного жанра баллады благодаря символическому, мифопоэтическому мышлению композитора. Проводятся интертекстуальные параллели с балладами Ф. Шопена, И. Брамса, где также проявилась идея романтического двоемирия, повествовательности, эпичности. На уровне текста драматургия образов-символов выражена в идиллическом хронотопе, специфика которого определяется взаимодействием мистической (вода, Русалка), реальной (огонь, Витязь), и сакральной (время-вечность, земля, Автор) символическими сферами. Анализ интрамузыкальной семантики тематизма выявил лирико-эпические, психологические, драматические, жанрово-танцевальные образы. В процессе изучения семантического содержания текста отмечается, что образ-символ Русалки представлен темами призыва, бурной волны, игривого танца, образ-символ Витязя выражен темами воли, судьбы, восклицания, ликования, колоколов. Время-вечность Автора показано темой воспоминаний, выполняющей на интертекстуальном уровне функцию лейтмотива, семантической доминанты творчества композитора. Выявляются такие свойства музыкального мышления композитора, как мифопоэтичность, синтетичность, симфоничность, теургийность. Специфика структурно-семантического жанрового инварианта Концерта выражена в концепции «Человек теургический».
Ключевые слова: Н.К. Метнер, фортепианный концерт, семантика программности, образ-символ, структурно-семантический жанровый инвариант
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Предвечнова Е.О. О семантике мифопоэтических образов-символов в Концерте для фортепиано с оркестром e-moll, ор. 60, № 3 (Баллада) Н.К. Метнера // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 9–18.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-9-18.
Е.В. Медведева
Аннотация. Статья посвящена творчеству Александра Борисовича Гольденвейзера (1875–1961) – выдающегося педагога, пианиста, композитора, редактора и яркого общественного деятеля. В центре исследования находится Поэма для скрипки и фортепиано, ор. 38, в которой ярко репрезентируются особенности авторского стиля композитора. Однако его выразительные свойства и алгоритмы, стимулирующие обновление, актуальность содержания, остаются неисследованными. Автором статьи подробно рассматривается содержательно-тематическая структура произведения, которая открывает новые возможности для его понимания и вдохновляет музыкантов-исполнителей на интерпретации. Целью статьи является осмысление информации об авторском стиле Гольденвейзера, выявление специфики выразительных средств его музыки, особенностей композиторского почерка. Суть концепции Поэмы, ор. 38 рассматривается в русле образно-смысловой составляющей и обусловленной ею тонально-гармонической организации. Доказывается, что в творчестве А.Б. Гольденвейзера органично сочетались традиционное классическое мышление и новаторские прорывы начала ХХ в. Сделан вывод, что стиль композитора не только самобытен, но и во многом предвосхищает искусство будущих поколений.
Ключевые слова: А.Б. Гольденвейзер, авторский стиль, камерно-инструментальное творчество, поэма
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Медведева Е.В. Особенности авторского стиля в камерно-инструментальном творчестве А.Б. Гольденвейзера на примере Поэмы, ор. 38 // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 19–28.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-19-28.
СОНАТА № 12, ор. 69 «АНТИЧНАЯ» ДМИТРИЯ ТОЛСТОГО: СПЕЦИФИКА ПРЕТВОРЕНИЯ ЖАНРА
Ли Цзиньчан
Аннотация. Петербургские композиторы второй половины ХХ в. продолжили линию творческого переосмысления наследия в области жанра фортепианной сонаты. В частности, важный вклад внес Дмитрий Алексеевич Толстой (1923–2003). Его сочинения наполнены самобытной образно-содержательной и стилевой составляющей. Наибольший интерес с точки зрения осмысления авторских исканий Д. Толстого представляет Соната № 12 «Античная», ор. 69. Она являет пример обогащения устоявшихся канонов эмоционально-содержательного компонента классической фортепианной сонаты образностью, объединяющей в себе одновременное обращение к былому (временам античности) и современности. В статье раскрывается оригинальное обращение Д. Толстого к различным эффектам стилизации музыки от древних ладов и самых простейших интонаций до элементов музыкального неоклассицизма. В произведении явно прослеживается влияние творчества С.С. Прокофьева, что также отражено в представленном исследовании. Кроме того, уделяется внимание соединению вокальных и инструментальных интонаций; фактуре гармонического склада; использованию созвучий в ладотональности; ритмике рисунка сонаты; структурной четкости сочинения; тяготению к камерности и лирике в высказывании музыкальных переживаний. Показано богатство эмоционально-содержательного насыщения сонаты через субъективное композиторское прочтение совершенства и красоты.
Ключевые слова: музыка ХХ века, петербургская композиторская школа, Дмитрий Толстой, жанр фортепианной сонаты, неоклассицизм, Соната №12 «Античная»
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ли Цзиньчан. Соната № 12, ор. 69 «Античная» Дмитрия Толстого: Специфика претворения жанра // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 29–37.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-29-37.
РОК-ОПЕРА А. КРУГЛОВА И Е. ХАНПИРЫ «ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ»: МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
О.В. Новикова, А.Е. Иванова
Аннотация. Статья посвящена анализу музыкально-драматургической организации рок-оперы композитора Антона Круглова и либреттиста Елены Ханпиры «Последнее испытание» (2009), представляющей собой значительное явление в современной российской культуре. Намечаются параллели между «Последним испытанием» и иными произведениями искусства, в частности, с рок-оперой Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – Суперзвезда», классико-романтическим оперным наследием, произведениями классической литературы и кинематографа. Впервые рассматриваются музыкально-выразительные средства воплощения образов главных героев и концепции сочинения в целом. Выявляются системы музыкально-стилистических характеристик, противопоставляющих действующих лиц: за каждым из них закреплены интонационно-стилистический пласт и тип интонирования, а также инструментальные тембры. Концепция оперы реализуется на уровне системы лейтмотивов и интонационных связей между номерами и действиями. Важное драматургическое значение имеют в опере и принципы формообразования, значима роль интонационных арок, репризности, трехчастности, рондообразности. Делается вывод о данной рок-опере как о сложном музыкально-сценическом произведении, хоть и относящемся по своим стилевым характеристикам к «музыке третьего пласта», но в то же время опирающемся на завоевания академического классического и современного оперного искусства.
Ключевые слова: А. Круглов, Е. Ханпира, Последнее испытание, рок-опера, мюзикл, музыкальная драматургия
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Новикова О.В., Иванова А.Е. Рок-опера А. Круглова и Е. Ханпиры «Последнее испытание»: музыкально-драматургическая организация // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 38–51.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-38-51.
О.В. Усачева
Аннотация. Вторая часть беседы китайских композиторов посвящена обсуждению ряда актуальных для музыкальной культуры периода «реформ и открытости» вопросов, среди которых пути и перспективы развития современного китайского искусства, уникальность китайской музыки, роль западной культуры и традиций малых народностей в ее обновлении, различия восточного и западного типов музыкального мышления, соотношение всеобщего, национального и индивидуального в композиторском творчестве. По мнению участников «Разговора...», в китайском искусстве находят отражение такие ключевые для восточной картины мира концепты, как статика, тишина, покой, пустота. В современной китайской музыке эти концепты реализуются через особую трактовку музыкального времени, мелодии, тембра, звука, через воплощение различных аспектов взаимоотношения человека и природы, культуры и цивилизации, порядка и хаоса. В ходе дискуссии композиторы обсуждают творческие планы, идеи и подходы к сочинению музыки, влияние на их творчество различных эстетических концепций, композиторских техник, трудности, с которыми им приходится сталкиваться в поисках собственного творческого метода и индивидуального стиля. В заключение «Разговора…» поднимается проблема возрождения национальной китайской культуры, сохранения ее целостности в условиях стилевого плюрализма и предельной индивидуализации творчества, выдвигается идея возвращения к истокам культуры хуася как неизбежного этапа развития современного китайского искусства.
Ключевые слова: китайская музыка, китайское искусство, культура хуася, восточная концепция музыкального времени, мелодия, тембр, культура малых народностей Китая
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Усачева О.В. Разговор о направлениях современной музыкальной мысли (Ли Сиань, Цюй Сяосун, Е Сяоган, Тань Дунь). Часть II // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 52–63.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-52-63.
«РУССКИЙ СЛЕД» В КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ СЮЙ ШУЯ
Н.В. Санникова
Аннотация. В статье рассматриваются особенности композиционной техники А.Н. Черепнина, которые отражены в квартете «In Nomine III» Сюй Шуя (Xu Shuya). «In Nomine» означает «во имя», «посвящение». Самой ранней музыкой Сюй Шуя, представленной под таким названием, было трио для флейты, кларнета и струнных «In Nomine I». Трио участвовало в конкурсе Ассоциации имени Александра Черепнина на создание произведения, посвященного русскому композитору и музыкальному деятелю, который оставил заметный след в культуре стран Востока. В 2005 г. Сюй Шуя написал струнный квартет «In Nomine II», который не был связан с фигурой Черепнина, а в 2012 г. – «In Nomine III» для флейты, кларнета, скрипки и виолончели по заказу Пекинского фестиваля современной музыки. Квартет имеет подзаголовок «Дань памяти Александру Черепнину» и отражает особенности его композиционного метода. В 1910–1920 гг. Черепнин выработал собственную систему композиции и построил ее на идее синтеза принципов мажоро-минора и симметричных ладовых образований: «девятиступенная гамма» или «гамма Черепнина» образуется путем соединения двух гексахордов одноименного мажора и минора. Созвучия гаммы делятся на терцовые, мажоро-минорные и тонально-нейтральные бестерцовые. Использование этого метода в «In Nomine III» позволило Сюй Шуя добиться особого художественного эффекта, когда благодаря композиционной технике слияния западных и традиционных музыкальных элементов достигло высокого уровеня естественности. Развивая метод Черепнина, композитор стирает границы понятий «академическая музыка» и «традиционное искусство», сочинения Сюй Шуя становятся поистине мультикультурными.
Ключевые слова: Сюй Шуя, Александр Черепнин, гамма Черепнина, девятиступенная гамма, квартет, посвящение, актуальная китайская музыка
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Санникова Н.В. «Русский след» в камерно-инструментальном творчестве Сюй Шуя // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 64–70.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-64-70.
МИФОПОЭТИКА И СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В ОПЕРЕ «МАДАМ БЕЛАЯ ЗМЕЯ» ЧЖОУ ЛУНА
Су Ялинь, С.А. Мозгот
Аннотация. Обращение к опере «Мадам Белая змея» Чжоу Луна обусловлено актуализацией сферы фантастики в художественной культуре современного Китая и слабой степенью изученности этой области в музыке ХХ – первой четверти XXI в. Цель исследования – установление влияния мифопоэтики на структуру художественного мира и специфику музыкального языка в опере «Мадам Белая змея» Чжоу Луна. Методы исследования – историко-стилевой, культурологический, герменевтический подходы, метод музыковедческого анализа. Установлено, что основу организации художественного мира оперы представляет трехъярусная структура: нижний, средний и верхний мир. Они репрезентируются образами фантастических персонажей – демонами Зеленой и Белой змеи, аббатом Фахаем; реальный мир представлен образом Сюй Сяня – возлюбленного Белой змеи (мадам Уайт); верхний мир – образами душ, утонувших детей, а также действием мифологических принципов цикличности – мотива нарушения запрета и смерти-перевоплощения. Симультанный образ мира модернизирует сценарную и музыкальную драматургию оперы, определяя применение приемов стилевой аллюзии (фр. allusion – намек) и стилевого синтеза, создающих спрессованность смыслов и пересечение различных хронотопов. Внесюжетные мотивы нарушения запрета и смерти-перевоплощения выполняют функции структурных инвариантов, связывая сюжет оперы «Мадам Белая змея» и с античными мифами, и с установками буддийского мировосприятия, выраженными категориями любви, правды, свободы, праведности, Нирваны, осмысление которых актуально для композитора. Антагонизм миров накладывает отпечаток на музыкальные характеристики персонажей, для которых свойственно раскрытие музыкального аффекта через образ-амплуа, объединяя средства выразительности западноевропейского театра с традициями представлений пекинской оперы.
Ключевые слова: Чжоу Лун, мифопоэтика, фантастические персонажи, техника Sprechstimme, стиль
bel canto, образ-амплуа
Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Су Ялинь, Мозгот С.А. Мифопоэтика и структура художественного мира в опере «Мадам Белая змея» Чжоу Луна // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 71–82.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-71-82.
СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА «СУ У» ЧЖАН СЯОХУ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ
У Цзе
Аннотация. Симфоническая поэма «Су У» Чжан Сяоху – первый образец жанра симфонической поэмы в истории китайской музыки. Данное сочинение представляет собой синтез западноевропейской формы-структуры, методов развития и национального содержания. Вдохновением для создания данного сочинения послужила история дипломата, жившего в эпоху Западная Хань. В основу тематического материала поэмы положена известная в Китае школьная песня «Су У пасет овец» Тянь Сихоу, которая является здесь основной. Помимо этого, в симфонической поэме звучат еще три темы – варианты основной темы: «Гул сильного северного ветра и звук хуцзя», «Танец хунну», «Марш». Все они отражают разные этапы жизни героя. Процесс формообразования выстраивается на принципах мотивной и вариантно-вариационной работы с темами. Анализ музыкального материала сочинения и смысло-содержательной его стороны выявил некоторые важные особенности, позволяющие говорить об индивидуальном подходе композитора к показу образа Су У. В частности, герой трактуется с точки зрения конфуцианской этики и морали. Для него долг и служение императору превыше всего. Это весьма наглядно прослеживается в драматургии поэмы, где тема Су У после его «возвращения» в империю Хань звучит торжественно, полнозвучно и победоносно.
Ключевые слова: история Су У, Чжан Сяоху, жанр школьной песни, симфоническая поэма, тональная драматургия, психология личности
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: У Цзе. Симфоническая поэма «Су У» Чжан Сяоху в контексте национальной композиторской школы // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 83–93.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-83-93.
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ПЕСНЕ ХУ ЛИ И ЛИ ЮЙГАНА «НОВАЯ “ОХМЕЛЕВШАЯ ФРЕЙЛИНА”» Часть 1
А.К.И. Забулионите, Цзян Тяо
Аннотация. В современной китайской поп-музыке сложилась заметная тенденция обращаться к образам и темам традиционной китайской культуры, получившая название шинуазри. Среди исследователей музыки развернулась полемика: положительно ли влияет эстетическое направление шинуазри в поп-музыке на современного слушателя, приобщая его к традиционной культуре, или эта тенденция есть проявление постмодернизма, искажающее классические образы, фрагментирующее китайскую национальную традицию, тем самым оказывая на культуру негативное влияние. Анализ этой полемики, представленный в нашей статье «Шинуазри как направление в китайской поп-музыке и как понятие в музыковедении», показал, что дискуссия не касалась выявления сущностных характеристик ни эстетики шинуазри, ни постмодернизма. В статье была проведена мысль, что оба эти эстетические направления – и шинуазри, и постмодернизм – обращаются к классической традиции, но принципиально по-разному. В разведении этих эстетических тенденций важно обратить внимание на то, что духовные корни постмодернизма связаны с кризисными процессами, что принципиально отличает его от шинуазри, которое сложилось на волне признания ценности традиционной культуры, ее осмысления в контексте и с точки зрения современности. На основе разграничения этих эстетических направлений мы обращаемся к анализу поп-песни «Новая "Охмелевшая фрейлина"» с целью показать, что способ переосмысления традиционных форм культуры позволяет отнести ее к эстетике шинуазри. Анализируется текст песни, написанной Ху Ли, выявляются смещения акцентов, посредством которых лексика и образы традиционной литературы обретают новые смысловые оттенки, не приводящие к деформации образов, так как не нарушают самих принципов классической китайской эстетики. Делается вывод, что особенности истолкования классических образовв тексте Ху Ли позволяют утверждать, что в этом случае мы имеем дело со стилизацией, т.е. песню следует отнести к эстетике шинуазри, но не к эстетике постмодернизма.
Ключевые слова: поп-музыка, шинуазри, постмодернизм, стилизация, традиционная китайская культура, современная китайская музыка
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Забулионите А.К.И., Цзян. Тяо Переосмысление классической традиции в песне Ху Ли и Ли Юйгана «Новая "Охмелевшая фрейлина"». Часть 1 // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 94–104.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-94-104.
ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СВАДЕБНЫХ ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ ТЮРКСКИХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ВОЛГО-КАСПИЯ
А.Р. Усманова
Аннотация. Обращение к данной тематике обусловлено наименьшей изученностью тюркской музыкальной культуры Волго-Каспийского региона в контексте ее комплексного представления и исторического развития. К задаче исследования относится показ параллелей между свадебными традициями тюрков Астраханской области – юртовских татар, татар-переселенцев (казанских, ульяновских, пензенских, касимовских), ногайцев-карагашей, туркмен, казахов, потомков узбеков-сартов. С помощью сравнительно-исторического и типологического методов выявляется, что при сохранности самобытности каждой из культур возможна общность на уровне жанрово-стилевых признаков. Она продиктована контактным диалогом между народами / этническими группами. Свадебная обрядность, как устойчивый социальный институт обрядовой культуры каждого этноса, является средоточием музыкальных жанров, параллели которых определяются в культурах разных тюркских народов. На основе анализа ладовых закономерностей, звуковысотного, интонационного словаря и ритмических структур свадебных песен тюрков Волго-Каспия доказывается, что на данной территории утвердились две ладоинтонационные системы: диатоническая (характерная для ранних образцов) и ангиметонная (присущая более поздним песенным образцам).
Ключевые слова: свадебные песни, Яр-Яр, тюркские народы и этнические группы, Волго-Каспий, звуковысотная организация, жанрово-стилевые особенности
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Усманова А.Р. Жанрово-стилевые особенности в свадебных песенных традициях тюркских этнических групп Волго-Каспия // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 105–115. DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-105–115.
ИРКУТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «СИБИРЬ» (1873–1887)
О.А. Светлова
Аннотация. Проблематика статьи лежит в русле сибирского музыкального критиковедения и связана с исследованием массива театрально-критических публикаций в газете «Сибирь», издаваемой в Иркутске в 1873–1887 гг. Основным предметом анализа являются заметки, рецензии, фельетоны и статьи иркутских корреспондентов, посвященные постановкам оперетт и опер. Учитывая, что в 1873 г. в городе было возведено новое здание театра, вышедшая в том же году газета с первых номеров уделяла значительное внимание музыкально-театральным событиям, вопросам функционирования театра, деятельности антрепренеров, сменам трупп, исполнительскому уровню артистов, репертуарной политике. Вовлечение читателей в культурную повестку и критическая направленность музыкально-театральной рецепции прослеживаются в «Сибири» на протяжении всего периода ее издания. В статье приводятся наиболее показательные материалы, отражающие полемические высказывания оппонентов, оценочные характеристики певцов, сравнения проблемных сторон местного театра с аналогичными в столичных. Среди публикаций об оперетте выделяются просветительские работы П. Суворова, выступающего в защиту данного жанра. Хронологический ракурс позволяет наблюдать в статье за процессом взаимоотношения прессы и театра, обозначив в нем кризисные точки. В результате исследования отмечается, что в развитии иркутской музыкально-театральной критики, чутко реагирующей на обновление антрепризы и репертуара, переломным становится 1886 г., когда антрепренер К.О. Малевский осуществляет постановки оперных сцен и опер, а газета «Сибирь» размещает на них отзывы и рецензии и, тем самым, открывает перспективы местной оперной критике.
Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, газета «Сибирь», музыкально-театральная критика, оперетта, оперная критика, иркутский театр, К.О. Малевский
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Светлова О.А. Иркутская музыкально-театральная критика на страницах газеты «Сибирь» (1873–1887) // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 116–126.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-116-126.
ПРОЦЕДУРА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКОВЕДА
Г.А. Ерёменко
Аннотация. Обсуждаются вопросы укрепления профессиональной базы музыковедческого образования в музыкальных вузах. Перспективным в подготовке будущих специалистов (педагогов, лекторов, музыкальных критиков) видится формирование навыка осознанного взаимодействия музыкально-исторических и специальных теоретических знаний. Помимо продуманной организации учебных дисциплин основного цикла, этому может способствовать введение ряда курсов, направленных на изучение и практическое освоение универсальных и новых подходов к содержательным аспектам музыки новоевропейского периода и современности. Главной практической целью в комплексе дисциплин должно стать овладение содержательным анализом музыки. Рассматривается процедура системного анализа фонического, интонационно-тематического, композиционно-драматургического и концептуального планов изучаемых композиторских произведений. Представлены принципы организации авторских программ (отдельных разделов межкафедральных программ) в курсах «Содержание музыки», «Введение в музыкознание», «Методология музыкознания», которые опробованы в учебном процессе Новосибирской консерватории. Значимость практической ориентации образования музыковеда-специалиста и важность целостного постижения феномена музыки подтверждается мнениями авторитетных российских ученых. Поиски разных способов решения проблемы, освещенные в многочисленных публикациях, свидетельствуют об ее актуальности.
Ключевые слова: актуализация образования музыковеда, историко-теоретические дисциплины, содержательный анализ музыки, учебные программы
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ерёменко Г.А. Процедура содержательного анализа музыкального произведения в вузовском обучении музыковеда // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 127–136.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-127-136.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Л.Л. Пыльнева
Аннотация. Рассматриваются процессы, связанные с обогащением музыкального образования Интернет-ресурсами. Целью работы стал анализ причин, не позволяющих в полной мере использовать возможности цифровизации в системе обучения. Как показала практика, цифровая среда привнесла в область науки и образования как положительные, так и отрицательные тенденции. К первым относится расширение информационного пространства; доступность удаленных ресурсов и баз данных, а также большая скорость их получения; возможности дистанционного формата при участии в мероприятиях различного масштаба; наличие разработанных онлайн-тренингов и программ для самообучения. Ко вторым – изобильное и спорадическое несистемное приращение информации в цифровом пространстве во всех сферах знания, часть из которой ненаучна и недостоверна; трудности поиска и отбора корректных данных; частое существование информации изолировано от научной системы; недостаточное владение обучающимися поисковыми навыками. Особую проблему составляет подмена творческо-критической работы с информационными источниками, рекомендованной педагогами, скачиванием данных с различных сайтов без критической оценки и осмысления, что практикуется рядом студентов. Подобный подход наносит наибольший вред учащимся исследовательских факультетов, так как не способствует развитиюнаучного мышления и получению личного исследовательского опыта и ведет к снижению квалификации выпускников.
Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, дистанционное обучение, электронные базы данных, интернет-ресурсы
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Пыльнева Л.Л. Проблемы образовательного процесса в условиях цифровизации // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 137–145.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-137-145.
Г.Р. Тараева
Аннотация. Рассматриваются видеоклип и слайд-шоу – разновидности визуализации произведений классической музыки, широко представленные в Интернете. Исследователей интересует общая социально-психологическая типология подобных продуктов при отсутствии внимания к способам их выполнения. Описывается техника использования двух типов этих форматов в теоретических дисциплинах музыкального вуза: видеоклип и слайд-шоу как творческий проект. Приведены три разновидности клипа: произвольное сопровождение музыки визуальными объектами и визуальный комментарий эмоционального характера музыки в соответствии с логикой музыкальных структур, формами изложения тематического материала (мотивов, фраз, предложений), два варианта визуализации одного музыкального фрагмента, замена классической музыкой сцены из кинофильма. В технике творческого проекта – об исполнителе и исполнительском коллективе, произведении, музыкальных событиях – декларируется необходимость выбора подхода к «рассказу», наличие интриги, широкое использование музыки, скромность словесного текста. Приведены аналитические образцы студенческих проектов, размещенные на канале автора «Галина Тараева» в YouTube. Подчеркивается необходимость изучения форматов звучания классической музыки в современной культуре с приведением типов творческих заданий на поиск, показ, анализ.
Ключевые слова: видеоклип на классическую музыку, техника видеоклипа, видеоклип и слайд-шоу в обучении музыканта
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Тараева Г.Р. Творческая работа с информационно-коммуникационными технологиями в теоретических дисциплинах музыкального вуза // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 146–153.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-146-153.
Ю.В. Глазкова
Аннотация. Одним из краеугольных камней исполнительства на органе были и остаются вопросы техники игры на педальной клавиатуре. Как известно, любые аспекты исполнения, относящиеся порой к сугубо «технологическим», тем не менее оказывают влияние и на художественно-эстетическую сторону интерпретации. Многие органисты и педагоги не только российские, но и зарубежные по сей день убеждены, что в педальной технике эпохи барокко использовались только носки ног, а применение каблука стало достижением и прерогативой романтического исполнительства. Целью статьи стало доказать историческую и художественную обоснованность применения каблука в педальной аппликатуре для сочинений немецкого барокко, в том числе органных опусов И.С. Баха. Основным материалом для исследования послужило развернутое предисловие к «Книге хоралов для земли Шлезвиг-Гольштейн», принадлежащего перу одного из непосредственных учеников Баха – И.К. Киттеля. Варианты педальных аппликатур, приведенных Киттелем в данном предисловии, демонстрируют применение каблука, причем данный прием описывается самим автором как подходящий для старой музыки. Фактурные элементы, для которых Киттель призывает использовать как чередование носков, так и пятки ног, встречаются, в том числе, и в органных сочинениях Баха, что служит еще одним доказательством возможности применения такого рода аппликатуры в интерпретации произведений лейпцигского кантора. Автор исследования обозначает случаи, когда использование каблука не только возможно, но и художественно оправдано: к примеру, при игре в крайних тесситурах клавиатуры, где использование одних лишь носков будет приводить либо к техническим проблемам, либо к непрозвученности инструмента. В то время как аппликатура, подобранная должным образом, и в том числе, с учетом исторических сведений об исполнительских традициях эпохи, обеспечивает хороший контакт музыканта с игровой трактурой, результатом которого является выверенная артикуляция, выразительная фразировка и качественное звучание труб органа.
Ключевые слова: орган, исторически обоснованное исполнительство, педаль, педальная клавиатура, органостроение, И.С. Бах, И.К. Киттель
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Глазкова Ю.В. «Книга хоралов для земли Шлезвиг-Гольштейн» И.К. Киттеля как свидетельство принципов педальной аппликатуры в органной музыке И.С. Баха // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 154–161.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-154-161.
УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПОСТАНОВКИ СКРИПАЧЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХНИКИ Ф.М. АЛЕКСАНДЕРА
Л.Б. Зуй, А.В. Ванчугов
Аннотация. Рассматривается вопрос применения техники Ф.М. Александера в процессе физиологического воспитания скрипачей. Актуальность темы обусловлена высокой распространенностью двигательных нарушений и профессиональных заболеваний среди исполнителей на струнно-смычковых инструментах. Анализируются проблемы традиционного подхода в отечественной педагогике, возникающие в процессе передачи механики движений от педагога к ученику. Основное внимание уделено ключевым понятиям метода Александера таким, как ингибирование автоматических двигательных реакций, первичный контроль (взаимосвязь головы, шеи и туловища) и техника направления (мысленное формирование траектории движения). В работе описаны типичные случаи мышечного перенапряжения, возникающие при обучении игре на скрипке, и их возможная коррекция посредством целенаправленного изменения двигательных паттернов. Приводится набор упражнений, направленных на восстановление телесного равновесия и снижение избыточного напряжения в ходе исполнения. Отмечается эффективность рассматриваемого подхода на основании наблюдений и личного опыта авторов, а также опоре на практику зарубежных учебных заведений, где этот метод используется на регулярной основе. Делается вывод о целесообразности включения техники Александера в образовательный процесс как инструмента профилактики нарушений и повышения качества исполнительской подготовки.
Ключевые слова: скрипичная педагогика, техника Александера, исполнительская координация, телесная рефлексия, профилактика профессиональных заболеваний
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Зуй Л.Б., Ванчугов А.В. Устранение недостатков постановки скрипачей при помощи техники Ф.М. Александера // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 162–175.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-162-175.
Жэнь Яобинь
Аннотация. Приобщение китайских певцов к мировому вокальному опыту и сохранение ими индивидуального стиля пения с китайской спецификой – одна из тенденций в вокальном искусстве Китая второй половины XX – начала XXI в., определяющая актуальность настоящего исследования. Цель статьи – осуществить анализ исполнительского творчества китайских теноров с точки зрения индивидуального стиля, сложившегося в интеграции традиций итальянской школы бельканто и китайской национальной культуры. Научная новизна данной работы определена стремлением дифференцировать эти черты на примере стиля пения китайских теноров Ши Хунъэ и Ван Хунвэя. Представляется, что одним из источников такой специфики служит корреляция тембровых качеств исконно национального стиля пения, присущего амплуа сяошэн в пекинской опере, кратко охарактеризованном в статье, и тенорового пения западного типа. Совокупность дескриптивно-описательного, компаративного методов, элементы исполнительского анализа дают возможность сосредоточиться на общем и различном в вокальном искусстве Ши Хунъэ и Ван Хунвэя. Выявлено, что специфика коренится в среде формирования, особенностях творческих способностей и темперамента, характере образования, индивидуальных признаках тембровых характеристик голосов и чертах исполнительской манеры. Как и многие китайские тенора, оба певца получили музыкальное образование за рубежом или у преподавателей-иностранцев в Китае. Взаимодействие западных методов обучения и принципов вокального исполнения с национальными певческими традициями продемонстрировано на примерах трактовки Ши Хунъэ и Ван Хунвэем нескольких образцов камерного жанра китайской художественной песни. Показано, что индивидуальное преломление западных и национальных влияний позволило обоим вокалистам достичь беспрецедентного расцвета и выйти на мировой уровень
Ключевые слова: вокальное искусство, тенор, бельканто, Китай, исполнительский стиль, Ши Хунъэ, Ван Хунвэй
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Жэнь Яобинь. Исполнительское творчество выдающихся китайских теноров Ши Хунъэ и Ван Хунвэя: особенности певческого стиля // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 2. С. 176–185.
DOI: 10.63219/2308-1031-2025-2-176-185.